автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.
Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней.
3. Охрана труда.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:
. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений
2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных <#"justify">3.1 Охрана труда в России
В России <#"justify">Особенности оплаты труда на вредных и опасных производствах
В частности, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, устанавливается оплата труда, повышенная не менее чем на 4% по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для аналогичных видов работ с нормальными условиями труда.
Установить минимальный размер повышения оплаты по каждому классу условий труда должно Минздравсоцразвития России (п. 2 постановления № 870). Но до сих пор этого не сделано. Поэтому до принятия соответствующих документов размер доплат можно рассчитывать на основании Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78 (далее - Типовое положение). Об этом говорится в информации Минтруда России от 01.10.2012. Косвенно такой вывод можно сделать также из Определения Верховного суда РФ от 01.11.2012 № АПЛ12-651.
В письме Роструда от 19.06.2012 № ПГ/4463-6-1 уточняется, что нормативные акты бывшего СССР могут применяться, если их положения включены в коллективный или трудовые договоры с работниками.
4. Понятие занятости в сфере труда
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая заработок. Вопросы занятости регулируются Конституцией, КЗоТ и «Законом о занятости». Обеспечение занятости - это комплекс мер, по сокращению безработицы. Сама политика государства в области занятости является гарантией реализации права граждан на труд.
Состояние занятости и трудоустройства в обществе определяется уровнем развития рынка труда, являющегося сегментом экономического механизма общественных преобразований и приобретающего характер экономико-правовой категории.
На состояние трудозанятости нередко оказывают воздействие местные условия регионального хозяйствования. В пики курортного сезона во многих здравницах исчезает безработица и ощущается дефицит рабочей силы. В одном из курортных сезонов в Сочи появилось более пяти тысяч вакансий, поскольку многим санаториям и пансионатам потребовалось большое число обслуживающего персонала. Более того, на состоянии занятости позитивно отразилась активизация строительных работ в частном секторе, вызвавшая необходимость открытия двух тысяч рабочих мест. Товарный характер рабочей силы трактуется как один из важнейших факторов становления рыночной экономики.
Если спрос на рабочую силу падает и ее предложение испытывает избыток, то это соотношение вызывает серьезные социально-трудовые диспропорции, влекущие обострение проблем занятости и трудоустройства. Поэтому для решения проблем такого рода, связывающих как потенциальных работников, ищущих работу, так и работодателей, предлагающих преимущественно такие виды работ, которые приносят им существенную прибыль, в этот процесс включается государство. Оно выполняет координационно-посредническую роль, способствуя возникновению трудовых отношений между работниками и работодателями.
Наиболее часто встречаются ситуации, когда число не имеющих работы граждан пополняют увольняемые из предприятий, организаций, учреждений работники. Наиболее остро эта проблема проявилась в условиях разгосударствления, приватизации предприятий, появления рынка труда. Согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ работники могут быть высвобождены в связи с ликвидацией предприятий, сокращением штатной численности работающих.
Под высвобождением работников понимают освобождение работников от участия в трудовом процессе и увольнения, порожденные нестабильностью производственной деятельности, неблагоприятной конъюнктурой рынка товаров, работ.
Термин «высвобождение», не являющийся юридическим, в трудовом праве применяется в отношении работников, освобождаемых от основной работы по ранее заключенным с ними трудовым договорам. Причинами этого являются структурные изменения на предприятиях, в организациях и учреждениях, внедрение новых, более передовых методов управления производством и трудовым коллективом, применение прогрессивных технологических решений и проведение иных организационных, технических, экономических, правовых мер, способствующих выполнению производственных, хозяйственных и иных задач и повышению производительности труда с наименьшей численностью рабочих и служащих. В этой связи часть работников оказываются лишними и высвобождаются.
Допуская этот процесс законодатель устанавливает определенные правовые гарантии, минимизирующие негативные последствия высвобождения работников. Так, работодатель должен заблаговременно (не менее чем за 2 месяца) письменно предупредить работника о предстоящем увольнении, а при массовом высвобождении кроме самих работников информируется профсоюзный орган не менее чем за три месяца до даты увольнения. Данные нормы нацеливают работников на поиск работы и трудоустройство.
Если нет возможности сохранить работника на прежнем рабочем месте, работодатель предлагает работнику другую работу в пределах того же предприятия, организации или учреждения.
При этом работнику предоставлено право выбора возможных вариантов трудоустройства. Он вправе обратиться по поводу трудоустройства к другим работодателям или в службу занятости для бесплатного подбора новой работы. А для того чтобы максимально облегчить и сократить поиск новых рабочих мест, работодатель обязан сообщить органу службы занятости не позднее чем за два месяца о предстоящем высвобождении работника. Данное уведомление должно содержать сведения о профессии, квалификации, специальности лица и размере оплаты его труда.
Однако перечисленными мерами не ограничиваются реабилитационные мероприятия в условиях потери работы не по вине работника. Законом установлены льготы и компенсации высвобождаемым работникам. Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ таким работникам при сокращении численности штата выплачивается выходное пособие в объеме средней месячной оплаты труда; сохраняется тот же размер зарплаты на период трудоустройства, но не более чем за два месяца со дня увольнения работника.
Если работник в двухнедельный после увольнения период обратился в орган но трудоустройству и не был им трудоустроен, то по решению этого органа в порядке исключения уволенному лицу может быть выплачена зарплата и за третий месяц незанятости. Все указанные выплаты осуществляются за счет средств работодателя, уволившего работника. При этом за уволенным работником сохраняется непрерывный трудовой стаж, если период со дня увольнения и нового трудоустройства не превышает трех месяцев.
Если работник высвобождается не в связи с сокращением численности или штата, а по причинам реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений, организаций, то за ним на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев, сохраняется среднемесячная зарплата с учетом выходного пособия. Сохраняется и непрерывный трудовой стаж, а также предоставляются и иные предусмотренные законодательством льготы и компенсации.
Заключение
Таким образом, рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Основные элементы рынка труда: субъекты рынка труда, правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктуру рынка труда; систему социальной защиты и др. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Живя в государстве с плановой экономикой, мало кто из граждан задумывался о проблеме занятости или трудоустройства, проблема скорее была обратной - не занятость грозила определенными репрессиями со стороны тоталитарного государства. Тем не менее, времена изменились, в наш лексикон прочно вошли такие слова как безработный, содействие занятости, биржа труда, центр занятости, рынок труда, конкуренция, рынок рабочей силы, инфляция и т.д. Большинство проблем, касающиеся рынка труда и занятости, достаточно часто обсуждаются как в средствах массовой информации, так и на разных уровнях государственного устройства, оставаясь при этом мало понятными простому человеку. Внешняя простота вопроса часто вводит в заблуждение не только обывателя, который начинает вникать в тонкости и специфику проблемы только после непосредственного личного столкновения с ней, но и специалистов, рассматривающих проблему как следствие переходного периода реформ.
Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как рынок труда в экономике любой страны играет довольно большую роль. Она является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем заключения трудовых контрактов, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Список литературы
. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 11.04.12 г.
. Конституция РФ. М.: «Проспект», 2012.
. ТК РФ. М.: «Проспект», 2012.
. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - С.386.
. Попов А.И. «Экономическая теория».- СПб.: Питер, 2001. - 464с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).