Подходы к оценке эффективности капиталовложений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подходы к оценке эффективности капиталовложений
















Подходы к оценке эффективности капиталовложений

1. Роль и значение капиталовложений в современной экономике

Термин «капиталовложения или инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде.

Капиталовложения являются одним из ключевых объектов государственного регулирования экономики. Понятие «инвестиция» относится к числу фундаментальных. Инвестиции являются одной из самых дефицитных и важных составляющих любой национальной экономики, в том числе и экономики Республики Беларусь. Адаптация к условиям конкуренции, риска и недостаточности финансовых ресурсов требует четкого определения понятия «капиталовложения» и классификации категорий различных инвестиционных вложений.

Реализация инвестиционных программ и проектов позволяет совершенствовать технологию производства, модернизировать и реконструировать материально-техническую базу предприятий, повышать занятость населения, повышать конкурентоспособность сферы производства и обращения, и как следствие, увеличивать экономический потенциал страны.

Инвестициями являются финансовые, материальные ресурсы и другие, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Необходимость инвестиций обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы:

обновление материально-технической базы предприятия;

увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности;

освоение новых видов деятельности;

повышение качества продукции.

Инвестиции в развитых странах составляют 15-16% совокупных расходов.

К материальным ресурсам относятся здания, оборудование, транспортные средства и другие вещественные объекты, направляемые для предпринимательской деятельности.

Нематериальными имущественными и интеллектуальными ценностями являются: право аренды; право пользования природными ресурсами, техническое и организационное ноу-хау и другие нематериальные ценности.

Величина инвестиций определяется суммированием стоимостной оценки ресурсов и ценностей, направляемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей 30 мая 2001 г. и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 г. Настоящий кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в стране и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности, направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.

В рыночной экономике инвестиции привлекаются за плату. По экономическому содержанию плата за инвестиции близка к арендной плате.

Привлеченные инвестиции предприниматели путем инвестиционной деятельности трансформируют в активы. Активами называют объекты, обеспечивающие денежные поступления их владельцу.

Инвестиции можно классифицировать в зависимости от:

♦ экономического содержания;

♦ срока вложения;

♦ собственника вкладываемых ценностей;

♦ форм инвестирования.

По экономическому содержанию инвестиции делятся на реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферу производства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.

Финансовые (портфельные) инвестиции предполагают вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов. Приобретение ценной бумаги фактически является кредитованием эмитента ценной бумаги. Последний, в свою очередь, принимает на себя обязательства по выплате определенных процентов в течение обусловленного времени, а также возврату по истечении сроков внесенной суммы займа. С другой стороны, приобретение ценных бумаг - это долевое, ограниченное во времени участие в капитале, приобретение права собственности в виде владения ценной бумагой или титулом собственности на определенное имущество.

Интеллектуальные инвестиции осуществляются в виде:

приобретения исключительных прав пользования: покупка патентов, лицензий на приобретение промышленных образцов, товарных знаков и т.д.;

приобретения информационных услуг через наем различного рода специалистов - ученых и практиков по контракту, а также разового приобретения информационных услуг (консультирование, экспертиза, рекомендации и т.д.);

приобретения научно-технической продукции, то есть интеллектуальных товаров в материальной форме (проектно-сметной документации, программ, методик, ноу-хау). Эти товары могут быть представлены любыми носителями информации: в виде печатной продукции, программного обеспечения для компьютеров; аудио- или видеозаписей;

вложений в человеческий капитал, то есть затрат на образование, подготовку и переподготовку кадров, обучение, здравоохранение и т.д.

В состав интеллектуальных инвестиций входят вложения в инновации - в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками. В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности.

В зависимости от срока, на который вкладываются средства, капиталовложения делят на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года). [5, c. 9]

В зависимости от собственника вкладываемых ценностей инвестиции бывают государственные и частные. Государственные в свою очередь подразделяются в соответствии с формами осуществления на прямые (непосредственно выделяемые из государственного бюджета) и скрытые (появляющиеся в результате налоговой политики).

Роль инвестиций в экономике обуславливается следующими факторами:

инвестирование ведет к накоплению фондов предприятий, экономическому росту;

величина инвестиций влияет на объем национального производства и занятость населения;

нерациональное использование инвестиций может привести к замораживанию производственных ресурсов.

На величину инвестиций влияют:

размер сбережений. Чем больше сбережений, тем, как правило, больше объем инвестиций;

величина дохода. Чем больше доход, тем больше возможностей для инвестирования;

доходы предприятий, их затраты и ожидания.

Непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются: ожидаемая норма прибыли и реальная процентная ставка.

Воздействие инвестиций на экономику можно определить, применяя понятия валовых и чистых инвестиций.

Валовые инвестиции - это общий объем средств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде. Сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационные отчисления, есть чистые инвестиции. Этот показатель отражает экономическое развитие страны в данном периоде.

Вложение инвестиций юридическими, физическими лицами и государством в производство продукции (работ, услуг) или их иное использование с целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результата называется инвестиционной деятельностью.

Инвестирование может осуществляться в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые другие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь. [5, с. 12]

Объектами инвестиционной деятельности выступают:

♦ недвижимое имущество, в том числе предприятия как имущественный комплекс;

♦ ценные бумаги;

♦ интеллектуальная собственность.

Законодательством Республики Беларусь определен перечень объектов, в отношении которых инвестиционная деятельность, кроме осуществляемой государством, запрещена. Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других законодательно определенных норм, наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Кроме того имеется ряд объектов, которые могут находиться только в собственности государства, но инвестиционная деятельность в отношении которых не исключается.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики и другие участники инвестиционного процесса (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и т.д.).

Основным субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.

Инвесторы - юридические и физические лица, принимающие решения по инвестиционной деятельности и осуществляющие инвестиции (вложения).

Субъектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь могут выступать как белорусские, так и иностранные физические и юридические лица, а также другие государства. Особенности регулирования деятельности инвесторов требуют их деления на национальных и иностранных.

Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние и внешние источники. К внутренним источникам относятся:

государственные средства;

собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего, внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационных отчислений, денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями в установленном ими порядке. Сюда же следует отнести сбережения населения и страховые суммы в возмещение потерь;

привлеченные ресурсы - средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц, средства от благотворительных мероприятий;

заемные средства. Очень большое значение имеют источники финансирования, относящиеся к данной группе. Это банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы.

Внешние источники могут выступать как прямые частные инвестиции и иностранные кредиты и займы.

Развитие международного сотрудничества, глобализация мировых экономических связей ведут к расширению движения капитала между странами, к росту международных инвестиций. Вкладывая капитал в другой стране, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые для принимающей стороны (страны-реципиента) являются иностранными инвестициями. Иными словами, под иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными физическими и юридическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

Иностранные инвестиции привлекаются в экономику страны с целью осуществления ее структурной перестройки и обеспечения экономического роста. При этом наряду с дополнительными финансовыми и материальными ресурсами привлекаются зарубежные передовые технологии, техника, оборудование, управленческий опыт и т.д., создаются новые рабочие места. Использование иностранного капитала нацелено на развитие экспортного потенциала страны, расширения производства импортозамещения, повышение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.

Иностранные инвестиции могут быть представлены в форме предпринимательского капитала, помещаемого в производственные предприятия стран-реципиентов, и в форме ссудного капитала в виде займов, кредитов, вложений на текущие счета в иностранные банки, причем вложения предпринимательского капитала могут происходить в виде прямых и портфельных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции - основная форма экспорта предпринимательского капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающая контроль инвестора или его участие в управлении производством. По определению Международного валютного фонда иностранные инвестиции являются прямыми в том случае, когда иностранный инвестор владеет не менее 25% уставного капитала предприятия.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются путем создания совместного предприятия или организации нового; покупки или поглощения действующих предприятий; открытие зарубежного филиала. Прямые иностранные инвестиции являются долгосрочными и значительными по объему.

Портфельные инвестиции предполагают ограниченное участие в предприятиях, компаниях стран-получателей, осуществляемое через инструменты фондового рынка (покупка акций, облигаций и других ценных бумаг). При этом инвесторы не контролируют производство компании и почти не влияют на процесс управления ею.

Ссудный капитал в виде кредитных иностранных инвестиций - это кредиты иностранных государств, банков, международных финансово-кредитных учреждений и организаций, корпораций для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте.

В зависимости от формы собственности иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

Частные инвестиции - вложения частных фирм, компаний, банков, граждан в соответствующие субъекты другой страны.

Смешенные инвестиции - вложения государственных и частных инвесторов в сочетании.

Иностранным инвесторам в соответствии с действующим законодательством запрещается делать инвестиции в сферы обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь, изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ (перечень утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь). Не допускается осуществление иностранных инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики.

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположений в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией и Казахстаном. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского и казахского рынков. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствует так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

Республика Беларусь - единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс - основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей, условия деятельности, а также устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а также оперативно решаются возникшие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных пректов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями - транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» выпуск медицинсого оборудования.

Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляются следующие льготы и преференции:

освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации призводят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50% еще на срок до трех лет;

освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;

безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;

свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;

свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;

сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.

Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных интересов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм. Наиболее яркими инвестиционными проектами в наше время являются комплекс «Минск-сити», строительство республиканского логистического центра, строительство силиконовой долины.

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством, с целью улучшения инвестиционного климата, принят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Белорусь суверенного кредитного рейтинга.

Таким образом, инвестиции представляют собой ресурсы и ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности. И у собственника есть два варианта их использования: во-первых, за плату передать их для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. осуществить инвестиции и стать инвестором; во-вторых, самостоятельно трансформировать инвестиции в активы, необходимые для производства товаров или предоставления услуг. Иначе говоря: собственник будет участником инвестиционной деятельности.

. Подходы к оценке эффективности капиталовложений

В системе воспроизводства, безотносительно к его общественной форме, инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и в обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена - производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.

В зависимости от стратегических целей развития предприятия в инвестиционную программу могут вводиться различные виды проектов, предназначенные для решения отдельных задач.

Определение привлекательности проекта по сравнению с другими проектами требует использования общих правил их оценки и сравнения. В проектном анализе эти правила называются категориями оценки решений. Их использование помогает аналитику принять единственно правильное решение - принять проект к реализации или отклонить проект. Выбор конкретного критерия для принятия решения о финансировании проекта зависит от различных факторов; существующие ограничения по ресурсам проекта, колебания потоков финансовых средств. При рассмотрении конкретных критериев необходимо обязательно брать во внимание согласованность расчетов во времени, т. к. потоки денежных средств в разные периоды имеют разную ценность. Инвестиции считаются целесообразными, если денежный поток от реализации проекта достаточен для возврата начальной суммы капиталовложений и обеспечена необходимая отдача на вложенный капитал.

Для оценки каждого проекта обязательна информация: интервал планирования, основные технический характеристики проекта, размер и вид вложений, прогнозируемый процент инфляции по официальной информации, график поступления инвестиций, длительность инвестиционного процесса, срок его эксплуатации, уровень производственных затрат, ожидаемый уровень объемов производства, условия кредитования, условия налогообложения, источники финансирования проекта. На основании исходных данных и описания разделов бизнес-планов формируется представление о проекте.

Одним из наиболее ответственных и значимых этапов прединвестиционных исследований является обоснование экономической эффективности инвестиционного проекта, включающее анализ и интегральную оценку всей имеющейся технико-экономической и финансовой информации. Оценка эффективности инвестиций занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами.

До перехода экономики на рыночное отношение широко использовались способы абсолютной и сравнительной экономической эффективности капитальных вложений и новой техники. В их основу был положен критерий народнохозяйственного эффекта, который можно получить в результате создания и реализации объекта инвестиций.

Абсолютная экономическая эффективность рассчитывается как отношение прибыли (снижение себестоимости и т.п.) к вызвавшимся ее потенциальным вложениям.

Сравнительная экономическая эффективность рассчитывается, так называемым, методом приведенных затрат, который основан на использовании директивно устанавливаемого норматива срока окупаемости капитальных вложений или обратной ему величины - нормативного коэффициента эффективности, имеющего различные значения для расчета приведенных затрат и дисконтирования.

При всей своей позитивной роли, используемые ранее способы оценки эффективности капитальных вложений и новой техники, оказались невостребованными в рыночных условиях хозяйствования. Стало очевидно, что в условиях рыночных отношений в основе расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов должны лежать иные критерии и методы.

В методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов выделены следующие виды эффективности:

) Эффективность проекта в целом, характеризует с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения, потенциальную привлекательность проекта для возможных участников и поисков источников финансирования с определением общественной и коммерческой эффективности;

) Эффективность участия в проекте, включающая результаты участия предприятий в проекте, инвестирования в их акции, а также участия структур более высокого уровня по отношению к предприятиям-участникам инвестиционного проекта, в том числе для отдельных регионов и народного хозяйства в целом - региональную и народнохозяйственную эффективность. Для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур - отраслевую эффективность. И при участии государства в проекте с точки зрения расходов и доходов всех уровней - бюджетную эффективность.

Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты и результаты по проекту, так и внешние - в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внешнеэкономические эффекты, учитываемые в количественной форме при наличии соответствующих нормативов и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, но отсутствуют нормативные и другие материалы, допускается использование оценок независимых экспертов. В случаях, когда «внешние» эффекты не допускают количественного учета, следует проводить качественную оценку их влияния. Эти положения относятся и к расчетам региональной эффективности. Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участников, реализующих инвестиционный проект, в предположении, что они производят все необходимые для реализации проекта затраты и пользуются всеми его результатами.

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов - это способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала в различные объекты с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости. [1, с. 37]

Реализация инвестиционных проектов требует отказа от денежных средств сегодня в пользу получения прибыли в будущем.

В странах с развитой рыночной экономикой разработаны и широко применяются методы оценки инвестиций, основанные преимущественно на сравнении прибыльности вложенных средств в различные проекты. При этом в качестве альтернативы инвестициям в тот или иной проект выступают финансовые вложения в другие объекты, а также помещение средств в банк под проценты или обращение их в ценные бумаги.

Известно, что капитал, вложенный в инвестиционные проекты вместе с частью прибыли от их реализации, реинвестируются в активы с целью получения дохода в будущем. С этих позиций отдельные детали проектов могут показаться не столь существенными.

Критериями для обоснования эффективности инвестиционного проекта могут быть максимум прибыли или доходности, минимум текущих издержек или трудовых затрат времени достижения цели, доля рынка, качество продукции, безубыточность и другие. Крайне важно при этом рассчитать и проследить направления потоков денег:

капитальные расходы - на выкуп земли и подготовку площадки, строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования и машин, обучение специалистов;

текущие расходы - на сырье и материалы, топливо и энергию, плату труда и т.д.;

доходные статьи - на экономию затрат, правительственные займы и т.д.

Инвестиционный проект следует оценивать, прежде всего, с точки зрения его технической выполнимости, экологической безопасности, а затем уже и экономической эффективности.

В долгосрочном периоде, если за основу расчетов принимается жизненный цикл продукции, ответ на поставленные вопросы могут дать одинаковые результаты, в краткосрочном - возможны значительные различия. Это связано с тем, что при новом строительстве приобретается новое оборудование или разрабатывается новая продукция, из-за чего расход средств превышает их поступления.

Любой инвестиционный проект при всех его положениях не будет принят к осуществлению, если не обеспечит возмещение вложенных средств за счет доходов от реализации продукции, получение прибыли, обеспечивает окупаемость и рентабельность инвестиций не ниже желаемого уровня. Критерии, используемые для оценки инвестиционных проектов, должны отражать главные аспекты и условия их применения. Их объединяют в следующие группы: финансово-экономические, нормативные, ресурсные и др.

К финансово-экономическим относят стоимость проекта, чистую текущую стоимость, получаемую путем дисконтирования, прибыль, рентабельность (отдача инвестиций) и т.п. К числу нормативных критериев относят правовые критерии (нормы национального и международного права), требования стандартов и т.п., патентоспособность и иные условия соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Поскольку процесс создания и реализации инвестиционного проекта является динамическим процессом, для его описания используют имитации модели, реализуемые с помощью компьютерной техники.

В индустриально развитых странах крупные промышленные и финансовые корпорации создают математические модели собственного развития и эффективного размещения капитала. Средствами математического моделирования широко пользуются и различные консультационные фирмы, выполняющие исследования эффективности инвестиционных проектов по заказам клиентов.

Одной из таких имитационных моделей для исследования инвестиционных проектов, реализованной в виде пакета программ для ПЭВМ, является система КОМФАР, разработанная организацией ООН по промышленному развитию ЮНИДО. [1, с. 40]

Система позволяет получить значительную графическую информацию о результатах при варьировании ряда исходных данных: объем реализации, производственных издержек, процентов за кредит и др.

Такая программа получила широкое распространение и используется банками, финансирующими промышленное развитие, консультационными учреждениями, поставщиками оборудования и учебными заведениями. Система КОМФАР находит широкое применение и в отечественной практике для анализа и оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, ориентированных, в первую очередь, на привлечение и использование иностранных инвестиций. Результаты расчетов эффективности и представления выходной информации в этой системе соответствуют принятым международным стандартам, что, в свою очередь, необходимо для успешной реализации переговорных процессов с иностранными инвесторами.

К недостаткам системы следует отнести то, что в ней исходная информация для выполнения расчетов недостаточно приспособлена и не полностью соответствует структуре калькуляции затрат и данных отчетности, принятых на отечественных предприятиях, несоответствие налогового блока отечественным условиям налогообложения, жесткая заданность перечня исходных данных при ограничении их количества, трудность учета инфляции, «закрытый» характер пакета.

Для использования этой системы статистические, бухгалтерские и другие данные отчетности отечественных предприятий необходимо переструктурировать, но эта процедура трудоемка и требует специальной подготовки аналитиков.

В настоящее время для расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов рекомендуется предъявлять необходимые данные по содержанию и форме, принятой в отечественной практике, а результаты отчетов в показателях, принятых международными организациями.

Известен и программный пакет ТЭО-ИНВЕСТ, базирующийся на методике ЮНИДО и предприятий любой формы собственности. В нем предусмотрена возможность «подстройки» расчетных параметров под реальную экономическую ситуацию, а также графическое отображение показателей деятельности предприятия - ликвидности, доходности, платежеспособности.

Данный пакет разработан НПП «Система» при Институте проблем управления РАН.

Пакет РК.08РШ создан на основе электронных таблиц и предназначен для формирования инвестиционного проекта, анализа последствий изменения выбранных параметров, подготовка двух и более сценариев перспектив проекта.

Использование пакета «РКОГССТ ЕХРЕКТ» позволяет выполнить качественный анализ проекта по 40 позициям: по реальности его концепции, качественным показателям, общественной значимости, рыночному потенциалу и т.д. [1, с. 41]

Выбор методов и критериев оценки инвестиций зависит от специфики проекта, заложенных в нем нововведений, типа отрасли и ряда других факторов. Окончательное решение принимается заказчиком, согласовывается с инвестором, партнерами, контрагентами и другими заинтересованными лицами. Итоги должны быть положительными - результаты выше затрат.

В основе исчисления затрат, как правило, лежит принцип альтернативной стоимости, т.е. оценка затрачиваемых в инвестиционный проект ресурсов сопоставляется с возможным эффектом их использования в альтернативных проектах. В качестве базы сравнения может быть выбран, например, принцип по депозитным вкладам или прибыль, полученные при использовании инвестиций в каком-либо другом месте.

В настоящее время в зарубежной, а теперь и в отечественной практике используется ряд методов, которые условно объединяют в две основные группы.

Первую из них составляют статистические методы оценки инвестиционных проектов: методы, не предполагающие использования концепции дисконтирования, и в частности метод нормы прибыли на капитал срока окупаемости инвестиций, нахождение точки безубыточности и другие.

Во вторую включают так называемые динамические методы, основанные на использовании дисконтирования, такие как метод чистой текущей стоимости, внутренней нормы прибыли, дисконтированного периода окупаемости и рентабельности инвестиций.

Наиболее важный этап в процессе принятия решений - оценка эффективности инвестиций. От правильности и объективности такой оценки зависят сроки возврата вложенного капитала и перспективы развития предприятия.

Рассмотрим важнейшие принципы и методические подходы, используемые в международной практике для оценки эффективности инвестиционных проектов.

Первым из таких принципов является оценка возврата вложенного капитала на основе показателя денежного потока, формируемого за счет прибыли и амортизационных отчислений в процессе эксплуатации проекта. Показатель денежного потока может применяться для оценки проектов с дифференциацией по отдельным годам эксплуатации объектов или как среднегодовой.

Третьим принципом оценки является выбор дифференцированного проекта в процессе дисконтирования денежного потока для различных инвестиционных проектов. Размер доходов от инвестиций образуется с учетом следующих факторов:

♦ средней реальной дисконтной ставки;

♦ темпа инфляции;

♦ премии за низкую ликвидность инвестиций;

♦ премии за инвестиционный риск.

С учетом этих факторов при сравнении проектов с различными уровнями риска должны применяться при дисконтировании неодинаковые ставки процента. Более высокая ставка процента применяется обычно по проектам с большим уровнем риска.

Четвертый принцип оценки заключается в том, что выбираются различные варианты форм используемой ставки процента, для дисконтирования исходя из целей оценки. Для определения различных показателей эффективности проектов в качестве дисконтной ставки могут выбираться:

♦ средняя депозитная или кредитная ставка по рублевым или валютным кредитам;

♦ индивидуальная норма прибыльности инвестиций с учетом темпа инфляции, уровня риска и ликвидности инвестиций;

♦ норма доходности по государственным ценным бумагам;

♦ альтернативная норма доходности по другим аналогичным проектам;

♦ норма доходности по текущей доходности предприятия.

Кроме того, существует еще несколько подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов. Рассмотрим некоторые из них.

Бухгалтерский подход предполагает, что долгосрочный финансовый успех определяется доходностью, в то время как при оценке краткосрочного успеха больше внимания уделяется ликвидности.

Два этих понятия - «ликвидность» и «доходность» - глубоко проникли в методы анализа капиталовложений. Понятие «ликвидность» затрагивает вопрос о том, насколько быстро окупятся вложения, а методы анализа капиталовложений оценивают скорость, с которой проект возместит первоначальные затраты. Понятие «доходности» затрагивает вопрос о получении прибыли от капиталовложений. Понятие «прибыль» и «средние инвестиции», являющиеся воплощением бухгалтерского подхода, стали инструментами инвестиционного анализа.

Эти методы, основанные на бухгалтерском учете, популярны на практике, особенно в мелких и средних фирмах, и их часто относят к «традиционным» методам.

Основные методы оценки инвестиций:

1.  Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.

2.      Метод расчета чистой стоимости (ЧТС) проекта.

.        Индекс доходности.

.        Период окупаемости.

.        Внутренняя норма прибыли (ВНП) проекта.

.        Модифицированный метод внутренней нормы прибыли.

Рассмотрим содержание указанных методов более подробно.

Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли - один из методов оценки эффективности инвестиционных проектов, основанный на критерии, определяемом отношением прибыли за обычный полный год их (проектов) эксплуатации к исходным инвестиционным затратам (основному и чистому оборотному капиталу, а также затратам на стадиях, предшествующих производству). При этом различают валовую прибыль, подлежащую обложению налогом, и чистую - без налогов. Чтобы показать амортизационные отчисления отдельно, их вычитают из производственных издержек, тогда валовая прибыль будет равна сумме от реализации минус производственные издержки без амортизационных отчислений. В свою очередь доход, подлежащий обложению налогом, равен валовому доходу минус амортизация. Инвестируемый капитал можно определить как постоянный капитал (акционерный капитал или акции плюс резервы или акции плюс долгосрочные кредиты) или общие инвестиционные затраты (основной капитал плюс капитальные затраты на стадии, предшествующей производству, плюс оборотный капитал). Таким образом, величина простой нормы прибыли (рентабельности инвестиций) практически зависит от того, как определены понятия «прибыль'' и «капитал». Она может быть определена отношением (в%) валовой прибыли или чистой прибыли плюс амортизация к общим инвестиционным затратам либо для акционерного капитала. Это зависит от того, как оценивается реальная прибыльность (рентабельность) общих инвестиционных затрат или только инвестируемого акционерного капитала после выплаты налогов на доходы и процентов на заемный капитал.

Для расчета используется чистая прибыль, к корой добавляется сумма амортизационных отчислений. [2, с. 38]

 (2.1)

где Пнп - простая норма прибыли, %;

ЧП - чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после налогообложения;

АО - сумма амортизационных отчислений по основным средствам;

И - исходные инвестиции в проект.

В результате и выбирается проект с наибольшей простой нормой прибыли.

Достоинством данного метода является его простота и надежность для проектов, реализуемых в течение одного года.

При использовании данного метода игнорируется:

скрытый характер некоторых затрат (амортизационные отчисления);

доходности от ликвидности прежних активов, заменяемых новыми;

невозможность определить предпочтительность одного из проектов, имеющих одинаковую простую норму прибыли, но различные объемы инвестиций.

Метод чистой текущей стоимости (ЧТС или NPV) проекта ориентирован на достижение главной цели инвестиционного менеджмента увеличение доходов акционеров. Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику результата инвестирования, т.е. конечный эффект в абсолютном выражении. Чистая текущая стоимость используется для сопоставления инвестиционных затрат и будущих поступлений денежных средств, приведенных в эквивалентные условия.

Для определения чистой текущей стоимости, прежде всего, необходимо подобрать норму дисконтирования и, исходя из ее значения, найти соответствующие коэффициенты дисконтирования за анализируемый расчетный период. После определения дисконтированной стоимости притоков и оттоков денежных средств чистая текущая стоимость определяется как разность между указанными двумя величинами [2, с. 40]:

ЧТС = НС - И, (2.2)

где ЧТС - чистая текущая стоимость;

НС - настоящая стоимость денежного потока за период эксплуатации инвестиционного проекта;

И - сумма инвестиций, направленных на реализацию данного проекта.

Полученный результат может быть как положительным, так и отрицательным.

Таким образом, чистая текущая стоимость показывает, достигнут ли инвестиции за экономический срок их жизни желаемого уровня отдачи:

положительное значение чистой текущей стоимости показывает, что за расчетный период дисконтированные денежные поступления превысят дисконтированную сумму капитальных вложений и тем самым обеспечат увеличение ценности фирмы;

наоборот, отрицательное значение чистой текущей стоимости показывает, что проект не обеспечит получения нормативной (стандартной) нормы прибыли и, следовательно, приведет к потенциальным убыткам.

Наиболее эффективным является применение показателя чистой текущей стоимости в качестве критериального механизма, показывающего минимальную нормативную рентабельность (норму дисконта) инвестиций за экономический срок их жизни.

Если ЧТС является положительной величиной, то это означает возможность получения дополнительного дохода сверх нормативной прибыли, при отрицательной величине чистой текущей стоимости, прогнозируемые денежные поступления не обеспечивают получения минимальной нормативной прибыли и возмещения инвестиций. При чистой текущей стоимости, близкой к нулю, нормативная прибыль едва обеспечивается (но только в случае, если оценки денежных поступлений и прогнозируемого экономического срока жизни инвестиций окажутся точными).

Несмотря на все эти преимущества оценки инвестиций, метод чистой текущей стоимости не дает ответа на все вопросы, связанные с экономической эффективностью капиталовложений. Этот метод дает ответ лишь на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования росту ценности фирмы или богатства инвестора вообще, но никак не говорит об относительной мере такого роста.

Некоторые из недостатков ЧТС можно частично снять показателем индекс доходности (ИД). Он показывает относительную прибыльность проекта или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицу вложений.

Расчет индекса доходности осуществляется по формуле [2, с. 42]:

ИД = НС * И-1, (2.3)

где ИД - индекс доходности по инвестиционному проекту;

НС - настоящая стоимость денежного потока за период эксплуатации инвестиционного проекта;

И - сумма инвестиционных средств, направленных на реализацию данного проекта.

Эта формула дает возможность узнать рост денежных потоков в расчете на каждый затраченный рубль инвестиций. Показатель индекс доходности также может быть использован не только для сравнительной оценки, но и в качестве критериального при принятии инвестиционного проекта к реализации.

Если значение индекса доходности меньше или равно единице, то проект не принимается к рассмотрению, так как он не принесет инвестору дополнительного дохода, а банку не дает гарантии вложенных в него заемных средств. Следовательно, к реализации могут быть приняты инвестиционные проекты только со значением показателя индекса доходности выше единицы.

Недостатком этого показателя является отсутствие коррелятивности относительно потерянного времени на реализацию инвестиционного проекта. Это тот случай, когда ИД > 1и все идет к утверждению, но изменение ставки рефинансирования со стороны Национального Банка увеличивает стоимость капитала. В результате этого появляется отрицательное дисконтирование, которое может покрыть эффективность инвестиций на длительном периоде времени. Поэтому использование этого показателя с коэффициентом внутренней нормы доходности, поможет максимально обезопасить проект от неожиданностей финансового рынка.

Период окупаемости (Т) - один из наиболее распространенных проектов. Представляет собой продолжительность периода от начального момента в проекте до момента окупаемости. Начальным моментом обычно считается начало первого шага или начало операционной деятельности. Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого кумулятивные (накопительные) текущие чистые денежные поступления становятся и в дальнейшем остаются неотрицательными.

Метод расчета периода окупаемости инвестиций заключается в определении срока, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Если сформулировать суть этого метода более точно, то он предполагает вычисление того периода, за который кумулятивная сумма (сумма с нарастающим итогом) денежных поступлений сравнивается с суммой первоначальных инвестиций.

Период окупаемости является широко используемым показателем того, возместятся или нет первоначальные инвестиции в течение жизненного цикла проекта, и рассчитывается по формуле [2, с. 42]:

Т = И / НСt, (2.4)

где Т - период окупаемости инвестиций;

И - первоначальные инвестиции;

НСt - настоящая стоимость денежного потока в периоде t.

Срок окупаемости инвестиций связан с ликвидностью. Этот метод, ориентированный на краткосрочную оценку, рассматривает, как скоро инвестиционный проект окупит себя. Согласно анализу срока окупаемости, чем быстрее проект может окупить первоначальные затраты, тем лучше. Показатель периода окупаемости заостряет внимание на поступлениях от осуществления проекта и на скорости этих поступлений, а не на уровне доходности или общей прибыли.

Используя данный критерий, надо определить приемлемый срок окупаемости, как меру оценки капитальных вложений. Чем выше ликвидность нужна инвестору, тем короче должен быть период окупаемости. Ясно, что выбор конечного Т является произвольным.

У этого метода есть два главных недостатка:

не принимает во внимание поступления, возникающие после завершения срока окупаемости проекта. Этот недостаток отражает краткосрочную ориентацию метода, поэтому использование критерия периода окупаемости, как инструмента для принятия решения отвергает те проекты, которые рассчитаны на длительный срок окупаемости и принимает те, которые обеспечивают быстрый возврат вложенных ресурсов, даже если они будут скромными и недолговременными;

Метод периода окупаемости часто используется на практике. В самом деле, нет ничего плохого в оценке срока окупаемости проектов. Он часто оказывается полезным как общий доход к определению уровня ликвидности. Однако не следует использовать критерий период окупаемости как единственный показатель для принятия решений о капитальных вложениях.

Метод внутренней нормы прибыли (ВНП) является наиболее сложным из всех показателей с позиции механизма расчета. Он характеризует уровень доходности конкретного инвестиционного проекта, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от капитальных вложений приводится к настоящей стоимости авансированных средств. Внутренняя норма прибыли может принять в размере дисконтной ставки, по которой чистая текущая стоимость в процессе дисконтирования будет приведена к нулю. Размер этой ставки определяется по формуле [2, с. 44]:

ВНД = i1 + ЧТС1 / (ЧТС1 - ЧТС2) * (i2 - i1), (2.5)

Где ВНД - внутренняя норма прибыли;

ЧТС1 - чистая текущая стоимость, соответствующая значению предпоследней ставки процента;

ЧТС2 - чистая текущая стоимость, соответствующая значению последней ставки процента;

i1 и i2 - соответственно предпоследняя и последняя ставки процента с соответствующим им значением чистой текущей стоимости.

Показатель внутренней нормы прибыли наиболее приемлем для сравнительной оценки проектов в рамках более широкого диапазона:

♦ с уровнем рентабельности всех активов в процессе эксплуатационной деятельности предприятия;

♦ со средней нормой доходности аналогичных инвестиционных проектов;

♦ с нормой прибыльности по альтернативному инвестированию с депозитным вкладом, муниципальным облигационным займом, валютным операциям и т.д.

Модифицированный метод ВНП представляет собой более усовершенствованную модель внутренней нормы прибыли. Он дает более правильную оценку эффективности авансированных в проект средств и снимает проблему множественности нормы прибыли. Этапы проведения расчетов следующие:

все денежные потоки приводятся к конечной стоимости по средневзвешенной стоимости капитала и складываются по годам;

полученная сумма приводится к настоящей стоимости по ставке внутренней нормы прибыли проекта;

из настоящей стоимости доходов вычитается настоящая стоимость инвестиционных затрат и вычисляется чистая текущая стоимость проекта. Она сравнивается с настоящей стоимостью инвестиционных затрат и должна ее превышать. [4, с. 296]

Кроме того, каждая компания, с учетом своего уровня инвестиционных рисков, может установить для себя, используемый для оценки проектов, критериальный показатель внутренней нормы прибыли. Проекты с более низкой внутренней нормой прибыли при этом будут автоматически отклоняться как несоответствующие требованиям эффективности реальных инвестиций. Такой показатель в практике оценки инвестиционных проектов носит название «предельная ставка внутренней нормы прибыли».

Несмотря на некоторые положительные свойства показателя внутренней нормы прибыли он имеет недостатки:

♦ Для проекта может не существовать единой внутренней нормы прибыли. Такое множество решений может появиться, если ежегодные денежные потоки в период реализации проекта изменяют знак (с положительного на отрицательный и наоборот) несколько раз. Это случается и тогда, когда полученные доходы от реализации проекта, снова реинвестируют в проект.

♦ Применение данного значения ставки дисконта предусматривает, что его значение будет постоянным на протяжении всего срока реализации проекта. Но для проектов с длительным сроком реализации (если учесть их высокую неопределенность в поздние периоды) вряд ли возможно применять единый коэффициент дисконтирования на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Несмотря на такую критику, показатель ВНП прочно укоренился в проектном анализе, и большинство проектов опирается именно на него.

Современный анализ проектов настаивает на совместном применении показателей ЧТС и ВНП. Как критерий оценки проекта внутренняя норма прибыли устанавливает границу принятия проектов к реализации. Формально ВНП показывает ставку дисконта, при которой проект не увеличивает и не уменьшает стоимость формы, поэтому отечественные аналитики называют этот показатель «проверенным дисконтом». Он показывает значение коэффициента дисконтирования, который разделяет инвестиции на приемлемые и неприемлемые.

Методы оценки эффективности, не включающие дисконтирования, иногда называют статистическими методами оценки эффективности инвестиций. Эти методы опираются на проектные, плановые и фактические данные о затратах и результатах, обусловленные реализацией инвестиционных проектов. При использовании этих методов в отдельных случаях прибегают к такому статистическому методу, как расчет среднегодовых данных о затратах и результатах (доходах) за весь срок использования инвестиционного проекта. Данный прием используется в тех ситуациях, когда затраты и результаты неравномерно распределяются по годам применения инвестиционного проекта.

К методам, не включающим дисконтирование, относятся следующие:

а) метод, основанный на расчете сроков окупаемости инвестиций (срок окупаемости инвестиций);

б) метод, основанный на определение нормы прибыли на капитал (норма прибыли на капитал);

в) метод, основанный на расчете разности между суммой доходов и инвестиционными издержками (единовременными затратами) за весь срок использования инвестиционного проекта, который известен под названием Cash-flow или накопленное сальдо денежного потока;

г) метод сравнительной эффективности приведенных затрат на производство продукции;

д) метод выбора вариантов капитальных вложений на основе сравнения массы прибыли (метод сравнения прибыли).

В результате такого методического приема не в полной мере учитывается временной аспект стоимости денег, факторы, связанные с инфляцией и риском. Одновременно с этим усложняется процесс проведения сравнительного анализа проектных и фактических данных по годам использования инвестиционного проекта. Поэтому статистические методы оценки (методы, не включающие дисконтирование) наиболее рационально применять в тех случаях, когда затраты и результаты равномерно распределены по годам реализации инвестиционных проектов и срок их окупаемости охватывает небольшой промежуток времени - до пяти лет. Однако, благодаря своей простоте, общедоступности для понимания большинством специалистов фирм, высокой скорости расчета эффективности инвестиционных проектов и доступности к получению необходимых данных, эти методы получили самое широкое распространение на практике.

Основные их недостатки:

охват краткого периода времени;

игнорирование временного аспекта стоимости денег;

неравномерное распределение денежных потоков в течение всего срока функционирования инвестиционных проектов.

Всю совокупность статистических методов оценки эффективности инвестиций можно условно разделить на две группы:

♦ методы абсолютной эффективности инвестиций;

♦ методы сравнительной эффективности вариантов капитальных вложений.

К первой группе относятся: метод, основанный на расчете сроков окупаемости инвестиций, и метод, основанный на определении нормы прибыли на капитал.

Ко второй группе относятся: метод накопительного сальдо денежного потока (накопленного эффекта) за расчетный период; метод сравнительной эффективности (или метод приведенных затрат) и метод сравнения прибыли. [8, с. 15]

Теория абсолютной эффективности капитальных вложений исходит из предпосылки, что реализации или внедрению подлежит такой инвестиционный проект, который обеспечивает выполнение установленных инвестором нормативов эффективности использования капитальных вложений. К таким нормативам относится нормативный срок полезного использования инвестиционного проекта, или получение заданной нормы прибыли на капитал. Проект подлежит внедрению, если ожидаемое значение вышеназванных показателей будет равным или большим их нормативных значений.

Теория сравнительной эффективности капитальных вложений исходит из предпосылки, что внедрению (реализации) подлежит такой инвестиционный проект из нескольких (не мене двух), который обеспечивает либо минимальную сумму приведенных затрат, либо максимум прибыли, либо максимум накопленного эффекта за расчетный период его использования. [5, с. 68]

Каждый из методов оценки инвестиций дает возможность менеджерам предприятия изучить характерные особенности проекта и принять правильное решение. Следовательно, основные критерии принятия инвестиционных решений следующие:

♦ Отсутствие более выгодных альтернатив для вложения свободных денежных средств.

♦ Минимизация риска потерь от инфляции.

♦ Краткость срока окупаемости капитальных вложений.

♦ Дешевизна проектов.

♦ Высокая рентабельность инвестиций после дисконтирования.

Используя комбинацию указанных показателей, инвестор может принять обоснованное решение в пользу того или ионного проекта.

3. Пути повышения эффективности капиталовложений на современном этапе

Инвестиционная деятельность является важнейшим фактором, определяющим социально-экономическое развитие страны, особенно в условиях реформирования экономики.

Инновации, которые влекут за собой качественные изменения производства, затрагивающие технику, технологию, формы его организации и управления, зачастую требуют значительных затрат ресурсов предприятия и вложения инвестиций. Разумеется, ресурсами обеспечиваются те инновации, которые отвечают требованиям эффективности. Хотя процесс планирования инноваций не содержит стандартных процедур, документов и информационного обеспечения, необходимых для принятия решений о нововведениях, его можно разделить на два этапа: во-первых, генерацию самих идей, во-вторых, формулирование и отбор проектов. И именно на втором этапе идеи превращаются в инвестиционные проекты нововведений.

Инвестиционная политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Беларуси до 2015 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.

С помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений - на техническое перевооружение производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья.

Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные средства предприятий (более половины общего объема инвестиций), которые формируются за счет прибыли и амортизационных отчислений.

Реализация наиболее важных целевых инвестиционных проектов предусматривает их поддержку бюджетным финансированием, причем, строго на конкурсной и возвратной основе. Главными критериями отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования будет эффективность инвестиций и срок окупаемости (1 - 3 года).

Основная часть капитальных вложений из республиканского и местных бюджетов сосредотачивается на решении наиболее острых проблем социальной сферы: развитии науки, здравоохранения, просвещения, культуры и строительства жилья. Ресурсы концентрируются в целях снижения объемов незавершенного строительства и обеспечения своевременного освоения, выделенных средств и ввода в действие объектов.

Основными мерами по повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются:

♦ мобилизация средств населения в сферу инвестирования за счет создания нового вида сбережений - долгосрочных инвестиционных вкладов под гарантии государства:

♦ активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему гарантий правительства под заемные средства, предоставляемые банками для реализации экономически значимых инвестиционных проектов;

♦ усиление роли государственных инвестиций на основе поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов;

♦ усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;

♦ расширение системы лизинговых операций для решения проблемы модернизации и технического перевооружения производств без значительного стартового капитала (особенно в сфере малого предпринимательства);

♦ развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ.

Решение социально-экономических задач развития требует принятия ряда мер по активизации инвестиционной деятельности в республике.

Прежде всего, следует обеспечить стабильность законодательной и нормативной базы в инвестиционной сфере. Принятие инвестиционного кодекса способствует созданию условий для инвестиционных вложений в экономику страны. Необходимо также сделать активные шаги по привлечению внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все страны, сумевшие достичь экономического прогресса в последние десятилетия, стимулировали и использовали приток иностранного капитала. Для активизации его привлечения в Республику Беларусь необходимо осуществить ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков и установление более полного взаимопонимания с Международным валютным фондом и Мировым банком.

Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с принятыми стратегическими ориентирами при реформировании экономики предусматривается создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпам социально-экономического развития страны и достижению, соответствующей этому уровню развития, производительности в реальном секторе экономики. Реализация этих целей требует проведения структурных изменений, прежде всего, в промышленном производстве. Без инвестиций невозможна структурная перестройка белорусской промышленности и преодоление серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы.

Положительное влияние на процессы реформирования отечественных предприятий могут оказать создание белорусско-русских финансово-промышленных групп и акционирование белорусских предприятий с участием иностранных инвесторов. Такое акционирование отечественных предприятий может стабилизировать их работу за счет устойчивого обеспечения сырьем, инвестирования проектов по техническому обновлению и выпуску новой высококачественной продукции, созданию и освоению новых видов конкурентоспособной продукции. Совместные программы развития производства бытовой техники (холодильники, морозильники, телевизоры, стиральные машины и др.), а также проводимые изменения в машиностроении уже сегодня способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время дальнейшее развитие работ в этом направлении требует существенного повышения активности инвестиционной деятельности, что в свою очередь требует практических действий по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях. В сложившихся условиях в экономике выживание и успех проводимых реформ больше чем когда-либо зависят от эффективности принимаемых инвестиционных решений и их реализации.

Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:

. Приоритеты развития экономики Республики Беларусь.

. Эффективные инвестиционные проекты.

. Поиск и привлечение инвестиций.

В соответствии с принятыми решениями и программами развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы экономики. Однако для конкретного решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т.е. определить, что приоритетно развивать в машиностроении, что в агропромышленном и энергетическом комплексах и т.д.). Другими словами, необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов. Эти проблемы нашли или находят свое разрешение при формировании прогнозов и стратегических направлений развития национальной экономики на 2011-2015 гг. и на последующие годы.

К важнейшим инвестиционным проектам относятся:

♦ в промышленности - модернизация базовых отраслей с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств. Реформирование предприятий должно включать широкий комплекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и адаптации к рыночным условиям. В качестве основных направлений комплексной реструктуризации предприятий предусматриваются перепрофилирование производства, совершенствование его организации, внедрение маркетинга, переход к новым структурам и децентрализация управления, внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;

♦ в строительном комплексе - модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций, освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;

♦ в агропромышленном комплексе - углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества; совершенствование государственной поддержки и реформирование сельскохозяйственных организаций в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2011-2015 гг.;

♦ в системах производственной и социальной инфраструктур - реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура).

Наиболее важные инвестиционные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником финансирования (более половины общего объема инвестиций) станут средства предприятий и организаций, в том числе кредиты банков. Собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций.

Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные прединвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.).

В рамках концепции экономического роста решается на модельном теоретическом уровне экономико-математическая задача определения нормы производственного накопления и ее соотношения с нормой потребления, соответствующей экономическому росту государства, политике занятости населения и роста его благосостояния.

В республике разработана новая концептуальная схема стратегии инвестиционного процесса, эффективность которого должна сказываться на абсолютном росте потребления и удельном потреблении каждого ее жителя. Эта концепция призвана придать инвестиционному процессу статус постоянного динамизма воспроизводства и перехода от «недовоспроизводства» к простому, а затем к расширенному типу воспроизводства.

Республика Беларусь в своей социально-экономической политике исходит из преемственности целей и приоритетов, которые сформулированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении последних 15 лет, а также новых подходов, определенных решениями четвертого Всебелорусского народного собрания.

Текущее пятилетие (2011-2015 годы) должны стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

Инновационный путь развития экономики базируется, прежде всего, на человеческом потенциале, что требует создания условий для эффективного и всестороннего развития всех его основных составляющих - семейного благополучия, доходов, образования, комфортности условий жизни.

Основа гармоничного развития белорусского государства - баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью, создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда.

Ключевая задача пятилетия - формирование нового облика белорусской экономики за счет создания принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, в том числе в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями. В этих целях будет создан благоприятный бизнес-климат для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличит выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, повысить доходы предприятий, граждан и государства. Предусматривается повышение эффективности существующих производств путем включения их в состав интегрированных корпоративных структур, в которые также будут входить научные центры, взаимодействующие с академической и вузовской наукой.

Динамичность развития экономики зависит от предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности. Формирование условий для полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, постепенный отказ от административных форм управления экономикой, либерализация экономических отношений обеспечат ускоренное развитие предпринимательства. Создание безбарьерной деловой среды позволит предпринимательству стать основой развития экономики, обеспечит ее гибкость, инновационную активность, быстрое реагирование на изменение внешних факторов и рыночной конъюнктуры.

Целью инвестиционной деятельности является создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экспортоориентированные и импортозамещающие производства.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

улучшение инвестиционного климата и формирование благоприятного имиджа страны;

развитие рыночных стимулов для повышения инновационно-инвестиционной активности субъектов хозяйствования;

увеличение объемов инвестиций в основной капитал при одновременном росте экономической эффективности их использования и сокращении сроков реализации проектов.

Приоритетным направлением инвестирования станет вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортоориентированных производств, модернизацию действующих предприятий на основе новейших технологий.

В целях максимального задействования ресурсов для инвестирования в основной капитал необходимо разработать действенные механизмы привлечения сбережений населения и прямых иностранных инвестиций, обеспечить создание равных условий для отечественных и зарубежных инвесторов и защиту их интересов.

Необходимо развить новые формы привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование).

Особая роль в установлении прямого конструктивного диалога между государством и частным бизнесом будет принадлежать Национальному агентству инвестиций и приватизации. Основными направлениями его деятельности являются оказание практической помощи инвесторам по принципу «одно окно», сопровождение инвестиционных проектов «под ключ», предоставление информационных и аналитических услуг.

Особое внимание должно быть уделено источникам инвестиций. Инвестиционная политика государства должна быть направлена на равное стимулирование внутренних и внешних ресурсов с учетом обеспечения опережающего роста иностранных инвестиций.

Органами государственного управления должна проводиться активная работа по привлечению ведущих мировых компаний в качестве инвесторов, а также широкое информирование деловых кругов и общественности об инвестиционных возможностях в Республике Беларусь.

Для обеспечения инвестиционных потребностей экономики необходимо активизировать работу по привлечению иностранных ресурсов в форме заимствований, поиску и открытию новых иностранных кредитных линий, в том числе привлечению иностранных кредитных ресурсов в рамках действующих кредитных линий зарубежных стран.

Привлекая иностранные инвестиции, государство стремиться получить такие выгоды, как увеличение поступлений в страну иностранной валюты, создание новых предприятий, ввоз нового производственного оборудования, развитие межгосударственных экономических связей, повышение уровня доходов населения и многие другие.

Одной из особенностей Республики Беларусь является то, что на ее территории правоотношения, связанные с инвестиционной деятельностью, регулируются отдельным законодательством, которое включает в себя, прежде всего, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, а также иные нормативные правовые акты, касающиеся иностранных инвестиций, международные договоры и соглашения Республики Беларусь.

Одним из «шагов» навстречу как белорусским, так и иностранным инвесторам является принятие 31 декабря 2010 года Директивы Президента Республики Беларусь №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Совершенствование законодательной базы инвестиционной сферы, повышение эффективности реализации приоритетных инвестиционных проектов, привлечение в экономику прямых иностранных инвестиций, развитие института инвестиционных агентов в Республике Беларусь позволят увеличить долю инвестиций в основной капитал в ВВП в 2015 году до 37,5 процента, что обеспечит осуществление модернизации и повышение конкурентоспособности национальной экономики, повышение коэффициента обновления основных средств до 7,5, рентабельности продаж в промышленности - до 14-15% в 2015 г., удельного веса инновационной продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20-21%.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.

Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго- и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.

Заключение

Целью моей работы являлось изучение вопроса об оценке эффективности капиталовложений. Работа оказалась сложной, но интересной, поскольку за последние годы в Республике Беларусь достаточно успешно развивается инвестиционная деятельность, что в целом способствует развитию всех отраслей деятельности нашего государства.

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

Республика Беларусь - единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс - основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а также устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

Список источников

капиталовложение инвестиционный рентабельность дисконтирование

1. Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко; под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. - 380 с.

. Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: учебн. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 296 с.

. Бланк, И.А. Инвестиционный менеджмент / И.А. Бланк. - К.: Ника - Центр; Эльга, 2001. - 448 с.

. Бугаев, В.П. Инновации, инвестиции, эффективность: пособие / В.П. Бугаев. - Гомель: УО «БелГУТ», 2005. - 139 с.

. Бузова, И.А. Коммерческая оценка инвестиций: учебн. для экон. спец. / И.А. Бузова, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова. - СПб.: Питер, 2004. - 432 с.

. Давыденко, Л.Н. Белорусский вектор экономического развития: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, Е.Л. Давыденко. - Мн.: БГПУ, 2006. - 159 с.

. Долан, Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл; под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. - СПб.; 1994. - 496 с.

. Лыч, Г.М. Инвестиционная политика Беларуси (анализ, проблемы, предложения): пособие / Г.М. Лыч. - Мн.: БГЭУ. 2005. - 159 с.

. Никифоров, А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебн. пособие для вузов / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 534 с.

. Савчук, Т.К. Организация и финансирование инвестиций: учебн. пособие / Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевземок и др.; под ред. Т.К. Савчук. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 196 с.

. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят 22 июня 2001 г., 37-З: с изм. и доп. от 15.07.2008 // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №62. - 2/780.

. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Текст]: указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г., №136 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2011. - №41. - С. 17-19.

. Аркин, В.И. Инвестиционные ожидания, стимулирование инвестиций и налоговой реформы / В.И. Аркин // Экономика и математические методы. - 2007. - Т. 43, №2. - С. 76-100.

. Бевзелюк, А. Методы оценки инвестиционных проектов / А. Бевзелюк // Банкаускi веснiк. - 2008. - №19. - С. 12-18.

Похожие работы на - Подходы к оценке эффективности капиталовложений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!