Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина














Курсовая работа

Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина

Введение

право гражданин конституция

Основной закон государства - Конституция декларирует положение о том, что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Данное положение - одна из фундаментальных основ конституционного строя Республики Беларусь. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права и свободы человека и гражданина представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой». Конституция Республики Беларусь признает права и свободы человека высшей ценностью, которой все остальные о6щественные ценности не могут противоречить.

Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина.

Задачами курсовой работы являются:

-рассмотреть международно-правовое регулирование личных прав граждан;

-раскрыть понятие и сущность правового положения личности в Республике Беларусь;

-проанализировать основные права и свободы граждан Республики Беларусь;

-рассмотреть конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь;

-раскрыть роль ОВД в охране прав и свобод граждан.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие права и свободычеловека и гражданинаРеспублики Беларусь.

Предметом исследования являются конституционное законодательство Республики Беларусь, международной законодательство, а также белорусская и зарубежная учебная литература, научные статьи, монографии в данной области.

Методологической и теоретической основой написания курсовой работы являются учебные пособия, статьи, монографии отечественных и зарубежных ученых и специалистов, нормативно-правовые акты, периодические издания.

При написании работы использовались следующие методы исследования проблемы: сравнительный, анализа, синтеза, системный, диалектический и логический.

1. Международно-правовое регулирование личных прав граждан

Понятие «права человека» появилось в результате длительного развития общественной мысли. Впервые оно возникло в Древней Греции и обозначалось как «права гражданина». Однако граждане тогда составляли меньшинство населения, так как иностранцы и рабы в эту категорию не входили. Концепция «прав человека», сформированная в древних полисах, прошла трудный и долгий путь.

Оформившись как политическая платформа в ходе буржуазных революций, она получила новый импульс в наше время, когда перед человечеством во всей остроте встали вопросы выживания [1, с. 13].

C.И. Симановский считает, что «права человека - сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное значение. В первом случае - это права «от» принуждения, вмешательства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной несправедливости и т.д. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т.д. В конечном счете все человеческие права направлены на обеспечение свободы личности» [1, с. 17].

Становление и развитие концепции прав и свобод человека на национальном уровне привело к созданию в середине ХХ века первых международно-правовых документов, направленных на защиту прав личности, а также комплексному воздействию норм международного права на национальную систему защиты прав человека в государствах-участниках ООН, включая и Республику Беларусь.

Развитие международных стандартов в области защиты прав личности, их взаимодействие с национальным правом Республики Беларусь определяется интернационализацией общественной жизни. Взаимозависимость и единство мира требуют, чтобы национальные политико-правовые системы в области защиты прав человека строились как части единого глобального механизма и были способны взаимодействовать друг с другом и системой международных отношений в целом.

Важнейшим этапом в становлении принципа уважения прав и свобод человека явилось принятие Устава ООН 26 июня 1945 года [2].

И.И. Басецкий отмечает: «испытав за историю своего развития многочисленные собственные проблемы, пережив внутренние конфликты, региональные и мировые войны с огромными лишениями, страданиями и человеческими жертвами, народы разных стран, их интеллектуальная элита, ученые и государственные деятели стали искать средства самосохранения, нравственные и правовые способы цивилизованного устройства человеческого общежития» [3, с. 33]. Эти обстоятельства и привели государства к созданию главной международной организации в области обеспечения международного мира и безопасности, защиты прав и свобод человека - Организации Объединенных Наций (далее - ООН).

Устав ООН стал первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества между государствами в деле поощрения и развития уважения к правам и свободам человека.

Как отмечал профессор В.А. Карташкин, уже в процессе разработки и принятия Устава ООН выявился разный подход государств к проблеме прав и свобод человека. Первоначально в предварительных предложениях относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию международного мира и безопасности, принятых на конференции в Думбартон-Оксе в сентябре 1944 года, не содержалось указания на поощрение и развитие уважения к правам и свободам человека как на одну из главных целей создаваемой организации. В пункте 3 главы 1 предварительных соглашений, явившихся основой для принятия Устава ООН 1945 года, в качестве цели Организации указывалось «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных экономических, социальных и других гуманитарных проблем» [4, с. 22].

СССР, руководствуясь нормами Конституции 1936 года, настаивал на включении в Устав ООН целого ряда прав и свобод, доминирующими из которых были социально-экономические права. Делегации ряда западных стран считали, что перечень основных прав человека должен быть разработан позднее и включен в Хартию прав человека. Ряд стран не могли согласиться на включение в Устав ООН социально-экономических прав, так как не считали нужным закреплять их в своем национальном законодательстве и признавали в качестве прав человека только гражданские и политические.

В результате достигнутого компромисса по инициативе советской делегации, поддержанной США, Великобританией и Китаем, была предложена поправка к пункту 3 статьи 1 Устава ООН, согласно которой одной из целей Организации является «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Таким образом, Устав ООН впервые возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой-либо дискриминации.

В 1946 году в рамках ООН была создана Комиссия по правам человека, мандатом которой являлась разработка международной декларации или конвенции по вопросам прав человека.

Для подготовки декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли Э. Рузвельт, французский профессор Р. Кассен, философ Ш. Малик. Уже на второй сессии Комиссии по правам человека, проходившей в декабре 1947 г., был представлен практически законченный проект декларации, подготовленный Р. Кассеном [5, с. 7].

декабря 1948 года на 183-м пленарном заседании сессии Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщая декларация прав человека была принята абсолютным большинством голосов. Из 56 государств, принимавших участие в голосовании, 48 проголосовали «за», 0 - «против» и 8 воздержались. Среди них были: Белорусская ССР, Польша, Саудовская Аравия, СССР, Украинская ССР, Чехословакия, Югославия и Южно-Африканский Союз [5, с. 9].

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года была принята и провозглашена в резолюции 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Она представляет собой хорошо структурированный правовой документ, состоящий из преамбулы и 30 статей, в которых впервые на международном уровне устанавливались основополагающие права и свободы личности[6].

В.А. Гайсенок отмечает, что «многие положения Всеобщей декларации прав человека все еще остаются декларативными. Тем не менее она послужила отправной точкой для разработки и принятия многих международных документов по правам человека» [7, с. 5].

После одобрения Всеобщей декларации прав человека государствам предстояло создать единый Международный пакт о правах человека, который содержал бы юридические обязательства государств - членов ООН по проведению в жизнь положений Всеобщей декларации прав человека. К созданию Международного пакта Комиссия по правам человека ООН приступила в 1947 году, и эта работа продолжалась почти 20 лет.

Генеральная Ассамблея ООН постоянно уделяла внимание разработке Международного пакта. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН постановила, что Комиссия по правам человека ООН должна в «своей работе осуществлять приоритет составлению проекта Пакта о правах человека» [8, с. 55]. В дальнейшем, в 1950-1963 гг., Генеральная Ассамблея ООН неоднократно возвращалась к этому вопросу и принимала особые решения. Однако работа над Международным пактом все же затягивалась. Причиной этому явилось официальное заявление правительства США об отказе подписать и ратифицировать пакт.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года в своих статьях детально конкретизирует гражданские и политические права и свободы личности[9]. В качестве механизма контроля за соблюдением положений Пакта на его базе функционирует Комитет по правам человека, состоящий из восемнадцати членов (ст. 28), который выполняет три функции:

-функцию рассмотрения периодических докладов государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, установленных в Пакте (ст. 40);

-функцию рассмотрения сообщений государства о том, что другое государство не выполняет своих обязательств по Пакту (ст. 41);

-функцию рассмотрения индивидуальных сообщений лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте (ст. 1-7 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года конкретизирует по сравнению с положениями Всеобщей декларации прав человека экономические, социальные и культурные права личности[10]. Однако механизм контроля за соблюдением его положений существенным образом отличается от контрольного механизма, действующего на базе Международного пакта о гражданских и политических правах.

Профессор Г.А. Василевич отмечает, что Республика Беларусь в 1966 году подписала, а в 1973 году ратифицировала два важнейших Международных пакта - о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. По его мнению, давно назрела потребность в подготовке фундаментального труда в форме комментария к названным Пактам, который будет иметь не только теоретическое, но и практическое значение. Это будет реальным вкладом белорусских ученых-обществоведов и специалистов в становление правового государства, в утверждение прав и свобод каждого человека и гражданина с учетом международных стандартов [11, с. 61].

Образование 8 декабря 1991 года Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), обострение межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР, резкое падение жизненного уровня населения бывших советских республик актуализировало необходимость более тесного сотрудничества государств - участников СНГ, в том числе и Республики Беларусь, в области защиты прав человека.

Одним из основных документов, призванных регламентировать и обеспечивать защиту прав личности в рамках СНГ, а также контролировать деятельность государств-участников Содружества в данной области, явилась Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, принятая на саммите глав государств-участников СНГ, которая установила права человека, аналогичные тем, что закреплялись во Всеобщей декларации прав человека[12].

Однако еще до принятия вышеуказанной Конвенции решением Совета глав государств СНГ было утверждено Положение о Комиссии по правам человека от 24 сентября 1993 года [13].

В соответствии с частью 2 данного Положения каждое государство - участник СНГ имеет право направлять другому государству-участнику письменные запросы по вопросам, связанным с нарушением прав человека другим государством-участником СНГ. Если вопрос не решен государствами, он может быть передан в Комиссию, которая имеет право обратиться к заинтересованным сторонам с просьбой предоставить информацию по данному делу. Если вопрос, переданный в Комиссию, не решен к удовлетворению сторон, она может с их согласия образовать специальную подкомиссию из числа представителей любой из сторон. По завершении рассмотрения вопроса подкомиссия представляет Комиссии заключение для направления его заинтересованным государствам. Вместе с тем данное заключение не имеет для спорящих государств обязательной юридической силы.

Согласно части 3 Положения о Комиссии по правам человека она также имеет право рассматривать индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушениями прав человека любым государством-участником СНГ. При изучении данных вопросов Комиссия может заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых рассматриваются, или их представителей. На этом функции Комиссии исчерпываются. Комиссия не выносит какого-либо решения, юридически обязательного для государства-участника СНГ, чьи действия обжалуются. Таким образом, Комиссия по правам человека СНГ является лишь консультативным органом Содружества, призванным наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-участниками СНГ.

Эффективность деятельности механизма защиты прав человека на международном уровне, включая и СНГ, во многом зависит от его реализации в национальное законодательство, представляющий собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Белорусский исследователь В.Ю. Калугин справедливо полагает, что «нередко требуются дополнительные правовые и организационные меры со стороны государств для всестороннего и полного осуществления норм международного права. Процесс реализации международного права включает непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социального значимого результата, правового и организационного обеспечения этой деятельности» [14, с. 216].

Важнейшей формой реализации норм международного права в области защиты прав человека является имплементация, то есть «осуществление, исполнение государствами международно-правовых стандартов» [15, с. 177].

Таким образом, Республика Беларусь как самостоятельный субъект международного права предпринимает все необходимые меры, направленные на то, чтобы ее нормативные правовые акты, регламентирующие защиту прав человека, соответствовали взятым ею международным обязательствам. Одним из ярких примеров этого может служить раздел II действующей Конституции «Личность, общество, государство», в статьях 24-51 которого закреплены права и свободы личности, аналогичные тем, которые были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Создание и функционирование международных соглашений в области защиты прав человека оказывает существенное воздействие и на национальную правовую систему Республики Беларусь. Вместе с тем современное международное право со значительной полнотой определяет содержание важнейших положений конституционного права Республики Беларусь - норм о правах человека. Роль международного права в этом процессе находит все более основательное признание в конституционном праве государства.


2. Национально-правовое регулирование личных прав граждан

2.1Понятие и сущность правового положения личности в Республике Беларусь

С провозглашением Республики Беларусь суверенным государством в ней активно начался процесс формирования новой национальной правовой системы, основанной на принципах демократизма, приоритета общепризнанных положений международного права. Это свидетельствует о том, что в характере правовой системы нашей страны произошел коренной поворот в сторону признания и гарантирования прав и свобод личности, как высшей ценности государства. Данное новое положение об отношениях государства к человеку и гражданину нашло свое закрепление на конституционном уровне [16, с. 121].

Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией» [17]. Как вытекает из указанного конституционного положения, гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, он признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.

Положение личности в обществе определятся не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса. В самом общем виде правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект правоотношений.

Каждая из отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений [16, с. 122].

Т.С. Масловская считает, что конституционно-правовой статус личности - это конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражают наиболее существенные, основополагающие начала, которые определяют положение человека в обществе и в государстве, а также принципы взаимоотношений в сфере человек - общество - государство [18, с. 46].

В литературе приводится различная классификация видов правового статуса личности. Заслуживает внимания позиция по этому вопросу доктора юридических наук, профессора Д.М. Демичева, который выделяет:

) общий или конституционный статус человека и гражданина;

) специальный или родовой статус определенной категории граждан;

) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.;

) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или тройным гражданством;

) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.);

) статус физического лица [19, с. 63].

Общий конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, независящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его.

Институт, устанавливающий основы правового статус личности, следует за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя Беларуси. Такая последовательность закономерна, поскольку именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Основы правового положения личности в Республике Беларусь определяют три статьи Конституции, содержащиеся во втором ее разделе.
Это - статьи 21, 22, 23.
В соответствии со статьей 21 Конституции Республики Беларусь, «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства». Эти конституционные положения подчеркивают гуманистическую сущность государственной политики.

Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признает равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Принцип равенства граждан означает, что все граждане, независимо от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону. Вместе с тем, равенство перед законом не означает равенства всех в буквальном смысле. Так, имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют определенные различия и в правовом положении граждан: в зависимости от пола (время выхода на пенсию), возраста (избирательное право, гражданская дееспособность) и других обстоятельств, предусмотренных в законе.

Равноправие граждан обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Основной Закон не только провозглашает принцип равноправия, но и содержит специальные гарантии его выполнения. Принцип равенства граждан перед законом углубляется во многих отраслевых законодательных актах (например, только в Особенной части Уголовного Кодекса Республики Беларусь имеется 8 глав, содержащих составы преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение прав граждан). Защита прав и свобод граждан предусматривается рядом других законодательных актов (в области образования, здравоохранения и т.д.). В случае нарушения интересов граждан они вправе обращаться в компетентные органы с жалобой.

Равенство перед законом означает наличие как равных прав, так и равных обязанностей. Неисполнение обязанностей влечет юридическую ответственность (уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную). При реализации конституционных прав и обязанностей возникает взаимная ответственность государства и граждан.

Еще одно положение в области прав человека - запрет на ограничение конституционных прав и свобод - содержится в статье 23 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с ней, «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».

Это вполне соответствует Международным пактам о правах человека 1966 года, которые предусматривают, что в целях всеобщего благосостояния государство может устанавливать ограничение прав, определенных законом и необходимых в демократическом обществе, в интересах государственной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

Вместе с тем, статьей 63 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что отдельные права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения. В частности, к таковым относятся:

-право на жизнь (ст. 24 Конституции);

-никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3. ст. 25 Конституции);

-никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 26 Конституции);

-каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции).

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Итак, основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

1.Равенство всех перед законом;

.Гарантированность реализации прав и свобод личности;

.Недопустимость ограничения прав и свобод личности;

4.Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями [16, c. 123-126].

Г.А. Василевич пишет, что правовой статус нельзя сводить лишь к правам и свободам. Это понятие намного шире. Оно включает ряд элементов, примыкающих к правам и свободам как ядру правового статуса и способствующих их осуществлению.

Гражданство следует рассматривать в качестве важнейшего элемента правового положения человека в силу того, что права и свободы являются, в первую очередь, правами и свободами гражданина. Другим элементом правового статуса считают правосубъектность (праводееспобность) как способность лица иметь права и нести обязанности. В силу того, что правовое положение определяется и общеправовыми идеями (принципами), например принципом равноправия, эти идеи также включаются в структуру правового статуса. При этом некоторые из них ак непосредственно фиксируются в конституции и законодательстве, так и «выводятся» из текста юридических документов в результате их анализа. Центральное место в содержании основ правового положения личности отводится конституционным правам, свободам и обязанностям, вокруг которых находятся все иные элементы. На обеспечение прав, свобод и обязанностей направлены гарантии (политические, социально-экономические, нравственные, организационные) как условия и средства их реализации. Причем в состав правового статуса входят лишь те, что установлены Конституцией и законом [20, с. 39].

2.2Основные права и свободы граждан Республики Беларусь

Права и свободы - в целом идентичные понятия. Права и свободы - это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной сферах. Право - это возможность получения определенных благ, т.е. здесь больший акцент делается на притязаниях человека получить эти блага.

Свободы - это те же права, но для них (в отличие от непосредственно прав) характерна большая автономия личности, это та сфера человека, в которую государство, устанавливая ее границы, не должно вмешиваться. Свобода - это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.

Конституционные права и свободы можно определить как закрепленные в Конституции и гарантированные государством юридические возможности пользоваться определенными благами [21, с. 100-101].

Личными, или гражданскими правами и свободами признаются такие права и свободы, которые гражданин имеет как личность и человек с момента рождения. Это самые необходимые права и свободы человека, без которых он не может существовать как индивид. Государство по общему правилу должно воздерживаться от вторжения в личную жизнь граждан. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются, в следующем:

-они являются по своей сущности правами человека и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

-эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения [16, c. 128].

Право на жизнь. Право на жизнь является главным правом каждого человека.

В соответствии со статьей 24 Конституции каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека, невозможность существования смертной казни в государстве. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф и принимать меры по устранению или смягчению их последствий. С этой проблемой тесно связаны проблемы смертной казни, абортов, эвтаназии, качества жизни и др.

Свобода, неприкосновенность и достоинство личности. В соответствии со статьей 25 Конституции, государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Конституция закрепляет право каждого человека на свободу и неприкосновенность. Изъятия могут быть установлены только законом. В этой связи прежде всего следует назвать Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс.

Право на личную жизнь. В соответствии со статьей 28 Конституции, каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Указанная статья закрепляет неприкосновенность личной (частной) жизни, под которой в юридической литературе понимают физическую и духовную область, контролируемую самим человеком. Это право состоит из отдельных элементов (правомочий). Оно включает право гражданина на личную и семейную тайну, свободу общения, свободу располагать собой, включает недопустимость прослушивания и записи его переговоров, просмотр корреспонден¬ции, право на тайну голосования, право на защиту личности и др.

Неприкосновенность жилища. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли (ст. 29 Конституции).

Неприкосновенность жилища - это, по существу, гарантия права человека на личную (частную) жизнь. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Свобода передвижения и выбор места жительства. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Конституции).

Без свободы передвижения не может быть свободы личности. В данном случае речь идет о свободе граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Беларусь.

Право на определение отношения к религии. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедоватьникакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции).

Каждый человек имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору; иметь религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с убеждениями.

В соответствии со статьей 16 Конституции, религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа [20, с. 45-46].

К основным гарантиям свободы совести и вероисповеданий относятся: отделение церкви от государства; невмешательство государства в деятельность церкви и церкви - в дела государства; отделения школы от церкви (обучение религии осуществляется в специальных учебных заведениях, кружках и частным путем); государственный контроль за соблюдением законов о свободе совести и вероисповеданий; правовая охрана прав верующих и неверующих граждан; равенство всех религий; недопущение дискриминации в отношении любой религии; равенство прав и обязанностей верующих и неверующих; запрещение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями [16, с. 143].

Помимо Конституции отношения в области свободы вероисповеданий регулируются принятым 17 декабря 1992 года и изложенным в редакции от 31 октября 2002 года Законом Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» [22].

Свобода мнений и убеждений. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33 Конституции).

Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому КонституцияРеспублики Беларусь, международно-правовые документы допускают ее ограничение.

Право на национальную принадлежность, пользование родным языком. В соответствии со статьей 50 Конституции каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Под национальностью принято понимать принадлежность лица к какой-либо нации или народности.

Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.

В Конституции в качестве государственных закреплены два языка - белорусский и русский (ст. 17 Конституции).

Право на судебную защиту. Согласно части 1 статьи 60 Конституции Республики Беларусь, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Исходя из того, что в Конституции оговорена возможность защиты прав и свобод в определенные законом сроки, может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять к рассмотрению дело по существу.

Право на юридическую помощь. Право на юридическую помощь является одним из основных элементов правового статуса любого человека. Это право гарантируется не только Конституцией Республики Беларусь, но и рядом международных документов.

Профессионально юридическую помощь призвана осуществлять адвокатура. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре», адвокатом Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. Адвокаты и стажеры не могут состоять на службе в государственных, общественных и иных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.

Право на защиту международных организаций. В соответствии со статьей61 Конституции, каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданином всех легальных (предусмотренных законом) возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах [20, с. 47-49].

Из всего вышеизложенного следует вывод, что правовой статус личности складывается из правосубъектности и конституционных прав, свобод и обязанностей. Отсюда следует, что правовой статус личности не является одинаковым во всех государствах, т.к. он зависит от содержания конституционных норм конкретной страны. Следовательно, объем правового статуса личности в конкретном государстве зависит, прежде всего, от воли законодательных органов этого государства.

Основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются: равенство всех перед законом; гарантированность реализации прав и свобод личности; недопустимость ограничения прав и свобод личности; обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

В заключение можно добавить, что конституционные права и свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу.

Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - это неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.


3. Механизм обеспечения личных прав и свобод

3.1 Конституционные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь

В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.

В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям. В рамках целого, системы назначения гарантий состоят в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституции и законах юридический статус личности и особенно, ее права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции, в законах права и свободы - «пустой звук». Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан. Вопрос о гарантиях возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему.

Гарантии - один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. В широком плане понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимается условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.

Гарантии прав, свобод граждан - это условия и средства, которые обеспечивают их осуществление.

Имеется два уровня конституционных гарантий прав, свобод. Первый уровень - это гарантийный механизм, заложенный в тех статьях Конституции, которые провозглашают сами права и свободы граждан. Второй уровень - это специальные конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве таковых выступают положения, закрепленные в статьях 58-62 Конституции Республики Беларусь. В частности, подчеркивается, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, ее законами, либо к отказу от своих прав. Государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного правопорядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан в Республике Беларусь.

Важной гарантией выступает норма, согласно которой государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст. 60 Конституции Республики Беларусь).

С целью обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи:

2.Важной государственной гарантией является признание прав и свобод человека непосредственно действующими.

3.Признается приоритет прав и свобод человека и гражданина.

4. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.

Наряду с общими государственными гарантиями прав и свобод человека и гражданина следует выделить специфические юридические гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина:

1.Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита (путем конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства).

2.Широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод граждан (обращения в государственные органы).

3.Юридической гарантией является охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

4.Предусмотренно возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

5.Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, в случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно [18, с. 53].

Юридические гарантии прав и свобод граждан - это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

К юридическим гарантиям реализации прав и свобод человека и гражданина относятся закрепленные правовыми нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их обеспечением; процессуальные формы осуществления прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.

Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий прав личности следует включить:

-закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений;

-меры правовой защиты;

-меры юридической ответственности;

-меры пресечения и другие правоохранительные меры;

-процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер);

-меры профилактики и предупреждения правонарушений.

Система юридических гарантий будет эффективнее, если нормативные, институциональные, процессуальные, организационные элементы этой системы будут основываться и функционировать на принципе «гарантия гарантиям». Так, В.С. Нерсесянц утверждает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы [23, с. 126].

В настоящее время принято различать два основных способа защиты прав и свобод - внутригосударственный и международно-правовой. Если чьи-либо права нарушены, то лицо сначала обращается к возможностям, предоставляемым самим государством, прежде чем обратиться за защитой в международные инстанции [18, с. 53].

Внутригосударственные делятся по объему наследующие:

1.Общие (предназначены для обеспечения всех прав и свобод, которыми гражданин наделен как субъект правоотношений:

-Основной гарант - Президент (ст. 79 Конституции);

-Правительство - общий гарант (ст. 107 Конституции);

-Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав (ст. 58 Конституции)

-Государство обязано принимать все доступные меры для создания порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан РБ (ст. 59Конституции)

-Гарантии правосудия (ст. 60Конституции)

-Никто не должен принуждать к даче показаний и объяснений против себя, членов семьи, близких родственников (ст. 27Конституции)

-Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод (ст. 62Конституции)

2.Специальные закрепляются вместе, в одной и той же статье, с теми правами и свободами, которыми ими гарантируются (ст. 25 Конституции - право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста) [24, с. 46].

Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод личности в Республике Беларусь стал бы более эффективным, если бы в правовую систему государства был бы введен институт омбудсмена и принят Закон «Об уполномоченном по правам человека».

Данный институт был впервые основан в Швеции в 1809 году. Институт омбудсмена под различным названием (медиатор во Франции, уполномоченный по правам граждан в Польше) существует более чем в 100 странах мира. Омбудсмен призван осуществлять в государстве контроль практически за всеми органами государственного управления, а в некоторых странах - и за судебными органами в области защиты прав человека. Омбудсмен не имеет права изменять решений подзаконных органов, но может косвенно влиять на изменение решения путем направления своего мнения в орган, нарушивший права человека, с целью необходимости изменения его решения.

Дискуссии по вопросу необходимости введения института уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь были начаты в 1994 году, когда в ряде государств (Россия, Украина, Казахстан и др.) по опыту европейских государств стали приниматься Законы «Об уполномоченном по правам человека». Проект такого Закона разработан и в Республике Беларусь. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь Р.И. Филипчик отмечает, что «в проекте предусмотрено, что по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав человека в Республике Беларусь уполномоченный по правам человека вправе:

-направлять государственным органам и должностным лицам свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека;

-обращаться к нормотворческим органам (должностным лицам) с предложением о принятии, внесении изменений и дополнений или отмене нормативных правовых актов для совершенствования обеспечения и защиты прав и свобод человека, приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека;

-обращаться к субъектам, имеющим право обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь, с ходатайством о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности нормативных актов» [25, с. 33-36].

Полагаем, что введение института омбудсмена в Республике Беларусь будет способствовать более эффективной защите прав человека в государстве, а также развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

3.2 Роль ОВД в охране прав и свобод граждан

Большая роль в области охраны основных прав и свобод граждан принадлежит Органам внутренних дел (далее - ОВД).

ОВД - весьма своеобразное звено исполнительной власти. Они организационно объединяют в себе достаточно разноплановые структуры: милицию, следственный аппарат, паспортно - визовую службу, службу исполнения уголовных наказаний, а также, если брать систему МВД Республики Беларусь в целом, то и внутренние войска МВД Республики Беларусь. Сущность их деятельности состоит в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок.

Административно-правовая охрана общественного порядка осуществляется прежде всего органами государственного управления. Это основное назначение деятельности органов, состоящее в установлении общественных правил поведения в сфере общественного порядка; в создании условий для реализации прав и свобод граждан, охране этих прав; в осуществлении административного надзора; в применении к нарушителям мер административного воздействия.

Общественный порядок - это определённые взаимоотношения людей. их поведение в обществе, действия, поступки. Кроме того, общественный порядок можно определить как отношения, которые складываются в общественных местах Это соблюдение гражданами таких общепринятых правил, как поддержание обстановки спокойствия, правил поведения на улицах, в парках и других общественных местах.

Большая роль в обеспечении общественного порядка у ОВД. Они в тесном контакте и взаимодействии с другими государственными органами ведут работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, используя широкую гамму средств правового и морального воздействия, арсенал мер убеждения и принуждения.

Общественный порядок - это система общественных отношений, закрепляемая различными нормами, определяющими права и обязанности их участников. Состояние общественного порядка характеризуется прежде всего добровольным, сознательным соблюдением подавляющим большинством людей установленных государством правовых норм и действующих правил общежития, не закреплённых в праве. Однако эксцессы со стороны отдельных лиц, выражающиеся в посягательствах на установленный общественный порядок, обуславливают необходимость его защиты от посягательств силами и средствами специальных государственных органов - суда, прокуратуры, ОВД. Общественный порядок должен обеспечивать жизнь и неприкосновенность граждан; охранять честь, достоинство и иные права граждан; охранять государственную и общественную собственность; обеспечивать спокойствие в общественных местах; поддерживать необходимые условия для нормальной деятельности учреждений, предприятий, организаций и их сотрудников.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. №263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», органы внутренних дел защищают жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, а также от других обстоятельств[26].

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. №263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны:

-обеспечивать общественный порядок, безопасность личности, общества и государства;

-принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также по защите собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

-осуществлять противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом;

-принимать меры общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;

-выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения, осуществлять производство по материалам и уголовным делам, вести административный процесс;

-принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и информацию о происшествиях, незамедлительно реагировать на них;

-организовывать выезд на место происшествия и обеспечивать участие необходимых специалистов в осмотре места происшествия;

-уведомлять прокурора в течение 24 часов о случаях проникновения в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций;

-обеспечивать содержание лиц под стражей, а также их охрану и конвоирование в порядке, определяемом Министерством внутренних дел;

-обеспечивать безопасность участников уголовного процесса, лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, их близких и имущества от преступных и иных противоправных посягательств, а также безопасность суда при рассмотрении дел;

-обеспечивать в установленном порядке государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких;

-разыскивать лиц, совершивших преступления, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, проводить мероприятия по установлению лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, идентификации неопознанных трупов, установлению личности граждан, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения, или граждан, которые отказываются сообщить о себе сведения, заблудившихся или подкинутых несовершеннолетних, установлению их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

-вести учет граждан по месту жительства (месту пребывания), выдавать гражданам документы, удостоверяющие их личность, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о гражданстве, миграции и регистре населения;

-вести централизованный республиканский учет сведений о захороненных умерших (погибших) при отсутствии лиц, взявших на себя организацию погребения, и неопознанных трупах в порядке, определяемом Министерством внутренних дел;

-осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, государственную регистрацию и государственный учет транспортных средств, выдачу водительских удостоверений, регулировать дорожное движение;

-проводить исследования и экспертизы по материалам и уголовным делам, материалам оперативно-розыскной деятельности и делам об административных правонарушениях, вести криминалистические учеты;

-участвовать в обеспечении режимов чрезвычайного положения и военного положения;

-обеспечивать контрольно-пропускной режим на территориях зон эвакуации (отселения), первоочередного отселения и последующего отселения, с которых отселено население;

-принимать неотложные меры по спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра в результате аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;

-осуществлять лицензирование (участвовать в осуществлении лицензирования) видов деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

-контролировать соблюдение установленных правил открытия и функционирования объектов, надзор за которыми возложен на органы внутренних дел, осуществлять контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

-выдавать разрешения на приобретение, хранение, ношение, транспортировку, перевозку, ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы оружия и боеприпасов к нему, на открытие и функционирование стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных и штемпельно-граверных мастерских, изымать у организаций и граждан оружие и боеприпасы к нему при нарушении правил их хранения, использования, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

-обеспечивать сохранность найденных и сданных в органы внутренних дел документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры к их возврату законным владельцам;

-организовывать (осуществлять) исполнение и отбывание наказания и иных мер уголовной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования.

Милиция в Республике Беларусь - государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Задачами милиции являются:

-охрана общественного порядка;

-обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности;

-предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;

-обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;

-защита всех форм собственности от противоправных посягательств;

-оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей;

-исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

Привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на нее законодательством, запрещено. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

Деятельность милиции строится на следующих принципах:

-законности - деятельность милиции регулируется законодательными актами Республики Беларусь;

-гуманизма;

-уважения прав человека, что означает, что милиция защищает каждого человека независимо от его гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения религии, политических и иных убеждений.

-тесной связи с трудовыми коллективами и населением.

Милиция в Республике Беларусь состоит из следующих структур, выполняющих свои задачи в тесном взаимодействии:

-криминальной милиции;

-милиции общественной безопасности;

-специальной;

-транспортной милиции.

Милиция входит в систему органов внутренних дел, которую возглавляет и осуществляет руководство Министр внутренних дел Республики Беларусь.

Деятельность органов внутренних дел характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам относятся:

-начало деятельности органов внутренних дел в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения, либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях органы внутренних дел не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность органов государства и организаций;

-органы внутренних дел осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определённой процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

-правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица? cостоящие на службе в органах внутренних дел, имеют специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определённых условиях расценивается как преступление;

-законные и обоснованные решения, принятые органами внутренних дел, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечёт для правонарушителей дополнительные санкции;

-все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения органов внутренних дел, которые существенно влияют на права и свободы граждан, либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и, при определённых обстоятельствах, может быть само по себе правонарушением.

В соответствии с возложенными на ОВД задачами, их деятельность регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь, Указами, Декретами, Постановлениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, правовыми установлениями местных органов власти, ведомственными нормативными актами.

Таким образом, в соответствии со статьей 21 Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан объявляется высшей целью государства. Другим принципиальным положением Конституции является признание в ней равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов (ст. 22 Конституции Республики Беларусь). Это означает, что все граждане независимо от социального положения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий, имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Особенностью Конституции Республики Беларусь является то, что она содержит гарантийный механизм обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан.

В настоящее время принято различать два основных способа защиты прав и свобод - внутригосударственный и международно-правовой.

Защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций - это одна из функций ОВД, чем и определяется их важная роль в обществе.

Заключение

Права и свободы человека и гражданина - это сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государством.

Создание и функционирование международных соглашений в области защиты прав человека оказывает существенное воздействие и на национальную правовую систему Республики Беларусь. Вместе с тем современное международное право со значительной полнотой определяет содержание важнейших положений конституционного права Республики Беларусь - норм о правах человека. Роль международного права в этом процессе находит все более основательное признание в конституционном праве государства.

Основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

-равенство всех перед законом;

-гарантированность реализации прав и свобод личности;

-недопустимость ограничения прав и свобод личности;

-обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Личные права и свободы человека и гражданина - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека и гражданина. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и другие.

Под гарантиями личных прав и свобод человека и гражданина понимаются средства, обеспечивающие реализацию этих права. Право может быть реализовало, только если ему соответствует чья-то обязанность это обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности.

Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод личности в Республике Беларусь стал бы более эффективным, если бы в правовую систему государства был бы введен институт омбудсмена и принят Закон «Об уполномоченном по правам человека».

Данный институт был впервые основан в Швеции в 1809 году. Институт омбудсмена под различным названием (медиатор во Франции, уполномоченный по правам граждан в Польше) существует более чем в 100 странах мира. Омбудсмен призван осуществлять в государстве контроль практически за всеми органами государственного управления, а в некоторых странах - и за судебными органами в области защиты прав человека. Омбудсмен не имеет права изменять решений подзаконных органов, но может косвенно влиять на изменение решения путем направления своего мнения в орган, нарушивший права человека, с целью необходимости изменения его решения.

Дискуссии по вопросу необходимости введения института уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь были начаты в 1994 году, когда в ряде государств (Россия, Украина, Казахстан и др.) по опыту европейских государств стали приниматься Законы «Об уполномоченном по правам человека».

Полагаем, что введение института омбудсмена в Республике Беларусь будет способствовать более эффективной защите прав человека в государстве, а также развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

Список использованных источников

1.Симановский, С.И. Права человека: учеб.-метод. пособие / С.И. Симановский. - Минск: БГПУ, 2009. - 123 с.

2.Колосов, Ю.М. Устав Организации Объединенных Наций, 26 июня 1945 г. / Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова // Действующее международное право: cб. междунар. договоров: в 3 т. - М.: Изд-во Моск. независимого юрид. ин-та, 1997. - Т. 1. - С. 7-33.

.Басецкий, И.И. Право и глобальные проблемы / И.И. Басецкий // Юстиция Беларуси. - 2003. - №4. - С. 33-36.

.Карташкин, В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В.А. Карташкин. - М., 1995. - 136 с.

.Павлова, Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 года / Л.В. Павлова // Бел.журн. междунар. права и междунар. отношений. - 1998. - №5. - С. 5-14.

.Колосов, Ю.М. Всеобщая декларация прав человека, 10 дек. 1948 г. / Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова // Действующее международное право: сб. междунар. договоров: в 3 т. - М.: Изд-во Моск. независимого юрид. ин-та, 1997. - Т. 2. - С. 5-10.

.Гайсенок, В.А. Права человека заканчиваются там, где начинаются права другого / В.А. Гайсенок // Сов. Белоруссия. - 2006. - 13 дек. - С. 5.

.Мовчан, А.П. Права человека и международные отношения / А.П. Мовчан. - М.: Наука, 1982. - 144 с.

.Колосов, Ю.М. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 дек. 1966 года/ Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова // Действующее международное право: сб. междунар. договоров: в 3 т. - М.: Изд-во Моск. независимого юрид. ин-та, 1997. - Т. 2. - С. 21-39.

.Колосов, Ю.М. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16 дек. 1966 г. / Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова // Действующее международное право: сб. междунар. договоров: в 3 т. - М.: Изд-во Моск. независимого юрид. ин-та, 1997. - Т. 1. - С. 11-21.

.Василевич, Г.А. Проблемы непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах граждан в Республике Беларусь / Г.А. Василевич // Вестн. Конституц. СудаРесп. Беларусь. - 1998. - №4. - С. 57-63.

.Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека [Совершено г. Минск, 26 мая 1995 г.] // Содружество. - 1995. - №2. - С. 30-42.

.Положение о Комиссии по правам человека СНГ: утв. решением Совета глав государств СНГ, 24 сент. 1993 г. // Содружество. - 1993. - №4. - С. 35-40.

.Калугин, В.Ю. Имплементация норм международного гуманитарного права: учебн. / Ю.В. Калугин / под общ. ред. В.Ю. Калугина. - Минск: Тесей, 1999. - Гл. 6. - С. 212-242.

.Тихомирова, Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. - М., 1997. - 526 с.

.Курак, А.И. Основы конституционного права: курс лекций / А.И. Курак. - 2-е изд., стер. - Мн.: Акад. упр. при ПрезидентеРесп. Беларусь, 2006. - 263 с.

.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

.Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т.С. Масловская. - 3-е изд., перераб. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 224 с.

.Демичев, Д.М. Конституционное право: учебное пособие / Д.М. Демичев. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 379 с.

.Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г.А. Василевич. - Минск: БГУ, 2006. - 125 с.

.Василевич, Г.А. Конституционное право: учебник / Г.А. Василевич. - 2-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный дом, 2009. - 320 с.

.О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусьот 31 октября 2002 г. №137-З: с изм. и доп. от 22 декабря 2011 г. №328-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2012. - Режим доступа: #"justify">.Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник / М.И. Абдулаев. - 2004. -2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004. - 410 с.

.Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: курс лекций / В.Н. Кивель. - Минск: Современная школа, 2008. - 166 с.

26.Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. №263-З: с изм. и доп. от 4 мая 2012 г. №361-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2012. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 07.02.2013.

Похожие работы на - Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!