Институт гражданства в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,81 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институт гражданства в Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации

.1Понятие гражданства

.2 Правовые основы конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации

.3 Конституционные принципы российского гражданства

Глава 2. Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

.1 Приобретение гражданства

.2 Прекращение гражданства Российской Федерации

.3 Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Правовая взаимосвязь гражданина и государства, составляющая существо гражданства в условиях современного демократического общества, имеет основополагающее значение для государственного строительства, развития гражданского общества, политической системы страны и собственно государства. Конституционно-правовой институт российского гражданства еще только формируется и в силу объективных причин является весьма динамичным. Во многих отношениях это определяется все еще не до конца решенной проблемой распада СССР и образованием на его территории Содружества Независимых Государств, в котором появление новых государственных границ прервало вековые связи народов и привело к резкому росту числа соотечественников за рубежом. Многие из них до сих пор стремятся к российскому гражданству, либо поддерживают устойчивые связи с Российской Федерации. Следствие этого - активная миграция и связанные с ними проблемы, которые с видимым усилием решаются в современной России.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он, вместе с тем, выступает институтом защиты интересов государства. Каждое государство, руководствуясь принципом суверенитета, для обеспечения исполнения своих функций требует от лица, находящегося на его территории, соблюдения установленных для человека правил поведения, исполнения возложенных государством обязанностей. Обладание гражданством распространяет на гражданина юрисдикцию данного государства, обеспечивает широкие возможности реализации им своих прав, законных интересов, обеспечивает защиту от неправомерных действий других лиц.

Все большую актуальность вопросы гражданства приобретают в связи с проблемой глобализации общественных отношений. Границы государств становятся все менее непреодолимыми, государства вступают в союзы, заключают международные договоры, предусматривающие создание единого экономического пространства.

По существу правовое состояние гражданства является ключом к реализации всего многообразия прав и обязанностей, которые осуществляет гражданин в силу своих особых онтологических связей с государством. Помимо этого гражданство подразумевает активную включенность гражданина в многочисленные структуры гражданского общества и через них - в функционирование политических институтов и, в конечном счете, - участие в осуществлении государственной власти.

Совершенствование конституционно-правового института гражданства Российской Федерации является постоянно актуализирующейся и фундаментальной по своему значению проблемой государственного строительства, без системных и научно обоснованных мер, направленных на ее решение, невозможно дальнейшее развитие политических институтов и структур гражданского общества в современной России.

Объектом исследования являются общественные отношения, в которых формируется и реализуется институт гражданства Российской Федерации.

Предметом исследования является система конституционно-правовых норм, законов и иных нормативных правовых актов, посредством которых регулируются отношения гражданства Российской Федерации.

Целью исследования является комплексный анализ института гражданства России.

Из поставленной цели следуют задачи:

) определить понятие гражданства;

2)рассмотреть принципы гражданства Российской Федерации;

3) проанализировать основания и порядок приобретения гражданства РФ;

) исследовать прекращение гражданства Российской Федерации;

) изучить государственные органы по делам гражданства.

Нормативную основу курсовой работы составили Конституция РФ, Закон «О гражданстве РФ», Постановления Правительства РФ и др.

В качестве методов при написании использовались: сравнение, системный, структурный, анализ и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключение, списка использованных источников и литературы.

гражданство институт российская федерация

Глава 1. Конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации

.1 Понятие гражданства

Гражданство - понятие, неразрывно связанное с государственностью. Более того, неоспорима связь между гражданством и государственным суверенитетом. Именно с позиции распространения на личность суверенитета государства можно говорить о том, что гражданство является основой правового положения этой личности в государстве: наличие гражданства гарантирует полное распространение на личность всех прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны. Обладая гражданством, лицо вправе рассчитывать на защиту государством этих прав как на его территории, так и за его пределами. Однако из этого не следует, что осуществление лицом своих прав и свобод, равно как и исполнение обязанностей, устанавливается наличием у него гражданства. Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, обладают практически одинаковыми правами и свободами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства. Но существует так называемое правило национального режима, в соответствии с которым комплекс прав, свобод и обязанностей граждан России и лиц, не имеющих ее гражданства, аналогичен (за исключением ряда политических и некоторых других прав и обязанностей) и не может не соблюдаться в демократическом государстве, в котором права и свободы человека независимо от его гражданства или подданства выдвигаются на первое место, а их защита является приоритетной задачей самого государства.

В любом современном демократическом государстве гражданство является одним из центральных институтов правового положения личности, определяющих основы правового статуса гражданина. Нельзя недооценивать и роль гражданства в формировании личности граждан государства: являясь политико-юридическим выражением идей равноправия и национального единства, гражданство связано с воспитанием глубоких чувств гражданственности, верности Родине, патриотизма.

В юридической науке термин "гражданство" понимается как:

) политико-правовое явление, определяющее особый характер взаимоотношений человека и политико-социального образования - государства;

) одно из основных субъективных прав человека (каждый человек имеет право на гражданство), т.е. предусмотренная законом возможность лица находиться в обозначенных выше взаимоотношениях с государством или прекратить их;

) конституционно-правовой институт.

Существует также определение гражданства как членства лица в государстве; это определение логично увязывается с позиций договорной теории происхождения государства как публично-правового союза населения в рамках территории, политически организованной общности людей.

В.С. Шевцов подчеркивает: "Сущность гражданства заключается в том, что лицо и государство находятся в такой специфически определенной связи, которая сама по себе служит основанием для того, чтобы на это лицо в полной мере могла распространяться юрисдикция данного государства. Гражданство, характеризуемое как правовая связь лица с государством, носит сугубо объективный характер, хотя в свою очередь служит необходимым условием, предпосылкой для установления правового статуса гражданина".

Однако ряд исследователей понятия "гражданство" полагают, что под гражданством следует понимать прежде всего правовую принадлежность лица к государству, позволяющую разграничивать распределение населения между различными государствами. Так, А.А. Головко пишет, что "принадлежность означает не подвластность, а вхождение в состав чего-то. Его (термин "гражданство". - Примеч. ред.) можно применять к человеку, который через принадлежность к государству входит в состав его граждан, т.е. в состав народа". Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно, посредством правовых норм, определяет круг своих граждан, т.е. круг лиц, постоянно находящихся с ним в общих политико-правовых отношениях, основным условием существования которых выступает государственная принадлежность лица, т.е. гражданство.

С.В. Черниченко считает, что разница между понятием "принадлежность лица к государству" и "правовая связь лица с государством" трудноуловима, поскольку "в обоих случаях имеется в виду определенное отношение между лицом и государством, носящее юридический характер".

В 70 - 80-е годы прошлого века существовало понимание гражданства как устойчивой правовой связи лица с государством, определяющей его правовое положение не только внутри государства, но и вне его, в международном общении. Эта связь лица с государством характеризуется равноправием между субъектами отношений. Большинство граждан любого государства являются его полными членами и в правовом, и в социальном значении, гражданами в каждом аспекте повседневной жизни государства. Фактическая связь граждан с государством выражается прежде всего в том, что большинство населения государства в нормальных условиях живет на его территории. Н.В. Витрук считает, что "постоянное проживание на территории государства - наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически институтом гражданства".

Рассматривая гражданство как определенное правоотношение, следует отметить, что содержание такого правоотношения составляют взаимные субъективные права и юридические обязанности гражданина и государства: право граждан требовать от государства защиты своих прав и законных интересов, в том числе за пределами государства, и, соответственно, обязанность государства оказывать такую защиту; право государства требовать у гражданина подчинения правопорядку и, соответственно, обязанность гражданина исполнять законы.

Гражданство как правоотношение характеризуется тем, что оно является правовым состоянием. Лицо, произвольно или непроизвольно вступающее в отношения гражданства, характеризуется определенным состоянием, которое по существу своему безусловно, т.е. имеет силу и требует признания не только лицом и государством, состоящим в этом отношении, но и всеми другими лицами и организациями. При этом такое состояние, однажды установившись, не может прекратиться только по воле пребывающих в нем лиц.

Одним из аспектов определения понятия гражданства как правовой связи является вопрос о соотношении в ней политического и правового компонентов. В Законе РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» законодатель определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, тогда как в Законе СССР от 23.05.1990 № 1518-1 «О гражданстве СССР» гражданство определялось как политико-правовая связь человека с государством. Закон о гражданстве 2002 года характеризует гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией.

Отказ от политического компонента в законодательном определении, по мнению ряда ученых, имеет положительную сторону. Политизация правового статуса гражданства влечет за собой его неустойчивость, а решение вопросов гражданства ставится в зависимость от соотношения политических сил. Определение гражданства как правового явления освобождает квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложняющих реализацию права на гражданство.

Гражданство представляет собой своеобразное субъективное право. С.Н. Братусь характеризовал субъективное право "как меру возможного или дозволенного поведения лица". Аналогичных взглядов придерживались и другие ученые.

С.С. Алексеев отмечал: "Субъективное право в самом общем виде представляет собой меру дозволенного поведения". Но понятие "субъективное право" не может существовать само по себе в чистом виде, оно всегда рассматривается в связях и отношениях с иными понятиями и отношениями и требует определения субъектов отношений.

Вместе с тем во взглядах ученых нет единого мнения о существовании у лица субъективных прав по поводу гражданства. Сторонники одной научной позиции (И.Е. Фарбер, О.О. Миронов, Н.В. Витрук) выступают за признание гражданства субъективным правом. Другие ученые полагают, что гражданство не может иметь качества субъективного права, поскольку оно является двусторонней связью между личностью и государством и носит объективный характер, и только государство обладает суверенным правом решать вопрос об установлении или прекращении этой связи. Действительно, гражданство носит прежде всего объективный характер и возникает независимо от субъективного волеизъявления лица, примером чего является приобретение гражданства по рождению. Но существуют и другие основания приобретения гражданства, не учитываемые представителями первого направления и обязательно требующие волеизъявления лица. В частности, это требование распространяется на приобретение гражданства в порядке регистрации, приема, восстановления в гражданстве, оптации. Субъективное право по поводу гражданства возникает и в случаях прекращения гражданства.

Таким образом, гражданство является важнейшим элементом правового статуса личности и основой взаимоотношений гражданина и государства. С гражданством связаны существенные юридические последствия для человека: объем его прав, свобод и обязанностей и гарантированность государственной защиты этих прав и свобод.

Гражданство - это правовое состояние, которое предполагает наличие взаимных прав и обязанностей как у гражданина по отношению к государству, так и у государства по отношению к гражданину.

1.2 Правовые основы конституционно-правового института гражданства в Российской Федерации

Современная система законодательства о гражданстве РФ представлена различными нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими решение вопросов гражданства, деятельность полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ и иных органов государственной власти, участвующих в решении вопросов гражданства. Основу законодательства о гражданстве РФ составляют следующие нормативные правовые акты:

Конституция РФ;

Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. № 1920-1;

Закон «О гражданстве РФ»;

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325;

Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 19 марта 2008 г. № 64;

Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2010 г. № 765 "Об утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования";

Приказ Минобразования России от 18 февраля 2004 г. № 735 "Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации";

Приказ Минобороны России от 3 июня 2004 г. № 168 "Об утверждении формы ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации";

Приказ МНС России от 12 марта 2004 г. № БГ-3-23/192@ "Об утверждении Порядка выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации";

Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26 февраля 1999 г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства (Москва, 28 марта 1996 г.);

решения Конституционного Суда РФ.

Конституция РФ занимает главенствующее положение в законодательстве о гражданстве РФ. Особое место в правовых основах обусловлено ее юридическими свойствами: верховенство, высшая юридическая сила, прямое действие. В сфере гражданства Конституция РФ содержит основные нормы-принципы. В их числе положения ст. ст. 6, 61, 62 о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения, о невозможности лишения гражданства и права на его изменение, равенства граждан в правах и обязанностях, принципы двойного гражданства, закрепления национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, запрета на выдачу граждан другому государству или высылку за пределы государства, оказание защиты и покровительства.

Конституция РФ также в п. "в" ст. 71 относит отношения гражданства к ведению Российской Федерации, а в п. "а" ст. 89 наделяет Президента РФ правом решения вопросов гражданства РФ.

Существенное значение для правового регулирования гражданства имеют положения Конституции РФ, устанавливающие общие принципы взаимоотношения личности и государства, а также общие принципы правового положения личности. Среди наиболее важных следует назвать положения:

ст. ст. 17, 18 - о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, их неотчуждаемости и непосредственном действии, предопределение ими смысла, содержания и применения законов, деятельности всех органов власти;

ст. 19 - о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств,

ст. 55 - о запрете отрицания или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Определение в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанных принципов и норм международного права в качестве составной части российской правовой системы обусловливает необходимость их включения в правовые основы решения вопросов гражданства. В сфере гражданства - это в первую очередь положения актов Генеральной Ассамблеи ООН:

Международного пакта "О гражданских и политических правах" (принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.);

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.);

Декларации прав ребенка (принята Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) и других актов, устанавливающих право каждого на гражданство и его изменение, невозможность произвольного лишения гражданства, недопустимость в решении вопросов гражданства дискриминации по социальным, имущественным, национальным, расовым, религиозным, политическим, языковым и иным признакам.

Вместе с тем ведущее место в законодательстве о гражданстве РФ принадлежит Закону «О гражданстве РФ». По сути, он является сложной диспозицией Конституции РФ, гипотеза которой содержится в ч. 1 ст. 6 комментируемого Закона, также устанавливает:

понятийный аппарат, используемый при решении вопросов гражданства РФ (ст. 3);

принципы и правила гражданства РФ (ст. ст. 4 - 9);

формы документирования (ст. 10);

основания и условия приобретения и прекращения гражданства;

общий порядок принятия и отмены решений по вопросам гражданства (гл. 2, 3);

перечень органов, ведающих делами о гражданстве и объем их полномочий (гл. 6), а также другие вопросы.

Особую группу правовых основ гражданства РФ составляют международные договоры, с участием Российской Федерации. Они имеют важное значение в правовом регулировании вопросов российского гражданства, что обусловлено их юридическими особенностями в системе источников права Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ они являются не только частью правовой системы Российской Федерации, но и обладают преимущественным действием в случае, когда ими устанавливаются иные правила, чем это предусмотрено национальным законом.

В настоящее время Российской Федерацией заключено несколько подобных актов. Это Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами РФ, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства (Москва, 28 марта 1996 г.) и Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26 февраля 1999 г.).

1.3Конституционные принципы российского гражданства

До принятия Конституции СССР 1936 г. и Закона СССР от 19 августа 1938 г. "О гражданстве СССР" правовая литература не уделяла должного внимания разработке построения системы принципов гражданства.

Лишь в начале 60-х годов указанные принципы подверглись комплексному изучению. Одними из первых, кого заинтересовал вопрос изучения принципов, оказались Д.Л. Златопольский и И.П. Ильинский. Научную работу Ильинского и Б.В. Щетинина "Государственное право стран народной демократии" следует отметить особо, так как в ней была сделана попытка не только выявить и охарактеризовать принципы гражданства, но и классифицировать их. И.П. Ильинский и Б.В. Щетинин подразделили их на две группы - политические и юридические, но при этом не определив четко состав каждой из них.

Теоретические разработки принципов прошли путь от простого их выявления и сравнительной характеристики до попыток научной классификации этого явления и приведения их в определенную систему.

Федеральный закон является правопреемником прежнего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", а соответственно, в нем сохранены те же принципы, регулирующие вопросы российского гражданства. Нововведением является лишь то, что все принципы объединены в одну статью и представляют собой единое целое, на котором основано все законодательство о гражданстве.

Основополагающая роль принципов института гражданства заключается в том, что все другие нормы, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, должны соответствовать им.

Многие принципы прямо сформулированы в актах, а некоторые вытекают по смыслу из их положений. В связи с чем существует много комбинаций системы принципов гражданства.

Анализируя законодательство о гражданстве, можно выделить три основных группы принципов:

. Принципы по поводу гражданства (право каждого человека на гражданство, признание гражданства, поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России).

. Принципы, непосредственно связанные с содержанием гражданства (единое и равное гражданство, невозможность лишения гражданства или права изменить его, недопустимость высылки за пределы Российской Федерации или выдачи российского гражданина иностранному государству, сохранение гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами, предоставление защиты и покровительства государства гражданам, находящимся за пределами страны, сохранение гражданства при заключении или расторжении брака, запрет обратной силы закона).

. Принципы решения вопросов гражданства Российской Федерации (уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, объективность, гласность, оперативность, справедливость и единообразие).

Рассматривая первую группу принципов, следует начать с права каждого гражданина на гражданство, выступающего в качестве предпосылки для свободной реализации каждым человеком своей потребности в наличии гражданства, а соответственно, возможности пользоваться своими конституционными правами и свободами, защитой со стороны государства.

Данный принцип запрещает любую дискриминацию в области гражданства. Он вытекает из конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом (ч. 2 ст. 19 Конституции). В соответствии с чем государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не менее важное место среди принципов занимает поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России. Он направлен на обеспечение равенства всех лиц, проживающих в определенном государстве, путем принятия в его гражданство неграждан, существование которых в социуме с гражданами может в любой момент привести к возникновению конфликтных ситуаций.

Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства, особенно это приветствуется в отношении лиц, бывших гражданами СССР, которые в силу распада Советского Союза вынужденно стали лицами без гражданства. Для них предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации, при наличии у них вида на жительство.

Вторую группу принципов открывает принцип единого и равного гражданства, особую значимость которому придает Федеративное устройство Российской Федерации, то есть наличие в ее составе субъектов Федерации.

Значимость принципа усиливается благодаря тому, что с принятием Конституции "республиканское гражданство" было исключено и вопросы гражданства отнесены п. "в" ст. 71 к исключительному ведению Российской Федерации (Закон 1991 г. на тот момент предусматривал двухуровневую систему гражданства).

Последний принцип идет в тандеме с принципом равного гражданства, который означает равенство всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства.

Данный принцип находит свое выражение в двух аспектах: в содержательном - в виде равенства правовых статусов граждан и в формальном - т.е. равенство относительно прав в вопросах гражданства. Российское законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по рождению, усыновлению и другим различным основаниям. Содержанием его является запрет на деление граждан по объему прав на "природных", "натурализованных", "реинтегрированных" или "оптированных", существование которых возможно в соответствии с основаниями приобретения гражданства.

Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

К числу основных принципов гражданства относится принцип невозможности лишения гражданства или права изменить его. Этого права никто не может быть лишен. Устойчивость связей между гражданином и государством не означает принудительное удержание человека в гражданстве. Это ущемило бы его право на свободу.

Данный запрет направлен на предоставление гражданину полной свободы в решении вопросов своего гражданства, не боясь какими-либо своими действиями лишиться его без своего согласия.

Как и во многих странах, в российском законодательстве, а в частности, в ч. 1 ст. 61 Конституции и ч. 5 ст. 4 Федерального закона закреплен принцип недопустимости высылки гражданина России за пределы Российской Федерации и выдачи его иностранному государству. Данный принцип защищает граждан от уголовного преследования по законодательству другого государства.

Запрет выдачи российских граждан также содержится в ч. 1 ст. 13 Уголовного кодекса, п. 2 ч. 1 ст. 464 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что соответствует международным стандартам, признанным Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).

Одним из важнейших принципов является принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства). Такого рода принцип вытекает из естественного права человека свободно избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в Конституции (ч. 2 ст. 27).

Данный подход означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в России, но при этом гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами, по своей сущности связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что непосредственно отражает природу государства. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами России, а также их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении пользования всеми правами, установленными Конституцией и другими законами.

Сохранение гражданства при заключении или расторжении брака само по себе является некой индивидуальной связью лица с государством, не допускающей автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного законом порядка. При этом и иностранный гражданин автоматически не может стать обладателем российского гражданства.

Особую роль в системе принципов играет принцип запрета обратной силы закона, закрепленный в ч. 7 ст. 4 Федерального закона. Определение наличия у лица гражданства Российской Федерации либо в прошлом СССР следует на основании законодательных актов России или СССР, их международных договоров, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие гражданства. Данный принцип в корне изменяет решение вопросов гражданства и требует от органов, которые занимаются ими, досконального изучения всех обстоятельств дела лица, претендующего на приобретение гражданства Российской Федерации.

Третья группа характеризуется всеобщностью, так как в нее входят все основополагающие принципы конституционного строя.

Подводя итог, необходимо отметить, что понимание такого явления, как гражданство, порой затруднительно, так как представляется весьма простым, но это не так. Оно довольно многогранно, а соответственно, и сложно. Как правило, гражданство определяется в виде связи лица с государством, но очевидно, что в то же время оно олицетворяет определенное состояние общества, а соответственно, принципы гражданства регулируют и общественные отношения. Принципы отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и несут в себе обобщенную характеристику отрасли права.

Глава 2. Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации

.1 Приобретение гражданства

Федеральный закон «О гражданстве РФ» устанавливает основания, по которым лицо признается гражданином. При этом есть определенные различия в понятиях признания гражданства и приобретения гражданства. Под первым подразумевается признание тех лиц, которые уже являются гражданами, а под вторым понимается приобретение гражданства лицами, которые в силу тех или иных событий, указанных в Законе, не являлись гражданами.

Одним из главных критериев при принятии уполномоченными органами решения о приобретении гражданства является волеизъявление самого лица. Гражданство каждого человека оформляется документами, подтверждающими наличие гражданства (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, указывающий гражданство).

Во многих странах способы приобретения гражданства идентичны. Так, в Российской Федерации статьей 11 Федерального закона установлены следующие основания приобретения гражданства:

) по рождению;

) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Рассмотрим первое основание приобретения гражданства - по рождению (филиация). Этот вариант является самым распространенным и простым способом стать гражданином России.

В мировой практике сложились два основных принципа, применяющихся к данному способу: "право крови", при котором гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, и "право почвы", применяемое в случаях приобретения гражданства лицом, родившимся на территории государства, хотя бы его родители и не имели гражданства данного государства.

Приобрести гражданство согласно Федеральному закону могут как дети, у которых оба родителя являются российскими гражданами, так и дети, рожденные от родителей, имеющих разное гражданство. В последнем случае необходимо письменное согласие родителей на то, чтобы ребенок получил российское гражданство.

Принцип "права крови" распространяется и на того ребенка, у которого один родитель - российский гражданин, а второй - лицо без гражданства, независимо от места его рождения.

Дети, находящиеся на территории Российской Федерации, родители которых не установлены, становятся гражданами России, если их родители не объявятся в течение шести месяцев со дня их обнаружения. Также дети, чьи родители являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в России, могут стать гражданами Российской Федерации, если страна, чьим гражданством обладают их родители, не предоставит им свое гражданство. Названные условия подпадают под принцип "права почвы".

Наиболее масштабно закреплен в нормах такой способ приобретения гражданства, как прием в гражданство, а также порядок его приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Данное основание является своего рода "сделкой", в которой участвуют две стороны - гражданин, изъявивший желание приобрести гражданство той или иной страны, и государство, предоставляющее ему желаемое. Но чтобы получить это, человек должен соответствовать установленным требованиям: совершеннолетие, дееспособность, определенный срок постоянного проживания на территории России, законный источник к средствам существования, а также владение русским языком.

Перечисленные условия служат некими материально-правовыми основаниями для приема в гражданство лиц, не имеющих на него права по рождению.

Прием в гражданство осуществляется в общем и упрощенном порядке, которые установлены статьями 13 и 14 Федерального закона. Так, статья 13 устанавливает общий порядок приема в гражданство Российской Федерации, которым могут воспользоваться совершеннолетние (вступившие в брак до восемнадцатилетия, эмансипированные), дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, обратившись с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом человек обязан проживать в России в течение пяти лет, начиная с получения вида на жительство и заканчивая днем подачи заявления о приеме в гражданство. Выезд за пределы страны в этом случае ограничивается тремя месяцами в году.

Одним из обязательных условий при упомянутом способе приобретения гражданства является неукоснительное соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации, что демонстрирует своего рода уважение к стране.

Кроме того, важным фактом выступает наличие законного источника финансирования. В частности, при подаче заявления инициатор получения гражданства обязан предоставить документы, подтверждающие легальность его доходов за время проживания на территории России.

Значимым условием является также отказ от прежнего гражданства, что направлено на подтверждение единственной и устойчивой правовой связи с государством. Вместе с тем из данного правила есть и исключения - наличие двухстороннего договора между странами о разрешении на двойное гражданство, статус беженца и некоторые другие.

Владение русским языком в последнее время все больше и больше выходит на передний план в условиях приобретения гражданства, в связи с тем что человек, не владеющий национальным языком, достаточно трудно проходит адаптацию в новом обществе, что зачастую влечет возникновение конфликтов между коренным русскоязычным населением и приезжими, порой не обладающими даже начальными навыками владения русским языком.

Часть 2 статьи 13 Федерального закона предусматривает наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, которые упрощают данный способ получения гражданства. В частности, в отношении названной категории лиц срок проживания на территории Российской Федерации для получения возможности подачи заявления на прием в гражданство сокращен с пяти лет до одного года. При этом в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения вышеперечисленных условий.

Федеральный закон предусмотрел возможность приема в гражданство и в упрощенном порядке (наличие льготных условий, при которых необходимость проживания в Российской Федерации отпадает, и соответственно лица, живущие за границей, могут беспрепятственно претендовать на получение гражданства). Данное положение имеет сходство с нормой части 2 статьи 13 Федерального закона, но оно лишь сокращает необходимый срок проживания на территории Российской Федерации отдельным категориям лиц.

Таким образом, в гражданство Российской Федерации может быть принято лицо, въехавшее в Россию, например, по туристической путевке, если оно отвечает критериям, указанным в частях 1 и 2 статьи 14 указанного Федерального закона. Кроме того, человек может подать заявление на приобретение гражданства через дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Упрощенный порядок приема в гражданство осуществляется в нескольких формах, каждая из которых характеризуется своими условиями приобретения гражданства Российской Федерации и категорией иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих его получить.

Упомянутые выше лица, которым необязательно постоянное проживание в Российской Федерации, относятся к первой форме, при которой они должны иметь определенные обстоятельства, предоставляющие такую возможность (наличие одного или двух родителей, состоящего (состоящих) в российском гражданстве, проживающего (проживающих) на территории России; быть лицами без гражданства с момента прекращения гражданства СССР, проживавшими и проживающими в государствах СССР; быть гражданами государств, входивших в состав СССР и получивших среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.).

Вторая форма упрощенного порядка приема в гражданство распространяется на иностранных лиц и лиц без гражданства, которые на момент подачи заявления о приеме в гражданство Российской Федерации проживали на ее территории. В частности, таким правом обладают не все, а определенные категории лиц, которые:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в случае если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Помимо этого (форма третья), может предоставляться возможность освобождения от предоставления вида на жительство нетрудоспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14 Федерального закона).

Четвертая форма основывается на части 4 рассматриваемой статьи Федерального закона, упоминающей лиц, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство. Они принимаются в российское гражданство без соблюдения требований об обязательном постоянном проживании в течение пяти лет на территории Российской Федерации, наличия законного источника средств к существованию и владения русским языком.

Данная норма носит весьма неопределенный характер, и в связи с этим Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 402-О установлено, что в упрощенном порядке приема в гражданство Российской Федерации требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имели гражданство СССР и прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. или разрешения на временное проживание в Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями законодательства РФ о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права и свободы, вытекающие из части 1 статьи 6, части 1 статьи 17, части 1 статьи 18, части 1 статьи 21, части 1 статьи 27, частей 2 и 3 статьи 55 и части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации.-

Одним из самых известных традиционных способов приобретения гражданства является его восстановление. Оно действует не в отношении всех желающих лиц, а только лишь тех, кто состоял в гражданстве данного государства, но впоследствии утратил его в связи с выходом из гражданства или иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом.

В связи с тем что указанные лица ранее состояли в гражданстве Российской Федерации, им установлен сокращенный срок постоянного проживания в стране - 3 года, но в то же время они обязаны соответствовать всем остальным требованиям, указанным в части 1 статьи 13 Федерального закона, что свидетельствует о похожести этого способа приобретения гражданства с его приобретением в общем порядке (под иностранными гражданами и лицами без гражданства в данном случае понимаются ранее имевшие гражданство России, а не гражданство РСФСР. В соответствии с этим начало действия статьи 15 Федерального закона определяется датой образования Российской Федерации, а именно с 12 декабря 1991 г.).

К одному из иных оснований, предусмотренных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, относится оптация (статья 17 Федерального закона), которая гласит, что при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Немало ученых полагают, что в результате распада Советского Союза на мировой карте появилось множество новых государств и в процессе обретения ими своей независимости было нарушено право гражданина на выбор (оптацию), и с этим трудно не согласиться.

По мнению С.Н. Бабурина, при переходе некоей территории от одного государства к другому или при получении независимости частью государства, до этого единого, у жителей такой территории возникает право выбора одной из трех моделей своего поведения, касающегося гражданства:

) безусловное право на получение гражданства нового образовавшегося государства;

) право сохранения за собой гражданства страны - правопреемника прежнего государства и выезда на территорию своего государства;

) возможность сохранить за собой гражданство прежней страны - правопреемника прежнего государства и выезда на территорию своего государства.

Как представляется, данное право возникает в определенных ситуациях и относится к гражданам в порядке и в сроки, определяемые соответствующим международным договором.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что установленное в настоящее время в Российской Федерации законодательное регулирование процесса приобретения гражданства является достаточно прогрессивным и обеспечивающим потребности государства в данной сфере с учетом защиты его интересов.

2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации

В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить гражданство Российской Федерации. Федеральный закон о гражданстве конкретизирует основания прекращения российского гражданства. Ими являются:

) выход из гражданства Российской Федерации;

) иные основания, предусмотренные Законом и международными договорами Российской Федерации (ст. 18).

Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории России, осуществляется в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства, - в упрощенном порядке. Во всех этих случаях выход осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, заявляющего о выходе из гражданства Российской Федерации. Выход из российского гражданства ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Федеральный закон устанавливает основания, по которым может быть отказано в выходе из российского гражданства.

Выход не допускается, если гражданин Российской Федерации:

) имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом;

) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

) не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения.

К иным основаниям прекращения гражданства относится выбор иного гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптация). Граждане Российской Федерации, проживающие на территории, отнесенной к иному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации, могут сохранить или изменить свое гражданство, согласно условиям данного международного договора.

Характеризуя основания приобретения и прекращения российского гражданства, следует отметить, что Федеральным законом о гражданстве предусмотрена возможность отмены решений по вопросам гражданства. Поводом для этого является установленный в судебном порядке факт принятия решения о гражданстве на основе представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Отмена решений осуществляется Президентом РФ (если они приняты в общем порядке) или органами, принявшими решение в упрощенном порядке. В случае отмены решения оно считается недействительным со дня его принятия.

.3 Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, относятся: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за ее пределами.

Полномочия Президента РФ решать вопросы гражданства закреплены Конституцией РФ (п. «а» ст. 89). Федеральный закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. Президент решает вопросы приема в гражданство; восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства при условии, что все перечисленные вопросы подлежат решению в общем порядке.

Президент вправе рассмотреть вопрос о приеме в российское гражданство или о восстановлении в российском гражданстве, допустив определенные исключения из общих правил. Рамки таких полномочий Президента четко установлены Федеральным законом о гражданстве.

По всем названным выше вопросам - о приме, выходе и восстановлении - Президент издает указы.

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами по гражданству, утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

В Администрации Президента имеется Управление по вопросам гражданства. Имеется также комиссия по вопросам гражданства при Президенте, действующая на общественных началах.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов, а также федеральных органов, ведающих вопросами иностранных дел и дипломатическими и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящихся за пределами России, многообразны: названные органы принимают участие в решении вопросов гражданства, рассматриваемых в общем порядке, и решают вопросы гражданства, для которых предусмотрен упрощенный порядок.

Полномочия, возложенные на эти органы по вопросам гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые - осуществляют их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами. В число таких полномочий входят: определение наличия гражданства Российской Федерации, прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление Президенту заявлений вместе с документами по вопросам гражданства, решаемым Президентом; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях и др.

Заявление по вопросам гражданства подается в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации - в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

Заключение

Рассмотрев конституционно-правовое регулирование приобретения гражданства РФ, можно сделать следующие выводы:

Гражданство является комплексным правовым институтом, отношения в котором регулируются нормами различных отраслей права. Основу его составляют нормы конституционного права, регламентирующие гражданство как устойчивую политико-правовую связь физического лица с конкретным государством. Нормы административного права определяют содержание механизма решения вопросов гражданства (приобретения, изменения и утраты гражданства), а также взаимной ответственности сторон - участниц правоотношений гражданства. Этой же цели служат нормы уголовного и гражданского права. Нормы международного права направлены на устранение коллизий, возникающих между национальным законодательством различных, особенно сопредельных, государств. Приоритет международных норм перед правовыми нормами национального законодательства также создает основу для демократического развития института гражданства.

Изучив различные точки зрения относительно понятийного аппарата гражданства, считаем, что исключение из легального определения гражданства положения о взаимной ответственности гражданина и Российской Федерации не соответствует норме статьи 2 Конституции Российской Федерации. В статье 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» следует закрепить следующее определение: «Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав обязанностей и ответственности».

Рассмотрев принципы приобретения гражданства, выяснено значение принципов российского гражданства. Оно определяется тем, что они отражают сущность института гражданства; являются его исходными началами; действуют непосредственно; установлены Конституцией Российской Федерации; выступают как руководство для практики государственного строительства в области гражданства; в принципах отражается поведение личности, степень ее свободы; принципы являются показателем демократичности государства, демонстрируют его отношения с личностью.

Исследовав порядок и основания вступления в гражданство, выяснено, что Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года не содержит легальное определение понятия «законный источник средств к существованию». Требование иметь законный источник средств к существованию выдвигается в качестве одного из условий приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке. Отсутствие нормативного определения этого понятия является серьезным пробелом действующего законодательного акта о гражданстве. В связи с чем могут порождаться различные коллизии и противоречия в правоприменительной деятельности, в процессе реализации данной правовой нормы, что даст возможность многим государственным чиновникам злоупотреблять властными полномочиями в области предоставления российского гражданства.

Представляется целесообразным данный пробел восполнить посредством введения в законодательный оборот следующего определения: «Законный источник средств к существованию - любой доход, получаемый способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Российской Федерации на момент обращения». Также в закон требуется внести положение о последующем контроле за наличием и законностью средств к существованию в течение года.

Таким образом, действующее законодательство о гражданстве нуждается в усовершенствовании, устранении всех возможных коллизий, поскольку конечной целью такого законодательства является соблюдение и защита конституционных прав человека, среди которых не менее важное и значительное - право на гражданство.

Список использованных источников и литературы

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (принята всенародным голосованием): офиц. текст // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.

.Международный пакт «О гражданских и политических правах» (принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - ст. 291

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР. - выпуск XLVI. - 93.

.Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2000.- № 23. - Ст. 2349.

.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1995.- № 2. - Ст. 3.

.Декларации прав ребенка (принята Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 - 388.

.Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международных договоров. - М., 1989.

8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. - 1996.- № 25.- ст. 2954.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ: офиц. текст // Собрание законодательства РФ.-2001. -№ 52 (ч. I). -ст. 4921

. «О гражданстве Российской Федерации»: Закон от 28.11.1991 № 1948-1 // Российская газета. -1992. -06 февраля. -№ 30.

.Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 29.12.2012) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-2002. -№ 46. -ст. 4571.

.Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 26.12.1991.-№ 52. -ст. 1865.

.Приказ ФМС РФ от 19.03.2008 № 64 (ред. от 29.04.2010) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. -2008. -16.04. -№ 82.

.Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2010 г. № 765 "Об утверждении порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации или за рубежом, которому Министерством образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого тестирования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2010.- 13.09.-№ 37.

.Приказ Минобразования РФ от 18.02.2004 № 735 «Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации» // Российская газета. -2004. -№ 58.23.03.

17.Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26 февраля 1999 г.) // Бюллетень международных договоров.- 2002.- № 12.

.Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства (Москва, 28 марта 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. -1997. -27 октября.- № 43. -Ст. 4905.

19.Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 402-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. -2006.- № 2.

20.Авакьян, С.А. Гражданство Российской Федерации. / С.А. Авакьян. - М., 1994.

.Агеева, А. Как получить гражданство РФ / А. Агеева // ЭЖ-Юрист. -2011.- № 38.- С. 14.

.Алексеев, С.С. Общая теория права. / С.С. Алексеев. - М., 1960.

23.Бабурин, С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство / С.Н, Бабурин // Государство и право.- 1996.-№ 11.- С. 3.

.Братусь,С.Н. Субъекты гражданского права. / С.Н. Братусь. - М., 1950.

25.Бердникова, К.Л. Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти / К.Л, Бердникова// Современное право. - 2012. -№ 2. -С. 17.

26.Бондарь, Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. / Н.С. Бондарь. - М., 1996.

.Бойцов, В.Я. К вопросу о понятии гражданства как государственно-правового отношения. / В.Я. Бойцов. - Свердловск, 1969.

.Головко, А.А. Человек, личность, гражданин. Монография. / А.А. Головко. - М.: 1982.

.Ванюшин, Я.Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) / Я.Л, Ванюшин // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011.

.Витрук, Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе / В.А. Патюлин. - М., 1979.

31.Златопольский, Д.Л. Государственное устройство СССР. / Д.Л, Златопольский. - М., 1960.

.Иванова, В.И. Конституционное право РФ. / В.И. Иванова. - М.: Проспект, 2002. С. 28.

33.Иоффе, О.С., Шаргородский, М.Д. Вопросы теории права. / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. - М., 1961.

34.Ильинский, И.П., Щетинин, Б.В. Государственное право стран народной демократии. / И.П. Ильинский, Б.В. Щетинин. - М., 1964. -

.Изотова, Е.Н. Анализ принципов гражданства в Российской Федерации / Е.Н. Изотова // Административное право и процесс. -2012. -№ 7. -С. 18.

.Изотова, Е.Н. Способы приобретения гражданства и основания отказа в этом / Е.Н. Изотова // Юридический мир. -2012. - № 6.- С. 18 - 22.

37.Кукушкин, М.И., Перевалов, В.Д. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. / М.И. Кукушкин, В.Д. Перевалов. - Екатеринбург, 1995.

.Кутафин, О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 3: Российское гражданство: Монография. / О.Е. Кутафин. - М., 2011.

.Миронов, О.О. Содержание категории "советское гражданство" // Проблемы конституционного права. Вып. 1. / О.О. Миронов. - Саратов, 1974.

.Фарбер, И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. / И.Е. Фарбер. - Саратов, 1974..

.Полянский, В.В. Советское гражданство: (Политико-правовые проблемы): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. / В.В. Полянский. - М., 1979.

.Черниченко, С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. / С.В. Черниченко. - М., 1968.

.Шевцов, В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. / В.С. Шевцов. - М., 1969.

Похожие работы на - Институт гражданства в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!