Коррупция в современном мире

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коррупция в современном мире

Содержание

1. Введение

. Исторический аспект антикоррупционной деятельности

. Социально-экономические последствия, порождаемые коррупцией

. Международный опыт борьбы с коррупцией

. Антикоррупционная политика РФ: законодательная база

. Заключение

. Список литературы

Введение

Коррупция в органах государственной власти представляет собой большую социальную угрозу как обществу, так и государству в целом. Она прямо или опосредованно влияет на мораль, ценности, устои общества. Поэтому, на мой взгляд, эта проблема является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Согласно данным Transparency International по уровню коррупции Россия находится на 154-м месте из 178 стран. Рядом с нами находятся наиболее отсталые страны Африки (Конго, Гвинея-Бисау), а также Папуа - Новая Гвинея и Таджикистан. Transparency International признала Россию самой коррумпированной страной среди ведущих стран мира, входящих в «Большую двадцатку». Наши коллеги по БРИК - Бразилия, Китай, Индия (69-е, 78-е и 87-е места соответственно) - выглядят намного лучше.

Коррупция в органах государственной власти России является одной из наиболее острых проблем, без решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Проблема масштабной коррупции, характеризующаяся многообразием и высокой организованностью ее форм (подкуп, лоббизм, олигополия, политическая коррупция, злоупотребления, совершаемые чиновниками, и т.п)-вот с этим столкнулась современная Россия на пути к интеграции в мировое сообщество. Высокоразвитые страны уже столкнулись и накопили опыт противодействия этим отрицательным явлениям, а нам нужно выработать свой национальный "иммунитет" для сохранения экономической и политической независимости и для усиления значимости на мировой арене.

Значительный опыт борьбы с коррупцией наработан зарубежными учеными и практиками государственного управления. В России за последние годы также вышло значительное число работ, посвященных непосредственно проблеме коррупции и возможным путям ее решения. Серьезному анализу проблемы коррупции были подвергнуты в трудах В.В. Бакушева,

И.Я. Богданова, А.И. Кирпичникова, И.М. Клямкина, В.О. Рукавишникова, Г.А. Сатарова, Л.M. Тимофеева, A.B. Цаплина и др. Острейшие вопросы коррупции волнуют многих современных ученых, как отечественных, так и зарубежных, что нашло свое отражение в проведении специализированных конференций, публикациях в различных научных сборниках, дискуссиях на страницах периодической печати.

Прочитав и исследовав труды ученых на эту тему, законов, нормативно-правовых актов, материалы конференций, можно прийти к выводу: как много людей интересуется этой проблемой, предлагают свои меры по искоренению этой болезни, используя при этом не общие фразы, а конкретные факты. Однако, к сожалению, от всеобщего обсуждения проблемы коррупции и ее взаимосвязи с преступными структурами с неизменной констатацией причиняемого вреда, общество по существу ни на шаг не продвинулось по пути реальной борьбы с ее проявлениями.

Сложность изучения проблемы коррупции заключается в том, что она носит до определенного времени скрытый характер: относительная закрытость статистики; необходимость судебного доказательства наличия действий, носящий коррупционный характер, попадающих в разряд преступных; существенное отставание реакции общественности на противоправные действия чиновников.

Названные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования проблемы коррупции в органах государственной власти Российской Федерации и пути ее преодоления.

Объектом исследования данной работы являются государственные органы власти Российской Федерации.

Предмет исследования - коррупция в органах государственной власти Российской Федерации.

Цель работы состоит в более глубоком изучении вопроса коррупции в государственных органах и поиск способа решения этой проблемы.

Достижение основной цели курсовой работы предполагает решение следующих задач:

) узнать откуда идут корни возникновения коррупции

) анализ коррупции как социального явления и его влияния на государство и общество

)ознакомиться с международным опытом борьбы с коррупцией, а именно в странах: США, Гонконг, Италия, Сингапур ,примерив опыт этих стран к России.

) Рассмотреть антикоррупционную политику в РФ и её законодательную базу.

Коррупция - это непреодолимый тормоз для любого развития, препятствие для любых реформ, это страшный бич для государства. И если во время не начать бороться с этой проблемой, то постепенно это приведет к деградации, упадку и исчезновению государства. Для полного ознакомления с проблемой и поиском эффективных решений в борьбе с коррупцией нужно ознакомится с историей появления коррупции, её корнях. Этому вопросу посвящена первая глава курсовой работы.

Исторический аспект антикоррупционной деятельности

коррупция борьба законодательный власть

Современная коррупция в России есть порождение распада СССР и формирование нового государства, в том числе Российской Федерации. В связи с распадом всей системы организации государства общественной, экономической и культурной, коррупция приобрела очень глубокий и системный характер.

Не случайно в России коррупция имеет многовековую историю, ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. Чтобы коррупция стала неприемлемой для российского общества, должно пройти значительное время, а пока еще сильны в общественном сознании стереотипы о непобедимости коррупции.

В России, впервые термин «коррупция» был введен в правовой аппарат А.Я. Эстриным в работе «Взяточничество». Автор дал следующее определение: коррупция - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.[1]

А.В. Куракин говорит об определении коррупции непосредственно в системе государственной службы. По его мнению, коррупцию в системе государственной службы можно определить как противоправное принятие государственным служащим лично или через посредников имущественных благ, осуществление государственным служащим должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкуп государственного служащего физическими или юридическими лицами [2,].

Следует отметить, что понятие коррупции содержится в некоторых международно-правовых актах. Так, в соответствии со ст.2 Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, коррупция означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового. [3]

Федеральный закон от 25.12. 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) "О противодействии коррупции", также закрепляет понятие коррупции, где в ст.1 коррупция определяется как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Проанализировав определения коррупции некоторых авторов, перейдем непосредственно к историческому аспекту антикоррупционной деятельности.

История коррупции не уступает по древности известной нам истории .

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения.

Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Из числа должностных преступлений взяточничество является самым ранним из известных человечеству. Свидетельством древности этого деяния могут служить слова Овидия(1в. до н.э):"Дары увлекают, поверь, людей и богов, Юпитер мирится сам при виде даров".[4]

Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

К временам Алексея .Михайловича .Романова .относится .практически единственный народный бунт антикоррупционной направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. и закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных «министра» глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа.

При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова того, кто изобличил Гагарина.

На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») двенадцать тысяч в той же валюте .

Понятно, что коррупция была неотделима от фаворитизма. Из последних предреволюционных эпизодов, помимо Распутина, имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

Есть документальные основания утверждать, что смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства в новой административной среде.

После того как 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшийся во взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения, узнавший об этом Председатель СНК В.И. Ленин настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и приговорил троих из четырех к десяти годам лишения свободы. В архивах хранятся записка Ленина Д.И. Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП(б) с предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках.

Декрет СНК «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался «к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам», а все имущество подлежало конфискации. История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризуется несколькими интересными и важными чертами.

Во-первых, власти не признавали слово «коррупция», позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми последствиями.

Во-вторых, советское «правосознание» непродуктивно объясняло причины коррупционных явлений. В качестве причин коррупции перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах. В записках перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются: серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК. Таким образом, видно жесткое соответствие между слабым пониманием коррупционных явлений, примитивным объяснением их причин и неадекватными средствами борьбы с ними.

В-третьих, практически неприкосновенны были высшие советские и партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и других драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг.

В-пятых, коррупция нередко выступала в качестве единственно возможного средства внедрения рыночных отношений в плановую экономику. Против законов природы бороться бесперспективно. Именно об том свидетельствовала укорененность коррупции как организатора теневого рынка. Именно поэтому она расширялась по мере ослабления тотального контроля.

Последний шанс повлиять на положение дел представился прежней власти в июле 1991 г., когда было принято Постановление Секретариата ЦК КПСС «О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики». Но, как ни странно, ни о взяточничестве, ни о коррупции в нем не было ни слова. Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, наконец, крахом СССР и появлением новой страны России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция централизованного государства сменялась «федеративным» устройством из множества коррумпированных систем. Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

· стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой;

· отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;

· распад партийной системы контроля.

Социально-экономические последствия, порождаемые коррупцией

Коррупция, как социальное явление, неразрывно связана с развитием экономических, правовых и политических институтов общества. Уровень развития данных институтов определяет "состояние коррупции". Экономические отношения в силу их динамики развиваются значительно быстрее, чем совершенствуются нормативно-правовые акты, их регулирующие, и, как следствие, возникает социальный конфликт, который является детерминатором коррупции. Те или иные конфликтные ситуации будут существовать неизбежно, однако их глубина зависит от качества правовых норм, регламентирующих эти отношения. Нормативно-правовые акты сами по себе не снизят уровень коррупции, а поэтому необходимо создать условия, которые обеспечивали бы исполнение этих правовых актов всеми субъектами общественных отношений. Имеются различные методы воздействия на субъектов общественных отношений с целью обязать их исполнять правовые предписания. К ним относятся меры уголовного, административного, гражданско- правового и иного воздействия.

Однако, по моему мнению, исполнение этих норм субъектами общественных отношений должно обеспечиваться нравственными моральными нормами. В обществе, где нравственные нормы являются определяющими в поведении людей, коррупция как социальное явление минимальна и не оказывает какого-либо влияния на позитивное развитие общественных отношений. Правовые нормы по своей эффективности не могут заменить нравственные нормы, которые определяют поведение людей по их собственному желанию и усмотрению. Чрезмерное количество законов в обществе свидетельствует о его нравственных и моральных изъянах. В таком обществе коррупция как социальное явление представляет реальную угрозу его национальной безопасности и может привести к социальному взрыву.

Коррупция - это непреодолимый тормоз для любого развития, препятствие для любых реформ, это страшный бич для государства, приводящий к его деградации, упадку и исчезновению.

Коррупция, как социальное явление, представляет собой сложное, многомерное явление, которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и посягает на многие охраняемые законом блага различными способами. Помимо правовых, она затрагивает целый ряд других проблем: психологических, культурных, межличностных, что, естественно вызывает трудности в выработке ее общего понятия и отличительных признаков, разработке каких-либо конкретных мер борьбы с нею. В целом, с точки зрения социологии, коррупция рассматривается как социальный феномен, один из видов социальных отношений с позиций общесистемных принципов функционирования общества. Коррупция представляет собой дисфункцию социальной системы и сбой нормативной системы общества.

Ситуация в нашей стране складывается очень тревожная. Коррупция достигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.

Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены и тарифы. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Неимущая часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.

Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.

Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

В настоящее время можно говорить о различных причинах роста коррупции в нашей стране, таких как несовершенство законодательства, нарушение принципов равенства законодательной, исполнительной и судебной власти, дух стяжательства и правовой нигилизм, зависимость судебной власти от исполнительной, кадровые просчеты. Нравственное состояние общества является определяющим и все существующие причины коррупции находятся в прямой зависимости от этого состояния. Чем выше нравственные устои общества, тем меньше проявлений коррупции и наоборот. В настоящее время в нашей стране сложилась ситуация, когда коррупция является тем инструментом, который обеспечивает деятельность всех систем общества и государства.

На первом месте по размерам идут взятки с целью обеспечения начала бизнеса, который в противном случае не мог вообще начаться, или взятки с целью устранения конкурентов будущего предприятия. В этих случаях платят преимущественно для получения государственных контрактов.

Вторыми по значению оказались взятки ради облегчения доступа к государственным услугам, на которые фирмы вправе были рассчитывать, но могли их своевременно не получить по прихоти чиновников. К таким услугам можно отнести регистрацию продукции, разрешение на строительные работы, таможенную очистку импортных товаров. Некоторые фирмы дают взятки для уменьшения задолженности по налоговым платежам.

Говоря о служебной среде, или условиях службы, то, прежде всего, следует обращать внимание на три обстоятельства, наиболее часто участвующих в продуцировании коррупции.

Во-первых, размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. Иногда оплата бывает настолько ничтожной, что как бы подразумевается, что служащий перейдёт на «кормление клиентами». При этом в России периода реформ задержка выплаты заработной платы многим государственным служащим была скорее правилом, чем исключением. Это порождало ситуацию крайней нужды в семьях. Под влиянием последней, у части служащих, формировалась мотивация на совершение коррупционного преступления. Ситуация обострялась в условиях резких контрастов в оплате труда служащих даже одной организации, не обусловленных вескими основаниями.

Низкий доход воспринимается большинством населения как свидетельство жизненной неудачи, при дифференциации людей по шкале престижа отбрасывает вниз, угнетает самолюбие человека с высокой самооценкой независимо от его профессии и образования. Согласно социальным экспектациям мужчина должен быть кормильцем семьи, который добывает средства к существованию, причём эти средства должны быть больше, чем доход жены. Материальное обеспечение, большой вклад в семейный бюджет позволяет мужчине сохранять высокий неформальный статус и иметь право решающего голоса в семье и осуществлять важную экономическую функцию в домохозяйстве: распределять денежный доход. Неспособность выполнять обязанности кормильца, то есть удовлетворять потребности семьи в обеспеченной жизни, зачастую порождает внутриличностный конфликт ролевого характера в результате коллизии долга перед обществом и перед семьей.

Во-вторых, имеет значение тип управления. При первом, так называемом ситуативном управлении разного рода задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в самом общем порядке. Здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. В конечном счете, значительное количество граждан, устающих от многочисленных, не определённых заранее точно требований служащих, бывают, готовы откупиться от них. Порой уже само по себе предъявление многозначных и изменяющихся требований оценивается как вымогательство взятки и провоцирует её. При втором, нормативном управлении речь преимущественно идёт о применении в определённых типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм, а не просто об учёте норм, вводящих те или иные ограничения.

В-третьих, существенна социально-психологическая обстановка. Например, признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирования криминальной мотивации.

Бороться с этим можно, соответствующим образом меняя систему государственной службы. Принятие первого коррупционного решения может облегчаться информационной средой, окружающей чиновника. Честный чиновник, каждый день слышащий и читающий одно и то же: «У нас берут все!», может начать воспринимать себя белой вороной, неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. Такому остается только дождаться «удачного случая». Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику. С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными, что грань между нормой и отклонением стирается. Социальные аспекты коррупции проявляются в политической, экономической, культурной и др. сферах жизнедеятельности российского общества в масштабах, близких к критическому показателю. Влияние коррупции на административную и социальную среду государственных служащих, трансформацию их нравственных норм и ценностей, корпоративную культуру государственной службы сегодня очень велико.

Таким образом одной из основных мер противодействия коррупции является развитие и укрепление в обществе нравственных начал и устойчивых нравственных принципов. Как я считаю, никогда гражданин, уважающий себя как личность, не станет субъектом преступлений коррупционной направленности, а наоборот, окажет действенное сопротивление этим проявлениям.

Международный опыт борьбы с коррупцией

Коррупция в той или иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер. Коррупция в международно-правовых актах определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции. В настоящее время меры по предупреждению коррупции представлены в международных антикоррупционных программах:

глобальная программа против коррупции ООН;

Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях;

Конвенция ООН против коррупции и т.д.

В Совете Федерации изучают и обобщают опыт стран СНГ, иностранных государств и практику международного сотрудничества в деле противодействия коррупции. С этой целью проводятся международные конференции в рамках межпарламентской ассамблеи государств СНГ, лекции и семинары, посвященные конвенциям ООН и Совета Европы по борьбе с коррупцией.

Первыми документами, ратифицированными Российской Федерацией в области борьбы с коррупцией, являются Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию».

Международное сотрудничество должно помогать государствам разрабатывать унифицированные административно-правовые средства для выполнения взятых на себя обязательств в сфере предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы.

Зарубежный опыт борьбы с коррупцией имеет важное значение и может быть учтен в национальном законодательстве.

На протяжении 20 века среди промышленно развитых стран наиболее масштабную и бескомпромиссную борьбу с коррупцией развернули США, Италия, Гонконг и Сингапур.

Одним из инициаторов активного противодействия коррупции внутри страны и на международной арене выступили США, имеющие значительный опыт борьбы с этим явлением.

В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен импичмент.

В конце 1960-х годов с коррупцией в США решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали и успешно осуществили операцию под названием "Шейх и пчела".

Агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов.

В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников.

Тем не менее, начало реальной борьбы с коррупцией в США относится к 70-м годам прошлого столетия. Шок от громкого коррупционного скандала, связанного с деятельностью американской компании "Локхид" в Японии и приведшего к отставке правительства страны, побудил американских законодателей принять в 1977 г. Акт о зарубежной коррупционной практике. Этот Акт ставил вне закона подкуп зарубежных должностных лиц американскими гражданами и компаниями.

Однако после принятия данного закона американское деловое сообщество стало жаловаться на то, что жесткая позиция США в отношении к коррупции серьезно подрывает позиции американских компаний, работающих в коррумпированном окружении стран "третьего мира". В результате в 1988 г. в акт были внесены соответствующие поправки.

Однако ситуация не изменилась. В частности, в одном из исследований, опубликованном в журнале "Экономист" в 1995 г., утверждалось, что в 1994-1995 гг. американские компании упустили около 100 контрактов за рубежом на общую сумму примерно 45 млрд долл., доставшихся менее принципиальным соперникам и конкурентам.

Согласно отчету департамента торговли США, подготовленному в 1996 г. при содействии спецслужб США, американские фирмы понесли убытки, оцениваемые в 11 млрд. долл., из-за того, что их конкуренты прибегали к взяточничеству.

На этом основании в США была инициирована кампания, направленная на то, чтобы заставить другие страны - участницы ОЭСР объявить преступлением дачу взяток иностранным чиновникам.

В тот период администрация Б. Клинтона объявила переговоры в ОЭСР по поводу взяточничества одним из приоритетов в деятельности Государственного департамента США. Таким образом, американцы хотели поставить своих конкурентов в равные условия.

С целью усиления мер по борьбе с коррупцией и оказания содействия американским компаниям в решении этой проблемы на международном уровне в начале третьего тысячелетия министерство торговли США создало на своем в интернете "горячую линию".

Таким образом, теперь любая фирма может сообщить об известных ей случаях использования взяток при заключении международных контрактов непосредственно в министерство торговли США.

Однако в последние годы масштабы взяточничества в американской экономике вновь достигли такого уровня, что правительство было вынуждено начать широкомасштабную атаку против компаний, использующих взятки для продвижения своих интересов за рубежом.

В последние годы правительство США приняло ряд новых антикоррупционных законов и привлекает к уголовной ответственности все большее число чиновников и бизнесменов.

Еще одним ярким примером эффективной борьбы с коррупцией, которому, я считаю, нам надо последовать, является операция « Чистые руки», проведенная в Италии в начале 90-х, операция имела ошеломляющие результаты.

На Апеннинах царит культ подношений и подарков, поэтому взятка в сознании обывателей давно перестала быть серьезным преступлением. Но к началу 1990-х коррупция опутала всю государственную систему и спровоцировала политический кризис, причем не последнюю роль в этом сыграл бизнес. В Италии партии обладают реальной властью, поэтому предприниматели покупали себе защиту, финансируя политиков. Постепенно практика стала нормой, а между бизнесом и функционерами образовались прочные коррупционные связи. Кое-где политики даже устанавливали таксу: например, одна компания из Калабрии ежемесячно сдавала на партийные нужды 4,5% прибыли, часть денег - около 3% - оседала в местном филиале, остальное отправляли в штаб-квартиру. На первый взгляд пожертвования безобидны. Но это не так. Чем теснее становились связи, тем больше возможностей появлялось у нечистых на руку бизнесменов: государственные заказы, важные контракты, инсайдерская информация.

Используя коррумпированных политиков, дельцы часто сводили счеты с конкурентами.

Рынок «крышевания» подкосила взятка в 14 млн лир (около $5 тысяч). Когда на ней попался Марио Кьеза, директор миланского пансиона для престарелых «Тривульцио», никто не придал этому особого значения. Но, увидев распечатки счетов обвиняемого, следователь прокуратуры Антонио Ди Пьетро очень удивился. Богатству подсудимого нашлось объяснение: он был членом правящей Социалистической партии. От директора пансиона ниточка потянулась к крупным итальянским политикам. Член Социалистической партии премьер-министр Беттино Кракси поспешил отречься от Кьезы, и тот, оскорбленный, принялся сдавать соратников одного за другим. Дальше сработал принцип домино. Так началась знаменитая операция «Чистые руки» (1993-1994), ставшая хрестоматийной в истории борьбы с коррупцией.

Ее итоги впечатляют: тюремные сроки получили более 500 политиков, в том числе пожизненный сенатор Джулио Андреотти и премьер Кракси. Под следствием оказались около 20 тысяч человек. Чтобы избежать обвинений, уволилось больше 80% чиновников. Бизнесу тоже досталось: в поле зрения органов попали сотрудники Fiat, Olivetti и других корпораций. Осужденные коррупционеры получили не только тюремные сроки, к ним применяли хорошо известную в СССР меру - конфискацию имущества. В экспроприированных домах размещали государственные учреждения: больницы, суды, полицейские участки. На бутылках с вином, которое было изготовлено из выращенного на конфискованных землях винограда, демонстративно красовалась надпись: «Сделано на винограднике, отобранном у мафии». Деньги коррупционеров направляли в социальную сферу и сельское хозяйство. Это был очень продуманный пиар-ход, который усилил общественную поддержку антикоррупционной кампании.

Может показаться, что вся эта операция - случайность от начала до конца. Но это не так. В любом случае ее успех был предопределен следующими факторами.

Демократический строй. В Италии абсолютной властью не обладает ни премьер-министр, ни тем более президент, а сильные партии по-настоящему борются за власть, конкурируют и, значит, не прощают друг другу ошибок. Еще, будучи премьером, Сильвио Берлускони несколько раз давал показания в суде. В придачу ко всему, к концу 1980-х - началу 1990-х обострилась политическая обстановка в Италии. Две самые сильные партии - Социалистическая и Христианско-демократическая, которые больше других были замешаны в коррупции, узурпировали власть. Естественно, это не нравилось другим политическим игрокам. Потому они ухватились за «дело Кьезы» и не дали его замять.

Свободные СМИ. От телевидения и прессы не стали скрывать подноготную, и журналисты с удовольствием раскрутили скандал, разбудив широкие слои населения.

Последовательность правоохранительных органов. В статье в журнале «Эксперт» Ди Пьетро отмечал: «Цель операции состояла в том, чтобы обнажить всю глубину явления в расчете на то, что дальше пойдут другие - те, кто продолжит демонтаж коррупционной системы».[4,с.34] Другие пошли.

Сильная и независимая судебная власть. Независимость магистратуры (прокурорских служащих, судей, следователей) в Италии провозгласила еще Конституция 1947 года. Назначить или снять с должности служителей Фемиды может только Высший совет, большинство членов которого выбираются самой магистратурой. В своих решениях он ни от кого не зависит. Именно поэтому Ди Пьетро, начавший кампанию, которая осложнила жизнь очень многим влиятельным людям, не был уволен и смог продолжить начатое. Кроме того, уже в ходе кампании следственным органам разрешили свободно допрашивать членов парламента, что сильно облегчило ход операции «Чистые руки».

Конечно, одна кампания не могла вытравить коррупцию окончательно. Но она разбудила пассивное общество и запустила механизм обновления и очищения.

Еще одна страна, заслуживающая внимания это Гонконг.

Гонконг - одна из финансовых столиц мира. Чтобы добиться этого, властям понадобились тридцать лет и гигантские усилия. В начале 1970-х Гонконг был очагом преступности - под крылом коррумпированной полиции процветали рэкет, наркоторговля и проституция. И тогда власти решились на радикальные меры - они упразднили бесполезную антикоррупционную службу, входившую в состав МВД, и в 1973 году вместо нее учредили Независимую комиссию по борьбе с коррупцией (НКБК). Она стала подчиняться напрямую губернатору Гонконга. Опасаясь притока в НКБК продажных полицейских, туда брали прогрессивную молодежь: выпускников лучших университетов и молодых специалистов, не успевших пока обзавестись вредными связями. Губернатор лично назначал каждого члена комиссии - на шесть лет без возможности переизбрания.

НКБК состоит из трех департаментов: оперативного, профилактического и по взаимодействию с общественностью. Оперативный занимается сыскной работой: вычисляет и разрабатывает взяточников, допрашивает их и отправляет дела в суд. Профилактический выявляет коррупционные связи в госаппарате и изучает схемы взяточников. Главная его задача - найти уязвимые места в государственной машине. Департамент по взаимодействию с общественностью ведет пропагандистскую работу и отслеживает настроения в обществе.

За долгие годы коррупция в Гонконге превратилась в разветвленную систему. Понимая это, НКБК первым делом взялась за крупную рыбу. Посадив за решетку самых влиятельных из продажных должностных лиц, она обезглавила коррупцию. Очень важно, что в сознании обывателей члены комиссии не стали карателями, хватавшими проворовавшихся чиновников по ночам. Этому способствовало то, что их работу с самого начала активно освещали СМИ. Параллельно с силовыми акциями правительство вело пропаганду, стараясь подключить к проблеме все общество.

НКБК получила беспрецедентные полномочия. Фактически ее сотрудники работают по законам военно-полевого суда: могут арестовать чиновника, руководствуясь лишь обоснованными подозрениями, долгое время держать его под арестом без предъявления обвинений, замораживать банковские счета. Многие радикальные нововведения закреплены в законодательстве. Один из законов установил презумпцию виновности для чиновников, живущих на широкую ногу. Для НКБК этого достаточно, чтобы возбудить уголовное дело. Обвиняемый избежит преследования, только если докажет легальность происхождения денег. Иначе ему грозят десять лет тюрьмы.

Сотрудники НКБК сами могли бы легко пополнить ряды взяточников, но правительство позаботилось о том, чтобы этого не произошло. Зарплаты в НКБК в среднем на 10% выше, чем у других служащих, и за ними надзирают общественные комитеты, составленные из чиновников, предпринимателей и представителей интеллигенции.

Работа НКБК стала приносить плоды уже через год. В 1974-м количество доведенных до суда коррупционных дел удвоилось по сравнению с предыдущим годом - 218 против 108. Сейчас Гонконг - одна из наименее коррумпированных в мире стран.

«Азиатские тигры» преуспели в борьбе с коррупцией. Еще одно тому подтверждение - Сингапур. Получив независимость в 1965 году, страна вынуждена была одновременно решать множество проблем. Одной из них была коррупция.

Впрочем, работа в этом направлении началась даже чуть раньше. Скудный бюджет страны не позволял правительству провести дорогостоящую кампанию. Первым этапом стало изменение законодательства. Еще в 1960 году был принят Акт о предотвращении коррупции (РОСА). Он преследовал две цели: нейтрализовать коррупционноемкие статьи и ужесточить наказание за взяточничество. Еще до этого был создан специальный орган - Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), директор которого подчинялся напрямую премьер-министру страны. Но до принятия РОСА работа агентства не приносила ощутимых результатов. РОСА устранил несколько серьезных препятствий.

Во-первых, он дал четкое и емкое определение всех видов коррупции. Взяточники не могли больше увиливать, получая «благодарность» в форме подарков и прячась за размытыми формулировками.

Во-вторых, РОСА регламентировал работу агентства и дал ему серьезные полномочия. В-третьих, он увеличил тюремные сроки за взятки. Все это развязало руки Агентству: оно получило разрешение задерживать потенциальных взяточников, проводить обыск у них в домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. В ведомстве три отдела: оперативный, административный и информационный. Два последних кроме поддержки оперативной работы отвечают и за «чистоту» бюрократии. В их ведении отбор кандидатов на высокие государственные должности, профилактические меры и даже организация тендеров на госзаказы.

Позже сингапурское законодательство несколько раз дополняли, например, в 1989 году ввели конфискацию имущества. Жесткий контроль дал неплохие результаты, поэтому власти перешли ко второму этапу борьбы со взяточничеством - «мягкому».

Начиная со второй половины 1980-х правительство стало работать над «качеством» бюрократии. Чиновникам серьезно подняли зарплаты (в дальнейшем это делали каждые несколько лет), что должно было удержать их от взяток. Сейчас оклады высших должностных лиц страны высчитываются в зависимости от средних заработков в бизнесе и доходят до $20-25 тысяч в месяц. И парламентарии, и население восприняли с недоверием эту инициативу, но премьер-министр Ли Куан Ю публично обосновал ее целесообразность.

Правительство задумало сделать профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и уважаемой. В Сингапуре на государственном уровне проповедуется принцип меритократии. Путь наверх открывается перед самыми умными, прогрессивно мыслящими и способными. За это отвечает Агентство по борьбе с коррупцией. Вербовка происходит еще в школе, а дальше будущую элиту ведут: помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу, поощряют успехи. Так постепенно чиновничий аппарат обновлялся правильно выученными и воспитанными кадрами, многие из которой пополняли ряды агентства. Все это на фоне жесткого давления коррупционеров.

Политика кнута и пряника принесла плоды: уровень коррупции в Сингапуре упал в разы.

Местная бюрократия считается одной из самых эффективных в мире. И самой высокооплачиваемой - заработки чиновников выше, чем у равных им по статусу служащих в США.

Ни одну стратегию нельзя скопировать «как есть» - ментальные и экономические различия не дадут этого сделать. Но анализ всех четырех кампаний позволяет понять главное: чтобы борьба со взяточничеством принесла результат, нужны особые условия (демократия, как в Италии, или полувоенное положение и меритократия, как в странах Азии). Ниже попробуем дать оценку того, что нужно сделать в России, для успешной антикоррупционной политики опираясь на опыт этих четырех стран.

1) Устранить системные препятствия.

Нет внешнего контроля над бюрократией. Если в Италии, Швеции или любой другой развитой демократической стране политики контролируют армию чиновников, то в России чиновники никому не подконтрольны. Пока не будет партийной конкуренция, о нормальной антикоррупционной кампании не может идти и речи.

Нет независимых общественно-политических СМИ. Тут можно привести в пример Италию, где СМИ раскрутили дело Марио Кьезы, а потом освещали всю операцию. У партийных лидеров просто не было рычагов влияния на редакторов и издателей.

Не развито гражданское общество. Гражданское общество (оно сильно в Европе и США, в странах Юго-Восточной Азии еще не развито, но там существует уважение к власти) - вот залог успеха антикоррупционных кампаний. В Италии Ди Пьетро с коллегами опирался на общественность, и это сыграло решающуюроль.

Власть непрозрачна. Это следствие трех первых причин.

Начинать «лечение» системы от коррупции нужно именно с этих проблем, а потом делать вполне понятные тактические шаги: создавать независимую судебную систему, если потребуется - специальную службу вроде гонконгской НКБК, чистить ряды и изменять принцип оплаты труда чиновников.

)Переработать законодательство

Плохие законы могут уничтожить любую антикоррупционную инициативу, продуманные - гарантированно облегчат ее ход.

Во-вторых, насколько это возможно, «обелить» законодательство. Некоторые процедуры сейчас вне закона, хотя в них нет ничего уголовного. Яркий пример - законопроект о лоббировании, который несколько раз отклоняла Дума. Если вдуматься, ситуация странная: крупный бизнес вынужден идти на преступление и давать взятку, даже продвигая прорывную технологию. А ведь попытка донести свою позицию до сведения законодателей - не криминал. От четко прописанной процедуры внесения бизнес-инициатив выиграют все. Бизнесу незачем будет давать взятку, чтобы его выслушали, а власти обесточат мощную коррупционную схему.

В-третьих, избавиться от «правовых пустот» - неточностей, недоговорок и общих формулировок в законах. Пока что их много. В законодательстве нет категории «незаконное обогащение» ,как в конвенции ООН. Появись она, можно было бы привлекать к ответственности чиновников, которые не могут объяснить происхождение своего капитала.

Одной из самых эффективных форм воздействия на корыстных преступников конфискация, которая широко применяется в США и Европе. Этот законопроект депутаты также предлагали внести в законодательство, но Дума, как и закон о лоббировании отклонила его. Я не знаю, чем руководствуется правительство, отклоняя реально нужные законопроекты. Наверное, срабатывает закон самосохранения. Ведь не предлагают списать статью о конфискации с нормы советских времен, где конфискация была полной: человека оставляли буквально с кроватью, фуфайкой, ложкой и чашкой. Конфискации должно подлежать все незаконно приобретенное, или его эквивалент, если незаконно приобретенное уже потрачено. Но законодателям такая трактовка не понравилась.

)Провести криминологическую и коррупционную экспертизу законодательства, а она, очень нужна. В пример можно привести статью 575 ГК РФ [5], которая разрешает государственным служащим принимать подарки, если их стоимость не превышает пяти МРОТ. Видимо, с заполнения «правовых пустот» и надо начинать российскому правительству.

)Найти «опорный» класс

Гонконгское правительство положилось на прогрессивную и решительную молодежь, которая составила костяк НКБК. Сингапурские власти сами вылепили класс честных бюрократов и теперь могут смело на них рассчитывать.

В России пока такой социальной группы нет. Возможно, такой социальной группой может быть набирающий темпы средний класс - прогрессивные образованные люди с четкими жизненными установками и моральными принципами. Надо только не мешать ему развиваться, и тогда через несколько лет он станет проводником антикоррупционной философии.

) Создать благоприятную среду

В Италии и в азиатских странах борьбу со взяточничеством активно поддерживало население. В России коррупцию воспринимают как нечто самой собой разумеющееся, и это большая проблема.

Работать с молодыми специалистами и студентами. Здесь можно взять на вооружение азиатский принцип меритократии. Пока мы не начнем формировать у молодежи правильный взгляд на вещи, пока она не проникнется осознанием того, что плохо не только красть, но и брать взятки, с мертвой точки дело не сдвинется.

Подготовив, таким образом, почву и добившись ощутимых успехов в построении гражданского общества, можно запускать свои «Чистые руки». Как правило, серьезные реформы в России происходили после смены власти. Элита зацементирована личными связями, и, пока они не разрушены, система будет противоборствовать любым преобразованиям. Так что глобальные изменения нужно приурочить к смене элиты - другого выхода нет.

К сожалению, в сфере борьбы с коррупцией у России больше неудач, чем успехов, но нельзя утешать себя тем, что "она родилась вместе с государством и может погибнуть только вместе с ним" так как представляется возможным сдерживать ее в определенных рамках и примером тому служит позитивный опыт зарубежных стран .Проанализировав наиболее успешные антикоррупционные кампании-США, Сингапура, Италии и Гонконга мы попытались примерить их опыт к России, с учетом наших особенностей, на мой взгляд, некоторый опыт этих стран все-таки можно применить и к России. В последней главе нашей курсовой работы мы рассмотрим непосредственно современные методы борьбы с коррупцией в России.

Антикоррупционная политика РФ: законодательная база

Известно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них платными.

Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния - это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление - правовой нигилизм.

В настоящее время в мире нет ни одного государства, в котором бы совершенно отсутствовала коррупция. Однако во многих индустриально развитых зарубежных государствах создана действенная система пресечения коррупции, сформирована атмосфера нетерпимости общества в целом к этому опасному социальному явлению и проводится эффективна я антикоррупционная политика.

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих коррупцию в различных сферах жизни. Меры по противодействию коррупции являются приоритетными для России на сегодняшний день.

Долгие годы реальная борьба с коррупцией в России ограничивалась лишь декларациями о необходимости борьбы с этим злом и созданием различных комиссий по противодействию коррупции.

В 90-е гг. Государственная Дума приняла три федеральных закона о борьбе с коррупцией два из них получили одобрение Совета Федерации, но ни один из них так и не был подписан президентом.

В ноябре 2003г Президент учредил Совет по борьбе с коррупцией во главе с Председателем правительства. В Совет вошли шесть председателей- Правительства, Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. При совете созданы две комиссии - по противодействию коррупции и по разрешению конфликтов интересов.

В апреле 2004 г. в Государственной Думе также была создана комиссия по противодействию коррупции. На комиссию возложены функции анализа законодательства на предмет выявления положений, создающих почву для коррупции с целью дальнейшей корректировки законов, а также работа по конкретным обращениям, связанным с проявление коррупции.[6]

В настоящее время российское общество самым серьезным образом озаботилось решением проблемы борьбы с коррупцией.

В глазах всего общества коррупция стала той коррозией, что разъедает государственный механизм и подрывает тем самым основы для дальнейшего развития российского цивилизованного государства. Органы власти всех уровней до предела повержены коррупции, по сути превратившей сферу публичной власти в один из доходных видов бизнеса. Проникнув во все сферы государственного управления, коррупция в России стала одним из существенных признаков всей системы власти и тормозом на пути развития страны в демократическом, модернизационном русле. Именно коррумпированная бюрократия является главным субъектом российской внешней и внутренней политики, в той мере реализуя ин6тересы страны, в какой это отвечает ее собственным интересам.[7]

Впервые о необходимости разработки и принятия комплексного плана по борьбе с коррупцией заявил Д.А. Медведев, будучи кандидатом в президенты.

Будучи уже на посту президента в своем послании к Федеральному собранию от 22 декабря 2011 года отметил:" По моему указанию ведется масштабная антикоррупционная работа. Россия присоседилась к международным конвенциям в этой сфере, приняты необходимые законы, впервые в истории нашего государства. Теперь государственные и муниципальные служащие в случае совершения ими правонарушений коррупционной направленности, помимо других видов ответственности, подлежат увольнению в связи с утратой доверия. С 2010 года все государственные служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов декларируют доходы и имущество. Сведения, содержащиеся в декларациях, проверяются, а результаты таких проверок рассматриваются специальными комиссиями. По итогам этой работы только за первую половину текущего года более трех тысяч чиновников привлечено к ответственности. Хотел бы подчеркнуть, конечно, такая масштабная и системная борьба с коррупцией только началась, и мы будем ее вести решительно, системно, последовательно".[8]

Президентом Дмитрием Медведевым также был подписан закон, который призван повысить эффективность деклараций государственных служащих. Согласно документу, банки будут обязаны по запросам правоохранительных органов раскрывать сведения о финансовых операциях должностных лиц. С 2008 года действует Совет при президенте РФ по противодействию коррупции.

В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведение ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006г № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции.19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации №815 "О мерах противодействию коррупции" и федеральный закон №273-ФЗ " О противодействии коррупции". В 2010 году был издан Указ президента РФ от 13 апреля 2010 года №460 " О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы". В том числе был принят ФЗ РФ от 17 июля 2009 г.№172- ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Актуальность антикоррупционной экспертизы состоит в том, что она позволяет выявлять в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенные факторы для их последующего устранения.

В 2011 году в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся наказания за совершение коррупционных преступлений. Согласно данным изменениям, за совершение коммерческого подкупа (ст.204 УК РФ), получение взятки (ст.209 УК РФ), дачу взятки (ст.291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ) в качестве одного из видов наказания предусмотрен штраф, размер которого исчисляется из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки и устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть мене двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей. Ранее действовавшие санкции перечисленных статей устанавливали штраф в меньшей сумме: до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет. Увеличив размер штрафа за коррупционные преступления законодатель не устранил наказание в виде лишения свободы за совершение коррупционных преступлений. Однако эксперты сильно сомневаются, что нововведения смогут побороть коррупцию.

"Изменение в УК РФ, проводимые за последние годы, наглядно показали, что ужесточение наказания приводит к росту коррупции, как в количественном выражении, так и в увеличении сумм самой взятки - говорит Владимир Рябинников, генеральный директор "Рябинников и Партнеры".- Это свидетельствует о системной ошибке в решении проблемы всеобъемлющей коррупции в РФ. Вносимые поправки предлагают в качестве альтернативы лишению свободы судебному корпусу назначать умопомрачительные штрафы. Так в том-то и дело, что на практике судебные органы никогда не испытывали затруднений с назначением наказания за совершенное преступление".

Действующее законодательство, по словам эксперта, и без каких-либо изменений предусматривает наказание и дает возможность эффективно бороться с коррупцией. Проблемы существуют с исполнением этих наказаний. " Если мы возьмем статистику по взысканиям, с ужасом выясним, что только 36%(по данным Верховного суда РФ)всех судебных решений с наказанием в виде штрафа приводятся в исполнение",- отметил Владимир Рябинников. По мнению Андрея Корельского, управляющего партнера адвокатского бюро " Корельский, Ищюк, Астафьев и партнеры", самой действенной мерой по борьбе с коррупцией в России, в первую очередь на уровне государственных служащих, должно быть совершенствование российского законодательства.

Правоприменение должно быть не за контролем уровня доходов чиновников, когда это превращается раз в год в декларацию с не совсем адекватными цифрами, а за уровнем расходов, особенно дорогостоящих приобретений самого чиновника и его членов семьи "для этого все же рано или поздно Госдума должна будет ратифицировать тот самый пункт 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, который Россия с таким упорством уже несколько лет отказывается ратифицировать,- заявил Андрей Корельский.- Там как раз определена обязанность чиновника доказывать легальность доходов, потраченных на дорогостоящие приобретения, и в случае когда возникают подозрения в неосновательном обогащении, то контроль - надзорные органы государства будут обязаны провести финансовое расследование. Такая мера станет поистине революционной по борьбе с коррупцией в России".[9]

Выявление и устранение коррупциогенных факторов в законодательстве - основной принцип противодействия коррупции и одно из основных направлений по ее профилактике, закрепленных в "Конвенции ООН против коррупции" и законе "О противодействии коррупции". Борьбой с коррупцией, как изложено выше, заняты первые лица государства. "Профилактика" и лечение коррупции в России должны сочетать широкий комплекс действий, направленных на выработку иммунитета у российской власти и общества против коррупции, становление культуры некоррупционного поведения чиновников и граждан. Пока же тотальное недоверие к властным структурам остается главной проблемой россиян.

Заключение

Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Коррупция в России имеет многовековую историю, ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. Но это не значит, что нужно смириться с этим. Необходимы эффективные меры и не просто в законодательных актах, а на деле.

В современных условиях становления России как правового и социального государства, необходимости преодоления кризисного состояния в различных сферах общества, проблема коррупции в органах государственной власти является одной из важнейших.

Коррупция чревата тяжёлыми последствиями для всех слоёв российского общества, она деморализует граждан и разрушает их доверие к государству, превращая его из средства сбалансированного обеспечения потребностей всех социальных слоёв в орудие беззастенчивого отстаивания интересов лишь отдельных узких групп за счёт остальной части общества.

Нет ничего удивительного в том, что в обществе, освободившемся от безраздельного властвования государства во всех сферах экономики и культуры, но не освободившемся духовно, методы права неэффективны и недостаточны, и коррупция выступает в роли механизма управления. Более того, и это самое страшное: она устраивает многих граждан. Пока коррупция воспринимается значительной частью населения страны как вредный, но неизбежный элемент общественной жизни, борьба с ней бесперспективна.

Прочитав и исследовав многие учебники, статьи, высказывания и предложения многих ученых, депутатов, журналистов и других специалистов изучающих проблемы коррупции, проанализировав опыт других стран, я хочу выделить наиболее важные, на мой взгляд, составляющие успешной борьбы с коррупцией.

Главный принцип борьбы с коррупцией в действии - полное упразднение неработающих институтов. В один день в августе 2004 г. в Грузии были уволены все гаишники - более 15 000, - взамен которых через два месяца была создана патрульная служба численностью не более 3000 человек. Удаление государственного органа, задача которого свелась к собиранию взяток, никак не может повредить безопасности на дорогах. Зато такой радикальный способ дает возможность начать построение действительно нового института.

Обновление состава на основе четких критериев .Мало просто уволить всех коррупционеров и поставить новых, честных полицейских. Несмотря на то, что новые кадры необходимы, при сохранении прежних принципов работы структура очень быстро «переварит» новичков. Чтобы этого избежать нужно, выполнить второй шаг.

Создание системы нулевой толерантности к коррупции. Во время радикальной стадии реформы грузинские медиа пестрели сюжетами о том, как даже за незначительную провинность следовали существенные наказания вплоть до лишения свободы на длительный срок.

Принцип нулевой толерантности к коррупции развивается созданием так называемой генеральной инспекции. Задача этого органа - борьба с коррупцией внутри соответствующего министерства. Постоянные проверки сотрудников через подставных клиентов позволяют не только идентифицировать очаги коррупции, но и утвердить в обществе идею недопустимости коррупции, превратить ее из системы взаимоотношений в исключение.

Как одно из возможных средств борьбы с данным недугом я вижу социальный PR - в развитых странах этот метод популярен в разных аспектах, например в отучении граждан от курения. Он, медленно, ненавязчиво, но верно и повсеместно проникая в подсознание, создает образ добродетельного человека, каким он, в принципе, и должен быть по сути своей - такова наша истинная природа. И то, что становимся мы «плохими», в основном, следуя дурному примеру извне («просто так все делают», «а иначе не выживешь»), а не по собственному убеждению, есть абсолютный факт. Пора вводить моду на «Хорошего человека».

Улучшение материально-технического положения - следующий действенный метод борьбы с коррупцией. Зарплата государственного чиновника, должна быть конкурентоспособной. Кроме того, существует разнообразная система льгот, боязнь потери которых при уличении во взяточничестве тоже оказывается очень действенным сдерживающим фактором.

Лучший способ избежать коррупции - исключение возможностей ее возникновения в точках принятия решения чиновником. На мой взгляд, этому будет содействовать электронный документооборот. Он не только упрощает процесс взаимодействия, но и повышают прозрачность и подотчетность.

И, пожалуй, самый простой способ антикоррупционной борьбы - «легализация коррупции». Что требует не дополнительных ресурсов, а только лишь признания уже существующих рыночных отношений в рамках правового поля. Например, чтобы получить государственную справку, будь то паспорт, регистрация недвижимости и т. п., быстрее положенного срока или «красивые» номера на автомобиль, достаточно лишь открыто и легально за это заплатить согласно установленным тарифам. Во-первых, это истребляет коррупцию, во-вторых, позволяет собирать пусть и небольшие, но все же деньги в казну, а главное - подобная практика уравнивает граждан в возможностях, предлагая получить нужную услугу за деньги, делая это законным путем.

Но главное - борьбу с коррупцией необходимо вести содержательно и по всем направлениям одновременно. Успех, может быть достигнут только тогда, когда антикоррупционная политика будет интегрирована во все остальные реформы которые рано или поздно нам придется проводить не на словах, а на деле.

Список литературы

1.Эстрин А.Я. Должностные преступления. М., 1928г. С. 28

. Журнал "Административное и муниципальное право" 2009 г № 1

.Маршакова Н.Н. Понятие коррупции в международно-правовых актах // Российская юстиция. 2010г. № 11

.Журнал "Эксперт" №44 26 ноябрь 2010г

5.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2 ст 575 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ

. Андрианов В.Д. Предпосылки и условия противодействия коррупции 2011г с.56

.Журнал "регионы России. Национальные проекты"№9,2011г

.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011г.URL:#"justify">. "Российская бизнес -газета"-бизнес и власть №781(9)15.03.2011г

.Комитет по борьбе с коррупцией. Международная коррупция и борьба с ней-2009г.URL:#"justify">. Безрукова И.В. Основные виды современной коррупции // Проблемы безопасности (электронный журнал. 29 ноября 2010 года 17.15). - 2010 -№3

. Дамаскин О.В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М., 2009. С. 13-14

.Безрукова И.В. Политико-правовые аспекты противодействи коррупции в Российской Федерации // Право и образование. - 2011

. Гостева С.Р., Рашкин В.В. Коррупция в России: исторические корни, причины, состояние, основы современной нормативно-правовой базы противодейстия. М., 2010. - 326 с.

Похожие работы на - Коррупция в современном мире

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!