Деятельность Всемирной таможенной организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,48 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность Всемирной таможенной организации

Содержание

Введение

Глава 1. Всемирная таможенная организация: история создания, цели, структура, правовое регулирование

.1 Генезис, цели и миссия Всемирной таможенной организации

.2 Структура и правовое регулирование деятельности Всемирной таможенной организации

Глава 2. Основные виды деятельности Всемирной таможенной организации и их влияние на совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий

.1 Основные виды деятельности Всемирной таможенной организации

.2 Влияние Всемирной таможенной организации на совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность исследования выпускной квалификационной работы выражается во Взаимодействие России с Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС) которая играет важную роль в международных таможенных отношениях ФТС России, член Всемирной таможенной организации с начала 1990-х, тесно с ней сотрудничает. Наше сотрудничество включает широкий спектр деятельности: упрощение и гармонизацию таможенных процедур, обеспечение безопасности цепей поставок товаров, содействие международной торговле, правоохранительную деятельность, противодействие перемещению контрафактной и пиратской продукции, противодействие незаконному перемещению наркотиков, контроль за перемещением делящихся и радиоактивных материалов, взаимодействие с деловыми кругами, борьбу с коррупцией и участие в программах по модернизации таможни и т.д. Прорабатываются вопросы гармонизации таможенной статистики и методологий ведения внешней торговли, а также обмен информацией по таможенным вопросам в глобальном масштабе.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике - еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы определяют актуальность выбранной темы для написания выпускной квалификационной работы.

Цель исследования выпускной квалификационной работы - изучение роли Всемирной таможенной организации в совершенствовании таможенного законодательства РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

. Исследовать генезис, цели и миссию Всемирной таможенной организации;

. Определить структуру и правовое регулирование деятельности Всемирной таможенной организации;

. Проанализировать основные виды деятельности Всемирной таможенной организации;

. Охарактеризовать влияние Всемирной таможенной организации на совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий.

Объект исследования выпускной квалификационной работы - общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления Всемирной таможенной организацией своей деятельности.

Предмет исследования - правовые нормы, регламентирующие деятельность Всемирной таможенной организации в отношении совершенствовании таможенного законодательства РФ.

Методология исследования. Для написания выпускной квалификационной работы используются исторический, аналитический, сравнительно - правовой, социологический и системный методы.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам выпускной квалификационной работы, в той мере, в какой они были необходимы для возможно более полного освещения вопросов избранной темы.

В последние годы интерес ученых к различным аспектам деятельности ВТО остается высоким. Специально посвящены данному институту работы ряда исследователей, в т.ч. Андреевой Е.И., Бахраха Д.Н., Жигалиной О.С., Кисловского Ю.Г., Козырина А.Н., Костина А.А., Нестерова А.В., Тунгусковой-Кузьминой С.Н., Фесенко Н.П.др.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью исследования, состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Всемирная таможенная организация: история создания, цели, структура, правовое регулирование

.1 Генезис, цели и миссия Всемирной таможенной организации

История создания Всемирной Таможенной Организации берет начало в 1947, с согласия правительств тринадцати европейских государств представленных в Комитете европейского экономического сотрудничества создать рабочую группу по изучению таможенных вопросов (Study Group). Группой исследована возможность создания межевропейского таможенного союза, основанного на принципах ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле).

1948 - группой инициировано создание двух комитетов - Экономического, Таможенного. Экономический комитет стал прародителем Организации экономического сотрудничества и развития <#"justify">- 2006 - запущена программа Колумбус (Columbus Programme) - крупнейшая Таможенная инициатива по наращиванию потенциала. Цель - поддержка внедрения Системы стандартов для обеспечения безопасности и содействия глобальной торговле. Начинает действовать Обновленная Киотская конвенция. - 2007 - 1 января, выходит новое издание - ГС Номенклатура 2007. - 2012 - 1 января, публикуется новое издание - ГС Номенклатура 2012.

Миссия ВТамО заключается в обеспечении общего руководства, инструктирования, поддержки таможенных органов с целью обеспечить безопасность, упростить процедуру законной торговли, получить доход, защитить общество, реализовать торговый потенциал.

В рамках миссии Всемирная таможенная организация ставит перед собой следующие стратегические задачи:

. Содействовать безопасности, упрощению международной торговли, включая упрощение, гармонизацию таможенных процедур (Пакет экономической конкурентоспособности - Economic Competitiveness Package).

Организация проводит работу со своими действующими членами по обеспечению укрепления, роста экономической конкурентоспособности стран-участниц. Безопасность, упрощение торговых процедур - ключевой фактор влияющий на темпы развития национальной экономики, декларируется государствами как одно из основных направлений национальной политики для достижения процветания, богатства, борьбы с бедностью, экономического развития. В рамках ВТамО регулярно проводятся форумы по развитию инструментов упрощения и гармонизации таможенных процедур.

. Способствовать установлению справедливых, эффективных и действенных таможенных сборов (Пакет таможенных сборов - Revenue Package).

Приоритетным направлением деятельности таможенных администраций остается сбор пошлин. Особенно такое положение дел касается стран, основной источник поступлений в бюджет которых происходит за счёт таможенных пошлин. Современные таможенные администрации нуждаются в соответствующем наборе инструментов, разработанных ВТамО и другими международными организациями <#"justify">- правоохранительный комитет;

комитет по Гармонизированной системе;

постоянный технический комитет;

технический комитет по таможенной оценке.

Представители многих международных промышленных организаций, а также некоторых стран, не являющихся членами ВТО, участвуют в заседаниях Совета и его технических комитетов в качестве наблюдателей.

Генеральный секретариат ВТО находится в Брюсселе. В его штате более 100 сотрудников. Сюда входят около 30 экспертов, отобранных из стран - участниц ВТО на срок работы от 5 до 10 лет. Эти сотрудники могут использоваться для выполнения специальных поручений секретариата.

В настоящее время Генеральным секретарем ВТО является Кунио Микуриа (Япония), который приступил к своим обязанностям с 2009 года.

Официальными языками Совета является английский и французский языки. Однако для работы технического комитета по таможенной оценке используется также и испанский язык, а рабочими языками административного комитета по таможенной Конвенции о контейнерных перевозках являются английский, французский, русский и испанский.

Секретариат занимается организацией технических встреч на протяжении всего года. Большая часть этих встреч проходит в штаб-квартире ВТО. Однако курсы и специализированные семинары часто проводятся в других странах.

Бюджет ВТО составляет около 500 млн. бельгийских франков в год и формируется главным образом за счет ежегодных взносов членов ВТО. Размер взносов, принятый Советом, основан на системе, аналогичной системе, принятой ООН. Членские взносы стран - участниц ВТО следующие: Испания - 2%; Канада - 3%; Великобритания - 4%; Италия - 5%; Франция - 5%; Германия - 8%; Япония - 17%; США - 25%; другие члены ВТО, чьи взносы составляют допустимый минимум в 0,2%, - 12%; другие члены - 19%.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время ВТО объединяет 179 таможенных служб. Россия является членом ВТО с 1992 года. В июле 2000 года русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирной таможенной организации (наряду с английским, французским и испанским) для использования его в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Главной целью ВТАО является повышение эффективности работы таможенных служб стран-членов организации с помощью мер, способствующих их национальному развитию: укрепление национальной безопасности, увеличение собираемости налогов и сбор статистики по внешней торговле.

Чтобы достичь своих целей, ВТАО разработала ряд следующих инструментов:

) Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) была принята в 1983 и вступила в силу в 1988 году. Данная номенклатура используется в различных целях, в частности, в качестве основы для расчета таможенных тарифов и сбора международной таможенной статистики. Система включает в себя около 5000 групп товаров, каждая из которых имеет шестизначный код, присвоенный согласно четко определенным правилам, с целью достижения единой классификации товаров. ГС также используется для разработки торговой политики, рассмотрения правил происхождения товаров, мониторинга контролируемых товаров, расчета налогов, тарифов на перевозку, контроля за квотами и ценами, а также для проведения экономических исследований и анализа.

) Международная конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур (пересмотренная Киотская конвенция) была изначально принята в 1974 и пересмотрена в 1999 году. Конвенция вступила в силу в 2006 году. Она включает в себя несколько основополагающих принципов: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизацию и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором. Ковенция также предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению. Пересмотренную Киотскую конвенцию часто путают с Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК).

) Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция). Обе Конвенция являются инструментами ВТАО по временному ввозу товаров.

) Декларация Аруша о профессиональной этике была принята в 1993 и пересмотрена в 2003 году. Декларация носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений для продвижения принципов профессиональной этики и борьбы с коррупцией в таможенной сфере.

) Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) была принята в 2003 году. Данный юридически необязательный документ содержит в себе стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом с помощью внедрения концепции уполномоченного экономического оператора.

) В штаб-квартире ВТАО создана Центральная правоохранительная сеть (CEN) для обмена информацией в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и товаров особого риска. Передача информации осуществляется через 11 региональных узлов связи (RILO).

Таким образом, можно сделать вывод, что преобразование в таможенном деле сопровождается значительными изменениями основных направлений и функций таможенных органов, которые, с одной стороны, были значительно расширены, с другой - подверглись перераспределению.

Глава 2. Основные виды деятельности Всемирной таможенной организации и их влияние на совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий

.1 Основные виды деятельности Всемирной таможенной организации

В настоящее время в соответствии с положениями Конвенции по организации ВТО к функциям ВТО относятся:

изучение всех вопросов, связанных с сотрудничеством в таможенной области;

изучение технических аспектов и экономических факторов, связанных с работой таможенных органов, для того чтобы предлагать членам ВТО практические средства достижения наибольшей гармонии и единообразия в таможенном деле;

подготовка проекта конвенций и поправок к конвенциям, а также выработка рекомендаций по их использованию правительствами заинтересованных стран;

выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации в применении положений конвенций и обеспечение применения этих положений;

выработка в должном объеме рекомендаций для урегулирования разногласий по вопросам интерпретации применения положений конвенций;

обеспечение распространения информации по вопросам таможенных правил и процедур;

оказание по собственной инициативе или по обращениям правительств заинтересованных стран консультационных услуг по таможенным вопросам в рамках основных положений конвенций, выработка рекомендаций и оказание информационных услуг;

сотрудничество с другими межправительственными организациями по различным вопросам в рамках своей компетенции.

Из небольшого начинания ВТО превратился в динамичную организацию с мировым влиянием. С наступлением XXI века таможенные организации всего мира стремятся оказывать содействие международной торговле путем облегчения законного перемещения товаров через границы. В то же самое время таможенным организациям приходится бороться со все более возрастающим числом самых изощренных видов таможенных правонарушений.

В таких условиях ВТО продолжает обеспечивать гармонизацию и стандартизацию процедур таможенного оформления и использует для этого различные международные инструменты воздействия, такие как:

поощрение широкого обмена информацией между таможенными организациями;

расширение связей между таможенными организациями и торговым сообществом;

удовлетворение запросов на оказание помощи в обучении таможенников;

обеспечение специальной поддержки тем членам ВТО, которые движутся к рыночной экономике;

организация форумов, на которых специалисты таможенного дела всех стран мира могли бы обмениваться опытом, учиться и помогать друг другу.

В настоящее время Совет таможенного сотрудничества носит название Всемирной таможенной организации (ВТО) - это межправительственная организация, в задачу которой входит обеспечение посредством сотрудничества между правительствами всех стран наивысшей гармонии и единого подхода к решению таможенных задач во всех странах мира во имя интересов международной торговли.

Таким образом, можно сделать вывод, что преобразование в таможенном деле сопровождалось значительными изменениями основных задач и функций таможенных органов, которые, с одной стороны, были значительно расширены, с другой - подверглись перераспределению.

Функции непосредственного руководства оперативной деятельностью на местах постепенно переходят к региональным таможенным управлениям.

Часть функций в области научно - технической политики, капитального строительства передается в подчиненные таможенному комитету организации.

Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций.

Учитывая это, Россия в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.

Эффективный механизм регулирования внешнеэкономических связей России только формируется. Складывается и система таможенного регулирования этих связей. Во-первых, сформирована система таможенных органов РФ во главе с Государственным таможенным комитетом РФ, являющимся структурным звеном в системе федеральных органов государственной власти РФ.

В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию возникла проблема гармонизации института таможенной экспертизы в российском законодательстве с нормами Всемирной торговой организации в области таможенной экспертизы товаров. Это связано с тем, что России придется осуществить мероприятия по приведению процедур таможенного контроля в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами Всемирной торговой организации. В частности, это:

сокращение времени таможенного оформления;

прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, таможенное администрирование в России из декларации должно превратиться в действующий правовой институт, в рамках которого должны быть учтены законные интересы участников внешнеэкономической деятельности (декларантов, полномочных лиц в отношении товаров, а также правообладателей).

В соответствии с данными требованиями таможенные экспертизы на таможенной территории России должны соответствовать стандартным требованиям Всемирной таможенной организации. В связи с этим придется решать задачи гармонизации методик выполнения таможенных экспертиз, аккредитации экспертных таможенных структур и унификации требований к результатам таких экспертиз в национальном законодательстве России как с учетом требований нормативных правовых актов Таможенного союза, так и Всемирной торговой организации.

В соответствии с положениями Международной конвенции <consultantplus://offline/ref=54B0D98BBF01A381C3E80FCD5196B61D86A8D988E07F053596BF2172DBuAp4I%20o%20> об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) порядок назначения и проведения таможенных экспертиз должен соответствовать международным требованиям, в том числе международным стандартам (методикам) проведения экспертных исследований товаров.

На наш взгляд, целесообразно детализировать требования в процедурах назначения и проведения таможенных экспертиз в российском таможенном законодательстве. В частности, в таможенном законодательстве России нужно установить порядок назначения и проведения таможенных экспертиз и исследований, включая отбор выборок и взятие проб (образцов) товаров в таможенных целях.

Кроме процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз необходимо выделить процедуру назначения и проведения исследования проб (образцов) товаров в таможенных целях при осуществлении таможенного контроля, так как данные исследования могут проводить не только должностные лица таможенных органов, но и декларанты.

Исследования проб (образцов) товарных потоков (партий товаров) вне рамок экспертиз дает возможность таможенным органам проводить исследование действительных свойств товарных потоков, пересекающих таможенные границы, в плановом порядке для таможенных исследовательских целей. Результаты таких исследований могут быть использованы для планирования профилей риска, получения достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав интеллектуальной собственности, и т.д.

Требования прозрачности и партнерского подхода подразумевают возвращение некоторых норм Таможенного кодекса <consultantplus://offline/ref=54B0D98BBF01A381C3E80FCD5196B61D86A8D888EB7C053596BF2172DBuAp4I%20o%20> России в современное таможенное российское законодательство, в частности, возможность присутствия заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности при проведении экспертных исследований. Кроме того, методики отбора выборки и взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях должны быть публичными, так как участники внешнеэкономической деятельности имеют право на использование таких методик в необходимых случаях.

В российском таможенном законодательстве, имеющем отношение к таможенной экспертизе товаров, должны регулироваться правовые отношения, юридические взаимодействия и формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы, согласованные с нормами Всемирной торговой организации в данной сфере.

Наличие такого большого комплекса проблем, стоящих в экспертной области в таможенном деле России, определяет необходимость проведения научных исследований правового института таможенной экспертизы.

Важной темой в теории и практике таможенной экспертизы является стандартизация, которая подразумевает унификацию объектов стандартизации, их совместимость и взаимозаменяемость. Стандартизацию таможенной экспертизы необходимо понимать не в смысле национальных стандартов. Это связано с тем, что при проведении таможенных экспертиз практически не используются национальные стандарты, так как в них устанавливаются требования по объективному качеству (пригодности) на однородную продукцию. При проведении таможенной экспертизы исследуются свойства товаров, влияющие на классификацию товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяются страны происхождения и таможенная стоимость, а также технологические свойства при переработке товаров.

Кроме того, в российском таможенном законодательстве необходима норма, посвященная взаимному признанию как заключений эксперта, так и методик экспертиз и исследований, в том числе методик отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров. В частности, это процедуры верификации результатов экспертизы и валидации методик. Для этой цели потребуются процедуры добровольной сертификации методик исследования и отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях третьей стороной. В противном случае возможно получение противоречивых заключений эксперта в разных государствах, входящих во Всемирную торговую организацию при экспертном исследовании одного и того же образца (пробы) товара.

Основной фигурой в российском таможенном законодательстве в таможенной экспертизе является таможенный эксперт, к которому обычно относят независимое сведущее физическое лицо, где под "независимостью" понимают незаинтересованность в результате таможенного контроля. Само сведущее лицо должно обладать специальными знаниями (специальной проверяемой компетентностью).

В таможенном российском законодательстве применяются понятия "таможенный эксперт" и "эксперт, выполняющий экспертизу в таможенных целях". Фактически таможенный эксперт это юридический режим, в котором выступает должностное лицо экспертно-криминалистической структуры Федеральной таможенной службы России.

Кроме того, в Федеральной таможенной службе России известен юридический статус должностного лица экспертно-криминалистической структуры, который заключается в присвоении данному лицу права на самостоятельное проведение исследования товаров по определенной экспертной специальности после успешной стажировки и экспертной аттестации.

В определенных случаях должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, может назначить на юридическую роль эксперта компетентное лицо для проведения таможенной экспертизы в таможенных целях.

Учитывая необходимость проведения исследования товарных потоков, должна быть введена юридическая роль исследователя, на которую назначается должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения таможенного органа при проведении исследования конкретного товарного потока.

Так как в таможенной практике России встречаются факты необоснованного (неправомерного) назначения специального исследования товара должностным лицам таможенных органов в юридической роли специалиста, то необходимо четко разграничить юридическую роль специального исследователя и специалиста. В правовой доктрине существует разделение юридических ролей специалиста и эксперта, при этом специалисту запрещено проводить экспертизы и исследования.

Далее необходимо остановиться на смысле таможенной экспертизы в России. При классификации экспертиз как таковых выделяют экспертизы в таможенном деле. Обычно в таможенной практике используют особый класс экспертиз - таможенные экспертизы. При этом можно выделить подкласс экспертизы - экспертизу при таможенном контроле, в который входят таможенные экспертизы и криминалистические экспертизы.

В качестве объекта таможенной экспертизы выступают товары, транспортные средства, средства идентификации, таможенные и иные документы, имеющие отношения к перемещаемому товару, сделке или субъектам и необходимые для совершения таможенных операций. Данный класс таможенных экспертиз отличается от классических товароведческих экспертиз, судебно-товароведческих экспертиз и так называемых "товарных" (товароведных) экспертиз. Особенностью таможенных экспертиз товаров является экспертное исследование товаров, а не продукции, которая исследуется в товароведении на соответствие требованиям национальных стандартов по объективному качеству (пригодности) и технических регламентов по безопасности продукции.

Следующим важным вопросом является первичная правовая подготовка (переподготовка) должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов России по учебным программам, согласованным с аналогичными программами Всемирной торговой организации, а также взаимное признание результатов аттестации претендентов на присвоение статуса эксперта (на право самостоятельного проведения исследований товаров по определенной экспертной специальности).

Также важным вопросом является взаимная валидация методик экспертного исследования и их добровольная сертификация в органах подтверждения соответствия государств - участников Всемирной торговой организации.

Отметим, что экспертно-криминалистические структуры Федеральной таможенной службы России выполняют функции таможенных лабораторий.

В частности, они проводят таможенные экспертизы, которые в правовой доктрине России относятся к досудебным (ведомственным) экспертизам. Результаты таких экспертиз могут быть использованы как при рассмотрении дел об административных правонарушениях, так и в судебных процессах, в том числе в арбитражном процессе. В связи с этим с методической точки зрения таможенные экспертизы товаров не отличаются от судебных экспертиз товаров, поэтому подразделения таможенной экспертизы экспертно-криминалистической службы Федеральной таможенной службы России могут в добровольном порядке внедрить в своей деятельности национальный стандарт <consultantplus://offline/ref=54B0D98BBF01A381C3E806D45696B61D83ACD78AE27E053596BF2172DBuAp4I%20o%20> ГОСТ Р 52960-2008 "Аккредитация судебно-экспертных лабораторий. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025".

В рамках Всемирной таможенной организации существует Группа европейских таможенных лабораторий (GCL), которая представляет собой организационную структуру для координации деятельности таможенных лабораторий государств - членов Европейского союза (ЕС). Основным достижением GCL считается создание Общей политики качества на основе международного стандарта ISO 17025, а также унификации методов исследования товаров и отбора проб (образцов) товаров. Кроме того, представители таможенных лабораторий GCL принимают участие в выработке политики по единообразному толкованию стандартов ЕС в области товаров.

Международное сотрудничество в области гармонизации национального законодательства с международными нормами в области экспертной деятельности позволяет единообразно понимать экспертную компетентность, программы подготовки и аттестации экспертов, а также осуществлять взаимную аккредитацию экспертных структур. Кроме того, это позволяет взаимно признавать методическое обеспечение экспертной деятельности и получать заключения экспертов, обоснованных с необходимой точностью по содержанию и сопоставимых - по форме. Для этого в рамках гармонизации необходима унификация процедур апробации и валидации методик исследования товаров.

Учитывая, что данная нормотворческая работа должна базироваться на научно обоснованных рекомендациях ученых, работающих в данной области, необходимо срочно планировать данные исследования, так как выполнение такой работы потребует определенного времени.

Значительные изменения в мире за прошедшие восемь лет нового столетия существенно отразились на характере и масштабах внешнеэкономических связей, поставили перед Всемирной таможенной организацией как международным таможенным центром задачи более активно выполнять роль перспективного планирования и прогнозирования в сфере таможенной деятельности, гибкого реагирования и оказания помощи по устранению крупных сбоев в работе таможенных органов-членов организации, а также обеспечения безопасности международной торговли. Как организации, ответственной за разработку и внедрение всех таможенных конвенций, процедур и рекомендаций, ей пришлось столкнуться с рядом серьезных проблем, требующих более тесной координации усилий мирового сообщества в сфере международной торговой и таможенной политики.

Безопасность международной торговли связана с защитой всей цепочки последовательных этапов международного товарообмена - с момента отправления груза из страны-экспортера до его поступления в страну назначения. В этой связи таможенные органы являются необходимым ресурсом, обеспечивающим и гарантирующим не только правоохранительную, но и экономическую безопасность.

Правильное применение мер обеспечения безопасности создаст необходимые условия для развития торгово-экономических отношений между странами, атмосферу взаимного доверия, увеличивая степень транспарентности и, как следствие, позволит увеличить общие объемы капиталовложений внутри стран.

Созданная в декабре 1950 г. Всемирная таможенная организация (бывший Совет таможенного сотрудничества) насчитывает 171 государство, включая все страны-участницы СНГ. 26 января 1953 г. в Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества, который в 1994 г. получил современное наименование - Всемирная таможенная организация (ВТО).

Российская Федерация является членом ВТО с 1992 г., активно работая в качестве постоянного члена Политической комиссии и Финансового комитета ВТО. В Москве действует Региональный узел связи ВТО по правоохранительной деятельности. На базе Российской таможенной академии открыт Региональный учебный центр ВТО. В течение двух лет Российская Федерация избиралась вице-президентом Всемирной таможенной организации - координатором Европейского региона. В качестве заместителя председателя Всемирной таможенной организации Россия в 2006 г. провела конференцию глав таможенных служб европейского региона, в которой приняли участие представители 45 стран.

Функции ВТО можно определить по направлениям деятельности основных комитетов:

таможенные процедуры;

таможенная стоимость;

правила определения происхождения товаров;

гармонизированная система описания и кодирования товаров

и др.

Главная задача организации состоит в интеграции передового опыта таможенных служб и создания модернизированных и технических оснащенных таможенных органов на основе стратегии будущего, а также изучение вопросов, связанных с международным таможенным сотрудничеством.

К основным функциональным обязанностям ВТО относятся:

-подготовка проектов конвенций в сфере таможенного дела;

-изучение путей дальнейшего совершенствования технических аспектов таможенных систем и путей их внедрения в деятельность таможенных служб;

-поиск наиболее экономичных принципов развития таможенных служб в интересах создания единых таможенных правил;

-выработка правовых норм с учетом особенностей национальных таможенных служб для разрешения споров по применению государствами-членами ВТО положений конвенций;

-развитие сотрудничества с межправительственными организациями по вопросам таможенного дела;

-предоставление правительствам заинтересованных государств информации и консультаций по таможенным вопросам.

В своей деятельности ВТО опирается на положения конвенций по таможенному делу и международные договоры. Конечная цель - упрощение условий международной торговли, о чем говорится в Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества, являющейся первым документом в его формировании.

Совет ВТО обеспечивает координацию таможенных органов всех стран, выполняя свои функции на международном, национальном и региональном уровнях.

Администрация ВТО использует самые эффективные средства коммуникации: электронную почту, Интернет, телефакс и др. На высоком уровне оснащены оперативные службы по борьбе с контрабандой. Для этого используются одиннадцать региональных узлов связи по «правоохранительным вопросам (BRLR) и Таможенной правоохранительной связи, развернутой на базе Интернета (CEN).

Участие российской таможенной службы в работе ВТО и использование опыта стран-участников ВТО в осуществлении руководства национальными таможенными системами способствуют повышению эффективности управления и более успешному решению задач, вытекающих из государственной программы реформирования экономики.

Интегрирование Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей потребовало более тесных взаимоотношений между таможенной службой России и ВТО. За время пребывания таможенной службы России в ВТО удалось значительно продвинуться вперед в разработке рекомендаций по совершенствованию таможенного оформления и типовых документов, в использовании базовых международных конвенций по таможенному делу.

ВТО располагая пакетом из четырех основных конвенций (общее их число 17), разработала за период своей деятельности более 40 соглашений, которыми руководствуются национальные таможенные службы в регулировании внешнеторговой деятельности.

В своей деятельности ФТС России руководствуется международными конвенциями об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В настоящее время конвенции, разработанные Советом таможенного сотрудничества/Всемирной таможенной организацией, нашли отражение в основных нормативно-правовых документах, регулирующих внешнеторговую деятельность российских предприятий и организаций.

Совет ВТО рекомендовал Киотскую конвенцию в качестве образца на долгосрочную перспективу работы таможенных органов в XXI в.

Договаривающиеся стороны, подписавшие Конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур 18 мая 1973 г. в Киото, пришли к выводу о необходимости изменения в содержании Конвенции, что диктуется необходимостью обеспечивать соблюдение договаривающимися сторонами основных принципов упрощения и гармонизации таможенной службы действенными процедурами с надлежащими и эффективными методами контроля; способствовать упрощению гармонизации таможенных правил и процедур, что является одной из главных целей Совета таможенного сотрудничества.

В соответствии с решением Совета были изменены текст преамбулы и статьи Конвенции; приложение к Конвенции заменено на Генеральное приложение.

В новой редакции Киотской конвенции ключевыми элементами являются:

максимальное использование автоматизированных систем таможенного контроля и оформления, владение технологиями управления рисками (включая оценку рисков и выборочный контроль);

использование электронных средств для передачи информации;

координация работы таможенных служб с работой других учреждений;

обеспечение легкого доступа всех желающих к информации, относящейся к таможенным требованиям, законам, правилам, положениям; организация прозрачной системы рассмотрения заявлений по таможенным вопросам;

технология управления рисками на основе сотрудничества с соответствующими организациями и торговыми сообществами.

Киотская конвенция отвечает требованиям, предъявляемым к регулированию торговых и транспортных операций. В ней наиболее полно отражены все стороны таможенного дела. Пересмотр Советом ВТО положений Киотской конвенции привел к радикальным изменениям в действиях таможенных органов. Все это в перспективе будет способствовать упрощению таможенных формальностей и повышению экономической эффективности работы таможенного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, а также формированию надежной системы безопасности.

В 2005 г. важнейшим событием в международной жизни таможенных служб всех стран явилось принятие Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (РСБ). Стандарты разрабатывала Стратегическая группа высокого уровня ВТО, в которую входит Россия, представленная Федеральной таможенной службой. На 105/106 сессии Совета ВТО в июне 2005 г. Рамочные стандарты были одобрены представителями таможенных служб 166 государств-участников ВТО. В ходе сессии руководителем ФТС России было подписано и вручено Письмо Генеральному секретарю Организации о намерении Российской Федерации реализовывать эти стандарты, многие из которых нашли отражение в Концепции развития таможенной службы Российской Федерации.

Генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ по поводу принятия стандартов заявил следующее: «2005 г. стал реальностью перейти на кардинально новый уровень безопасности мировой торговли благодаря единодушному принятию Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли. Этот уникальный инструмент, позволяющий перейти на новые принципы безопасной международной торговли, знаменует собой начало принципиально нового подхода к методам работы и взаимодействия таможенных администраций и деловых кругов. Перед нами лежит новый путь. Международное таможенное сообщество принимает вызов времени. Открыта новая страница истории».

В настоящее время Секретариат ВТО совместно со стратегической группой высокого уровня разрабатывает План внедрения Рамочных стандартов.

января 2006 г. генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ принял участие в заседании Совета руководителей таможенных служб стран СНГ в Петербурге и рассказал им о целях и принципах Рамочных стандартов безопасности, а также о том, что надлежит предпринять национальным администрациям для их внедрения.

Рамочные стандарты представляют собой новую прочную платформу, которая позволит активизировать мировую торговлю, повысить уровень ее защищенности от террористических посягательств и увеличить вклад таможенных служб и торговых партнеров в процесс повышения социально-экономического благосостояния государств. Они также позволят расширить возможности таможенных служб по обнаружению отправок повышенного риска для дальнейшей работы с ними, а также повысить эффективность администрирования товаров, ускоряя, таким образом, процесс таможенного оформления и выпуска грузов.

К основным принципам Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли относятся:

предварительный обмен данными в электронном виде с таможенными службами торгующих стран для того, чтобы принять решение по товарной партии, которая еще находится в пути;

создание системы анализа и управления рисками; оснащение пунктов пропуска современными инспекционно-досмотровыми комплексами для ускорения таможенного контроля, а также обеспечения радиационного контроля;

налаживание прочных партнерских отношений с бизнес-сообществом и создание льготного режима для тех компаний, которые возьмут на себя соблюдение стандартов безопасности.

ФТС России ведет работу по указанным направлениям в рамках Концепции развития таможенной службы и Федеральных целевых программ:

идет подготовка к внедрению системы интегрированного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу;

ведется работа над созданием единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой для осуществления контроля внешнеторговой деятельности;

ведется работа по созданию в структуре таможенных органов РФ Операционного центра для обработки информации и принятия решений.

Основными целями Рамочных стандартов являются:

повышение безопасности и облегчение международной торговли, что в свою очередь положительным образом должно отразиться на экономическом росте и развитии стран-участниц ВТО;

защита стран от угроз глобального терроризма;

совершенствование и модернизация работы таможенных служб, что позволит повысить собираемость доходов, а также обеспечит надлежащее применение национальных законов и нормативных актов.

В этой связи рамочные стандарты усиливают социально-экономическую защиту и открывают возможности для прямых иностранных инвестиций.

Одной из особенностей Рамочных стандартов является создание системы соглашений между таможенными органами различных стран с целью содействия непрерывному прохождению грузов по надежным международным цепям поставки товаров. Подобная система соглашений позволит, в частности, обеспечить обмен своевременной и точной информацией, что даст возможность таможенным органам более эффективно управлять рисками. Система соглашений между таможенными службами позволит укрепить сотрудничество между таможенными органами, а также обеспечивает возможность на более раннем этапе осуществлять контроль международной цепи поставок товаров. Кроме того, Рамочные стандарты предусматривают в определенных обстоятельствах взаимное признание таможенного контроля.

Рамочные стандарты создают условия для повышения безопасности международной торговли, облегчая и развивая ее, при учете современных международных моделей товарного производства и распределения.

Важным и, на наш взгляд, первоочередным направлением международной деятельности таможенной службы России является работа по сближению основных таможенных документов России и ЕС. В рамках реализации концепции Общего европейского экономического пространства Российская таможенная служба активно взаимодействует с Комиссией европейских сообществ (КЕС).

Таким образом, деятельность таможенной службы Российской Федерации тесно связана с международными таможенными органами. Таможенная служба России в своей работе базируется на принципах национального таможенного законодательства и, являясь членом ВТО, использует правовые положения международных конвенций этой организации, что имеет принципиальное значение, так как вхождение в мирохозяйственные связи способствует более успешному осуществлению экономических реформ в России и интеграции в мировую экономику.

.2 Влияние Всемирной таможенной организации на совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий

Международное значение деятельности ВТАО особо возросло в современных условиях, что во многом обусловлено сдвигами в структуре международного товарооборота (появление в его номенклатуре значительного числа новых товаров); существенным расширением внутрифирменного обмена транснациональных корпораций и возросшей в связи с этим заинтересованностью в унификации таможенного учета в разных странах; дальнейшим развитием экономических взаимосвязей в рамках региональных объединений и организаций.

Основная роль ВТАО заключается в содействии в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования; в разработке и распространении единых «правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификации и облегчении перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. Большое значение в этой связи придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы.

В одном из документов ВТАО говорится: «Всемирная таможенная организация является межправительственной организацией, основная задача которой - повысить эффективность деятельности таможенных служб. Всемирная таможенная организация убеждена, что инвестиции в таможню - это инвестиции в международную торговлю, и это значит, что таможня является частью решения проблемы, а не самой проблемой». Для реализации этой задачи на современном этапе членами ВТАО был принят Стратегический план, определивший ключевые направления деятельности организации на 1996 - 2000 гг., и утверждена «Программа реформ и модернизации таможни», которая призвана помочь национальным таможенным службам более четко определить свои цели и способы их осуществления путем активизации потенциальных возможностей, совершенствования методов управления, укрепления организационной структуры и внедрения современных таможенных технологий. Всего в рамках ВТАО действуют порядка 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам. Деятельность ВТАО протекает на международном, региональном и национальном уровнях. Все государства-члены делятся на региональные группы: 1) Америка и Карибский бассейн, 2) Европа, 3) Северная Африка, Ближний и Средний Восток, 4) Западная и Центральная Африка, 5) Восточная и Южная Африка, 6) Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Советский Союз, вступивший в СТС в 1991 г., был отнесен к европейскому региону. Задача каждой группы - проведение линии ВТАО по гармонизации таможенных систем данного региона (продвижение актов ВТАО, их разъяснение, привлечение новых членов).

Региональные группы занимаются обучением работников таможенных служб, организуя различные курсы и семинары, созданием информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями, обменом делегациями между национальными таможенными службами и административными органами ВТАО. Новым направлением работы стало создание региональных информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями. В этих центрах осуществляется сбор и обработка данных о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, оружия и культурных ценностей; об уклонении от уплаты таможенных пошлин и налогов; об иных таможенных правонарушениях. Каждый регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению Политической комиссии. Региональный представитель по должности входит в состав Политической комиссии ВТАО и в этом качестве представляет в ней интересы таможенных служб государств региона, что позволяет странам, входящим в региональные группы, более эффективно влиять на политические решения Всемирной таможенной организации. Региональные представители работают в тесном контакте с региональными организациями, заинтересованными в развитии сотрудничества по таможенным вопросам. В целях координации сотрудничества периодически организуются встречи руководителей таможенных служб региона и региональные конференции по конкретным проблемам.

Из небольшого начинания ВТАО превратился в динамичную организацию с мировым влиянием. С наступлением XXI века таможенные организации всего мира стремятся оказывать содействие международной торговле путем облегчения законного перемещения товаров через границы. В то же самое время таможенным организациям приходится бороться со все более возрастающим числом самых изощренных видов таможенных правонарушений.

В таких условиях ВТАО продолжает обеспечивать гармонизацию и стандартизацию процедур таможенного оформления и использует для этого различные международные инструменты воздействия, такие как:

поощрение широкого обмена информацией между таможенными организациями;

обеспечение использования современных технологий таможенными организациями развитых и развивающихся стран;

расширение связей между таможенными организациями и торговым сообществом;

удовлетворение запросов на оказание помощи в обучении таможенников;

обеспечение специальной поддержки тем членам ВТО, которые движутся к рыночной экономике;

организация форумов, на которых специалисты таможенного дела всех стран мира могли бы обмениваться опытом, учиться и помогать друг другу.

ВТАО является международно-признанным глобальным центром таможенной экспертизы и играет лидирующую роль в обсуждении, развитии и совершенствовании техники таможенного дела и таможенного законодательства. Деятельность организации формулируется исходя из запросов ее членов. Инструменты и передовой опыт ВТАО признаны в качестве основы для работы современных таможенных служб.

Национальными таможенными администрациями решается широкий спектр задач, связанных с администрированием трансграничного перемещения людей и грузов, среди которых:

формирование доходной части бюджета за счет сбора таможенных пошлин;

обеспечение соблюдения прав потребителей;

вопросы национальной безопасности и защита окружающей среды.

В данном контексте ВТАО призывает обеспечивать условия, при которых вышеозначенные административные меры не становились препятствием на пути международного товарообмена. Другими словами, перед национальными правительствами стоит двоякая задача: с одной стороны обеспечить необходимый контроль за государственной границей, с другой - в максимальной степени способствовать упрощению и гармонизации процедур международной торговли и беспрерывному функционированию цепи поставки товаров.

Во время экономического и финансового кризиса таможенным администрациям в контексте упрощения международной торговли выпала важная роль - выступить в качестве мощного стимула активизации транснационального товарообмена, содействуя упрощению таможенных процедур, отказавшись от не вынужденных физических проверок товарных партий и сократив временные издержки, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров - все вышеперечисленное позволит снизить операционные расходы, приходящиеся на долю торговых операторов. Согласно проведенным исследованиям, оптимизация работы отдельных таможенных администраций стала положительным фактором, косвенно обусловившим повышение стандартов работы других национальных таможенных служб и государственных агентств, занятых администрированием границы.

По мнению ВТАО, применение отдельных нетарифных мер (к примеру, повышение количества физических досмотров товарных партий) отнюдь не способствуют активизации международной торговли, что приобретает особую актуальность в эпоху снижения объемов международного товарооборота, обусловленного финансовым кризисом.

ВТАО провела два цикла исследований (ноябрь 2008 и февраль 2009 гг.), призванных выявить характер влияния мирового финансового кризиса на деятельность национальных таможенных администраций и процесс международной торговли. На основании анализа результатов данных исследований были сделаны следующие выводы:

. Статистические отчеты большинства таможенных администраций показывают снижения объемов международной торговли (импорт и экспорт) в декабре 2008 года по сравнению с предыдущими месяцами и декабрем 2007-ого. Предварительные цифры отражают усиление нисходящего тренда в январе 2009 года.

. В результате сокращения объемов импорта многие развивающиеся страны испытывают определенные трудности с наполнением доходной части национального бюджета, формируемого за счет сбора таможенных пошлин - при этом зачастую эти средства являются основой финансирования ключевых правительственных программ.

Отдельные таможенные администрации принимают меры, направленные на борьбу с кризисом. В частности, экономическим операторам, чье финансовое состояние ухудшилось в свете последних событий, предоставляется возможность выплаты таможенных пошлин в рассрочку; таможенными администрациями также введена процедура ускоренной компенсации выплаченных налогов для случаев, предусмотренных национальным законодательством. Одновременно с этим определенная гибкость проявляется при формулировании требований к представляемым банковским гарантиям.

Некоторые национальные администрации продолжают проводить политику модернизации таможенных служб, к примеру, эффективно применяя программы анализа и управления рисками, позволяющие снизить объем процедур, применяемых к законопослушным экономическим операторам, и активно сотрудничая с представителями деловых кругов, предоставляя упрощенный режим оформления тем торговым операторам, чья деятельность соответствует требованиям законности.

Устанавливаемые официальные плановые показатели зачастую отстают от ситуации, складывающейся в реальном секторе, и этот фактор приобретает особую актуальность в условиях экономического кризиса, заставляя таможенные органы увеличивать объем контрольных мероприятий, призванных обеспечить сбор необходимых сумм таможенных платежей.

Некоторые государственные органы, уполномоченные в сфере контроля торговли, формально относясь к исполнению требований национальных стандартов, препятствуют развитию свободной торговли - в частности, посредством увеличения количества не вынужденных физических проверок перемещаемых грузов.

Всемирная таможенная организация в тесном контакте с национальными администрациями вырабатывает комплекс мер, призванных способствовать преодолению трудностей, вызванных текущим кризисом, и обеспечить стабильность функционирования системы международной торговли. Пакет выработанных ВТАО антикризисных мер состоит из двух блоков:

. Рекомендации таможенным администрациям, касающиеся принципов работы в условиях кризиса.

. Предпринимаемые ВТАО, меры, направленные на содействие национальным таможенным администрациям в текущей ситуации.

. Рекомендации ВТО национальным таможенным администрациям

Активное использование системы анализа и управления рисками и других инструментов, призванных упростить принципы международной торговли - ВТАО рекомендует таможенным администрациям внедрить или более активно применять системы анализа и управления рисками и другие современные инструменты, призванные упростить принципы международной торговли, при проведении процедур таможенного контроля, что позволит повысить их эффективность и одновременно с этим будет способствовать повышению скорости трансграничного товарооборота. В частности, ВТАО призывает таможенные администрации применять методы контроля в объеме, пропорциональном количеству перемещаемых на сегодняшний день товаров, что позволит избежать излишнего административного давления на законопослушных торговых операторов. Таким образом, национальные администрации должны сосредоточить свое внимание на преступлениях, связанных с нарушением таможенных правил, таких как контрабанда, контрафакция, подлог товаросопроводительных документов (занижение таможенной стоимости, указание неверной страны происхождения товара и т.д.), а также деятельность, представляющая угрозу общественной безопасности, а не становиться инструментом решения задач, обусловленных политикой протекционизма. Принципы упрощения торговли, разработанные ВТАО, отражены в Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, также известной как Пересмотренная Киотская Конвенция.

Повышение эффективности двустороннего взаимодействия таможенных служб - ВТАО предлагает национальным таможенным администрациям повысить уровень информационного обмена, что также будет способствовать упрощению международной торговли.

Тесное взаимодействие с национальными министерствами, определяющими политику в области торговли - ВТАО рекомендует таможенным администрациям проводить консультации с государственными органами, уполномоченными в сфере экономической политики, по вопросам, связанным с налогообложением и инвестициями.

Сотрудничество с торговыми операторами - ВТАО предлагает таможенным администрациям устанавливать рабочие контакты с законопослушными участниками внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения своевременного информационного обмена и ускорения выполнения необходимых процедур, что позволит гарантировать непрерывную работу международной цепи поставки товаров.

Комплексное управление границей (КУГ) - ВТАО рекомендует национальным таможенным администрациям координировать свою деятельность с другими государственными органами, уполномоченными в сфере администрирования границы, для более эффективной гармонизации и упрощения процедур.

Отсрочка платежей - ВТАО предлагает национальным администрациям применить подход, в соответствии с которым законопослушные экономические операторы получали бы отсрочку уплаты таможенных платежей или же вносили их через определенное время после выпуска товаров в свободное обращение.

Гибкий подход в работе с представляемыми гарантиями (обеспечением) - ВТАО рекомендует таможенным администрациям рассмотреть целесообразность применения гибкого подхода при установлении критериев для лимитов банковских гарантий на время текущего финансового кризиса.

. Антикризисные меры, предпринимаемые ВТАО

Популяризация мер, направленных на упрощение торговли - ВТАО продолжит предпринимать усилия в сфере популяризации принципов упрощения и гармонизации таможенных процедур.

Институциональное развитие - ВТАО прилагает значительные усилия в контексте содействия институциональному развитию таможенных администраций развивающихся стран посредством проведения консультаций, диагностических миссий, профильной подготовки кадров, содействия практическому применению разработанных ВТАО инструментов и оказания технического содействия при внедрении мер упрощения международной торговли, призванных способствовать преодолению трудностей, обусловленных мировым финансовым кризисом.

Консультирование организаций-доноров - ВТАО продолжит консультирование организаций-доноров, являющихся потенциальными спонсорами программ институционального развития, призванных, помимо прочего, способствовать имплементации принципов упрощения международной торговли.

Проведение исследований - ВТАО намерена продолжить изучение финансового кризиса с тем, чтобы осуществлять сбор актуальной профильной информации и поиск новых мер, призванных способствовать оздоровлению международной экономики и ускорению трансграничного товарооборота.

В настоящее время Всемирная таможенная организация уделяет внимание наиболее острым проблемам современности, среди них:

. Проблема использования самодельных взрывных устройств.

Использование самодельных взрывных устройств (СВУ) резко возросло в последние годы и нанесло серьезный ущерб гражданскому населению многих стран. С 2007 года количество инцидентов, за исключением Ирака и Афганистана, возросло до более 500 в месяц. В период с января 2011 года и сентябре 2012 года, более 10 000 глобальных СВУ были совершены в 112 странах на более чем 40 региональных и транснациональных групп. Многие из тех, кто выжил СВУ не могут вернуться к нормальной жизни в силу своих физических и психических травм.

В свете этой растущей угрозы, Генеральный секретарь ВТО Кунио Микурия, призывает пользователей проявлять бдительность в мониторинг и обнаружение трансграничного перемещения химических веществ-прекурсоров и других взрывных устройств, которые могут быть использованы для производства этого смертоносного оружия. "С созданием Программы Глобальный щит (PGS) два года назад, мы поставили угрозу утечки химических веществ и взрывных триггеры как приоритет ВТО и глобальной повестки дня таможня", сказал генеральный секретарь Микурия. Программа Глобальный щит (PGS) состоит из нескольких компонентов, в том числе создание потенциала посредством обеспечения профессиональной подготовки таможенных органов и других правоохранительных органов, повышение осведомленности для государственных организаций и частного сектора, а также глобальной операции Щит. "Поскольку Таможенный является единственным учреждением, которое имеет возможность мониторинга трансграничных перемещений всех товаров, она занимает важное место, чтобы играть в обнаружении этой угрозы и в сотрудничестве с другими учреждениями, принятия адекватных мер", добавил он. ВТО продолжает активное участие не только с государственными органами, но и с частным сектором, в целях повышения осведомленности о прекурсорах, которые могут быть использованы для создания взрывных устройств, в том, что большое количество этих химических веществ находятся в законном использовании в сельском хозяйстве и других отраслях промышленности. На Глобальном симпозиуме по безопасности на высшем уровне и технический, организованный Международной ассоциацией удобрений (IFA), а принимающей стороной кв.м. горнодобывающей промышленности в Сантьяго, Чили, в начале этого месяца, делегаты были удивлены, узнав, что 5 из 14 PGS химические вещества были удобрений и двойного использовать взрывчатку. Это свидетельствует о важности повышения информированности и более тесного сотрудничества между таможенными органами и частным сектором, который является одной из основных целей Программы Глобальный щит.

. ВТО в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в почтовых отправлениях.

Более 941 посылок, содержащих наркотические средства или химические вещества-прекурсоры были изъяты в ходе операции таможенными органами ориентированными на отправки почтовых и экспресс-почты каналов, в результате чего, должностными лицами таможенных органов изъято более 9,5 тонн незаконной продукции, включая кокаин, героин, опиум метамфетамин и анаболические стероиды. Организаторы Всемирной таможенной организации (ВТО) в тесном сотрудничестве с китайской таможней, провели операцию под кодовым названием "SKY-NET», которая состоялась с 10 сентября по 28 октября 2012 года с участием 68 членов ВТО, пяти региональных бюро Всемирной таможенной организации по обмену информации и активной поддержке Интерпола.

"Почтовый каналов, эксплуатируется «уголовными предпринимателями» по всему миру на ежедневной основе", сказал Генеральный секретарь ВТО Кунио Микурия. Операция. Операция "SKY-NET показывает незаконной и потенциально опасной торговли и необходимость для таможенного сообщества ее решения в тесном сотрудничестве с Почтой и другими соответствующими партнерами", добавил он.

Количество незаконных наркотиков и химических прекурсоров, изъятых таможенными включают в себя:

2979 кг психотропных веществ, такие как метамфетамин, амфетамин, МДМА и метаквалона;

100000 ампул, а также 239 кг, анаболические стероиды;

2005 кг ката;

940 кг трав и смолы каннабиса;

188 кг опиатов, таких как героин и опий;

167 кг кокаина;

2928 кг химических веществ-прекурсоров, в том числе альфа-phenylacetoacetonitrile (APAAN), псевдоэфедрин и эфедрин используется для производства метамфетамина.

Операция направлена на сбор информации о состоянии незаконного оборота наркотиков и химических прекурсоров перемещаются по всему миру в почтовых и экспресс-посылки, в частности, маршруты следования, типы грузоотправителей и грузополучателей, видов товаров, заявленных ценностей и Методы сокрытия.

Сбор и анализ данных позволит правоохранительным органам более эффективно реагировать на риски, связанные с почтовых и экспресс-доставки грузов секторе, учитывая большой объем торговых потоков, большое количество операторов и подрядчиков участвует и ограниченный объем информации, чтобы выбрать потенциально незаконные предметы, такие как поддельные грузоотправителями или грузополучателями, неправильный адрес доставки и т.д.

Отсутствие качественной информации для целей таможенного риска была предметом озабоченности ВТО и ее 179 членов, однако недавнее решение Всемирного почтового союза (ВПС) создание правовой основы для услуг почтовой связи для передачи заранее электронных данных таможенной значительно улучшить таргетинг усилий таможенных, что приводит к более безопасной торговли.NET участники обменялись информацией и разведданными во время операции по CENcomm, безопасную и зашифрованную связь инструмент, разработанный ВТО, которое было специально разработаны для удовлетворения оперативных потребностей.

. Проблемы борьбы с наркотиками.

В резолюции 42/112 от 7 декабря 1987 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла решение отмечать 26 июня как Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, в качестве выражения своей решимости усиливать деятельность и сотрудничество для достижения целей международного общества свободного от злоупотребления наркотиками. Маркировка в этот день с лозунгом "Вместе против наркотиков" предоставляет возможность ВТО вспомнить важную роль таможни, который несет ответственность за более чем половину всех изъятых наркотиков по всему миру.

"Борьба против наркотиков касается каждого, и это наша обязанность по предотвращению незаконного оборота наркотических средств, тем самым снижая уязвимость наиболее подвержены этой угрозе", сказал генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Кунио Микурия. "Работая вместе, мы можем облегчить страдания миллионов и разорвать трюме наркотикам и преступности для стран, общин и семей", сказал секретарь Организации Объединенных Наций Генеральный Пан Ги Мун. При оценке изъятого таможенными органами, 2011 можно рассматривать как хороший год, с более чем 47 000 отчетов, записанные в ВТО Центральной исполнения сети (CEN), охватывающих в общей сложности 1795 тонн наркотиков всех категорий. Разбивка по типу выглядит следующим образом:

Каннабиса во всех формах (смолы, растительные и масла) составил 1614 тонн.

Более 73 тонн кокаина были задержаны.

Более 89 тонн опиатов продукты были перехвачены (героин, морфин опия и маковой соломы).

Общее количество амфетамина и метамфетамина (психотропные вещества) было более 19 тонн.

В рамках своей программы по борьбе с наркотиками, ВТО работает в тесном сотрудничестве с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК), а также активно поддерживает инициативы, направленные на повышение информированности общественности о проблеме наркотиков.

ВТО рассчитывает на активное участие ее членов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в рамках Таможенного обязательства по защите здоровья и безопасности потребителей, в то время как эффективно справиться с преступниками участвовать в этой незаконной и опасной торговли.

. Всемирная таможенная организация (ВТО) подписали Меморандум о взаимопонимании с Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), который даст значительный импульс борьбе с допингом в спорте и в усилия по борьбе с незаконной торговлей препаратами.

Этот важный Меморандум будет способствовать сотрудничеству между ВАДА и Всемирной таможенной организации в мероприятиях, представляющих взаимный интерес в области борьбы с допингом и оборотом допинга в рамках соответствующего мандата каждой организации. Она будет включать в себя сотрудничество в области сбора, хранения и обмена информацией, создания информационных сессий и семинаров, и кросс-организации оповещения о тенденциях в области борьбы с допингом и оборотом допинга.

Меморандум также поддерживает национальные и международные антидопинговые меры, упомянутые в ЮНЕСКО "Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте», который на сегодняшний день ратифицировали 159 государств-членов.

"ВТО стремится работать со своими международными партнерами, чтобы бороться против всех форм незаконной торговли, включая торговлю незаконной, контрафактной и нелицензированных лекарственных средств", сказал генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Кунио Микурия.

"Этот меморандум будет способствовать отношениям между ВАДА и ВТО, предоставит нам конкретную основу для дальнейшего сотрудничества, обеспечит более здоровую и безопасную международную спортивную среду, а также поощряет таможенные администрации в решении одной из основных своих целей, а именно, защиту общества, "добавил Микурия. "Настоящий Меморандум является важным событием для ВАДА поскольку это позволит агентству увеличить интеллект на повышение уровня исполнителей, участвующих в допинг деятельности, незаконной организации и частные лица, которые обеспечивают допинга в спортивном мире", сказал генеральный директор WADA Дэвид Howman.

"Мы благодарны Всемирной таможенной организации за их приверженность борьбе с допингом в спорте. Партнерство посылает еще один очень ясно понять, что есть сильное единство среди агентств по всему миру для искоренения всех форм допинга - не только ради спорта, но для поддержания здоровья и благосостояния общества в целом", добавил Howman.

Партнерство между ВАДА и ВТО будет способствовать таможенники в борьбе с оборотом допинга.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

. Сочетание различных инструментов таможенной политики дает государствам широкий спектр возможностей получения выгод от участия в международной торговле. Современная таможенная политика меняет свой характер: отказываясь от создания общих барьеров доступа на внутренний рынок, страны переходят к методам адресных и частичных ограничений. Как результат правильное использование инструментов таможенной политики повышает степень открытости национальной экономики, при этом сохраняя уровень конкурентоспособности на внутреннем рынке.

2. Исследования показали, что среди многих факторов, от которых зависит процесс экономических преобразований в странах, таможенное администрирование является одним из важнейших. От него во многом зависит решение социально-экономических вопросов, развитие внешнеэкономической деятельности, реформирование и модернизация таможенной службы, характер ее воздействия на социум в приемлемых для массового сознания формах восприятия.

Сущность таможенного администрирования, как формы управления, выражается в единстве его целевых, организационных, социальных функций на всех уровнях как по вертикали, так и по горизонтали. Успешное решение задач таможенного администрирования в новых условиях предполагает владение полной и достоверной информацией о происходящих изменениях в различных сферах жизнедеятельности общества: экономике, политике, социальной сфере в целом и, в частности, о развитии подразделений таможенной службы, насколько оно соответствует социально-экономическому состоянию общества; о взаимодействии структуры управления таможенной службой с участниками внешнеэкономической деятельности; о направленности стратегии устойчивого функционирования каждого из подразделений таможенной службы.

3. Проведенные исследования позволили выявить общие проблемы, к которым следует отнести: отсталость процедур работы; несоответствие законодательства международным требованиям; отсутствие таможенной инфраструктуры, способной обеспечить эффективное обслуживание грузопотоков с использованием новейших технологий; недостаточное внимание организационным и кадровым вопросам.

. Исходя из сравнительного анализа стандартов Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и норм таможенного законодательства России, выявлены различия, которые необходимо устранить для подписания конвенции. Установлено, что цели устранения таких различий содержатся в ряде Концепций и Программ, утверждаемых в России. Из совокупности не принятых стандартов сформированы направления развития таможенных процедур:

-Перспективные таможенные технологии;

-Специальные упрощенные процедуры для отдельных лиц;

Таможенный пост-аудит;

Минимизация предоставляемых документов и информации;

Обеспечение возможности декларирования товаров на границе.

. По итогам обобщения практики совершенствования таможенной политики в части таможенных процедур на принципах их гармонизации и упрощения сделан вывод о том, что очередность и моменты внедрения стандартов конвенции не отвечают потребностям и задачам таможенного дела в России, условиям осуществления и регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). То есть, нововведения, осуществляемые в рамках развития таможенных процедур по пути их гармонизации и упрощения, не всегда осуществляются в комплексе с созданием условий для их широкого и успешного применения. В результате этого, на протяжении нескольких лет, когда стандарты конвенции действуют в несвойственных им условиях, возникают неоправданные затраты на поддержку работоспособности новых технологий, а также возможность снижения эффективности таможенных процедур, отсутствие позитивных изменений временных и стоимостных показателей осуществления таможенных процедур.

Во время экономического и финансового кризиса таможенным администрациям в контексте упрощения международной торговли выпала важная роль - выступить в качестве мощного стимула активизации транснационального товарообмена, содействуя упрощению таможенных процедур, отказавшись от не вынужденных физических проверок товарных партий и сократив временные издержки, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров - все вышеперечисленное позволит снизить операционные расходы, приходящиеся на долю торговых операторов. Согласно проведенным исследованиям, оптимизация работы отдельных таможенных администраций стала положительным фактором, косвенно обусловившим повышение стандартов работы других национальных таможенных служб и государственных агентств, занятых администрированием границы.

правовой таможенный экономика

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты:

. Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Заключена в Брюсселе 14.06.1983) (вместе с Протоколом от 24.06.1986) // Таможенные ведомости.- N 8.- 1996.

. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ.- 08.08.2011.- N 32.

. Конвенция о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26.06.1990) // Таможенные ведомости.- N 2.- 1996.

. Декларация Аруша о профессиональной этике от 1993г. (пересмотрена 2003г.) // http://www.wcoomd.org /en/topics/integrity/~/media/WCO/Public /RU/PDF/About%20us/Legal%20Instruments/Declarations/Arusha_Declaration_Revised_Russian.ashx (дата обращения 05.03.2014).

. Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) // http://www.carecprogram.org/uploads /events/2006/WCO-Framework-Seminar/Day1-Framework-of-Standards-ru.pdf (дата обращения 05.03.2014).

. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ.- 13.12.2010.- N 50.- Ст. 6615.

Научная и учебная литература:

. Андреева Е.И., Вермке П., Нестеров А.В. О гармонизации таможенного законодательства в области экспертизы товаров // Право ВТО. -2012. -N 2. -С. 34 - 37.

. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. - Екатеринбург, 2011. - 189с.

. Бекяшев, К.А. Таможенное право: учебник / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 25с.

. Жигалина О.С. Правовое обеспечение деятельности российских таможенных органов в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации / О.С. Жигалина // Современное право.- 2010. - № 12. - С. 20-23.

. Кисловский Ю.Г. История таможенного делай таможенной политики России. - 3е изд., доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2010. - 545с.

. Козырин А.Н. Таможенное право России: учебное пособие / под ред. А.Н. Козырина. - М.: Норма, 2012. - 144с.

. Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭс // Реформы и право. 2012. N 1. С. 3 - 15.

. Костин А.А. Деятельность всемирной таможенной организации // СПС «ГАРАНТ»: база законодательства.

. Нестеров А.В., Андреева Е.И. О гармонизации института таможенной экспертизы в рамках Таможенного союза и ВТО // Таможенные чтения. 2010. Россия и ВТО: не простой диалог: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2010. 23-24 нояб. М.: РТА, 2011. - 289с.

. Тунгускова-Кузьмина С.Н. Роль Всемирной таможенной организации в повышении эффективности деятельности таможенных служб мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - М.: Изд-во РУДН.- 2010.- № 1. - С. 152-159.

. Фесенко Н.П. Таможенные преступления и возможности их предотвращения // Законодательство и экономика.- № 12.-2010. -С. 16.

. http://www.wcoomd.org (дата обращения 11.03.2014).

. https://www.jieddo.mil/about.aspx (дата обращения 11.03.2014).

. http://customsdkn.ru/world-news/447 (дата обращения 11.03.2014).

. http://customsdkn.ru/world-news/447 (дата обращения 11.03.2014).

. http://www.rusada.ru (дата обращения 11.03.2014).

Похожие работы на - Деятельность Всемирной таможенной организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!