Модель
|
Количество, ед.
|
Среднесуточный пробег, км
|
КамАЗ-5320
|
160
|
230
|
Соотношение новых и
капитально отремонтированных автомобилей принимаем в равных долях - по 50%,
следовательно, коэффициент . Условия эксплуатации
автомобилей принимаем как для г. Саратова - III
категория (),
климатические условия - умеренные (). Число рабочих дней в
году зон ТО и ТР: =
253.
2. Корректирование
нормативных значений исходных данных
Корректировочные
коэффициенты учитывают следующие факторы: К1 - категорию условий
эксплуатации; К2 - модификацию подвижного состава и организацию его
работы; К3 - природно-климатические условия; К4 и К4‘
- пробег с начала эксплуатации; К5 - количество обслуживаемых
и ремонтируемых автомобилей на АТП и количество технологически совместимых
групп подвижного состава.
Корректирование
нормативов производится по формулам:
– периодичность ТО-1 и ТО-2, км:
, (1)
; (2)
,
.
– пробег до КР, км:
; (3)
.
Коэффициент ,
зависящий от модификации подвижного состава, .
Таблица 2. Периодичность технических
воздействий
Базовый автомобиль
|
Норматив, км
|
УМР, ,
км
|
ТО-1, ,
км
|
ТО-2, ,
км
|
КР, ,
км
|
КамАЗ-5320
46032209660241500
|
|
|
|
|
В соответствии с «Положением о
техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного
транспорта» принимаем нормативную трудоемкость , а затем корректируем ее в соответствии с условиями эксплуатации.
– трудоемкость УМР и ТО, чел.-ч:
, где
,
(4)
, (5)
, (6)
где -
коэффициент, учитывающий уровень автоматизации и механизации работ;
- нормативное значение
трудоемкости уборочно-моечных воздействий (65% от нормативной трудоемкости ЕО).
чел.-ч,
чел.-ч,
чел.-ч,
чел.-ч.
– трудоемкость ТР, чел.-ч/1000
км:
; (7)
чел.-ч/1000 км
– периодичность
уборочно-моечных работ, входящих в работы ежедневного обслуживания,
определяется средней периодичностью мойки автомобилей в днях (Дм =
2 дня) и среднесуточным пробегом:
;
(8)
.
Таблица 3. Трудоемкость технических
воздействий
Вид воздействия
|
Норматив
|
Коэффициенты
|
Скорректирован- ная трудоемкость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КамАЗ-5320 ЕО
ТО-1 ТО-2 ТР
|
0,5 5,7 21,6 5,0
|
- - - 1,2
|
1,0 1,0 1,0 1,0
|
- - - 1,0
|
- - - 1,2
|
1,0 1,0 1,0 1,0
|
0,33 5,7 21,6 7,2
|
3. Расчет годовой
производственной программы по количеству воздействий
Нормы простоя в ТО-2 и ТР d принимаем как
средневзвешенную величину, равную 0,43 дня/1000 км, количество дней простоя в
КР: Др = 23 дня с учетом транспортировки на АРЗ и обратно.
Коэффициент технической готовности
; (9)
.
Коэффициент
использования парка:
, (10)
где Дг
- число рабочих дней парка в году (253 дня);
Кн = 0,95 -
коэффициент, учитывающий невыход автомобиля на линию по эксплуатационным причинам
(отказ клиента, болезнь водителя и т.д.).
.
Годовой пробег
автомобилей:
; (11)
.
Количество КР
автомобилей по АТП за год:
. (12)
Для автомобилей КамАЗ капитальный
ремонт автомобилей не предусмотрен, поэтому по данной формуле можно определить
количество списываемых в данном году автомобилей:
;
Годовая программа по
ТО-2:
; (13)
для автомобилей КамАЗ:
;
Годовая программа по
ТО-1:
; (14)
для автомобилей КамАЗ:
;
Годовая программа
диагностических воздействий. Исходя из назначения и организации
диагностирования Д-1 предусматривается для автомобилей при ТО-1, после ТО-2 (по
узлам и системам, обеспечивающим безопасность движения, для проверки качества
работ и заключительных регулировок) и при необходимости в ТР (по узлам,
обеспечивающим безопасность движения). Таким образом, годовая программа Д-1:
(15)
где ,
,
-
соответственно число автомобилей, диагностируемых при ТО-1, после ТО-2 и при ТР
за год. Число автомобилей диагностируемых при ТР, согласно опытным данным
составляет примерно 10% программы ТО-1 за год.
Д-2 проводится с
периодичностью ТО-2 и в отдельных случаях при ТР. Исходя из этого годовая
программа Д-2:
(16)
где ,
-
соответственно число автомобилей, диагностируемых перед ТО-2 и при ТР за год.
Число автомобилей диагностируемых при ТР принято равным 20% годовой программы
ТО-2.
Годовая программа по
сезонному обслуживанию:
; (17)
.
Годовая программа
уборочно-моечных воздействий:
; (18)
Таблица 4. Годовая производственная
программа АТП
Количество воздействий
|
КамАЗ-5320
|
Количество воздействий
|
КамАЗ-5320
|
Годовой пробег автомобилей, км
|
8 193 500
|
Годовое количество Д-1, 3 646
|
|
Годовое количество КР, (списаний)(34)Годовое
количество Д-2, 1
018
|
|
|
|
Годовое количество ТО-1, 2 544Годовое
количество СО, 320
|
|
|
|
Годовое количество ТО-2, 848Годовое количество
УМР, 17
812
|
|
|
|
4. Расчет трудоемкости
ТО и ТР подвижного состава
Трудоемкость уборочно-моечных
воздействий:
;
(19)
.
Трудоемкость ТО-1 и
ТО-2:
,
(20)
; (21)
,
.
Трудоемкость сезонного
обслуживания:
;
(22)
.
Трудоемкость текущего
ремонта:
; (23)
Таблица 5. Годовой объем работ
Годовой объём работ
|
КамАЗ-5320
|
УМР, чел.-ч
|
5878
|
СО, чел.-ч
|
1382
|
ТО-1, чел.-ч
|
14500
|
ТО-2, чел.-ч
|
18317
|
ТР, чел.-ч
|
58993
|
Трудоемкость вспомогательных работ
по АТП:
;
(24)
.
Итоговая трудоемкость
технических воздействий по АТП:
;
(25)
.
. Расчет численности
ремонтно-обслуживающих рабочих и распределение их по специальностям
Объем ТО и ТР распределяется по
месту его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР
выполняются на постах и производственных участках. К постовым относятся работы
по ТО и ТР, выполняемые непосредственно на автомобиле (моечные, уборочные,
смазочные, крепежные, диагностические и др.). Работы по проверке и ремонту
узлов, механизмов и агрегатов, снятых с автомобиля выполняются на участках.
Учитывая особенности технологии
производства, УМР и работы по ТО-1 выполняются в самостоятельных зонах.
Постовые работы по ТО-2, выполняемые на отдельных универсальных постах, и ТР
обычно производятся в общей зоне.
Работы по диагностированию Д-1
проводятся на самостоятельных постах (линиях) или совмещаются с работами,
выполняемыми на постах ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно выполняются на
отдельных постах.
Общие годовые объемы диагностических
работ Д-1 и Д-2, необходимые в последующем для расчета постов диагностирования,
согласно ОНТП определяются соответствующим суммированием объемов
диагностических работ, выполняемых при ТО-1 или ТО-2, и 50% диагностических
работ при ТР. При этом годовые объемы работ при ТО-1 и ТО-2 для расчета постов
должны быть уменьшены на соответствующий объем контрольно-диагностических
работ.
При организации ТО-2 на отдельных
универсальных постах, а ТО-1 на поточной линии смазочные работы, учитывая их
специфику, целесообразно выполнять на постах линии ТО-1, которая в период
работы зоны ТО-2 обычно свободна, так как ТО-1 проводится во время нахождения
подвижного состава на АТП (в междусменное время).
Для упрощения расчетов принимаю
условно, что все работы ТО-2 выполняются на постах зоны (постовыми рабочими).
Практически же от 20 до 30% трудоемкости работ ТО-2 выполняется в
производственных отделениях. При ТР доля постовых работ составляет 30 ч 40%,
остальные работы выполняются в производственных отделениях.
В тех случаях, когда трудоемкость
работ в каких-либо производственных отделениях мала, то есть расчетное число
рабочих в отделении менее одного, целесообразно объединять сходные по характеру
работ отделения. Работы по самообслуживанию (вспомогательные работы) выделяем в
отдел главного механика (ОГМ).
Таблица 6. Распределение
трудоемкости ТР по видам работ
Вид работы
|
Трудоемкость
|
Численность рабочих
|
|
%
|
чел.-ч
|
|
|
Постовые работы: диагностические
регулировочные разборочно-сборочные сварочно-жестяницкие окрасочные
|
2 3 33 7 5
|
|
|
|
|
|
2 575,82 3 863,73 42 501
|
26
|
23
|
|
|
9015,37 6439,55
|
8
|
7
|
|
|
|
|
|
Итого по постам:
|
50
|
64 395,5
|
34
|
30
|
Участковые работы: агрегатные
слесарно-механические электротехнические аккумуляторные ремонт приборов
системы питания шиномонтажные вулканизационные кузнечно-рессорные медницкие
сварочные жестяницкие арматурные обойные
|
16 10 5 2 3 2 1 3 2 1 1 3 1
|
20606,56 12 879,1
|
9 7
|
8 6
|
|
|
6 439,55 2 575,82 3 863,73
|
7
|
6
|
|
|
2 575,82 1 287,91 3 863,7 2 575,8 1 287,9 1 287,9 3 863,7 1
287,9
|
10
|
9
|
Итого по участкам:
|
50
|
64 395,5
|
35
|
31
|
Всего по ТР:
|
100
|
128 791
|
8
|
8
|
. Расчет зоны УМР
Уборочно-моечная зона предназначена
для поддержания внешнего вида и обеспечения качественного осмотра при
выполнении профилактических и ремонтных работ. Осуществляются работы по уборке
кабин и кузовов, наружной мойке автомобиля с последующей сушкой (обдувом воздухом).
Режим работы - 365 дней.
Штатное число рабочих:
; (26)
.
Явочное число рабочих:
; (27)
.
Ритм зоны УМР:
(28)
где Фз
- годовой фонд времени при односменной работе (равный фонду времени одного
рабочего);
с
- число смен;
.
Такт поста зоны УМР
(время между заменами автомобиля на посту зоны УМР):
, (29)
где tм
= 0,33 чел. - ч - средневзвешенная трудоемкость УМР;
= 1,5 мин. -
время замены автомобилей на посту;
= 3 - число рабочих на
посту.
.
Число постов зоны УМР:
; (30)
.
Площадь зоны УМР
определяем по условию размещения автомобиля КамАЗ-5320. Его длина ,
тогда с учетом строительных норм (кратность сетки колонн - 6 м)
принимаем длину мойки ,
ширину ,
расстояние между автомобилями (рис. 1).
Расчетная площадь зоны
УМР .
Рисунок 1 - Графический
расчет зоны УМР
Таблица 7. Технологическое
оборудование зоны УМР
Наименование
|
Тип, модель
|
Кол-во
|
Площадь,
|
Пылесос
|
ПМ-4М
|
1
|
0,2
|
Пароструйная мойка ДВС
|
М-203
|
1
|
0,4
|
Установка тепловой завесы-сушки
|
УТ-2
|
1
|
0,4
|
Шкаф инструмента
|
Собст. изгот.
|
1
|
0,8
|
Ларь для ветоши
|
Собст. изгот.
|
1
|
0,6
|
Итого:
|
5
|
2,4
|
Зона УМР оборудована очистными
сооружениями для повторного использования воды на уборочно-моечных работах
(установки «Кристалл») и очистки сточных дождевых вод.
. Расчет зоны ТО-1
Зона ТО-1 служит для
профилактических технических воздействий, направленных на предупреждение
отказов, обеспечение безопасности движения и снижение интенсивности изнашивания
элементов автомобиля. Технологический процесс заключается в последовательном
выполнении крепежных, регулировочных и смазочных работ.
Работа зоны организована в
межсменное время, Дрз = 253 дня.
Штатное число рабочих:
.
Явочное число рабочих:
.
Ритм зоны ТО-1:
.
Такт поста зоны ТО-1:
.
Число постов зоны ТО-1:
.
Площадь зоны ТО-1 определяем
графическим методом в соответствии с планировкой (рис. 2)
(32)
.
Рисунок 2 - Графический расчёт линии
ТО-1
Таблица 9. Технологическое
оборудование зоны ТО-1
Наименование
|
Тип, модель
|
Кол-во
|
Площадь,
|
Установка смазочно-заправочная
|
С-101-3
|
2
|
1,2
|
Верстак слесарный
|
ОРТ-1468
|
2
|
1,8
|
Воздухораздаточная колонка
|
С-401
|
1
|
0,2
|
Ларь для отходов
|
2317-П
|
1
|
0,25
|
Пожарный щит
|
Собст. Изгот.
|
1
|
0,1
|
Итого:
|
7
|
3,55
|
8. Расчет зоны ТО-2
Перечень работ по ТО-2 включает в
себя операции, проводимые при ТО-1, а также работы, связанные с частичной
разборкой и регулировкой основных элементов, систем и агрегатов автомобиля.
Цель ТО-2 - углубленная проверка всех элементов автомобиля, замена смазки во
всех узлах и агрегатах, работы, связанные с сезонным обслуживанием. Допускается
частичная разборка узлов автомобиля и сопутствующий ремонт с трудоемкостью, не
превышающей 20% от трудоемкости ТО-2.
Работа организована в одну смену, Дрз
= 253 дня.
Штатное число рабочих:
.
Явочное число рабочих:
.
Число постов:
, (33)
где Стн -
технологически необходимое среднее число смен для выполнения ТО-2 (1 или 2
смены, реже - 0,5 смены);
.
Зона ТО-2 располагается
вместе с зоной ТР в главном производственном корпусе, пост снабжен подъемником.
Площадь зоны ТО-2
определяется аналитическим методом:
, (34)
где -
площадь горизонтальной проекции автомобиля (КамАЗ-5320), ;
- расчетное число
постов в зоне ТО-2;
- суммарная площадь горизонтальной
проекции оборудования, расположенного вне территории постов или линий;
- коэффициент плотности
расстановки оборудования и постов (для зон ТО и ТР =
4,5).
.
Таблица 10. Технологическое
оборудование зоны ТО-2
Наименование
|
Тип, модель
|
Кол-во
|
Площадь,
|
Верстак слесарный
|
ОРТ-1468
|
2
|
2,6
|
Продолжение таблицы 10
|
Установка смазочно-заправочная
|
С-101
|
1
|
0,6
|
Тележки для транспортировки: АКБ колес
|
Собст. Изгот. 1115М
|
1 1
|
0,4 1,0
|
Ларь для отходов
|
2317-П
|
2
|
0,6
|
Колонка воздухораздаточная
|
С-413М
|
1
|
0,5
|
Гайковерт
|
С-164
|
2
|
Шкаф приборов
|
Собст. Изгот.
|
1
|
0,8
|
Пожарный щит с ящиком песка
|
Собст. Изгот.
|
2
|
0,4
|
Итого:
|
13
|
8,82
|
9. Расчет зоны ТР
Назначение зоны ТР - устранение
возникших и выявленных при контрольных осмотрах отказов и неисправностей.
Используется агрегатный метод в сочетании с индивидуальным. Работы по ТР
выполняются на тупиковых постах, оборудованных подъемниками и осмотровыми
канавами.
Трудоемкость зоны ТР
(постовые работы, таблица 6) , .
Число постов:
.
Из них 1 пост - на яме,
1 пос - на подъемнике.
В зоне ТР размещено
следующее оборудование (таблица 11).
Таблица 11. Технологическое
оборудование зоны ТР
Наименование
|
Тип, модель
|
Кол-во
|
Площадь,
|
Тележки для транспортировки: рессор АКБ колес
|
П-216 Собст. Изгот. 1115М
|
1 1 1
|
1,2 0,4 1,0
|
Продолжение таблицы 11
|
Верстак слесарный
|
ОРГ-1468-01
|
9
|
7,2
|
Баки сбора масел
|
Собст. Изгот.
|
3
|
0,9
|
Воздухораздаточная колонка
|
С-401
|
1
|
0,2
|
Ванна моечная
|
Собст. Изгот.
|
1
|
0,6
|
Ларь обтирочного материала
|
Собст. Изгот.
|
2
|
0,8
|
Стенд прокачки тормозной системы
|
|
1
|
0,4
|
Итого:
|
20
|
12,8
|
Площадь зоны ТР определяем
аналитически:
.
Зона ТР совмещена с
зоной ТО-2 в производственном корпусе.
10. Расчет
слесарно-механического участка
Основное назначение
слесарно-механического участка - механическая обработка деталей автомобилей под
ремонтные размеры (коленчатые и распределительные валы, другие детали),
изготовление ремонтного фонда крепежных изделий. Трудоемкость работ Тсл.-м
= 12 879 чел.-ч, .
Расчетная площадь
участка .
Таблица №12. Технологическое
оборудование слесарно-механического участка
Наименование
|
Тип, модель
|
Кол-во
|
Площадь,
|
Верстак слесарный
|
ОРГ-1468
|
3
|
1,6
|
Станок вертикально-сверлильный
|
2Н125
|
1
|
1,4
|
Токарно-винторезный станок
|
16К-30
|
1
|
2,4
|
Станок точильно-шлифовальный
|
3К631А
|
1
|
1,4
|
Станок настольно-сверлильный
|
1М112
|
1
|
1,1
|
Станок фрезерный
|
С77
|
1
|
1,0
|
Продолжение таблицы 12
|
Пресс гидравлический
|
2135-1М
|
1
|
1,0
|
Стеллаж секционный
|
Собст. изгот.
|
1
|
2,0
|
Плита проверочная
|
Собст. изгот.
|
1
|
1,0
|
Ларь для отходов
|
Собст. изгот.
|
1
|
0,3
|
Шкаф инструментальный
|
Собст. изгот.
|
1
|
0,8
|
Тиски слесарные
|
-
|
3
|
-
|
Итого:
|
17
|
18
|
11. Расчет складских
помещений
В АТП подлежат хранению: запасные
части и эксплуатационные материалы, инструменты, кислород и ацетилен в
баллонах, пиломатериалы, металл, металлолом и ценный утиль (размещаются на
территории АТП), шины, подлежащие списанию автомобили (размещаются на
территории АТП).
Расчет буду производить по удельной
площади склада, приходящейся на 1 млн. км пробега группы автомобилей:
, (35)
где -
удельная норма площади склада, м2/млн. км;
- годовой пробег группы
однотипных автомобилей, млн. км;
- коэффициент,
учитывающий тип подвижного состава.
Таблица 13. Площади складских
помещений
Наименование складов
|
Площадь склада, Удельные нормы
площадей
|
|
Запасных частей, материалов
|
2,5
|
9,25
|
Агрегатов
|
4
|
14,8
|
Смазочных материалов с насосной станцией
|
3
|
9,8
|
Лакокрасочных материалов
|
1,0
|
3,7
|
Инструментов
|
0,25
|
1,65
|
Шин
|
2,3
|
9,2
|
Расчет агрегатного участка
Основное назначение -
сборка-разборка, ремонт ДВС и агрегатов трансмиссии.
Трудоемкость Тагр
= 20606,56 чел.-ч, .
Таблица 14. Технологическое
оборудование агрегатного участка
Наименование
|
Тип, модель
|
Кол-во
|
Площадь,
|
Стеллаж для деталей
|
Собст. Изгот.
|
4
|
4,0
|
Верстак слесарный
|
ОРГ-1468-01
|
4
|
3,2
|
Стенд для диагностирования коленчатого вала и маховика.
|
Стацион.
|
1
|
1,2
|
Установка моечная для деталей
|
М-312
|
1
|
0,7
|
Стенд для сборки-разборки редукторов заднего моста автобусов и
грузовых автомобилей
|
Р640
|
1
|
0,5
|
Стенд для разборки-сборки КПП
|
Стацион.
|
1
|
0,1
|
Стенд для разборки - сборки ДВС
|
Стацион.
|
1
|
1,1
|
Стенд обкаточно-тормозной для двигателей
|
КИ-2139Б
|
1
|
3,5
|
Стол для дефектовки
|
Р-942
|
1
|
0,8
|
Ларь для материалов и отходов
|
Собст. изгот.
|
4
|
1,2
|
Станок сверлильный
|
2Г125
|
1
|
1,4
|
Тумбочка инструментальная
|
Собст. изгот.
|
4
|
2
|
Заточной электрический станок
|
ИЭ-9703
|
1
|
1,1
|
Шкаф для приборов
|
Собст. изгот.
|
2
|
1,5
|
Итого:
|
28
|
22,3
|
.
. Особенности принятых
технологических процессов, объемно-планировочных решений и конструкций зданий
Планировочное решение зон ТО и ТР
разработано с учетом требований СНиП. Линии уборочно-моечных работ
располагаются в отдельном помещении, что связано с характером выполняемых
операций (шум, брызги, испарения). Линия диагностирования также располагается в
обособленном помещении. Посты ТО-2 располагаются в общем помещении с постами
ТО-1 и ТР. При размещении постов ТО и ТР соблюдены нормируемые расстояния между
автомобилями, а также между автомобилями и элементами здания, которые
установлены в зависимости от категории автомобилей. Разработка планировочных
решений производственных участков произведена в соответствии с технологией
работ, требованиями научной организации труда и СНиП. Однородный характер
некоторых работ, выполняемых на вспомогательных участках, предъявляет к ним
одинаковые строительные, противопожарные и санитарно-гигиенические требования,
поэтому для исключения раздробленности здания на мелкие помещения выполнено
совмещение такого рода работ и, следовательно, участков в одном помещении.
Расстановка оборудования на участках выполнена с учетом необходимых условий
техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при
соблюдении нормативных расстояний между оборудованием, между оборудованием и
элементами зданий.
Высота помещений, т.е. расстояние от
пола до низа конструкций перекрытия и подвесного оборудования принято с учетом
обеспечения требований технологического процесса, требований унификации
строительных параметров зданий и размещения подвесного транспортирующего
оборудования (конвейеры, тали).