Планирование на предприятии НГДУ 'Быстринскнефть' ОАО 'Сургутнефтегаз'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование на предприятии НГДУ 'Быстринскнефть' ОАО 'Сургутнефтегаз'

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Технология формирования бюджета предприятия

.1 Методика расчета бюджета затрат

.2 Информационная база бюджетного планирования

. Обоснование бюджетных факторов

.1 Планирование производственных параметров

.2 Определение ресурсоемкости выполнения производственного плана

. Формирование планового бюджета подразделения

.1 Расчет операционного бюджета затрат

.2 Оценка сбалансированности бюджета

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в условиях рыночной экономики каждое предприятие, ставящее своей целью долгосрочное и эффективное существование на рынке, уделяет большое внимание процессу управления финансами. Эффективным средством управления финансами является применение бюджетного метода управления.

Выбранная тема курсового проектирования является актуальной в данный момент применительно не только к предприятиям в целом, но и к их производственным подразделениям.

Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической работы нефтегазовых компаний, их филиалов и производственных подразделений. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно- материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. С помощью бюджетов происходит контролирование использования выделенных лимитов средств по подразделениям.

Объектом исследования является Нефтедобывающее управление (НГДУ) «Быстринскнефть» ОАО «Сургутнефтегаз». Основным видом деятельности НГДУ "Быстринскнефть" является добыча углеводородного сырья и разработка и эксплуатация месторождений нефти и газа, которая включает процессы искусственного продвижения нефти и газа к забою скважины, подъем на поверхность и подготовку нефти и газа.

Целью курсового проекта является разработка и обоснование планового бюджета добывающего подразделения.

Задачами курсового проекта являются:

характеристика существующей системы бюджетного планирования на предприятии;

изучение методики бюджетного планирования;

разработка операционных бюджетов;

корректировка бюджетов с учетом изменения бюджетообразующих факторов;

оценка сбалансированности бюджета подразделения.

. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Методика расчета бюджета затрат

Бюджетирование - это процесс разработки сводного и частных бюджетов предприятия и контроля за их исполнением. Таким образом, с одной стороны, бюжетирование является планированием, а с другой - выполняет контрольные функции. Этот комплексный процесс состоит из множества элементов. В определенном смысле его можно рассматривать как систему, элементы которой находятся во взаимосвязи и образуют единое целое. В свою очередь бюджетирование входит в состав более общей системы управления предприятием в целом.

На исследуемом НГДУ сводным бюджетом является бюджет затрат, он характеризует эффективность деятельности нефтегазодобывающего подразделения, определяет потребность в финансировании его текущей деятельности.

Бюджетное управление в НГДУ ставит своей целью:

- определение последовательности действии и их количественных характеристик (стоимостных и натуральных), необходимых для достижения поставленных производственных целей;

координация деятельности отдельных подразделений и служб;

контроль за денежными потоками и расходованием средств, поступающих от головной организации на финансирование текущей деятельности НГДУ;

синхронизация денежных потоков;

- оценка деятельности подразделений и структурных единиц.

Совокупный бюджет НГДУ представляет собой операционный бюджет затрат состоящий из следующих частных бюджетов:

бюджет вспомогательных материалов;

бюджет затрат на энергию;

бюджет затрат на оплату труда с ЕСН;

бюджет амортизационных отчислений;

бюджет прочих затрат.

Концептуальная схема формирования операционного бюджета затрат представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Концептуальная схема формирования операционного бюджета затрат НГДУ

Бюджет затрат формируется на основе бюджета производства с использованием норм и нормативов расходов, информации о ценах, расценках, тарифах, окладах, прочей информации. Кроме того при формировании бюджета затрат учитывается комплекс мероприятий по снижению затрат.

Последовательность формирования бюджета подразделения можно схематично представить следующим образом (рис. 1.2).

Рис. 1.2 Последовательность формирования бюджета затрат НГДУ

Планирование начинают с разработки и утверждения производственных показателей деятельности НГДУ. на основании их производится утверждение лимита финансирования подразделения путем корректировки объемов финансирования в текущем году на коэффициент инфляции. В рамках данных лимитов подразделения Общества производят разработку предварительных бюджетов, которые сводятся в общий бюджет доходов и расходов Общества, утверждаемый генеральным директором Общества. На основании генерального бюджета производится корректировка бюджетов подразделений. С этой целью все подразделения Общества разрабатывают программы снижения затрат. окончательным этапом является утверждение скорректированного бюджета подразделения.

Бюджет затрат на вспомогательные материалы рассчитывается по каждому виду материалов.

Материальные расходы на сбор и транспортировку нефти (Змсб.тр) рассчитываются по формуле:

Змизвл = ΣQд*Нрi*Цi,(1.1)

где Qд - объем валовой добычи нефти, тыс.т;

Нрi - норма расхода i-того вида материалов на 1 т добытой нефти;

Цi - цена i-того вида материалов, руб.

Материальные расходы по искусственному воздействию на пласт рассчитываются по формуле:

Змисск.в = ΣQв*Нрi*Цi,(1.2)

где Qв - объем закачки воды в пласт, тыс.м3;

Материальные расходы на технологическую подготовку нефти рассчитываются по формуле:

Змтехн.подг = ΣQт*Нрi*Цi,(1.3)

где Qт - объем товарной нефти, то есть валовая добыча за минусом потерь и расхода на собственные нужды.

Материальные расходы на ремонт и обработку скважин рассчитываются по формуле:

Змскв = ΣКскв*Нрi*Цi,(1.4)

где Кскв - количество скважин эксплуатационного фонда, скв.

Материальные расходы на ремонт оборудования рассчитываются по формуле:

Змрем = ΣКi*Нi,(1.5)

где Кi - количество оборудования i-того вида, ед.;

Нi - норматив расходов на ремонт i-того вида оборудования, руб./ед.

Материальные расходы на общехозяйственные нужды рассчитываются исходя из норматива расходов на 1 работника:

Змобщ = Чпр.раб*Нпр.раб + Чпр*Нпр,(1.6)

где Чпр.раб - численность производственных рабочих, чел.;

Чпр - численность прочего персонала, чел.;

Нпр.раб - норматив затрат на 1 производственного рабочего, руб./чел.;

Нпр - норматив расходов на 1 прочего работника, руб./чел.

Бюджет материальных затрат рассчитывается по формуле:

Бм = Змисск.в + Змсб.тр + Змтехн.подг + Змскв + Змрем + Змобщ.(1.7)

То есть бюджет материальных затрат представляет собой сумму материальных расходов по различным направлениям.

Бюджет затрат на энергию формируется по видам энергии: газ, пар, электроэнергия.

Затраты на электроэнергию на технологические нужды рассчитываются по формуле:

Зэлтехн = Qд*Нрэл*Цэл,(1.8)

где Нрэл - норматив расхода электроэнергии на добычу 1т нефти, кВтч;

Цэл - цена 1 кВтч электроэнергии, руб.

Затраты на пар(Зпар) и затраты на газ (Згаз) рассчитываются аналогично.

Затраты на электроэнергию на общехозяйственные нужды рассчитываются по отдельным участкам:

Зэлобщ = Кэлуч*Цэл,(1.9)

где Кэлуч - годовое потребление электроэнергии участком, тыс.кВтч

Бюджет затрат на энергию рассчитывается как сумма всех затрат на энергию:

Бэн = Згаз + Зпар + Зэлтехн + Зэлобщ.(1.10)

Бюджет затрат на оплату труда формируется по категориям работников: производственные рабочие и прочий персонал.

Бз/пл = Чр*Сз/пл + Р + Сев +Доп + Пр,(1.11)

где Чр - численность работников по категориям;

Сз/пл - среднегодовая зарплата по тарифам (окладам), руб.;

Р - районные;

Сев - северная надбавка;

Доп - дополнительная зарплата;

Пр - премиальные выплаты.

Бюджет амортизационных отчислений рассчитывается отдельно по скважинам, отдельно по прочим ОПФ по формуле:

Бам = СОПФ*n/100,(1.12)

где СОПФ - среднегодовая стоимость ОПФ (скважин), тыс.руб.;

n - норма амортизации, %

Бюджет прочих расходов (Бпр) формируется по видам прочих расходов. Расчет проводится аналитическим методом путем корректировки фактических расходов за отчетный период на условия производственной деятельности в плановом периоде.

Совокупный бюджет затрат рассчитывается как сумма всех бюджетов затрат:

Бзатр = Бм + Бэн + Бз/пл + Бам + Бпр. (1.13)

Бюджет затрат формируется с разбивкой по кварталам и месяцам. Сформированный плановый бюджет является гибкой формой. В течение года осуществляется его корректировка по результатам работы за предыдущие периоды.

Планирование бюджетов осуществляется на основе данных о производственной программе, ее ресурсоемкости, нормах и нормативах затрат, данных об объемах внедрения мероприятий по снижению затрат и экономическом эффекте от их реализации и прочей информации, объединяемой в информационную базу для бюджетирования.

.2 Информационная база бюджетного планирования

В процессе формирования бюджета обязательно планируется комплекс мероприятий по снижению затрат, который учитывается при формировании бюджета предприятия. На плановый период можно предложить реализацию следующих мероприятий по сокращению расходной части бюджета.

. Приготовление раствора депрессорной присадки с применением специального растворителя «Полиар»

Добываемая в настоящее время нефть НГДУ отличается сложными физико-химическими и геологическими свойствами, отличается большим содержанием смолисто-асфальтеновых соединений и повышенным содержанием высокоплавких парафинов.

Кристаллизацию парафина в НГДУ предотвращают с помощью депрессорной присадки «ДМН-2005», которая модифицирует строение кристаллов парафина. Она улучшает текучесть сырой нефти, так что ее можно транспортировать по нефтепроводам без риска застывания.

Присадка вводится в нефть не в товарном виде, в котором поступает на место применения, а в виде раствора в углеводородном растворителе, что облегчает её практическое использование. В НГДУ используется зимнее или арктическое дизельное топливо, которое всегда под рукой. Однако существуют оптимальные варианты, которые позволяют снизить расход растворителя при сохранении и даже улучшении вязкостных и низкотемпературных свойств раствора. ООО «Депран», поставщик присадки ДМН-2005, предлагает специально разработанный растворитель «Полиар». Применение растворителя позволяет при той же концентрации присадки увеличить эффект от ее применения или для достижения определенного состояния (температуры застывания) использовать меньшее количество присадки (менее концентрированный раствор).

Ожидаемое снижение норм расхода присадки и растворителей в результате внедрения предложенного мероприятия представлено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Ожидаемое снижение норм расхода присадки и растворителей

Вид материала

Норма расхода на 1 тонну нефти

Изменение норм расхода

Процент снижения норм, %


до внедрения

после внедрения



Депрессорная присадка ДМН-2005, г

0,714

0,660

-0,054

-7,6

Арктическое дизельное топливо, кг

1,646

0



Растворитель Полиар, кг

-

1,510



Итого растворитель, кг

1,646

1,510

-0,136

-8,3


За счет внедрения мероприятия имеется возможность снизить нормы расхода присадки на 7,6%, нормы расхода растворителя - на 8,3%.

. Применение энергосберегающей технологии обработки узлов и механизмов насосного оборудования противоизносными антифрикционными ремонтно-восстановительными составами (ПАРС).

Технология обработки узлов и механизмов противоизносными антифрикционными ремонтно-восстановительными составами без разборки, в режиме штатной эксплуатации (ТУ 2111-003-29034600-2003) дает возможность избирательной компенсации износа мест трения и контакта деталей за счет образования в этих местах нового модифицированного поверхностного слоя, в отличие от обычных присадок к маслам.

Опыт обработки различного оборудования с использованием указанной технологии позволяет утверждать, что:

а) увеличивается ресурс восстановленного агрегата;

б)      расход энергии снижается на 10...20%;

в)      уменьшаются потери на трение, повышается КПД.

Таким образом, предлагается энергосберегающая технология, позволяющая провести обработку механизма, с увеличением его ресурса, восстановлением мощности и КПД, причем дешевле и технологически проще обычного ремонта.

Ожидаемое снижение норм расхода в результате внедрения мероприятия представлено в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Ожидаемое снижение норм расхода при использовании ПАРС

Вид затрат

Норма расхода

Изменение норм расхода

Процент снижения норм, %


до внедрения

после внедрения



Энергия (газ) на 1 ед. оборудования, тыс. м3

293,9

267,1

-26,8

-9,1

Затраты на ремонт 1 ед. оборудования, тыс. руб.

391,97739

367,364

-24,613

-6,3


За счет внедрения мероприятия ожидается сокращение норм расхода газа на 1 ед. оборудования на 9,1%, норм расхода материалов на ремонт - на 6,3%.

. Организация комплексной бригады эксплуатации нефтяных и нагнетательных скважин

В настоящее время в структуре нефтегазодобывающего управления выделяют цеха по добыче нефти и газа и поддержания пластового давления.

Цех по добыче нефти и газа включает в себя бригады бригады по эксплуатации нефтяных скважин. Бригада по эксплуатации нефтяных скважин состоит из электрогазосварщиков и слесарей-ремонтников, на нее возлагаются обязанности технического обслуживания нефтяных скважин.

Цех поддержания пластового давления включает в себя бригады по эксплуатации нагнетательных скважин, водоводов, состоящие из операторов по поддержанию пластового давления и электрогазосварщиков, звено по исследованию скважин, оперативную и геологическую службы.

Основным недостатком существующей системы организации труда является то что объекты, расположенные на одной нефтяной площади: нефтяные и нагнетательные скважины, дозаторные установки, нефтепроводы и водоводы обслуживаются двумя структурными подразделениями, что требует значительных трудозатрат при наличии тесных взаимосвязей между цехами.

Исходя из вышеизложенного предлагается внести следующие структурные изменения в схему обслуживания объектов нефтедобычи:

а)    передать функции по эксплуатации и ремонту нагнетательных скважин в нефтепромыслы;

б)      организовать комплексные бригады эксплуатации нефтяных и нагнетательных скважин;

в)      ликвидировать бригады по эксплуатации нефтяных скважин и передать функции комплексным бригадам эксплуатации нефтяных и нагнетательных скважин.

В результате внедрения мероприятия ожидается сокращение числа электрогазосварщиков за счет объединения бригад по эксплуатации нефтяных скважин и бригад по эксплуатации нагнетательных скважин (табл. 1.3).

Внедрение предложенного мероприятия позволит высвободить 40 чел. электрогазосварщиков.

Таблица 1.3

Сокращение численности рабочих

Показатель

До внедрения

После внедрения

Изменение

Количество бригад по эксплуатации нефтяных скважин, нагнетательных скважин

120

80

-40

Численность рабочих, чел., в том числе:




- оператор по ППД

80

80

0

- слесарь-ремонтник

160

160

0

- электрогазосварщик

360

320

-40


К информационной базе бюджетирования относятся не только изменения в нормативах и нормах затрат, но и сами нормы и нормативы, а также другая числовая информация, используемая при расчете бюджета затрат.

Нормы материальных ресурсов являются важным условием рационального их использования, а так же орудием эффективного воздействия на экономию материальных ресурсов. Нормы расхода материалов представлены в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Нормы расхода материалов

Вид материала

Норма расхода


На 1 т валовой нефти

На 1 т товарной нефти

На 1 скважину

На 1 м3 воды

На 1 ед. оборудо-вания

На 1 чел.

Деэмульгаторы, кг

0,024






Депрессорные присадки, кг

0,660






Ингибиторы коррозии, кг


0,257





Ингибиторы солеотложений, кг


0,403





Ингибиторы парафиноотложений, кг


0,301





Растворители, кг

1,510






Соль, кг




1,915



Соляная кислота, кг




1,545



Азотная кислота, кг




1,739



Кислотные средства, кг




1,024



Тампонирующая суспензия, кг



3,710




Кремнеорганические соединения, кг



2,775




Материалы на ремонт оборудования, тыс. руб.





367,364


Общехозяйственные расходы на производственных рабочих, тыс. руб.






87,311

Общехозяйственные расходы на непроизводственных рабочих, тыс. руб.






26,301


Нормы расходы материалов используются для планирования потребности в МТР. В процессе формирования бюджета материалов использует также информацию о ценах на расходуемые материалы. Цены на материалы планируются на основе цен отчетного периода с использованием индексов-дефляторов, доводимых до НГДУ Обществом. Индексы-дефляторы в сущности представляют собой показатели ожидаемого роста цен на ресурсы. Ожидаемый рост цен на материалы представлен в табл. 1.5.

В нефтедобычи одним из основных ресурсов потребляемых в производстве является энергия. Потребление энергии нормируется на 1 тонну нефти. Нормы расхода энергии представлены в табл. 1.6.

Таблица 1.5

Ожидаемый рост цен на материалы

Вид материала

Цена отчетный период, руб./т

Ожидаемый рост, %

Цена плановый период, руб./т

Деэмульгаторы

12091

3,6

12526

Депрессорные присадки

17057

2,5

17483

Ингибиторы коррозии

40427

2,8

41559

Ингибиторы солеотложений

27760

4,1

28898

Ингибиторы парафиноотложений

18076

2,8

18582

Растворители

2484

3,3

2566

Соль

32313

3,8

33541

Соляная кислота

52894

3,3

54639

Азотная кислота

45332

2,6

46511

Кислотные средства

47446

2,8

48774

Тампонирующая суспензия

117319

2,5

120252

Кремнеорганические соединения

94291

2,5

96648


Таблица 1.6

Нормы расхода энергии

Направление

Количество электроэнергии, кВтч/т

Количество газа, м3/т

Количество пара Ккал/т

Энергия на добычу

20,1

929,8

3,7

В том числе:

-

-

-

- добыча

10,2

317,5

1,3

- закачка воды

2,7

140,7

0,6

- подпитка

0,7

169,2

0,7

- подготовка нефти

2,4

98,9

0,4

- перекачка жидкости

1,3

180,6

0,7

- общепромысловые нужды

0,6

22,8

0,1

- электроэнергия на обогрев

2,2

0,0

0,0


Также как бюджет материалов бюджет энергозатрат формируется не только с использованием информации о нормах потребления энергии, но и на основе информации о росте цен на ресурсы. Ожидаемый рост тарифов на энергию представлен в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Ожидаемый рост тарифов на энергию

Вид энергии

Цена отчетный период, руб.

Ожидаемый рост, %

Цена плановый период, руб.

Электроэнергия, кВтч

0,39

2,5

0,4

Пар, Ккал

3,8

0,6

Газ, м3

7,89

2,6

8,1


Система нормирования материальных ресурсов на предприятии дополняется системой нормирования трудовых ресурсов. Система трудовых нормативов - это совокупность регламентированных затрат труда на выполнение различных элементов и комплексов работы. К ним относят нормы времени, выработки, обслуживания, нормы численности, нормы трудоемкости. Нормы численности представлены в табл. 1.8.

Таблица 1.8

Нормы численности

Показатель

Норматив, чел.

Численность основных производственных рабочих на 1 тыс. т валовой добычи

0,249

Численность вспомогательных рабочих на 1 скважину

0,717


Нормы численности используются для определения плановой численности работников. Кроме данной информации для составления бюджета затрат на оплату труда используется информация о заработной плате работников. Среднегодовой размер заработной платы определяется по данным текущего года с применением индексов-дефляторов. Ожидаемый рост среднегодовой оплаты по тарифам (окладам) представлен в табл. 1.9.

Таблица 1.9

Ожидаемый рост среднегодовой оплаты по тарифам (окладам)

Категория работников

Среднегодовая оплата труда по тарифам (окладам) в отчетном году, тыс. руб.

Ожидаемый рост, %

Среднегодовая оплата труда по тарифам (окладам) в плановом году, тыс. руб.

Производственные рабочие

192,3

5,5

202,9

Непроизводственный персонал

173,0

5,5

182,5


На размер тарифа начисляются различные надбавки, что обуславливает необходимость разработки нормативов заработной платы. Нормативы заработной платы представлены в табл. 1.10.

Таблица 1.10

Нормативы заработной платы

Показатель

Норматив, % от тарифа (оклада)

Районный коэффициент

60

Северная надбавка

50

Дополнительная зарплата

16

Премиальные выплаты

40


Данные нормативы позволяют определить полный размер оплаты труда работника и бюджет затрат на оплату труда с учетом различных надбавок и начислений.

Для формирования бюджета амортизационных отсислений используется информация о нормах амортизации (табл. 1.11).

Таблица 1.11

Нормы амортизации

Вид ОПФ

Норма амортизации, %

Скважины

8,3

Прочие ОПФ

7,8


Полный состав нормативов позволяет обеспечивать комплексную экономическую оценку производственной деятельности. Следовательно, при наличии соответствующих нормативов создаются надлежащие экономические условия для научного соизмерения затрат и результатов на всех стадиях внутрифирменного планирования.

Система норм и нормативов используется для расчета объемов потребляемых ресурсов и затрат. Планирование затрат осуществляется исходя из плановых объемов производства, поэтому первоначальным этапом планирования является формирование производственной программы.

. ОБОСНОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ФАКТОРОВ

.1 Планирование производственных параметров

Производственная программа определяет все показатели деятельности предприятия и в соответствии с программой, на предприятии рассчитывают потребность в оборудовании, рабочей силе, материальных ресурсах. В соответствии с производственной программой формируется бюджет предприятия.

Производственная программа на исследуемом НГДУ составляется планово-экономическим отделом при содействии производственного отдела, бухгалтерии, а также других служб и отделов предприятия.

Планирование объема производства производят в натуральном и денежном выражении.

К натуральным показателям относят:

а)    количество добытой нефти в тыс. т.;

б)      валовая добыча нефти, тыс. т.;

в)      товарная добыча нефти (разница между валовой добычей и нетоварным расходом), тыс. т.

На годовой объем товарной продукции влияет также остаток продукции в хранилищах на начало года.

Для обоснования добычи необходимо определить дебиты скважин и фонд скважин (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Фонд скважин на плановый период

Состав фонда скважин

На начало года, скв.

Ввод, скв.

Выбытие, скв

На конец года, ед.

Среднегодовой фонд, скв.

1

2

3

4

5

6

Эксплуатационный фонд нефтяных скважин

3420

140

40

3520

3180

Действующий фонд

2720

120

40

2800

2760

-дающие продукцию

2660

100

20

2740

2700

- простаивающие

60

20

20

60

60

Бездействующий фонд

420

20

0

440

420

Фонд освоения

280

0

0

280

280

Эксплуатационный фонд нагнетательных скважин

340

80

40

380

360

Действующий фонд под закачкой

300

80

40

340

320

Итого

3760

220

80

3900

3820


В плановом периоде ожидается ввод 100 новых скважин. Ввод новых скважин в отчетном году составлял 180 скв. Плановый эксплуатационный фонд скважин составит 3180 скв. Из них действующий фонд составит 2760 скв., в том числе дающие продукцию - 2700 скв. Эксплуатационный фонд нагнетательных скважин составит 360 скв., действующий фонд под закачкой составит 320 скв.

Исходя из баланса календарного времени, рассчитываются показатели эффективности использования эксплуатационного фонда скважин (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Показатели эффективности использования эксплуатационного фонда скважин

Показатель

Значение

Скважинно-месяцы, числящиеся по эксплутационному фонду

38700

Скважинно-месяцы, числящиеся по действующему фонду

33580

Скважинно-месяцы эксплуатации или отработанные

32860

Коэффициент использования скважин

0,85

Коэффициент эксплуатации скважин

0,98


Коэффициент использования скважин составит 0,85, то есть скважины по времени эксплуатационного фонда будут использоваться на 85%, Коэффициент эксплуатации действующего фонда составит 0,98, то есть время действующего фонда будет использовано на 98%. В целом уровень эксплуатации и использования скважин очень высок.

Расчет объемов годовой нефти из новых скважин, введенных в эксплуатацию в предшествующем году представлен в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Расчетная добыча из новых скважин, введенных в эксплуатацию в предшествующем году

Показатель

Валовая добыча, тыс.т

Количество новых добывающих скважин введенных в году, предшествующем планируемому, скв.

180

Среднесуточный дебит новых скважин по нефти введенных в году, предшествующем планируемому, т/сут.

19,5

Коэффициент эксплуатации в планируемом году новых скважин, введенных в эксплуатацию в предшествующем году, доли ед.

0,98

Объем добычи из новых скважин, введенных в предшествующем году, тыс.т.

1253,3


Количество новых скважин, введенных в прошлом году составляет 180 скв., их дебит - 19,5 тыс. т / сут. Объем добычи из новых скважин, введенных в прошлом году составит 1253,3 тыс. т.

Добыча нефти из старых скважин представлена в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Добыча из старых скважин

Показатель

Валовая добыча, тыс.т

Добыча нефти из старых скважин в предшествующем году

8084,04

Расчетная годовая добыча нефти из новых скважин, введенных в предшествующем году

1253,3

Расчётная добыча нефти, которая была бы получена в планируемом году при работе старых скважин с производительностью, имевшей место в предшествующем году

9337,34

Коэффициент изменения добычи по старым скважинам, доли ед.

0,96

Добыча нефти из старых скважин

8963,84


Объем добычи нефти из старых скважин в предшествующем году составлял 8084,04 тыс. т. С учетом добычи нефти из скважин, введенных в предшествующем году, расчетная добыча старых скважин с производительностью прошлого года составит 9337,34 тыс. т. Коэффициент изменения добычи в составляет 0,96. Добыча нефти из старых скважин в плановом периоде составит 8963,84 тыс. т.

Добыча нефти из новых скважин в планируемом году представлена в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Добыча из новых скважин, вводимых в плановом году

Показатель

Валовая добыча, тыс. т

Количество новых добывающих скважин, вводимых в эксплуатацию из добывающего и разведочного бурения и освоения с прошлых лет, скв.

100

Проектируемый среднесуточный дебит новых скважин по нефти в планируемом году, т/сут.

21,6

Среднее число дней эксплуатации одной новой скважины в планируемом году, сут

160

Добыча нефти из новых скважин, тыс. тонн

345,6


Количество новых скважин, вводимых в плановом году составит 100 скв., их среднесуточный дебит - 21,6 тыс.т/сут. Среднее число дней эксплуатации одной новой скважины в плановом периоде составит 160 сут. Добыча нефти из новых скважин составит 345,6 тыс.т.

Объемы валовой и товарной нефти в плановом периоде представлены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Объемы добычи продукции в плановом периоде

Показатель

Итого валовая добыча, тыс. т

Добыча нефти из старых скважин

8963,84

Добыча нефти из новых скважин

345,6

Итого валовая нефть

9309,44

Нетоварный расход продукции

284,84

Изменение остатков нефти в сдаточных емкостях

0

Товарная нефть в натуральном выражении

9024,6

Валовая добыча нефти составит 9309,44 тыс. т, нетоварный расход нефти на собственные нужды и технологические потери составит 284,84 тыс. т, товарная добыча нефти составит 9024,6 тыс. т.

Производственная программа предприятия представлена в табл. 2.7.

Таблица 2.7

Производственная программа на плановый период

Показатели

Ед. изм.

Отчетный период

Плановый период

Темп роста, снижение, %

Валовая продукция в натуральном выражении

тыс.т

9337,34

9309,44

99,7

Нетоварный расход

тыс. т

294,72

284,84

96,6

в т. ч. Потери нефти

тыс. т

173,4

166,8

96,2

собственные нужды предприятия

тыс. т

121,32

118,04

97,3

Товарная продукция в натуральном выражении

тыс. т

9042,62

9024,6

99,8

Ввод нефтяных скважин

скв.

180

100

55,6

Коэффициент использования нефтяных скважин

ед.

0,85

0,85

99,9

Коэффициент эксплуатации нефтяных скважин

ед.

0,98

0,98

99,8

Действующий фонд нефтяных скважин

скв.

2660

2760

103,8

Средний дебет по нефти на скважино-месяц отработанный

тыс. т/ скв.-мес.

299,3

287,3

96,0


В плановом году ожидается снижение валовой добычи на 0,3%. Нетоварный расход продукции снизится на 3,4%, в том числе потери продукции сократятся на 2,7%, расход нефти на собственные нужды снизится на 0,2%. Товарная продукция предприятия снизится на 0,2%.

В плановом периоде будет введено 100 новых скважин. Эффективность использования скважин находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует высокое значение коэффициента использования скважин 0,85 и коэффициента эксплуатации скважин - 0,98. Действующий фонд нефтяных скважин составит 2760 скв. Интенсивность использования скважин несколько снизится. Средний дебет по нефти на скважино-месяц отработанный составит 287,3 тыс.т/скв-мес и снизится на 4%.

Снижение объемов добычи нефти и среднего дебита обусловлено тем, что основные месторождения НГДУ «Быстринскнефть» вошли в стадию падения объемов добычи, кроме того извлечение нефти из нефтяных оторочек месторождения крайне затруднительно, мероприятия по интенсификации добычи малоэффективны.

Бюджет производства по кварталам в плановом периоде представлен в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Бюджет производства на плановый период

Показатели

Ед. изм.

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Валовая продукция в натуральном выражении

тыс. т

2047,26

2451,74

2592,66

2217,78

9309,44

Товарная продукция в натуральном выражении

тыс. т

1984,62

2376,72

2513,34

2149,92

9024,6

Ввод нефтяных скважин

скв.

0

40

60

0

100

Действующий фонд нефтяных скважин

скв.

2660

2700

2760

2760

2760

Объем закачки воды в пласт

тыс. м3

760

860

900

780

3300


Ввод скважин намечен на 2 и 3 кварталы, за счет чего в данных кварталах планируется рост объемов добычи нефти.

Таким образом, в плановом периоде снизятся натуральные показатели производственной программы, в этих условиях значимость снижения затрат возрастет многократно. Расчет бюджетов затрат строится на показателях ресурсоёмкости производственной программы, которая в свою очередь определяется исходя из норм и нормативов потребления основных ресурсов НГДУ.

плановый бюджетный нефтяной добывающий

2.2 Определение ресурсоемкости выполнения производственного плана

Практикой НГДУ является формирование планов потребления вспомогательных ресурсов, энергоресурсов и трудовых ресурсов. данные виды ресурсов Являются основными при выполнении производственной программы. На основании потребности во вспомогательных материалах формируются планы МТО и бюджет материальных затрат. на основании потребности в энергии формируется план энергоснабжения и бюджет энергозатрат. На основании потребности в трудовых ресурсах формируется план по численности, в том числе план по привлечению работников, и бюджет затрат на оплату труда и страховые взносы во внебюджетные фонды.

Потребность в основных видах вспомогательных материалов представлена в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Потребность в основных видах вспомогательных материалов

Вид материала

на транспорти-ровку нефти

на подготовку нефти

на ремонт и обработку скважин

на искусственное воздействие на пласт

Потребность итого, т

Деэмульгаторы

220

0

0

0

220

Депрессорные присадки

6140

0

0

0

6140

Ингибиторы коррозии

0

2320

0

0

Ингибиторы солеотложений

0

3640

0

0

3640

Ингибиторы парафиноотложений

0

2720

0

0

2720

Растворители

14060

0

0

0

14060

Соль

0

0

0

6320

6320

Соляная кислота

0

0

0

5100

5100

Азотная кислота

0

0

0

5740

5740

Кислотные средства

0

0

0

3380

3380

Тампонирующая суспензия

0

0

10240

0

10240

Кремнеорганические соединения

0

0

7660

0

7660


Потребность во вспомогательных материалах панируется в разрезе видов основных материалов и направлений их использования. Это позволяет определить бюджет материальных затрат в разрезе не только по видам материалов, но и по направлениям их использования.

Потребность производственной программы в энергии на основное производство представлена в табл. 2.9.

Таблица 2.9

Потребность в энергии

Направление

Количество электроэнергии, тыс. кВтч

Потребление газа, тыс.м3

Потребление пара, Гкал

Энергия на добычу

186972

8655466

34168

В том числе:

-

-

-

- добыча

95274

2955956

11668

- закачка воды

25408

1309826

5170

- подпитка

6426

1575330

6218

- подготовка нефти

21944

920418

3634

- перекачка жидкости

11668

1681532

6638

- общепромысловые нужды

5810

212404

838

- электроэнергия на обогрев

20440

0

0

Общехозяйственные нужды

6625200

0

0

Итого

6812172

8655466

34168


Планирование потребности в энергии производится в разрезе видов энергии и направления ее использования: в добыче или на общехозяйственные нужды, соответственно бюджет энергозатрат также формируется в данных разрезах. Количество электроэнергии составит 340608,6 тыс. кВтч, потребление газа составит 432773,3 тыс.м3, потребление пара составит 1708,4 Гкал.

Потребность в персонале представлена в табл. 2.10

Таблица 2.10

Потребность в персонале

Показатель

Значение

Потребность в основных рабочих, чел.

2320

Потребность во вспомогательных рабочих, чел.

1980

Потребность в ППП, чел.

5380

Плановая численность АУП и прочего персонала, чел.

820

Среднесписочная численность, чел.

6200


Потребность в трудовых ресурсов планируется в разрезе категорий персонала: промышленно-производственный персонал (в том числе рабочие) и административно-управленческий персонал. Потребность в рабочих для осуществления плановых объемов добычи составит 116 чел. потребность в АУП и прочем персонале - 41 чел. Итоговая потребность в персонале в плановом периоде составит 310 чел.

Производственная программа является начальным моментом планирования на предприятии. Исходя из плановых объемов добычи продукции и ресурсоемкости производственной программы определяют себестоимости производства, себестоимость единицы продукции в плановом году, составляют бюджеты затрат.

. ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНОВОГО БЮДЖЕТА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

.1 Расчет операционного бюджета затрат

При формировании операционного бюджета затрат необходимо учитывать намечаемое техническое перевооружение производства, наиболее эффективное использование технических средств, применение более совершенных технологических процессов, а также разрабатываемые мероприятия по снижению затрат.

Формирование бюджетов производится в разрезе кварталов, а внутри них - помесячно.

Затраты на вспомогательные материалы рассчитываются исходя из плановой потребности в материалах и плановых цен на них, при этом в качестве плановой цены принимается цена отчетного года, увеличенная на соответствующий индекс-дефлятор. Расчет бюджета затрат на вспомогательные материалы представлен в табл. 3.1. Изменение материальных затрат в плановом периоде представлено в табл. 3.2.

Таблица 3.1

Бюджет затрат на вспомогательные материалы в плановом периоде

Вид материальных затрат

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Материалы на транспортировку нефти

32140

38500

40720

34820

146180

Материалы на подготовку нефти

55460

66400

70220

60060

252140

Материалы на ремонт и обработку скважин

492920

492920

492920

492920

1971700

Материалы на искусственное воздействие на пласт

212440

240400

251580

218040

922460

Материалы на ремонт оборудования

303080

303080

303080

303080

1212300

Общепроизводственные материалы

122820

122820

122820

122820

491300

Итого

1218860

1264120

1281340

1231760

4996100


В плановом периоде материальные затраты составят 4996100 тыс. руб. и снизятся на 56860 тыс. руб., отчасти снижение затрат связано с плановым сокращением объемов добычи нефти. Данный фактор влияет на расходы материалов на транспортировку нефти и подготовку нефти, на остальные виды материальных расходов фактор объема добычи оказывает косвенное влияние.

Таблица 3.2

Изменение материальных затрат

Вид материальных затрат

Отчетный период, тыс. руб.

Плановый период, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

Материалы на транспортировку нефти

168260

146180

-22080

86,9

Материалы на подготовку нефти

289540

252140

-37400

87,1

Материалы на ремонт и обработку скважин

2061600

1971700

-89900

95,6

Материалы на искусственное воздействие на пласт

737740

922460

184720

125,0

Материалы на ремонт оборудования

1318820

1212300

-106520

91,9

Общепроизводственные материалы

477000

491300

14300

103,0

Итого

5052960

4996100

-56860

98,9


Материалы на транспортировку нефти составят в плановом периоде 146180 тыс. руб., что ниже показателя отчетного года на 22080 тыс. руб. или 13,1%. Снижение затрат будет связано как с сокращением объемов транспортировки нефти, так и с внедрением предложенного мероприятия - применения нового растворителя депрессорной присадки.

Материалы на подготовку нефти составят 252140 тыс. руб. и снизятся по сравнению с отчетным годом на 37400 тыс. руб. или 12,9%, что будет обусловлено снижением объемов подготовки нефти.

Материалы на ремонт и обработку скважин составят 1971700 тыс. руб. и снизятся на 89900 тыс. руб. или 4,4%, что будет обеспечено применением новой технологии обработки оборудования противоизносным антифрикционным ремонтно-восстановительным составом.

Материалы по искусственному воздействию на пласт составят 922460 тыс. руб. и увеличатся на 184720 тыс. руб. или 25%, что связано с увеличением количества операций по воздействию на пласт. Извлекаемые запасы относятся к группе трудноизвлекаемых, поэтому количество операций по интенсификации добычи нефти постоянно увеличивается.

Общепроизводственные материалы увеличатся на 14300 тыс. руб. или 3%, что связано с ростом стоимости материалов в плановом периоде.

Бюджет затрат на энергию формируется исходя из плановой потребности в энергии различных фидов и тарифов за потребление электроэнергии. Тариф определяется как среднегодовая стоимость на единицу энергии, включая плату за мощность, увеличенная на заданный индекс-дефлятор. Бюджет затрат на энергию в плановом периоде представлен в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Бюджет затрат на энергию на плановый период

Вид энергии

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Газ, тыс.м3

799440

957400

1012420

866040

3635300

Пар, Гкал

61100

73160

77360

66180

277800

Электроэнергия на технологические нужды, тыс.кВтч

25080

30040

31760

27180

114060

Электроэнергия на общехозяйственные цели

993780

993780

993780

993780

3975120

Итого

1879400

2054380

2115340

1953160

8002260


Изменение затрат в плановом периоде представлено в табл. 3.4.

Затраты на энергию в плановом периоде составят 8002260 тыс. руб., что ниже показателя отчетного года на 366040 тыс. руб. или 4,4%. Экономия энергии будет достигнута за счет экономии газа.

Затраты на газ составят 3635300 тыс. руб. и снизятся на 504900 тыс. руб. или 12,2%. Снижение ожидается за счет обработки узлов и механизмов насосного оборудования противоизносными антифрикционными ремонтно-восстановительными составами.

Таблица 3.4

Изменение затрат на энергию

Вид энергии

Отчетный период, тыс. руб.

Плановый период, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

Газ

4140200

3635300

-504900

87,8

Пар

271180

277800

6620

102,4

Электроэнергия на технологические нужды

108240

114060

5800

105,4

Электроэнергия на общехозяйственные цели

3848680

3975120

126440

103,3

Итого

8368300

8002260

-366040

95,6


По остальным видам энергии наблюдается рост затрат, обусловленный увеличением количества единиц оборудования и ростом тарифов на энергию. Затраты на пар возрастут на 6620 тыс. руб. или 2,4%, затраты на электроэнергию увеличатся на 5800 тыс. руб. или 5,4%. Увеличатся также затраты на электроэнергию на общехозяйственные цели - на 126440 тыс. руб. или 3,3%, что связано с ожидаемым ростом цен на данный энергоноситель.

Бюджет затрат на оплату труда определяется исходя из плановой потребности в трудовых ресурсах и среднегодовой оплаты труда на одного работника. Среднегодовая оплата труда определяется исходя из данных среднегодовой зарплаты в отчетном году, увеличенная на плановый коэффициент роста оплаты труда по НГДУ. Бюджет затрат на оплату труда представлен в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Бюджет затрат на оплату труда на плановый период

Категория работников

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

1

2

3

4

5

6

Производственные рабочие

725920

725920

725920

725920

2903700

Заработная плата непроизводственного персонала

99520

99520

99520

99520

398100

Итого затрат на оплату труда

825460

825460

825460

825460

3301800

Отчисления на социальные нужды

214620

214620

214620

214620

858460

Изменение затрат на оплату труда представлено в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Изменение затрат на оплату труда

Статья

Отчетный период, тыс. руб.

Плановый период, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

Заработная плата производственных рабочих

2903700

-26380

99,1

Заработная плата непроизводственного персонала

397700

398100

400

100,1

Итого затрат на оплату труда

3307920

3301800

-6120

99,8

Страховые взносы во внебюджетные фонды

860060

858480

-1580

99,8


Затраты на оплату труда в плановом периоде составят 3301800 тыс. руб., страховые взносы во внебюджетные фонды составят 858480 тыс. руб. Ожидается снижение затрат на оплату труда и отчисления на социальные нужды в связи с сокращением численности производственных рабочих из-за сокращения объемов добычи и сокращения численности от предложенного мероприятия по организации комплексной бригады эксплуатации нефтяных и нагнетательных скважин. Сокращение затрат на оплату труда производственных рабочих составит 26380 тыс. руб. или 0,9%.

Бюджет амортизационных отчислений планируется на основе показателей отчетного года с корректировкой на ввод новых скважин и стоимости строительства данных скважин по проектам. Бюджет амортизационных отчислений на плановый период представлен в табл. 3.7.

Таблица 3.7

Бюджет амортизационных отчислений на плановый период

Вид ОПФ

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Амортизация скважин

4712020

4712020

4712020

4712020

18848060

Амортизация прочих основных фондов

2278400

2278400

2278400

2278400

9113580

Итого

6990420

6990420

6990420

6990420

27961640

Изменение амортизационных отчислений представлено в табл. 3.8.

Таблица 3.8

Изменение амортизационных отчислений

Наименование

Отчетный период

Плановый период

Изменение

Темп роста, %

Амортизация скважин, тыс. руб.

18476820

18848060

371240

102,0

Амортизация прочих основных фондов, тыс. руб.

9113580

9113580

0

100,0

Итого амортизация, тыс. руб.

27590400

27961640

371240

101,3


Амортизационные отчисления в плановом периоде составят 27961640 тыс. руб. и увеличатся на 371240 тыс. руб. или 1,3%. Рост амортизационных отчислений будет связан с вводом новых нефтяных скважин.

Амортизация скважин в плановом периоде составит 18848060 тыс. руб., что выше показателя прошлого года на 18848060 тыс. руб. или 2%, что будет обусловлено вводом новых 5-ти скважин. Амортизация прочих объектов не измениться и составит 9113580 тыс. руб.

Бюджет прочих затрат включает расходы по НДПИ (основная часть бюджета), услуги сторонних организаций производственного характера, услуги собственных подразделений и прочие расходы. НДПИ планируется исходя из планового объема добычи нефти и ставок НДПИ, устанавливаемых на плановый год Обществом. Услуги сторонних организаций и подразделений Общества планируются исходя из объема потребления данных услуг и расценок сторонних организаций (или себестоимости производства услуг подразделениями). Расценки сторонних организаций планируются на уровне отчетного года с увеличением на индекс-дефлятор. Себестоимость услуг подразделений Общества планируется исходя из бюджетов затрат по данным подразделениям. Бюджет прочих затрат представлен в табл. 3.9.

Таблица 3.9

Бюджет прочих затрат на плановый период

Статья расходов

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

1

2

3

4

5

6

НДПИ

2785540

3335880

3527620

3017560

12666600

Услуги транспорта

1529380

1529380

1529380

1529380

6117480

Геофизические работы

236060

236060

236060

236060

944220

Услуги промышленного характера

1912740

1912740

1912740

1912740

7650940

Услуги подразделений Общества (внутризаводской оборот)

574380

574380

574380

574380

2297520

Прочие денежные расходы

260740

260740

260740

260740

1042940

Итого

7298820

7849160

8040900

7530820

30719700


Изменение прочих расходов представлено в табл. 3.10.

Таблица 3.10

Изменение прочих расходов

Статья расходов

Отчетный период, тыс. руб.

Плановый период, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

НДПИ

12704560

12666600

-37960

99,7

Услуги транспорта

6241120

6117480

-123640

98,0

Геофизические работы

939860

944220

4360

100,5

Услуги промышленного характера

7691940

7650940

-41000

99,5

Услуги собственных подразделений (внутризаводской оборот)

2393620

2297520

-96100

96,0

Прочие денежные расходы

1127420

1042940

-84480

92,5

Итого

31098520

30719700

-378820

98,8


В плановом периоде прочие затраты НГДУ составят 30719700 тыс. руб., что ниже показателя отчетного года на 378820 тыс. руб. или 1,2%. Затраты сократятся по всем статьям, кроме геофизических работ. Последние возрастут в связи с увеличением размера и количества профилей для геофизических исследований. НДПИ составит 12666600 тыс. руб. и снизится на 47960 тыс. руб. или 0,3% в связи со снижением объемов добычи нефти. Сокращение ожидается по транспортным услугам и услугам подразделений Общества в связи с сокращением потребления данных услуг в плановом году.

Совокупный бюджет затрат НГДУ составляется на основе частных бюджетов путем их суммирования. Совокупный бюджет затрат НГДУ представлен в табл. 3.11.

Таблица 3.11

Совокупный операционный бюджет затрат НГДУ на плановый период

Вид бюджета

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Бюджет вспомогательных материалов

1218860

1264120

1281340

1231760

4996100

Бюджет энергии

1879400

2054380

2115340

1953160

8002260

Бюджет расходов на оплату труда с ЕСН

1040060

1040060

1040060

1040060

4160280

Бюджет амортизационных отчислений

6990420

6990420

6990420

6990420

27961640

Бюджет прочих расходов

7298820

7849160

8040900

7530820

30719700

Совокупный бюджет

18427560

19198140

19468060

18746220

75839980


Изменение затрат в плановом периоде по сравнению с отчетным годом представлено в табл. 3.12.

Таблица 3.12

Изменение затрат на добычу нефти

Элементы затрат

Отчетный период, тыс. руб.

Плановый период, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп роста, %

Вспомогательные материалы

5052960

4996100

-56860

98,9

Энергия

8368300

8002260

-366040

95,6

Расходы на оплату труда

3307920

3301800

-6120

99,8

ЕСН

860060

858480

-1580

99,8

Амортизационные отчисления

27590400

27961640

371240

101,3

Прочие

31098520

30719700

-378820

98,8

Итого

76278160

75839980

-438180

99,4


В плановом периоде затраты НГДУ составят 75839980 тыс. руб. и сократятся на 438180 тыс. руб. или 0,6%. Сокращение затрат ожидается по материальным расходам в связи с сокращением объемов транспортировки и подготовки нефти, внедрением мероприятий по сокращению расхода присадок, растворителей, расходов на ремонт оборудования. Сократятся затраты на энергию за счет сокращения затрат на газ, в том числе за счет обработки оборудования составом ПАРС. Расходы на оплату труда сократятся за счет сокращения численности, в том числе за счет организации комплексной бригады эксплуатации нефтяных и нагнетательных скважин. Прочие затраты сократятся за счет снижения НДПИ, транспортных расходов, услуг сторонних организаций и собственных подразделений. Рост затрат будет наблюдаться только по амортизационным отчислениям в связи с вводом новых скважин.

.2 Оценка сбалансированности бюджета

Целью формирования бюджета предприятия является разработка оптимальной системы распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации.

С этой целью НГДУ предоставляет Обществу проект мероприятий по снижению затрат и разрабатывает бюджет движения денежных средств, исходя из лимитов средств, планируемых к выделению Обществом в качестве финансирования, и плановых расходов по бюджетам.

Приготовление раствора депрессорной приставки с применением специального растворителя «Полиар» позволит предприятию сократить затраты на закупку присадки и растворителя. Экономический эффект от внедрения мероприятия заключается в разнице между затратами на приготовление раствора депрессорной приставки с применением арктического дизельного топлива и затратами с применением растворителя «Полиар»:

,(3.1)

где Qтр.н - объем транспортировки нефти, тыс.т.;

Нд.пр0 и Нд.пр1 - норма расхода депрессорной присадки соответственно до и после применения растворителя «Полиар», г/т;

Цд.пр - цена депрессорной присадки, руб./кг;

Ндиз0 - норма расхода арктического дизельного топлива для приготовления раствора депрессорной приставки на 1 тону нефти, кг/т;

Цдиз0 - цена арктического дизельного топлива, руб./т;

Нр1 - норма расхода растворителя «Полиар» для приготовления раствора депрессорной приставки на 1 тону нефти , кг./т;

Цр1 - цена растворителя «Полиар», руб./т.

Экономический эффект от применения растворителя «Полиар» представлен в табл. 3.13.

Таблица 3.13

Экономический эффект от применения растворителя «Полиар»

Показатель

Значение

Изменение


отчет

проект


Объем транспортировки нефти, тыс. т.

9337,340

9309,440

-27,900

Норма расхода на 1 тонну нефти:

-

-


Депрессорная присадка ДМН-2005, г

78

56

-22,0

Арктическое дизельное топливо, кг

1,8

0

-1,8

Растворитель Полиар, кг

-

1,3

-

Цена депрессорной присадки ДМН-2005, руб./кг

65,8

65,8

0,0

Цена арктического дизельного топлива, руб./т

1455

0

-1455

Цена растворителя Полиар, руб./т

-

1632

-

Затраты на приготовление раствора депрессорной присадки, тыс. руб.

72440

54200

-18240

Экономический эффект, тыс. руб.

-

-

18240


Экономический эффект от внедрения предложенного мероприятия составит 18240 тыс. руб. и будет заключаться в сокращении затрат на приготовление раствора депрессорной присадки для облегчения транспортировки нефти.

Применение энергосберегающей технологии обработки узлов и механизмов насосного оборудования противоизносными антифрикционными ремонтно-восстановительными составами позволяет снизить расход газа за счет сокращения трения деталей и повышения КПД двигателя; снизить затраты на ремонт насосного оборудования за счет замены плановых ремонтов предупредительными обработками стоимость которых значительно ниже стоимости ремонтов. Экономический эффект заключается в сокращении затрат на энергию (газ) и снижении материальных затрат на ремонт оборудования и может быть рассчитан по формуле:

,(3.2)

где КППР0 - количество планово-предупредительных ремонтов, которые могут быть заменены на обработки с помощью технологии РВС, ед.;

КППО - количество предупредительных обработок по технологии РВС, ед.;

С - стоимость 1 ремонта по системе ППР, руб.;

С - стоимость 1 обработки по технологии ПАРС, руб.;

СКВотр - скважино-месяц отработанный, скв-мес.;

Нрг0 - норма расхода газа на 1 скв-мес. отработанный до внедрения технологии РВС, тыс.м3;

Нрг1 - норма расхода газа на 1 скв-мес. отработанный после внедрения технологии РВС, тыс.м3;

Цг - цена 1000 м3 газа, руб.

Экономический эффект от применения энергосберегающей технологии РВС представлен в табл. 3.14.

Таблица 3.14

Экономический эффект от применения энергосберегающей технологии ПАРС

Показатель

Значение

Изменение


отчет

проект


1

2

3

4

Количество планово-предупредительных ремонтов, которые могут быть заменены на обработки с помощью технологии ПАРС, ед.

32300,0

0,0

-32300,0

Количество предупредительных обработок по технологии ПАРС, ед.

0,0

32300,0

Стоимость 1 ремонта по системе ППР, руб.

7650,0

0,0

-7650,0

Стоимость 1 обработки по технологии РВС, руб.

0,0

1139,0

1139,0

Затраты на ремонт оборудования, тыс. руб.

12355,0

1839,0

-10515,0

Скважино-месяц отработанный, скв-мес.

1620,0

1620,0

0,0

Норма расхода газа на 1 скв-мес. отработанный, тыс.м3

293,9

267,1

-26,7

Цена 1000 м3 газа, руб.

420,0

420,0

0,0

Затраты на газ, тыс. руб.

3998820

3635300

-363520

Экономический эффект, тыс. руб.



363520


Экономический эффект от внедрения мероприятия составит 28692 тыс. руб. и будет заключаться в сокращении затрат на ремонт оборудования на 10515 тыс. руб. и снижении затрат на энергию на 18176 тыс. руб.

Организация комплексной бригады эксплуатации нефтяных и нагнетательных скважин позволит сократить численность рабочих. Сокращение затрат на оплату труда и страховые взносы во внебюджетные фонды представлено в табл. 3.15.

Внедрение предложенного мероприятия позволит снизить затраты на оплату труда на 18660 тыс. руб., сократить затраты на страховые взносы во внебюджетные фонды на 4860 тыс. руб.

Таблица 3.15

Сокращение затрат на оплату труда

Показатель

Значение

Изменение


До внедрения

После внедрения


Затраты на оплату труда, тыс. руб.:

263080

244420

-18660

- оператор по ППД

35140

35140

0

- слесарь-ремонтник

59900

59900

0

- электрогазосварщик

168040

149380

-18660

Страховые взносы во внебюджетные фонды, тыс. руб.

68400

63540

-4860


Проект мероприятий по снижению затрат формируется в разрезе мероприятий и элементов затрат, по которым планируется снижение. Проект на плановый период представлен в табл. 3.16.

Таблица 3.16

Проект мероприятий по снижению затрат на плановый период

Наименование

Значение, тыс. руб.

Приготовление раствора депрессорной присадки с применением специального растворителя «Полиар»

18240

Применение энергосберегающей технологии обработки узлов и механизмов насосного оборудования противоизносными антифрикционными ремонтновосстановительными составами (ПАРС)

28692

Организация комплексной бригады эксплуатации нефтяных и нагнетательных скважин

23520

Итого экономия затрат, том числе по элементам:

70452

Материалы

28755

Энергия

18176

Зарплата

18660

Страховые взносы во внебюджетные фонды

4860


Снижение затрат в плановом периоде составит 70452 тыс. руб.

С целью оценки оптимальности распределения ресурсов составляется бюджет денежных средств. В качестве поступлений денежный средств принимаются утвержденные Обществом лимиты расходов.

Бюджет денежных средств является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждого частного бюджета. Бюджет денежных средств отражает все поступления и уплаты денег предприятия. Итог есть денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным. В табл. 3.17 приведен бюджет денежных средств.

Таблица 3.17

Бюджет денежных средств НГДУ «Быстринскнефть»

Показатель

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

За год

1

2

3

4

5

6

Денежные средства на начало периода

752,3

23192,3

25052,3

6992,3

752,3

Финансирование в пределах лимитов средств

18450000

19200000

19450000

18740000

75840000

Денежные средства в распоряжении

18450752

19223192

19475052

18746992

75895989

Расходование денежных средств по бюджетам:





0

Бюджет вспомогательных материалов

1218860

1264120

1281340

1231760

4996080

Бюджет энергии

1879400

2054380

2115340

1953160

8002280

Бюджет расходов на оплату труда с ЕСН

1040060

1040060

1040060

1040060

4160240

Бюджет амортизационных отчислений

6990420

6990420

6990420

6990420

27961680

Бюджет прочих расходов

7298820

7849160

8040900

7530820

30719700

Совокупный бюджет

18427560

19198140

19468060

18746220

75839980

Избыток (дефицит) денег

23192,3

25052,3

6992,3

772,3

772,3


Полученный бюджет не является дефицитным. Расход по бюджетом будет сбалансирован с финансированием согласно утвержденным лимитам. Недостатка денежных средств НГДУ испытывать не будет, излишек денежных средств будет минимальным.

Таким образом, сформированный бюджет затрат по НГДУ может быть рекомендован к утверждению на плановый год, так как обеспечивает рациональное использование ресурсов и является сбалансированным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На исследуемом НГДУ сводным бюджетом является бюджет затрат, он характеризует эффективность деятельности нефтегазодобывающего подразделения, определяет потребность в финансировании его текущей деятельности. Совокупный бюджет НГДУ представляет собой операционный бюджет затрат состоящий из следующих частных бюджетов: бюджет вспомогательных материалов; бюджет затрат на энергию; бюджет затрат на оплату труда; бюджет амортизационных отчислений; бюджет прочих затрат.

Бюджет затрат формируется на основе бюджета производства с использованием норм и нормативов расходов, информации о ценах, расценках, тарифах, окладах, прочей информации.

Валовая добыча нефти в плановом периоде составит 9309,440 тыс. т, ожидается снижение валовой добычи на 0,3%. В плановом периоде будет введено 100 новых скважин.

В процессе формирования бюджета обязательно планируется комплекс мероприятий по снижению затрат, который учитывается при формировании бюджета предприятия:

. Приготовление раствора депрессорной присадки с применением специального растворителя «Полиар».

. Применение энергосберегающей технологии обработки узлов и механизмов насосного оборудования (ПАРС).

. Организация комплексной бригады эксплуатации нефтяных и нагнетательных скважин.

Совокупный операционный бюджет затрат НГДУ на плановый период составит 75839980 тыс. руб. и сократятся на 0,6% по сравнению с отчетным годом. Сокращение затрат за счет реализации мероприятий планируется 70452 тыс. руб. Оценка сбалансированности бюджета свидетельствует о достаточности средств, выделяемых Обществом в целях финансирования, для реализации разработанного бюджета в плановом году.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 248 с.

2. Аньшин В.М., Царьков И.Н., Яковлева А.Ю. Бюджетирование в компании: Современные технологии постановки и развития: Учебное пособие. - М.: Дело, 2005. - 240 с.

3. Безруких П.С. Комментарий к положению о составе затрат. - М.: Юнити, 2001. - 78 с.

4. Близнюк Т.С. Совершенствование управления затратами предприятия посредствам углубления процессов бюджетирования // Финансовый менеджмент. - 2003. - №5. - С. 55-65.

5. Бренц А.Д. Планирование на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. - М.: Недра, 1998 - 333 с.

6. Булахов М.И. Внутрифирменное планирование: учебник - М: ИНФРА-М, 2001. - 216 с.

7. Владимирова А.В. О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) в свете требований гл.25 НК РФ // Налоговый вестник. - 2002. №8. - с.116-127.

8. Годин A.M., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 752 с.

9.      Голубев СП. Нормативный метод учета затрат на производство. - М: Финансы и статистика, 1999. - 316 с.

10. Джай К. Шим, Джой Г. Стел. Основы коммерческого бюджетирования. - СПб.: Пергамент, 2004. - 496 с.

11. Дики Т. Бюджетирование малого бизнеса / Пер. с англ. М: Полигон, 1999.

12. Друри К. Управленческий и производственный учет. - М.: Дело, 2002. - 286 с.

13. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием: Учеб.-практич. пособие. М.: Дело, 2003.

14. Егоров Ю.К. Варакута С.А. Планирование на предприятии - М: ИНФРА-М, 2001. - 361 с.

15. Зайцева Н.Л. Экономка промышленного предприятия. - М.: Инфра -М, 2001. - 412 с.

16. Ивасенко К.В. Проблемы учета и калькуляция себестоимости продукции в подразделениях нефтегазового комплекса. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2000. - 240 в.

17. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 352 с.

18. Карнаухов М.Н., Якунина О.Г., Егорова Е.Г. и др. Планирование на предприятии нефтегазового сектора экономики: практикум: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 84 с.

19. Карпов А.Е. Серия книг 100% практического бюджетироваия. Кн. 2. Регламент системы бюджетирования. М.: Результат и качество, 2004.

20. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 454с.

21.    Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. - М.: Новое знание 2000. - 254 с.

.        Котляров С.А. Управление затратами. - Санкт-Петербург: «ПИТЕР», 2002. - 412 с.

23. Метленд И. Бюджетирование для нефинансовых менеджеров / Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс-клуб, 2002.

24. Методика учета и анализа себестоимости продукции / Под ред. АД. Шеремета. - М.: ИДФБК - ПРЕСС, 1997. - 521 с.

25. Наумов С., Розанова Т. Внутрифирменное планирование // Журнал для акционеров. - 1994. - №.2. - С. 18-21.

26.    Николаева С.А. Формирование себестоимости в современных условиях // Бухгалтерский учет. - 1997. - №11. - С. 60-64.

27. Осипенкова О.П. Управленческий учет. / Под ред. О.П. Осипенкова. - М.: «Издательство и экзамен», 2002. - 256 с.

28. Павловская А.В. Планирование на предприятиях топливно-энергетического комплекса: Учебное пособие. - Ухта: УИИ, 1998.-135 с.

29. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 583 с.

30. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный Экономический словарь. - М.: - ИНФРА - М, 1997. - 576 с.

31.    Управленческий учет производственной деятельности: Учебное пособие/ под ред. Керимова В.Э.- М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 506 с.

.        Хрустицкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 487 с.

33. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. М: Финансы и статистика, 2002.

34. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов.3-е издание, доп. и переработанное. - Ростов-на-Дону: Март, 2002 - 423 с.

35. Шим Д.К., Сигел Д.Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. СПб.: Пергамент, 1998.

36. Шматов В.Ф., Малышев Ю.М., и др. Экономика, организация и планирование производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. - М: Недра 1990-411с.

37. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. - 544 с.

38. Экономика, организация и планирование производства на предприятиях нефтяной и газовой промышленности: Учебник для техникумов/ В.Ф. Шматов, Ю.М. Малышев, В.Е. Тищенко и др. - М.: Недра, 1990 - 441с.

Похожие работы на - Планирование на предприятии НГДУ 'Быстринскнефть' ОАО 'Сургутнефтегаз'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!