Особенности предпринимательской деятельности в сфере торговли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    161,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности предпринимательской деятельности в сфере торговли














КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности предпринимательской деятельности в сфере торговли


Введение

Целью моей курсовой работы является изучение и анализ особенностей предпринимательской деятельности в сфере торговли, определение сущности предпринимательской деятельности, анализ развития предпринимательской деятельности в сфере торговли в России

Предпринимательство и рынок связаны неразрывными узами.

Два слова «предпринимательство» и «рынок» связаны неразрывными узами. Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто:» Экономика свободного предпринимательства». Рыночная экономика всегда характеризовались как мир бизнеса. А бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход российской, как и любой другой экономики к рыночным отношениям, неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще, и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как на неотъемлемой составной части торговой деятельности.

Торговля представляет собой отрасль хозяйства, выполняющую функции обращения товаров, обеспечивающую их движение из сферы производства в сферу потребления, то есть торговля - это коммерческая деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Иначе говоря, торговля - это коммерция, однако присутствуют свои нюансы.

Торговлю можно классифицировать:

v  по типу собственности: частная, государственная, кооперативная;

v  по движению товаров: оптовая и розничная;

v  по способу функционирования: внутренняя, внешняя, международная;

v  по сферам производства: сельскохозяйственная, продовольственная, промышленная.

Предпринимательство в сфере торговли является звеном коммерческого предпринимательства, которое, в свою очередь, делится на торговое предпринимательство и посредническое предпринимательство.

Традиционная коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию.

Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание необходимости созданий условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством - будущее. Процесс накопления критической массы неизбежно приведет к «предпринимательскому буму». Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя, чтобы впоследствии не допускать ошибок, сделанных ранее. Далее я попытаюсь изложить материал о предпринимательстве, о его сущности, видах, формах, целях, а также о предприятиях и их видах.

На мой взгляд, данная работа является актуальной, особенно для нашей страны, учитывая тот факт, что Россия позже других начала осваивать как предпринимательство в сфере торговли, так и вообще предпринимательство в целом. Лишь в конце 80-х, начала 90-х годов частное предпринимательство пришло в СССР, а потом и в Россию, именно из-за этого Россия отстала от всего мира, и теперь, при уже рыночной экономике ей понадобится немало сил и средств, чтобы догнать лидирующие страны Европы, и США.

Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в осознание необходимости созданий условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством - будущее. Процесс накопления критической массы неизбежно приведет к «предпринимательскому буму». Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя, чтобы впоследствии не допускать ошибок, сделанных ранее. Далее, в свой работе я расскажу подробнее о предпринимательстве в сфере торговли в общем, и о российском предпринимательстве в этой сфере, в частности.

1. Сущность предпринимательской деятельности и ее вида

предпринимательство торговый коммерческий экономика

Важное место в цивилизованной рыночной экономике занимает предпринимательство в сфере торговли - коммерция. Этот вид предпринимательства является наиболее привлекательным с точки зрения предпринимателя, не обладающего значительным капиталом, и не рассчитывающего на привлечение крупных инвестиций. Причина этому то, что создание коммерческого предприятия требует значительно меньших средств, чем, например, создание промышленного предприятия, а также тот факт, что в торговле можно быстрее получить отдачу, то есть срок окупаемости торгового предприятия гораздо меньше, чем в других видах предпринимательской деятельности.

1.1    Понятие предпринимательской деятельности. Коммерческое и не коммерческое предпринимательство

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

размеры прибыли;

получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco - «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).

. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

. Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Далее хотелось бы рассказать про коммерческие и некоммерческие предприятия, их схожести и различия.

Коммерческое предпринимательство - это самый распространённый вид предпринимательства, этот вид деятельности характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции. Иначе имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др.

В качестве исходной стадии технологии стоит выбор: что покупать, что перепродавать и где. При решении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намеченном масштабе сделки. Предприниматель должен быть уверен, что эти условия выполнимы. Для этого предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Эти шаги составят вторую стадию технологии.

Зная предварительную прогнозную оценку движения товаров и услуг, предприниматель вырабатывает для себя конкретный план действий (бизнес-план). В нем определяются мероприятия по проведению сделки купли-продажи, делаются расчеты цен по закупке и продаже товара, затрат и результатов. В нем также определяются необходимое количество работников, объем транспортных работ, проведение рекламной кампании, работ по оформлению коммерческих документов.

Некоммерческое предпринимательство не такое распространенное, как коммерческое, и главное его отличие от предыдущего состоит в том, что в отличии от коммерческого, главной его задачей не является извлечение прибыли. Некоммерческое предпринимательство - предпринимательская деятельность, осуществляемая некоммерческими организациями. Предпринимательская деятельность может вестись некоммерческими организациями лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью в российском законодательстве признаются производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, реализация имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

.2 Основные виды предпринимательской деятельности

Традиционно выделяют три основных вида предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. Каждый из них подразделяется на некоторые подвиды, исходя из их функционального назначения деловой направленности - производство товаров, предоставление услуг и т.д.

Производственное предпринимательство. Здесь осуществляется производство конкретной продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные интеллектуальные ценности. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.

Этот вид предпринимательской деятельности считается наиболее сложным и затратным, поскольку для его осуществления необходимы основные и оборотные средства, наемные работники. Могут понадобиться работы или услуги сторонних организаций. Напомним, что основные производственные фонды (средства производства) включая здания, сооружения, машины и оборудование, станки, передаточные устройства, транспортные средства, измерительные приспособления, измерительные и регулирующие приборы и устройства, производственный инвентарь, лабораторное оборудование, вычислительную технику и т.д. Важнейший элемент - рабочие машины и оборудование. К ним относится все технологическое оборудование, машины и оборудование вспомогательных цехов.

Эта часть основных фондов условно называется активной частью, так как именно на станках, машинах и оборудовании непосредственно изготовляется продукция. Инструмент и приспособления относят к основным фондам по двум признакам: по стоимости и по сроку службы. Поэтому любой предприниматель, начиная дело, должен приобрести или арендовать необходимые средства производства.

Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, запасные части для ремонта, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент. Сюда же относят покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущего периода. Сырье включает предметы, полученные в добывающих отраслях промышленности, (руда, нефть, уголь и т.п.) или в аграрном секторе (хлопок, шерсть, кожа и т.п.), не прошедшие промышленной переработки.

Материалы - это предметы труда, прошедшие определенные этапы переработки и поступающие для изготовления готовой конечной продукции. При этом часть материалов (основные) составляет основу будущего готового продукта (металл, дерево, ткань и пр.), а вспомогательные материалы дополняют основные (красители, фурнитура и пр.), а вспомогательные материалы дополняют основные (красители, фурнитура и пр., или способствуют технологии процесса производства (смазочные масла, обтирочные материалы и т.п.). Инструменты и инвентарь относятся к оборотным фондам также по двум признакам: по стоимости и сроку службы. Предметом особого внимания предпринимателя должны быть расходы будущего периода, т.е. повышенные расходы при освоении новой продукции, а также расходы, связанные с удорожанием исходных материалов, инфляционных ожиданий, динамикой рыночной конъюнктуры. К затратам оборотного капитала также относятся расходы, связанные с работниками (рабочей силой: наем, оплата труда и пр. Поэтому важен при подборе персонала уровень профессиональной подготовки, опыт работы, умение работать в слаженной команде, коллективе единомышленников.

Наиболее полное представление об эффективности конкретного производственного предпринимательского проекта дает бизнес-план. При его разработке у начинающего предпринимателя есть возможность определить направления деятельности своего предприятия в коротком и длительном периодах, производственные возможности, материальное и финансовое обеспечение, оценить кадровый состав.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Это рисковое (венчурное) предпринимательство, связанное с затратами на научные исследования, конструкторские работы, опытное производство. Иначе подобные затраты называются инновациями. В экономической литературе обычно выделяют три основных вида инновационного предпринимательства:

инновация продукции, т.е. процесс обновления потенциала фирмы, увеличение получаемой прибыли, укрепление позиций на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимости и т.д.;

инновация технологии. Она связана с обновлением производственного потенциала - ростом производительности труда, экономии сырья, ресурсов;

социальные инновации, применение которых расширяет возможности поведение на рынке труда рабочей силы, мобилизует персонал на достижение поставленных целей.

Процесс инновационного предпринимательства включает четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Считается, что наиболее приемлема форма малого предприятия (высокая гибкость, динамизм и пр.).

Фермерство. Согласно Федеральному закону «О фермерском (крестьянском) хозяйстве» в основу фермерского хозяйства положен принцип родства или свойства. Закон требует, чтобы членами хозяйства были только супруги, их родители, дети, братья и сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов. При необходимости разрешено принимать в хозяйство граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, но таких работников не может быть больше пяти. Фермерское хозяйство - форма индивидуального предпринимательства. Деятельность фермера осуществляется без образования юридического лица. Предпринимателем признается с момента государственной регистрации. Имущество хозяйства принадлежит всем его членам на правах совместной собственности, если договором не установлен иной порядок. При долевой собственности на имущество доли членов хозяйства устанавливаются соглашением между ними. Владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, а также доходами, в порядке, достигнутом соглашением между членами хозяйства.

Различают семейные хозяйства и семейно-групповые (обычно более крупные). Наиболее эффективны, а, следовательно, прибыльны узкоспециализированные хозяйства. Мировой опыт так же показывает, что успешны крупные хозяйства, применяющие передовые технологии и организацию труда. Земля обычно арендуется и находится в долгосрочном пользовании.

Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. В современной России оно является едва ли не самым распространенным видом предпринимательства. В этой сфере заняты многочисленные малые предприятия и подавляющее большинство частных предпринимателей. Эта деятельность очень мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, поскольку связана с конкретными запросами населения. Предприниматель занимается не производством товара, а только его реализацией. Прибыль образуется за счет разницы между выручкой и затратами на реализацию и часто составляет от 20 до 30% рентабельности и выше. При этом в производственной деятельности уровень 10-12% уже считается нормальным и достаточным.

Коммерческо-торговое предпринимательство характеризуется относительно высокой степенью риска. Важную роль играют коммерческие сделки-соглашения на поставку товаров (напрямую или через посредников), подписание контрактов. Их реализация с учетом динамики конъюнктуры рынка, курса валют, таможенных пошлин, транспортных расходов в конечном итоге определяет уровень прибыли предпринимателя.

Как известно, торговлю подразделяют по целям и характеру операций на внутреннюю и внешнюю (экспорт-импорт); оптовую и розничную; отраслевую; товаров длительного пользования и пр. Коротко остановимся на деятельности некоторых предприятий торговли, осуществляющих хозяйственные (коммерческие) связи между поставщиками и покупателями товаров. Исходя из особенностей стадий процесса обращения товаров, различают оптовую торговлю как посредническую между отраслями и розничную торговлю как конечное звено в реализации товаров конечному потребителю. Основными центрами оптовой торговли являются товарные биржи, ярмарки и аукционы.

На оптовых ярмарках покупатели совершают закупку товаров на основе представленных образцов, описаний, каталогов большими партиями по цене, установленной в результате спроса и предложения. Отличительной особенностью аукционов является продажа реальных товаров на основе конкурса среди покупателей. Товары продаются партиями или единичными экземплярами. Как правила, это в основном произведения искусства, антиквариат, ювелирные изделия, меха и другие, редко встречающиеся и пользующиеся повышенным спросом товары и ценности.

Для розничной торговли характерно разнообразие форм и методов ее организации. С одной стороны, это концентрация торгового капитала в крупных универсальных специализированных магазинах, торговых комплексах и торговых домах. С другой стороны, - массовая мелкая торговля в ларьках, палатках, павильонах, на городских рынках. Серьезную конкуренцию магазинам составляют сложившаяся уличная торговля, вещевые рынки, которые и отличаются низкими ценами и оперативной реакцией на потребительский спрос.

.3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере торговли в России

Исходя из Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ можно сделать вывод, что российское государство усиленно занимается регулированием отечественной предпринимательской деятельности в сфере торговли, а именно: обеспечивает единства экономического пространства в России, развивает торговую деятельность в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, обеспечивает соблюдения прав и интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность и разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти.

При частичном изучении этого закона может показаться, что государство контролирует предпринимательскую деятельность в сфере торговли, однако это далеко не правда. На самом деле в России, как и во многих других странах Европы, и не только, с рыночной экономикой, и развитым предпринимательством, государство не полностью контролирует рынок, как можно увидеть в статье 6 данного федерального закона: «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности»

Государственная политика в сфере торговли России в основном направлена на помощь предпринимателям (поддержка малого бизнеса, организация различных мероприятий и т.д.), и на борьбу с монополизацией в той или иной отрасли.

2. Анализ развития предпринимательской деятельности в России

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране;

недобросовестность крупного бизнеса;

доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;

правовая неграмотность самих предпринимателей;

отсутствие явного развития производства;

высокая планка единого социального налога;

недостаточность кадрового потенциала;

длительное оформление документации, особенно на землю.

2.1. Оценки развития предпринимательской деятельности в сфере торговли

В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз российском бизнесу является коррупция. Как показывают многочисленные опросы предпринимателей, каждый шестой из них сталкивается с открытым давлением местных властей на стадии организации своего дела, каждый третий - в процессе текущей деятельности и почти все - в момент закрытия предприятия. Более трети предпринимателей полагают, что в последние годы произошло усиление чиновничьего рэкета. По целому ряду серьезных экспертных оценок, от 30 до 50% своей прибыли коммерческие структуры направляют на обеспечение «особых» отношений с представителями государственной власти. По данным Мирового банка, 40% предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских - 30%, в странах СНГ - 60%. По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств. Высокий уровень преступности и коррупции в стране препятствуют цивилизованному развитию бизнеса и притоку иностранных инвестиций.

Без создания экономических, политических, правовых и других условий для свободного предпринимательства России сложно будет выйти из глубокого экономического кризиса и войти в мировую экономику в качестве равноправного партнера. Предпринимательство должно выступить важнейшим фактором сначала остановки падения производства в стране, а затем его подъема, главным импульсом экономического роста. Страны с развитой рыночной экономикой ведут активную политику поддержки предпринимателей. В формировании благоприятной предпринимательской среды велика роль современного государства. Необходим механизм поддержки и развития предпринимательства. Под таким механизмом понимается совокупность норм и действий по обеспечению стабильных, непротиворечивых взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами. Эти нормы и действия должны дать возможность самостоятельно и прибыльно работать, конкурировать с другими структурами, выплачивать в государственный бюджет необходимые налоги, получать своевременную помощь от государственных организаций без вмешательства во внутренние дела предприятия.

Многие проблемы российского предпринимательства возможно решить, лишь на государственном уровне.

2.2 Анализ предпринимательской деятельности в сфере торговли

Для анализа динамики развития структуры Российского предпринимательства, обратимся к показателям развития малого бизнеса в Российской Федерации в разрезе регионов.

Объектами наблюдения являются юридические лица, которые в соответствии со статьей 3 Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

На начало 2010 года было официально зарегистрировано 25567 предприятий, а ликвидировано - 17039, что видно исходя из табл. 1.


Кол-во вновь зарег. организаций

Кол-во офиц. ликвидир. организаций

Российская Федерация

25567

17039

Центральный ФО

8841

5438

Северо-западный ФО

3235

2093

Южный ФО

1829

954

Северокавказский ФО

644

309

Приволжский ФО

4200

3842

Уральский ФО

2474

1153

Сибирский ФО

3187

2510

Дальневосточный ФО

1157

740



Наибольшее количество вновь зарегистрированных предприятий было наблюдается в Центральном ФО, но в нём, же было более всех ликвидировано организаций. И всё же этот округ остаётся наиболее привлекательным для развития предпринимательства.

Далее проанализируем динамику развития малого предпринимательства в регионах России.

Для оценки текущей ситуации при анализе используются следующие показатели:

1) прирост / сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 октября 2008 г. по 1 октября 2009 г.;

2)      увеличение / сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях за период января-сентября 2009 г. по сравнению с январем - сентябрем 2008 г.;

)        рост / спад объема оборота малых предприятий в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г.;

)        рост / спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г.

По состоянию на 1 октября 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7 тыс. малых предприятий, что на 19,2% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2008 г., что видно исходя из таблицы 1. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей по сравнению с уровнем 1 октября 2008 г. уменьшилось на 37,9 ед. и составило 160,5 ед.


Таблица 2. − Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ


Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий на 100 тыс. жителей отмечено в Сибирском федеральном округе, показатель здесь снизился на 100,5 ед. Заметно показатель снизился в Дальневосточном округе, Южном округе.

В Приволжском федеральном округе так же видим снижение - на 62,2 ед., на 54,6 ед. и на 37,5 ед. соответственно.

Рост показателя отмечен лишь в Уральском федеральном округе: количество малых предприятий в округе за год выросло на 42,0% или 38,1 ед. в расчете на 100 тыс. населения.

Подводя итоги, стоит заметить, что хоть и огромное количество предприятий (Центральном, Северо-Западным и Приволжском ФО) подвергаются ликвидации, это не останавливает других и предпринимателей в открытии все новых и новых предприятий, что связанно с тем, что предпринимательство было и до сих пор остается очень привлекательной и прибыльный сферой для работы людей.

3. Условия развития предпринимательской деятельности в сфере торговли

В настоящие время предпринимательство в РФ уже вышло на новый более высокий уровень, по сравнению с 90-ми и 2000-ными годами, однако отечественное предпринимательство по прежнему отстает от лидирующих Европейских стран, и США.

Поэтому условиями развития предпринимательства будут являются: 1) наличие свободного рынка, 2) наличие конкуренции, 3) наличие правовых гарантий в отношении собственности, без которых невозможны рискованные предпринимательские действия.

Широкое развитие предпринимательства в торговой сфере обогащает экономическую деятельность общества, повышает экономическую и социальную эффективность общественного производства. «Предпринимательская деятельность - организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя».

Итак, проведенное исследование показывает, что рыночная экономика - экономическая основа развития менеджмента, как такого вида человеческой деятельности, которая является отражением особого экономического поведения субъекта хозяйствования в условиях всеобщего товарного производства. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь воздействия на мотивы поведения людей с целью реализации целей организации.

Рыночная экономика - это экономика свободного предпринимательства. Она является благотворной предпринимательской средой, в которой создаются сильные стимулы к самореализации человека, повышению его трудовой и хозяйственной активности. Посредством саморегулирования в ней обеспечиваются оптимальная координация деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование трудовых, материальных и денежных ресурсов, эффективность всего общественного хозяйства.

 

 


4. Анализ предпринимательской деятельности в сфере торговли

4.1 Общая характеристика ООО «АВТО-ПРОВАНС»


Компания «АВТО-ПРОВАНС» является официальным дилером компании «Автомобили Пежо» с начала 1999 года, начав продвижение автомобилей марки Пежо в «северной столице» России.

К моменту открытия компания «АВТО-ПРОВАНС» располагала автосалоном, вмещающим 6 автомобилей и станцией технического обслуживания на 8 постов, полностью соответствующих требованиям компании Пежо к своим импортерам. В сентябре 2000 года станция технического обслуживания была дополнена малярным цехом и цехом кузовного ремонта, в которых используется самое современное оборудование БЛЭК ХОК.

За время работы компания участвовала в ежегодной выставке «АВТО+АВТОМЕХАНИКА», проводимой в Санкт-Петербурге и стенд компании был признан лучшим среди участников.

Учитывая опыт работы и знание требований и стандартов компании ПЕЖО, «АВТО-ПРОВАНС» вышел на московский рынок, подготовив автосалон и современный технический центр.

В техническом центре впервые среди российских дилеров осуществлена концепция компании «Автомобили Пежо» по сервисному обслуживанию - PEUGEOT RAPIDE, успешно существующая во многих странах. Ее суть - «максимальный сервис за минимальное время» - осуществление стандартного вида работ, связанных с заменой масла, фильтров, тормозных колодок и прочих быстро заменяемы частей, а также упрощенная схема приемки автомобиля у клиента и передача ему после выполнения работ.

«АВТО-ПРОВАНС» сегодня является стабильной компанией с центральным офисом в Москве и филиалами в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани и др. Кроме того, ООО «АВТО-ПРОВАНС» имеет обширную дилерскую сеть, охватывающую много городов России. Продолжая активно развиваться, ООО «АВТО-ПРОВАНС» работает над созданием новых представительств в регионах.

«АВТО-ПРОВАНС» сегодня - это богатый ассортимент автомобилей Пежо и гарантия наивысшего качества продукции. «АВТО-ПРОВАНС» сегодня - это сплоченный коллектив профессионалов, благодаря которым организация достигла уровня всероссийской известности и держит курс на уверенный рост и всестороннее развитие. Наивысший уровень сервиса, полный спектр услуг и индивидуальный подход к каждому клиенту - вот то, на чем строятся партнерские отношения.

ООО «АВТО-ПРОВАНС» создано и действует в соответствии со своим Уставом и нормативными документами:

–  Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) от 21 октября 1994 г. (в редакции от 01.01.2013 г.);

–       Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. с изменениями и дополнениями от 06.12.2012 г. и др.

Общество создано без ограничения срока, за исключением случаев реорганизации или ликвидации Общества в соответствии с его Уставом и действующим законодательством.

Полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью «АВТО-ПРОВАНС».

Юридический адрес компании: Москва, Егорьевский пр-д д. 1. стр. 26. Фактический адрес: Москва, ул. Академика королева, д. 13 стр. 1. Главной целью Общества считается извлечение прибыли от осуществления разных видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ.

ООО «АВТО-ПРОВАНС» осуществляет следующие виды деятельности:

¾    продажа, покупка, обмен автомобиля с пробегом;

¾      Trade-In (зачет «старого» автомобиля при покупке нового или обмене на комиссионный);

¾      профессиональная предпродажная подготовка в собственном техническом центре;

¾      оформление договоров купли-продажи;

¾      кредит на любой комиссионный автомобиль;

¾      автострахование ОСАГО, КАСКО и др.;

¾      шиномонтаж;

¾      гарантийное и постгарантийное обслуживание.

Уставный капитал ООО «АВТО-ПРОВАНС» составляется из номинальной стоимости долей участников Общества и равен 610000 (Шестьсот десять тысяч) рублей.

Высшим органом общества считается общее собрание его участников. К исключительной компетенции общего собрания участников Общества можно отнести следующие вопросы:

-   утверждение базовых направлений функционирования ООО «АВТО-ПРОВАНС»;

-        утверждение годового бизнес-плана ООО «АВТО-ПРОВАНС», включая годовой бюджет и смету капиталовложений;

-        утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

-        утверждение размера годовой прибыли, подлежащей выплате участникам;

-        повышение либо снижение уставного капитала;

-        и т.д.

Совет Директоров осуществляет общее оперативное руководство деятельностью Общества за исключением вопросов, отнесенных Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» к исключительной компетенции общего собрания участников Общества.

ООО «АВТО-ПРОВАНС» имеет многоуровневую линейную организационную структуру, представленную в Приложении 1.

Многоуровневая линейная структура управления имеет только вертикальные связи между элементами и строится по принципу иерархии. Данную структуру можно описать четким единоначалием. Любой работник либо руководитель находится в непосредственном подчинении только одноного вышестоящего лица и через него связан с более высокими уровнями руководства. Таким образом, в аппарате управления создана иерархическая лестница по подчиненности и ответственности.

Главными достоинствами данной линейной структуры управления считается относительная простота подбора руководителей и реализации функций управления. Такая система управления обеспечивает оперативность принятия и реализации управленческих решений, единство и четкость распорядительства и исключает повторение полномочий и противоречивость распоряжений. Все обязанности и полномочия конкретно распределены, что обеспечивает все нужные критерии для поддержания нужной дисциплины в коллективе.

Ассортимент автосалона представляют автомобили Peugeot. Автомобиль Peugeot - это нечто большее, чем простая совокупность запасных частей. Он создан с использованием агрегатов и деталей, разработанных сертифицированных и тщательно объединенных в единое целое специалистами компании Peugeot в рамках досконально продуманной концепции.

Ассортимент, предлагаемый в автосалоне «АВТО-ПРОВАНС», представлен в таблице 4.1.

Таким образом, ассортимент автосалона составляют только автомобили марки Peugeot. Кроме этого, в автосалоне представлены сопутствующие товары для автомобилей, такие как: резина, комплектующие автомобиля (ковры, сигнализации, диски, комплектующие двигателя, запасные части и т.п.). поставщиком автомобилей и комплектующих к ним для проведения сервисного обслуживания - является производитель данной торговой марки.

Таблица 4.1. Ассортимент автосалона «АВТО-ПРОВАНС»

Модельный ряд Пежо

Ассортимент

1.

Пассажирские автомобили

- Peugeot 107, - Peugeot 308, - Peugeot 308 СС, - Peugeot RCZ, - Peugeot 3008, - Peugeot 4007, - Peugeot 4008, - Peugeot 508, - Peugeot 508 SW, - Peugeot Partner Origin, - Peugeot Partner Tepee.

2.

Коммерческий автотранспорт

- Peugeot Partner Prigin, - Peugeot Partner VU, - Peugeot Boxer FT, - Peugeot Boxer Combi, - Peugeot Boxer ChC, - Переоборудованные автомобили на базе Пежо Боксер.

3.

Автомобили с пробегом

- 107, 206, 308, 407, Партнер Типи и др.

Чтобы оценить конкурентоспособность ООО «АВТО-ПРОВАНС» целесообразно провести сравнительную характеристику по различным показателям конкурентоспособности (таблица 4.19) относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга.

Конъюнктура рынка Москвы характеризуется наличием большого числа автосалонов, среди которых официальными дилерами Peugeot являются: Armand, Аврора, Лионъ. Данные по проведенному анализу конкурентов представлены в таблице 4.2. Таким образом, анализ конкурентов показал, что основными преимуществами компании являются известность торговой марки, наличие дисконтных программ для постоянных покупателей, развитая торговая сеть не только по городу Москва, но и в регионах страны.

Таблица 4.2. Анализ конкурентов ООО «АВТО-ПРОВАНС»

Показатели

Авто-Прованс

Armand

Аврора

Лионъ

Уровень цен

От среднего до выше среднего

Высокие

От среднего до выше среднего

Средний

Проведение акций

Проводятся постоянно кредитные программы с предоставлением скидок и пониженных процентных ставок, программы для постоянных покупателей

Специальная дисконтная программа автокредитова-ния

Гос. программа автокредитова-ния

Гос. программа автокредитова-ния

Сервис, персонал

Грамотный, приветливый персонал, спецодежда, консультанты, служба поддержки

Грамотный, приветливый персонал, спецодежда

Грамотный персонал, спецодежда, консультанты

Грамотный персонал, спецодежда, консультанты

Время работы автосалонов

С 10-00 до 18-00

С 10-00 до 18-00

С 9-00 до 18-00

С 9-00 до 18-00

Узнаваемость компании

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Автопарковка

Есть

Есть

Есть

Есть

Репутация организации, филиалы компании

Надежная репутация, узнаваемое название автосалона, большое количество филиалов компании по городу и регионам

Надежная репутация, несколько филиалов по городу

Надежная репутация, узнаваемое название, филиалы по городу

Надежная репутация, узнаваемое название


4.2 Анализ производственно-хозяйственной ООО «АВТО-ПРОВАНС»


Проанализируем обеспеченность предприятия основными средствами и нематериальными активами. Для проведения анализа составим таблицу наличия, структуры и движения основных производственных фондов предприятия (таблица 4.3)

Таблица 4.3. Наличие, движение и структура основных средств ООО «АВТО-ПРОВАНС» за 2012 год


Из таблицы 4.3 видно, что за анализируемый период наблюдается динамика роста основных фондов организации. Так на начало отчетного периода стоимость основных фондов составляла 3236 тыс. руб., а на конец отчетного периода уже 6001 тыс. руб. Основную долю основных фондов составляют здания (49,2%), оборудование (32,4%), транспортные средства (18,4%).

Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния основных средств (ОС). Оценка движения и технического состояния ОС проводится на основе коэффициентов: обновления, выбытия, прироста, износа, годности. Результаты расчетов сведены в таблицу 4.4. Из таблицы видно, что растет среднегодовая стоимость ОС - 132,2%, коэффициент обновления - 160,5%, коэффициент выбытия - 141,1%, коэффициент прироста 170,9%, коэффициент годности 112,5%. Наблюдается снижение коэффициента износа ОС 50%.

Таблица 4.4. Показатели движения и состояния ОС ООО «АВТО-ПРОВАНС» за 2011-2012 гг.


Проведем анализ динамики изменений в объеме нематериальных активов всего и по видам за отчетный период по сравнению с данными прошлого периода. Экономические выгоды от использования нематериального актива могут включать либо выручку от продажи товаров и оказания услуг, либо снижения расходов компании, либо другие выгоды, например, доступ к некоторым ресурсам, осуществление определенной деятельности. Результаты расчетов сведем в таблицу 4.5.

Таблица 4.5. Анализ нематериальных активов в общей структуре имущества ООО «АВТО-ПРОВАНС» за 2012 год

По данным таблицы 4.5 видно, что нематериальные активы составляют всего 0,3% от стоимости имущества. На конец отчетного периода их сумма уменьшилась на 88 тыс. руб. или на 17,8%.

Проведем анализ эффективности нематериальных активов, результаты расчетов сведены в таблицу 4.6.

Таблица 4.6. Анализ эффективности нематериальных активов ООО «АВТО-ПРОВАНС» за 2011-2012 гг., тыс. руб.


Основными принципами управления динамикой нематериальных активов являются следующие показатели:

- темп роста отдачи нематериальных активов должен опережать темп роста используемых нематериальных активов;

- темп роста выручки или прибыли должен опережать темп роста нематериальных активов.

Из таблицы 4.6 видно, что эффективность использования нематериальных активов в отчетном году была выше, чем в прошлом, что соответствует условиям основным принципам управления динамикой нематериальных активов.

Анализ структуры оборотных средств предприятия позволяет обоснованно охарактеризовать финансовое состояние предприятия в определенный период времени. Проведем анализ состава и структуры оборотных активов в динамике за 2012 год и сведем результаты в таблицу 4.7.

Таким образом, за анализируемый период наблюдается положительная динамика оборотных средств. Рост запас составил 56%, дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев - 41,8%, краткосрочных финансовых вложений - 100%, денежных средств - 33,6%, прочих оборотных активов - 115%. Всего оборотные активы выросли на 68,9% по сравнению с предыдущим годом.

Таблица 4.7. Состав и структура оборотных активов ООО «АВТО-ПРОВАНС» за 2012 год


В структуре оборотных активов наибольшую долю занимают запасы (34,1%) и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев (33,7%). Краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы составили 13,9%, 17,7% и 0,6% соответственно.

Рассчитаем показатели эффективности использования оборотных средств предприятия. По данным таблицы 4.8 коэффициент оборачиваемости равен 2,61 оборота и отмечается его снижение с 2,95 оборота в 2011 году. Предприятию необходимо стремиться увеличить коэффициент оборачиваемости.

Таблица 4.8. Показатели эффективности использования оборотных средств ООО «АВТО-ПРОВАНС» за 2011-2012 гг.


Коэффициент загрузки - показывает, сколько оборотных средств приходится на 1 рубль реализованной продукции. Из расчётов он равен 0,38. Данный показать необходимо стремиться сокращать, однако на предприятии наблюдается его увеличение с 0,34 (на 12,9%).

Длительность одного оборота (в днях) составила 137,68 дней, чем меньше продолжительность оборота, тем меньше требуется оборотных средств. Следовательно быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

Объем произведенной и реализованной продукции отражены в таблице 4.9.

Таблица 4.9. Динамика объема произведенной и реализованной продукции ООО «АВТО-ПРОВАНС»

Показатели

Годы

Темпы роста, %

2010

2011

2012

2012 г. к 200г.

2012 г. к 2011 г.

Объем реализации продукции, тыс. руб.

293620

354135

525000

178,8

1,48

Из таблицы видно, что за период 2010-2012 гг. объем реализованной продукции вырос на 78,8% (с 293620 тыc. руб. до 525000 тыс. руб.)

Проанализируем реализацию продукции по автосалонам компании (таблица 4.10)

Таблица 4.10. Реализация продукции по автосалонам компании


На основании данных, представленных в таблице 4.10, делаем вывод, что за 2011-2012 гг. объем реализации продукции растет во всех автосалонах, всего данный показатель увеличился на 148,2% и составил 525000 тыс. руб.

Таким образом, управлением и планированием реализацией продукции занимается отдел продаж. Отдел продаж в «Авто-Прованс» взаимосвязан с другими структурными подразделениями: с отделом маркетинга, с отделом клиентского обслуживания и другими. Организация службы сбыта на предприятии играет огромную роль в сфере сбыта продукции. Оперативно-сбытовая работа на предприятии включает: заключение договоров с покупателями, формирование заказов и работа по ним с покупателями, работа с претензиями и переписка, работа с дебиторской задолженностью.

Проведем анализ финансового положения и эффективности деятельности ООО «АВТО-ПРОВАНС». Для оценки финансового состояния компании применяются критерии платежеспособности и финансовой устойчивости. За анализируемый период сумма совокупных доходов ООО «АВТО-ПРОВАНС» существенно увеличилась, что представлено в таблице 2.11.

Годовая выручка за период 01.01-31.12.2012 составила 756 818 тыс. руб., хотя за 2011 год годовая выручка была на много меньше - 505 907 тыс. руб. (произошло повышение на 250 911 тыс. руб.). За 2012 год прибыль от продаж составила 78 291 тыс. руб. Финансовый результат от продаж в течение расчетного периода увеличился на 32 283 тыс. руб., или на 70%.

Таблица 4.11. Обзор результатов деятельности ООО «АВТО-ПРОВАНС»

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

Средне- годовая величина, тыс. руб.

2011 г.

2012 г.

тыс. руб. (гр. 3 - гр. 2)

±% ((3-2): 2)

1. Выручка от продажи товаров, продукции

505 907

756 818

+250 911

+49,6

631 363

2. Расходы по обычным видам деятельности

459 899

678 527

+218 628

+47,5

569 213

3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2)

46 008

78 291

+32 283

+70,2

62 150

4. Прочие доходы

23 797

32 541

+8 744

+36,7

28 169

5. Прочие расходы

33 648

41 174

+7 526

+22,4

37 411

6. Прибыль (убыток) от прочих операций (4-5)

-9 851

-8 633

+1 218

-9 242

7. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов)

36 157

69 658

+33 501

+92,7

52 908

8. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

-9 109

-15 682

-6 573

-12 396

9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (3+6+8)

27 048

53 976

+26 928

+99,6

40 512


Рассчитаем коэффициенты рентабельности (табл. 2.12)

Таблица 4.12. Расчет коэффициентов рентабельности ООО «АВТО-ПРОВАНС»

Показатели рентабельности

Значения показателя (в%, или в копейках с рубля)

Изменение показателя

2012 г.

коп.,

±%

1. Рентабельность продаж по валовой прибыли

9,1

10,3

+1,2

+13,8

2. Рентабельность продаж по EBIT

7,1

9,2

+2,1

+28,8

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли

5,3

7,1

+1,8

+33,4

Все три показателя рентабельности за последний год, приведенные в таблице 4.12, имеют положительные значения, поскольку ООО «АВТО-ПРОВАНС» получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период.

Прибыль от продаж в расчетном периоде составляет 10,3% от полученной выручки. К тому же можно говорить о росте рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за период 01.01-31.12.2011 г. (+1,2%).

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) к выручке ООО «АВТО-ПРОВАНС», за период 01.01-31.12.2012 г. составил 9,2%. Это значит, что в каждом рубле выручки ООО «АВТО-ПРОВАНС» содержалось 9,2 копейки прибыли до налогообложения и процентов к уплате.

Проведенный анализ говорит о положительном финансовом состоянии ООО «АВТО-ПРОВАНС», ее способности отвечать по своим обязательствам в краткосрочной (исходя из принципа осмотрительности) перспективе. Имеющие такие результаты компании относятся к категории заемщиков, для которых вероятность получения кредитных ресурсов высока (хорошая кредитоспособность).

2.3 Анализ трудовых ресурсов ООО «АВТО-ПРОВАНС»


Формирование персонала организации - особая функция, в процессе которой закладываются основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего наращивания. Эта функция является исключительно важной в жизненном цикле компании. От своевременного и полного решения социально-экономических и организационных задач во многом зависит его эффективная работа.

Стадия формирования персонала компании решает следующие задачи:

установление соотношения численности работников с различными профессионально-квалификационными и социально-демографическими характеристиками для достижения максимального соответствия меду структурами работ, рабочих мест и персоналом;

обеспечение оптимальной степени загрузки работников с целью полного использования их трудового потенциала и повышения эффективности их труда;

оптимизация структуры работников с различным функциональным содержанием труда.

В основу решения этих задач положены следующие основные принципы использования персонала в компании:

соответствие численности работников объему выполненных работ,

согласование работника со степенью сложности его трудовых функций;

обусловленность структуры персонала компании объективными факторами производства;

максимальная эффективность использования рабочего времени;

создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.

Расстановка кадров управления включает: назначение на должность, назначение на более высокую и более ответственную должность, смещение с должности, в том числе перевод на нижеоплачиваемую должность, перемещение на другую должность по горизонтали, перемещение в другую сферу деятельности.

Подбор персонала в штат компании осуществляет менеджер по персоналу. Информация об имеющихся вакансиях размещается в печатных изданиях и интернете. Собеседование с кандидатами проводится в несколько этапов. На первичное собеседование с менеджером приглашаются соискатели, в резюме которых наиболее полно отражаются основные требования к должности. Основные требования перечислены в профиле должности по каждой специальности. Менеджер может проводить первичное собеседование как с одним соискателем, так и с группой. Вторичное собеседование проводится с соискателями, отобранными на первом этапе. Его проводит директор по общим вопросам с менеджером по персоналу. Второй этап собеседования направлен на более детальное выявление профессиональных качеств соискателя и желания работать. Окончательное решение о приеме сотрудника на работу также принимается директором по общим вопросам.

Обучение персонала проводится регулярно согласно годовому плану. Проходит оно в виде тренингов. Для проведения обучения привлекаются тренинг-менеджеры компании. Обучение персонала компании проводится в 2 этапа:

1) подготовительный этап - тренер собирает необходимую информацию о компании, целевой группе посетителей, о том, как принято обслуживать сейчас, с какими проблемами сталкиваются при обслуживании чаще всего, что хотелось бы изменить. Обычно эту информацию тренер получает от руководства и персонала компании.

2) тренинг - тренер выезжает в офис компании и проводит занятия с персоналом в привычной обстановке, основываясь на стиле данного компании с учетом информации, полученной на подготовительном этапе.

В результате тренинга появляются новые решения и предложения персонала по улучшению обслуживания.

Менеджеры также периодически проводят обучение сотрудников, которое в основном затрагивает изучение новых тенденций. В компании «Авто-Прованс» разработаны единые механизмы стимулирования и повышения мотивации сотрудников, которые отражены во внутренних локальных актах - Правилах внутреннего трудового распорядка и Положении об оплате труда.

Проведем анализ эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Авто-Прованс» в следующей последовательности:

- анализ обеспеченности и движения рабочей силы,

- анализ использования рабочего времени работников.

Проведем анализ обеспеченности работниками компании «Авто-Прованс». Обеспеченность компании рабочей силой определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Результаты анализа сведены в таблицу 4.13.

Таблица 4.13. Обеспеченность компании «Авто-Прованс» рабочей силой

Категория работников

Численность за 2011 год План

Численность за 2011 год Факт

Численность за 20011 год План

Численность за 2012 год Факт

Темп роста план, %

Темп роста факт, %

Среднесписочная численность производственного персонала

68

67

71

71

104,4

106,0

В том числе:

Специалисты

61

60

64

64

104,9

106,7

Руководители

7

7

7

7

100,0

100,

Из приведенной выше табл. 4.14 видно, что в «Авто-Прованс» в 2012 году по сравнению с 2011 годом обеспеченность рабочими составила 106,0%, когда в 2011 году этот процент был равен 104,4%, что свидетельствует о притоке рабочей силы в компанию.

Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образованию и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по этим признакам. (таблица 4.14)

Таблица 4.14. Качественный состав трудовых ресурсов компании «Авто-Прованс» за 2011-2012 гг.

Показатель

Численность рабочих в 2011 г.

Численность рабочих в 2012 г.

Группы работающих:

По возрасту, лет до 20

 2

 1

от 20 до 30

27

30

от 30 до 40

25

27

от 40 до 50

11

11

от 50 до 60

2

2

Итого

67

71

По образованию:

среднее

2

1

среднее специальное, незаконченное высшее

16

17

высшее

49

53

Итого

67

71

По трудовому стажу, лет: до 5

 25

 28

от 5 до 10

32

32

от 10 до 15

10

11

от 15 до 20

-

-

свыше 20

-

-

Итого

67

71

Анализируя таблицу 4.14, мы видим, что возрастная группа работающих за 2012 год незначительно помолодела по сравнению с 2011 годом, это свидетельствует о заинтересованности нового поколения устроиться в наш компания. Образовательный уровень 2012 года выше 2011 года. По мнению трудового коллектива, компания держится на своих старых работниках, проработавших не один год, это подтверждается в приведенной нами таблице ранее.

Проанализируем показатели движения персонала компании «Авто-Прованс», результаты сведены в таблицу 4.15.

Таблица 4.15. Показатели движения персонала компании «Авто-Прованс» за 2011-2012 гг.

Показатель

2011 год

2012 год

Отклонение + -

Темп роста %

Численность на начало года

65

67

2

103,8

Приняты на работу

10

8

-2

80,0

Выбыли

8

4

-4

50,0

В том числе: по собственному желанию

6

3

-3

50,0

уволены за нарушение трудовой дисциплины

2

1

-1

50,0

численность персонала на конец года

67

71

4

106,0

среднесписочная численность персонала

67

71

4

106,0

Коэффициент оборота по приему работников

0,15

0,11

-0,04

73,3

Коэффициент оборота по выбытию работников

0,12

0,05

-0,07

41,2

Коэффициент текучести кадров

0,15

0,06

-0,09

40,0

Коэффициент постоянства кадров

0,11

0,06

-0,05

54,5

Анализируя таблица 4.15 мы видим, что процент принятых на работу в 2012 году уменьшился по сравнению с 2011 годом на 20%; процент выбытия также сократился на 50%, (в том числе сократился процент уволенных за нарушения на 50%). Это хорошо характеризует деятельность организации.

Анализ кадровой политики показал, что руководство компании уделяет достаточное внимание найму, обучению, аттестации сотрудников. Так, разработана система обучения персонала, которая призвана повысить уровень обслуживания продажи.

Заключение

предпринимательство торговый коммерческий экономика

В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на важность предпринимательской деятельности в сфере торговли, особенно в России. В нашей стране, которая относительно недавно в отличии от многих других стран, стала страной с рыночной экономикой, необходимо внедрять новые механизмы функционирования торговли и коммерческой деятельности. Устаревшая советская схема ведения торгового предпринимательства, когда предложение порождало спрос, и производитель диктовал свои правила, не может быть актуальной более. Сейчас, по прошествии двадцати двух лет после распада СССР мы видим значительные положительные преобразования в этой отрасли: отсутствие диктата государства в рыночной конъюнктуре и как следствие предприниматель стал экономически свободным и самостоятельным, преобладание непрямых (рыночных) методов регулирования рынка, свободное ценообразование, сложившееся в результате конкуренции между товаропроизводителями, способствование развитию малого предпринимательства со стороны государства, упрощение процедуры получения банковских ссуд и др.

Торговля - атрибут любого общества. Вместе с торговлей развиваются и отношения по поводу купли-продажи - коммерческая деятельность.

На пути эффективной предпринимательской деятельности стоит множество правовых, организационных, бюрократических, политических, экономических, культурологических проблем, что связано, в первую очередь, с переходным характером общественного развития и что, в конечном счете, тормозит становление и функционирование гражданского общества в России.

И первоочередной задачей на пути к устранению этих проблем является переход от программ «поддержки» к разработке и введению в действие программ развития малого бизнеса - и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. Эти программы должны определять четкие количественные ориентиры, сроки их достижения, предусматривать источники и порядок использования ресурсов для этого, а также систему мотивации и ответственность за выполнение для представителей государства. Тем самым задается динамика развития, создается управленческий механизм, направленный не на бесконечное поддержание самого процесса, а на достижение результата в четко установленные сроки.

Список использованной литературы

1) B. Гpибoв, B. Гpyзинoв. Экономика предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс 2008 г.

) В.Т. Батычко Предпринимательское право, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

) Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. «Основы экономической теории» М.: Высш. шк., 2007.

) Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учеб. Пособие. - К.: Высш. шк. - Знание, 2007. - 478 с. ил.

) Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова. - М.: Инфра - М, 2008. - 416с

) Сайт Государственное Казенное Учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия»

) Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ

) Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru

) Червяков В.В., Чередниченко В.А., Шапиро В.Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях. // СОЦИС. − 2009. − №10.

) Сайдуллаев Ф.С. Шестоперов А.М. Динамика развития предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2009 года. / Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. - М.: НИСИПП, 2010.

) Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - М.: Эксмо, 2008.

) Тарасова Ю.Г. Журнал: Проблемы совеременной экономики, 2011        

) Статья Бешкинской Е.В. к.э.н. Проректор по стратегическому развитию Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»

Похожие работы на - Особенности предпринимательской деятельности в сфере торговли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!