Модели достижения финансовой стабилизации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    129,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модели достижения финансовой стабилизации

Содержание

Введение

Глава 1. Роль финансов в решении проблем инфляции

.1 Формы проявления и финансовые последствия инфляции

.2 Финансы в вопросах инфляции

Глава 2. Модели достижения финансовой стабилизации.

2.1 Оперативный механизм финансовой стабилизации

.2 Тактический механизм финансовой стабилизации

.3 Стратегический механизм финансовой стабилизации

.4 Упреждающие мероприятия финансовой стабилизации

Глава 3. Финансовая стабилизация на примере жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области

.1 Современное состояние жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области

.2 Тенденции развития рынка жилищно-коммунальных услуг

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современной России особое место отводится региональным финансовым аспектам развития национальной экономики. В ходе рыночных преобразований интересы субъекта Российской Федерации становятся приоритетными, а сами регионы стали рассматриваться как финансово самоуправляемые территории. Сегодня большая доля полномочий и ответственности в финансовой сфере ложится на региональный и местный уровни, породив множество сложных и болезненных проблем, от решения которых зависит будущее российского государства. Большую социально-экономическую значимость приобретает организационная и целенаправленная работа субъектов Федерации по пути преодоления негативных тенденций в экономике и перехода на путь стабилизации и подъема. Нет сомнения, что это должно всемерно подкрепляться и стимулироваться конкретными финансовыми мерами, совершенствованием налоговой системы и всего бюджетного процесса, установлением более тесных взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации, местных органов управления на базе бюджетного федерализма - неотъемлемой части оздоровления экономики и финансовой стабилизации в центре и на местах.

Актуальность темы заключается в том, что финансовая политика ориентирована на приведение сбалансированности бюджета, повышение благосостояния, улучшение качества жизни населения и развития территории. Финансовая политика должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, добиться условий стабильного развития экономики. Все это свидетельствует о важности научного решения проблем финансовой стабилизации, и определяет актуальность темы.

Цель курсовой работы:

роль финансов в решении проблем инфляции, а так же модели достижения финансовой стабилизации. Реализация поставленной цели работы предполагает решение следующих задач:

исследование форм проявления и финансовые последствия инфляции;- рассмотрение финансов в вопросах инфляции;

выявить модели достижения финансовой стабилизации;

изучить финансовую стабилизацию жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области.

Глава 1. Роль финансов в решении проблем инфляции

.1 Формы проявления и финансовые последствия инфляции

Факторы возникновения и виды инфляции

Инфляция - это сложное многофакторное явление, характеризующее бумажно-денежное обращение.

Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен, а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты.

В отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Это происходит, когда меняются общие воспроизводственные условия, в результате чего происходит рост издержек производства. Например, наблюдается удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи; рост качества продукции требует дополнительных затрат труда и т.д.

Инфляционный процесс связан с таким ростом цен, который не вызван непосредственно возрастанием затрат на производство. Инфляция есть результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Небольшая (умеренная) инфляция до 10% в год в западной литературе не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она в какой-то мере подхлестывает экономику, придает ей необходимый динамизм.

В самом деле, при росте цен население больше покупает, иначе в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличить предложение, и рынок быстрее насыщается.

Однако при уровне выше 10% инфляция делается очень опасной. Особенно агрессивно разрушается экономика при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько процентов, а в несколько раз. При крайних случаях гиперинфляции деньги теряют функцию всеобщего покупательного средства. Инфляция представляет собой опасность для экономического развития и в силу ее агрессивности, которая связана с ее самовоспроизводством. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну.

Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. Выделяют внешние и внутренние причины инфляции.

К внешним причинам относятся:

. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении.

. Мировые экономические кризисы

Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:

1. Дефицит госбюджета. Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет к инфляции.

2. Расходы на военные цели. Они, во-первых, увеличивают расходную часть бюджета, являясь постоянной причиной бюджетного дефицита, что, как было отмечено, ведет к инфляции. Во-вторых, люди, занятые в военном секторе экономики, не создают потребительский продукт, а выступают на потребительском рынке только в роли покупателей, увеличивая платежеспособный спрос. Следовательно, военные ассигнования являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный рост денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

3. Расход на социальные цели не адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается. Правительство стремится поддержать население путем дополнительных ассигнований на социальные цели (индексация зарплаты, выплата различных пособий, в том числе по безработице, различных доплат и т.п.), что ведет к увеличению количества наличных денег в обращении и усиливает инфляцию.

4. Инфляционные ожидания, являющиеся одним из основных факторов инфляции. Когда начинается инфляция, население планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Оно начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Происходит “бегство от денег”. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен. Кроме того, ожидания предполагаемого уровня инфляции включаются в долгосрочные контракты (как правило, не менее года), заработную плату и другие платежи. Высокая зарплата, обусловленная предшествующими ожиданиями, стимулирует дальнейший рост цен. Она блокирует усилия правительства по снижению темпов инфляции.

5. Чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта.

6. Структурные нарушения в экономике - диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и др. фактор

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна - со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая - со стороны предложения (рост производственных издержек).

Инфляция спроса - это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров.

Инфляция спроса может иметь смысл при специфических условиях: при низком темпе экономического роста, наличии недозагруженных мощностей. В этом случае подстегивание спроса послужит своеобразным стимулом активизации производства.

Как отмечалось, развитие инфляции может иметь место и без дополнительного подстегивания спроса. Инфляционный рост цен происходит в условиях, когда спрос не растет, а падает. Причину следует искать со стороны предложения. Это другой вид инфляции - инфляция издержек. Механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки.

Возможны два исходных момента: а) издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) и в силу удорожания сырья и топлива (рост цен на импорт, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.); б) производители повышают цены, используя свое монополистическое положение или создавая его путем сговора.

В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижение производственных и транзакционных издержек.

В реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. Важно учитывать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен.

Существует несколько видов инфляции.

Для классификации инфляции применяют следующие критерии:

темп роста цен;

особенности проявления;

степень расхождения роста цен по различным товарным группам;

ожидаемость и предсказуемость инфляции.

С позиции первого критерия инфляцию различают:

Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

Многие современные экономисты, в том числе современные последователи экономического учения Кейса считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

Темпы умеренной инфляции, по мнению многих экономистов, являются просто платой за развитие промышленности страны. При такой инфляции стоимость денег сохраняется и отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. Нарастающая инфляция изменяется, следуя за экономическим циклом. Она увеличивается во время подъема и уменьшается в период спада. Однако здесь выявлена интересная закономерность: спад снижает темпы инфляции на меньшую величину, чем увеличивает их следующий за ним подъем.

Кроме того, во время спада процесс подавления инфляции идет весьма медленно, тогда как подъем восстанавливает прежний уровень инфляции за довольно короткий срок, а дальше превосходит его. Описанная ситуация заставила многих экономистов задуматься над целесообразностью расширения производства, жертвуя некоторыми темпами инфляции, а также возможностью перерастания устойчивой инфляции в галопирующую. За эти свойства умеренная инфляция получила еще два названия - ползучая и нарастающая.

Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 10% до 100% в год является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.

Она отражает нестабильность экономической обстановки, деньги ускоренно материализуются в товары.

Психология населения претерпевает значительные изменения. Люди стремятся защитить свои сбережения от инфляции. Наблюдается ускоренная материализация денег. Обычно процесс галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейся необдуманной денежно-кредитной политики. Она показывает, что, появляясь, галопирующая инфляция сначала движет кривую спроса вверх вдоль кривой предложения, что приводит к увеличению как цен, так и объема производства. Дальнейшее развитие процесса лишь перемещает вверх кривую предложения параллельно линии естественного объема производства. Это объясняется тем, что продолжающееся повышение цен перестает стимулировать производство к дальнейшему росту, так как цены на ресурсы уже успели подняться, повысив издержки.

С первого взгляда может показаться, что галопирующая инфляция не несет в себе особенно сильной угрозы, потому что является платой за превышение реального объема производства над естественным его уровнем. Но такая ситуация не может продлиться долго. По мере приспособления инфляционных ожиданий фирм цены на произведенные товары будут даваться с опережением. Кривая предложения будет сдвигаться с настоящей точки уже не на следующую за ней, а через одну, две и т.д.

Наиболее губительна для экономики гиперинфляция, представляющая собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другие, гораздо менее эффективные формы расчета, например на бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, а также квазиденьги (талоны, карточки) сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший удар даже по наиболее состоятельным слоям общества. При этой форме инфляции количество денег в обращении возрастает в арифметической прогрессии, а цены - в геометрической.

В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении. Это объясняется тем, что когда население (и покупатели и производители) окончательно теряют доверие к обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.

Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.

Некоторые экономисты боятся, что умеренная ползучая инфляция, которая может сначала сопутствовать оживлению экономики, потом, нарастая как снежный ком, превратиться в более жесткую гиперинфляцию. Дело в том, что когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценились, то есть, чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены тратить деньги сейчас. В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Поставщики сырья хотят получить реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Гиперинфляция ускорят финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. Она обычно связана с неразумной политикой правительства.

С точки зрения второго критерия (особенности проявления) выделяют: открытую и подавленную инфляцию.

Поскольку открытая инфляция относится к разряду макроэкономических явлений, то она характеризуется увеличением народнохозяйственных индексов цен. В то же время в экономике любой развитой страны очень часто возникают ситуации, когда на отдельных товарных рынках наблюдается снижение цен (или, по крайней мере, замедление их роста). Объяснение только одно: открытая инфляция не разрушает механизмы рынка. Они продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют расширение производства и предложение. А раз так, то борьба с инфляцией становится делом пусть и сложным, но все же небезнадежным.

Подавленная инфляция рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.

Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии. Подавление инфляции, т.е. полный контроль над ценами и доходами, без устранения причин инфляции, негативно сказывается на развитии рыночных отношений. Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.

Она порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработанной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.

Но главное подавленная инфляция - это лишение изготовителей ценовых стимулов, препятствие развертыванию инвестиционного процесса, расширению производства и предложения. Такое положение в недавнем прошлом было реалией нашей экономики, неся в себе все отрицательные последствия этого процесса, в том числе и наращивание темпов инфляции из-за возрастания издержек производства и увеличения денежной массы.

Итак, инфляционный процесс может развиваться по двум основным направлениям. Если макроэкономическое неравновесие в сторону спроса выражается в постоянном повышении цен, инфляцию следует считать открытой. Когда оно сопровождается всеобщим государственным контролем над ценами, инфляция становится подавленной.

С позиции третьего критерия (степень расхождения роста цен по различным товарным группам) также разделяют два типа инфляции - сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Таким образом, ситуация выравнивается, балансируется и фиксируется как ситуация со стабильными ценами.

В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара. Несбалансированная инфляция встречается гораздо чаще и представляет большую беду для экономики, т.к. хаос с ростом цен затрудняет ориентировку и оценку экономической ситуации для граждан, предприятий и инвесторов. Рост цен на сырьё опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цены всего сложного изделия.

С позиции четвертого критерия (ожидаемость и предсказуемость инфляции) различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию:

Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени с достаточной степенью надёжности, и она зачастую является прямым результатом действий правительства.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый «эффект Пигу» - резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса, производитель становится, вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия. Ожидаемая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - нет. Этим она опасней ожидаемой, т.к. индивиды и хозяйственные агенты не успевают к ней приготовиться, что может быть чревато частичной или полной потерей сбережений. Неожиданная инфляция дезорганизует экономику, может привести к панике, отпугивает иностранных инвесторов нестабильностью промышленность развиваться в таких условиях не может, поэтому ее допущение считается крупным просчетом правительства.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна.

1.2 Финансы в вопросах инфляции

Действие инфляции необходимо связывать с проблемами функционирования финансов, поскольку явление инфляции зависит от финансовых факторов:

• применения определенных налоговых форм и методов;

• объемов финансирования через государственный бюджет мероприятий проинфляционного характера;

• способ покрытия дефицита государственного бюджета;

• размеров государственной должности.

Специфика финансовых отношений в сфере государственных финансов, не предполагающая встречного материального эквивалента, изначально закладывает возможность генерирования инфляции.

Финансы и инфляция взаимосвязаны. Как финансы могут быть ускорителем инфляционных процессов, так и инфляции оказывает влияние на финансовые отношения. Обеспечение денег и повышение цен приводит к увеличению расходов бюджета

налогового бремени, росту государственного долга, вызываемого дефицитом государственного бюджета. Высокие темпы инфляции обесценивают финансовые ресурсы государства, поскольку налоговые доходы и займы поступают через определенные интервалы времени, поэтому обесцениваются. Аналогично обостряется проблема государственной задолженности, поскольку для привлечения займов государство вынуждено поднимать доходность своих ценных бумаг выше уровня ссудного процента, чем вызывает номинальный рост государственного долга.

Однонаправленный, негативный характер финансовых отношений и инфляционных процессов, взаимодополняясь приводит к негативным результатам в экономической системе.

Аналогично положительная направленность финансовых отношений снижает уровень инфляции, как и низкая инфляция или ее отсутствие улучшает финансовые показатели разных уровней национального хозяйства.

Взаимосвязь финансов и инфляции можно проследить по двум типам инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек.

В первом случае она является следствием повышения спроса на продукцию, товары и услуги в связи с увеличивающейся денежной массой у юридических лиц при неизменном или уменьшающемся объеме производства.

Во втором случае инфляцию вызывает рост издержек хозяйствующих субъектов на оплату труда, на увеличение процентных ставок по кредитам, увеличение цен на потребляемое сырье, материал, тарифов на услуги.

Инфляция развивается, когда недостаточно сформированы, а в отдельных отраслях производства отсутствует, механизмы рыночной экономики - конкуренция и банкротство неэффективных предприятий.

В целом, принципы инфляции заключаются в противоречиях базисных отношений, диспропорциях и кризисе экономики, в ее неспособности к саморазвитию, низкой эффективности всего общественного производства.

Форма проявления инфляции - обеспечение денег и соответствующее падение их покупательской способности, выраженное цен на продукцию, товары и услуги.

Природа инфляции заключается в способности денег осуществлять относительно обособленное движение от выражаемых ими товарных масс.

Эго свойство денег, являющейся основой их функционирования, позволяет им эффективно выполнять свое назначение, - обслуживая товарный, платежный оборот, служить средством накопления и сбережения стоимости.

Классический источник инфляции - дефицит государственного бюджета - характерен также и для Казахстана, хотя бюджетный дефицит является вторичным фактором инфляции, поскольку вызывается инфляцией издержек и, в связи с этим, обеспечением государственных доходов.

Покрытие дефицита эмиссией денег приводит к их инфляционному обеспечению и в этих процессах инфляция и бюджетный дефицит взаимоусиливается, образуя замкнутую причинно-следственную закономерность.

Дополнительным фактором развития инфляции явился порядок отнесения процентов по используемым кредитам на издержки производства; в условиях роста платы за кредит это привело к резкому увеличению себестоимости продукции, а вслед за ней и цен.

Можно считать фактором развития инфляции рост социальных притязаний населения в условиях повышения цен, особенно отдельных профессиональных и социальных групп.

Глава 2. Модели достижения финансовой стабилизации

Обобщая основные положения теории антикризисного управления и учитывая необходимость упреждения событий в условиях рыночных рисков, можно выделить пять основных механизмов финансовой стабилизации и финансового оздоровления предприятия:

устранение неплатежеспособности (оперативный механизм финансовой стабилизации);

восстановление финансовой устойчивости и финансового равновесия (тактический механизм финансовой стабилизации);

обеспечение финансового равновесия в длительном периоде (стратегический механизм финансовой стабилизации);

упреждающий механизм финансовой стабилизации;

санация предприятия (при невозможности задействования предыдущих механизмов).

2.1 Оперативный механизм финансовой стабилизации

Оперативный механизм финансовой стабилизации предприятия обычно сводится к устранению его неплатежеспособности - главного фактора дестабилизации. При правильных, рациональных действиях руководства оперативный этап может быть исполнен в течение одного квартала. Иногда устранение неплатежеспособности называют термином «отсечение лишнего», так как предприятие стремится быстро избавиться от отягощающих его обязательств и лишних, неработающих, но вполне ликвидных запасов и ресурсов. Система мер должна быть направлена одновременно на уменьшение размера текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия и на увеличение суммы денежных активов, обеспечивающих срочное погашение этих обязательств. Реализуется принцип «отсечение лишнего»: с одной стороны, предприятие срочно избавляется от ликвидных активов, превращая их в денежную форму, а с другой - сокращает текущие потребности, приводящие к обязательствам предприятия.

Основным индикатором оперативного механизма финансовой стабилизации служит коэффициент чистой текущей платежеспособности (КЧТП):

КЧТП = (ОА - 0Ан)/(КФО - КФ0по).

Этот коэффициент позволяет увидеть объективную картину кризиса реальной платежеспособности предприятия. Чтобы создать эту картину, необходимо от полной величины оборотных активов (ОА) убрать неликвидную ее часть ОАн (неликвидные запасы, дебиторку, которую сложно получить, расходы будущих периодов), а из полных краткосрочных финансовых обязательств пассива (КФО) убрать ту внутреннюю часть (КФОПО), которая может быть отложена до завершения финансовой стабилизации (расчеты по начисленным дивидендам, расчеты с дочерними предприятиями - филиалами и др.). Если КЧТ П окажется больше 1, то необходимо ускорять ликвидность оборотных активов, обеспечивая тем самым рост положительного денежного потока. В первую очередь необходимо: ликвидировать портфель краткосрочных финансовых вложений, по возможности ускорить инкассацию дебиторки, снизить период предоставления товарного кредита, увеличить размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа, снизить размер страховых запасов, уценить трудноликвидные запасы до уровня цены реального спроса и продать их.

Если КЧТП окажется меньше 1, то необходимо проводить ускоренное частичное дезинвестирование, внеоборотных активов, то есть:

быстро продать высоколиквидную часть долгосрочных вложений (акции и др.);

провести операции возвратного лизинга, в процессе которых лизингодателю возвращаются приобретенные основные средства (в соответствии с условиями договора);

ускорить продажи неиспользуемого оборудования по реальным рыночным ценам;

заменить планируемую покупку основных средств их арендой.

Одновременно с отмеченными мероприятиями необходимо быстро сокращать размер краткосрочных финансовых обязательств предприятия, обеспечивая тем самым снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде. Необходимо быстро:

провести, по возможности, пролонгацию (продление срока договора) краткосрочных кредитов;

провести, по возможности, реструктуризацию портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

увеличить, по возможности, период предоставления поставщиками товарного кредита;

отсрочить, по возможности, расчеты по внутренней кредиторской задолженности предприятия (например, перейти от авансовой системы оплаты труда к одномесячным выплатам или - по договору с трудовым коллективом - к ежеквартальным);

сократить до минимума фонд оплаты труда и премиальный фонд;

грамотно провести оргштатные мероприятия, в результате которых будут минимизированы внутренние финансовые обязательства предприятия.

Чаще всего это означает, что угроза банкротства предприятия отложена, но не ликвидирована полностью.

2.2 Тактический механизм финансовой стабилизации

Суть данного этапа заключается в восстановлении финансовой устойчивости и финансового равновесия предприятия в предстоящем периоде (полугодии, квартале, месяце). Иногда данный этап финансовой стабилизации называют термином «сжатие предприятия», так как одновременно предусматривается, с одной стороны, увеличение генерирования собственных ресурсов, а с другой - сокращение собственного потребления. Предприятие как бы «сжимается» с двух сторон: с од ной стороны ищутся дополнительные источники финансирования, с другой - наиболее эффективные направления их использования. Цель этапа: разработка системы мер, направленных на достижение точки финансового равновесия предприятия в предстоящем периоде.

Принципиальная модель финансового равновесия имеет следующий вид:

Левая часть этой модели - это источники финансирования.

ЧПо+АО+∆АК+∆СФРп=∆Иск+ДФ+ПУП+СП+∆РФ,

Где ЧПо - чистая операционная прибыл предприятия;

АО - сумма амортизационных отчислений;

∆АК - сумма прироста акционерного капитала;

∆СФРп - сумма прироста собственных финансовых ресурсов за счет прочих источников;

ДФ - сумма дивидендного фонда;

ПУП - объём программы участия наёмных работников в прибыли;

СП- объём социальных, экологических и прочих программ;

∆РФ - прирост суммы резервного фонда предприятия.

Правая часть модели - это основные направления использования ресурсов. Соответственно, сумма финансирования должна равняться сумме трат.

ОГсфр=ОПсфр

Где ОГсфр - Возможный объём генерирования собственных финансовых ресурсов предприятия, или объём самофинансирования;

ОПсфр - необходимый объём потребления собственных финансовых ресурсов предприятия. Ориентируясь на максимально достижимые суммы возможного генерирования и потребления в данном виде бизнеса, можно позиционировать свое собственное положение.

Тактические приемы для увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов:

оптимизация ценовой политики (какие-то цены уменьшаем, какие-то повышаем, меняем систему сбыта, в результате суммарная выручка должна увеличиваться);

сокращение управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала и, соответственно, фонда оплаты труда при сохранении объемов работ (в результате уровень генерирования ресурсов увеличится);

сокращение производственного персонала, повышение производительности труда оставшихся работников;

проведение ускоренной амортизации с целью возрастания амортизационного потока;

реализация (продажа) имущества с высоким уровнем износа;

дополнительная эмиссия акций;

увеличение чистой прибыли за счет снижения суммарных налоговых платежей.

Тактические приемы для сокращения необходимого объема потребления собственных финансовых ресурсов:

снижение инвестиционной активности;

переход от покупки к аренде оборудования;

реализация рациональной дивидендной политики, адекватной кризисному финансовому состоянию;

сокращение объема программ участия наемных работников в распределении прибыли;

отказ от внешних социальных и других программ предприятия, финансируемых из прибыли;

снижение размеров резервного и других страховых фондов.

2.3 Стратегический механизм финансовой стабилизации

Суть данного механизма финансовой стабилизации заключается в обеспечении финансового равновесия хозяйствующей организации в длительном периоде (как правило, полугодие и более). Для обеспечения финансового равновесия в длительном периоде необходимо регулярно отслеживать темпы роста объема реализации продукции, выраженные через показатели эффективности реализации, эффективности капитализации и эффективности оборачиваемости активов. Для этих целей используются специальные модели. Одна из них - мод ель устойчивого экономического роста предприятия:

∆ОР=(ЧП/ОР)*ККП*(А/СК)*КОА

где ∆ОР - возможный темп прироста объёма реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия выраженный десятичной дробью;

ЧП - сумма чистой прибыли предприятия;

ОР - объём реализации продукции;

ККП - коэффициент капитализации чистой прибыли, выраженный десятичной дробью;

А - стоимость активов предприятия;

СК - сумма собственного капитала предприятия;

КОА - коэффициент оборачиваемости активов в разах.

Данную модель можно представить в виде схемы: прирост объема реализации = коэффициент рентабельности реализации продукции х коэффициент капитализации чистой прибыли х коэффициент левериджа активов х коэффициент оборачиваемости активов. Суть этой модели в том, что для определенной финансовой стратегии существует свое собственное - оптимальное значение темпов прироста реализации продукции. Любое отклонение от него требует дополнительного внутреннего генерирования средств или дополнительного привлечения внешних финансовых ресурсов.

Отклонение темпов прироста реализации от оптимального ведет к нарушению финансового равновесия, то есть к финансовой дестабилизации (выход предприятия из зон 3, 5 или 7 в другие зоны). На практике делается следующее: финансовый оперативный стратегический стабилизация

1. Просчитываются различные варианты финансовых стратегий, например: - стратегия изменения дивидендной политики;

стратегия изменения программы участия работников в распределении прибыли (новая стратегия распределения прибыли);

изменение структуры капитала предприятия;

изменение структуры активов предприятия.

. Для каждой из стратегий развития просчитываются темпы прироста объемов реализации по указанной модели.

. Выбирается та стратегия развития, которая обеспечивает больший темп прироста объема реализации продукции.

Элементы влияния на этапе стратегического управления: товар и его характеристики, рынки сбыта, финансовая стратегия, логистика и внутренняя организация предприятия. Цель этого этапа считается достигнутой, если в долгосрочной перспективе наблюдается пропорциональное соответствие роста максимально-возможных темпов объемов реализации с ростом рыночной стоимости предприятия.

2.4 Упреждающие мероприятия финансовой стабилизации

Упреждающие мероприятия неизбежны для хозяйствующей организации, испытывающей объективные и закономерные процессы усложнения. Главным фактором усложнения является прибыль, так как именно она способствует расширению организации, увеличению капитальных вложений, усложнению организационной структуры и связанных с ней коммуникаций. Практика показывает, что предприятия развитых западных стран проводят организационные изменения не реже одного раза в 3-5 лет.

Целенаправленно сокращаются или изменяются некоторые функции, штат, количество персонала, руководящее звено, коммуникации, система управления, проводится как товарная, так и финансовая диверсификация. К ним относятся: товар, рынок сбыта, структура собственного капитала (финансы), отрасль, или область бизнеса, организация и логистика бизнеса, персонал, внешняя среда и технология работы с ней. Упреждающе и вовремя меняя один или несколько элементов, фирма обеспечивает себе временный незначительный спад системообразующих параметров бизнеса с последующим их ростом.

Возможная динамика системообразующего параметра фирмы. СП - системообразующий параметр работы предприятия, например темп прироста реализации продукции, или чистая прибыль, или рентабельность работы.

Практика показывает, что если руководство начнет проводить планомерные организационные и финансовые мероприятия, не дожидаясь ухудшения показателей работы , то предприятие ожидает меньший спад АА.

Таким образом, проводимые антикризисные или плановые реорганизационные мероприятия с упреждением событий более эффективны с точки зрения глубины спада СП.

Скорость модификации товара или бизнеса становится стратегическим ресурсом фирмы. Чем быстрее предприятие способно обеспечить реорганизацию бизнеса или товара, тем быстрее оно выходит на рост СП.

Суммарное время на проведение всех антикризисных или плановых реорганизационных мероприятий ТАМ складывается из следующих составляющих:

ТАМДОЗМРМ

Где ТД - время на экспресс - диагностику или функциональную диагностику предприятия;

ТО - время на оценку финансовой состоятельности предприятия;

ТЗМ - время на задействование оперативных, тактических или стратегических мероприятий;

ТРМ - время на реализацию и контроль мероприятий.

Необходимо знать средние нормативные значения времени модификации аналогичного конкурентоспособного бизнеса или товара. Если предприятие по своим расчетам ТАМ укладывается в эти нормативы, то наблюдается тенденция к устойчивому экономическому росту СП в обратном случае - стабилизация СП или его спад

Если тенденции развития фирмы (тренды) отслеживаются руководством, то легче принимать рациональные стратегические решения в отношении новых товаров, рынков сбыта, технологий ведения бизнеса, отраслей бизнеса, диверсификации финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

При невозможности задействования оперативного, тактического или стратегического механизмов финансовой стабилизации обычно проводят санацию предприятия (по решению суда или без оного).

Санация - это система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

по инициативе самого предприятия до возбуждения кредиторами дела о банкротстве с привлечением внешней помощи;

если предприятие по своей инициативе обратилось в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагая условия своей санации (эти случаи характерны для государственных предприятий);

если решение о проведении санации вы носит арбитражный суд по поступившим заявлениям кредиторов, которым задолжало это предприятие.

Основные этапы управления санацией предприятия:

определение целесообразности и возможности проведения санации;

обоснование концепции санации (внешняя финансовая помощь + оборонительная концепция; внешняя финансовая помощь + наступательная концепция);

определение направления осуществления санации (направленная на рефинансирование долга, направленная на реструктуризацию);

выбор формы санации;

подбор санатора;

подготовка бизнес- плана санации;

утверждение бизнес-плана санации;

мониторинг (контроль) реализации мероприятий санации.

Выбор формы санации:

для рефинансирования долга: дотации и субвенции за счет бюджета, государственное льготное кредитование, государственные гарантии коммерческим банкам, целевой банковский кредит, перевод долга на другое юридическое лицо, преобразование кредитов из краткосрочных в долгосрочные, выпуск облигаций или других ценных бумаг под гарантии сенатора, отсрочка погашения облигаций предприятия, списание долга;

для реструктуризации предприятия: слияние с другими предприятиями, поглощение предприятием-сенатором, разделение предприятия на подразделения со статусами юридического лица, преобразование в новое открытое АО с фиксированным уставным капиталом, передача в аренду, приватизация проблемных государственных предприятий. Подбор санатора. Возможные варианты:

собственники предприятия (в том числе и государственные органы по проблемным госпредприятиям);

кредиторы предприятия;

коммерческий банк, осуществляющий обслуживание предприятия;

сторонние хозяйствующие субъекты - юридические лица;

трудовой коллектив санируемого предприятия. Составление бизнес-плана санации проводится по следующим разделам:

общие сведения о санируемом предприятии;

оценка кризисного состояния предприятия;

обоснование концепции и формы санации предприятия;

система мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;

ожидаемые результаты санации. Расчет эффективности санации. Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на ее осуществление.

Затраты на проведение санации определяются путем разработки специального бюджета (бюджета санации). Эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли в предстоящем периоде. При оценке эффективности санации необходимо учитывать и эффект синергизма, который может возникнуть при слиянии или поглощении сильного предприятия санатора с санируемым предприятием. Суть эффекта синергизма заключается в том, что общий эффект (чистая прибыль) от деятельности двух объединенных предприятий может оказаться большим, чем алгебраическая сумма эффектов отдельных предприятий. Эффект синергизма можно оценить с помощью следующего показателя:

ЭСС = РСС - (РС1 + РС2)

ЭСС - сумма эффекта синергизма, достигаемого в процессе слияния или поглощения, руб.;

РСС - прогнозируемая рыночная стоимость вновь создаваемого предприятия в процессе слияния или поглощения, руб.;

РС1,РС2 - оценка рыночной стоимости отдельных объединяемых предприятий, руб.

После рассмотрения проекта бизнес-плана санации с учетом оценки его эффективности он утверждается и принимается к исполнению всеми заинтересованными сторонами, то есть предприятием-должником, его кредиторами и санаторами. Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи и реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией. В результате слияния или поглощения возможны различные схемы реструктуризации производства:

прерывно-последовательная;

непрерывно-последовательная;

параллельная;

параллельно-поэтапная;

параллельно- последовательная.

Выбор схемы преобразований зависит от множества факторов:

жизненного цикла товара или товарной группы;

финансового состояния и финансовой стратегии фирмы;

возможностей брать дополнительные кредиты;

конкуренции в отрасли и на рынке;

макроэкономических, политических, социальных факторов;

окружения фирмы (взаимодействия с поставщиками, посредниками и контрагентами, клиентами, партнерами, конкурентами, госструктурами);

качества и зрелости персонала, уровня руководства и организационной культуры на фирме.

Выводы:

Современное технологическое развитие и глобальная информатизация общества обусловливают необходимость неразрывной комплексной связи оперативного, тактического, стратегического и упреждающего механизмов финансовой стабилизации предприятия в контурах его управления. Разрыв связей между отмеченными этапами часто приводит к необратимым негативным результатам работы всей системы антикризисного управления.

Глава 3. Финансовая стабилизация на примере жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области

.1 Современное состояние жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области

Современное состояние жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области во многом определяется тенденциями характерными для России в целом.

В настоящее время финансово-экономическое состояние жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) области характеризуется как удовлетворительное. В 2010г. предприятиями ЖКК по основному виду деятельности была получена прибыль в сумме 4280,3 млн. руб., что говорит о финансовой стабилизации отрасли (табл.1).

В тоже время по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению были получены убытки в сумме 581 млн. руб. Наибольшая сумма убытков приходится на отрасль теплоснабжения - 400,5 млн. руб.

Таблица 1

Финансовый результат деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области, млн. руб.


На финансовый результат деятельности организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, существенное влияние оказывают платежи населения (табл.2).

Таблица 2

Показатели финансовой деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса Нижегородской обл., млн. руб.


Так, в 2010 г. платежи населения в структуре дохода организаций ЖКК составили 31%. В тоже время одной из наиболее ощутимых проблем является задолженность населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги, которая составляет 42,8% от общего объема дебиторской задолженности.

В целом по отрасли в 2010 г. дебиторская задолженность организаций ЖКК составила - 13651,8 млн. руб., кредиторская задолженность - 9845,7 млн. рублей. Следует отметить, что наблюдается тенденция ежегодного увеличения дебиторской задолженности, так по сравнению с 2006 г. она увеличилась на 223%. При этом 125,7 млн. руб. признано безнадежной дебиторской задолженностью.

Увеличение задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг объясняется ростом тарифов на соответствующие услуги при низком уровне доходов населения.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг в 2010 г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 189%. Наиболее затратной статьей расходов в оплате жилищно-коммунальных услуг в настоящее время является теплоснабжение (табл. 3).

Таблица 3

Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 чел. в месяц в Нижегородской области, руб.


Ежегодный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг в Нижегородской области составляет 123,99 руб. (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг в Нижегородской области, руб.

Необходимо отметить, что в Нижегородской области самые дорогие жилищно-коммунальные услуги среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО). В 2010г. стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 чел. в Нижегородской области превысила средний показатель по ПФО на 235,16 руб. (табл.4).

Таблица 4

Стоимость жилищно-коммунальных услуг в ПФО в 2010 г.


В Нижегородской области 40,5 % расходов населения на оплату услуг приходится на жилищно-коммунальные услуги.

Увеличение стоимости жилищно-коммунальных услуг связано с ростом расходов организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Так, в 2010г. расходы данных организаций выросли практически в 2,5 раза по сравнению с 2006г. (табл.5).

Таблица 5

Расходы организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, Нижегородской области, млн. руб.

В структуре расходов наибольший удельный вес занимают эксплуатационные расходы - 92,9%, инвестиционные расходы составляют соответственно - 7,1%. Причем 59,2% инвестиционных расходов приходится на ремонт жилья, 22,6% - на теплоснабжение, 10% - на водоснабжение, 6,5% - на водоотведение. В тоже время инвестиционные расходы играют большую роль в реализации мероприятий по замене изношенных основных фондов, развитию технической оснащенности, ресурсосбережению.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг также зависит от уровня благоустроенности и степени износа жилья. На основе корреляционно-регрессионного анализа установим взаимосвязь данных показателей на примере ПФО. В результате анализа было получено следующее уравнение:

= -384,3 + 49,3·X1+ 22,8·X2 ,

Данное уравнение свидетельствует о том, что увеличение на 1% доли ветхого и аварийного жилья приводит к увеличению стоимости жилищно-коммунальных услуг на 49,3 руб. Увеличение доли благоустроенного жилья на 1% приводит к увеличению стоимости ЖКУ на 22,8 руб.

Одной из причин задолженности организаций ЖКК являются также финансовые потери, обусловленные выпадающими доходами предприятий - это недофинансирование предоставляемых льгот отдельным категориям граждан, недоплаты за потребленные коммунальные услуги организациями бюджетной сферы и другие потери.

Объемы финансирования отрасли из бюджетов всех уровней в 2010 г. составили 2452,9 млн. руб., что меньше уровня 2008 г. на 53% (табл.6). Снижение объемов финансирования связано с финансовым кризисом 2009года.

Таблица 6

Финансирование организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, Нижегородской области, млн. руб.


На развитие и модернизацию отрасли в 2010 г. было направлено 24,2 млн. руб., что на 88% меньше уровня 2006г.

В связи с недофинансированием отрасли одной из основных проблем, стоящих перед коммунальной сферой Нижегородской области, является нарастание износа основных фондов, что приводит к аварийным ситуациям.

По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области износ объектов жилищно-коммунального комплекса в среднем составляет более 60%. Степень изношенности водопроводного хозяйства Нижегородской области составляет 75%, канализации - 80%, теплосетевого хозяйства - 78%

По числу аварий на системах теплоснабжения среди регионов ПФО Нижегородская область занимает 1 место. В 2010 г. удельный вес аварий на системах теплоснабжения составил - 35,4%, на водопроводных сетях - 14%, на канализационных сетях - 12,4%.

За годы реформирования экономики произошли значительные изменения в структуре жилищного фонда региона.

По состоянию на 2010 г. жилищный фонд Нижегородской области составил 79,4 млн. кв.м. В результате приватизации, функционирования рынка жилья увеличилась доля жилья, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, составив 88,9%, государственный и муниципальный жилищный фонд составляет соответственно 1 и 10,1%.

Обеспеченность населения жилыми помещениями в Нижегородской области выше среднего показателя в целом по ПФО на 1,1 кв. м., уступая только Республике Мордовия и Саратовской области.

Значительная часть жилищного фонда области - 1,75 млн. кв.м. относится к категории ветхого и аварийного жилья. Практически 30% жилищного фонда имеет износ до 65% и требует капитального ремонта либо модернизации, причем в сельских поселениях доля такого фонда составляет 52%. Критическую степень износа (более 70%) имеет 0,4% жилищного фонда Нижегородской области.

В тоже время необходимо отметить, что за последние пять лет изменилась структура жилого фонда по степени износа как в целом по ПФО, так и в Нижегородской области. В 2010г. удельный вес аварийного жилого фонда увеличился, а ветхого жилья уменьшился, что объясняется в первую очередь переходом жилого фонда из категории ветхого в аварийный. Данная тенденция наблюдается во всех регионах ПФО.

Также на уменьшение доли ветхого жилого фонда оказывают влияние мероприятия по его капитальному ремонту. В 2010г. объем финансирования программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилого фонда в Нижегородской области составил 1552 млн. руб., 85% из которых поступило из государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (табл.7).

Таблица 7

Финансирование программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилого фонда в Нижегородской области, млн. руб.

В Нижегородской области наблюдается относительно высокое обеспечение населения благоустроенным жильем при ежегодном увеличении данного показателя. Так более 80% жилищного фонда области оборудовано водопроводом, центральным отоплением, газом. По уровню благоустроенного жилья Нижегородская область занимает 4 место среди регионов ПФО.

Демонополизации заказа на жилищно-коммунальные услуги в Нижегородской области способствует создание и функционирование управляющих организаций различных организационно-правовых форм и вовлечение жителей в процесс управления жилым фондом.

В 2010 году доля многоквартирных домов Нижегородской области, в которых собственники жилых помещений выбрали один из способов управления, составила 97,1%, что на 1,5% больше уровня 2009 года. Наиболее распространенными формами управления многоквартирным домом остаются: непосредственное управление жильем собственниками дома - 33,9% и управление управляющей организацией частной формы собственности - 44,8%.

В настоящее время на рынке жилищных услуг Нижегородской области наблюдается тенденция ежегодного увеличения доли многоквартирных домов, управляемых частными управляющими компаниями, которая в 2010г. составила 59,6%.

За 2010г. на 23% увеличилось количество многоквартирных домов, на базе которых созданы и функционируют ТСЖ. Наибольшая доля ТСЖ образуется во вновь построенных домах, которая составляет 68% от их общего числа. Это объясняется тем, что практически повсеместно новое жилье строится на деньги частных инвесторов, а затем продается поквартирно в частную собственность. Вполне естественно, что в тех муниципальных образованиях, где строительство нового жилья осуществляется наиболее активно, более быстрыми темпами создаются и товарищества. Данное положение наблюдается в Нижнем Новгороде, где около 80% ТСЖ созданы в домах-новостройках.

В целях создания благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ Правительство Нижегородской области в декабре 2007 г. приняло соответствующее постановление, в котором определены основные мероприятия по поддержке и развитию ТСЖ.

Развитию данной формы самоуправления жилым фондом также способствовало участие Нижегородской области в программе государственной поддержки проведения капитального ремонта жилищного фонда. Более половины ТСЖ в Нижегородской области создано в период с 2008-2010 годы, в рамках выполнения условий Федерального закона № 185-ФЗ (табл.8).

Таблица 8

Показатели реформирования ЖКК по Нижегородской области, %


Следует отметить, что в рейтинге регионов ПФО по показателям эффективности выполнения условий предоставления государственной поддержки Нижегородская область занимает последнее место (табл.9).

.2 Тенденции развития рынка жилищно-коммунальных услуг

Можно выделить следующие основные тенденции развития рынка жилищно-коммунальных услуг Нижегородской области:

относительная финансовая стабилизация отрасли за счет таких направлений деятельности как электроснабжение, газоснабжение, оказание жилищных услуг. В тоже время водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение являются убыточными;

Таблица 9

Ключевые показатели эффективности деятельности Фонда в ПФО по итогам 2010г, %*


*Рейтинг составлен по данным Фонда развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства [20]

ежегодный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг при увеличении суммы дебиторской задолженности в основном за счет задолженности населения по оплате жилья и коммунальных услуг;

преобладание в структуре расходов организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, эксплуатационных расходов, вследствие чего планово-предупредительный ремонт уступает место аварийно-восстановительным работам;

высокая степень износа объектов инженерной инфраструктуры;

уменьшение объемов финансирования отрасли из бюджетов всех уровней;

увеличение доли аварийного жилого фонда при уменьшении доли ветхого жилья;

относительно высокое обеспечение населения благоустроенным жильем;

демонополизация заказа на жилищно-коммунальные услуги, за счет создания и функционирования управляющих организаций различных организационно-правовых форм и вовлечения жителей в процесс управления жилым фондом.

Таким образом, несмотря на то, что в последние годы проблемы, связанные с функционированием рынка жилищно-коммунальных услуг, стали объектом пристального политического внимания, серьезных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени не произошло.

При решении проблем данной отрасли региональным органам власти особое внимание следует уделить проведению необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг, с привлечением частного бизнеса.

Заключение

Основная цель работы большинства предприятий независимо от формы собственности - получение прибыли, поэтому механизм анализа и оценки финансового состояния неплатежеспособного предприятия основывается на показателях, которые влияют на его прибыльность, и учитывает факторы, отрицательно влияющие на эти показатели.

Одно из важнейших условий успешного управления финансами организации - анализ его финансового состояния. Финансовое состояние организации характеризуется совокупность показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние организации по сути дела отражает конечные результаты ее деятельности. Именно конечные результаты деятельности организации интересуют собственников (акционеров) организации, ее деловых партнеров, налоговые органы. Все это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.

Анализ финансового состояния - непременный элемент как финансового менеджмента в организации, так и ее экономических отношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

Внедрение системы антикризисного управления предполагает изучение характера, тенденций и практики развития кризиса предприятия, методов диагностики и раннего обнаружения его признаков, путей и средств, стратегии и тактики, применение которых может обеспечить его финансовое оздоровление.

Список использованной литературы

1. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика - 2006, 418 с.

. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 527 с.

. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчётности: учебное пособие - М.: Омега-Л, 2004. - 408 с.

. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 352 с.

. Л.П. Корнилова, А.А. Адамбекова Финансы и кредит в вопросах и ответах: учебное пособие для подготовки к экзаменам: ТОО Колизей 2005 - 468 с.

. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.- Изд. 4-е, исправл., доп.- М.: Центр экономики и маркетинга, 2002 - 512 с.

. Клейнер Г. Стратегический менеджмент «с высоты птичьего полета» // Бизнес-Академия. - 2001. - №5.

. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры: учебник для вузов / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 560 с.

. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2004. - 336 с.

. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л.И. Кравченко - М.: Новое знание, 2004 - 544 с.

. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. Пособие для студентов вузов / Н.П. Любушин - 3-е изд. Перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 - 448 с.

. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КроНус, 2006 - 217 с.

. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг, управленческий персонал.-М: Финансы и статистика, 2005 - 521 с.

. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Р32 Федерации. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011 - 662 с.

. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 990 с.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 400 с.

. Статистический бюллетень. Жилищно-коммунальная сфера Нижегородской области в январе-декабре 2007 г. Н. Новгород: Нижегородский областной комитет Государственной статистики, 2008. - 58с.

. Статистический бюллетень. Жилищно-коммунальная сфера Нижегородской области в январе-декабре 2008 г. Н. Новгород: Нижегородский областной комитет Государственной статистики, 2009. - 58с.

. Статистический бюллетень. Жилищно-коммунальная сфера Нижегородской области январь-декабрь 2010 г. Н. Новгород: Нижегородский областной комитет Государственной статистики, 2011. - 58 с.

Похожие работы на - Модели достижения финансовой стабилизации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!