Показатели
качества продукции
|
Продукция,
расходуемая при использовании
|
Продукция,
расходующая свой ресурс
|
|
сырье
и природное топливо
|
материалы
и продукты
|
расходуемые
изделия
|
неремонтируемые
изделия
|
ремонтируемые
изделия
|
Классификационные
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Функциональной
пригодности
|
+
|
+
|
+
|
(+)
|
(+)
|
Надежности:
|
|
|
|
|
|
безотказности
|
-
|
-
|
(+)
|
+
|
+
|
-
долговечности
|
-
|
-
|
(+)
|
+
|
-
ремонтопригодности
|
-
|
-
|
(+)
|
-
|
+
|
-
сохраняемости
|
+
|
+
|
(+)
|
+
|
+
|
-
энергомичности
|
-
|
-
|
|
(+)
|
(+)
|
-
эстетичности
|
(+)
|
(+)
|
(+)
|
(+)
|
(+)
|
Технологичности:
|
|
|
|
|
|
-
в производстве
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
при применении
|
(+)
|
(+)
|
+
|
(+)
|
+
|
Ресурсопотребления
|
-
|
-
|
-
|
(+)
|
(+)
|
Безопасности
|
(+)
|
(+)
|
(+)
|
(+)
|
(+)
|
Экологичности
|
(+)
|
(+)
|
(+)
|
(+)
|
(+)
|
Для определения высшей степени и
количественных характеристик при проведении оценок используются термины:
«относительное качество», «уровень качества» и «мера качества
<#"721825.files/image002.gif">
Изученные источники позволяют
выделить наиболее часто используемую модель управления качеством продукции
(услуг). Цикл Шухарта-Деминга (Цикл PDCA) - известная модель непрерывного
улучшения процессов, получившая название цикла Шухарта-Деминга или цикла PDCA -
планируй (Plan), делай (Do), проверяй (Check), воздействуй (Act), при ее
применении в самых различных областях деятельности позволяет эффективно
управлять этой деятельностью на системной основе. Известен как
Deming <#"721825.files/image003.gif">
Рис. 1. Модель системы менеджмента
качества PDCA (взято из
международного стандарта ИСО 9001:2008).
Многие специалисты отмечают, что
цикл Деминга относится к уровню оперативного управления, выполняемого
руководителями среднего и низового звеньев, и не включает функции общего
руководства качеством. Кроме того, в цикле Деминга не показаны связующие
процессы принятия решений и информация, необходимые для выполнения работ по
циклу. Приведенная ниже схема наглядно показывает взаимосвязь и
последовательность выполнения всех функций в процессе управления качеством и
взаимодействия с внешней средой.
Схема 3
Взаимосвязь и последовательность
выполнения функций в процессе управления качеством и взаимодействия с внешней
средой
. Этапы развития управления
качеством в России
Начало процесса стандартизации в
России связано с реформами Петра I. Вопросам промышленной
стандартизации во время его правления был посвящен целый ряд соответствующих
указов, направленных на внедрение элементов стандартизации и
взаимозаменяемости. Так, например, в одном из указов предписывалось изготовлять
огнестрельное оружие разных систем и видов только одного калибра.
Схема 4
Историческая последовательность
развития элементов управления качеством в России [6]
Историческую последовательность
развития управления качеством в России можно проследить по развитию таких
взаимосвязанных вопросов, как:
- контроль качества продукции;
оценка качества продукции;
процесс возрастания роли управления
качеством (внимание со стороны органов государственной власти, внедрение единой
государственной системы стандартизации, работа по ее адаптации, интеграции в
систему международных стандартов и т.д.).
Данные об объекте управления приведены в
определении ГОСТа 15467-79: Управление качеством продукции - установление,
обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее
разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем
систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и
факторы, влияющие на качество продукции.
Контроль качества (технический контроль) -
необходимое составляющее любого способа управления качеством - проверка
соответствия продукции принятым техническим требованиям.
Контроль качества представляет собой систему
технических и административных мероприятий для обеспечения производства
продукции в полном соответствии с требованиями нормативной документации.
Организация контроля качества включает в себя проведение замеров количественных
и качественных характеристик продукции или процесса, влияющего на качество
изделий, в соответствии с установленными техническими требованиями.
Цель контроля качества - получение информации о
состоянии объекта контроля и сопоставление полученных результатов с
предъявляемыми требованиями, которые могут быть отражены в стандартах, ТУ,
договорных обязательствах, чертежах и др. подобных документах.
Схема 5
Классификация видов технического контроля [3]
Основные термины и определения контроля
качества, зафиксированные ГОСТом 16-504-81:
объект контроля;
метод контроля;
исполнители контроля;
документация на проведение контроля.
Современные условия организации службы качества
предприятия характеризуется комплексным подходом, суть которого сводится к
объединению усилий не только подразделения, отвечающего за технический
контроль, но и подразделения, охватывающего всю работу по обеспечению и анализу
качества, а также привлечение методов стимулирования качества.
Организация работы в области качества крупной
производственной компании включает в себя три блока основных задач:
планирование и разработку методов
обеспечения качества:
контроль качества;
стимулирование качества.
Планирование качества начинается на стадии
проектной разработки изделия, планируются качественные характеристики,
надежность продукции. Общий план должен учитывать элементы планирования
качества, предпринимаемые поставщиками-смежниками. В подготовительный период
должное внимание уделяется и подготовке контроля применения контрольных
средств. В течение всего периода (разработка, запуск, производство) повышенное
внимание уделяется аналитической работе с целью обработки, систематизации и анализа
данных по качеству и затратам на его обеспечение, выработке соответствующих
рекомендаций.
В свою очередь в планирование и разработку
методов обеспечения качества входят:
планирование качества и планирование
контроля качества (планирования качества и надежности, контроля качества и
планирования внедрения средств контроля);
управление качеством (управление
качеством продукции поставщиков и управление качеством продукции собственного
производства);
информация об уровне качества
(информация о затратах на обеспечение и поддержание качества, систематизация и
анализ данных о качестве, получаемых из процесса производства и эксплуатации,
ведение соответствующей документации о качестве).
Непосредственно процесс контроля качества
включает:
лабораторный контроль качества,
включающий контроль используемых материалов, контроль внедряемых моделей и
образцов, испытание продукции на надежность;
проверку качества, предусматривающую
входной контроль, контроль процесса производства и контроль на выходе;
использование измерительной техники
(электронная измерительная техника, прецизионные средства измерений и контроль
средств измерений).
Стимулирование качества предусматривает:
организацию процесса обучения и
повышения квалификации персонала;
активное использование методов и
средств мотивации в области обеспечения качества;
постановку специальных задач в рамках
системы качества.
Важнейшие составляющие организации работы по
контролю качества:
контроль закупаемых изделий;
входной контроль на всех участках
технологической цепи;
операционный контроль;
контроль готовой продукции (контроль на
выходе).
При этом обеспечение эффективной функции
контроля не возможно без применения современного метрологического обеспечения,
позволяющего обеспечить разработку, качественную проверку, эксплуатацию в
оптимальном режиме и контроль средств измерений и электронных устройств.
Если руководство средних предприятий
ограничивается услугами инженера по качеству, время от времени прибегая к
услугам консультационных и инжиниринговых фирм, то на крупных предприятиях в
систему контроля качества включаются подразделения, специально занимающиеся
контролем материалов, стендовой отработкой и проверкой макетов, проведением
испытаний на надежность, в том числе и опытных образцов.
этапов развития:
Первый этап соответствует начальным задачам
системного подхода к управлению, когда появилась первая система - система
Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технических и
производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их
выполнять. Эта система устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в
виде полей допусков и вводила определенные шаблоны, настроенные на верхнюю и
нижнюю границы допусков - проходные и непроходные калибры. Для обеспечения
успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в
области качества - инспекторы (в России - технические контролеры). Система
мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система
обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с
измерительным и контрольным оборудованием.
Взаимоотношения с поставщиками и потребителями
строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ),
выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).
Второй этап. Система Тейлора дала великолепный
механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная
единица). Однако продукция - это результат осуществления производственных
процессов, и вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.
В 1924 г. в «Bell Telephone Laboratories» (ныне
корпорация AT&T) была создана группа под руководством Р.Л. Джонса,
заложившая основы статистического управления качеством. Это были разработки
контрольных карт, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного
контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом, ставшие началом
статистических методов управления качеством, которые в последствии благодаря Э.
Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма
существенное влияние на экономическую революцию в этой стране. Деминг выдвигает
идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы, т. к. по его
мнению, они создают атмосферу страха, способствуют краткосрочному вкладу в
работу, игнорируя долгосрочные задачи, и разрушают работу в командах. Опираясь
на точку зрения Э. Деминга и развивая ее, Д. Джуран ввел термин качества в духе
«соответствия требованиям потребителя», в значительной степени ориентированный
на требования потребителей, («Fitness for use»). Он показал ответственность
менеджмента за хронические последствия несоответствий и дополнил статистические
методы контроля качества систематическими методами решения проблем качества (14
принципов повышения качеством Деминга и 10 этапов повышения качества по
Джурану).
Системы качества усложнились, т. к. в них были
включены службы, использующие статистические методы. Усложнились и задачи в
области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, понимающими,
что такое вариации и изменчивость, а также знающими, какими методами можно
достигнуть их уменьшения. Появилась специальность - инженер по качеству,
который должен анализировать качество и причины дефектов изделий, строить
контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был
перенесен на их предупреждение путем определения причин дефектов и их
устранения на основе изучения процессов и управления ими.
Более сложной стала мотивация труда, т. к.
теперь учитывалась точность настроенности процесса, анализ тех или иных
контрольных карт, карт регулирования и контроля. К профессиональному обучению
добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.
Стали более сложными и отношения поставщик - потребитель. В них большую роль
начали играть стандартные таблицы и статистический приемочный контроль.
Третий этап. Связан с появлением отечественных
систем:
· Саратовская система бездефектного
изготовления продукции (БИП);
· Ярославская научная организация
работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении
«Автодизель»;
· Рыбинская научная организация труда,
производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском
моторостроительном заводе;
· Горьковская система «качество,
надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ).
В основу системы БИП был положен самоконтроль
труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность за качество
изготовленной продукции.
Система НОРМ предусматривала планомерный,
систематический контроль моторесурса двигателей и циклическое его увеличение на
основе повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих
планируемый моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя
качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла
продукции.
Для НОТПУ характерно комплексное использование
методов научной организации труда, производства и управления с постоянным
совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого
рабочего места и для предприятия в целом. Предусматривалась количественная
оценка уровня организации труда, производства и управления в рамках
предприятия, цехов, участков.
Одна из лучших - система КАНАРСПИ (качество,
надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Система
включала комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий,
обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых
промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:
. комплексность задач обеспечения качества
продукции;
. поисковый характер системы,
предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение
качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных
служб предприятия;
. организация работ по получению объективной
и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;
. интенсивное использование периода
подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество
изделий;
. проведение
конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца;
. активное участие
предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании
конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;
. универсальность, т.е. возможность
применения в различных отраслях промышленности.
Четвертый этап соответствует тотальному
менеджменту качества (TQM).
Формирование национальной системы сертификации:
в 1989 году были утверждены соответствующие документы. Растущее внимание к
системам контроля качества выразилось в создании в рамках Госстандарта России
Регистра систем качества, призванного повысить статус сертификации.
Специфика тотального управления качеством
состоит в том, что если раньше на предприятиях принимались компромиссные
решения по таким параметрам, как объем выпускаемой продукции, сроки поставки,
затраты и качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и
вся работа предприятия подчиняется этой цели. Управление всеми сферами
деятельности предприятия организуется исходя из интересов качества.
Появление международных стандартов на системы
качества - стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние
на менеджмент и обеспечение качества, - прототипы современных стандартов:
МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты
по обеспечению качества»;
МС 9001 «Системы качества. Модель для
обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже
и обслуживании»;
МС 9002 «Системы качества. Модель для
обеспечения качества при производстве и монтаже»;
МС 9003 «Системы качества. Модель для
обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы
системы качества. Руководящие указания»;
В течение 1963-1994 г.г. вышли стандарты по обеспечению
качества для различных отраслей промышленности в США, Великобритании, новая
версия этих стандартов ИСО 9000.
На взаимоотношения поставщиков и потребителей
оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие
стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на
основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого
заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать
это. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в
соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.
Пятый этап соответствует стандартам серии ИСО
14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты
окружающей среды и безопасности продукции.
В России в 1996 и 2001 годах принимаются
аналогичные национальные стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000.
В августе 2001 года постановлениями Госстандарта
РФ были введены в действие:
- ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы
менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
- ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы
менеджмента качества. Требования»;
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента
качества. Рекомендации по улучшению деятельности».[6]
Существенный рост влияния гуманистической
составляющей качества.
Усиление внимания руководителей предприятий к
удовлетворению потребностей своего персонала.
Появление корпоративных систем управления
качеством, ставящих целью усиление требований международных стандартов. Так,
Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994
г. - вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Хотя
он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми
(автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из
членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.
Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а
также методов самооценки по моделям премий по качеству - главное достижение
пятого этапа развития систем управления качеством.
«Пять звезд качества» приведены в приложении 1.
В настоящий момент действующим документом
является МС ИСО 9001:2008 (4 издание стандарта).
Развитие стандартов по СМК
MIL-Q-9858 США,
1963г. В большинстве для оборонных предприятий
|
|
|
|
BS 5750 Великобритания, 1979г.
Общий для всех отраслей промышленности
|
|
|
|
ISO 9000 1987г. 1-е издание
стандарта Технический комитет ТК 176 международной организации ISO
|
|
|
|
ISO 9000 1994г.
|
|
ГОСТ
Р ИСО 9000 Россия, 1996г.
|
|
ISO 9000 2000г.
|
|
ГОСТ
Р ИСО 9000 Россия, 2001г.
|
|
ISO 9000 2008г. 4-е издание
стандарта
|
|
ГОСТ
Р ИСО 9001:2008 Россия, 2001г.
|
По данным Регистра систем качества, на
15.09.2000г. в России насчитывалось всего 352 компании, имеющие сертификат на
соответствие созданных СМК стандартам ISO серии 9000. Сегодня число
сертифицированных российских предприятий приближается к тысяче. При этом
большая их часть сертифицирована в отечественной системе ГОСТ Р, то есть не
обладает авторитетным, признаваемым не только на внутренних рынках,
сертификатом международного образца.
В 1995г. предприятий с сертифицированной СМК в
России было всего 22. В конце 2004 года таких предприятий России стало порядка
7%. Для сравнения: наибольшее количество сертификатов, по открытым данным ISO
на тот же 1995 г., имела Великобритания: 52595. Причем за два последующих года
их число увеличилось на 4093, а к 1999 г. составило около 100 тыс. Только в
1998 г. в мире было выдано более 270 тыс. сертификатов на соответствие ISO
серии 9000.
Первое место по числу сертификатов ISO серии
9000 удерживает Европа - 166 тыс. Интересно, что в 1993 г. ей принадлежало 83%
всех сертификатов, в настоящее время - 61%.
качество управление контроль
Заключение
Качество - одна из фундаментальных категорий,
определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для развития
человека и общества.
Проблема качества не может быть решена без
участия ученых, инженеров, менеджеров.
Качество определяется действием многих
случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих
факторов на уровень качества необходима система управления качеством.
Таким образом в реферате были рассмотрены
различные классификации эволюции управления качеством:
· механический
контроль (до 1900 года);
· контроль мастера
(1900-1920 гг.);
· инспекционный
контроль (1920-1940 гг.);
· статистический
контроль (1940-1960 гг.);
· обеспечение
качества (1960-1980 гг.);
· всеобщее управление
качеством (1980-по настоящее время).
В истории развития документированных систем
качества выделены пять этапов (пять звезд качества): качество продукции как
соответствие стандартам; качество продукции как соответствие стандартам и
стабильность процессов; качество продукции, процессов, деятельности как
соответствие рыночным требованиям; качество как удовлетворение требований и
потребностей потребителей и служащих; качество как удовлетворение требований и
потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.
Список литературы
1. Международный стандарт ИСО
9001:2008 (Методическое пособие для менеджера по качеству). - Шахты: ООО «Центр
эффективного управления», - 2010. 36 с. Стр. 10.
. Окрепилов В.В. Управление
качеством. - М.: Экономика, 1998. Стр. 19.
. Аристов О. В. Управление
качеством: Учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 240с.
. Ильенкова С.Д. Управление качеством:
Учебник / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. доктора
экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 334с.
. Миронов М.Г. Управление качеством:
Учебное пособие. - М.: Проспект Велби, 2007. - 288с.
. Мишин В.М. Управление качеством:
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент
организации» / В.М. Мишин - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2005. - 463с.
. Ребрин Ю.И. Управление качеством:
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.
Приложение 1