Механизм защиты прав человека и гражданина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,08 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм защиты прав человека и гражданина

1. Защита прав человека и гражданина: понятие, признаки, способы

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина рассматривается как в широком, так и в узком понимании. В узком смысле механизм защиты прав и свобод человека и гражданина означает совокупность применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, с помощью которого раскрывается процесс осуществления такой деятельности. Механизм защиты предполагает возможность самому защитить свои права и свободы с помощью форм и методов защиты, где под формами понимаются условия для защиты нарушенных прав, а под методами - средства и способы воздействия.

Б.Л. Железнов в механизме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина выделяет:

) соответствующие нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, экологического и других отраслей права. При этом нормы других отраслей права вытекают из норм конституционного права и сами нормы конституционного права, закрепляющие статус человека и гражданина, реализуются через нормы других правовых отраслей;

) регулируемые нормами права общественные отношения в сфере государственной защиты прав и свобод. Такие отношения существуют практически во всех сферах жизни общества. Они формируются между индивидом, общественными объединениями, с одной стороны, и государством - с другой;

) гарантии прав человека и гражданина.

В широком смысле механизм защиты прав человека и гражданина состоит из следующих элементов:

-правовых норм, установивших права человека и гражданина;

-юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений;

-правовых отношений - «выступающих как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права)»;

-деятельности субъектов правозащитной деятельности, в том числе органов государственной власти, неправительственных организаций и управомоченного лица по защите своих прав и свобод;

-применение данными лицами определенных методов защиты;

-социальной, в том числе юридической ответственности, к которой привлекаются лица, нарушившие права и свободы человека и гражданина.

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в узком смысле является комплексом применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Механизм защиты прав имеет следующее действие: субъект правозащитной деятельности, находясь в определенных правовых условиях (форма защиты), применяет то или иное установленное средство или способ защиты (метод защиты).

Отметим, что существует четыре уровня защиты прав и четыре вида гарантий. Критерием отграничения в данном случае является территория применения:

международные гарантии;

внутригосударственные (национальные) гарантии;

региональные гарантии прав человека и гражданина, обеспечивающие реализацию прав на территории региона;

местные гарантии, применяемые на уровне муниципального образования.

Таким образом, определим механизм защиты прав человека и гражданина, как систему определенных средств и способов защиты, с помощью которых субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав, находясь в определенной жизненной ситуации.

Классическая правовая доктрина традиционно разделяет государство и гражданское общество как различные явления. Государство символизирует публичное пространство, гражданское общество - деполитизированное производство свободы, основу которого составляют экономика свободного рынка и человек как единица социального измерения. В практике современных цивилизованных стран классические границы между государством и гражданским обществом «трансформируются во взаимопроникающие, гибридные институты, которые не могут быть однозначно определены как коллективные или общественные».

Для человека смысл таких правоотношений заключается в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности оказать такую защиту. Одновременно человек и государство определяют круг конституционных обязанностей человека (гражданина), а государство в целях соблюдения правопорядка, в законных формах исполняет эти обязанности. человек остается свободным. Человек остается свободным, но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и способов своей защиты. К их числу относятся:

-конституционно-судебный механизм (конституционные суды);

-судебная защита (суды общей юрисдикции);

-административные действия органов исполнительной власти;

-законная самозащита человеком своих прав;

-международно-правовой механизм.

Далее мы подробно рассмотрим судебную, административную защиту и самозащиту прав человека и гражданина.

2. Судебная защита прав человека и гражданина

Судебная защита прав и свобод гражданина осуществляется в соответствии с нормами внутригосударственного законодательства, а также международных договоров Российской Федерации.

Статьи 18 и 46 Конституции особую роль выделяет судам в защите прав и свобод граждан. Так каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека, если все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты использованы.

В Российской Федерации в настоящее время развит курс на возможное расширение норм судебной защиты прав граждан, а также совершенствованию процессуального законодательства в области защиты. Суды каждый год рассматривают большое количество дел, вытекающих из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. И с каждым годом количество таких дел растет. Очень велика роль Конституционного Суда Российской Федерации как органа, разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно касающихся прав, свобод и обязанностей граждан.

Рассмотрение дел о правах человека имеют определенную сложность, поскольку речь идет о правах индивида.

По мнению И.И. Лукашук, «обеспечение независимости суда при применении норм о правах человека в конкретных делах не только является необходимым условием реальности этих судов, но и содействует определенной «деполитизации» суда».

Конституция РФ закрепляет признанные в мировом сообществе гарантии, имеющие значение принципов демократического правосудия. Гарантии правосудия - это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий.

Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Право на юридическую помощь, которое означает, что каждый, кто нуждается в юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату.

Право на защиту «производно от права на свободу, т. к. смысл защиты состоит достижении свободы человека. Отсюда скрупулезное и детальное регулирование этого права для того, чтобы дать человеку максимум возможностей отстоять свою правоту».

Статья 52 Конституции РФ гарантирует защиту потерпевшему в вопросе нарушения прав, связанных с «злоупотреблением власти». Данная норма означает возможность судебного обжалования действий должностного лица, которые, не являясь преступлением, нарушают закон. Закрепляя различные права потерпевшего в уголовном, административном и гражданском процессе, государство создает действенный механизм судебного обеспечения прав человека и гражданина.

В современном мире очень часто происходят изменения в законах, которые меняются в сторону усиления или ослабления ответственности за какие-либо деяния. Но это приводит к опасности того, что человек, совершивший правонарушение, спустя некоторое время может быть привлечен к ответственности по закону, который не действовал в момент совершения правонарушения. И чтобы такого не происходило, Конституция РФ (ст. 54) закрепила гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Таким образом, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Однако, если принимается закон, отменяющий или смягчающий ответственность, то обратная сила закона признается. В данном случае конституционная гарантия устанавливает: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Эти правила действия закона во времени имеют силу для всех отраслей права Они закреплены нормами уголовного, гражданского, трудового, административного и другого законодательства Российской Федерации.

Как показывает практика, количество незаконных действий и решений государственных органов и их должностных лиц велико. Зачастую нарушаются наиболее важные права граждан, которым трудно добиться защиты, поскольку их возможности далеко не равны с возможностями государства, его органов и должностных лиц. Поэтому обеспечение гражданам равенства в судебном споре с государством и судебной защиты от нарушений их прав и свобод от действий и решений государственных органов - одна из важнейших задач суда.

Итак, в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Под защитой суда находят как основные (конституционные), так и отраслевые права человека и гражданина. В суд можно обратиться не только за защитой прав, которые предоставлены гражданину Конституцией и Законом, но и подзаконными нормативными актами.

Право на судебную защиту имеет каждое физическое лицо, в том числе и недееспособное, которое может защищать свои права в суде через представителя или родителя, иного законного представителя. Однако в связи с расширением права на судебную защиту возникают дела, по которым в суд с жалобами на действия органов власти обращаются группы граждан, круг которых чаще всего невозможно определить. Такие дела также подведомственны суду и должны разрешаться, как и дела по жалобам отдельных граждан на действия (акты), имеющие индивидуальное значение, в зависимости от законности или незаконности последних.

Объектом обжалования в суд могут быть решения, действия, бездействие. Под решением надо понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать законы, указы Президента России, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, лишь в случаях, когда тот или иной нормативный акт, по мнению гражданина, в конкретной ситуации нарушил его права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов принимают вид приказов, распоряжений, приговоров и т.д. Могут быть обжалованы как единичные, так и коллегиальные действия (решения). В суд могут быть обжалованы действия (решения), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия для осуществления прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-нибудь обязанность;

гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В жалобе должно быть четко указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение должностным лицом или органом государства полномочий служит основанием для обжалования, если это повлекло нарушение прав гражданина. Объектом обжалования могут быть решения и действия органов и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной властей.

В суд могут быть также обжалованы отказ соответствующих органов в выдаче визы на выезд за границу, решение государственных органов или органов местного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы административно-территориальной единицы (и даже за пределы субъекта Федерации), об установлении дополнительных пошлин и сборов, решения о наложении штрафов, возмездном изъятии либо конфискации предмета, явившиеся орудием административного правонарушения, и т.д. В том числе могут быть обжалованы в суд и решения общих собраний жилищно-строительных кооперативов, акционерных обществ, профсоюзных организаций и т.п., а также их органов управления и должностных лиц, нарушающие, в частности, экономические права и свободы граждан. К неполноте действующего законодательства в указанной сфере следует отнести тот факт, что по букве федерального закона об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, субъектом права обжалования обозначены только граждане, в то время как иностранцы и лица без гражданства не упомянуты в качестве возможных истцов.

В соответствии с российским законодательством жалоба может подаваться в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод, по его усмотрению, в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действия которого оспариваются, или по месту жительства гражданина. Жалобы рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства. Дело рассматривается судом в коллегиальном составе, но с согласия лица, подавшего жалобу, может быть рассмотрено судьей единолично. Законность совершения обжалуемых действий должна проверяться судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств. Признав обжалуемое действие законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы. В случае признания обжалуемых действий неправомерными выносится решение об удовлетворении жалобы и суд обязывает ответчика устранить допущенное нарушение, восстановить нарушенные права и свободы гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности. В случае причинения неправомерными действиями государственных органов, общественных организаций и должностных лиц материального ущерба он может быть возмещен заинтересованному лицу при наличии спора путем предъявления иска. Решение суда обязательно для всех органов государства и должностных лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации является одним из действенных средств защиты основных прав и свобод личности. Статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» закрепляет защиту конституционных прав и свобод личности как одно из главных направлений в деятельности.

Проверка конституционности законов в связи с жалобами на нарушение основных прав и свобод законами занимает значительное место в деятельности Конституционного Суда. За период 2009-2011 гг. в Конституционный Суд поступило около 58 тыс. обращений. Из них жалоб граждан, групп граждан и организаций - более 57,8 тыс., запросов и ходатайств государственных органов - 135. Наибольшее число обращений касалось вопросов защиты конституционных прав и свобод граждан - свыше 13,9 тыс. (в том числе охраны трудовых прав - около 1,2 тыс., охраны жилищных прав - более 3,1 тыс., социальной защиты - свыше 6,7 тыс.); конституционного права (организации публичной власти) - около 0,7 тыс.; гражданского права и процесса - свыше 12,5 тыс.; уголовного права и процесса - более 20 тыс.; хозяйственного, финансового и налогового права, арбитражной практики - свыше 1,6 тыс.

С точки зрения интересов конкретного гражданина проверка конституционности закона по жалобе на нарушение его конституционных прав и свобод выглядит наиболее действенным средством. Она начинается по инициативе гражданина, в качестве заявителя он приобретает ряд процессуальных прав, вступает в наиболее тесное соприкосновение с Конституционным Судом. Заявитель в данном случае непосредственно заинтересован как в устранении неопределенности в вопросе о конституционности рассматриваемого закона, так и в лишении его юридической силы в части, нарушающей права и свободы личности.

Административное судопроизводство предусмотрено статьей 118 Конституции РФ в качестве самостоятельной формы отправления судебной власти, однако до сих пор оно не введено унифицированным нормативным правовым актом.

Пункт «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнес как административное законодательство, так и административно-процессуальное законодательство, которые являются источниками соответствующих отраслей права.

На современном этапе проводимой административной реформы активно рассматриваются проблемы создания условий для реализации права граждан на судебную защиту, а также усиления роли судов в разрешении споров граждан с органами публичной власти. Вопрос о создании административных судов в Российской Федерации обсуждается уже несколько десятилетий. 16 ноября 2006 г. Пленум Верховного Суда РФ принимает Постановление №55 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Внесенный в Государственную Думу РФ проект Федерального закона РФ «Кодекс административного судопроизводства» является серьезным шагом на пути становления административного судопроизводства и на реализацию судебной реформы в части создания административного судопроизводства в России.

Предложенная Верховным Судом Российской Федерации концепция административного судопроизводства не была поддержана в дальнейшем, ввиду необходимости больших финансовых затрат.

Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует единая процедура рассмотрения судами дел, вытекающих из административных правоотношений. Также, в законодательстве до сих пор отсутствует понятие административного судопроизводства. В силу этого, административные дела подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, и средством правовой защиты выступает заявление (жалоба).

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее по тексту - УПК РФ) в главе «Принципы судопроизводства» предусмотрена защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, таких как презумпция невиновности, неприкосновенность личности, уважение чести и достоинства личности, осуществление правосудия только судом, обеспечение обвиняемому, подозреваемому права на защиту и другие. Назначением уголовного судопроизводства является как защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, так и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Отныне только у суда есть право принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста; о продлении меры пресечения в виде заключения под стражей; о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество; о временном отстранении обвиняемого от должности; о контроле и записи телефонных и иных переговоров и т.д.

Также в УПК РФ появилось право на реабилитацию - на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав. Как сказано в кодексе, вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме. А прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному.

УПК РФ устанавливает целую систему мер, предусматривающих защиту прав и свобод граждан. В первую очередь к ним относится деятельность органов прокуратуры как органов надзора за законностью, которые в необходимых случаях при обращении к ним граждан и организаций принимают соответствующие сигналы-жалобы и начинают действовать. Другим таким инструментом являются суды.

На сегодняшний день проблема нарушения конституционных прав человека и гражданина в сфере судопроизводства остается нерешенной.

Так, в 2012 году доля жалоб Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, связанных с проблемами нарушения конституционных прав человека в области судопроизводства составила 24,9%. В группе жалоб, посвященных соблюдению гражданских прав, преобладающими являлись жалобы с просьбами оказать содействие в пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Их доля в этой группе составила более 35%. Следующими по численности в 2012 году стали жалобы по вопросам судопроизводства, обоснованности привлечения к уголовной ответственности, отказа в возбуждении уголовного дела, нарушений исполнительного производства, сроков содержания под стражей и другие.


3. Административная защита прав человека и гражданина

Статья 2 Конституции РФ установила важнейший базовый принцип, согласно которому человек, его права и свободы являются в нашей стране высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства. При этом права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, осуществляемым только судом.

Простое перечисление прав и свобод личности в Основном Законе страны является явно недостаточным, оно имеет место и в странах, в которых нет и намека на демократический государственный режим. Необходимо также наличие реальных гарантий реализации этих прав и свобод, реальной возможности их защиты в случае необходимости, а также признание государством своей ответственности за соблюдение и реализацию прав и свобод граждан.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) одной из задач закрепил защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина. Данной норме полностью посвящена одна из самых объемных глав - глава об ответственности за нарушение избирательных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов граждан.

Специальные главы посвящены экологическим правонарушениям, правонарушениям в области информации, торговли, общественной безопасности и защите других конституционных прав граждан. С учетом требований Конституции и Европейской конвенции о правах человека и гражданина детально разработана процессуальная часть КоАП РФ с целью гарантирования прав как потерпевших, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Любое постановление об административных правонарушениях, кем бы оно ни было принято, может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящие судебные инстанции.

Важнейшее место в обеспечении соблюдения и реализации прав и свобод граждан, безусловно, занимает административное право. Основу предмета правового регулирования административного права составляют как раз общественные отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями - с другой по поводу реализации исполнительной власти и соблюдения и реализации прав и свобод человека и гражданина. Именно органы исполнительной власти в большинстве случаев призваны обеспечить соблюдение и реализацию прав и свобод граждан, а именно с ними граждане контактируют чаще всего. Поэтому рассмотрение актуальных вопросов соблюдения и реализации прав и свобод граждан в сфере действия административного права является насущно необходимым.

В настоящее время можно выделить целый ряд направлений, входящих в область административного права. Среди таких направлений можно выделить реализацию исполнительной власти, повышение эффективности правовых средств противодействия коррупции, вопросы обжалования действий и решений государственных органов, административную юстицию, а также вопросы правовой ответственности государства при применении административно-принудительных мер.

Цель реализации исполнительной власти может определяться только исходя из положения, сформулированного в ст. 18 Конституции РФ, согласно которому именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти. Поэтому основная цель реализации исполнительной власти - соблюдение и содействие реализации прав и свобод граждан. Об этом забывать нельзя. Этот принцип должен быть включен в преамбулы положений обо всех органах исполнительной власти. К сожалению, данный принцип не находит достойного воплощения в деятельности государственной администрации. У большинства населения, когда-либо обращавшегося в государственные органы по самым разнообразным вопросам, обычно остается весьма негативное впечатление от такого обращения. Как отмечают некоторые исследователи, отказавшись от административно-командной системы, в России пока не удалось создать по-настоящему демократическую административную систему, которая предполагает не только реформы администрации, т.е. органов управления, но и реформу самого механизма администрирования, механизма принятия и исполнения решений, отношений, возникающих в этом процессе, а также порядка и организации внешнего контроля за деятельностью исполнительной власти.

Исполнительная власть обязана не только соблюдать и защищать права и свободы личности, но также содействовать их реализации, создавая соответствующие условия для граждан и как бы напоминая: «Не хотите ли вы реализовать то или иное право?» Конечно, в сегодняшних условиях это звучит довольно смешно, хотя необходимо учитывать, что во многих западных государствах практика уже давно идет по этому пути. Для России на сегодняшний день основная задача - обеспечить неуклонное соблюдение и защиту прав и свобод личности.

Достижению данной задачи должна была содействовать реализация Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., основными задачами которой являлись внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий; создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; организация предоставления государственных услуг в электронной форме; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Одна из основных проблем, ставящих преграду на пути эффективной реализации исполнительной власти, соблюдения, реализации и защиты прав и свобод личности, является широкая распространенность коррупции в России. Коррупция перечеркивает все усилия государства в сфере реализации задач той же административной реформы. В последние годы произошел существенный сдвиг в правовом обеспечении противодействия коррупции: 19 мая 2008 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции», 31 июля 2008 г. Указом Президента был утвержден Национальный план противодействия коррупции, 25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», а 17 июля 2009 г. - Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Кроме того, в десятки других федеральных законов внесены изменения и дополнения, касающиеся антикоррупционных мер.

Однако при этом, как справедливо отмечают некоторые авторы, исследующие вопросы противодействия коррупции, «…вместо ожидаемого снижения уровня коррупции, ее уровень имеет тенденцию к росту. Как это ни парадоксально, но предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы породили еще большую коррупцию. Названное обстоятельство вызывает самую серьезную озабоченность как у государственной власти, так и у институтов гражданского общества нашей страны».

Между тем, анализируя складывающееся противоречие, когда законодателем принимаются в принципе качественные правовые нормы, направленные на преодоление коррупции, а ее масштабы тем временем растут, можно сделать однозначный вывод о том, что никакая, даже самая выверенная и подготовленная правовая норма не в силах исправить положение без мер по ее воплощению в жизнь на практике, для чего нужна четко обозначенная политическая воля вести борьбу с коррупцией.

В этих условиях особую актуальность приобретает более активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, повышение информационной открытости деятельности государственных органов для общества, а также повышение результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Особую актуальность в настоящее время приобретает развитие институтов административного и судебного обжалования гражданами действий и решений государственных органов и их должностных лиц. Эти институты являются одной из основ административного права, а их разработанность представляется необходимым условием построения правового государства.

Право на административное обжалование гражданами действий и решений государственных органов было поставлено на законодательную основу еще в 2006 г. с принятием Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Законом были закреплены формы обращений (предложение, заявление и жалоба), права гражданина при рассмотрении обращения, гарантии его безопасности в связи с обращением, требования к письменному обращению, обязательность принятия обращения к рассмотрению, порядок и сроки рассмотрения обращений.

Так как административные суды у нас отсутствуют, также отсутствует кодекс административного судопроизводства, в силу этого судебное обжалование действий и решений государственных органов и их должностных лиц осуществляется гражданами в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и главой 25 ГПК РФ.

Здесь нельзя не обратить внимания на существенное противоречие. ГПК РФ в этом случае регулирует правоотношения, обладающие не частноправовой, а публично-правовой природой, а правила судопроизводства применяются практически одни и те же. Это является едва ли допустимым, так как в частноправовых отношениях субъекты равны между собой, а в административно-правовых отношениях, как правило, стороны между собой не равны: один является властным субъектом, а другой невластным. Поэтому регулировать судебные процессы по спорам различной юридической природы при помощи одного и того же кодекса представляется ошибочным.

Еще один аспект, на который необходимо обратить внимание, это разработка вопросов правовой ответственности государства при применении административно-принудительных мер к гражданам. В условиях правового государства граждане должны быть застрахованы от необоснованных действий со стороны государственных органов и их должностных лиц и иметь возможность получить компенсацию за такие действия, если они имели место. Речь идет даже не столько о явно незаконных действиях, возможность обжалования которых в достаточном объеме урегулирована в российском законодательстве. Гораздо большего внимания заслуживают случаи, когда действия соответствующих должностных лиц государственных органов формально не противоречили закону, однако в результате были существенно нарушены права и свободы личности. Зачастую в подобных случаях в последующем выясняется, что применение подобных мер было явно нецелесообразным, а гражданин признается судом не совершившим никаких противоправных деяний.

Очевидно, что государство должно нести правовую ответственность за применение к гражданам административно-принудительных мер, если эти меры были явно незаконными, либо просто необоснованными и нецелесообразными в конкретной ситуации. Данный институт пока в нашей стране разработан недостаточно.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что российское административное право должно иметь четкую направленность на защиту и реализацию прав и свобод человека и гражданина, и иной главной цели у него быть не может. Функция внешнего регулирования административного права должна преобладать над функцией внутреннего регулирования деятельности государственных органов. Тогда реализация административно-правовых институтов будет иметь решающее значение в ходе построения правового государства в России.

4. Самозащита прав человека и гражданина

В соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные механизмы устранения любых нарушений.

Институт самозащиты - это новый элемент в правовом механизме конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Суть права на самозащиту заключается в том, что, в случае если права или законные интересы нарушены либо связаны с угрозой нарушения, лицо вправе без обращения к соответствующим охранительным органам самостоятельно осуществлять действия, направленные на предотвращение либо устранение нарушения его прав и свобод, в пределах, установленных законом.

По своему содержанию право граждан на самозащиту носит обеспечительный характер в конституционном механизме защиты прав и свобод, которые реализуются при неисполнении либо недостаточном исполнении государством обязанности по обеспечению и охране прав и свобод личности.

Особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права состоит из совокупности средств, обеспечивающих реализацию субъективного права, их применение и действие. Под механизмом реализации понимается «способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс».

Особенность реализации конституционных прав и свобод, в силу их неотчуждаемости и прямого действия, заключается в том, что субъекту права не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными правами, поскольку их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами в виде прав и свобод, и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием. Исключения составляют случаи, когда гражданин вынужден прибегать к самозащите, например при необходимой обороне.

Но в целом конституционные права и свободы лица обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ. Обеспечение охраны конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. Однако, когда государство не исполняет эти обязанности, граждане вправе прибегнуть к самозащите.

Возникновение права на самозащиту связано с нарушением либо угрозой такого нарушения субъективных прав и свобод граждан, то есть ей предшествуют противоправные действия со стороны другого лица, а также в случаях, когда государство должным образом не обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина.

Право на самозащиту - совершенно новая правовая норма, предусматривающая защиту прав без обращения в суд. Рассмотрение ее, как отмечается в литературе, «возможно лишь после усвоения некоторых основополагающих принципов гражданского законодательства». Так, ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) перечисляет пути, по которым можно защищать гражданские права, и одним из таких способов названа самозащита. Самозащита права вытекает из принципа диспозитивности, провозглашенного в п. 1 ст. 9 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В реализации права на самозащиту важным условием является сформулированное в ст. 14 ГК РФ требование соразмерности способов самозащиты нарушению и соблюдение пределов действий, необходимых для его пресечения.

В Конституции РФ пределы осуществления прав и свобод человека и гражданина, в том числе и право на самозащиту, регламентируются в ч. 3 ст. 17, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Недостатком правового регулирования является то, что законодатель определяет право на самозащиту в общих чертах, не детализируя его, согласно ст. 14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Что касается способов самозащиты, то они должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Самозащита - это особая форма защиты, специфика которой проявляется в том, что лицо непосредственно своими действиями может защитить его нарушенное субъективное право. Право на самозащиту относится к неюрисдикционной форме защиты, которая представляет собой действия граждан, совершаемые ими самостоятельно без обращения за защитой к государственным и иным компетентным органам.

Под самозащитой следует понимать «совершение управомоченным лицом дозволенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов».

К мерам превентивного характера самозащиты права можно отнести право лица принимать меры по охране своего имущества. Например, участники гражданских правоотношений вправе самостоятельно устанавливать в договорном порядке способы, кроме запрещенных законом.

Исходя из смысла содержания ст. 12, 14 ГК РФ, можно сделать вывод, что самозащита возможна как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. Проблема заключается в специфике осуществления права самозащиты в тех и других отношениях. Преимущественно во внедоговорных отношениях самозащита может осуществляться фактическими действиями, например теми мерами активно-оборонительного характера, которые были изложены выше.

В договорных отношениях стороны прибегают к способам самозащиты в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств между собой либо стороны могут оговорить способы самозащиты на будущее.

Как правило, при заключении договора стороны оговаривают размер неустойки, подлежащей уплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одним из проявлений самозащиты можно признать удержание имущества кредитором, несмотря на то, что ГК РФ трактует это действие как один из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329, 359, 360 ГК РФ). Удержание вещи допускается, пока обязательство не будет исполнено. В таких случаях обладатель имущественных прав защищает свои права и интересы собственными действиями, не обращаясь к суду.

Статья 14 ГК РФ описывает критерии допустимости тех способов (действий), которыми может осуществляться самозащита: а) эти действия должны быть соразмерны нарушению; б) они не должны превышать пределы действий, необходимых для пресечения нарушения.

Законодатель не устанавливает общих норм реализации права работника на самозащиту, однако, используя общетеоретические положения о самозащите, можно определить, что самозащита возможна при наличии грубого нарушения трудовых прав работника, специально указанного в ст. ст. 142, 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), и необходимости пресечь нарушение.

Самозащита трудовых прав осуществляется работниками свободно. Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

Незаконные действия лиц, представляющих интересы работодателя, могут быть обжалованы в суд или Федеральную инспекцию труда.

В отличие от гражданского законодательства, которое допускает любые соразмерные характеру и содержанию правонарушения меры его пресечения (ст. 14 ГК РФ), ТК РФ предусматривает только одну форму самозащиты - отказ работника от выполнения трудовых обязанностей.

Право на самозащиту имеет ограничение. ТК РФ установлен перечень работ, приостановка которых не допускается. Это связано с необходимостью обеспечения безопасности населения, общества и государства.

Использование работником самозащиты своих прав само по себе не может рассматриваться как возникновение индивидуального трудового спора. Однако трудовое законодательство России не запрещает одновременно с применением самозащиты обращаться за защитой своих прав в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Продолжительность приостановки выполнения трудовых обязанностей в порядке самозащиты не ограничивается и определяется временем, необходимым для восстановления нарушенных прав работника. Сразу же после выплаты заработной платы, издания приказа о восстановлении на прежней работе, выдачи средств индивидуальной и коллективной защиты и т.п. работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей.

Приостановка работы в целях защиты трудовых прав не прекращает трудовое правоотношение, не умаляет и не ограничивает права работника.

Практическая реализация права на самозащиту невозможна без установления определенной процедуры, которая обеспечивала бы, с одной стороны, максимальную эффективность этого способа защиты нарушенных прав, с другой, гарантировала бы соразмерность ответных мер допущенному нарушению закона и соблюдение законных прав и интересов других лиц.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (далее - УК РФ) лицо, обороняющееся от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для его жизни или жизни другого лица (либо с непосредственной угрозой применения такого насилия), действует правомерно (законно) и не несет уголовной ответственности за причиненный вред нападающему. Уголовный закон предоставляет обороняющемуся возможность использовать средства для защиты своей жизни, а равно жизни другого человека. Тем самым высшая конституционная ценность - человек, его права и свободы - средствами уголовного права взята под особую защиту. Уголовный кодекс (ч. 3 ст. 37 УК РФ) устанавливает, что право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

В судебной практике нередко возникают сложности в определении границ осуществления права на самозащиту, так как в законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения пределов осуществления права. Необходимо на законодательном уровне провести конкретизацию конституционных норм, закрепляющих право на защиту, относительно его способов защиты в гражданском законодательстве, путем внесения изменений и дополнений.

Заключение

Права человека в современном мире, к сожалению, не заняли достойного места, и такое нарушение носит систематический характер.

В цивилизованном обществе суду принадлежит основное место во всей правовой системе. Именно суд воплощает подлинное право, истинную справедливость. Чем выше авторитет суда, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

В последние годы в России проводилась большая работа по формированию единого правового пространства, которое является важным условием реализации прав и свобод граждан.

В рамках судебно-правовой реформы реализуется комплекс законодательных и организационных мер, основной целью которых является обеспечение эффективной судебной защиты и неуклонного соблюдения прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Существенный вклад в дело защиты прав человека вносит Конституционный Суд Российской Федерации путем решения спорных вопросов о соответствии Конституции законов и подзаконных актов.

Развиваются государственные институты внесудебной защиты прав человека и гражданина. Совершенствуется деятельность органов прокуратуры и уполномоченных по правам человека.

Созданы правовые условия для развития полноценного гражданского общества. В связи с этим принят комплекс мер, направленных на формирование политических партий, профессиональных союзов и других общественных организаций и объединений, в том числе и правозащитные.

Особую актуальность приобретает более активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, повышение информационной открытости деятельности государственных органов для общества, а также повышение результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов.

В настоящее время актуальным является развитие институтов административного и судебного обжалования гражданами действий и решений государственных органов и их должностных лиц. Эти институты являются одной из основ административного права, а их разработка является необходимым условием построения правового государства.

Понятие «защита» относится к числу многозначных в современной юридической науке. Это во многом обусловлено разнообразием объектов правовой защиты. Объектом механизма защиты прав человека и гражданина являются именно права человека и гражданина, закрепленные в международных документах, в конституции государства, в текущем законодательстве и обеспеченные мерами государственного принуждения, в том числе и мерами правосудия.

Механизм защиты прав человека и гражданина возлагает на законодателя ряд публично-правовых обязательств, к числу которых относится не только установление системы обеспечения правового статуса личности, но и гарантирование работы указанной системы. Кроме того, законодатель несет обязанность воздерживаться от необоснованного вмешательства в правовой статус личности, гарантировать осуществление прав человека и гражданина.

Установление и гарантирование законом системы обеспечения правового статуса личности - важный элемент в механизме правозащитной деятельности.

Юридический механизм защиты прав и свобод граждан действует в определенных политических, социальных, экономических условиях, которые могут как снижать эффективность провозглашенных правовых институтов, так и усиливать их действие. Однако даже самые совершенные юридические механизмы и процедуры бессильны в условиях нестабильной политической ситуации, упадка экономики. Устранение этих негативных факторов поможет создать условия, обеспечивающие эффективную реализацию института правовой самозащиты личности.

Исчерпывающим образом предусмотренные Конституцией Российской Федерации четыре формы судопроизводства представляют оптимально необходимую совокупность. Только с ее помощью может полноценно реализоваться конституционное право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции Российской Федерации. Как следствие, административное судопроизводство представляет самостоятельную форму правосудия, обеспечивающую реализацию контрольных полномочий органами судебной власти в сегменте системы сдержек и противовесов, не охватываемом конституционным судопроизводством. В ином качестве административное судопроизводство, как показывает и международный опыт, не может быть востребовано обществом и государством. Соответственно, его отрицание несет существенные риски для действенности системы защиты прав и интересов граждан и организаций.

Итак, сделаем вывод. Под механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина понимается установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что российское административное право должно иметь четкую направленность на защиту и реализацию прав человека и гражданина, и иной главной цели у него быть не может. Функция внешнего регулирования административного права должна преобладать над функцией внутреннего регулирования деятельности государственных органов. Тогда реализация административно-правовых институтов будет иметь решающее значение в ходе построения правового государства в России.

Библиографический список

1.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. №10 (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. №10) «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» // Действующее федеральное законодательство: Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. М., 1999. С. 14.

.Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М.: Изд-во «Права человека», 1996. - 420 стр.

4.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001. - 382 стр.

.Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996.

.Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. №12.

7.Гончаров Е.И. Вопросы реализации самозащиты прав и свобод человека и гражданина в гражданском законодательстве российской федерации [Электронный ресурс] / Е.И. Гончаров // Консультант Плюс.

.Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1992.

9.Грудцына Л.Ю. Исторические и теоретико-правовые предпосылки возникновения и развития прав человека в России // Право и жизнь. 2007. №107 (2).

10.Грудцына Л.Ю. Конституционно-правовые основы права граждан на участие в управлении делами государства // Право и жизнь. 2007. №106 (1).

11.Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2012 году. [Электронный ресурс] // #"justify">12.Железнов Б.Л. Механизм государственной защиты основных прав и свобод // Ученые записки. Т. 138. Юридические науки. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. -253 стр.

.Информация Конституционного Суда Российской Федерации. О конституционно-правовых аспектах совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2009-2011 годов). [Электронный ресурс] // #"justify">14.Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Административное право и проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы. М.: NOTA BENE, 2010.

15.Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998. - 736 стр.

16.Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.

17.Российская газета. 2000. 4 апреля.

18.Селезнев М. Самозащита гражданских прав // Российская юстиция. 1995. №11.

.Серков П.П. К вопросу о современном понимании административного судопроизводства. [Электронный ресурс] / П.П. Серков // Консультант Плюс

.Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. - 436 стр.

право гражданин защита административный

Похожие работы на - Механизм защиты прав человека и гражданина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!