Компетенция Правительства Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Компетенция Правительства Российской Федерации















Курсовая работа

Компетенция Правительства Российской Федерации

Выполнила

Машарипова С.Б.

Введение

правительство российский власть исполнительный

Актуальность темы. Курсовая работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме компетенции Правительства РФ.

Согласно Конституции РФ исполнительную власть в РФ осуществляет правительство. Как высший орган исполнительной власти - правительство играет высочайшую роль в осуществлении глубоких социально-экономических преобразований. От исполнительной государственной власти требуется эффективность в ее деятельности по оперативному управлению общественной жизни и добросовестность в соблюдении законов. Тем самым актуальность данного исследования заключается в недостаточной разработке вопросов конституционно-правового регулирования деятельности Правительства России и адекватности действующих норм, касающихся деятельности правительства, конституционным основам его регулирования. Тому много примеров из нашей повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с непониманием чиновников, с бюрократизмом, а порой и вовсе с нежеланием осуществлять свои прямые обязанностями работниками государственной власти субъектов РФ. Это свидетельствует о несовершенстве законодательства в области полномочий Правительства РФ в отношении органов государственной власти субъектов РФ. Государственному аппарату повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства. Поэтому осуществление стратегического курса развития России предполагает реформирование системы государственной власти. Без решения данной проблемы невозможна реализация многочисленных программ развития РФ и ее субъектов во многих сферах общественной жизни.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе практической реализации основных функций и достижении целей, стоящих перед органом исполнительной власти в современный период развития страны.

Предметом исследования курсовой работы являются общетеоретические вопросы и совокупность юридических норм, определяющих конституционно-правовой статус Правительства РФ.

Целью выполнения данной работы является научное исследование вопросов конституционно-правового статуса Правительства РФ на основе изучения нормативно-правовой базы, анализа действующего законодательства, научных публикаций и соответствующей практики.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

Провести анализ общетеоретических аспектов правового статуса Правительства РФ.

Исследовать существующую систему организации исполнительной власти Российской Федерации.

Обозначить место и роль Правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как: логический метод, сравнительно-правовой, метод обобщения, а так же метод системного анализа. Теоретическая основа. Современное состояние государственного управления в России отражено в работах современных отечественных ученых-правоведов как: М.Б. Баглай, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, Н.Г. Горшкова, А.А. Гришковца, Е.В. Козлова, Ю.М. Козлова и др. Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные акты раскрывающие в той или иной степени конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемых источников, связанных между собой смыслом и содержанием.

Глава 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВИТЕЛЬСТВО

.1 Исполнительная власть в системе разделения властей

Исполнительная власть - абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность. Сущность исполнительной власти постигается в изучении теории государственной власти и теории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления.

Государственная власть представляет собой разновидность власти в общем смысле, т.е. способности и возможности оказывать воздействие на деятельность, поведение людей. Каждый вид власти оказывает подобное воздействие с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, подчинения, насилия, убеждения и т.п. Государственная власть - это способность и возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью государственного принуждения и от имени государства. Государственная власть возникает с возникновением государства.

Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое обоснование. Эти ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная обособились как три основополагающие институционально-правовое формы публично-властной деятельности.

Законодательная ветвь государственной власти в официальной форме устанавливает правовые нормы, общие правила, определяющие меру свободы человека в обществе и государстве. В частности, законодатель устанавливает правила применения политической силы, необходимого и допустимого с точки зрения обеспечения свободы, безопасности, собственности.

Исполнительная власть воплощает в себе принудительную силу государства. Это система органов, обладающих, в частности, полицейскими полномочиями, способных осуществлять организованное принуждение вплоть до насилия. Эти полномочия должны быть правомочиями, т.е. должны быть установлены законом для обеспечения свободы, безопасности, охраны собственности. Исполнительную власть осуществляют глава государства (президент, конституционный монарх и т.д.), правительство, различные министерства и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти.

Судебная власть разрешает споры о праве, устанавливает право (права и обязанности) в конкретных ситуациях, для конкретных субъектов. В частности, судебные решения дозволяют или предписывают правовые меры государственного принуждения в отношении конкретных субъектов.

Таким образом, теория разделения властей определяет структуру аппарата государственной власти, в которой нет верховного органа, и никакой государственный орган не может сосредоточить в своих руках власть, достаточную для установления диктатуры. Иными словами органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своей компетенции и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Кроме того во взаимоотношениях ветвей власти должна быть система сдержек и противовесов, не позволяющая каждой из ветвей власти выходить за пределы ее компетенции и, наоборот, позволяющая одним ветвям власти удерживать других в рамках компетенции. Едва ли стоит задаваться вопросом: какая из этих ветвей является главной. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет нарушение принципов демократии. Однако исполнительной власти традиционно отводится более значимая роль.

Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Однако это не означает, что он имеет конституционно-правовое установление, т.е. он может не упоминаться в тексте конституции того или иного государства. Главное, чтобы он находил реальное отражение на практике построения механизма осуществления государственной власти.

Юридический смысл разделения властей описан в данном рассуждении великого французского просветителя Ш.Л. Монтескье сочинении «О духе законов»: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и том случае, если судебная власть не будет отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем». Из этого рассуждения Монтескье вытекает, что разделение властей существует в трех аспектах или на трех уровнях - функциональном, институциональном и персональном.

Идею разделения власти пытаются провести в законодательстве, но фактически полномочия часто далеко откланяются от их декларируемого соотношения, если учесть к тому же отсутствие четкой регламентации системы сдержек и противовесов.

1.2 Место и роль Правительства в системе исполнительной власти Российской Федерации

ноября 1991 года с проведением радикальной экономической реформы Президент РСФСР Б.Н. Ельцин издал Указ «О реорганизации Правительства РСФСР». В соответствии с этим указом, на период экономической реформы, Президент возложил на себя руководство Правительством и поручил Совету Министров РСФСР исполнять свои обязанности до формирования Правительства РСФСР. 10 ноября вышло первое распоряжение «правительства реформаторов». С этого момента де-факто употреблялось в основном название Правительство РСФСР. 15 ноября совет Министров РСФСР отправлен в отставку. 25 декабря 1991 года специальным законом РСФСР была переименована в Российскую Федерацию и Правительство РСФСР было переименовано в Правительство Российской Федерации. Согласно пункту закона об изменении названия государственных органов, хотя в своих документах за 1992 год правительство и министерства продолжали использовать наименование РСФСР. До конца 1992 года на документах правительства ставились печати с надписью «РСФСР» и с гербом РСФСР. В связи с распадом СССР 26 декабря 1991 года Правительство Российской Федерации стало правительством независимого государства и более в своей деятельности не руководствовалось Конституцией СССР. Эти изменения стали важными историческими моментами в истории развития нашего государства, т.к. явились предпосылкой к принятию ныне действующей Конституции РФ, которая радикально изменила не только деятельность государственного аппарата, но и определила новые права и свободы человека.

Впервые о том, что трансформация существующего режима и формирование правового государства невозможны в рамках действующей конституции, официально было заявлено Президентом Российской Федерации в его послании о конституционности, направленном Верховному Совету 24 марта 1993г., во время очередного кризиса во взаимоотношениях с законодательной властью. В Послании обосновывалась ограниченность формальной законности и конституционности и необходимость собственно правового оправдания Конституции и законов - требование их правомерности.

Указ Президента от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», открыто нарушавший действовавшую Конституцию и провозглашавший, что «безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти», зарекомендовал разрыв с социалистическим правом.

Практически вся история подготовки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. может быть представлена как борьба законодательной и исполнительной властей за доминирование. При этом велся своеобразный политический торг с регионами, которых каждая из сторон стремилась заполучить в союзники. Но социально-экономические интересы регионов и политические силы, стоящие там у власти, были слишком не однородны. Разным регионам был нужен «разный» центр. К какому-либо общеприемлемому варианту взаимоотношений центра и субъектов Федерации региональные элиты так и не смогли придти, а собственно организация центральной власти их вообще мало интересовала. После сентябрьско-октябрьских (1993 г.) событий в Москве у исполнительной власти, олицетворяемой Президентом, практически не осталось оппонентов, с которыми она была бы вынуждена считаться.

После подавления вооруженного мятежа в Москве, будучи в состоянии единолично и бесконтрольно создать в стране новую политико-правовую систему, Президент в определенной мере придерживался тактики самоограничения. Однако учреждение в России «смешанной» формы правления с сильным Президентом и ослабленным парламентом, где механизм «сдержек и противовесов» плохо отлажен, явилось следствием «победы» Президента в конституционном процессе.

Смена исторических типов государства неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально-экономического развития общества.

Преемственность между историческими типами государства заключается, главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства. Так и Россия стала государством-продолжателем Советского Союза, к Правительству Российской Федерации перешли многие функции Кабинета Министров СССР. В 1992 году происходило объединение российских и союзных министерств и ведомств.

декабря 1992 года Президент России назначил Председателем Совета Министров - Правительства Российской Федерации - В.С. Черномырдина. Через несколько дней в соответствии с Законом Российской Федерации № 4174-l были определены новые полномочия Совета Министров Российской Федерации. Он стал называться Совет Министров - Правительство Российской Федерации. В январе 1993 года, когда был опубликован новый закон, Закон РСФСР от 3 августа 1979 года «О Совете Министров РСФСР» полностью прекратил своё действие.

История назначений председателей Правительства РСФСР - Российской Федерации с 1991 г. - 2011 г.:

Председатели Правительства РСФСР - Российской Федерации:

Ельцин, Борис Николаевич (6 ноября 1991 - 15 июня1992)

Гайдар, Егор Тимурович (15 июня 1992 - 15 декабря 1992, Исполняющий обязанности Председателя Правительства Российской Федерации).

Председатели Правительства Российской Федерации:

Черномырдин, Виктор Степанович (25 декабря 1993 - 23 марта 1998); одновременно 5 ноября - 6 ноября 1996 был и. о. Президента РФ в связи с операцией на сердце Ельцина; повторно

Кириенко, Сергей Владиленович (24 апреля 1998 - 23 августа 1998);

Черномырдин, Виктор Степанович (23 августа - 11 сентября 1998 года) и. о. Председателя Правительства (не был утверждён Госдумой).

Примаков, Евгений Максимович (11 сентября 1998 - 12 мая 1999).

Степашин, Сергей Вадимович (19 мая 1999 - 9 августа 1999); с 12 мая и. о. Председателя Правительства.

Путин, Владимир Владимирович (16 августа 1999 - 7 мая 2000); с 9 августа и. о. Председателя Правительства; с 31 декабря одновременно и. о. Президента РФ.

Касьянов, Михаил Михайлович (27 мая 2000 - 24 февраля 2004); с 7 мая и. о. Председателя Правительства.

Христенко, Виктор Борисович (24 февраля 2004 - 5 марта 2004), и. о. Председателя Правительства (не вносился на утверждение в Госдуму).

Фрадков, Михаил Ефимович (5 марта - 7 мая 2004, 7 мая - 12 мая 2004 был и. о. (слагал полномочия перед вновь избранным Президентом РФ); повторно был Председателем Правительства с 12 мая 2004 по 12 сентября 2007); 12 сентября - 14 сентября 2007 и. о. (после отставки, до момента назначения нового Председателя Правительства РФ).

Зубков, Виктор Алексеевич (14 сентября 2007 - 7 мая 2008), затем до 8 мая и. о. (после отставки, до момента назначения нового Председателя Правительства РФ).

Путин, Владимир Владимирович (с 8 мая 2008).

Из этого списка мы видим, что в 1991 г. председателем правительства был назначен Президент РФ Б.Н. Ельцин указом самого же Президента. Это единственный прецедент в истории развития РФ.

Согласно статье 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство России является высшим исполнительным органом.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство России (ч. 1 ст. 110 Конституции России). Это означает, что:

. Правительство России занимает руководящее положение и роль в системе органов исполнительной власти;

. политика и акты Правительства России обязательны для всех без исключения федеральных органов исполнительной власти;

. решения и действия Правительства России распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления;

. акты Правительства России подлежат исполнению администрациями государственных предприятий, учреждений и организаций, а так же другими субъектами правоотношений, включая организации частной формы собственности.

Правительство России возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Правительство России управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией России к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции России) и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72. Конституции России). По этим вопросам федеральные исполнительные органы и исполнительные органы субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Для обеспечения единства системы исполнительной власти и контроля деятельности ее органов закон наделяет Правительство РФ полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти и во взаимоотношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Все федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

При этом в соответствии со статьей 32 (в редакции Федерального конституционного закона от 19 июня 2004 г. № 4 -ФКЗ) деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно и через федеральных министров руководит Президент РФ. Он же распределяет функции и по представлению Председателя Правительства РФ утверждает положения об этих органах, назначает их руководителей и заместителей руководителей. Правительство РФ уполномочено только координировать деятельность этих органов (так называемого «силового блока правительства»).

Правительство России является и по Конституции России, и в реальности Правительством Президента России. В Конституции России прямо не сказано, что Президент России руководит Правительством России. Но и юридически, и фактически у Президента России есть все возможности для руководства Правительством России.

Для дальнейшего изучения и анализа проблемы конституционно-правового статуса Правительства РФ целесообразно рассмотреть состав и работу членов Правительства РФ.

Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.

Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ:

Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ и федеральных министров. В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 установлено, что Председатель Правительства РФ имеет семь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства РФ и заместителя Председателя Правительства РФ - Министра финансов РФ.

Состав Правительства России:

Путин Владимир Владимирович

Первые заместители Председателя Правительства:

Зубков Виктор Алексеевич

сентября 2007 года Указом Президента Российской Федерации назначен Председателем Правительства Российской Федерации. С 12 мая 2008 года - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Шувалов Игорь Иванович

С 12 мая 2008 года - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Заместители Председателя Правительства

Володин Вячеслав Викторович

октября 2010 года Указом Президента Российской Федерации назначен Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

Жуков Александр Дмитриевич

марта 2004 года назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

Иванов Сергей Борисович

С 12 мая 2008 года назначен Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

Козак Дмитрий Николаевич

октября 2008 года назначен Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

Кудрин Алексей Леонидович

С 24 сентября 2007 года - Заместитель Председателя Правительства - Министр финансов Российской Федерации.

Сечин Игорь Иванович

С 12 мая 2008 года - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Хлопонин Александр Геннадиевич

Указом Президента Российской Федерации N83 от 19 января 2010 года назначен Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе.

Федеральные министры:

Авдеев Александр Алексеевич - Министр культуры Российской Федерации.

Басаргин Виктор Федорович - Министр регионального развития Российской Федерации.

Голикова Татьяна Алексеевна - Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Коновалов Александр Владимирович - Министр юстиции РФ.

Лавров Сергей Викторович - Министр иностранных дел Российской Федерации.

Левитин Игорь Евгеньевич - Министр транспорта Российской Федерации.

Мутко Виталий Леонтьевич - Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Набиуллина Эльвира Сахипзадовна - Министр экономического развития Российской Федерации.

Нургалиев Рашид Гумарович - Министр внутренних дел Российской Федерации.

Сердюков Анатолий Эдуардович - Министр обороны Российской Федерации.

Скрынник Елена Борисовна - Министр сельского хозяйства Российской Федерации.

Трутнев Юрий Петрович - Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Христенко Виктор Борисович - Министр промышленности и торговли Российской Федерации.

Шматко Сергей Иванович - Министр энергетики Российской Федерации.

По состоянию на 10 мая 2011 года.

Шойгу Сергей Кужугетович - Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Щеголев Игорь Олегович - Министр связи и массовых коммуникаций РФ

Фурсенко Андрей Александрович - Министр образования и науки РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; они имеют право подавать заявление об отставке.

Для членов Правительства РФ устанавливаются определенные обязанности и ограничения. Например, они обязаны в установленном порядке подавать в налоговые органы сведенья о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а так же об имуществе, принадлежащем им на праве частной собственности. Члены Правительства РФ не вправе, например: занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Таким образом, можно сделать вывод, что «от качества работы Правительства, уровня его демократичности и компетентности, от его готовности и способности защитить и удовлетворить права и законные интересы простых людей в существенной степени зависят реальное положение дел в стране и благосостояние народа, мера доверия отдельных лиц и общества в целом к государству».

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Понятие конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации и его основные элементы

В ст. 11 Конституции указано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляет наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Правительство РФ. Данная статья уточняет статус Правительства как органа государственной власти, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации.

Тем самым Конституция вверяет Правительству реализацию полномочий исполнительной власти как одной из самостоятельных и независимых ветвей государственной власти. Из положений данной статьи вытекает вывод о том, что Правительство несет ответственность за осуществление исполнительной власти в государстве в целом. Кроме того, из содержания ч. 2 ст. 77 Конституции можно сделать еще один важный вывод: Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти, поскольку Конституция установила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами Федерации органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.

Правомерно поэтому обозначить статус Правительства как высшего органа исполнительной власти Российской Федерации, действующего в пределах и рамках конституционных полномочий.

Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ.

Более детально система важнейших нормативных правых актов выглядит следующим образом:

. Конституция РФ;

. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;

. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

. Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1июня 2004г. №260;

. Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от1июня 2004г. №260;

.Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30;

. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452.

От других федеральных органов Правительство РФ отличается предметом и сферой своей деятельности. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

. организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации;

2. осуществляет систематический контроль за федеральными органами власти и федеральными органами власти субъектов РФ;

. принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство России является коллегиальным органом. Это означает, что Правительство России проводит свои заседания коллегиально и решения принимаются при условии согласованности этих решений с членами Правительства России. Следует отметить, что согласованность решений не означает принятие решений по принципам единогласия или большинства. В ряде случаев окончательное решение принимает Председатель Правительства России, но и при этом в процессе разработки и принятия решения должна быть выявлена позиция каждого члена Правительства России.

Таким образом, конституционно-правовым характеристикам Правительства России относятся следующие положения. Правительство России является:

. федеральным органом государственной власти;

. органом, осуществляющим исполнительную власть;

. высшим исполнительным органом государственной власти;

. органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации;

. коллегиальным органом.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Под Аппаратом Правительства РФ понимают систему органов, посредством которых осуществляется исполнительная власть, реализуются функции государства, достигаются стоящие перед ним задачи.

Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения - департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р утверждена структура Аппарата Правительства РФ.

Правительство РФ утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов. Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов власти, находящихся в его ведении, их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ.

В своей многогранной повседневной деятельности Правительство РФ опирается не только на федеральные органы исполнительной власти, но и на органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Работу Правительства РФ организует его Председатель. Он формирует Правительство РФ, предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, распределяет обязанности между своими заместителями (в 2009 г. было 11), определяет основные направления деятельности Правительства РФ, планирует его работу, созывает и руководит его заместителями, ставит перед Президентом РФ вопросы об освобождении отдельных членов Правительства РФ от должности. Председатель может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. (в ред. Федеральных конституционных законов от 01.06.2005 N 4-ФКЗ, от 30.01.2007 N 1-ФКЗ). В формировании Правительства России участвуют два органа: Президент России и Государственная Дума. Формирование Правительства России начинается с назначения его Председателя. Председатель Правительства России назначается Президентом России с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции России). Внесение Президентом России кандидатуры Председателя Правительства России в Государственную Думу должно происходить:

. не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента России;

. не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства России, если таковая имела место;

. в течение недели со дня отклонения кандидата на этот пост Государственной Думой.

Процесс рассмотрения Государственной Думой предлагаемой кандидатуры должен длиться не более недели. Этапы этого процесса определены Регламентом Государственной Думы. Кандидат на должность Председателя Правительства России представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства России, отвечает на вопросы депутатов. Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства России принимается Государственной Думой тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации:

по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации. В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.

Основные принципы деятельности Правительства России.

Статья 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» к таким принципам относит: верховенство Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законов; народовластие; федерализм; разделение властей; ответственность; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Проводя итог выше изложенного параграфа можно сказать, что в нем был подробно рассмотрен вопрос конституционно-правового статуса Правительства РФ, который включает в себя изучение конституционного статуса Правительства России, правовой основы организации Правительства РФ, его назначение и основные принципы деятельности. Так же в параграфе был приведен пример судебной практики о выдвижении Президентом РФ одной и той же кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ трижды и отклонением этой кандидатуры Государственной Думой РФ. Не случайно автором было представлено особое мнение судьи Конституционного суда РФ В. Лучина, т.к. полностью с ним солидарен. Автор считает, что вынесенное постановление конституционным судом противоречит демократическим принципам правового государства. В данной ситуации можно предположить, что судьи были подвержены негласному давлению со стороны Президента РФ, а возможно, что им было материально выгодно принимать подобное решение.

.2 Функции, сфера компетенции и полномочия Правительства Российской Федерации

В правовом демократическом государстве, которое Конституция РФ (ст.1) декларирует в качестве главного приоритета современной российской государственности, все институты государственной власти, и прежде всего исполнительная власть, должны руководствоваться принципом «дозволенного только то, что прямо предписано или разрешено законом». Такой принцип устанавливает зависимость структур власти от общества и предотвращает произвол власти, спонтанное отправление властных полномочий, устанавливает формальные, а значит, и контролируемые, действия органов власти. Поэтому закон о правительстве (ст. 4) устанавливает, что Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров, осуществляет систематический контроль их исполнения федеральными и региональными органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Среди государственных комитетов, на которые возложено осуществление межотраслевой координации по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности, можно также выделить определенные группы с учетом осуществляемых ими функций. Так, например, Государственные комитеты РФ по стандартизации и метрологии, по статистике, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - координирующие и функционально регулирующие органы; иные государственные комитеты обеспечивают руководство отдельными отраслями хозяйства и культуры (по рыболовству, по физической культуре, спорту и туризму). К правоохранительным органам относится Государственный таможенный комитет РФ.

Федеральные комиссии России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в отдельных сферах управления. Среди федеральных служб можно указать службы: безопасности, внешней разведки, железнодорожных войск, охраны; по финансовому оздоровлению и банкротству; геодезии и картографии; архивная служба и др.

Среди российских агентств можно выделить органы исполнительной власти, ведающие такими подотраслями промышленности, как судостроение, производство боеприпасов и вооружения, а также авиационно-космическое агентство, агентство по патентам и товарным знакам, агентство по государственным резервам.

Исходя, из выше сказанного можно определить перечень функций Федеральных органов исполнительной власти:

. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; 2. регулятивно-управленческая функция;

. соблюдение и защита прав человека и гражданина;

. нормотворческая функция;

. оперативно-исполнительная функция;

. юрисдикционная функция.

Необходимо обратить внимание на то, что при разработке перечня функций федеральных органов исполнительной власти надо учесть основные функции Российского государства: организация и защита территории страны, обеспечение суверенитета РФ и международное сотрудничество, правовая и социальная защита населения, обеспечение экономического и социального развития, законотворческая и правоохранительная деятельность, взаимодействие со структурами гражданского общества.

Следует отметить, что пока не обеспечено полное соответствие между функциональным назначением федерального органа исполнительной власти и его местом в системе органов исполнительной власти.

Многие органы исполнительной власти имеют избыточные функции, и их работа не приносит эффективных результатов.

В послании Президента РФ Федеральному собранию в мае 2003 г. отмечено, что находящиеся у органов исполнительной власти огромные полномочия по-прежнему не соответствуют качеству власти. Президент РФ обосновал необходимость более эффективного проведения административной реформы. Проведенная Правительством РФ "инвентаризация" полномочий федеральных органов государственной власти выявила свыше пяти тысяч их функций. Теперь предстоит радикальное их сокращение на основе объективного анализа и просчета в увязке по разграничению полномочий федеральных и региональных (субъектов РФ) органов государственного управления. Это означает необходимость, как решения накопившихся проблем, так и серьезной структурной перестройки системы органов исполнительной власти. При решении этой проблемы особое внимание будет обращено на сокращение "административных полномочий" органов государственного управления в отношении экономических процессов, регулирования рыночных отношений.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» сокращено общее число федеральных министерств, уточнены функции и полномочия министерств, определены основные предметы их ведения.

Установлено, что федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. При этом подчеркнуто, что министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в соответствующей сфере, за исключением вопросов, регулируемых законодательными актами, а также актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности отнесенных к его ведению федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство РФ проекты положений об этих органах, о штатной численности и об оплате труда их работников; утверждает ежегодные планы и показатели деятельности этих служб и агентств; дает поручения этим органам и контролирует их исполнение; назначает на должности заместителей руководителей этих служб и агентств (за исключением назначаемых Правительством РФ), имеет право отменять противоречащие законодательству решения этих лиц.

Министерство не осуществляет функции государственного надзора и государственного контроля (они возложены на федеральные службы по надзору) и управление объектами государственной собственности (государственным имуществом), поскольку эта функция отнесена к ведению федеральных агентств. Министерство также не осуществляет правоприменительные функции, т.е. не разрешает конкретные дела, связанные с применением нормативных правовых актов, в том числе и принятых самим министерством.

В свою очередь федеральные службы по надзору осуществляют лишь правоприменительные функции в установленной для них сфере деятельности и не имеют права управлять государственным имуществом и оказывать государственные услуги, за исключением случаев, установленных актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральные агентства не вправе осуществлять надзор и контроль и нормативно-правовое регулирование в пределах определенных для них функций по управлению федеральным имуществом, закрепленным за находящимися в их ведении федеральными государственными унитарными предприятиями, казенными предприятиями и государственными учреждениями, а также функций по оказанию государственных услуг безвозмездно или по регулируемым государством ценам. Исключение составляют предписанные актами Правительства РФ и Президента РФ нормативные функции.

Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти ныне представляет трехзвенный комплекс:

. федеральные министерства, осуществляющие нормативно-правовое регулирование, руководство, координацию, определение планов подведомственных органов, контроль за их деятельностью;

. федеральные агентства, осуществляющие непосредственное (оперативное) управление федеральным имуществом и деятельностью соответствующих государственных предприятий и учреждений; оказание государственных услуг различного свойства гражданам и организациям (неопределенному числу лиц), соответствующие правоприменительные функции, выражающиеся в принятии индивидуальных правовых актов;

. федеральные службы, осуществляющие государственный надзор и государственный контроль, применяющие меры административного воздействия за нарушение требований законодательства и тем самым отвечающие за обеспечение законности и государственной дисциплины в соответствующей области общественной жизни.

Полномочия Правительства России установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», рядом федеральных законов и указов Президента России.

Полномочия Правительства Российской Федерации очень широки. Они распространяются практически на все сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, культурную и другие. Таким образом, закономерен вывод об общей компетенции Правительства РФ, как органа, который осуществляет руководство многими отраслями хозяйства.

Правительство России в пределах своих полномочий:

. организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

. осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

. обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

. формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

. реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство России по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может передавать осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции России и федеральным законам.

Правительство России осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Но надо сказать, что в ст. 114 Конституции РФ компетенция Правительства РФ определена лишь в общих чертах и не охватывает полностью наиболее важные направления его деятельности. Поэтому существенную роль в регулировании компетенции Правительства РФ призван сыграть Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Остановимся, прежде всего, на полномочиях Правительства РФ в области экономики, имея ввиду необходимость управления экономическими процессами в новых условиях рыночных отношений и при новом соотношении государственной и частной собственности на средства производства.

В сфере экономики Правительство РФ осуществляет следующие полномочия:

регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

В сфере, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

предоставляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере:

обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта, туризма, а так же санитарно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования:

разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В обеспечении обороны и государственной безопасности:

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а так же программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;

принимает меры по охране Государственной границы РФ;

руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений:

осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;

обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а так же наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Свои полномочия Правительство РФ реализует через правовые акты, которые издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законов, нормативных указов Президента России, издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ, например, в «Российской газете».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения курсовой работы получены результаты, суть которых сводиться к следующему.

. Установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляет наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Правительство РФ. Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти.

. Определено, что исполнительная власть в системе разделения власти является самостоятельной ветвью власти. Иными словами органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своей компетенции и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Однако исполнительной власти отводится более значимая роль.

. Показано, что Правительство РФ как высший орган исполнительной власти занимает главенствующие положение в системе разделения властей. В работе был приведен исторический пример «передела власти» в России, который явился переломным моментом в развитии нашего государства и права. Была принята новая Конституция, содержание которой и повлияло на нынешнюю политику государственной власти.

. Охарактеризовано, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Для Правительства РФ установлены определенные обязанности и ограничения. Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ». Правительство руководит работой федеральных министров и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Работу Правительства РФ организует его председатель, действующий в пределах своей компетенции и возложенными на него полномочиями.

. Показано, что в формировании Правительства РФ участвуют два органа: Президент России и Государственная Дума РФ. Поэтому вопросу в дипломной работе приведена судебная практика, свидетельствующая об искажении действующего законодательства, что говорит о коррумпированности судебной власти и о ее зависимости от Президента РФ.

. Определено, что принципами деятельности Правительства РФ являются: верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность, обеспечение прав и свобод граждан.

. Обосновано то, что полномочия Правительства РФ очень широки. Они распространяются практически на все сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, культурную и другие, тем самым говоря, что Правительство РФ является органом, контролирующим и организующим деятельность органов исполнительной власти, от качества работы которой напрямую зависит повседневная жизнь граждан нашего государства.

. Показано, что взаимодействие Правительства РФ с Федеральным Собранием РФ осуществляется на основе представленного Правительству РФ Конституцией РФ права законодательной инициативы. И определено, что Правительство РФ имеет возможность не только оказывать существенное влияние на деятельность обеих палат Федерального Собрания, но и контролировать их основное назначение - законотворчество. Это является еще одним важным элементом в осознании статуса Правительства РФ.

. Показано, что Президент РФ, обладая полномочиями, закрепленными Конституцией РФ в сильной степени влияет на формирование состава Правительства РФ и его структуру, тем самым усиливая зависимость Правительства РФ и отдельных его членов от Президента РФ. Это свидетельствует об отклонении от принципов демократии, по которым развивается Россия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). //Российская газета. N 7. 21.01.2009.

. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (Изменения, внесенные Федеральным конституционным законом от 29.01.2010 N 1-ФКЗ). //Российская газета. 01.02.2010.

. Федеральный конституционный закон от 29.01.2010 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 27.01.2010). //Российская газета. N 19, 01.02.2010.

. Федеральный конституционный закон от 30.12.2008 N 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 22.12.2008). //Российская газета. N 267, 31.12.2008.

.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.11.2008). //Российская газета. N 267, 31.12.2008.

. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

(принят ГД ФС РФ 22.09.1999. ред. от 05.04.2010, с изм. от 08.05.2010). //Российская газета. 07.04.2010.

. Федеральный закон от 03.06.2009 N 102-ФЗ «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики»

(принят ГД ФС РФ 22.05.2009), (ред. от 17.12.2009). //Парламентская газета. N 31, 09.06.2009.

. Федеральный закон от 23.07.2008 N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.07.2008), (ред. от 28.11.2009). //Российская газета. N 158, 25.07.2008.

. Закон РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 09.01.1992, N 2, ст. 62.

. Закон РФ от 22 декабря 1992 N 4174-I «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации» (утратил силу).

. Постановление ВС РФ от 22.12.1992 N 4175-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации». //Российская газета. N 1, 04.01.1993.

. Указ Президента РСФСР от 06.11.1991 № 171 «О реорганизации Правительства РСФСР». (Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 04.02.1993 N 180). //Правительственный вестник. N 47, 1991.

. Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». (ред. от 10.01.2003). //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993, N 39, ст. 3597.

. Указ Президента РФ от 23.12.1993 N 2277 «О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства РФ». //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.12.1993, N 52, ст. 5080.

Научная и учебная литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: учеб. курс. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. Т.2, 2007. - 778с.

. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4-е изд., и доп. М. : Норма, 2009. - 928 с.

. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. / Г.В. Атаманчук 4-е изд., стер. М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 578с.

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации учебник: рекомендовано М-вом образования / М.В. Баглай. 5-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2006. - 784с. - (Учебник для вузов).

. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Бахрах Д.Н. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Эскмо, 2010. - 688с. - (Российское юридическое образование).

. Бобылев А.Н., Горшков Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: Теория и практика ее осуществления. М.: ИД «Право и государство», 2003. - 304с.

. Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2003. - 1247с.

. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под. ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2009 - 858с.

. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега-Л, 2007. - 608с.

. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура / И.Н. Гомеров. М.: ЮКЭА, 2002. - 830с.

. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития /А.С. Автономов, д. ю .н., проф., И.Л. Бачило, д. ю. н., проф., А.А. Гришковец, к. ю. н., доц. и др. ; отв. ред. Н.Ю. Хаманева, д. ю. н., проф. М: Новая правовая культура, 2004. - 564 с.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб. для вузов / Моск. гос. юрид. акад. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. - 520с.

. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд., дополненное. СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2001. - 352с.

. Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д Мазаев. М.: Эксмо, 2010. - 560с. - (Российское юридическое образование).

. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Л.Ш. Лозовский., Б.А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2008. - 128с.

. Лазарев. В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спартак, 2001. - 670с.

. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации / под. ред. Л.Л. Попова учебник. М: Высшее образование, Юрайт - Издат, 2009. - 467с.

. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955.

. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник / В.С. Нерсесанц. М.: Норма : Инфра-М, 2010. - 560с.

. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории государства и права: Учебник для вузов / Под общ. ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. - 832с.

. Нисневич Ю.А. Аудит политической системы посткоммунистической России. М.: Материк. 2007. - 288с.

. Нисневич Ю.А. Государственная власть современной России: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю.А. Нисневич. М.: Аспект Пресс, 2008. - 494с.

. Нисневич Ю.А., Платонов В.М., Слизовский Д.Е. Законодательная деятельность: Политико-правовой анализ. М.: Аспект Пресс, 2007. - 285с.

. Нисневич Ю.А. Нисневич Ю.А. Закон и политика. М.: МОО «Открытая Россия», 2005. - 188с.

. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН / О.Е. Кутафина, д. ю. н., профессора В.Д. Зорькина. ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.

. Сокольский Ю.М. Цари и министры / Ю.М. Сокольский. СПб.: Полигон, 2000 - 480с.

. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2001. - 559с.

. Фролова М.А. Введение в политологию: Учеб.-метод. пособие / М.А. Фролова. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003 - 256с.

. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под. редакцией профессора В.Г. Стрекозова. М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. - 384с.

. Четвериков В.С. Административное право: учебник / В.С. Четвериков. Эксмо, 2010. - 608с - (Российское юридическое образование).

. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2001. - 320с.

Периодические издания

1. Бондарь Н.С. Конституционные ценности - категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда России) //Журнал конституционного правосудия. 2009. N 6. С. 1 - 11.

. Иванов О.П. Об оптимальной структуре федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного управления природными ресурсами России //Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 11. С. 10 - 12.

. Мозолев В.В. Проблемы реализации Правительством Российской Федерации части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации. //Право и политика. 2008. N 1.

. Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием //Законодательство. 2000. № 9.

. Соболева Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей. //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 1.

. Тарасов А.М. Президентский контроль. //Законодательство. N 4. 2003.

. Тонков Е.Е. Юридические формы государственной деятельности и функции государства: проблемы соотношения //Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 1. С. 3 - 7.

. Шемелин А.В. Россия в начале пути и формирование избирательной системы: поиски идеи //Юридический мир. 2009. N 10. С. 62 - 64.

. Шувалов И.И. Взаимодействие Правительства РФ и парламента России в законотворческом процессе //Конституционное и муниципальное право. 2004. №4. С. 21 - 25.

Интернет-ресурсы

1. URL http://www.president.kremlin.ru. - официальный сайт Президента РФ.

. URL http://premier.gov.ru/about.html - официальный сайт Правительств РФ.

. URL http://www.council.gov.ru/contacts/index.html - официальный сайт Совета Федерации РФ.

. URL http://www.garant.ru - Научно-практический к Конституции Российской Федерации. / Отв. ред. В.В. Лазарев - Система ГАРНТ, 2003. (дата обращения 13.05.2011).

. URL http://www.consultant.ru - официальный сайт «Консультант Плюс» в СПб.

Похожие работы на - Компетенция Правительства Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!