Основные тенденции развития ЖКХ в регионе на примере Пензенской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    205,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные тенденции развития ЖКХ в регионе на примере Пензенской области

Содержание

1. Теоретическое и методологическое обоснование необходимости использования проектного управления и планирования ЖКХ

.1 Понятие и сущность проектного управления

.2 Состояние ЖКХ в Российской Федерации

.3 Особенности планирования в сфере ЖКХ

. Основные направления планирования и проектного управления в сфере ЖКХ в Пензе и особенности его инвестирования

.1 Состояние ЖКХ в Пензенской области

.2 Основные направления проектного управления ЖКХ в Пензенской области

.3 Перспективы реформирования ЖКХ в Пензенской области

Заключение

Список использованных источников информации

Введение

Актуальность работы объясняется тем что, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.

Актуальность темы исследования. Приоритетной задачей стратегического развития России на современном этапе является создание условий для стимулирования экономического роста и повышения уровня благосостояния населения.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из сфер, обеспечивающих социальные условия жизни населения. Длительное время жилищно-коммунальное хозяйство практически было бюджетной отраслью и его потребности финансировались за счет бюджетных средств и лишь 2 % от общей стоимости услуг составляли платежи населения. В условиях рынка сохранение нерыночного характера жилищно-коммунальных услуг выступает сдерживающим фактором привлечения инвестиций в отрасль и дальнейшего развития предприятий, что ведет к снижению их конкурентоспособности, потери качества оказываемых ими услуг.

В связи с этим была разработана программа перехода отрасли на рыночные принципы функционирования. Однако отсутствие государственной концепции и стратегии реформирования социальной сферы, привело к тому, что предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства столкнулись с рядом проблем системного и внесистемного характера. К первым можно отнести общеэкономическую ситуацию в стране и отсутствие длительное время достаточно проработанной институциональной базы реформирования отраслей. Во вторую группу - внутриотраслевых проблем можно включить: низкую платежную дисциплину потребителей услуг, значительный физический и моральный износ объектов инфраструктуры и основных фондов из-за отсутствия собственных и бюджетных средств для их модернизации и реконструкции, низкое качество оказываемых услуг, внутриотраслевой монополизм и т.п. Кроме того, существенным препятствием на пути реформ является отсутствие необходимого опыта и знаний работников муниципальных органов власти в области стратегического управления отраслями, предприятиями в условиях рынка и конкурентной среды, использования общих методов и принципов менеджмента.

Реформа в сфере жилищно-коммунального хозяйства проходит параллельно с реформированием межбюджетных отношений, поэтому первоочередной задачей муниципальных органов власти должно стать активное содействие процессу формирования социально ориентированной рыночной экономики и одновременное возвращение их в экономику в качестве ключевого субъекта управления. При этом стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования и инвестиционной деятельностью субъектов муниципальной экономики может стать инструментом, который обеспечит активизацию и рост реального сектора экономики, включая жилищно-коммунальное хозяйство, и будет способствовать повышению экономической безопасности территории, конкурентоспособности предприятий и росту уровня благосостояния населения.

Для определения положительной направленности инвестиционных процессов требуется механизм контроля и регулирования, включая инструменты муниципального воздействия на экономическое развитие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, движением инвестиций в соответствии с целями развития муниципального образования.

В связи с этим возникает необходимость разработки системного подхода к управлению инвестициями в жилищно-коммунальное хозяйство с целью повышения инвестиционной привлекательности территории муниципального образования и предприятий отрасли, их конкурентоспособности и качества оказываемых ими услуг. Это, в соответствии с современными тенденциями развития ЖКХ и государственного управления, возможно посредством использования проектного метода управления и системы юизнес-планирования.

Степень разработанности проблемы. Общие теоретические основы сущности, роли и управления инвестициями на микро- и макроуровнях были заложены в трудах отечественных и западных экономистов: Ваага Л.А., Лурье А.Л., Конторовича Л.В., Кейнса Дж., Кларка Дж., Маркса К., Маршалла А., Новожилова В.В. и др. Исследованиям в области управления муниципальным экономическим развитием посвящены работы современных экономистов: Велихова Л.А., Воронина А.Г., Иванова В.В., Зотова В.Б., Кадышева Е.Н., Коробовой А.Н., Кузнецова Б.Т., Куракова Л.П., Лапина В.А., Морозовой Т.Г., Широкова А.Н., Чекалина B.C., Яковлева Г.Е. и др.

Несмотря на наличие большого количества трудов отечественных и зарубежных авторов по проблемам управления инвестициями, вопросы управления инвестициями и использования инструментов современного менеджмента на уровне муниципального образования изучены еще недостаточно, в то время как практическая значимость этих вопросов является достаточно высокой. Данное обстоятельство определило выбор темы и основные направления курсовой работы.

Целью исследования является разработка научно-обоснованной системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства на основе проектного метода и бизнес-планирования.

) охарактеризовать сущность проектного управления;

) определить понятие и состояние ЖКХ в РФ;

) расмотреть необходимость и основные направления реформирования ЖКХ;

) определить особености планирования в сфере ЖКХ;

5) охарактеризовать основные тенденции развития ЖКХ в регионе на примере Пензенской области;

) охарактеризовать основные направления реформирования ЖКХ в Пензе и особенности его инвестирования;

7) определить основные направления совершенствования развития ЖКХ Российской Федерации

Объектом исследования выступают организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства РФ и Пензенской области.

Предмет анализа - особенности использования проектного управления и планирования в развитии современной системы ЖКХ.

Научным обоснованием работы являются учебники и учебные пособия, указанные в списке литературы. Теоретико-методологические проблемы реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства являются предметом изучения таких российских ученых-экономистов как В. Авдеев, Н. Аминов, А. Безлюдов, Е. Блех, В. Боголюбов, Н. Васильева, Л. Велихов, Д. Гордеев, М. Крутицкий, И. Минц, Р. Орлова, Е. Румянцева, С. Сиваев, Ф. Таги-Заде, Л. Чернышов, А. Файнберг. Анализ характера взаимоотношений Российской Федерации и её субъектов освещаются в публикациях С. Валентея, В. Васильева, И. Гончарова, А. Джагаряна, В. Литовкина, докладах Г. Курляндской, А. Широкова.

управление коммунальный планирование

1. Теоретическое и методологическое обоснование необходимости использования проектного управления и планирования ЖКХ

.1 Понятие и сущность проектного управления

Понятие "проект" объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие:

направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;

ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

Существует ряд определений термина "проект", каждое из которых имеет право на существование, в зависимости от конкретной задачи, стоящей перед специалистом.

Вот некоторые из них.

В самом общем виде проект (англ. project) - это "что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие" (толковый словарь Webster).

С точки зрения системного подхода, проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное - результат при участии ряда ограничений и механизмов (рис. 1) [9, 11].

В "Кодексе знаний об управлении проектами" проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (рис. 2).

Рис. 1 - Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное [9, 12].

Рис. 2 - Основные элементы проекта [5, c. 223].

Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки. Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль/доход, материально-вещественным результатом - новые или реконструированные основные фонды (объекты) или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода.

В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственные комплексы), определение проекта может быть конкретизировано следующим образом: Проект - целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Итак, в современном понимании проекты - то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка новой техники и технологии, сооружение корабля, создание кинофильма, развитие региона, - это всё проекты.

В ряде отраслей - таких, как авиационно-космическая или оборонная промышленность, - создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе программ, которые можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин "проект", как правило, связывается с относительно краткосрочными целями.

В настоящее время в Российской Федерации разработан и реализуется ряд программ развития: топлива и энергетики, продовольствия, транспорта и связи, жилья, машиностроения и некоторые другие [5, 224].

В число приоритетных федеральных программ вошли программы энергоснабжения, электрификации и газификации сельских районов, повышения безопасности атомной энергетики, использования нетрадиционных источников энергии, освоения газовых месторождений полуострова Ямал, развития Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса.

Основным инструментом, используемым для проектного управления, является логико-структурный подход. Составляемый в процессе проекта документ «Логическое обоснование» представляет собой особую матрицу, которая позволяет поэтапно структурировать весь проектный цикл, проверить степень рациональности проекта/программы; заинтересованные стороны, таким образом, могут выявлять и анализировать проблемы, а также определять цели и действия, которые должны быть выполнены для решения этих проблем. Используя логическую структуру, разработчики подвергают проверке весь замысел предлагаемого проекта, чтобы удостовериться в его уместности, выполнимости и устойчивости.

Одно из преимуществ управления проектами состоит в том, что оно объединяет этапы в цикл таким образом, что проектные цели и вопросы устойчивости остаются в центре внимания в течение всей жизни проекта. Специфика проектного управления (в т.ч. в рамках его применения к государственным политикам) - ключевая роль принадлежит потенциальным бенефициариям, они в полной мере включены в процесс принятия решения. УПЦ позволяет также избежать перерасхода бюджетных средств вследствие детализации и систематизации проектного процесса.

Основные проблемы, которые обычно возникают при реализации государственных программ: несоответствие получаемых результатов ранее поставленным целям (зафиксированные в официальных документах цели программы не являются элементом повседневной жизни для участников программы, а используются исключительно для обоснований в формальных финансовых документах, нет четко отлаженных механизмов использования результаты предыдущих лет в проектах последующих лет (постоянно вновь возникающие организационные проблемы), нет взаимного доверия к принимаемым участниками программы решениям (непрозрачность процесса принятия решения, отсутствие взаимной ответственности). Часто сама программа нацелена на недопущение недостатков общественного развития и предотвращение кризиса, что непосредственно отражается на общественном восприятии содержания программы [13, 207].

В начале проектного цикла обязательно должны быть определены общественные приоритеты, основные направления программы/ политики. Важно также установить круг сопричастных к проекту лиц, так называемых стейкхолдеров, приемлемый уровень их участия в процессе принятия решения в течение всего проектного цикла. В том числе, последнее с большой степенью вероятности влияет на такие показатели программы, как эффективность, степень восприимчивости к актуальным общественным нуждам, результативность, прозрачность, объективность, ответственность со стороны всех участников. Заинтересованные стороны должны быть вовлечены как можно более полно, что требует от разработчиков проекта способностей к работе команде и умения направлять совместные усилия. В то же время активное участие в программе не гарантирует абсолютного успеха и достижения поставленных целей: велика вероятность возникновения так называемого конфликта интересов, вследствие которого процесс достижения компромисса может быть трудоемким и достаточно продолжительным [13, 211].

.2 Состояние ЖКХ в Российской Федерации

В экономической литературе к жилищно-коммунальной инфраструктуре городского хозяйства относят три подсистемы: жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), социальный (бюджетный) сектор и сектор благоустройства.

Применительно к ЖКХ достаточным будет разделение на обслуживание зданий и объектов городского хозяйства. Главная сфера деятельности ЖКК - предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающая: техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий проживания и работы.

Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское благоустройство.

К функциям обслуживающих и эксплуатирующих жилищный фонд (ЖФ) организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами.

Важной особенностью коммунальной инфраструктуры города выступает система взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленная схемой технологического взаимодействия в производственном процессе, и противоречивыми интересами бизнеса и общества, которые вытекают из публичной природы услуг.

Жилищное и коммунальное обслуживание граждан в системе городского хозяйства выполняет общественно-социальные функции, которые можно разделить на три вида.

Первый вид услуг предназначен не только для жителей города, но и для его деловых партнеров, что определяет их общественный характер. Это освещение, озеленение, транспорт, инженерная инфраструктура и др., т.е. все то, что придает городу определенный имидж, выгодно отличающий его от других городов. Обеспечение этого вида услуг является прямой обязанностью городской администрации, заинтересованной в экономическом и культурном развитии города.

Второй вид направлен на жизнеобеспечение конкретного домовладения, общественного или производственного здания. Это лифты, мусоропроводы, чердаки, подвалы, придомовая территория, предназначенные для обслуживания жителей домовладения или общественного и производственного здания. Это услуги, характеризующие комфортность и привлекательность конкретного домовладения или общественного и производственного здания.

И, наконец, третий вид услуг предназначен для жизнеобеспечения конкретной квартиры, обособленного общественного или производственного помещения, и имеет характер индивидуального потребления.

Именно для второго и третьего вида тарифная политика и расчет норм потребления услуг должны изменится коренным образом, и основой этих изменений должны стать инструментальные методы контроля и измерения объема и качества произведенной и потребленной коммунальной услуги.

Нормирование и тарифы должны являться производной функцией от стоимости производства и доставки услуг конкретному потребителю.

Изучение опыта ряда развитых европейских стан в сфере городского строительства и хозяйства показали, что основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ является предоставление возможностей для проявления деловой активности частных компаний, что с одной стороны позволяет получать значительную экономию бюджетных средств, а с другой - сохраняет ответственность городской (муниципальной) администрации за координацию частных компаний и предпринимателей в сфере городского хозяйства.

Еще в 1997 году 28 апреля Б.Н. Ельцин подписал указ о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Хотя в принципе на многих территориях нашей страны складывалась уже ситуация острая, и пытались осуществлять эту самую реформу. К сожалению, она проходила таким образом, что слово "реформа" сегодня имеет отрицательное значение и вызывает только раздражение у людей, потому что большинство людей не понимают, а в чем, собственно, реформа, ее воспринимают как бесконечный рост тарифов, без результата для конкретного гражданина.

Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг.

И вот когда будут решены такие задачи, как:

модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда;

перевод ЖКХ на рыночные правила работы (с упразднением государственной монополии, с привлечением частного бизнеса и созданием конкуренции);

достижение высокого уровня качества коммунальных услуг и соблюдение социальных гарантий [13, 7].

Тогда можно будет говорить, что главная цель реформы достигнута.

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства была утверждена Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. №425. Позднее ее положения были развиты в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» (на 2011-2015 годы) федеральной целевой программы «Жилище», которая была утверждена постановлением Правительства РФ в ноябре 2001 года.

Основной целью реформы было обозначено преодоление кризисных явлений, в первую очередь, за счет перевода ее с административных методов управления на экономические. С 1997 года до настоящего времени в ЖКХ России идет поэтапный процесс перехода от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2004 года №441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005 году» впервые был определен федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100% федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг. В большинстве регионов тарифы уже доведены до стопроцентной величины [19, 119].

Вместе с тем, в рамках реформы были предусмотрены меры по социальной защите малообеспеченных граждан. Семьям, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22%, предоставляются бюджетные субсидии. Субсидиями пользуются около 14% российских семей. В отрасли также сохранена система предоставления льгот отдельным категориям граждан (порядка 40 млн. человек).

В связи с началом функционирования Фонда содействия реформированию ЖКХ актуальным становится выполнение условий, позволяющих получить значительные финансовые средства. Среди условий Фонда обозначены следующие:

функционирование определенной доли коммерческих организаций коммунального комплекса на бездотационной основе с долей участия субъектов РФ и муниципальных образований не более 25 % уставного капитала;

функционирование определенной доли управляющих организаций с долей участия субъектов РФ и муниципальных образований не более 25 % уставного капитала.

Разработка Программы приватизации (плана реструктуризации) предприятий ЖКХ призвана помочь главам муниципальных образований и другим заинтересованным лицам в выполнении условий Фонда содействия реформирования по созданию на базе действующих предприятий новой системы организаций ЖКХ путем подготовки Программы их реструктуризации.

Построение оптимальной организационной структуры - одно из важнейших условий обеспечения результативности и эффективности деятельности организации.

Оптимизация структуры муниципальных образований включает в себя:

- Формирование структуры управления ЖКХ муниципального образования

Рекомендации по оптимизации структуры управления муниципального образования в целом

Оценка соответствия структуры муниципального образования переданным полномочиям

Обоснование изменения статуса подразделения, реорганизации структуры (например, преобразование комитета в департамент, перевод подразделения администрации в юридическое лицо)

Расчет численности персонала органов управления ЖКХ муниципального образования

Оценка эффективности структуры в целом и каждого подразделения

Оптимизация организационно-управленческой структуры, подразделений и служб: выявление зон пересечения функций и зон безответственности; оценка соответствия выполняемых функций и реально переданных полномочий; разработка вариантов организационных структур, удовлетворяющих целям заказчика; распределение основных функций между подразделениями и должностными позициями;

Повышение управляемости организации на основе анализа управленческих решений, способов их формирования и закрепления, оптимизации документооборота

Расчет численности персонала предприятия, обоснование трудозатрат.

Эффективное управление муниципальным имуществом в условиях дефицита муниципальных бюджетов является одним из резервов для их пополнения или экономии.

.3 Особенности планирования в сфере ЖКХ

Прогнозирование и планирование жилищного хозяйства ведется но двум направлениям: строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда.

Основная сложность при определении объема строительства жилья состоит в установлении размера финансовых ресурсов на указанные цели и их источников. Ими могут быть[11, 370]:

) средства государственного бюджета (обычно для удовлетворения потребностей социально незащищенных групп населения -тяжелобольных, инвалидов и других лиц в соответствии с действующим законодательством);

) безвозмездное субсидирование и льготное кредитование из государственных средств для малообеспеченных слоев населения, молодых семей;

) строительство за счет собственных средств населения и получаемых обычных кредитов банков.

Кроме того, со стороны государства может предусматриваться:

стимулирование направления прибыли предприятий и доходов граждан на строительство или приобретение жилья;

создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, формирование механизма ипотечного(залогового) кредитования;

выпуск жилищных сертификатов, направление на жилищное строительство части средств от приватизации;

поощрение использования кооперируемых средств населения на строительство жилья.

В настоящее время сокращается удельный вес бюджетных средств на строительство жилья. Наиболее интенсивное развитие получают те формы жилищного строительства, где финансирование осуществляется за счет личных средств населения с использованием государственного кредита. Это различные формы индивидуального и кооперативного жилищного строительства [11, 371].

Кроме того, жилье должно быть объектом собственности с правом владения, распоряжения, наследования. Создание и функционирование рынка жилья способствует более широкому привлечению средств для организации жилищного строительства и его надлежащего содержания.

Развитие жилищного хозяйства прогнозируется исходя из перспективной численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в рассматриваемом периоде в расчете на одного жителя. Существует два вида душевой нормы жилой площади: социальная и санитарная. Социальная норма определяется с учетом рациональных потребностей в жилье, обусловленных ростом культурного уровня жизни народа. Санитарная норма обеспечивает нормальные гигиенические условия жизни. Обе нормы устанавливаются государством и используются в процессе прогнозных расчетов потребности в жилье [5, 87].

Обеспеченность жильем занимает определяющее место в решении социальных проблем. Жилищные условия в значительной мере определяют структуру и приоритеты остальных потребностей человека.

Расходы на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок.

Увеличение и благоустройство жилищного фонда неразрывно связаны с развитием коммунального хозяйства.

К коммунальному хозяйству относятся: водопровод и канализация; городское теплоэнергетическое хозяйство (электросети, сеть теплофикации и газификации); прочие отрасли (озеленение, санитарная очистка и др. ).

Основной задачей прогнозирования деятельности предприятий коммунального хозяйства является повышение уровня и улучшение качества обслуживания коммунальными услугами населения городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов. Повышение качества обслуживания предполагает улучшение санитарно-гигиенических условий проживания [6, 112].

Основной показатель деятельности коммунальных предприятий - объем продукции или услуг, который определяется в денежном и натуральном выражении.

Главным показателем работы сети водоснабжения является отпуск воды потребителям. Кроме того, учитывается среднее потребление воды на одного городского жителя, обеспеченность водопроводом жилого фонда, протяженность водопроводной сети. Потребность в воде определяется отдельно для промышленных предприятий (исходя из норм расхода на единицу продукции и производственной программы) и для населения (на основе его численности и душевых норм потребления).

Объем услуг канализации характеризуется такими показателями, как пропуск и очистка сточных вод через главные коллекторы и их обработка на очистных сооружениях. Количество сточных вод, пропускаемых через коллекторы и очистные сооружения, для каждого потребителя принимается равным количеству потребляемой им воды, независимо от источника подачи.

По газификации прогнозируются количество газифицированных квартир, величина потребляемого газа в среднем на одного жителя, отношение количества газифицированных квартир к их общему числу.

Для оценки работы городского пассажирского транспорта применяются следующие показатели: количество перевезенных пассажиров; общий пробег подвижного состава; средняя наполняемость одного вагона (машины); протяженность трамвайных путей и троллейбусных линий. Прогнозируется потребность в транспортных средствах.

Жилищно-коммунальное хозяйство относится к местному хозяйству. В связи с этим планирование транспорта; энергии, их производственно-эксплуатационной деятельности осуществляется в основном местными органами управления. Таким образом, прогнозирование и планирование жилищного хозяйства ведется по двум направлениям: строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда. При разработке прогноза развития коммунального хозяйства используется большое число разнообразных показателей, различающихся по видам услуг. Основной задачей прогнозирования деятельности предприятий коммунального хозяйства является повышение уровня и улучшение качества обслуживания коммунальными услугами населения городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов.

2. Основные направления планирования и проектного управления в сфере ЖКХ в Пензе и особенности его инвестирования

.1 Состояние ЖКХ в Пензенской области

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области ведет свое начало с 1919 года, когда на основании постановления 7-го Всероссийского съезда Советов был организован Пензенский Губернский коммунальный отдел, который занимался восстановлением и развитием коммунального хозяйства в губернии. Многое изменилось с тех пор. Из маломощных разрозненных организаций отрасль превратилась в мощный многоотраслевой производственно-технический комплекс, где трудится более - 15 тысяч человек.

Электроснабжение области осуществляется предприятиями «большой» энергетики. Собственных электрогенерирующих мощностей в отрасли нет.

Из общего количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям предприятиями жилищно-коммунального комплекса 63,9% составляет покупная продукция и 36,1% вырабатывается на собственных котельных.

Общее количество котельных -1042ед,

Центральных тепловых пунктов -168 ед,

Протяженность тепловых сетей - 687,6 км.

Число водопроводов и отдельных водопроводных сетей- 1011ед., число канализаций и отдельных канализационных сетей -102 ед.

Протяженность водопроводных сетей и водоводов - 7793,8 км, канализационных коллекторов, уличных и внутриквартальных канализационных сетей - 1475,5км [27].

В настоящее время обслуживанием жилищного фонда (296225 жилых домов общей площадью 30920,4 тыс. м²) и предоставлением коммунальных услуг занимаются 642 предприятия.

В рамках реформирования ЖКХ идет процесс разгосударствления отрасли: доля предприятий смешанной и частной форм собственности неуклонно растет.

Кардинальным образом изменилась и структура жилищного фонда в области по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. В процессе приватизации выросла доля частного жилого фонда, которая в настоящее время составляет 70,7%.

В 2005 году область перешла на стопроцентную оплату населением жилищных и коммунальных услуг с одновременным внедрением механизма предоставления субсидий на возмещение затрат по этим расходам, что позволило поддержать малоимущие слои населения и одновременно повысить собираемость платежей с потребителей услуг.

Управление ЖКХ и Правительство Пензенской области уделяют постоянное внимание происходящим процессам реформирования жилищно-коммунального комплекса области. Область активно участвует в реализации федеральной целевой программы «Жилище», на основании которой разработана региональная программа «Модернизация объектов инженерной инфраструктуры» [27].

Общее количество средств бюджета Пензенской области, предусмотренных для софинансирования программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Благоустройство населенных пунктов Пензенской области» в 2011 году составляло 30 млн. руб., в том числе по видам программных мероприятий:

строительство и капитальный ремонт улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 4 млн. руб. (доля областного бюджета 85%);

совершенствование систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 1 млн. руб. (доля областного бюджета 30%);

обустройство мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 25 млн. руб. (доля областного бюджета 30%).

В 2011 году поданы заявки на предоставление субсидий на реализацию муниципальных программ по благоустройству 82 муниципальными образованиями 22 сельских муниципальных районов и г. Заречным на общую сумму 12,799 млн. руб.

Фактическое исполнение программы в 2011 году за счет средств бюджета Пензенской области составило 6427,4 тыс. руб., в том числе по видам работ:

совершенствование систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 173,6 тыс. руб.;

обустройство мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 2255,5 тыс. руб.

Общая сумма заявок органов местного самоуправления для участия в программе в 2011 году за счет средств бюджета Пензенской области составляет:

в части строительства и ремонта улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 213,9 млн. руб.;

в части совершенствования систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 6,12 млн. руб.;

в части обустройства мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 5,72 млн. руб.

В бюджете Пензенской области предусмотрено 26,87 млн. руб. для софинансирования программных мероприятий, в том числе:

в части строительства и ремонта улично-дорожной сети в границах населенных пунктов - 20 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов в пропорции 85/15%);

в части совершенствования систем наружного освещения в границах населенных пунктов - 2 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов в пропорции 30/70%);

в части обустройства мест санкционированного размещения твердых бытовых отходов - 4,87 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов в пропорции 30/70%)

Не подали заявки для участия в программе в 2011 году муниципальные образования Башмаковского, Иссинского, Никольского, Пензенского районов.

Управление жилищно-коммунальным хозяйством области осуществляется Управлением ЖКХ Пензенской области.

Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области (далее - Управление, сокращенное наименование - Управление ЖКХ Пензенской области) является исполнительным органом государственной власти Пензенской области.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Пензенской области, иными нормативными правовыми актами Пензенской области, Соглашением от 03.12.2007 N 5-7а-09/236 между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Пензенской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, а также настоящим Положением.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, иными исполнительными органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Пензенской области, общественными объединениями, другими организациями.

Место нахождения (юридический адрес) Управления: 440018, г. Пенза, ул. Некрасова, 24.

Основными задачами Управления являются:

Формирование на территории области механизмов взаимодействия организаций и предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Реализация государственной политики реформирования жилищно-коммунального хозяйства с целью повышения качества жилищно-коммунальных услуг и удовлетворения социальных потребностей населения.

Анализ общей экономической ситуации в отрасли, результатов работы жилищно-коммунальных предприятий, разработка и осуществление мер по улучшению их деятельности.

Участие в реализации федеральной целевой программы “Жилище”.

Разработка и реализация региональных целевых программ в системе жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.

Реализация программ по энергосбережению и модернизации объектов теплоэнергетического комплекса систем водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов уничтожения твердых бытовых отходов с целью повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Участие в реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности на территории Пензенской области.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий, участие в работе по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств.

Участие в выполнении федеральной целевой программы “Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации”.

Основными функциями Управления по государственному регулированию отрасли жилищно-коммунального хозяйства являются:

организация работы по осуществлению реализации в установленном порядке на территории области федеральных программ по направлениям деятельности Управления;

внесение в Правительство Пензенской области проектов нормативных правовых актов Пензенской области по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

участие в разработке прогнозов социально-экономического развития Пензенской области и подготовке предложений к проекту бюджета Пензенской области по разделам, относящимся к компетенции Управления;

разработка и реализация региональных программ, касающихся развития сферы жилищно-коммунального хозяйства;

участие в разработке проектов программ социально-экономического развития Пензенской области в части содержания, эксплуатации, ремонта, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда;

оказание в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных образований консультационной и организационной поддержки по вопросам реализации государственной жилищной политики, реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства;

участие в установленном порядке в согласовании предложений о приватизации предприятий и объектов жилищно-коммунального хозяйства, в работе советов директоров жилищно-коммунальных организаций с государственной долей акций в уставном капитале;

участие в разработке соглашений с отраслевыми профсоюзами по вопросам условий оплаты и охраны труда, социальных гарантий для работников отрасли;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, инженерно-технических работников, специалистов рабочих профессий для нужд жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Управлением ЖКХ области разработана региональная программа «Чистая вода Пензенской области на 2010- 2015 годы». В виду недостатка финансовых средств в областном и местных бюджетах, на реализацию всего комплекса мероприятий по обеспечению населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, рассматривается вариант привлечения внебюджетных средств.

Для обеспечения взаимодействия с муниципалитетами в дальнейшей работе по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, разработки совместных приоритетных направлений развития жилищно-коммунального комплекса конкретного муниципального образования, организации обучения кадров современному менеджменту, вопросам работы с населением, коммунальной культуре Управлением заключены Соглашения о финансовом, экономическом и техническом сотрудничестве между Управлением ЖКХ и энергетики и главами муниципальных образований (администраций).

Специалистами Управления проводится постоянный мониторинг реализации полномочий органов местного самоуправления и предприятий по оказанию жилищно-коммунальных услуг, ведется информационно-разъяснительная работа среди населения. В этих целях используются встречи руководителей и специалистов Управления с трудовыми коллективами предприятий ЖКХ. Только в 2012 году таких встреч проведено 138.

Примерно половина всей инфраструктуры ЖКК расположена в Пензе и обслуживает областной центр.

Энергоснабжение населенных пунктов осуществляется предприятиями большой энергетики (Пензаэнерго и др.). Собственных генерирующих мощностей на предприятиях отрасли ЖКХ не имеется. Из общего количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям предприятиями жилищно-коммунального комплекса, 70% вырабатывается в собственных котельных. 

.2 Основные направления проектного управления ЖКХ в Пензенской области

Процесс реформирования ЖКХ, начавшийся в России еще в 1990-е гг., идет на всех уровнях власти. На федеральном уровне определены цели, направления и мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, реализация которых возложена на региональные и местные органы власти. Реформа ЖКХ в Пензенской области преследует следующие цели:

формирование и развитие рыночных отношений;

увеличение потока частных инвестиций;

применение эффективных методов определения тарифов;

оптимизация системы распределения льгот и субсидий;

прекращение дотирования отрасли и переориентация бюджетных выплат на социальную помощь и финансирование инвестиционных проектов.

Региональные органы власти реализуют государственную политику в области реформирования ЖКХ и играют важную роль в проведении реформы, оказывая местным органам власти содействие - от помощи в осуществлении предпочтительных вариантов реформирования ЖКХ посредством соответствующих законодательных и институциональных изменений на региональном уровне до сбора и распространения информации по позитивному и негативному опыту реформирования. Кроме того, без финансового и организационного участия региональных властей невозможно решить проблему модернизации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с основными направлениями развития и реформирования ЖКХ в регионе реализуются:

. ДЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности Пензенской области» на 2011 - 2013 годы” (в ред. Постановлений Правительства Пензенской обл. от 10.12.2010 N 813-пП, от 02.06.2011 N 340-пП, от 08.09.2011 N 621-пП).

. ДЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области на 2011 - 2015 годы».

. Ведомственная целевая программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области на 2011-2014 годы».

. Областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Пензенской области в 2012 году», утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 24.02.2012 № 115-пП Постановление ППО от 24.02.2012 №115-пП

. Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Пензенской области в 2012 году», утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 16.03.2012 №175-пП. Постановление 175-пП 16.03.12.04.

В рамках подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» были проведены следующие мероприятия:

уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг доведен до федерального стандарта (100%);

проведена работа по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, идет реструктуризация выявленных долгов;

организовано оказание постоянной помощи органам местного самоуправления по вопросу определения экономически обоснованной величины тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

ведется разъяснительная работа с населением, что при росте стоимости ЖКУ позволило избежать снижения собираемости платежей.  В регионе активно реализуются программы социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг. Правительством Пензенской области утвержден порядок перечисления денежных средств на персонифицированные счета малоимущих граждан, имеющих право на получение субсидий. С 1 мая 2007 г. все федеральные и региональные льготники получают субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в денежной форме - на персонифицированные счета или одновременно с получением пенсии.

В рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ в части выбора формы управления многоквартирным жилым домом в целом по региону проведена работа с собственниками жилых помещений, проживающими в многоквартирных домах, которые обслуживаются предприятиями жилищно-коммунального хозяйства муниципальной формы собственности и обществами с ограниченной ответственностью.

Результаты выбора формы управления многоквартирными домами выглядят следующим образом: 2,2% собственников предпочли непосредственное управление многоквартирным домом, 17,9% - управление товариществом собственников жилья, 79,9% - управление управляющими организациями. Для справки: в жилых домах области (главным образом в новостройках) на сегодняшний день организовано 534 ТСЖ и ЖСК.  Управляющими практически во всех случаях стали организации, ранее обслуживавшие данный жилищный фонд, из них 81,6% - муниципальные унитарные предприятия и 18,4% - общества с ограниченной ответственностью.

В рамках реализации ФЦП «Жилище» правительство Пензенской области совместно с органами местного самоуправления проводит организационные мероприятия по модернизации и развитию коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах региона.

Разработан план стратегического развития жилищно-коммунального комплекса региона на 2008-2013 гг., предусматривающий ликвидацию недоремонта и реконструкцию жилых домов первых массовых серий, расселение ветхого и аварийного жилищного фонда, развитие лифтового хозяйства, инженерных сетей водо- и теплоснабжения, водоотведения, энергетического комплекса, строительство и реконструкцию газораздаточных станций, переработку и утилизацию отходов.

В 2011 году Управлением уделялось серьезное внимание внедрению энергосберегающих технологий. Работа велась по нескольким направлениям:

переоборудование газовых котельных с заменой газовых счетчиков с механическим учетом объемов потребляемого газа на газовые счетчики с электронным корректором;

внедрение частотного регулируемого привода на горячем и холодном водоснабжении и водоотведении;

установка приборов учета;

перевод на индивидуальное отопление квартир из-за неэффективности централизованного отопления и др. [11, 4].

Эффект от внедрения частотного регулируемого привода на артезианских скважинах в р. п. Башмаково и с. Наровчат выразился в сокращении нерациональных потерь воды на 5800 куб. м, расход электроэнергии снизился на 3880 квт/час уже за 2 месяца работы - ноябрь и декабрь. Прекратились перебои с подачей воды потребителям в часы максимального водопотребления.

В 2010 году Управлением проведена весьма перспективная работа по промывке котлов от внутрикотловых отложений с привлечением опытных специалистов ГАСИС Министерства образования и науки РФ, МУП ЖКХ г. Заречный, МУП «Иссинское ЖКХ» и др. Этому вопросу был посвящен семинар, проведенный в с. Спасске с участием руководителей предприятий ЖКХ и заместителей глав администраций, курирующих отрасль. На семинаре было продемонстрировано, что после промывки котла происходит снижение расхода газа на 11 %, уменьшение в два раза мощности циркуляционных насосов.

Для снижения себестоимости отопления и горячего водоснабжения в 2010 году построены и сданы в эксплуатацию 44 модульных котельных, в том числе переведены с твердого топлива на газ 11 котельных, переведено на индивидуальное отопление 2670 квартир, установлено на вводах в жилые дома 1280 приборов учета холодной воды, в квартирах установлено 17692 счетчика [16, 12 - 13].

За счет средств областного бюджета и предприятий, эксплуатирующих централизованные водопроводы, заменено 82 км ветхих водопроводных сетей, приобретено 40 км полиэтиленовых труб, которые были использованы для замены наиболее аварийных участков и неотложных восстановительных работ на водопроводных сетях.

За счёт средств областного бюджета Управлением было закуплено и заменено изношенное насосное оборудование: насосы консольные - 48 единиц (на сумму 1152 тыс. руб.); насосы погружные - 70 единиц (на сумму 905 тыс. руб.).

С целью повышения качества услуг по централизованному водоснабжению и устойчивости систем водоснабжения введены в эксплуатацию насосные станции водопровода с резервуарами-накопителями чистой воды в р. п. Мокшан, г. Белинский. Велось строительство напорного коллектора и насосной станции в р. п. Земетчино.

Для проведения ремонтно-восстановительных работ и создания аварийного резерва на объектах жизнеобеспечения жилищно-коммунального хозяйства из областного бюджета было выделено 15,425 млн. руб. (освоены полностью). За счет этих средств приобретены материально-технические ресурсы: битум, утеплитель, насосы консольные и погружные, трубы полиэтиленовые и стальные разного диаметра, радиаторы, запорная арматура, преобразователи частоты и др. Создан обязательный резерв на сумму 3,6 млн. руб. [11, 5].

В целях реализации в Пензенской области национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Управлением разработан кардинально новый подход к модернизации инженерной инфраструктуры ЖКХ и концепции развития коммунального комплекса, который позволит создать пилотные зоны максимальной энергоэффективности в отдельных муниципальных образованиях области. Данная концепция прошла защиту в ФГУП «НИИ Сантехники» г. Москва, который является соинвестором Программы.

В декабре 2010 - январе 2011 года было выполнено:

. Обследование систем теплоснабжения муниципальных образований, участников Программы.

. Разработка концепции модернизации муниципальных систем теплоснабжения.

. Разработка и внедрение методики сбора исходных данных для инвестиционной программы модернизации муниципальных систем теплоснабжения.

. Разработка и анализ различных вариантов реконструкции муниципальных систем теплоснабжения с выбором оптимального варианта.

. Разработка укрупнённого, предварительного технико-экономического обоснования и программы модернизации систем теплоснабжения.

. Разработка технических требований на поставку оборудования для модернизации систем теплоснабжения

. Определение источников возврата заёмных средств и подготовка предложений по функционированию системы возврата заёмных средств.

Наличие таких документов позволит привлечь к финансированию проектов частных инвесторов, коммерческие банки или другие финансовые институты. Работы в этом направлении проводятся в г. Кузнецке, Н.-Ломове, Сердобске, Колышлейском и Городищенском районах [11, c. 5].

Для Городищенского района, например, завершается технико-экономическое обоснование работ по модернизации ЖКК. Предварительные инвестиции составят порядка 30 млн. руб. Планируемый экономический эффект от внедрения новых технологий по пилотным муниципальным образованиям приведен в таблице 1.

Таблица 1

Наименование объекта

Выработано тепловой энергии за год, Гкал

Присоединенная нагрузка отопления, Гкал/ч

Полезно использованное тепло, Гкал/год

Потери тепловой энергии, Гкал/год

Возможная экономия, Гкал/год

Возможная экономия, тыс. руб./год*

Чаадаевка, Городищенского  района

 22251

 4,51

10724,78

 11526,22

 5763,11

 2881,555

Сурск, Городищенского района

 21000

 3,6

 8560,8

 12439,2

 6219,6

3109,8

Городище

26460

5,2

12365,6

14094,4

7047,2

3523,6

Кузнецк

309000

103,4

245885,2

63114,8

31557,4

15778,7

Колышлей

13397

2,5

5945

7452

3726

1863

Нижний Ломов

61997

13,7

32578,6

29418,4

14709,2

7354,6

Сердобск

96702

38,3

5624,6

2812,3

1406,15

Итого

550807

171,21

407137,38

143669,62

71834,81

35917,405


Экономия определена при стоимости тепловой энергии 0,5 тыс. руб. за 1 Гкал [26, 19].

Привлечь инвестиции в отрасль возможно с помощью изменения формы управления жилищно-коммунальным комплексом.

В этих целях Управлением разработан и направлен муниципальным образованиям городов и районов области пакет документов по акционированию предприятий ЖКХ.

Разрабатывается программа подготовки руководящих кадров и специалистов предприятий ЖКХ для работы в современных рыночных условиях с применением новейших методик обучения.

Однако, отсутствие на протяжении десятилетий должного внимания к проблемам развития жилищно-коммунального хозяйства привело его к критическому состоянию. Износ основных фондов составляет сегодня 60-70 % и продолжает увеличиваться на 2-3 % в год. Планы по их модернизации, техническому перевооружению и замене ветхих сетей сориентированы, в основном, на финансирование за счет средств самих предприятий и муниципальных бюджетов. Но в связи с отсутствием или незначительным их выделением на указанные цели основные фонды фактически не модернизируются [17, 7].

Одна из основных проблем в системе ЖКХ области - состояние теплоэнергетического хозяйства. На сегодняшний день улучшение технического состояния тепловых сетей и оборудования теплоснабжающих организаций остается нерешенной проблемой, так как ремонт и замена оборудования планируется исходя из наличия финансовых средств, а не из расчетной годовой потребности в указанных работах.

Потери тепла в источниках теплоснабжения из-за применения котельных агрегатов старых конструкций, несвоевременной промывки котлов, отсутствия химводоочистки, несанкционированного разбора теплоносителя и нерационально подобранного насосного оборудования, применения горелок старых конструкций по данным фактических обследований составляют от 20 до 40 %.

Потери тепловой энергии в тепловых сетях при транспортировке к потребителю из-за неудовлетворительного состояния тепловой изоляции и утечек теплоносителя из повреждений труб доходят до 30 %. В результате этого при выработке тепла затраты увеличиваются до 70 % по сравнению с нормативно-расчетными.

Серьезной проблемой остается и состояние водопроводно-канализационного хозяйства. Износ водопроводных сетей достиг в некоторых районах 70 %, требуется безотлагательная замена 947,5 км. труб. Износ принимаемых от ведомств объектов инженерного обеспечения, как правило, составляет более 60 %. Проектно-сметная документация отсутствует. Потери воды при водоподготовке и транспортировании ее к потребителям составляют 40 %. Немаловажным фактором является недостаточность оснащения потребителей индивидуальными (поквартирными) приборами учета [17, 36].

Кризисную ситуацию, в которой находится жилищно-коммунальное хозяйство, подтверждает и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. С 2003 года отмечается рост кредиторской задолженности.

Наибольшая сумма кредиторской задолженности приходится на жилищно-коммунальные предприятия г. Пензы. По данным третьего квартала 2011 года - 819 млн. руб., МУП «Горводоканал» г. Пензы - 248,9 млн. руб., ООО «Коммунэнерго» - 185,2 млн. руб. [24, c. 21].

В 2011 году было использовано 79 636,91 тыс. руб. бюджетных ассигнований из запланированных 82 329,57 тыс. руб. в установленные сроки. Экономия денежных средств составила 2 692,66 тыс. руб. в связи с проведением конкурсных процедур.

В программе предусмотрены мероприятия, имеющие инновационную направленность:

-       ликвидация нерентабельных котельных (19 шт. в 2011 году) с объемом финансирования из бюджета Пензенской области 13585,427 тыс. руб., из бюджета муниципальных образований 31699,33 тыс. руб., общий объем финансирования 45284,757 тыс. руб.

-       реконструкция уличного освещения (38,4 км), установка энергосберегающих светильников (1582 шт.) с объемом финансирования из бюджета Пензенской области 1 074,652 тыс. руб., из бюджета муниципальных образований 2 507,521 тыс. руб., общий объем финансирования 3582,173 тыс. руб.

Удельный вес мероприятий, имеющих инновационную направленность, от общего объема финансирования составил 20,89%.

В 2011 году в программе приняли участие:

-       в подпрограмме «Газификация населенных пунктов Пензенской области» - 3 района;

-       в подпрограмме «Строительство и модернизация сетей и сооружений водоотведения» - 2 района;

-       в подпрограмме «Строительство и модернизация систем теплоснабжения» - 2 городских округа, 15 районов;

-       в подпрограмме «Чистая вода» - 2 городских округа, 24 района;

-       в подпрограмме «Благоустройство населенных пунктов Пензенской области» - 1 городской округ, 15 районов.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Пожарная безопасность Пензенской области на 2011-2013 годы» из областного бюджета выделено 25687,5 млн. руб. Финансовые средства предназначены для приобретения пожарных автомобилей и автоцистерн, лесопожарных тракторов, тягачей, прицепов и укомплектования ими двух подразделений противопожарной службы области - мобильных пожарных автопоездов.

В 2011 году закуплены и находятся в режиме круглосуточной готовности 16 единиц пожарной техники: седельные тягачи КАМАЗ, полуприцепы тяжеловозы, тракторы лесопожарные, автоцистерны на базе УАЗ, автомобиль разведки на базе УАЗ и автомобиль для доставки личного состава и пожарно-спасательного оборудования к месту ЧС на базе УАЗ, две пожарные автоцистерны марки КАМАЗ 65224 АЦ-8-40. Кроме того, закуплены огнетушители ранцевые в количестве 40 штук и пожарные мотопомпы «Вепрь» в количестве 2 штук. Общая сумма закупленного за счет средств областного бюджета противопожарного имущества составляет 25687,5 тыс. руб.

На реализацию подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Пензенской области на 2011-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности Пензенской области» на 2011-2013 годы» из областного бюджета в 2011 году выделено 9457,3 тыс. руб. За 2011 год в рамках выше указанной подпрограммы проведены следующие мероприятия:

-       проведены работы по реконструкции областной системы оповещения (установлены 23 электросирены) на объектах г. Пензы с объемом финансирования 1507,4 тыс. руб., освоение составило 100%;

-       проведены работы по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения с объемом финансирования - 90,0 тыс. руб., освоение составило 100%;

-       проведены работы по созданию программно-аппаратного комплекса антикризисного управления территориальной подсистемы РСЧС (установка сервера для ПАК), освоение составило 36 %, при плане 7859,9 тыс. руб. освоено 2859,9 тыс. руб. Остаток неисполненных ассигнований за 1У квартал 2011 года составил 5000,0 тыс. руб. Оплата не проведена в связи с отсутствием финансирования из бюджета Пензенской области.

В программе не предусмотрены мероприятия, имеющие инновационную направленность.

Муниципальные районы, городские округа области в реализации ДЦП участие не принимали.

Важным направлением реформирования жилищно-коммунальной отрасли остается стабилизация финансового состояния предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

Причинами убыточности организаций ЖКХ является неэффективное управление, отсутствие внутреннего контроля на предприятиях, несовершенство тарифной политики. Экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, утверждаемые органами тарифного регулирования в рамках установленных предельных индексов изменения тарифов на услуги естественных монополий и индексов роста платежей граждан на жилищно-коммунальные услуги, не обеспечивают рентабельную работу отдельных организаций [26].

Для более успешной работы отрасли необходимо повышение эффективности работы коммунальных предприятий, снижение затрат, повышение собираемости платежей, увеличение прозрачности бизнеса, внедрение современных технологий. Надежное функционирование жилищно-коммунального сектора экономики жизненно важно, поэтому при реформировании ЖКХ требуется ответственный подход к выявлению, формулированию и решению имеющихся проблем.

.3 Перспективы реформирования ЖКХ в Пензенской области

Сегодня, как никогда, без надежной работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства невозможно представить прочную экономику, полноценную и благополучную жизнь наших земляков. Именно поэтому перед Управлением в 2010 - 2012 году стали важные и ответственные задачи по повышению эффективности работы предприятий ЖКХ и конечно же, модернизации материальной базы.

Именно поэтому основными задачами Управления на ближайшую перспективу являются:

повышение эффективности управления предприятиями ЖКХ с применением новых, наиболее конкурентно способных, гибких и прозрачных форм управления предприятиями в условиях рыночных отношений (акционирование предприятий) и подготовкой управленческих кадров;

эффективность использования всех видов ресурсов, повсеместное применение приборов учёта и современных технологий и материалов при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов коммунального комплекса и работа с потребителями по энергосбережению;

комплексный подход к модернизации объектов ЖКК, создание зон максимальной энергоэффективности;

внедрение новых форм управления жилищным фондом, консультативная и практическая помощь органам местного самоуправления и населению в выборе способа управления жилыми домами, создание конкуренции на рынке обслуживания жилья;

обеспечение высокого уровня благоустройства населённых пунктов области, соблюдение экологической безопасности при содержании полигонов ТБО [14, 41].

С учетом современных условий перед отраслью стоит задача коренной модернизации инженерной инфраструктуры, которая позволила бы повысить качество обслуживания, значительно увеличить межремонтные периоды за счет увеличения срока службы отдельных систем и объектов, уменьшение затрат энергии на производство продукции - тепла и воды, внедрения нормативной очистки сточных вод, ремонта и содержания жилищного фонда в соответствии с существующей потребностью.

В этих целях в качестве перспективных направлений по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве в 2009 году намечено проведение работ по внедрению физико-химической очистки сточных вод на сооружениях биологической очистки.

При внедрении этого метода ожидается снижение затрат на очистку сточных вод на 15%, а качество очистки при этом будем доведено до действующих природоохранных норм, что невозможно без реконструкции существующих сооружений. При применении этого метода капитальные затраты на реконструкцию сооружений уменьшаются в 10-15 раз по сравнению с существующими типовыми решениями. Особенно актуален этот вопрос для малых сооружений биологической очистки, расположенных в селах и райсельцентрах, где зимой из-за низких температур сточных вод процессы очистки практически прекращаются.

Вторым перспективным направлением предложены опытные работы по внедрению на существующих котельных горелок с модульным горением.

Эксплуатируемые в настоящее время подовые и блочные горелки ведут к перерасходу газа на 30% в период начала и окончания отопительного сезона, когда температура наружного воздуха превышает значение -5оС. Внедрение горелок этого типа намечено провести на 3-х объектах.

Третьим направлением в части экономии энергоресурсов, сокращения платежей населения и обеспечения надежного теплоснабжения выбрана организация внедрения в практику индивидуального отопления котлов с герметичной камерой сгорания.

Четвертое направление - внедрение в практику капитального ремонта и реконструкции систем теплоснабжения трубопроводов с пенополиуретановой изоляцией, которые позволяют снизить потери при транспортировке тепла и довести их до 2%:

проведение комплекса мер по финансовому оздоровлению предприятий коммунального комплекса;

создание условий для реализации национального проекта - «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», включающего в себя подпрограмму «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;

создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и коммунальном комплексе;

совершенствование процедур тарифного регулирования;

развитие приборного учета в сфере поставки коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета и многое другое [7, 5].

Все эти работы должны проводиться во взаимодействии с органами местного самоуправления в рамках заключенных Соглашений «О финансовом, экономическом и техническом сотрудничестве». Это позволит повысить устойчивость функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, защитить законные интересы наших граждан в получении качественных коммунальных услуг.

Работы по благоустройству населенных пунктов Пензенской области не приобрели пока комплексного, постоянного характера. До настоящего времени не налажена должным образом работа специализированных предприятий, медленно внедряется практика благоустройства территорий на основе договорных отношений с организациями различных форм собственности и гражданами.

Недостаточно эффективно внедряются передовые технологии и новые материалы при содержании дорог и тротуаров. В настоящее время практически во всех муниципальных образованиях срок службы специальной коммунальной техники истек, замена старой техники практически не производится.

Несмотря на предпринимаемые меры, растет количество несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов, отдельные домовладения, особенно в сельской местности, не ухожены. Накопление в больших масштабах промышленных отходов и негативное их воздействие на окружающую среду является сегодня одной их главных проблем обращения с отходами.

Недостаточно занимаются благоустройством и содержанием закрепленных территорий организации, расположенные на территориях населенных пунктов Пензенской области. Органами местного самоуправления муниципальных образований в Пензенской области недостаточно ведется работа по созданию уличных и домовых комитетов, через которые непосредственно возможна поддержка инициатив жителей населенных пунктов по благоустройству и санитарной очистке подъездов, домов и придомовых территорий.

Эти проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года, поскольку требуют значительных бюджетных расходов, для их решения требуется участие не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти Пензенской области.

Для решения проблем по благоустройству населенных пунктов Пензенской области необходимо использовать программно-целевой метод. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.

По законам логики везде, где есть человек, там его права защищены хорошо, защищены плохо или не защищены вообще. Ежесекундно на протяжении своей жизни человек выступает в роли потребителя. В кабинете у стоматолога человек пациент и потребитель медицинских услуг. В школе, институте человек - студент и потребитель услуг системы образования. В семье человек член семьи и потребитель услуг семьи. В общественной организации человек либо член, либо клиент и он тоже потребитель услуг этой организации и его права либо хорошо, либо плохо, либо никак не защищены. В кассе вокзала, в купе поезда человек потребитель услуг железной дороги. На работе человек потребляет услуги работодателя, у него есть не только обязанности, но и права. В своей квартире человек потребитель услуг системы ЖКХ. Когда человек выходит из дома, он переходит в статус жителя населенного пункта, горожанина, сельчанина. В парке, по дороге на работу, по дороге в магазин человек потребляет услуги городской инфраструктуры и городского хозяйства, качество которых зависит от размера муниципального бюджета, уровня коррупции и силы Гражданского общества влиять на власть. Не оплачивает же гражданин услуги водоснабжения и канализации в поликлинике, в кинотеатре..., даже если пользуется туалетом, потому что там он выступает в роли потребителя услуг системы здравоохранения, услуг системы досуга..., и услуги туалета входят в понятие "издержки производства". Быть ровными и чистыми для потребителя услуг городской инфраструктуры пешеходные дорожки, тротуары должны быть везде: вдоль жилых домов, между жилыми домами, между домами и объектами службы быта, школами, поликлиниками... Озеленение, благоустройство, организация цивилизованного городского ландшафта должны проводиться на всей территории населенного пункта. Благоустройство города не должно проводиться по принципу дворовых резерваций: в одном месте - конкурсный дворик, в другом - собачий туалет. Ландшафт населенного пункта (организация и содержание) должен находиться на "совести" и балансе муниципальных властей, бюджета, который граждане формируют не в статусе потребителей услуг ЖКХ, а в статусе жителей населенного пункта.

В этом должна заключаться главное направление реформы. Не взваливать на плечи потребителей услуг ЖКХ услуги дворников, а переложить эти услуги на плечи потребителей городской инфраструктуры [12, 52].

Чтобы успешно, то есть, в интересах общества осуществить реформу ЖКХ, необходимо осуществить следующие этапы: а) анализ ситуации сферы ЖКХ на основе общения с Гражданским обществом - с потребителями, учет разных мнений, изучение проблем по статьям и видам услуг ЖКХ, б) разработка и утверждение Концепции (принципов) реформы, в) выравнивание законодательной базы на основе принятой Концепции.

Способы достижения цели реформы:

) Снизить издержки производства услуг в системе ЖКХ, ограничить размер рентабельности производителей услуг до 5%, как результат снизить тарифы.

) Ликвидировать те статьи в составе квартплаты, услуги по которым не предоставляются.

) Открыть "мешок с котом", отделить "рыбу" от "мяса", то есть, статью "Техническое обслуживание" разложить на составляющие.

) Отделить услуги, не имеющие отношения к системе ЖКХ, но потребляемые гражданами по месту проживания (автостоянки, парковки, благоустройство мест отдыха, игр, дорожки, газоны...). Оставить в системе ЖКХ только те услуги и работы, которые в пространстве ограничиваются стенами жилого здания.

) Исправить Законы и законодательные акты по ЖКХ.

) Провести контрольные мероприятия и расследования во всех водоснабжающих, теплоснабжающих организациях на предмет расточительного управления и допущения неоправданных потерь.

) Начать внедрение альтернативных систем отопления жилых зданий и обогрева воды, исключающие потери на транспортировку тепла и горячей воды от монопольной ТЭЦ до квартиры потребителя.

) Внедрить системы экономии электроэнергии при освещении мест общего пользования: а) создать условия для более полного освещения подъездов естественным освещением, б) ввести системы реле для электроосвещения.

) На начало реформы обеспечить за счет федерального, областного и муниципального бюджетов ремонт всех муниципальных домов, нуждающихся в ремонте, осуществить переселение жильцов из аварийных домов, осуществить замену подземных коммуникаций на трубы из современных материалов с надежной изоляцией.

) Создать во всех местных органах власти маркетинговые центры по созданию и распространению базы данных о ремонтно-строительных работах и услугах, которая может пригодиться жильцам любого жилого дома.

Сегодня в ЖКХ услуги подразделяются на три типа: а) коммунальные услуги, б) квартплата или техническое обслуживание, куда входит как капитальный и текущий ремонт здания и его частей и инженерных систем, так и санитарное содержание дома и прилегающей территории, в) дополнительные услуги (домофон, антенна, радио, телефон, консьержи, старшие, правление ЖСК и ТСЖ, дополнительные штатные единицы). Это давно изжившая себя градация (сортировка) услуг ЖКХ [25, c. 2].

Необходимо создать современные управляющие компании (УК), отвечающие требованиям законодательства, бездотационные и с приемлемым для населения качеством услуг и внедрить классическую схему УК.

Основные цели стратегического развития ЖКХ России:

обеспечение населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;

снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;

переход отрасли на самоокупаемость.

Основные способы достижения указанных целей:

совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;

переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в т. ч. установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Построение оптимальной организационной структуры - одно из важнейших условий обеспечения результативности и эффективности деятельности организации. Сокращение штата в условиях кризиса не всегда является правильным решением, тем более в структуре управления ЖКХ. Снизить издержки и повысить управляемость организации можно и путем перераспределения функциональной ответственности, формирования состава и количества структурных подразделений, соответствующих направлениям и желаемым результатам деятельности.

Заключение

 

Таким образом, на основании проведенного исследования нами могут быть сделаны следующие выводы.

Основным и главным недостатком существующих систем жизнеобеспечения сегодня является отсутствие прозрачности в отношениях между поставщиками потребителями. Поставщик услуг контролирует сам себя. Поэтому ему уже не так важно, какие он несет потери тепла в ходе эксплуатации жилых домов или офисов. А ведь объем потерь является одним из главных параметров. По этому показателю можно оценить качество обслуживания.

При неэффективном управлении, отсутствии независимой системы контроля, чем больше потерь газа - тем дороже стоит тепло для конечного потребителя. С населения берут фиксированную оплату, но почему оно должно оплачивать неоправданные расходы поставщика?

Технические средства контроля позволяют пересмотреть систему предоставления льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня дотации выделяются по социальному положению. Однако раз мы говорим об энергосбережении, если мы контролируем потери, то субсидии следовало бы выдавать не только тем, кто мало получает, а тем, кто рационально расходуют тепло, газ, воду и электричество. Малообеспеченные семьи, кстати, и так потребляют корректно, с них плату даже можно не брать. Но транжиры должны платить пропорционально неудобствам, которые испытывают другие от их вольности.

Разрабатываемые на сегодняшний день системы независимого контроля позволяют решить важнейшую задачу установления гибких и справедливых тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, пропорционально реальному качеству этих услуг. Сейчас поставщики, когда им требуется повысить цены, успешно оперируют всевозможными бумагами, рассказывая, как им трудно живется. Но о качестве своих услуг предпочитают умалчивать. Для качественной проверки нужно иметь огромную армию контролеров. Или - ввести независимый мониторинг.

В соответствии с этим построение оптимальной организационной структуры - одно из важнейших условий обеспечения результативности и эффективности деятельности организации. Сокращение штата в условиях кризиса не всегда является правильным решением, тем более в структуре управления ЖКХ. Снизить издержки и повысить управляемость организации можно и путем перераспределения функциональной ответственности, формирования состава и количества структурных подразделений, соответствующих направлениям и желаемым результатам деятельности.

Список использованных источников информации

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». //РГ. - 2007. - 27 июля

. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ.

. Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области

. Аверьянова Т.В. Социальная политика: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2008. - 427с.

. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Управление социальной политикой в Российской Федерации. - М.: Гардарики., 2009. - 328с.

. Аверьянова Т.В., Баев О.Я. Общество и закон. - М.: НОРМА, 2010. - 438с.

. Антонов Н.А. Система жилищно-коммунального хозяйства.// Актуальные проблемы социального обеспечения. Тезисы всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: Иркутская высшая школа МВД России. - 2011 - С. 312 - 314.

. Баев О.Я. Управление социальной сферой общества. - Воронеж, 2009. - 282с.

. Барашкина Н.П. Проектное управление и инновации в ЖКХ.//Государственное и муниципальное управление. - 2009. - №6.

. Белкин Р.С. Социальная политика. - М.: Юристъ, 2009. - 722с.

. Бриллиантов В. Реформа ЖКХ: состояние в Пензе// Пензенская правда. - 2011. - №9. - С. 4 - 5.

. Грибанов А.П. Социальная политика. - М.: НОРМА, 2010. - 528с.

. Денисов В.В. Управленческая теория и практика. - М.: Логос, 2010. - 622с.

. Коткин С. Особенности работы ЖКХ в регионах. // Российская газета. -2010. - №2. - С. 7.

. Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества центра и регионов в социальном управлении. - М.: Международные отношения, 2009. - 418с.

. Мартыненко Н.Э. Управление жилищно-коммунальным хозяйством в Пензенской области: правовые и социальные аспекты.// Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Саратов: Академия МВД России. - 2008. - 162с.

. Резепкин О.Ю. Итоги работы ЖКХ.// Наша Пенза. - 2012. - №3. - С. 6-7.

. Снетков В.А. Развитие социальной сферы Пензенской области. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 2010. - 94с.

19. Тимофеев А.Н. Проблемы ЖКХ: вчера, сегодня, завтра. - М.: Новость, 2011. - 214c.

. Управление народным хозяйством РФ. / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова. - М.: Юристъ, 2011. - 218с.

. Управление социальной сферой. Цифры и факты. / Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - Пенза, 2006. - 24с.

. Управление социальной сферой. Цифры и факты. / Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - Пенза, 2007. - 24с.

. Управление социальной сферой. Цифры и факты. / Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - Пенза, 2008. - 28с.

. Управление социальной сферой. Цифры и факты. / Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - Пенза, 2009. - 32с.

. Управление социальной сферой. Цифры и факты. / Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - Пенза, 2010. - 24с.

. Управление социальной сферой. Цифры и факты. / Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - Пенза, 2011. - 24с.

. Федорова И.Н. Чем живешь, Пенза? Реформа ЖКХ.// Пензенские вести. - 2011. - №12. - С. 7.

. Хомяков Н.Н. Социальная политика и социальное управление в Поволжском Федеральном округе РФ. - Самара, 2011. - 186с.

Похожие работы на - Основные тенденции развития ЖКХ в регионе на примере Пензенской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!