Объектно-ориентированный анализ и проектирование программного обеспечения. Библиотека

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    416,26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Объектно-ориентированный анализ и проектирование программного обеспечения. Библиотека

Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Факультет информационных технологий и управления

Кафедра информационных технологий автоматизированных систем





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к расчетной работе

по курсу "Объектно-ориентированное программирование и проектирование”

на тему "Объектно-ориентированный анализ и проектирование программного обеспечения. Библиотека”



Выполнила студентка гр. № 820603 Е.С. Маслова

Руководитель М.П. Ревотюк





Минск 2011

Содержание

Введение

Описание объектной модели

Варианты развития системы

Заключение

Список использованных источников

Введение

        

         Цель

         Задачи

Разработать модель, которая способна отобразить все функциональные возможности библиотеки.

Этапы разработки

1.      Создание технического задания

2.      Проектирование

.        Реализация

.        Тестирование и отладка

Описание объектной модели


Библиотека - это учреждение, в котором хранятся книги и справочная информация для возможного предоставления ее во временнное пользование обладателям абонемента или посредством читательского зала при наличии читательского билета. При их отсутствии можно производить регистрацию по предъявлению документов, удостоверяющих личность.

Данная публичная библиотека находится в одноэтажном здании. Время работы библиотеки: в будние дни - с 10 до 21, в выходные - с 11 до 20. После входа в библиотеку сразу находится гардероб. Гардероб содержит вешалки на сто человек. Далее из этой комнаты ведут две двери: слева находится вход в абонементный зал, справа - в читательский зал. В абонементном зале находятся десять стеллажей книг, которые могут быть предложены пользователю в личное пользование. На выходе из этой комнаты находится стол регистрации абонемента на выбранные книги. В читательском зале расположены четыре ряда по десять двухместных столов и стол выдачи книг. Из читательского зала ведет комната, недоступная для пользователей. Она хранит пять тысяч книг, которые можно получить для работы в читательском зале только при наличии читательского билета.

Пример взаимодействия с пользователем. Если пользователь приходит в рабочее время библиотеки, то он может войти в библиотеку. Затем пользователь подходит к гардеробу, и гардеробщик отдает номерок вешалки, на которой была повешена его одежда.

Если пользователю необходимо поработать с книгами на месте, то он направляется в читательский зал. Если пользователь уже владеет читательским билетом, он называет библиотекарю читательского зала свои ФИО, серию и номер паспорта, в результате чего библиотекарь читательского зала находит читательский билет пользователя. Иначе он подает библиотекарю читательского зала удостоверение личности, содержащее ФИО, серию и номер паспорта, в результате чего библиотекарь читательского зала заполняет новый читательский билет. Затем пользователь высказывает свои пожелания, библиотекарь читательского зала направляется в комнату, хранящую книги, подобрав, по его мнению, необходимые, возвращается к пользователю. Затем, возвратившись к столу выдачи книг вместе с выбранным материалом, библиотекарь читательского зала называет пользователю предлагаемые книги, и пользователь выбирает из них нужные. После этого библиотекарь читательского зала записывает названия и идентификационные номера книг в читательский билет пользователя и подает пользователю читательский билет, где он расписывается за каждую используемую книгу. Затем пользователь забирает книги для их использования в читательском зале. Поработав над книгами, пользователь направляется к столу выдачи книг для возврата их в фонд читательского зала. Библиотекарь читательского зала сверяет идентификационные номера книг с записями в читательском билете, проверяет, не делались ли какие-либо заметки, пометки в сданных книгах, также проверяет, чтобы не было вырванных или загнутых страниц. Если идентификационные номера соответствуют и использованные книги сохранены в первоначальном состоянии, то библиотекарь читательского зала вычеркивает сданные книги из читательского билета пользователя. Если же была замечена какая-либо порча книг или выявлено, что пользователь сдает не те книги, то он обязан возместить ущерб, то есть их индексированную стоимость в десятикратном размере

Если пользователю необходимо воспользоваться услугами читательского зала, то он еще раз обращается к библиотекарю читательского зала, и процесс повторяется сначала. Иначе он возвращается в гардероб, откуда он может либо выйти из библиотеки, либо попасть в абонементный зал.

Если пользователю необходимо взять книги в личное пользование или возвратить ранее взятые, то он направляется в абонементный зал. В абонементном зале пользователь выбирает среди стеллажей книги. Если он не нашел необходимых книг, то он возвращается в гардеробную, иначе несет их к столу регистрации, где книги должны быть записаны в абонемент. Если абонемент отсутствует, то пользователь предъявляет удостоверение личности, содержащее ФИО, серию и номер паспорта, и библиотекарь абонементного зала возле стола регистрации заполняет на его имя абонемент. Пользователь имеет право взять в личное пользование не более пяти книг из фонда библиотеки, поэтому он вначале уточняет, какие именно книги он хочет взять в личное пользование. Если книг не больше пяти, то библиотекарь абонементного зала вписывает в абонемент названия и идентификационные номера книг, пользователь расписывается за каждую из них и книги выдаются пользователю на срок 14 дней. Соответствующий работник библиотеки систематически следит за своевременным возвращением в библиотеку выданных книг, проверяя абонементы. Через 30 дней пользователю напоминается (письменно или по телефону) о необходимости возврата книг. Если книги после напоминания не возвращены, то работник может применить к пользователю следующую меру: закрыть абонемент пользователя. Если пользователь возвращает книги в установленный срок, то ему достаточно подойти к столу регистрации абонемента с взятыми книгами, где библиотекарь абонементного зала сверит названия и идентификационные номера книг, а также проверит их на наличие ущерба (вырванные или помятые листы, пометки, загнутые листы). Если книги сохранены в первоначальном состоянии и идентификационный номер соответствует идентификационному номеру в абонементе, то пользователь ставит подпись для погашения долга. Если же была замечена какая-либо порча книг, то он обязан возместить ущерб, то есть их индексированную стоимость в десятикратном размере. Если пользователю нужно взять какие-либо еще книги для личного пользования, он идет к стеллажам с книгами, и процесс повторяется сначала.

Затем он возвращается в гардероб. Если у пользователя все еще осталась потребность в работе с фондом библиотеки, он может зайти еще раз или в читательский, или в абонементный зал. Иначе пользователь направляется в гардероб, где отдает номерок гардеробщику, и гардеробщик находит по номерку соответствующую вешалку, где находится верхняя одежда пользователя и отдает ее. Затем пользователь выходит из библиотеки.

Субъектами в данной модели публичной библиотеки являются:

·        пользователь;

·        гардеробщик;

·        библиотекарь читательского зала;

·        библиотекарь абонементного зала;

·        работник.

Рисунок 1

Требования к системе

Рисунок 2 - Список требований\

Диаграмма вариантов использования

Рисунок 3

Вывод: Поведение разрабатываемой системы (то есть функциональность, обеспечиваемая системой) описывается с помощью функциональной модели, которая отображает системные прецеденты (use case), системное окружение (действующих лиц или актеров - actors) и связи между прецедентами и актерами (диаграммы прецедентов - use case diagrams). Основная задача модели прецедентов - представлять собой единое средство, дающее возможность заказчику, конечному пользователю и разработчику совместно обсуждать функциональность и поведение системы.

Диаграмма последовательности

Рисунок 4 - Регистрация

Рисунок 5 - Работа над книгами в читательском зале

Рисунок 6 - Получение книг в абонементном зале

Рисунок 7 - Возврат книг в библиотеку

Вывод: Диаграмма последовательности действий отображает взаимодействие объектов, упорядоченное по времени. На ней показаны объекты и классы, используемые в сценарии, и последовательность сообщений, которыми обмениваются объекты, для выполнения сценария. Диаграммы последовательности действий обычно соответствуют реализациям прецедентов в логическом представлении системы.

программное обеспечение модель библиотека

.        Добавление возможности распечатки в читательском зале выбранных пользователем страниц за деньги.

2.      Добавления зала ожидания для посетителей, которым не хватило мест в читательском зале.

.        Добавление возможности продления пользования книгой в абонементном зале за деньги.

.        Ввод системы оповещения абонементов об окончании срока пользования книгой.

Диаграмма классов

Рисунок 8

Диаграммы классов в соответствии с направлениями развития

Рисунок 9 - Распечатка

Рисунок 10 - Зал ожидания

Рисунок 11 - Продление пользования

Рисунок 12 - Система оповещения

Диаграмма состояния

Рисунок 13

Вывод: на диаграмме состояний были определены все возможные состояния, в которых может находиться конкретный объект, а также процесс смены состояний объекта в результате наступления некоторых событий.

Рисунок 14

Вывод: ди <#"722822.files/image015.gif">

Рисунок 15

Вывод: Диаграмма компонентов - статическая структурная диаграмма, показывает разбиение программной системы на структурные компоненты и связи (зависимости) между компонентами. В качестве физических компонент могут выступать файлы, библиотеки, модули, исполняемые файлы, пакеты и т.п.

Заключение


Разрабатываемая модель "Библиотека" приближается к реально существующей модели любой библиотеки. Она имеет несколько направлений развитий, например таких, как: распечатки в читательском зале выбранных пользователем страниц за деньги, зал ожидания для посетителей, возможности продления пользования книгой в абонементном зале за деньги, система оповещения абонементов об окончании срока пользования книгой.

В разработанной системе присутствуют наследуемые классы и переопределяемые методы в них. При развитии модели необходимо лишь добавить пару необходимых классов и переопределить нужные методы. Развитие модели не требует полного перепроектирования системы, однако, оно и далеко не идеально.

Список использованных источников


[1] Вендров А.М., Малышко В.В. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с использованием языка UML. М.: Издательский отдел факультета ВМиК МГУ, 2002

[2] Леоненков А.В. Самоучитель UML 2. БХВ-Петербург, 2007 г

Похожие работы на - Объектно-ориентированный анализ и проектирование программного обеспечения. Библиотека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!