сохранение нейтралитета государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы».
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и завещается за один день до выборов.
«В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:
) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);
) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 настоящего Федерального закона);
) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата».
Законами также устанавливаются размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения и добровольные пожертвования.
Голосование. Самая главная часть избирательного процесса, в результате которой часть кандидатов получает право на выборной мандат либо на участие во втором туре. «О времени и месте голосования участковые избирательные органы обязаны оповестить избирателей заранее до дня его проведения (через средства массовой информации, наглядную агитацию, лично, в ходе обхода мест жительства и т.д.)». Голосование осуществляется в специально отведенных и оборудованных помещениях. «В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (за исключением карандашей)». «Каждый избиратель, голосует лично, голосование за других избирателей, не допускается».
Подсчет голосов, объявление результатов. «Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением протокола об итогах голосования». Подсчет голосов избирателей, начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
Протокол об итогах голосования составляется либо в электронном виде, либо на бумажном носителе. «Если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. Протокол об итогах голосования должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) название выборов, референдума, дату голосования;
в) слово "Протокол";
г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;
д) строки протокола в следующей последовательности:
строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;
строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, а при проведении досрочного голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме - в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии;
строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;
строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
строка 7: число погашенных бюллетеней;
строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10: число недействительных бюллетеней;
строка 11: число действительных бюллетеней;
строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.
Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки:
строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;
строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования;
строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;
строка 11г: число погашенных на избирательном участке, участке ре
строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума;
строка 11е: число утраченных открепительных удостоверений.
Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 настоящего Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:
строка 11ж: число утраченных бюллетеней;
строка 11з: число бюллетеней, не учтенных при получении;
е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;
з) дату и время подписания протокола;
и) печать участковой комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе)».
На основе протоколов предоставленных участковыми, территориальными (районными, городскими и др.) избирательными комиссиями путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. «Аккумулирует же все данные Центральная избирательная комиссия РФ. Она объявляет итоги выборов и публикует их в средствах массовой информации».
В данном параграфе мной были рассмотрены определения «избирательного процесса», а так же я постарался не особо вдаваясь в подробности, но кратко и понятно охарактеризовать каждую стадию избирательного процесса. Подготовка и проведение выборов очень трудоёмкий процесс в подготовке которого участвует большое количество специалистов. Самое главное в проведении выборов - это знание конституции, законов, кодексов и всех тонкостей избирательного процесса.
§2. Избирательные технологии
Логично будет начать рассмотрение данного вопроса с самого понятия «избирательной технологии», а далее перейти к непосредственному рассмотрению самих технологий применяемых в избирательном процессе.
Определений понятия «избирательные технологии» можно найти много, но все они связаны между собой и практически повторяют друг друга. Приведем несколько определений «избирательных технологий».
«Избирательные технологии - система техник, приемов, логически взаимосвязанных моделей, методик, организации и проведения избирательных кампаний, направленных на достижение определенного результата на выборах».
«Избирательные технологии - это совокупность приемов, способов, методов воздействия на избирателей, нацеленная на оказание влияния на их электоральное поведение».
«Избирательные технологии» используются как определённые действия в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах».
Более простым языком, избирательные технологии - это те способы с помощью которых кандидаты воздействуют на избирателей с целью победы на выборах. Но кроме этого, избирательные технологии также направлены на улучшении всего избирательного процесса в целом.
Наряду с понятием политических технологий используется понятие политического менеджмента.
«Политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации».
Сейчас существуют следующие виды политического менеджмента:
имиджмейкинг - создание образа, имиджа политического деятеля, привлекательного для широких масс;
корпоративный политический имиджмейкинг - формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа политической организации, партии;
электоральные технологии - системная организация предвыборной кампании;
политический брендинг - внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы;
технологии регулирования и разрешения политическихь конфликтов - поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;
технологии лоббизма - деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.
Способы и приемы которыми пользуются кандидаты, можно разделить также на прозрачные (девиз -Честные выборы!) и грязные технологии.
Грязные технологии, основаны на сознательной подтасовке фактов, подкупе избирателей, распространении анонимной антирекламы, шантажа в адрес кандидатов, заказных убийствах и т. д.
Среди них наиболее известные следующие приемы:
. Регистрация двойников. В округах, по которым баллотируются известные, имеющие реальные шансы кандидаты, регистрируются их однофамильцы. Ожидается, что часть избирателей запутается в бюллетенях и поставит отметку не около фамилии основного кандидата, а возле его двойника.
. Регистрация подставных кандидатов. Подбирается и регистрируется кандидат, отвечающий электоральным ожиданиям предполагаемых сторонников основного конкурента. Предполагается, что у каждого кандидата есть сторонники (они будут голосовать за кандидата в любом случае) и колеблющиеся (они скорее голосуют не за этого кандидата, а за его соответствие некоему идеальному образу, либо против его основного соперника). Предложив этой части избирателей новую фигуру, есть шанс оттянуть голоса у основного соперника.
. Регистрация большого количества кандидатов на одно место. Этот прием активно применяется на местных выборах. Все кандидаты, до определенной степени, выглядят одинаково перспективными или одинаково неперспективными. Предполагается, что часть избирателей, столкнувшись с необходимостью выбора из 10-15 незнакомых кандидатов, не будет утруждать себя изучением всех биографий. Возрастает вероятность прохождения непопулярных кандидатов. .
4. Использование административного ресурса. В случае, когда один из кандидатов уже занимает какую-либо руководящую должность, им зачастую используется административный ресурс. Не покидая на время избирательной кампании своего кресла, кандидат занимается текущей работой. Это создает дополнительные возможности для повышения его популярности. Прием использование административного ресурса предполагает реализацию возможностей, которые дает руководящая должность, для затруднения деятельности конкурентов.
Деятельность, связанная с совершенствованием избирательных технологий, ведется по следующим направлениям:
¾Электоральные социологические исследования <#"justify">Электоральные социологические исследования. Это исследования в сфере избирательного права и процесса, изучение и анализ электоральных предпочтений граждан и тенденции их изменения, позволяющие оценить эффективность работы избирательных комиссий, эффективность внедрения современных избирательных технологий.
Электоральные социологические исследования, которые могут использоваться для сопровождения избирательного процесса, условно разделяют на два типа:
¾исследования, проводящиеся с целью оценки качества избирательного процесса и совершенствования деятельности избирательных комиссий;
¾исследования, проводящиеся с целью верификации результатов выборов.
Мониторинговые исследования. Мониторинговые исследования СМИ рассматривают влияние материалов СМИ на волеизъявление избирателей, а также развитие их правовой культуры. В законах о выборах в настоящее время не закреплены механизмы мониторинга СМИ, поэтому деятельность в данном направлении позволяет на практике отработать различные технологии мониторинга СМИ во время предвыборной кампании, подготовить базу для широкого обсуждения общественностью и экспертным сообществом подходов к организации таких исследований и придания им официального статуса.
Информационно-разъяснительная деятельность. Сопровождение и анализ информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий позволяет форматировать процессы информирования граждан о выборах, в том числе избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в период локальных (региональных и местных) избирательных кампаний. Деятельность по данному направлению позволяет повышать уровень профессиональной компетенции участников избирательного процесса, правовой культуры избирателей, и в целом укреплять положительную репутацию организаторов выборов.
Современные избирательные технологии. Работа по данному направлению включает в себя анализ практики внедрения современных избирательных технологий - электронного голосования, голосования с использованием сети Интернет или мобильной связи - в странах, где подобные технологии уже применяются официально либо используются в экспериментальном порядке.
Подготовкой и проведением выборов занимается множество людей, которые в свою очередь подразделяются на группы, каждая из которых занимается своим делом. Представители каждой группы преследуют свои определенные цели и что бы их добиться они используют разные методы, средства, приемы, но не всегда законные. Объединяет всех людей то, что в своей деятельности они пользуются технологиями называемыми избирательными (или выборными), а сейчас их деятельность называется новым модным словом менеджмент. Я рассмотрел наиболее известные на данный момент технологии и приемы используемые и в избирательном процессе и в политике вообще.
§3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Выборы очень трудоемкий и сложный процесс в котором участвует вся страна. К сожалению, не все граждане ответственные, порядочные и добросовестные. Кандидаты не всегда достигают поставленных перед собой целей честным и законным путем. Поэтому люди использующие в своей деятельности незаконные действия или каким-либо образом затрагивающие и ущемляющие права других людей должны быть наказаны и нести ответственность за свои поступки.
Ответственность за нарушение избирательных прав граждан - это меры неблагоприятного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим избирательные права граждан. Согласно законам за нарушение избирательных прав граждан предусматривается три вида юридической ответственности:
) конституционно-правовая;
) административная;
) уголовная.
«Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах состоит в применении к виновным участникам выборов и референдумов определенных правовых санкций. К ним относятся: предупреждение; отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); отказ в регистрации инициативной группы по проведению референдума или иной группы участников референдума; отмена регистрации кандидата (списка кандидатов); отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума или иной группы участников референдума; признание итогов голосования и результатов выборов, референдума недействительными и отмена соответствующего решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; отмена решения о признании кандидата избранным». Особой мерой данного вида ответственности является расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума.
Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах предусмотрена КоАП РФ (статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56).
Например, «статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».
Или «статья 5.56. Нарушение порядка и сроков представления, и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума. 1. Непредставление председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей. 2. Уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей».
«Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям при организации и проведении выборов и референдумов».
Рассмотрим несколько примеров.
«Статья 141.Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. 1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. 2. Те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет».
«Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования. Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок».
В полной мере вопрос об ответственности за нарушение избирательных прав граждан на паре страниц раскрыть невозможно. Данный вопрос на прямую связан с уголовным кодексом РФ, кодексом РФ об административных правонарушениях, законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Для более глубокого и подробного ознакомления с данным вопросом необходимо проанализировать все статьи входящие в кодексы, сопоставить их между собой, выяснить все ли нюансы рассмотрены и учтены.
Заключение
Избирательный процесс - это сложная и трудоемкая деятельность связанная с подготовкой и проведением выборов, включающая проведение предвыборных кампаний, непосредственного самого голосования, подсчет результатов голосования и предоставление отчетов. В проведении выборов участвует большое количество людей. Избирательные комиссии, сами кандидаты, люди занимающиеся предвыборной подготовкой, все они должны быть хорошо подготовлены, быть юридически грамотными, разбираться во всех тонкостях избирательного процесса.
Я в своей работе дал краткую характеристику каждой из стадий избирательно процесса, конечно, специалистам занимающимся выборами данной информации будет недостаточно. Эта недостаточность будет связана с тем, что отдельный этап выборов - это очень сложная работа, которую выполняет множество людей. Все участники процесса, я думаю, должны очень хорошо знать и уметь ориентироваться в федеральных законах касающихся выборов и статьях конституции РФ, а также они должны понимать какая их ждет ответственность за допущенную ими оплошность, ошибку или недочет, будь он сделан преднамеренно или случайно. Самими кандидатами должна быть проделана большая работа, они не просто приходят и вносят себя в список кандидатов. Каждый кандидат продумывает свою программу, выдвижение его кандидатуры сопровождается открытием избирательного фонда, затратой средств из этого фонда, необходимо следить чтобы потраченная сумма на предвыборную кампанию не превышала определенный процент от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда. Кандидат и его помощники, должны знать какими способами они вправе проводить агитационную кампанию, чем они вправе пользоваться, какие затраты берет на себя государство. Все организаторы избирательной компании должны обучаться проведению данного процесса, посещать какие-то курсы, семинары и т.п.
Я считаю, что предоставленного мной материала достаточно для первоначального ознакомления с темой «Избирательный процесс в РФ». На мой взгляд, наиболее важное, что я понял при написании данной работы, это, то что все граждане должны быть юридически грамотными и подкованными. Знание конституции, законов, кодексов поможет гражданам жить более спокойно, знать на что они имеют право, какие наказания их ждут в случае нарушения законов, а также они смогут защитить себя если их права нарушают другие люди, в том числе и представители государственных инстанций.
выборы агитация голосование кандидат
Список литературы
1.Бахрах,Д.Н., Россинский Б. В, Старилов Ю. Н. Административное право: учебник-3-е изд.,пересмотр. и доп.-М.:Норма,2008.-816с.
.Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. - "ЗАО Юстицинформ", 2008 г.
.Ершов В.А. Основы избирательного права РФ. Уч. пособие для студентов ВУЗов. М.:ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 192 с.
.Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс).-М.:Юридический институт МИИТа,2009.-302с
.Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. Российское право: учебник-2-е изд.пересмотр.-М.:Норма,2009-784с.
.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195 ФЗ (ред.от.23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 09. 08.2013)
.Конституция РФ от 25.12.1993 с изм. от 30.12.2008
.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.от 23.07.2013)
9.Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ <http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102076216&intelsearch=67-%D4%C7> (в ред. 02.07.2013)
.Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ <http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102092234&intelsearch=51-%F4%E7+%EE%F2+18.05.2005> (в ред. от 02.05.2012)
.Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 19-ФЗ <http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079383&intelsearch=19%F4%E7+%EE%F2+10.01.2003> (в ред. от 02.05.2012)