Особенности проведения экономической политики в открытой экономике Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    401,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности проведения экономической политики в открытой экономике Республики Беларусь

Введение

экономика беларусь валютный курс

Происходящие в Республике Беларусь экономические преобразования и реформы ставят перед научной теорией и практикой ряд актуальных проблем, от решения которых зависит достижение макроэкономического равновесия. К ним относятся и проблема системного формирования открытой экономики Республики Беларусь. Открытая экономика в целом играет приоритетную и определяющую роль в современной новой экономике. Крупномасштабные реформы в значительной степени актуализируют изучение проблемы открытой экономики. Каждая экономическая система в своем развитии проходит определенные этапы развития. Республика Беларусь многие годы находилась в условиях закрытой планово-административной системы. В настоящее время она вступила в новый этап своего развития, связанный с формированием рыночных отношений. Данная новая система экономических отношений стала постепенно обладать существенными признаками открытости на различных структурных уровнях. Дальнейшее формирование открытости экономических отношений - это весьма сложный и длительный процесс. Национальная структура экономики Республики Беларусь идет по противоречивому пути определения приоритетов институциональных норм развития экономических отношений. В рамках институциональной структуры белорусской экономики необходимо выделить экспортируемые и импортируемые институциональные нормы и их, взаимодействие. Процесс корреляции системы экономических отношений и институциональной среды в открытой экономике вполне равнозначен с точки зрения первичности и вторичности, но совокупность экспортируемых и импортируемых институтов определяют структуру, характер открытых экономических отношений, их эффективность и развитие. В конечном итоге функционирование тех или иных институтов имеет либо выражено экономическую ценность, либо является мощным барьером на пути становления открытых экономических отношений. Это особенно актуально для переходных экономик, где происходит коренная ломка старых, закрытых отношений и формирование совершенно новых, открытых, где реформируются как формальные открытые нормы, так и неформальные ограничения. Необходим разносторонний анализ функционирования формальных и неформальных институтов и определения механизмов их взаимодействия с экспортом и импортом институтов, а также поиск путей устранения институциональных противоречий и формирования экономически-эффективного открытого институционального пространства транзитивной экономики Республики Беларусь.

С развитием мирового хозяйства национальная экономика отдельной страны все больше зависит от результатов взаимодействия с другими странами.

Открытая экономика - экономика страны, тесно связанная с мировым рынком, международным разделением труда. Выступает антиподом замкнутых (автаркических) систем. Степень открытости характеризуется такими показателями, как: отношение экспорта и импорта к ВВП; движение капитала за границу и из-за границы; обратимость валюты; участие в международных экономических организациях. В современных условиях становится фактором развития национальной экономики, ориентиром на лучшие мировые стандарты.

В отечественной и зарубежной литературе дискутируется понятие модели открытой экономики. Если охватить экономическую мысль Запада, то каждое из ее направлений развивало собственную модель открытой экономики. Как в учебной, так и в монографической литературе Запада анализируются теории открытой экономики. Их исследование проводилось различными направлениями экономической мысли. Модели открытой экономики открывают такой спектр вопросов, как взаимодействие между национальными хозяйствами, сочетание макроэкономической и внешнеэкономической политики, а в случае ее неравновесного уровня - вопрос выработки собственной стабилизационной политики.

Открытая экономика проявляется через отток и приток капитала, экспорт и импорт товаров и услуг, валютные курсы. Поэтому существует как бы три уровня ее открытости, а именно: 1) экспорт товаров и услуг; 2) приток и отток капитала; 3) движение валюты.

В связи с формированием мирового хозяйства и активным участием стран в мирохозяйственных связях появился термин “открытая экономика”.

Открытость экономики означает вовлеченность, интегрированность национальной экономики в мировое хозяйство, мировой рынок.

Открытая экономика не может означать абсолютное отсутствие экономических границ, бесконтрольность и вседозволенность во внешнеэкономических связях. Открытость должна строиться на началах разумности, эффективности, национальной экономической безопасности.

Республика Беларусь - это малая открытая экономика, которая по объему производимого ВВП, доли в мировой торговле (около 0,04%) не оказывает влияния на мировые экономические процессы. Принятие правил игры, устанавливаемых основными экономическими субъектами, учет тенденций и стандартов современной системы международного разделения труда является необходимыми предпосылками для успешного реформирования экономики Республики Беларусь.

Все вышесказанное обуславливает актуальность рассматриваемой темы.

Целью работы является рассмотрение вопросов достижения внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике при различных вариантах валютного курса.

Задачи работы:

охарактеризовать понятие открытой экономики, факторы и цели макроэкономического регулирования в открытой экономике;

проанализировать макроэкономическое регулирование в условиях фиксированного валютного курса, охарактеризовав проблему достижения внутреннего и внешнего равновесия;

определить эффективность проведения налогово-бюджетной, кредитно-денежной и внешнеторговой политики в условиях плавающего валютного курса в открытой экономике

рассмотреть особенности проведения экономической политики в открытой экономике Республики Беларусь.

Фундаментальными исследованиями рассматриваемой темы явились труды таких авторов как: Амосова В.В., Давыдова И.В. Открытая экономика и проблемы ее регулирования; Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика; Ломакин В.К. Мировая экономика. В данных работах раскрываются наиболее сложные аспекты регулирования открытой экономики, проблемы выбора валютных курсов, определения внутреннего и внешнею равновесия, влияния денежно-кредитной и фискальной политики на валютный курс. Особое внимание уделяется рассмотрению дискуссионных проблем выбора стабилизационной политики в активном и пассивном ракурсах ее проявления.

Авторы вышеупомянутых научных работ не славили перед собой задачу изложить все вопросы, касающиеся функционирования открытой экономики, остановив внимание на наиболее проблемных моментах и дискуссионных аспектах.

1. Открытая экономика: понятие, факторы и цели макроэкономического регулирования


Характерным признаком глобальной экономики является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Начиная с периода послевоенного экономического восстановления и в последующие годы, правительства ведущих стран Запада все активнее освобождались от автаркического наследия прошлого[11,c.48].

Именно тогда США выступили с тезисами «свободы торговли», «открытости экономики», прежде всего для навязывания другим странам своих норм поведения на международном рынке. С позиций ведущей торговой державы мира, вышедшей из второй мировой войны победительницей и еще более богатой, предлагались рецепты нового экономического порядка. Такая «свобода торговли», «открытость экономики» представляла собой орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, стремление к безудержной экспансии американских корпораций. В этой связи весьма откровенное определение «открытости» экономики дает французский экономист Мишель Пебро. По его мнению, «открытость, свобода торговли - это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

Однако по мере изменения социально-экономической ситуации в послевоенном мире тезис об открытой экономике утрачивает однобокую, корыстную направленность интересов американского экспансионизма и приобретает объективный, обусловленный действиями глубинных факторов, смысл интернационализации (глобализации) мирохозяйственных связей.

Для нормального функционирования мировой экономики (единого рыночного пространства) необходимо, как считают американские экономисты Дж. Нэйсбит и П. Эбердин, в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна Для торговых отношений внутри каждого государства. Никто не может подсчитать сальдо в торговле Франкфурта и Дюссельдорфа, Токио и Осаки, Денвера и Далласа, со временем мы равным образом не будем знать этого сальдо применительно к торговым отношениям США и Японии. Каковы основные факторы, оказавшие и. оказывающие существенное влияние на масштабы и характер интернационализации мировой экономики, на повышение степени ее открытости?

Заметную роль в формировании открытой экономики сыграло государство. Оно взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными фирмами, развитию внешнеэкономических связей. Создавалась прочная правовая основа, облегчавшая приток из-за рубежа инвестиций, технологий, рабочей силы, информации.

Переход стран ко все более открытой экономике был ускорен действиями транснациональных корпораций. Стремясь освоить новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, они обходили протекционистские барьеры чужих государств, интернационализируя международный экономический обмен[1,c.216].

Заметный прогресс во второй половине XX века транспортных, информационных средств связи также сыграл огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населения. Постепенно, шаг за шагом, разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в международное разделение труда.

С 60-х годов процессы открытости начинают распространяться на ряд развивающихся государств. С начала 80-х годов приверженность политике открытости декларирует Китай. Термин «открытость» вошел в словари многих стран мира, например, арабский - «инфитах», китайский - «кайфан».

Итак, что же входит в понятие «открытость экономики»?

Следует различать понятия «свободы торговли» и «открытой экономики». Тезис о «свободе торговли» восходит к политической экономии А. Смита и не является изобретением современных американских экономистов. (Понятие «открытость экономики» шире тезиса «свободы торговли» как торговли товарами, включая в себя свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.

Преимуществами открытой экономики являются:

углубление специализации и кооперации производства;

рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособ-ностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы[9,c.387].

Сформировавшаяся открытая экономика и переход к открытой экономике - это не одно и то же. Открытая экономика не синоним бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Стихийная открытость, распахнутость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.

К количественным индикаторам открытости в первом приближении можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Эк=Э/ВВП*100%

где Э - объем экспорта.

В 90-х годах мировая экспортная квота постоянно растет - до 20% в 2005 г. (с учетом экспорта услуг - 22%). Этот показатель в среднем составляет для развитых стран 27%, для развивающихся - 12% и для стран с переходной экономикой - 5,5%.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты (Ик):

Ик=И/ВВП*100%

где И - объем импорта.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК):

ВТк=ВТ/ВВП*100%

где ВТ - объем внешнеторгового оборота.

К недостаткам показателя внешнеторговой квоты относится отсутствие учета величины экспорта и импорта капитала и взаимообмена национальных валют.

В 50-60-е гг. к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х гг. этот критерий заметно вырос: страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель менее 27%.

Факторами, влияющими на степень открытости экономики и уровень развития международных экономических отношений, является объем внутреннего рынка страны и уровень ее экономического развития, участие ее в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др. Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуре экономики вес базовых отраслей (энергетики, металлургии, горно-рудной и др.), тем меньше участие страны в международном разделении труда (МРТ), тем меньше открытость экономики. По мнению американских экономистов Дж. Сакса и Э. Уорнера степень открытости национальной экономики определяется отсутствием у страны «чрезмерно больших» экспортных и импортных пошлин, наличием «разумного» уровня конвертации национальной валюты, а также тем, что страна не должна быть социалистической.

Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели правильно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, характеризуя в известной степени открытость экономики, не может быть ее синтетическим показателем. Внешнеторговая квота, в основном, отражает степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия открытости экономики. Показатель открытости экономики является более сложным, комплексным.

Иногда у отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В этих случаях экспортная квота говорит скорее не о степени открытости конкретной страны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, а просто о сырьевой направленности экспорта[9,c.388].

В открытой экономике серьезной проблемой макроэкономического регулирования является достижение внутреннего и внешнего равновесия. Ее решение требует учета взаимного влияния как внутренних, так и внешних переменных (хотя это деление условно). Проблема осложняется существованием обратного воздействия переменных друг на друга, а также тем, что единичное воздействие сопровождается обычно целой цепочкой следствий, как непосредственных, так и проявляющихся в долгосрочном периоде.

Внутреннее равновесие предполагает баланс спроса и предложения на уровне полной занятости при отсутствии инфляции (или ее стабильно низком уровне). В краткосрочном аспекте проблема внутреннего баланса решается, прежде всего, методами регулирования совокупного спроса с помощью фискальной и денежной политики. Внешнее равновесие связано с поддержанием нулевого сальдо платежного баланса в определенном режиме валютного курса. Иногда эту проблему подразделяют на две самостоятельные: достижение определенного состояния счета текущих операций и поддержание заданного уровня валютных резервов. Меры государственного регулирования остаются теми же: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика, но иногда выделяют как самостоятельную и политику обменного курса. Усложняется задача достижения внешнего баланса таким фактором, как мобильность капитала, то есть интенсивность межстранового перелива капитала в ответ на колебания внутренней ставки процента по отношению к ее мировому уровню. Фактически поддержание внешнего и внутреннего равновесия касается функционирования трех рынков: товарного, денежного и валютного.

На состояние платежного баланса фискальная политика влияет по двум направлениям: через воздействие на уровень дохода и на ставку процента. Так, дополнительные государственные расходы через мультипликативный эффект приводят к росту дохода, что, в свою очередь, расширяет спрос не только на отечественные, но и на импортные товары. Рост импорта ухудшает торговый баланс. В то же время дополнительные государственные расходы часто означают расширение государственного заимствования на финансовых рынках, что вызывает рост процентной ставки. Более высокая ставка привлекает капиталы из-за рубежа, улучшая баланс движения капитала и в определенной степени нейтрализуя негативное влияние торгового баланса на платежный баланс в целом. Итоговое воздействие фискальной политики на внешний баланс в краткосрочном периоде во многом зависит от степени мобильности капитала. Например, при высокой мобильности капитала рост ставки процента может вызвать столь значительный приток иностранного капитала, что положительное сальдо по счету движения капитала перекроет дефицит торгового баланса, и платежный баланс будет иметь положительное сальдо. В случае низкой подвижности капитала притока капитала может не хватить для компенсации дефицита торгового баланса, и платежный баланс будет иметь отрицательное сальдо. Однако в долгосрочном периоде займы из-за рубежа, привлеченные высокой процентной ставкой, потребуют выплаты процентов и погашения долга, что вызовет отток капитала из страны[9,c.389].

Кредитно-денежная политика воздействует на платежный баланс более определенно. Рост предложения денег снижает ставку процента (при прочих равных), что также имеет два канала влияния на экономику. Дешевые деньги стимулируют рост расходов, в том числе и на импорт (особенно с учетом возможного роста цен в связи с инфляцией спроса), что ухудшает торговый баланс. Одновременно низкая процентная ставка приведет к оттоку капитала из страны, что ухудшит баланс движения капитала. Платежный баланс окажется в дефиците в связи с ухудшением двух своих составляющих - счета текущих операций и счета движения капитала. Однако в долгосрочном периоде капиталы за рубежом начнут приносить доход, оказывая положительное влияние на платежный баланс.

В обоих случаях - как при расширительной фискальной, так и при расширительной денежной политике - влияние через доход вызывает ухудшение платежного баланса, а влияние через процентную ставку может быть различным и во многом связано со степенью мобильности капитала.

2 Макроэкономическое регулирование в условиях фиксированного валютного курса: проблема достижения внутреннего и внешнего равновесия


Экономическая политика, направленная на достижение только внутреннего равновесия (обычно через регулирование совокупного спроса), лишь в исключительных случаях одновременно приводит и к внешнему равновесию. Аналогичная ситуация складывается при обособленном регулировании внешнего равновесия. Поэтому задача одновременного достижения внешнего и внутреннего баланса ставится как отдельная и поддается решению обычно с большим трудом.

В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равновесия был выработан фундаментальный принцип разработки и проведения экономической политики: для достижения двух независимых целей - внутреннего баланса (желательный объем выпуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой инфляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю) требуются, по крайней мере, два независимых инструмента экономической политики. Соответственно, для достижения трех целей экономической политики должны быть использованы три инструмента и так далее[2,c.27].

В работах Р. Манделла было показано, что использование инструментов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики позволяет одновременно достичь двух целей внешнего и внутреннего равновесия при условии, что модель допускает международное передвижение капитала.

Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего равновесия часто рассматривается с использованием несколько модифицированной модели IS-LM путем добавления к ней третьей кривой ВР, показывающей равновесие платежного баланса. Эта модель строится для разных режимов валютных курсов - фиксированного и плавающего, а также для разной степени мобильности капитала. Малая открытая экономика с совершенной мобильностью капитала может анализироваться с помощью модели Манделла-Флеминга.

Подход к данной проблеме с точки зрения конкретных практических рекомендаций для экономической политики может быть и несколько иным (возможно, более упрощенным по сравнению с названными моделями).

Рассмотрим один из вариантов такого подхода, который довольно часто используется для решения задачи одновременного достижения внутреннего и внешнего баланса в условиях, когда правительство поддерживает фиксированный валютный курс[2,c.28].

Графическое представление данного подхода предполагает, что на осях координат непосредственно заданы два основных инструмента политики, используемые для решения двух поставленных задач (внутреннее и внешнее равновесие): уровень государственных расходов (G) и ставка процента (R).

На рисунке 2.1 кривая ВВ представляет собой набор сочетаний объемов государственных расходов (G) и значений ставки процента (R), соответствующих поддержанию внешнего баланса, то есть ситуации, когда сальдо платежного баланса равно нулю (ВР=0).

Рисунок 2.1

Положительный наклон кривой объясняется следующим образом. Пусть в начальной точке Е достигнут внутренний и внешний баланс. Повышение государственных расходов (G) будет отражено движением вправо от точки Е, например, до точки А. Результатом станет рост дохода, а вместе с ним и увеличение импорта, что вызовет дефицит торгового баланса (здесь рассматриваются лишь краткосрочные последствия фискальной политики и не затрагивается влияние последующего изменения валютных резервов на предложение денег). Теперь для устранения возникшего дефицита платежного баланса (ВР<0) правительство должно принять меры, которые способствовали бы достижению положительного сальдо счета движения капитала. Этого можно добиться с помощью ограничительной денежной политики: возросшая ставка процента привлечет в страну иностранный капитал. Рост процентной ставки (движение из точки А в точку С на рис. 2.1) должен быть достаточен для того, чтобы положительное сальдо счета движения капитала компенсировало дефицит по счету текущих операций и возвратило сальдо платежного баланса к нулю (в точке С на кривой ВВ). Такое сочетание изменений G и R для сохранения внешнего равновесия объясняет положительный наклон кривой ВВ.

Все точки, лежащие ниже и правее кривой ВВ, отражают состояние дефицита платежного баланса (ВР<0). Сдвиг от кривой ВВ в этом направлении соответствует расширительной фискальной (вправо вдоль оси G) или монетарной (вниз вдоль оси R) политике, а значит, существует либо отрицательное сальдо счета текущих операций при повышении государственных расходов, дохода и импорта, либо дефицит счета движения капитала при снижении ставки процента[2,c.29].

Рассмотрим графическое представление внутреннего баланса (рис. 2.2), то есть состояния полной занятости, потенциального объема выпуска и отсутствия инфляции. Пусть в точке Е достигается как внешнее, так и внутреннее равновесие. Если правительство повысит расходы G, то доход, согласно кейнсианской теории, будет расти с мультипликативным эффектом. Движение из точки Е в точку А, отражающее этот рост, означает перемещение из точки равновесия в зону излишнего спроса, где повышенный доход (выше уровня, соответствующего полной занятости) создает инфляционное давление. Теперь для восстановления внутреннего равновесия необходимо уменьшить размер денежной массы, поднимая R, чтобы сократить спрос. На графике это представлено движением из точки А в точку D, где доход возвращается к уровню при полной занятости ресурсов и восстанавливается внутреннее равновесие.

Рисунок 2.2

Таким образом, набор сочетаний G и R, поддерживающих внутреннее равновесие, дает нам кривую YY с положительным наклоном. Все точки справа и ниже этой кривой находятся в зоне избыточного спроса (вследствие роста государственных расходов G↑ или удешевления денег R↓). Точки слева и выше кривой YY находятся в зоне избыточного предложения (безработица), что объясняется сокращением G (уменьшение спроса) и повышением R.

Крутизна кривой ВВ зависит от степени мобильности капитала: чем более подвижен капитал, тем меньший рост R, вызывающий приток капитала, требуется для финансирования дефицита счета текущих операций, то есть кривая ВВ будет более пологой, и наоборот[14,c.142].

На практике оказывается, что даже при относительно низкой мобильности капитала кривая ВВ не может быть круче кривой YY. Чтобы представить это, рассмотрим движение из точки Е к точке D, обусловленное фискальным расширением и жесткой денежной политикой, рассчитанное таким образом, чтобы сохранить доход на уровне полной занятости. Положение линии ВВ относительно кривой YY можно определить, выяснив, является ли точка D точкой дефицита или излишка платежного баланса. Поскольку уровень дохода в точке D остается тем же, что и в точке Е (обе точки расположены на кривой внутреннего равновесия), то импорт, а, следовательно, и торговый баланс не изменятся. Однако ставка процента в точке D выше, чем в точке Е, следовательно, приток капитала в страну приведет, при прочих равных, к положительному сальдо счета движения капитала и, соответственно, платежного баланса в целом. Значит, точка D находится в зоне положительного сальдо платежного баланса, то есть выше кривой ВВ. Это подтверждает наше предположение о том, что кривая YY круче кривой ВВ.

Описанные способы достижения внутреннего и внешнего равновесия показывают, что определенное сочетание фискальной и монетарной политики позволяет поддерживать как внутренний, так и внешний баланс. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы определить степень воздействия фискальной и монетарной политики на внутренний и внешний баланс. Р. Манделл и М. Флеминг обнаружили, что кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика оказывают различное относительное воздействие на внутреннее и внешнее равновесие. Они показали, что при фиксированном обменном курсе монетарная политика имеет сравнительное преимущество в регулировании платежного баланса, а фискальная в регулировании внутреннего равновесия (через воздействие на совокупный спрос), то есть фактически имеется два инструмента политики для реализации двух целей.

Действительно, в условиях фиксированного валютного курса логично предположить, что монетарная политика в большей степени связана с проблемами внешнего баланса. В случае, когда Центральный Банк связан в своих действиях необходимостью поддерживать определенный уровень обменного курса, колебания денежной массы часто бывают вызваны именно решением этой задачи, независимо от того, соответствуют эти колебания потребностям внутренней политики или нет[14,c.143].

Для простоты представим все коммерческие банки и Центральный Банк страны как единый банк, в котором сконцентрированы все иностранные активы и пассивы, а денежное предложение представлено наличностью и депозитами. В пассиве баланса такого гипотетического банка будут находиться все компоненты предложения денег (обычно агрегат М2), а в активе - чистые иностранные активы банковской системы (активы минус пассивы, то есть фактически активы, которыми мы располагаем после погашения требований к нам иностранцев) и чистые внутренние активы (или чистый внутренний кредит правительству, фирмам, домашним хозяйствам). Чистые иностранные активы будут соответствовать валютным резервам страны, которые меняются в зависимости от необходимости корректировки платежного баланса. Тогда из условия равенства активов и пассивов можно записать:

М=Res +DC,

то есть предложение денег (обязательства банковской системы) равно сумме валютных резервов (чистых иностранных активов) и внутреннего кредита банковской системы, а значит, предложение денег зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.

Изменение денежной массы можно представить как

∆M=∆Res+∆DC,

где ∆Res будет соответствовать дефициту или излишку платежного баланса. Необходимость восстановления внешнего баланса и, соответственно, поддержания обменного курса потребует продажи или покупки иностранных активов, то есть сокращения или увеличения резервов. Но, продавая резервы, Центральный Банк одновременно изымает из обращения часть денег, а покупая иностранные активы, пополняет объем предложения денег. Таким образом, в условиях фиксированного валютного курса М является эндогенной переменной, подверженной, прежде всего влиянию возникающего дефицита или излишка платежного баланса (то есть влиянию возникающих тенденций к снижению или повышению обменного курса). В этом случае при составлении прогнозов развития экономики потребность в деньгах определяется исходя из плановых (целевых) показателей экономического роста и инфляции, а предложение денег связывается с объемом чистых иностранных активов и внутреннего кредита. Объем чистых иностранных активов устанавливается в соответствии с прогнозами состояния платежного баланса, а объем внутреннего кредита определяется по остаточному принципу и распределяется между правительством и частным сектором (для необходимой корректировки величины внутреннего кредита частному сектору используются все три известных инструмента денежной политики).

Центральный Банк может попытаться нейтрализовать влияние платежного баланса на предложение денег в экономике путем стерилизации1 изменения валютных резервов. Например, при сокращении резервов (для ликвидации дефицита платежного баланса и предотвращения падения обменного курса) Центральный Банк может расширить внутренние активы с помощью операций на открытом рынке или других инструментов денежной политики таким образом, что величина денежной массы в экономике не изменится:

М=↓Res+DC↑.

Однако, возможности стерилизации ограничены. Если дефицит платежного баланса сохраняется длительное время, то снижение валютных резервов может привести к их полному истощению. Страна вынуждена будет отказаться от фиксированного курса или позволить денежной массе сокращаться, чтобы нейтрализовать тенденцию обменного курса к понижению и остановить отток денег за рубеж. При устойчивом положительном сальдо платежного баланса объем резервов может стать настолько большим, что внутренний кредит примет нулевое значение, что практически невозможно (банки должны будут не ссужать, а занимать деньги у небанковского сектора)[14,c.144].

Таким образом, даже стерилизация не защищает денежную массу от влияния платежного баланса, что резко ограничивает возможности воздействия денежной политики на внутренний баланс, оставляя его регулирование фискальной политике.

На графике (рис. 2.2) относительные преимущества монетарной политики в регулировании внешнего баланса обнаруживаются следующим образом: требуется сравнительно небольшое изменение ставки процента для перемещения внешнего равновесия из точки Е в точку С и значительное изменение R для движения внутреннего равновесия из точки Е в точку D при одинаковом изменении G. Аналогичные рассуждения можно провести и для сравнения изменения государственных расходов для восстановления внешнего и внутреннего равновесия при одинаковом изменении ставки процента. Фискальная политика будет оказывать более сильное влияние на внутренний баланс. Если экономика находится в точке К, то для восстановления внутреннего равновесия потребуется небольшое изменение G (перемещение из точки К в точку L, рис. 2.2), тогда как для восстановления внешнего равновесия потребуется значительное увеличение G ( движение из точки К в точку Q.

Эффективность бюджетно-налоговой политики при фиксированном обменном курсе прямо связана с мобильностью капитала. Рост государственных расходов приводит к повышению ставки процента (занимая средства на фондовом рынке, государство сокращает ту денежную массу, которая обслуживает частный сектор), что стимулирует приток капитала из-за рубежа. При высокой мобильности капитала дефицит торгового баланса, связанный с ростом G, практически перекрывается положительным сальдо счета движения капитала, и ЦБ для погашения возникающей тенденции к росту обменного курса, вынужден скупать иностранную валюту и выбрасывать в обращение национальную, увеличивая таким образом предложение денег. Это создает, наряду с ростом государственных расходов, дополнительный стимул к расширению дохода. Таким образом, при фиксированном курсе фискальная политика в отличие от денежной может успешно воздействовать на уровень дохода и, соответственно, на внутреннее равновесие, причем степень воздействия расширяется с увеличением мобильности капитала[18,c.98].

Каким образом в соответствии с представленной выше графической интерпретацией внутреннего и внешнего равновесия можно, используя различные инструменты экономической политики, достигать полного, то есть внутреннего и внешнего, равновесия в экономике?

Рисунок 2.3

На рисунке 2.3 можно выделить четыре сектора, характеризующиеся определенным сочетанием состояний внешнего и внутреннего равновесия. Зона I соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному спросу, что сопровождается инфляцией (π). Зона II соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному предложению, которое сопряжено с безработицей (и). Зона III соответствует положительному сальдо платежного баланса (ВР>0) и избыточному предложению (и). Наконец, зона IV указывает на положительное сальдо платежного баланса и избыточный спрос (π). На основе данного графика можно составить представление относительно правильного выбора направлений и инструментов экономической политики в целях приближения к полному равновесию (точка Е).

Выберем точку Н, расположенную в секторе I, где наблюдается дефицит платежного баланса и высокая инфляция. Достижение общего равновесия в точке Е требует как снижения государственных расходов (для преодоления инфляции), так и роста ставки процента (для выравнивания платежного баланса). На графике это соответствует движению влево вверх от точки Н. Аналогичная проблема в ситуации, когда состояние экономики соответствует точке А, может быть решена только ужесточением фискальной политики без изменения ставки процента, поскольку ее уровень в точке А соответствует равновесному в точке Е. Если мы находимся в точке N, денежное сжатие, приводящее к росту ставки процента, должно сопровождаться некоторым фискальным расширением (точка N - левее точки Е). Сокращение денежной массы, повышая ставку процента, значительно улучшает платежный баланс, способствуя притоку капитала. Однако это же денежное сжатие может привести к снижению экономической активности в стране и росту безработицы, поэтому требуется определенное фискальное расширение для восстановления занятости[18,c.99].

В зонах I и III необходимые направления изменения фискальной и денежной политики зависят от относительной величины внутреннего и внешнего дисбаланса. В зонах II и IV можно совершенно определенно указать направления изменения обоих инструментов политики (G и R) для достижения равновесия в точке Е. В зоне II дефицит платежного баланса и безработица всегда требуют фискального расширения в сочетании с жесткой монетарной политикой. Рост ставки процента, хотя и препятствует установлению полной занятости, но приносит меньше вреда, чем пользы, компенсируя дефицит платежного баланса через приток капитала. Уровень R, как и G, в зоне II всегда ниже необходимого для равновесия в точке Е. Аналогичные рассуждения справедливы и для зоны IV.

Примером использования фискальной и денежной политики как независимых инструментов для достижения общего равновесия в условиях фиксированного валютного курса служит ситуация в США в конце 50-х начале 60-х годов. Она соответствовала условиям зоны II: сочетание дефицита ВР и безработицы. Основываясь на изложенных выше теоретических соображениях, некоторые экономисты настойчиво предлагали ослабить фискальную и ужесточить денежную политику. Администрация Кеннеди для преодоления депрессии снизила налоги и делала попытки поднять краткосрочную ставку процента, чтобы привлечь иностранный капитал и компенсировать дефицит платежного баланса. Но в большинстве случаев с 50-х и до начала 80-х годов фискальная и монетарная политика в США двигались в одном направлении.

Рассмотренная модель показывает, что международное движение капитала в ответ на отклонение внутренней ставки процента от ее мирового уровня позволяет странам достигать общего равновесия, не меняя обменного курса. Чем выше мобильность капитала, тем меньшее изменение ставки процента требуется для выравнивания платежного баланса. В крайнем случае, абсолютной мобильности капитала R устанавливается на уровне мировой ставки процента и кривая внешнего равновесия ВВ становится горизонтальной. Денежная политика в этом случае может влиять на внешний баланс, не меняя существенно значения R (реакция потоков капитала на изменение R становится практически мгновенной). В то же время изменения денежной массы не оказывают никакого воздействия на внутренний баланс, так как потоки капитала не позволяют процентной ставке измениться сколько-нибудь существенно, а задача поддержания фиксированного обменного курса полностью определяет движение денежной массы в экономике[18,c.100].

Правительствам часто приходится сталкиваться с множеством задач, которые они вынуждены решать путем децентрализации полномочий и закрепления ответственности за достижение определенных целей за разными органами. Нередко работу приходится вести и на стыке нескольких областей, что может привести к столкновению интересов различных органов управления. Однако бывает полезно рассмотреть в чистом (упрощенном) виде случай распределения полномочий и его результаты с точки зрения достижения общего (внутреннего и внешнего) равновесия.

Предположим, что имеются два органа: Центральный Банк (ЦБ) и Министерство финансов (МФ), которые располагают собственными инструментами, соответственно, денежной (R, М) и бюджетно-налоговой (G, Т) политики. Данный анализ призван показать, что общее равновесие в точке Е может быть достигнуто, если органы действуют относительно независимо, без прямой координации. Существенным является лишь точное определение обязанностей каждого органа.

Пусть распределение полномочий сложилось таким образом (в соответствии с выводами Р. Манделла и М. Флеминга), что Центральному Банку поручено обеспечить внешнее равновесие (BP=0), причем используется правило: ставка процента снижается при положительном сальдо платежного баланса (ВР>0) и повышается при его дефиците (ВР<0). Министерству финансов, отвечающему за бюджетно-налоговую политику, поручается обеспечение внутреннего равновесия в соответствии со следующими инструкциями: увеличивать государственные расходы (G) в условиях безработицы и снижать их в период инфляционного давления.

Рисунок 2.4

Исходное состояние экономики в точке А (рис. 2.4) характеризуется дефицитом ВР и инфляцией. ЦБ начинает действовать, повышая R для достижения внешнего равновесия в точке С. Эти действия смягчают и инфляционное давление в экономике, но не устраняют его полностью. Подключаясь к решению проблемы внутреннего баланса, МФ воздействует на инфляцию сокращением государственных расходов, продвигая экономику к точке F. ЦБ, обнаруживая вновь возникающий внешний дисбаланс, но только теперь в виде положительного сальдо ВР, решает несколько отступить от прежнего курса, снизив процентную ставку и перемещая экономику в точку I. Инициированное этими действиями некоторое оживление инфляции привлекает внимание МФ, которое решает продолжить сокращение государственных расходов (движение влево от точки I). Дальнейшие самостоятельные действия двух органов, очевидно, приведут экономику к точке Е, где достигается внутреннее и внешнее равновесие одновременно.

Рисунок 2.5

Можно убедиться, что иное распределение полномочий приведет лишь к негативному результату. Пусть ЦБ поручен контроль за внутренним балансом, а МФ - за внешним. Исходя из ситуации в точке А (рис. 2.5) ЦБ в целях преодоления инфляции и восстановления внутреннего равновесия поднимает ставку процента до уровня точки В. МФ, обнаружив положительное сальдо ВР, попытается нейтрализовать его увеличением G, что должно привести к росту дохода, импорта и дефицита торгового баланса (движение вправо из точки В до точки С на кривой ВВ). Однако новая точка внешнего равновесия (точка С) окажется правее точки В, то есть экономика удаляется от состояния общего равновесия (точка Е). Вновь возникает инфляция и ЦБ вынужден ужесточить денежную политику, повышая R (вверх от точки С), что еще больше усложнит ситуацию. Экономика движется по зоне IV. удаляясь от точки равновесия Е. Амплитуда колебаний инфляции и дефицита ВР с каждым разом увеличивается[1,c.387].

Таким образом, ошибочное распределение полномочий между органами управления лишь удаляет экономику от искомого состояния равновесия. Верное распределение ролей должно основываться на уже упоминавшемся правиле сравнительного преимущества: каждая задача должна ставиться перед тем органом, инструменты которого имеют относительно большее влияние на ее решение. Рассмотренная модель показывает, что сравнительное преимущество денежной политики при фиксированном валютном курсе связано с поддержанием внешнего баланса, а фискальной - с поддержанием внутреннего равновесия. Это правило называют принципом классификации эффективного рынка Мандела.

3 Эффективность налогово-бюджетной, кредитно-денежной и внешнеторговой политики в условиях плавающего валютного курса


В предыдущей главе была представлена, модель макроэкономического равновесия для открытой экономики IS-LM-BP и проанализированы с ее использованием последствия экономической политики государства при условии поддержания фиксированного валютного курса. Рассмотрим теперь результаты макроэкономической политики в открытой экономике при использовании свободно плавающего валютного курса.

Как было показано, при использовании фиксированного обменного курса меры макроэкономической политики, направленные на достижение внутреннего равновесия, как правило, приводят к возникновению или положительного сальдо или дефицит платежного баланса, и такие нарушения внешнего равновесия в конечном итоге должны быть исправлены с помощью целенаправленной государственной политики. В частности, при дефиците платежного баланса Центральный банк, чтобы не допустить обесценения национальной валюты, должен проводить интервенцию на валютном рынке, продавая иностранную валюту и скупая национальную. Это приводит к сокращению валютных резервов, что, в конечном итоге, вынуждает Центральный банк идти на сокращение денежной массы[1,c.390].

Альтернативой изменению предложения денег может стать отказ от поддержания фиксированного обменного курса. В этом случае Центральный банк, не вмешиваясь в функционирование валютного рынка, как бы позволяет обменному курсу национальной валюты (а, следовательно, и величине чистого экспорта) изменяться до тех пор, пока неуравновешенность платежного баланса не будет ликвидирована. Другими словами, если в стране применяется свободно плавающий обменный курс, выравнивание платежного баланса будет происходить автоматически, без вмешательства государства.

Таким образом, при плавающем обменном курсе и невмешательстве Центрального банка в функционирование валютного рынка сальдо общего платежного баланса равно нулю:

ВР = NX + КА = О

В алгебраическом выражении данное уравнение должно оставаться справедливым постоянно. В графическом отображении с использованием модели IS-LM-BP это значит, что точка внутреннего равновесия для данной экономики (пересечение кривых IS и LM) должна всегда находиться на кривой ВР. Если какое-либо изменение внутреннего равновесия (например, в результате мер внутриэкономической политики) приводит к тому, что пересечение кривых IS и LM оказывается вне кривой ВР, обменный курс автоматически изменяется, и кривая ВР сдвигается до новой точки внутреннего равновесия. Как было показано раньше, обесценение национальной валюты приводит к увеличению чистого экспорта, и кривая ВР сдвигается вправо, а удорожание валюты сокращает размеры чистого экспорта, и кривая ВР сдвигается влево. При плавающем валютном курсе стоимость национальной валюты будет понижаться или повышаться в той степени, которая необходима для достижения равновесия платежного баланса.

Необходимо отметить, что хотя сальдо платежного баланса при плавающем валютном курсе всегда равно нулю, это не означает, что сальдо текущего счета и счета капитала также обязательно будут равны нулю. В любой точке верхней части кривой ВР более высокая процентная ставка стимулирует приток капитала, который финансирует дефицит текущего счета. В нижней части кривой ВР отток капитала, наоборот, компенсирует положительное сальдо торгового баланса[1,c.391].

Рассмотрим в качестве примера результаты стимулирующей бюджетно-налоговой политики - повышения государственных расходов или снижения налогов.

В модели IS-LM-BP увеличение совокупного спроса, происходящее в результате стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сдвигает кривую IS вправо до положения IS и повышает доход до уровня Z, (рисунок 3.1). Более высокий уровень дохода означает и большие объемы импорта, что ведет к образованию дефицита торгового баланса. И хотя возросшая до уровня i ставка процента обеспечивает дополнительный приток капитала в страну, однако в условиях низкой мобильности капитала основное влияние на состояние платежного баланса оказывает изменение текущего счета. Поэтому в целом платежный баланс сводится с отрицательным сальдо. Этому состоянию экономики соответствует точка В, лежащая правее (ниже) графика ВР. При плавающем курсе, как только начинает формироваться дефицит платежного баланса, автоматически происходит снижение стоимости национальной валюты. Падение курса валюты стимулирует увеличение чистого экспорта, что приводит к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и сокращению дефицита платежного баланса, а это сдвигает вправо как кривую IS, так и кривую ВР до положения IS, и ВР соответственно.

Рисунок 2.1

Курс национальной валюты будет снижаться до тех пор, пока будет существовать отрицательное сальдо платежного баланса. Это значит, что и кривая ВР будет сдвигаться вправо до тех пор, пока точка внутреннего равновесия экономики будет находиться справа (снизу) от нее. Поскольку, как нам известно, при экзогенном изменении чистого экспорта кривая ВР сдвигается в большей степени, чем кривая IS, поэтому в конечном итоге кривая ВР «догонит» пересечение кривых IS и LM и все три кривые пересекутся в одной точке - точке С. Только здесь сальдо платежного баланса будет равно нулю, что и должно быть при плавающем курсе[1,c.392].

В принципе аналогичные процессы происходили бы в экономике и при полном отсутствии мобильности капитала. Что меняется в наших рассуждениях при учете международной мобильности капитала? Более высокая процентная ставка (i) начинает привлекать капитал из-за границы. Улучшается состояние счета движения капитала, что частично компенсирует ухудшение торгового баланса. Но поскольку степень мобильности капитала относительно низка, то дефицит платежного баланса продолжает сохраняться. Вместе с тем, даже небольшой приток капитала означает, что дефицит платежного баланса, возникающий в результате стимулирующей бюджетно-налоговой политики, оказывается не столь значительным, а значит, и масштабы обесценения национальной валюты, необходимые для восстановления равновесия платежного баланса, будут меньше.

В целом мы видим, что при плавающем валютном курсе стимулирующая бюджетно-налоговая политика усиливается эффектом обесценения национальной валюты, что приводит к большему повышению дохода, чем при фиксированном курсе.

Денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе оказывается неэффективной с точки зрения воздействия на основные макроэкономические показатели, поскольку любые целенаправленные изменения объема денежной массы затем компенсируются в ходе интервенций Центрального банка на валютном рынке (при условии, что не проводится политика стерилизации). Ситуация принципиально меняется при режиме плавающего валютного курса. На рисунке 3.2 показаны результаты стимулирующей денежно-кредитной политики (увеличения предложения денег). Возросшее предложение денег приводит к увеличению совокупного спроса, и кривая LM сдвигается вправо до положения LM2. Непосредственными следствиями увеличения денежной массы становятся возрастание уровня дохода до i1 снижение процентной ставки до i2. Более высокий уровень дохода стимулирует увеличение расходов на импортную продукцию, что ведет к возникновению дефицита торгового баланса. Одновременно происходит отток капитала из страны в ответ на снижение уровня национальной процентной ставки, становящийся ниже мировой, и по счету капитала также возникает отрицательное сальдо. Поскольку и текущий счет, и счет капитала изменяются в одном направлении, в результате общий платежный баланс сводится со значительным дефицитом[2,c.48].

Рисунок 3.2

При плавающем обменном курсе для устранения дефицита платежного баланса курс национальной валюты должен понизиться. Поскольку Центральный банк теперь не вмешивается в функционирование валютного рынка и позволяет обменному курсу свободно колебаться, то происходящее обесценение валюты стимулирует возрастание чистого экспорта, и следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса и дохода. Как и в рассмотренном выше случае стимулирующей бюджетно-налоговой политики, кривые ВР и IS сдвигаются вправо до тех пор, пока все три графика не пересекутся в одной точке С.

Итак, при плавающем валютном курсе денежно-кредитная политика становится эффективной с точки зрения воздействия на доход, а наличие международной мобильности капитала способствует повышению ее эффективности. Кроме того, что увеличение денежной массы способствует росту инвестиций и других компонентов внутреннего спроса, чувствительных к снижению процентных ставок, стимулирующая денежно-кредитная политика также поощряет и внешний спрос, а, следовательно, экспорт в результате снижения стоимости национальной валюты. Обесценение валюты усиливается из-за понизившихся процентных ставок, оттока капитала и возрастания дефицита платежного баланса, что создает еще более благоприятные условия для роста чистого экспорта и совокупного дохода[2,c.44].

Отметим, что хотя ставка процента сначала снижается, а потом возрастает, она в новой точке внутреннего и внешнего равновесия С будет все же ниже своего первоначального значения (i1< i2). Чем это объясняется? Допустим, что первоначально сальдо счета капитала и текущего счета равны нулю. Если процентная ставка в конечном итоге превысит первоначальный уровень, то сальдо счета капитала вследствие притока капитала будет положительным, а чистый экспорт, соответственно, отрицательным (поскольку NX=-КА). Одновременно сократятся инвестиции, отрицательно зависящие от ставки процента. Если и инвестиции, и чистый экспорт сократятся, а потребление и государственные расходы экзогенно не изменялись, то совокупный доход также должен будет сократиться. Однако, как мы видели, доход возрос. Это оказалось возможным именно потому, что увеличились чистый экспорт и инвестиции, а новый уровень равновесной процентной ставки оказался ниже, чем был раньше.

Стимулирующее воздействие на экономику может также оказать протекционистская внешнеторговая политика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целенаправленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует увеличению совокупного спроса. Как мы уже знаем, в условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, поскольку происходящие в ее результате изменения сальдо торгового и платежного баланса требуют вмешательства Центрального банка для поддержания курса национальной валюты, и последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода. Как меняются последствия внешнеторговой политики при плавающем валютном курсе?

На рисунке 2.3 показано, что воздействие государства на объемы внешней торговли так же, как в случае с фиксированным валютным курсом, изменяет величину совокупного спроса (сдвиг кривой IS вправо в положение IS). Одновременно меняется структура платежного баланса, так как увеличивается чистый экспорт (сдвиг кривой ВР вправо в положение ВР). Кроме того, возникает приток капитала в страну, поскольку рост совокупного спроса приводит к увеличению процентной ставки. В результате платежный баланс сводится с положительным сальдо (новая точка внутреннего равновесия В находится слева, или сверху от кривой ВР), что неизбежно подталкивает курс национальной валюты в сторону повышения. Однако теперь Центральный банк не вмешивается в функционирование валютного рынка, и обменный курс будет расти в той мере, в какой это будет необходимо для уравновешивания платежного баланса. По мере роста обменного курса национальной валюты экспорт будет сокращаться, а импорт увеличиваться. Другим словами, процессы в экономике пойдут в обратном направлении: после того, как чистый экспорт увеличился, он начнет уменьшаться, что в конечном итоге сдвинет кривые IS и ВР влево до их первоначального положения. Только в точке А сальдо платежного баланса будет равно нулю, прекратится рост обменного курса и будет восстановлено внутреннее и внешнее равновесие[2,c.45].

Рисунок 3.3

Таким образом, мы видим, что в условиях свободно плавающего валютного курса внешнеторговая политика не оказывает воздействия на доход, поскольку тенденция роста чистого экспорта в результате проведения протекционистских мер нейтрализуется снижением чистого экспорта, вызванным соответствующим ростом обменного курса валюты.

В экономике с высокой мобильностью капитала плавающий валютный курс начинает работать против проводимой государством бюджетно-налоговой политики, не усиливая, а наоборот, ослабляя ее эффективность (рисунок 3.4). Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (например, рост государственных закупок товаров и услуг), увеличивая совокупный спрос (сдвиг кривой IS вправо в положение IS2) и уровень дохода (до уровня Y3), одновременно приводит к росту процентной ставки (до уровня i2). В условиях высокой мобильности капитала масштабы его притока и, соответственно, размеры активного сальдо счета капитала более чем достаточны для компенсации отрицательного сальдо торгового баланса, возникшего из-за роста дохода. Платежный баланс в целом сводится с положительным сальдо (новая точка внутреннего равновесия В лежит выше кривой ВР). При плавающем обменном курсе стоимость национальной валюты будет повышаться для выравнивания сальдо платежного баланса.

Результатом повышения валютного курса будет сокращение чистого экспорта. Кривые IS и ВР сдвигаются влево. Чистый экспорт будет сокращаться и кривые сдвигаться влево до тех пор, пока будет существовать активное сальдо платежного баланса, то есть пока кривая ВР не «догонит» пересечение кривых IS и LM и три графика не пересекутся в одной точке. Внутреннее и внешнее равновесие восстанавливаются в точке С, где уровни дохода (Y3) и процентной ставки (i3) незначительно выше своих первоначальных значений. Возрастание дохода в результате роста государственных расходов в значительной мере нейтрализуется последующим сокращением чистого экспорта, и эффект бюджетно-налоговой политики в условиях высокой мобильности капитала оказывается незначительным[2,c.46].

Рисунок 3.4

Рассмотрим теперь результаты стимулирующей денежно-кредитной политики при высокой мобильности капитала. Как и в случае с низкой мобильностью капитала, рост денежной массы приводит к росту совокупного спроса (кривая LM сдвигается вправо до положения LM2), понижая процентную ставку до i2 и способствуя тем самым росту инвестиций и увеличению дохода до Y (рисунок 3.5). Однако теперь в ответ на такое же снижение процентной ставки возникает гораздо больший отток капитала и, следовательно, платежный баланс сводится с большим дефицитом. Понижение курса национальной валюты и стимулы к увеличению чистого экспорта, а значит, и дохода, в новой точке внутреннего равновесия В еще больше, чем в случае низкой мобильности капитала. Кривые IS и ВР сдвигаются вправо в большей степени.

Рисунок 11.5

Как мы уже видели, режим плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала делает внешнеторговую политику неэффективной с макроэкономической точки зрения, поскольку прирост чистого экспорта вследствие протекционистских мер государства полностью компенсируется его последующим сокращением в результате повышения курса национальной валюты. Изменится ли ситуация при высокой мобильности капитала?

Протекционистские меры (например, повышение таможенных пошлин на импорт) приводят к росту чистого экспорта, что увеличивает доход и процентную ставку. На рисунке 3.6 показано, что кривые IS и ВР сдвигаются вправо (величина сдвига кривой ВР больше), и возникает активное сальдо платежного баланса (новая точка внутреннего равновесия В расположена выше кривой ВР). Однако поскольку теперь степень мобильности капитала выше, то приток капитала в результате повышения процентной ставки будет значительно больше. Соответственно больше будет и величина активного сальдо платежного баланса. Это значит, что при высокой мобильности капитала протекционистская внешнеторговая политика приводит к резкому росту валютного курса, что, с одной стороны, снижает эффективность экспорта, а с другой стороны делает импортные товары дешевле по сравнению с отечественными. Величина чистого экспорта сокращается, уровни дохода и процентной ставки снижаются, и кривые IS и ВР сдвигаются обратно влево. Внутреннее и внешнее равновесие восстанавливаются в исходной точке А. Отличие от ситуации при низкой мобильности капитала состоит лишь в том, что степень удорожания национальной валюты в данном случае больше, и, следовательно, возврат экономики в исходное состояние происходит быстрее точке С, где доход значительно выше, а процентная ставка немного ниже их первоначальных значений[9,c.410].

Рисунок 11.6

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить относительную эффективность денежной и бюджетно-налоговой политики в плане их воздействия на объем выпуска при одновременном сохранении внешнего баланса. Как известно, при фиксированном курсе внутренняя монетарная политика оказывается практически «парализованной» и эффект может дать лишь бюджетно-налоговая, причем тем больший, чем выше мобильность капитала. При плавающем курсе на внутренний объем производства несомненно положительно влияет денежная политика вне зависимости от мобильности капитала, тогда как последствия бюджетной политики могут быть неоднозначными.

4. Экономическая политика в открытой экономике Республики Беларусь


Современная Беларусь - это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.

Модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь доказала свою действенность и способность обеспечивать устойчивую макроэкономическую динамику даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Совокупность высоких результатов по итогам первых трех лет пятилетки и успешный посткризисный рост белорусской экономики позволили выполнить большинство из основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (таблица 4.1).

Таблица 4.1 - Основные показатели Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы

 Показатели

2010 год в процентах к 2005 году в сопоставимых ценах


программные показатели

фактическое выполнение

ВВП

146-155

142,0

Продукция промышленности

143-151

147,2

Производство потребительских товаров

150-157

156,0

Продукция сельского хозяйства

134-145

124,2

Инвестиции в основной капитал

198-215

232,3

Объем внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса), - всего

153-160

186,2

в том числе:

 

 

экспорт

155-162

164,0

импорт

151-158

208,8

сальдо (в 2010 году, млн. долларов США)

800-1000

-7 425,6

Реальные денежные доходы населения

149-156

176,3

Розничный товарооборот

157-165

194,2

Платные услуги населению

154-161

161,9

Снижение энергоемкости ВВП

26-30,4

25,3

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров

23,5-26

26,3

Источник: Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2011 г., № 43, 1/12462

Для оценки эффективности белорусской экономической модели следует проанализировать выполнение параметров ее развития, закрепленных в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

Таблица 4.2 - Производство валового внутреннего продукта

Источник: Валовой внутренний продукт: Республика Беларусь в цифрах, 1995-2010 гг. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: #"722066.files/image013.gif">

Источник: Инвестиции и строительство: Республика Беларусь в цифрах, 1995-2010 гг. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: #"722066.files/image014.gif">

Источник: Внешняя торговля: Республика Беларусь в цифрах, 1995-2010 гг. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: #"722066.files/image015.gif">

Источник: Внешняя торговля: Республика Беларусь в цифрах, 1995-2010 гг. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade1.php. - Дата доступа: 15.01.2012

Основной статьей экспорта являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится две трети экспорта услуг.

Также к основным экспортным позициям относятся туристические услуги, услуги связи, компьютерные и строительные услуги. В настоящее время эти сферы услуг республики активно развиваются и имеют существенный потенциал для роста.

Основной торговый партнер - ЕС. На его долю приходится около половины экспортируемых услуг. Еще четверть приходится на Российскую Федерацию[6].

Неотъемлемым направлением «белорусской экономической модели» является социальная ориентация.

В таблице 4.6 приведены основные показатели уровня жизни населения Республики Беларусь.

Таблица 4.6 - Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения


1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

515,7

46,6

96,6

144,3

193,9

253,2

333,0

422,4

511,4

658,6

766,1

952,4

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

66,4

114,1

128,1

104,1

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

111,8

102,7

115,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

65,1

113,8

128,1

104,0

100,7

109,3

118,1

115,9

113,1

111,8

103,7

114,8

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

755,1

58,9

123,0

189,2

250,7

347,5

463,7

582,2

694,0

868,2

981,6

1217,3

Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году

95,0

112,0

129,6

103,2

117,4

120,9

117,3

110,0

109,0

100,1

115,0

Средний размер назначенных пенсий (на конец года), тыс. руб.

387,2

36,41)

65,0

89,6

113,9

172,6

211,0

277,6

328,2

389,4

429,5

584,7

Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году

130,3

143,2

122,1

102,3

101,4

132,4

113,2

123,4

105,4

104,7

100,2

123,9

 


В I полугодии 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 65,1 трлн. рублей и по сравнению с I полугодием 2010 г. увеличился на 37,1%. Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 12,3%.

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в I полугодии 2011 г. по сравнению с I полугодием 2010 г. увеличились на 9,9% при прогнозе роста на 2011 год на 8-9,5%.

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в I полугодии 2011 г. составил 85,6%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в I полугодии 2011 г. составила 1 564,5 тыс. рублей, в том числе в июне - 1 782,9 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с маем 2011 г. на 8,1%, или на 134,2 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в I полугодии 2011 г. по сравнению с I полугодием 2010 г. увеличилась на 15,8%, в июне 2011 г. по сравнению с маем 2011 г. - уменьшилась на 0,5%.

В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в I полугодии 2011 г. составила 1 350,8 тыс. рублей, в том числе в июне - 1 497,2 тыс. рублей и по сравнению с маем 2011 г. увеличилась на 7%, или на 98,4 тыс. рублей.

Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в I полугодии 2011 г. по сравнению с I полугодием 2010 г. увеличилась на 29,6%, в июне по сравнению с маем 2011 г. - уменьшилась на 1,5%.

В органах по труду, занятости и социальной защите в июле 2011 г. на учете состояло 2 476,8 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 669 тыс. рублей, что в 2,3 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 697,1 тыс. рублей, по инвалидности - 617 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 437,9 тыс. рублей, социальных пенсий - 286,9 тыс. рублей.

Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в июле 2011 г. по сравнению с июлем 2010 г. уменьшился на 4%, по сравнению с июнем 2011 г. - на 3,4%[17,c.3].

Несмотря на успехи проводимой правительством Республики Беларусь экономической политики, следует проанализировать проблемы реализации целей в формировании «белорусской экономической модели».

В 2006-2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,6 процента, продукции промышленности - 10,5, инвестиций в основной капитал - 23,8, реальной заработной платы - 12,1 процента.

Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы - 100,1 процента), а также снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

Его негативные последствия сказались на внешнеэкономической деятельности республики в 2009 и 2010 годах. Дефицит внешней торговли товарами и услугами достиг 11,2 и 13,6 процента от ВВП соответственно.

Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике обеспечить прирост ВВП[13].

Весной 2011 года в Республике Беларусь разразился острый финансово-экономический кризис.

Финансовый (экономический) кризис 2011 года в Республике Беларусь - комплекс явлений в экономике страны, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели (инфляция и денежные вклады). Кроме того, из-за проводимого руководством страны курса возникли проблемы с получением иностранных кредитов.

Основными причинами кризиса чаще всего называют следующие факторы:

растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса;

непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля Нацбанком, отчасти из-за «предвыборного» директивного повышения зарплат;

недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара на уровне 3100 рублей;

неэффективная экономическая модель;

повышение цен на энергоресурсы[17,c.3].

Финансовый кризис привёл к падению уровня жизни. Средняя заработная плата в долларовом эквиваленте упала по официальным данным, с $530 до $330. Отсутствие открытой позиции властей и их непродуманная непоследовательная экономическая политика инициировали взрывной спрос на различные потребительские товары.

Из-за нехватки валюты частично или полностью парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждало предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации и дальнейшего ухудшения финансовой ситуации[17,c.5].

Подводя вышеизложенному, отметим следующие выводы:

В ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011-2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны, существенно повысить благосостояние населения.

Заключение


Итак, в работе были рассмотрены возможные последствия макроэкономической политики в открытой экономике при разных режимах валютного курса и при разной степени международной мобильности капитала.

Главное, что следует из проведенного анализа, это то, что в условиях открытой экономики результаты макроэкономической политики в значительной степени зависят от режима валютного курса и степени международной мобильности капитала.

Бюджетно-налоговая политика оказывает воздействие на совокупный доход и при фиксированном, и при плавающей валютном курсе. Однако ее эффективность сильно зависит от степени мобильности капитала. При фиксированном валютном курсе эффективность бюджетно-налоговой политики по мере роста степени мобильности капитала возрастает, а при плавающем валютном курсе, наоборот, убывает. Это объясняется тем, что стимулирующая бюджетно-налоговая политика приводит к росту ставки процента и, следовательно, к притоку капитала. Масштабы этого притока будут тем больше, чем выше степень мобильности капитала. Но если при режиме фиксированного валютного курса активное сальдо платежного баланса приводит через механизм валютных интервенций к увеличению денежной массы, что усиливает эффект от бюджетно-налоговой политики, то при плавающем валютном курсе результатом активного сальдо платежного баланса становится удорожание национальной валюты и сокращение совокупного спроса.

Эффективность денежно-кредитной политики в решающей степени зависит от режима валютного курса. При фиксированном валютном курсе независимо от степени мобильности капитала Центральный банк практически лишен возможности проводить самостоятельную политику по регулированию величины денежной массы. Любые попытки изменить количество денег в обращении меняют уровень процентной ставки, что приводит к изменению потоков капитала и нарушению равновесия платежного баланса. Для восстановления внешнего равновесия Центральный банк вынужден воздействовать на величину денежной массы в обратном направлении. Если же страна отказывается от поддержания фиксированного валютного курса, то денежно-кредитная политика становится эффективным средством макроэкономического регулирования, причем ее воздействие на изменение общего объема дохода тем сильнее, чем выше степень мобильности капитала. Это связано с тем, что расширение денежной массы, кроме снижения ставки процента, порождает дополнительный стимулирующий эффект в виде снижения курса национальной валюты.

Результативность внешнеторговой политики также напрямую связана с используемым режимом валютного курса. При фиксированном валютном курсе протекционистская внешнеторговая политика оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос, причем ее эффективность возрастает по мере увеличения степени мобильности капитала. Это связано с тем, что рост размеров активного сальдо платежного баланса требует более активных действий со стороны Центрального банка по поддержанию обменного курса валюты на фиксированном уровне. Эффект роста чистого экспорта дополняется эффектом возрастания денежной массы. Однако при плавающем валютном курсе внешнеторговая политика становится неэффективной с макроэкономической точки зрения, поскольку она ведет только к изменению валютного курса. Удорожание товаров отечественного производства по сравнению с иностранными товарами в результате роста валютного курса приводит к снижению чистого экспорта, сводя на нет его увеличение, которое было вызвано протекционистскими мерами.

Таким образом, необходимо придти к выводу, что решение задачи повышения эффективности государственной экономической политики требует соответствующего согласования инструментов политики. Выбирая режим валютного курса и степень либерализации движения капиталов, страна одновременно предопределяет и выбор средств осуществления внутреннего макроэкономического регулирования. И наоборот, определяя приоритетные цели внутриэкономической политики (экономический рост, борьба с инфляцией, усиление мер социальной защиты и т.д.), необходимо помнить, что не всякая внешнеэкономическая политика может способствовать достижению этих целей.

В ходе реализации Программ социально-экономического развития Республики Беларусь не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011-2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны, существенно повысить благосостояние населения.

Государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.

В качестве важнейших можно назвать прогнозирование, планирование и программирование.

Прогнозирование - представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития.

В свою очередь прогнозирование является предпосылкой для планирования. Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных). В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность, экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязательность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.

Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. Экономическое программирование - система государственного регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ.

Таким образом, прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития.

Список использованных источников


1.  Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. 6-е изд., стереотип. - М.: Дело и Сервис, 2004. - 448 с.

2.      Амосова В.В., Давыдова И.В. Открытая экономика и проблемы ее регулирования: Учебное пособие. - СПб.: ГУЭФ, 2006. - 99 с.

.        Валовой внутренний продукт: Республика Беларусь в цифрах, 1995-2010 гг. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/gross.php. - Дата доступа: 15.01.2012

.        Валовой внутренний продукт: социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-июле 2011 г. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011_7/3.pdf. - Дата доступа: 15.01.2012

.        Внешняя торговля: Республика Беларусь в цифрах, 1995-2010 гг. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade1.php. - Дата доступа: 15.01.2012

.        Внешняя торговля: социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-июле 2011 г. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011_7/ftrade.pdf. - Дата доступа: 15.01.2012

.        Инвестиции и строительство: Республика Беларусь в цифрах, 1995-2010 гг. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/construction.php. - Дата доступа: 15.01.2012

.        Кизима, С. Белорусская модель: неквантифицируемые факторы успеха / С. Кизима // Беларуская думка. - 2008. - № 6. - С.30-35

.        Ломакин В.К. Мировая экономика. 3-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 672 с.

.        Международная экономика: Учебник для вузов. 5-е изд. / П. Кругман, М. Обстфельд - СПб.: Питер, 2003. - 832 с.

.        Мировая экономика. Завтра экзамен. / Тэор Т. Р. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.

.        О социально-экономическом развитии Республики Беларусь в I полугодии 2011 года: Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/analiz_vypolnenia_parametrov/o-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-respubliki-belarus-v-i-polugodii-2011-goda_i_0000000962.html. - Дата доступа: 15.01.2012

.        Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2011 г., № 43, 1/12462

.        Плотницкий М. Курс экономической теории. Учебник. - М.: Интерпрессервис, 2003. - 689 с.

.        Результаты инвестиционной политики // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/pezultat. - Дата доступа: 15.01.2012

.        Руденков, В. Развитие экономики Беларуси: модели и проблемы / В. Руденков // Журнал международного права и международных отношений. - 2003. - № 1. - С.14-19

.        Тарасов, В. Общеэкономическая и монетарная политика Республики Беларусь / В. Тарасов // Банкаўскі веснік. - 2011. - № 22. - С.3-8

Похожие работы на - Особенности проведения экономической политики в открытой экономике Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!