Защита прав потребителей в торговле

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита прав потребителей в торговле

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

Юридический факультет







КУРСОВАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: Гражданское право

Тема:

Защита прав потребителей в торговле



Студента: 3 курса, группы Ю-351

Шадов Сергей Олегович

Преподаватель: Рыгалина Н.Г.





Тверь 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании за рубежом и в Российской Федерации

.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании

Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации

.1 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживани

.2 Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли

.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей

.2 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг, торговля. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи и т.п.

В развитых странах признается приоритетность интересов потребителей по сравнению с другими субъектами рынка. В условиях насыщенности рынка товарами и услугами современный потребитель имеет все возможности для того, чтобы поднять уровень своих требований к товарам, услугам и качеству обслуживания. Торговля, являясь посредником между изготовителями и потребителем, призвана защищать интересы потребителей, предъявляя к изготовителям, продавцам требования в отношении качества и безопасности товаров, предоставления необходимой информации, упаковки, обеспечивая одновременно торговое их обслуживание.

Разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей своих граждан, защите их интересов являются не только социально-экономической, но и политической функцией государства. За последние годы в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, регулирующих процессы торгового обслуживания. Совокупность всех правил и составляет те нормы, которые устанавливают обязанность и ответственность торговой организации, индивидуального предпринимателя - продавцов перед потребителем и защищают его права. Но его недостаточно знают сами продавцы, потребители и контролирующие органы. Производители и торговые предприятия зачастую пытаются навязать потребителям выгодные для себя и не выгодные для него условия приобретения товаров. Значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасной для жизни и здоровья людей. В наши дни рынок наводнен подделками и продукцией низкого качества. В погоне за большой прибылью изготовители забывают о потребностях человека в качественном товаре, продавая некачественную продукцию по цене продукции хорошего качества. Поэтому для каждого потребителя необходима поддержка государства, которое законодательно отстаивает права граждан-потребителей, заставляя производителей выпускать товары высокого качества. Такое законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяя права потребителей и механизм их реализации.

Защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права.

Основными нормативно-правовыми регулирующими отношения в сфере защиты прав потребителя в Российской Федерации являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон "О защите прав потребителей". Существует еще ряд нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в этой сфере, о которых будет упомянуто в данной дипломной работе позже.

Степень научной разработанности. Вопросы защиты прав потребителей рассматривали такие ученые как А.В. Селянин, Е.Б. Козлова, Е.А. Копыстыринский, Л.В. Мелихова, В.Н. Ткачев, С.П. Гурская, И.В. Зыкова, П.П. Богдан, Э.Г. Корнилов, Я.Е. Парций, А.Н. Распонин, В.П. Смолянинов и многие другие.

Объект исследования - являются общественные отношения, возникающие области защиты прав потребителей.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

нормы гражданского и смежного законодательства;

практика реализации норм, предусматривающих применение защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Целью данной работы является:

формирование знаний в области правового регулирования защиты прав потребителей;

выработка умений применения правовых норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров;

выявление недостатков в законодательстве по защите прав потребителей;

совершенствование законодательной базы в этой области права.

В данной работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть и проанализировать основные права потребителей в торговом обслуживании, закрепленные законодательством Российской Федерации;

изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;

выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.

Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений и выводов, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Основная характеристика института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

.1 История возникновения и развития института защиты прав потребителей в торговом обслуживании за рубежом и в Российской Федерации

Еще в древнейшие времена, с появлением частной собственности, возникает и получает большое распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. То, что потребитель нуждается в защите, люди признали еще в древности. Поэтому практически во всех сводах законов уже с тех времен присутствовали нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Люди старались защищать права покупателя еще в древние времена. Первым примером такого рода могут служить законы Хаммурапи - царя, правившего Вавилоном в 18 в. до н.э. Так законы Хаммурапи регулировали отношения кредита, качества товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров. В средние века процесс купли-продажи жестко регулировался городскими властями во многих странах. Например, в Австрии в 15 в. продавец разбавленного или прокисшего молока должен был выпить все некачественное молоко. Во многих странах существовали специальные должности "рыночных инспекторов".

В римском праве была предусмотрена ответственность продавца за недостатки проданной вещи, за эвикцию вещи (лишение покупателя владением полученной от продавца вещи, вследствие отсуждения ее каким-либо третьим лицом). "…продавец обязан предоставить покупателю свободное и спокойное обладание вещью и обеспечить покупателя от эвикции проданной вещи со стороны третьих лиц, а если эвикция произойдет - возместить покупателю ущерб".2

Говоря об истории возникновения защиты прав потребителей необходимо упомянуть о консъюмеризме - общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консъюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. В США он начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе, к контролю за продуктами питания и лекарствами, потом - к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности. Первый протест потребителей, имеющий документальное подтверждение, зафиксирован в 1775 году в штате Массачусетс, когда продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. После этого на проблему защиты прав потребителей стало реагировать государство, для чего и стало формировать законодательную базу.

Процессы глобализации социально-экономических отношений в мире придали консъюмеризму межнациональный характер.

В Японии создание административно-правовой защиты потребителей происходило двумя путями. Первый состоял из принятия законодательных актов, основным из которых является основной закон об охране интересов потребителя. Он определил ответственность государства, местных организаций и производителей в области защиты прав потребителей. Другой путь - организация системы государственных учреждений, которые вырабатывают общую политику, выполняют координационные и контролирующие функции, осуществляют товарные инспекции, помогают решать спорные вопросы, информируют потребителей. Но созданная защита не стала надежным щитом японских потребителей, а подлинным защитником интересов потребителей стало потребительское движение.

Во Франции еще в 1905 году был принят Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг. В 1977 году одобрен Закон об охране прав и информации о потребителях. Государство обеспечивает защиту потребителей через различные организации и службы. Из них наиболее значительные: служба предотвращения обмана покупателей и контроля за качеством товаров и национальный институт потребления.

В Западной Европе консъюмеризм в значительной степени концентрирует свое внимание на экологии. Зеленые оказывали давление на все уровни управления в странах Западной Европы. В результате госструктуры предъявляли экологические требования к производителям. Реакцией европейского бизнеса являлось появление продуктов, не оказывающих вредного влияния на окружающую среду. В Британии начали производить пеленки из небумажного сырья. Германское федеральное Агентство защиты среды учредило ярлык Голубого Ангела для экологически чистых продуктов. В Бельгии была создана линия чистящих средств, не загрязняющих среду.

С точки зрения экономических условий, уровня образования потребители находятся в неравном положении.

Руководящие принципы для защиты прав потребителей преследуют следующие цели:

содействие странам в установлении и обеспечении защиты потребителей,

способствование созданию независимых групп потребителей,

расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей

и другие (ст.1 Принципов).

Руководящие принципы для защиты прав потребителей закрепляют следующие права потребителей:

право на безопасность;

право на информацию;

право на качество;

право на потребительское образование;

право на выбор;

право на удовлетворение своих потребностей;

право быть услышанным;

право на возмещение ущерба.

Первой попыткой создания потребительского законодательства стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Уже само появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Но проект не избежал недостатков (не было различия между потребителем юридическим лицом и потребителем-гражданином, основные права потребителей формулировались лишь относительно обеспечения права на качества товаров).

января 1996 года был принят Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей", который в последующем изменялся и усовершенствовался, но в настоящее время, несмотря на то, что Закон определяет права потребителя как в целом так и в торговом обслуживании, все-таки он, на мой взгляд, остался не полностью доработанным, не все моменты встречающиеся на практике оговорены в Законе. Поэтому, думаю, что в связи с тем, что экономическая и политическая ситуация в стране может изменяться, то и данный Закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные акты в будущем тоже потерпят изменения.

1.2 Потребитель как субъект права на защиту в торговом обслуживании

Благополучие человека складывается не только из политических, личных, социальных и культурных прав и свобод, но и экономических. Экономика любого государства должна строиться на реальных потребностях человека. Именно в удовлетворении потребностей человека и народонаселения страны суть экономики. Потребность - желание или необходимость обладать, пользоваться данным товаром, услугой, нужным для самого воспроизводства жизни и поддержания определенного уровня жизни. Мотивы этих потребностей могут быть самыми разными. Прежде всего человек стремиться к удовлетворению главных потребностей в пище, одежде, жилье и т.д. все многочисленные потребности человека разделил и ввел в науку медик-психолог А. Маслоу, который создал иерархию потребностей человека.

Возникновение потребностей зависит от некоторых факторов, например, от возраста, пола, климата, семьи, образования, цели в жизни, здоровья, доходов и т.п.

Однако в сфере торгового права говориться только о тех потребностях, за которые необходимо уплатить определенную денежную сумму, то есть о возмездных. Потребности, реализуемые в сфере торгового обслуживания, воплощаются в:

Качестве и количестве товаров, обеспечивающих сохранение идеальнейшее развитие достигнутого уровня потребления;

Условиях приобретения товаров, потребления услуг, обеспечивающих экономию времени, комфортность покупки;

Стремлении к самовыживанию через приобретение или заказ определенных товаров, отвечающих культурному уровню, вкусу и взглядам потребителя, его привычкам и наклонностям;

Социальном общении, получении и передаче необходимой и достоверной информации.

Согласно Закона РФ "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Приказом МАП РФ от 20 мая 1998 года №160 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей" разъяснено, что прибыль нужно понимать в соответствии со ст. 2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары, использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли. Цели, для которых приобретается товар должны быть исключительно личные (бытовые).

Товары могут приобретаться (заказываться) для личных нужд либо для бытовых, либо одновременно и для личных, и для бытовых. Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар, но и гражданин пользующийся им, но не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве.

В странах развитой рыночной экономики термин "потребитель" используется в законодательстве как категория противостоящая "коммерсанту", в шведском праве термин "потребитель" определяется как частное лицо, приобретающее товары, главным образом для личного пользования, а не для перепродажи. В Германии этот субъект называется ein Verbraucher (конечный потребитель). Во Франции, Бельгии, Дании и Великобритании термин этот встречается в законодательстве, но без каких-либо специальных определений, а в остальных странах Европы он введен в оборот судебной практикой. В Испании правам потребителя посвящен целый специальный параграф Конституции. В целом же термин "потребитель" трактуется как непрофессионал, приобретающий предметы в целях личного потребления на рынке товаров и услуг (конечный потребитель) .

В преамбуле Закона "О защите прав потребителей" под продавцом понимается - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.

Согласиться с его мнением я не могу, так как в Законе ясно указано, что продавцом является либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. А предлагаемые судьей изменения, могут повлечь вот какие последствия: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, занимающиеся иной деятельностью, кроме торговли, решит продать какую-либо вещь, и с позиции "видоизмененного" Закона он не будет считаться продавцом, что повлечет за собой ущемление прав потребителя.

В Законе "О защите прав потребителей" под производителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Если фирма реализует товары торговым предприятиям, то является изготовителем, а если же она реализует товары непосредственно потребителям, то она является продавцом. Организация признается изготовителем лишь в том случае, если она производит товары для последующей их реализации потребителям. Как пишет Л.В. Мелихова, если же организация не имеет намерений реализовывать товары потребителям, то и действия Закона на нее уже не будут распространяться, и в этом случае будет действовать общегражданское законодательство.

Согласно ст.2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством Российской Федерации порядке свои филиалы и представительства на территории РФ и осуществляющие свою деятельность как изготовители, продавцы, исполнители на территории РФ, должны соблюдать правила гражданского законодательства РФ, в том числе и законодательства о защите прав потребителей.

Субъективное право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны, возможность требования определенного поведения от обязанного лица. Предметом защиты являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы (ст.3 ГПК РФ).

Следовательно, субъектом права на защиту является лицо, наделенное законодателем правами, которые по каким-либо причинам нарушены другим лицом или лицами. Российский потребитель наделен законом правами, например, право на безопасность товара, право на получение информации о товаре и т.п., а значит, в случае нарушения его субъективных потребительских прав, потребитель становиться субъектом права на защиту.

Думается, что только в том случае, если нарушены права потребителя он становиться субъектом права на защиту, так как в случае, если право потребителя не нарушено, то смысла в защите его права нет, нет необходимости защищать ненарушенное право. Как уже говорилось, необходимо различать понятия охраны и защиты. Охранять ненарушенное право возможно и необходимо, и для этого есть различные способы и методы. Защищать же возможно только нарушенное право.

Глава 2. Содержание института защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании в Российской Федерации

.1 Основные права граждан-потребителей в торговом обслуживании

Права граждан-потребителей в торговом обслуживании защищаются и охраняются в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей" и другими нормативно-правовыми актами.

Законом "О защите прав потребителей" российский потребитель наделен некоторыми правами: право на безопасность товара, на просвещение в области защиты прав потребителей, на безопасность товара на информацию об изготовителе и о товаре и др.

Рассмотрим некоторые из этих прав подробнее.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

Согласно ст.3 Закона РФ "О защите прав потребителей" право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. В целях усиления внимания Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей, придания положительной динамики процессу обучения населения потребительской культуре поведения в приоритетных направлениях национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001-2010 гг., одобренных Межведомственным советом по защите прав потребителей, на первое место поставлено информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителя и на второе - организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности.

В 1995 г. В школах Свердловской области в качестве эксперимента преподавался курс "Основы потребительских знаний", разработанный Международной конференцией обществ потребителей (КонОП) по заказу администрации Свердловской области.

В 1997 г. Министерство образования признало программу и рекомендовало ее российским школам в качестве факультатива, предшествующего курсу экономики в старших классах. В некоторых регионах страны (Чувашия, Челябинская область и др.) этот предмет введен в качестве обязательной дисциплины.

Право потребителей на надлежащее качество товара.

В ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" закреплена обязанность продавца передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если же договором условие о качестве товара отсутствует, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен в известность потребителем о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу или описанию. Если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

Продажа товаров по образцам - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях при продаже товаров.26 При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором. При продаже товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Покупатель, в свою очередь, вправе отказаться от перечисленных услуг при заключении договора. К качеству товара могут предъявляться обязательные требования на уровне закона или иного правового акта, при этом продавец обязан передать потребителю товар соответствующий этим требованиям. На основании ст.168 ГК РФ, в которой закреплена недействительность любой сделки, не соответствующей требованиям закона и иных правовых актов, любые соглашения между продавцом и потребителем, допускающие отступления от указанных правил, признаются недействительными.

Хотя в Законе "О защите прав потребителей" и не говориться о праве покупателя на надлежащее качество товара, однако закрепленная в нем обязанность продавца передать покупателю товар надлежащего качества, дает нам основание полагать, что таким образом законодатель закрепил и право потребителя на надлежащее качество товара.

Согласно ст. 7 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на безопасность товара, то есть на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом. Данная статья также устанавливает обязанность изготовителя обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара, а если он не установлен, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. В соответствии со ст. 2 Закона о техническом регулировании под безопасностью продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона "О защите прав потребителя

Требование о наглядности информации означает, что продавец обязан обеспечить потребителю возможность визуального ознакомления с информацией об изготовителе, продавце и т.д. Под доступной формой доведения информации понимается то, что потребитель не должен затрачивать каких-либо усилий для получения вышеназванной информации.

Под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре, объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения имен этого товара, а также возможность использования товара по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Их можно детально разделить на две группы: сведения об изготовителе (продавце) и сведения о товаре.

Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в пункте 4 статьи 7 Закона "О защите прав потребителей";

информацию о правилах продажи товаров;

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

2.2 Система способов защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Следует различать понятия формы и способа защиты. Форма защиты прав - это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права.40

Под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст.12 ГК РФ. К ним относятся:

признание этих прав;

восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права;

присуждение к исполнению обязанности в натуре;

возмещение убытков (например, возмещение вреда, причиненного имуществу потребителя, вследствие производственных недостатков товара);

взыскание неустойки (например, взыскание неустойки за каждый день просрочки в размере 1% от стоимости товара при отказе продавца от возврата потребителю уплаченной им суммы за товар в обмен на товар ненадлежащего качества, 0,5% за просрочку доставки товара);

компенсация морального вреда (например, компенсация морального вреда причиненного вследствие использования товара ненадлежащего качества);

прекращение или изменение правоотношения;

неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иные способы.

К способам защиты, которые предусматривались гражданским кодексом РСФСР 1964 года добавлено два новшества: законодатель закрепил самозащиту гражданских прав и возмещение морального вреда.

Данный перечень не является исчерпывающим, так как предусматривает иные способы защиты, предусмотренные законом.

Глава II Закона "О защите прав потребителей" устанавливает гарантии защиты прав потребителя при заключении договора купли-продажи. Общие нормы о договорах купли-продажи содержаться в §1, 2 гл.30 ГК РФ, где определяется понятие договора купли-продажи, устанавливаются права и обязанности сторон по договору и ответственность за нарушение его условий. Потребители, как правило, приобретая товар, заключают договор розничной купли-продажи, поэтому к данным отношениям применимы нормы закрепленные в ст. ст.492-505 ГК РФ. Согласно ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Не все способы, перечисленные в ст.12 ГК применяются РФ для защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Систему этих способов составляют следующие из них:

Самозащита;

Изменение или прекращение правоотношения;

Возмещение убытков;

Взыскание неустойки;

Компенсация морального вреда.

Самозащита гражданских прав представляет собою меры, которые вправе предпринять для защиты субъективных прав их носитель без обращения к компетентным органам. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Согласно п.1 ст.18 Закона "О защите прав потребителей" потребитель, в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе потребовать:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Возмещение убытков - распространенный способ защиты гражданских прав.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Согласно статьи 1097 ГК РФ вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара, а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара. Независимо от времени причинения вред подлежит возмещению, если:

В нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен;

Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, установлены действующим гражданским законодательством, в частности нормами главы 59 ГК РФ. Согласно положениям данной главы в случае смерти гражданина по вине изготовителя товара право на возмещение вреда имеют лица, находившиеся ко дню смерти на иждивении погибшего, а также лица ставшие нетрудоспособными в течении пяти лет с момента его смерти. Вред возмещается в размере той доли заработка погибшего, которую лица, имеющие право на возмещение получали или имели право получать на свое содержание.

Вред возмещается:

несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет;

учащимся старше восемнадцати лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет;

женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно;

инвалидам - на срок инвалидности;

одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.

Взыскание неустойки

Согласно ст.330 ГК РФ Понятие неустойки, под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

государственный общественный право потребитель

Глава 3. Государственная и общественная защита прав граждан-потребителей в сфере торговли

.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей

Согласно п.1 ст.40 Закона "О защите прав потребителей" Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции по контролю надзору в установленной сфере деятельности осуществляется федеральными службами, находящимися в ведении федеральных министерств.

В соответствии с п.13 вышеназванного Указа Президента РФ образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Данной службе были переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Таким образом, в настоящее время государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей осуществляет Роспотребнадзор.

Согласно п.2 ст. 40 Закона "О защите прав потребителей" Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает:

проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам;

выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам;

в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;

обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел онарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

В соответствии с п.6 Постановления "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Роспотребнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к своей компетентности;

Запрашивать и получать сведения необходимые для принятия решений по отнесенным к компетентности Роспотребнадзора вопросам;

Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферой деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

Пресекать факты нарушения Законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

Создавать совещательные и экспертные органы, советы, комиссии, группы, коллегии (в установленной сфере деятельности).

Так письмом Роспотребнадзора от 7 марта 2006 г. №0100/2473-06-32 разъяснены отдельные положения действующего законодательства.78

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ №322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Роспотребнадзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере нормативно-правовое регулирование кроме случаев устанавливаемых указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, а также управления госимуществом и оказания платных услуг.

По результатам проведенных проверок Роспотребнадзор, иные федеральные органы вправе давать изготовителю (продавцу, уполномоченным лицам, импортерам) соответствующие предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам.

В соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 федеральным органом исполнительной власти осуществляемым функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ в определенной сфере деятельности, является федеральное министерство.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года №649 Роспотребнадзор находиться в ведомстве министерства здравоохранения и социального развития РФ, по этому именно министерство здравоохранения и социального развития РФ является таким федеральным органом.80

Одним из направлений государственной политики в области защиты прав потребителей согласно п.2 постановления Правительства РФ от 19 января 2005 года №30 "О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"81 является внесение проектов нормативных правовых актов в Правительство РФ и издание нормативно-правовых актов.

Нормативные правовые акты издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами.

Министерство здравоохранения и социального развития, в соответствии со ст. 40 Закона "защите прав потребителей" разъясняет вопросы по применению законом иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Разъяснение не является нормативным правовым актом, но носит официальный характер и истолковывает правила применения действующих нормативных правовых актов.

Согласно ст. 41 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом.

Непредставление или несвоевременное представление, а равно представление в неполном объеме или в искаженном виде указанных выше сведений влечет административную ответственность в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ.

3.2 Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Права общественных объединений потребителей

Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходиться ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Именно поэтому определенные функции по защите интересов потребителей Закон "О защите прав потребителей" возлагает на городские районные администрации. Сегодня практически в каждом населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которая занимается защитой прав потребителей. Каждый потребитель, у которого есть претензии к конкретному магазину к качеству товара может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.

На основании ст.44 Закона " О защите прав потребителей"

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

при выявлении по жалобе потребителя товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека письмом от 29 июня 2005 г. №0100/4939-05-32 разъяснила полномочия органов местного самоуправления.

Согласно статье 45 Закона "О защите прав потребителей" Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

В форме общественные объединения могут создаваться только некоммерческие организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Правовое положение общественных объединений регулируется законами "О некоммерческих организациях"83, "Об общественных объединениях"84. Общественное объединение, как и любая некоммерческая организация, считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. В соответствии со ст.5 Закона "Об общественных объединениях" право граждан на создание общественных отношений реализуется не только путем объединения физических лиц, но и через юридические лица. Таким образом, общественное объединение граждан может не регистрироваться в качестве юридического лица, но в данном случае для такого объединения будут невозможными осуществление целого ряда прав, присущих юридическому лицу.

Членами общественных объединений являются физические и юридические лица, имеющие равные права и несущие равные обязанности.данного объединения оформляется соответствующими заявлениями, позволяющими учитывать количество членов.

В соответствии со ст.7 Закона об общественных объединениях могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности;

политическая партия.

Общественные объединения потребителей могут создаваться в формах: общественная организация, общественное движение, общественное учреждение.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров, а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров не являются рекламой; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву с внутреннего рынка товаров, не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в

Заключение

В заключение хотелось бы отменить: принятие закона "О защите прав потребителей" стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.

Но, несмотря на все недостатки в законодательстве, в настоящее время потребитель имеет реальную возможность защитить нарушенное право в сфере торгового обслуживания. Механизм защиты права потребителя четко отрегулирован законодателем. Определен ряд органов как содействующих потребителю в защите его прав, так и охраняющих его основные права.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия. Оно адаптировано к рыночным условиям, но требует некоторого видоизменения.

Проведенное исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

. Необходимо усовершенствовать некоторые конструкции понятийной базы законодательства о защите прав потребителей, внеся изменения в преамбулу рассматриваемого Закона:

а) Расширить понятие "потребитель", включив в число потребителей юридических лиц, ограничив возможности применения в отношении них данного Закона также сферой личного потребления,

б) Сузить понятия "продавец", "изготовитель" и "исполнитель", уточнив, что таковыми являются не просто лица, изготавливающие или реализующие товары, оказывающие услуги и выполняющие работы для потребителей, а лишь те, которые делают это систематически, в отношении широкого круга потребителей.

. Необходимо исключить из текста Закона упоминания об "организациях, выполняющих функции продавца (изготовителя)", избавив его тем самым от неработающей правовой конструкции.

. Необходимо законодательно закрепить возможность внесудебного порядка компенсации морального вреда, причиняемого потребителям.

. Требуется введение в текст Закона положений об обязанностях потребителей (например, надлежаще использовать и не злоупотреблять своими потребительскими правами; бережно и по назначению использовать приобретенные товары, работы и услуги; соблюдать правила эксплуатации; использовать предоставляемую информацию о товаре, работе, услуге во избежание невозможности их использования) и санкций за их нарушение.

. Реклама является способом и средством доведения до потребителя информации о товаре вообще и необходимой информации, предусмотренной Законом "О защите прав потребителей", в частности. Поэтому реклама должна в максимальной степени удовлетворять всем условиям, перечисленным в ст.10 Закона "О защите прав потребителей", поскольку рекламная информация, по сути, является публичной офертой (т.е. приглашением на заключение сделки с потребителем), что означает, что рекламная информация должна соответствовать всем указанным требованиям. В связи с этим, необходимо включить рекламу в п.3 ст.10 Закона "О защите прав потребителей" в качестве способа доведения информации до потребителей.

. В целях устранения пробелов, существующих в действующем законодательстве в сфере защиты прав потребителей и рекламном законодательстве, необходимо внести следующие изменения и дополнения в нормативные акты, регулирующие указанные сферы правоотношений. В преамбулу Закона "О защите прав потребителей" внести определение понятия "необходимая информация". Под ней следует понимать любые сведения о потребительских свойствах товара (работы, услуги), интересующие потребителя в целях использования приобретаемого товара (работы, услуги), а также продавце (изготовителе, исполнителе), доступные для восприятия потребителя и необходимые для реализации и защиты им своих прав. Кроме того, необходимо выделить понятие "обязательная информация". Предусмотренный ст.9, 10 Закона "О защите прав потребителей" перечень сведений, которые исполнитель обязан предоставить потребителю, следует рассматривать в качестве информации "обязательной", являющейся составной частью информации "необходимой".

. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей. То есть следует внести дополнения в ст.44 Закона "О защите прав потребителей", дополнить права органов местного самоуправления правом на проведение экспертиз и правом на привлечение к административной ответственности продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.

. Законом предусмотрена обязанность продавца, изготовителя предоставлять достоверную информацию о товарах на русском языке. При импорте товаров случаются ситуации, когда неверный перевод инструкции на русский язык влечет за собой предоставление недостоверной информации о товаре. Об этом потребитель узнает не сразу, как следствие он лишается возможности правильной эксплуатации товара, чем нарушаются его права, поэтому следует обязать импортеров следить за достоверностью переводов информации о товарах на русский язык и утверждать их в специализированных органах. Не обязательно создавать такой орган. Право утверждения переводов, возможно, предоставить университетам, институтам, академиям, имеющим факультеты иностранных языков. Необходимо внести дополнения в ст. ст.9, 10 Закона "О защите прав потребителей", где ст.9 необходимо дополнить п.4 следующего содержания: "Обязать изготовителя, продавца утверждать правильность перевода информации о продавце, изготовителе в институтах, академиях, университетах, имеющих факультеты соответствующих иностранных языков", ст.10 дополнить п.4 следующего содержания: "Обязать изготовителя, продавца утверждать правильность перевода информации о товаре в институтах, академиях, университетах, имеющих факультеты соответствующих иностранных языков". При этом следует утвердить порядок подтверждения правильности перевода информации о товарах, изготовителях, продавцах соответствующим постановлением Правительства РФ.

. Необходимо установить ответственность продавца и изготовителя за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей. Например, продавец вывешивает у себя в магазине объявление о том, что товары, на которые он установил скидку возврату и обмену не подлежат. Хотя, каких либо оговорок о товарах, проданных со скидкой в законодательстве не найдено. Законодатель не различает товары на проданные со скидкой и без таковой. Можно привести следующий пример, продавец также вывешивает объявление о том, что в соответствии со ст.18 Закона "О защите прав потребителей" требование о расторжение договора купли-продажи относительно технически сложных товаров не предъявляется. Потребитель не имеет специального образования, чтобы различать достоверную информацию от недостоверной. Поэтому необходимо внести дополнения в Закон "О защите прав потребителей", где отдельной статьей установить гражданскую ответственность продавца и изготовителя перед потребителем за дачу заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Текст]: офиц. текст // Российская газета. - 1993. - №237

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон № 51 - ФЗ: принят 30.11.1994, по сост.26.06.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федер. закон № 14-ФЗ: принят 26.01.1996, по сост.26.06.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.

. Налоговый кодекс (часть вторая) [Текст]: [федер. закон №117-ФЗ: принят 05.08.2000, по сост.08.11.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32

. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138 ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Полный сборник кодексов РФ по состоянию на 01.03.2005 г. Сиб. Универ. Изд-во, 2005.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20.12.2001. (в редакции от 30.12.2004 №219 ФЗ) // Полный сборник кодексов РФ по состоянию на 01.03.2005 г. Сиб. Универ. Изд-во, 2005.

. О защите прав потребителей [Текст]: [закон № 2300-1: принят 07.02.1992, по сост.25.10.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - ст.140.

. О техническом регулировании [Текст]: [федер. закон №184-ФЗ: принят 27.12.2002, по сост.01.12.2007] // Собрание законодательства РФ - 2002. - №52 (ч.1) - ст.5140.

. О некоммерческих организациях [Текст]: [федер. закон №7-ФЗ: принят 12.01.1996, по сост.01.12.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - ст.145.

. Об общественных объединениях [Текст]: [федер. закон №82-ФЗ: принят 19.05.1995, по сост.02.02.2006] // Собрание законодательства РФ - 1995. - №21. - ст. 1930.

. О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон №271-ФЗ: принят 30.12.2006, по сост.02.06.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №1 (1 ч) - ст. 34.

Научная литература

12. Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей [Текст] // Законность. - 2005 - №9.

. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг [Текст] // Юрист. - 2003 - №7

. Богдан В.В. Роль местного самоуправления в защите прав потребителей [Текст] // Российская юстиция. - 2003. - №7

. Богдан В.В. Охрана прав покупателей в советском праве: историко-правовые аспекты гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты (1917 - 16. 1990 гг.) [Текст]. // Безопасность бизнеса. - 2007. - №2.

Большаков А. Проверка качества товара // ЭЖ-Юрист. - 2006. - №38. - С.34.

. Большой юридический словарь [Текст]. Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., Норма, 2004.

. Гражданское право [Текст]: учеб.: в 3т. Т.1 - 6-е издание; перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.

. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав [Текст]. М., Статут. 2001. 20. Гусева Т., Дяченко П. Если нет информации о продавце // ЭЖ-Юрист. - №4. - 2004

. Журбин Б. Потребитель в законе [Текст]. // ЭЖ-Юрист. - 2005. - №7

. Иванов В.М. К вопросу о размере компенсации морального вреда [Текст]. // Российский судья. - 2000. - №4.

. Козлова Е.Б., Копыстыринская Е.А. Комментарий к Федеральному закону "О защите прав потребителей" (постатейный) [Текст]. М.: ПРИОР, 2006

. Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей [Текст]. // Хозяйство и право. - 1999. - №11

. Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей [Текст]. // Хозяйство и право. - 209. - №11

. Корнилов Э.Г. Закон о защите прав потребителей в развитии [Текст]. // Право и экономика. - №8 - 1998

. Мелихова Л.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]. Учебное пособие. Ростов н/д: Феникс, 2001

. Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. Телемагазины под контролем [Текст]. // ЭЖ-Юрист. - 2007. - №42

. Новицкий И.Б., Петерский И.С. Римское частное право [Текст]. Учебник. М.: Новый Юрист, 1997. - 456 с.

. Орешкина О.В. Дистанционная торговля товарами [Текст]. //Внешнеторговое право. - 2007. - №1.

. Парций Я.Е. Закон РФ "О защите прав потребителей". Постатейный комментарий [Текст]. М.; Правовая культура, 1996.

. Попова М. Потребитель волеизъявляет, продавец исполняет [Текст]. // Бизнес-адвокат. - 2003. - №18

. Прокш М. Ответственность за нарушение прав потребителей [Текст]. // Законность. - 2003. - №10

. Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя [Текст]. Новосибирск: Издательство ЮКЭА, 2000.

. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ ч.2 (постатейный) [Текст]. Изд.3-е испр. и доп.; М.: Инфра-М. 1998

. Селянин А.В. Защита прав потребителей [Текст]. Учебное пособие для ВУЗов. М. 2005.

. Сметанников А.Е. Проблема доказывания убытков при передаче товара ненадлежащего качества [Текст]. // Российская юстиция. - 2007. - №5

. Сметанников А.Е. Последствия передачи товара ненадлежащего качества [Текст]. // Законодательство. - 2007. - №4

. Ткачев В.Н. Защита прав потребителей в Российской Федерации [Текст]. Учебн. пособие. М.: изд. дом Городец, 2005

. Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования [Текст]. // Адвокат. - 2005. - №7.

. Швалева О.В. Правовое регулирование экспертизы качества товара [Текст]. // Юрист. - 2006. - №11

. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права [Текст]. М.: Спарк, 1994

. Шугаибов З.Ш. Правоотношения в сфере рекламы и их отраслевое регулирование [Текст]. // Юрист. - 2006. - №4

. Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие [Текст]. М.: изд-во БЕК, 1998

Похожие работы на - Защита прав потребителей в торговле

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!