Моделирование бизнес-процессов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,05 Мб
  • Опубликовано:
    2014-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Моделирование бизнес-процессов

Введение

производственный единица бизнес

Целью данной работы является изучение и освоение основ моделирования бизнес-процессов на предприятии при построении информационной системы предприятия. Основной задачей лабораторных работ является изучение и создание функционально-ориентированной модели и процессно-ориентированной модели предприятия.

На примере предприятия, которое занимается разработкой системы безопасности и контроля компьютерных сетей, необходимо создать функционально-ориентированную модель предприятия. При создании данной модели необходимо разработать функциональную, организационную и производственную структуры предприятия, а также модель информационно-функционального взаимодействия подразделений данного предприятия и составить функциональную матрицу ответственности. Также на примере данного предприятия, которое занимается разработкой программных продуктов необходимо создать процессно-ориентированную модель предприятия. При создании данной модели необходимо разработать модель классификации бизнес-процессов, модели основного, вспомогательного, обслуживающего и управленческого бизнес-процессов, а также составить процессную матрицу ответственности. Модели бизнес-процессов необходимо разрабатывать с использованием программы BizAgi на языке BPMN.

1. Функционально-ориентированная модель

.1 Модель организационной структуры

Организационная структура - это структура, элементами которой являются подразделения предприятия разного уровня иерархии, а отношениями являются административно-правовые отношения.

Модель организационной структуры предприятия представляет собой традиционную иерархическую структуру подчинения подразделений и персонала (организационных единиц). Моделирования организационной структуры заключается в распределении автоматизируемых функций по работникам подразделений и в определении полномочий доступа к информационной системе.

На рисунке 1 изображена модель организационной структуры предприятия, занимающегося разработкой системы безопасности и контроля компьютерных сетей.

Рисунок 1 - Организационная структура предприятия, разрабатывающего системы безопасности и контроля компьютерных сетей.

Как видно из рисунка 1 на вершине организационной структуры находится Генеральный директор. Ниже заместитель генерального директора, которому подчиняются начальники следующих подразделений и отделов: отдела управления по сопровождению и обслуживанию клиентов; отдел антивирусных исследований; отдела управления разработками; департамента продаж; отдела управления маркетинга; финансового отдела. Начальнику отдела управления по сопровождению и обслуживанию клиентов подчиняются начальник департамента ПНР, начальник департамента ТП и начальник учебного центра. В свою очередь начальнику департамента ТП подчиняются инженеры, IT-специалисты, а начальнику учебного центра - консультанты. Начальнику отдела управления разработками подчиняются начальники департамента разработки антивирусных систем защиты, начальник аналитического отдела и начальник отдела разработки систем сетевого мониторинга. В свою очередь начальникам департамента разработки антивирусных систем защиты и начальнику отдела разработки систем сетевого мониторинга подчиняются программисты, а начальнику аналитического отдела - аналитики. У начальника департамента продаж в подчинении находятся менеджеры по продажам, а у начальника отдела управления маркетинга - маркетологи. В данной организационной структуре предприятия начальнику финансового отдела подчиняются бухгалтерия и начальник отдела кадров. Из рисунка 1 видно, что у начальника отдела кадров подчиненными являются менеджер по персоналу, начальник отдела обучения персонала.

1.2 Модель функциональной структуры

Функциональная структура - это структура, элементами которой являются функции, реализуемые подразделениями предприятия, а отношениями являются связи, обеспечивающие передачу предметов труда информационной или вещественной природы.

Функциональную структуру можно так же представить в виде иерархической структуры, где в каждом «блоке» находятся функции и задачи, составляя вместе единую целостную структуру предприятия. Модель функциональной структуры представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Функциональная структура предприятия, разрабатывающего системы безопасности и контроля компьютерных сетей.

Рассмотрим структуру, изображенную на рисунке 2, более детально. Ключевой целью данного предприятия является реализация продукции, т.е. программных продуктов. Она является вершиной иерархической структуры, от которой уже расходятся функциональные обязанности следующих отделов и департаментов предприятия: отдела управления по сопровождению и обслуживанию клиентов; отдела управления разработками; отдел антивирусных исследований; департамента продаж; отдела управления маркетинга; финансового отдела. Основной функцией отдела управления по сопровождению и обслуживанию клиентов является сопровождение и обслуживание клиентов, сюда входит настройка программного продукта, техническая поддержка и обучение программному продукту. Главной функцией отдела управления разработками является разработка программного продукта, что включает в себя тестирование программного продукта, сбор, анализ и обработку информации и разработку систем сетевого мониторинга. Отдел антивирусных исследований занимается исследованием вирусной активности и вирусной аналитикой. Функцией департамента продаж является продажа программного продукта, а функцией отдела управления маркетингом является анализ рынков сбыта. Финансовый отдел выполняет две главных функции - это финансирование, где осуществляется бухгалтерский учет и отчетность и работа с персоналом, где присутствуют такие компоненты как подбор квалифицированных кадров, и обучение персонала.

1.3 Модель производственной структуры

Производственная структура предприятия - это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними.

На рисунке 3 ниже изображена производственная структура предприятия, которое занимается разработкой системы безопасности и контроля компьютерных сетей.

Рисунок 3 - Производственная структура предприятия, разрабатывающего системы безопасности и контроля компьютерных сетей.

Данная компания занимается разработкой системы безопасности и контроля компьютерных сетей. Производственный процесс предприятия можно разделить на три основных типа: основное, вспомогательное и обслуживающее производства. К основному производству как видно из рисунка 3 относятся отдел управления разработками. В отдел управления разработками входит аналитический центр, департамент разработкиантивирусных систем защиты и отдел разработки систем сетевого мониторинга. К вспомогательному производству относится отдел управления по сопровождению и обслуживанию клиентов и отдел антивирусных исследований. В отдел управления по сопровождению и обслуживанию клиентов входят департамент ПНР, департамент ТП и учебный центр. К обслуживающему производству относятся департамент продаж, отдел управления маркетингом, финансовый отдел. В финансовый отдел входят отдел кадров и бухгалтерия.

1.4 Модель информационно-функционального взаимодействия подразделений

Для функционально-ориентированной модели необходимо построить модель информационно-функционального взаимодействия подразделений. В ней показана взаимосвязь между различными подразделениями. Рассмотрим модель информационно-функционального взаимодействия между подразделениями организации, которая представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Модель информационно-функционального взаимодействия подразделений предприятия.

Как видно из рисунка 4, схема взаимодействия между подразделениями достаточно проста. Сначала, в департамент продаж поступает заявка на приобретение продукции. Затем она поступает в отдел управления разработками, где она регистрируется, на неё готовится вся необходимая документация, и где собственно происходит контроль за реализацией проекта, т.е. за срокам, ресурсами, бюджетом, рисками, качеством и т.д., мониторинг текущих показателей по сравнению с базовыми. Если проект не требует разработки, и заказчику требуется базовая версия программы, то дальнейшие полномочия передаются отделу управления по сопровождению и обслуживаю, где базовая версия программы при помощи департамента пуско-наладочных работ интегрируется заказчику, а затем происходит техническая поддержка и обучение конечного пользователя.

Если же программная продукция требует разработки конкретно под ключ, то отдел управления разработками составляет технического задания программы, а затем передает его в аналитический центр, где уже оптимизируется ТЗ, детальные данные и т.д. После задание переходит непосредственно в департамент разработки антивирусных систем защиты и в отдел разработки систем сетевого мониторинга. Если у них возникают проблемы с реализацией ТЗ, то они отправляют его на доработку, либо обращаются за консультацией в аналитический отдел. Далее после реализации ТЗ и создания программной продукции, она попадает в отдел управления по сопровождению и обслуживанию, и затем она идет в департамент ПНР и так далее, как было описано ранее.

1.5 Функциональная матрица ответственности

Функциональная матрица ответственности - это модель, в которой отражаются взаимосвязи и взаимозависимость между работниками аппарата управления в процессе выполнения функций управления. Такая модель широко применяется для крупных и средних предприятий. Виды взаимодействия в такой модели подразделяются на «горизонтальные» и «вертикальные». «Горизонтальное» взаимодействие включает согласование, консультацию, обмен информацией, совместное обсуждение, представление варианта. «Вертикальное» взаимодействие включает утверждение, выдачу задания, представление документа, уточнение, разъяснение. Такая модель позволяет заблаговременно упорядочить все виды взаимодействий различных звеньев при осуществлении процесса управления.

По данной матрице отчетливо видно, за какую работу отвечает данный отдел, это облегчает координирование и регулирование производственным процессом. На рисунке 5 мы видим, что за разработку программного продукта отвечает отдел управления разработками. При разработке программного продукта осуществляются три функции: сбор, анализ и обработка информации; тестирование программного продукта и разработка систем сетевого мониторинга. В отдел управления разработками входят: аналитический центр, который отвечает за сбор, анализ и обработку информации, департамент разработки антивирусных систем защиты, который отвечает непосредственно за тестирование программного продукта и отдел разработки систем сетевого мониторинга, который отвечает за разработку систем сетевого мониторинга. За сопровождение и обслуживание клиента отвечает отдел управления по сопровождению и обслуживанию клиентов. В данный отдел входят департамент ПНР, который отвечает за настройку программных продуктов, департамент ТП, отвечающий за техническую поддержку программных продуктов, и учебный центр, обязанностями которого является обучение программным продуктам. В свою очередь отдел антивирусных исследований отвечает за исследования вирусной активности и вирусная аналитика, а отдел управления маркетинга отвечает за анализ рынков сбыта. За продажу программных продуктов отвечает департамент продаж. Финансовый отдел отвечает за такие функции, как: финансирование и работа с персоналом. В финансовый отдел входят бухгалтерия, которая отвечает непосредственно за бухгалтерский учет и отчетность, и отдел кадров, который отвечает за обучение персонала, подбор квалифицированных кадров, оформление нового сотрудника по ТК РФ.

2. Процессно-ориентированная модель

.1 Модель организационной структуры

Модель организационной структуры предприятия, занимающегося разработками систем безопасности и контроля компьютерных сетей, изображена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Модель организационной структуры предприятия, занимающегося разработками систем безопасности и контроля компьютерных сетей.

2.2 Модель классификации бизнес-процессов

Бизнес-процесс - это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.

На предприятии, занимающемся разработками систем безопасности и контроля компьютерных сетей, основными бизнес-процессами является разработка систем сетевого мониторинга, тестирование программного продукта, сбор, анализ и обработка информации.

К вспомогательным бизнес-процессам можно отнести настройка программного продукта, оказание технической поддержки, обучение работе на программном продукте, исследования вирусной активности и вирусная аналитика.

На предприятии обслуживающими бизнес-процессами является продажа программного продукта, анализ рынков сбыта, прием сотрудников на работу.

К управленческим бизнес-процессам на предприятии, занимающемся разработками систем безопасности и контроля компьютерных сетей, можно отнести финансирование, формирование штата сотрудников

2.3 Модель основного бизнес-процесса

Для наглядности бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схемы бизнес-процессов.

Рассмотрим один из основных бизнес-процессов предприятия, занимающегося разработками систем безопасности и контроля компьютерных сетей на примере бизнес-процесса «Разработка систем сетевого мониторинга» (рисунок 7).

Рисунок 7 - Схема основного бизнес-процесса «Разработка систем сетевого мониторинга»

В отдел разработки систем сетевого мониторинга поступает задание на разработку - это является начальным событием бизнес-процесса. На основе этого задания производится сбор данных о сети клиента, на основе которых создается документ «Отчет о сети». Затем происходит анализ сети, на основе которой формируется документ «Отчет об анализе сети».

Далее производиться определение иерархической структуры и создается документ «Иерархическая структура». Затем на основе собранной информации создается виртуальная модель сети предприятия и в дальнейшем происходит определение уровней доступа и создается «Карта уровней доступа». В дальнейшем создается программа управления и слежения за активностью сети, при этом формируется объект данных, которым является документ «Отчет о создании программы». Следующей задачей является интеграция средств обнаружения вирусов и антивирусной защиты, при этом формируется объект данных «Отчет об интеграции». Далее происходит задача финальное тестирование и отладка системы и создается «Документация по установке программы». Конечным событием в данном бизнес-процессе будет являться формирование документации по установке программы.

2.4 Модель вспомогательного бизнес-процесса

Рассмотрим на рисунке 8 один из вспомогательных бизнес-процессов предприятия, занимающегося разработками систем безопасности и контроля компьютерных сетей на примере бизнес-процесса «Настройка программного продукта».

Рисунок 8 - Вспомогательный бизнес-процесс «Настройка программного продукта»

Начальным событием в данном бизнес-процессе является поступление программного продукта клиенту. После данного события происходит задача установка программы на ПК заказчика, при этом формируется объект данных, которым является документ «Отчет по установке программного продукта». Далее происходит задача настройка и оптимизация программы, на основе документа «Отчет по установке программного продукта» создается отчет по настройке и оптимизации. Следующим этапов по наладке программного продукта является составление документации по установке и настройке ПО - это является задачей бизнес-процесса. При выполнении данной задачи происходит формирование документа «Документация по настройке и установке ПО». Затем происходит конечное событие завершение внедрения программного продукта, которое является завершением бизнес-процесса «Настройка программного продукта». Весь данный бизнес-процесс осуществляет департамент пуско-наладочных работ (ПНР).

2.5 Модель обслуживающего бизнес-процесса

На рисунке 9 изображен обслуживающий бизнес-процесс - «Прием сотрудника на работу».

Рисунок 9 - обслуживающий бизнес-процесс «Прием сотрудника на работу»

Когда резюме проходит на следующий этап, то происходит телефонное собеседование, результаты которого заносятся в специальную ведомость о прохождении телефонного собеседования. Если результаты собеседования успешны, то соискателя вызывают в офис для проведения личной беседы, а если нет, то его не принимают на работу, и процесс завершается.

На этапе собеседования в офисе, результат заносится в специальный акт о прохождении собеседования, и затем выносится коллегиальное решение относительно принятия на работу соискателя. Если же в результате собеседования или коллегиального решения соискатель не удовлетворяет требованиям, то процесс принятия сотрудника на работу так же прекращается.

После коллегиального решения происходит процесс заключения трудового договора, в результате которого формируются акт заключения договора и договор о материальной ответственности. Затем происходит регистрация договора и договора о материальной ответственности в книге регистрации, где новый сотрудник ставит подпись.

Далее происходит оформление личной карточки служащего, после чего процесс приёма на работу сотрудника считается завершенным.

2.6 Модель бизнес-процесса управления

На рисунке 10 изображен управленческий бизнес-процесс - «Формирование штата сотрудников».

Рисунок 10 - управленческий бизнес-процесс «Формирование штата сотрудников»

Генеральным директором издаётся приказ о формировании штата сотрудников на фирме. Начальным событием является планирование численности сотрудников. Происходит задача, называемая формирование приказа о численности сотрудников, при этом создается объект данных, называемый «Приказ о формировании штата сотрудников». Далее в отделе кадров производится анализ инвестиционного и финансового планов предприятия, после чего происходит формирование плана штата сотрудников. Здесь происходит задача анализ плана, при выполнении задачи формируется документ «План штата сотрудников». Затем план согласовывается и утверждается генеральным директором, происходит задача утверждение плана, на основе которого происходит его реализация, являющаяся конечным событием.

2.7 Процессная матрица ответственности

Процессная матрица ответственности предприятия, занимающегося разработками систем безопасности и контроля компьютерных сетей, изображена. Процессная матрица ответственности показывает, какой отдел отвечает за какой бизнес-процесс.

Исходя из рисунка видно, что в основных бизнес-процессах участвуют отдел разработки систем сетевого мониторинга, департамент разработки антивирусных систем защиты и аналитический центр. Они выполняют такие бизнес-процессы, как разработка систем сетевого мониторинга, тестирование программного продукта и сбор, анализ и обработку информации соответственно. В вспомогательных бизнес-процессах участвуют департамент ПНР, департамент ТП, учебный центр и отдел антивирусных исследований. Они выполняют такие бизнес-процессы, как настройка программного продукта, оказание технической поддержки, обучение работе на программном продукте и исследование вирусной активности и вирусная аналитика соответственно. Департамент продаж, отдел управления маркетинга и отдел кадров участвуют в обслуживающих бизнес-процессах. Они выполняют продажу программного продукта, анализ рынков сбыта и прием сотрудников на работу соответсвенно. А в управленческих бизнес-процессах участвуют бухгалтерия, отдел кадров. Данные отделы и департаменты выполняют такие бизнес-процессы, как финансирование и формирование штата сотрудников соответственно.

Выводы

. Изучили функционально-ориентированную и процессно-ориентированную модели предприятия.

. На примере предприятия, которое занимается разработкой систем безопасности и контроля компьютерных сетей, разработали функционально-ориентированную модель предприятия, которая включает в себя функциональную, организационную и производственную структуры предприятия, а также модель информационно-функционального взаимодействия подразделений данного предприятия и функциональную матрицу ответственности.

. На примере данного предприятия, которое занимается разработкой систем безопасности и контроля компьютерных сетей, разработали процессно-ориентированную модель предприятия, которая включает в себя модель классификации бизнес-процессов, модели основного, вспомогательного, обслуживающего и управленческого бизнес-процессов, а также составить процессную матрицу ответственности.

. Изучили язык BPMN и, используя программу BizAgi, создали схемы основного, вспомогательного, обслуживающего и управленческого бизнес- процессов.

Похожие работы на - Моделирование бизнес-процессов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!