Конкуренция в банковском секторе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,5 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкуренция в банковском секторе














Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Конкуренция в банковском секторе»











Самара 2012г.

Введение

Для банковской сферы характерна высокая степень развития отношений конкуренции (от латинского «concure» «бежать к цели»). Конкуренция как экономическое явление представляет сбой экономический процесс соперничества, борьбы продавцов и поставщиков при реализации продукции, соперничества между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства и реализации. Поскольку субъектами конкуренции являются продавцы и покупатели, различают конкуренцию среди продавцов и среди покупателей. Конкуренцию также принято разделять на ценовую, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Текущее состояние как мировой, так и отечественной экономики весьма активно сказывается на конкуренции во всех сферах деятельности, в том числе и банковской. Это и определяет повышенный интерес к проведению исследования состояния конкуренции в банковской сфере Российской Федерации.

Итак, целью данного исследования является разработка комплексного и теоретически обоснованного подхода к конкуренции в банковской сфере Российской Федерации. Данной цели достигнем путем последовательного решения следующих задач:

·дадим общую характеристику банковской конкуренции;

·проанализируем отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках;

·определим текущее состояние банковского сектора в России и его перспективы развития.

1.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ

1.1.Понятие конкуренции и ее виды. Возникновение банковской конкуренции

Для финансового рынка, как и для всякого другого рынка, характерно наличие конкурентных отношений между его участниками. А. Смит рассматривал конкуренцию как соперничество между продавцами и покупателями за наиболее выгодные условия продажи и покупки соответственно. Й. Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество между старым и новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации. Такого рода высказывания позволяют определить конкуренцию как борьбу между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции .

Конкуренция, как экономическое явление - это экономический процесс соперничества, борьбы продавцов и поставщиков при реализации продукции, соперничества между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства и реализации.

Конкуренция в сфере банковской деятельности отличается определенной спецификой. Услуги банков отличаются от других услуг предпринимательства, они появляются в результате глубокого анализа потребностей рынка, тщательно подготовлены, соответствуют перечню и технологии проведения банковских операций . Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразным, а с другой - удовлетворяющим финансовым потребностям рынка и отвечающим условиям максимальной доступности банковских услуг потребителям.

Банковская конкуренция- это процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных организаций, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг .

Банки постоянно ссылаются на высоко конкурентную природу своего рынка, и банков действительно много, по сравнению с количеством производителей автомобилей, крупных супермаркетов, авиакомпаний и т.д. В банковской отрасли присутствуют десятки соперничающих учреждений, предлагающих кредитные и депозитные продукты .

Особенности банковской конкуренции состоят в следующем:

1.Банковская конкуренция отличается развитостью форм и высокой интенсивностью;

2.Конкурентами коммерческих банков выступают многие другие категории конкурентов (лизинговые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды, почта, торговые дома);

.Внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта и услуг;

.Банковские продукты и услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных «внешних» (небанковских) заменителей;

.Ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта, услуги рекламы;

.Наряду с индивидуальной может иметь место групповая банковская конкуренция .

Также конкуренцию можно определить как экономическое соревнование между субъектами хозяйственной деятельности за возможность получения максимума прибыли и упрочения положения на рынке .

Банки являются конкурентами, когда предоставляют одинаковый набор банковских продуктов (услуг) на одном и том же рынке на схожих условиях. Цель каждого банка - вовлечь как можно больше клиентов, чтобы продавать им больше банковских услуг и, как следствие, получить больше прибыли .

Отсюда банковская конкуренция представляет собой динамичный процесс состязательства коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в рамках которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг. Именно наличие конкуренции вызывает расширение круга предоставленных услуг, регулирование цены на них до приемлемого уровня. Кроме того, конкуренция стимулирует банки к переходу на более эффективные способы предоставления услуг, т.е. обеспечивает обстановку, благоприятную для их развития и совершенствования .

Конкуренция - стимулирующий фактор, заставляющий конкурентов расширить круг банковских услуг, улучшить качество банковской продукции, оперативно регулировать цены на эту продукцию

На банковскую конкуренцию влияет ряд объективных обстоятельств:

·Либерализация государственного регулирования банковской деятельности;

·Универсализация банковской деятельности;

·Расширение региональной сферы деятельности кредитных организаций;

·Проникновение на банковский рынок иных кредитных организаций;

·Возрастание значения неценовой конкуренции и др.

Конкуренция может вестись различными средствами. Различают конкуренцию ценовую и неценовую . Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены. Преимуществами банка могут быть:

·Ускоренная подготовка к предоставлению новых услуг при одновременном снижении их себестоимости;

·Контроль над большим количеством рыночных сегментов или клиентов;

·Предоставление сопутствующего услугам сервиса, оказание дополнительных услуг или консультаций;

·Сокращение жизненного цикла конкретных услуг

Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. Основное условие успешного ведения конкурентной борьбы с помощью цен - постоянное снижение себестоимости услуг вследствие совершенствования технологий.

В политике ценообразования банк может преследовать различные цели: максимизацию прибыли, удержание позиций на рынке, лидерство на рынке по отдельным услугам и в качестве оказываемых услуг и др.

Изучение цен на банковскую продукцию конкурентов необходимо для установления цен, отвечающих реальному положению вещей на рынке банковских продуктов. При этом сопоставление цен с ценами конкурентов бессмысленно без сопоставления качества самих продуктов.

При неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся формирование уникальных свойств услуг, улучшение их качеств и расширение опций.

Банки, работающие в условиях рыночной конкуренции, чаще всего придерживаются продуктовой маркетинговой концепции, т.е. их сравнительные преимущества базируются на высоком уровне качества услуг, их индивидуальности, уникальности и высоком уровне сопутствующего обслуживания

В выигрышном положении находятся банки, которые имеют свою торговую марку (фирменный знак, лицензию, патент), т.е. какую-то свою специфику. Прежде всего, конкуренция между торговыми марками происходит в информационном пространстве. Эта конкуренция выражается в битве за внимание и предпочтение потребителя. Здесь важную роль отыгрывает рекламная деятельность банка, способствующая узнаванию брэнда, а также положение в рейтинге банков. Важнейшее место также занимает полнота и доступность информации о банке, предоставляемых услугах, ликвидности банка и его резервах, перспективах развития.

Таким образом, можно выделить следующие виды конкуренции:

·Функциональная, которая возникает при существовании различных возможностей удовлетворения одной и той же потребности;

·Предметная, т.е. предоставление аналогичных услуг на одном и том же рынке, но разными банками. Большое значение приобретают так называемые «нематериальные активы» - торговая марка, лицензия, патенты, «ноу-хау», рейтинг банков и прочее;

·Видовая- это выпуск одной и той же услуги разными банками или одним банком, но при предоставлении разнообразного оформления.

Критериями качества банковских продуктов являются: быстрота обслуживания, точность обслуживания, комплексность обслуживания и др. Выбор наиболее удачной ценовой политики, методов ценообразования имеет большое значение, постепенно основные усилия банка могут переместиться в сферу привлечения клиентов, где определяется успех реализации услуг и размер прибыли. Однако основной целью банка является совершенствование технологий, обновление имеющейся информационной и технической базы, внедрение современных достижений науки и техники. При неценовой конкуренции весь потенциал банка направлен в созидательное русло. Результатом неценовой конкуренции может стать дифференциация услуг, то есть создание банком своего субрынка.

Конкуренция может быть добросовестной и недобросовестной. Под добросовестной конкуренцией понимается та, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с соперниками. Под недобросовестной конкуренцией понимается разного рода шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников конкурента, ложная реклама, распространение на рынке ложной информации о конкурентах. В условиях развивающихся деловых отношений банки придерживаются, в большинстве случаев, методов добросовестной конкуренции, что позволяет укрепить их репутацию и положение на рынке банковских продуктов.

Конкурентная среда банковских продуктов является одной из главнейших причин поиска новейших методов функционирования банков, внедрения современных технологий, расширения спектра услуг и способов привлечения клиентов. При наличии достаточного количества банков на рынке финансовых услуг отсутствие конкуренции невозможно. Конкуренция стимулирует дальнейшее развитие эффективно действующей банковской системы.

Некоторые признаки конкурентного поведения можно найти у самых первых банков средневековья и даже у древних прообразов кредитных институтов, но о реальной банковской конкуренции до второй половины XIX века говорить не принято. С одной стороны, это обусловлено экономическими причинами: банков было относительно мало. Рынок был не насыщен, и в этих условиях существовала возможность расширения собственного дела без ущемления интересов друг друга.

С другой стороны, неразвитость банковской конкуренции была связана со специфической предпринимательской этикой банкиров. Согласно которой банковское дело воспринималось как нечто принципиально отличное от обычной коммерции, от торговли товарами.

Еще в прошлом столетии в британских банковских кругах считалось нечестным отбивать друг у друга клиентов, более того, в случае перехода клиента из другого банка по собственному почину ему не открывали счет без предварительных переговоров с этим банком. А месторасположение для новых баков или их филиалов выбиралось с таким расчетом, чтобы они находились вне сферы деятельности уже существующих.

Однако сейчас ситуация изменилась, и для банков началась эпоха конкуренции охоты на клиентов. Если раньше клиент сам должен был идти в банк для открытия счета, то теперь банки начали предлагать клиентам (прежде всего предпринимателям) услуги прямо на дому, соревнуясь в том, кто предложит наиболее выгодные условия. Президентом Банковского института в Великобритании в 1902 году был отмечен такой факт: банки стали вступать в конкуренцию даже по поводу таких сделок, которые в итоге обещали быть убыточными. Тем самым сиюминутная выгода приносилась в жертву во имя достижения стратегических конкурентных преимуществ.

В ХХ веке Европейское банковское дело пережило две глубокие перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами. Мелкие промышленные и сельскохозяйственные предприятия обслуживались в основном в кредитных товариществах. Сберкассы ограничивались исключительно сберегательными операциями использованием привлеченных сбережений для долгосрочного кредитования. Безналичные расчеты еще не получили широкого распространения. Таким образом, у каждой группы кредитных институтов была приоритетная сфера влияния. А вмешательство в чужую сферу встречалось относительно редко.

И если крупные банки, как уже отмечалось, конкурировали друг с другом, то, например, сберкассы ими в качестве серьезного конкурента не рассматривались.

Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле. Вызванной чрезвычайно сильным расширением безналичного оборота. Именно в этот период в западные коммерческие банки пришли вычислительные машины, было внедрено ведение клиентами книг выписок по счетам. Благодаря этому банки охватывали все новые круги клиентуры. Что явилось одной из причин усиления концентрации в банковском секторе экономики. Многочисленные мелкие частные банки и провинциальные банки были поглощены крупными банками. В свою очередь, и среди крупных банков произошел ряд слияний. Так, если в 1920 году в Германии было десять крупных банков с разветвленной филиальной сетью, то в 1933 году - только три.

Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась в 60-ых годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем доходов. Широким же массам населения были доступны по существу только сберкассы. Положение резко изменилось с связи с ростом доходов широких масс населения, достигших положения перспективных банковских клиентов. Этому способствовало и введение безналичной выплаты зарплаты. В этой ситуации больше всех выиграли, конечно же, сберкассы, имевшие наилучшие связи с людьми. Помимо них, однако, свою долю дополнительной клиентуры пожелали получить и крупные банки, которые начали открывать счета населению.

После этого первого шага стало важно превратить миллионы обладателей счетов в настоящих банковских клиентов. Это было достигнуто посредством оказания им помощи в освоении форм безналичных расчётов, но в первую очередь - за счёт расширения ассортимента потребительских кредитов. В дальнейшем в целях привлечения и удержания частных клиентов были внедрены самые разнообразные сберегательные планы. Кроме того, коммерческими банками и банковскими группами начали создаваться инвестиционные компании, которые давали возможность даже при незначительном объёме сбережений вложить их в ценные бумаги. Фактически банки начали впервые всерьёз заниматься маркетингом.

Расширение массовых операций всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие - усиление банковской конкуренции.

-ые годы характеризуются дальнейшим обострением конкуренции. Возросшая чувствительность клиентов к цене в развитых странах привела к уменьшению маржи между процентными ставками по кредитам и по вкладам. Это, а также рост издержек на оплату труда и материальное обеспечение банковской деятельности ещё более сузили возможности ценовой конкуренции. Внутренние рынки сбыта банковских услуг, в особенности в Западной Европе, оказались по существу исчерпаны, что было усугублено снижением мировых темпов экономического роста и повышением кредитных рисков. В этих условиях западные банки начали проявлять интерес к новым рынкам сбыта, представленным, прежде всего, странами Восточной Европы.

1.2.Отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках

Занимаясь банковским предпринимательством (да и не только банковским), то есть, по сути начиная свое дело, всегда встает вопрос конкурентных преимуществ. Первоочередной задачей является выставить себя конкурентоспособным и достойным соперником среди уже существующих участников того или иного сегмента рынка. Однако, анализируя конкретно банковскую специфику, можно прийти к выводу, что конкуренция среди банков имеет ряд отличий от конкуренции на прочих финансовых рынках, которые обязательно нужно учитывать при ведении финансового бизнеса.

Первое. Во второй половине XX в. усилилась тенденция, в соответствии с которой банки начинают играть принципиально иную, новую роль, превращаясь из скромных посредников в могущественных контролеров и регуляторов общественной жизни. Этим объясняется то, что более острая по сравнению с товарными рынками конкурентная борьба на рынке финансовых услуг, обусловленная незаменимостью денег, приобретает еще большую остроту в сфере банковского дела. Цена успеха в конкурентной борьбе здесь зачастую бывает гораздо выше, чем на иных финансовых рынках.

Отличительной чертой конкуренции в банковской сфере является ее неразрывная взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой. При этом качество этой взаимосвязи определяется исходя из уровня соответствующего банковского рынка. Иными словами, международная банковская конкуренция напрямую затрагивает вопросы международной политики, конкуренция между кредитными организациями внутри страны непосредственным образом влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства и т.д.

Тезис о взаимосвязи нормальной конкурентной среды на рынке банковских услуг с государственной внешней и внутренней политикой был нормативно закреплен в Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных направлениях)", где установлено, что нормализация финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивость банковской системы и национальной валюты, степень защищенности интересов вкладчиков являются важнейшими критериями, определяющими состояние экономической безопасности государства.

Второе. Конкуренция, осуществляемая на рынке банковских услуг, имеет более выраженный социальный характер, чем конкуренция на иных финансовых рынках.

Особая социальная значимость конкуренции на рынке банковских услуг, по сравнению с иными финансовыми рынками, является следствием того, что банковская сфера вовлекает в свою орбиту не только всех без исключения юридических лиц, но и подавляющее большинство социально активных граждан.

Третье. Одна из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая его от иных сегментов финансового рынка, проявляется в существовании такой специфической формы банковской конкурентной борьбы, как участие в финансово-промышленных группах (ФПГ).

Участие в ФПГ выделено в качестве одной из форм именно банковской конкурентной борьбы по той причине, что наличие в такой группе банковского капитала "является тем решающим обстоятельством, которое отличает ФПГ от любой другой крупной корпорации". ФПГ - это не организационно-правовая форма, а статус, который присваивается после рассмотрения установленного комплекта документов. И главной сущностной особенностью этого статуса является обязательное присутствие в финансово-промышленной группе банковской организации.

Существование этой особенности конкуренции на рынке банковских услуг обусловлено невозможностью совмещения банковской деятельности с производственной и торговой. При этом, хотя стремление банков подчинить своему влиянию реальное производство и может вызвать сложности в поддержании у них ликвидности, необходимость иметь дополнительные рычаги контроля за эффективным использованием предоставленных кредитов и их безусловным возвратом заставляет кредитные организации занимать наиболее активные позиции среди участников финансово-промышленной группы.

Анализ системы приобретения банками долей участия в нефинансовых предприятиях (в основе деления хозяйствующих субъектов на нефинансовые предприятия и финансовые организации лежит методология создания системы национальных счетов) позволяет выявить различия в подходах к решению вопроса о допустимости участия банков в финансово-промышленных группах в различных странах. Эти различия в подходах базируются на имеющихся в разных странах индивидуальных оценках степени рискованности для конкретных банков и банковской системы в целом крупномасштабного слияния банковского и промышленного капиталов.

Так, если в Бельгии и Италии приобретение банком долей участия в предприятиях нефинансового характера полностью запрещено, то в США, Японии и Нидерландах оно в каждом конкретном случае является объектом разрешения или запрещения. В то же время в Великобритании и Испании правила, регулирующие приобретение акций (долей участия) в нефинансовых предприятиях, весьма лояльны, в результате чего необходима лишь простая регистрация.

В России в соответствии с Федеральным законом "О финансово-промышленных группах" приобретение банками долей участия в нефинансовых предприятиях не является самостоятельным предметом антимонопольного регулирования и рассматривается в общем ряду, т. е. преимущественно с позиций состояния конкурентной среды на товарных рынках, что нельзя считать положительным.

Четвертая особенность конкуренции в банковском деле проявляется в "узости поля" конкурентной борьбы. Это обусловлено известной ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью.

Данная особенность заставляет банки конкурировать в весьма узком спектре операций и сделок, следствием чего является необходимость специализироваться, например, в удовлетворении потребностей различных групп потребителей. Майкл Е. Портер определяет такую специализацию, как "позиционирование на основе потребностей" и в качестве примера приводит Citibank и Bessemer Trust Company.

Так, целевыми клиентами Bessemer Trust Company являются семьи, вклады которых оцениваются не менее чем в 5 млн. долл. Этим клиентам нужна надежная защита капиталовложений и их увеличение. Назначая одного квалифицированного банковского служащего на 14 семей, Bessemer базирует свою деятельность на индивидуальном обслуживании. Встречи с клиентами проходят чаще на их ранчо и яхтах, нежели в банковских офисах. Банк предлагает клиентам целый ряд услуг, включая инвестиционный менеджмент и управление имуществом, надзор за инвестициями в нефтяную и газовую промышленность, ведение расчетов, связанных с приобретением скаковых лошадей и самолетов. Кредиты, которые являются основным направлением деятельности большинства частных банков, редко требуются клиентам банка Bessemer и составляют незначительную часть их годовых доходов и балансов. Несмотря на высокую общую заработную плату банковских служащих и очень высокие издержки, связанные с персональным обслуживанием, составляющие процент операционных издержек, дифференциация банка (обслуживание состоятельных семей) обеспечивает ему самую высокую рентабельность среди всех конкурентов, занимающихся частным банковским бизнесом.

Другой частный банк - Citibank - обслуживает клиентов с минимальными активами приблизительно в 250 тыс. долл., которых, в противоположность клиентам Bessemer, интересуют подходящие условия предоставления кредитов. Банковские менеджеры Citibank являются преимущественно кредиторами. Если клиентам нужны иные услуги, менеджеры направляют их в другие специальные организации, каждая из которых обеспечивает предусмотренные и четко определенные виды услуг. Система Citibank в меньшей степени ориентирована на индивидуальное обслуживание, и один менеджер обслуживает в среднем 125 клиентов. Таким образом, оба банка - и Citibank, и Bessemer - избрали такую специализацию, которая позволяет удовлетворять различные группы потребителей в частном банковском обслуживании.

Пятое. Конкуренция между кредитными организациями происходит в условиях беспрецедентно широкого и жесткого по сравнению с иными финансовыми рынками регулирующего воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.

Уже само создание кредитной организации обставлено таким значительным количеством формальностей и требований, которые по сравнению с иными рынками финансовых услуг можно рассматривать как непреодолимые барьеры для входа на банковский рынок, под которыми понимаются действия, затрудняющие доступ на рынок банковских услуг другим организациям - потенциальным конкурентам.

В разных странах организационные структуры государственных органов, осуществляющих функцию банковского надзора, различны. Так, в Великобритании, Италии, Нидерландах надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют непосредственно центральные банки. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по контролю и надзору с иными органами государства. В России контрольные функции выполняет Департамент пруденциального банковского надзора Центрального Банка.

Конкуренция на рынке банковских услуг хотя и осуществляется в условиях более жесткого регулирования по сравнению с иными рынками финансовых услуг, но продолжают существовать отдельные области, оказывающиеся вне поля зрения органов банковского надзора. Это свидетельствует о настоятельной необходимости дальнейшего развития законодательства.

2.КОНКУРЕНЦИЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ В РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

2.1.Формы банковской конкуренции и особенности их проявления в России

В условиях глобализации финансовых рынков одним из актуальных вопросов развития банковской системы является повышение уровня ее конкурентоспособности. Этой проблеме посвящены документы, определяющие стратегию развития банковского сектора России как до 2008 г., так и на более длительную перспективу - до 2020 г. Основными задачами в них названы повышение конкурентоспособности отечественных банков и развитие конкурентной среды.

В «Отчете о развитии банковского сектора и банковского надзора», подготовленном Банком России с использованием материалов Центра развития, говорится, что главной тенденцией развития банковского сектора в настоящее время является повышение уровня конкуренции практически по всем направлениям банковской деятельности. В качестве примера приводится рынок депозитов физических лиц, передел которого возобновился после принятия закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Создание условий для развития конкурентной среды в банковском секторе является одним из ключевых элементов государственной политики, направленной на обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства и свободного перемещения услуг и финансовых средств.

Действующая система банковского регулирования не создает необходимых условий для развития добросовестной конкуренции между банками, так как она, во-первых, в большей степени ориентирована на контроль за соблюдением банками норм законодательства, что само по себе не обеспечивает гарантии устойчивости банковской системы. И, во-вторых, содержит достаточных стимулов для формирования современных банковских продуктов и услуг, которые служили бы развитию реального сектора экономики.

Следовательно, острейшей проблемой развития банковского сектора в РФ является повышение эффективности его функционирования путем устранения барьеров на пути развития добросовестной конкуренции между банками и повышения прозрачности банковского сектора.

Современные подходы к регулированию отношений агентов российского банковского рынка по поводу конкуренции фактически носят ограничительный, а не стимулирующий характер. По сути, такой подход основан на системе формальных критериев в виде специальных норм и требований, которые являются дифференцирующим, но не синтезирующим инструментом. Подобное регулирование конкуренции на российском рынке банковских услуг переводит процесс регулирования в плоскость контроля за доступом на рынок при помощи соответствующих «барьеров».

Политика регулирования конкуренции в российских условиях требует определения особенностей российской банковской системы и выработки мероприятий по регулированию банковской деятельности с позиций отношений конкуренции. Одна из задач - создать конкурентную среду как естественный стимул для саморазвития банков. Добросовестная конкуренция выступает более сильным механизмом повышения эффективности развития банковского сектора России, чем надзорные методы. Равноправная конкуренция и рыночная дисциплина предполагают наличие четких общих «правил игры» и эффективную систему реагирования на их нарушение. Одним из условий эффективного функционирования банковской системы и развития добросовестной конкуренции является доверие к банковской системе.

В наибольшей степени уровень конкуренции определяет фактор числа и мощи банков, конкурирующих на рынке. Интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы. При этом, для крупного банка, обладающего мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только банки близкого размера с аналогичными возможностями. Напротив, для среднего и небольшого банка наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешной работы.

Согласно исследованиям центра экономических исследований МФПА Российский банковский рынок фактически контролирует около двухсот банков, занимающим 92 % рынка. По расчетам с использованием коэффициентов концентрации наша страна находится на 15 - 18 местах в выборке, т. е. ближе к концу. Чем большее число банков охватывает коэффициент концентрации, тем меньшую концентрацию демонстрирует наш рынок по сравнению с другими странами. Таким образом, различия в коэффициентах концентрации возникают главным образом из-за перекоса, связанного с размерами банков. Смещение происходит в сторону крупных банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк). На долю трех ведущих банков приходится 38 % активов банковского сектора, в то время как в развитых странах более 40 % рынка. Россия на фоне сопоставимых стран выглядит как страна с низкой концентрацией в банковском секторе.

Сегодня банки оказались в условиях, когда они вынуждены бороться за клиента. Если раньше корпоративный клиент был вынужден обслуживаться в «своем» банке, то теперь он имеет возможность выбирать. Причиной тому является активность дочерних иностранных банков и доступ на международные рынки капитала.

В целом модель конкуренции в современном банковском секторе по многим признакам напоминает монополистическую конкуренцию. Крупные банки контролируют цены на свои услуги в рамках стабильных клиентских групп. Однако в то же время она похожа на совершенную конкуренцию, так как на рынке присутствует множество игроков, существует свободное вхождение в рынок, банки реагируют на ценовую политику друг друга.

Для развития конкуренции в банковском секторе необходимо усилить рыночную концентрацию, снизить процентную маржу между ценой на продукцию, услуги и издержками их производства, укрепить стратегический потенциал банка и его ресурсное наполнение, повысить качество обслуживания клиентов и надежность банков.

2.2.Перспективы развития конкуренции в банковском секторе

Роль российской финансовой системы в мире можно проиллюстрировать двумя фактами: во-первых, суммарный ежедневный оборот всех отечественных бирж на рынках всех типов ценных бумаг не превышает 10% от оборота NYSE (США) в рамках фондовой секции, и, во-вторых, активы всей банковской системы РФ сопоставимы с активами Bank of Scotland и в три раза меньше, чем у Deutsche Bank. В этой связи события и тенденции, происходящие в основных экономиках мира и в их финансовых системах, оказывают на российскую практически определяющее влияние. Среди основных тенденций, задающих контекст развития, можно выделить следующие:

·Все большая глобализация локальных финансовых систем в мировую. Основные негативные последствия этого Россия испытала в период оттока капитала в 2008 г., однако данная тенденция усиливается, и согласованные действия регуляторов только способствуют этому. Как следствие, отечественная финансовая система может столкнуться с новыми рисками спекулятивных движений капитала, особенно учитывая, что кредитные проблемы очевидно переходят с корпоративного на суверенный уровень (примеры ОАЭ, Греции и т.д.).

·Сложная ситуация в сфере межбанковского кредитования. Основные индикаторы рынков ликвидности к настоящему времени в целом вышли на докризисные уровни, хотя есть и исключения, например, спред LIBOR к базовой ставке. Тем не менее, хотя новые максимумы по денежным ставкам будут наблюдаться еще не скоро (на восходящей фазе цикла повышения ставок), возврат межбанковского кредитования в режим «нормального» функционирования, по всей видимости, не завершен и займет продолжительное время.

·Изменение направлений потоков капитала. Накопление значительных объемов золотовалютных резервов в странах- экспортерах (в том числе, Китай, страны ОПЕК и другие), а также формирование огромных объемов дефицита бюджета в развитых странах изменяют основные направления потоков капитала, что может нести для российской банковской системы дополнительные риски. Так, снижение доверия к уровням кредитных рейтингов и высокие суверенные риски приводят к росту скорости перетока капиталов, что способно создавать кризисные тенденции.

·Рост требований к качеству отчетности финансовых институтов. Во многом формирование дисбалансов, приведших к мировому финансовому кризису, основывалось на недостаточно проработанной форму отчетности банков по отношению к осуществляемым ими операций. Полагается, что регуляторы предпримут существенные усилия для недопущения повторения подобного сценария, что будет способствовать росту расходов банков на администрирование отчетности.05.05.2

На основе проведенного анализа складывающиеся тенденции в экономике и секторе предполагают следующий сценарий развития банковской системы. Так, в рамках активных операций ожидается положительная динамика объемов кредитного портфеля банков и ускоренное (18-20% в год) наращивание в среднесрочной перспективе. При этом в наиболее выигрышной позиции могут оказаться банки, ориентированные на обеспеченный залогами сегмент (автокредитование и ипотека): складывающиеся условия предполагают подтверждаемый экономическими условиями сильный спрос на соответствующих рынках. Так, с одной стороны, государство намерено стимулировать экономику через программы субсидирования в потребительских секторах с относительно высокой добавленной стоимостью и положительными социальными последствиями (например, приобретение транспортных средств и жилья). С другой стороны, при том, что реальные доходы населения в 2009 г. выросли только на 1,9%, депозитная база (при снижающейся инфляции и укрепляющемся рубле) прирастает со средним темпом около 2% в месяц.5.05.20

Вместе с тем наблюдаемая в период кризиса низкая доступность необеспеченного потребительского кредитования (особенно целевого) будет иметь существенные негативные для сегмента последствия. Объемы портфеля могут приблизиться к докризисным значениям.

Эксперты в данной области также скептично настроены по отношению к перспективам расширения корпоративного кредитования. Во-первых, внутреннее потребление товаров в России в значительной мере продолжает ориентироваться на импорт, и даже эффекты девальвации 2009 г. оказались слабее сложившейся склонности к приобретению зарубежных товаров. Во-вторых, сжатие потребительского сектора существенно сказалось и на потенциале расширения инвестиционного спроса. В-третьих, значительная часть кредитного портфеля банков до сих пор находится под давлением объема неработающих кредитов. Хотя, по всей видимости, официальные показатели уже приблизились к своим максимальным значениям (до 10-12% портфеля), вынужденное рефинансирование - сильный фактор, и который будет сдерживать финансовые возможности банков. Вместе с тем, кризис может иметь позитивные эффекты на модель развития отечественной экономики и банков. В частности, что уровень левериджа в среднесрочной перспективе будет в целом стабильным, и динамика наращивания внешнего долга окажется существенно более скромной, чем в 2006-2007 гг. В сочетании с восстанавливающейся депозитной базой это способно привести к большей устойчивости банковского сектора в ближайшие годы. Причем локальные источники фондирования операций банков будут удовлетворять их возможностям по размещению средств. Повышению стабильности сектора может также способствовать и тенденция наращивания собственного капитала банками, если она сохранится до конца 2010г.

Основной целью развития банковского сектора РФ (далее - банковский сектор) на среднесрочную перспективу является активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития.

Содержанием нового этапа в развитии банковской сферы должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг и совершенствование способов их предоставления, обеспечение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитных организаций.

Задача перехода к преимущественно интенсивной модели развития банковского сектора должна стать приоритетной для Правительства РФ, Банка России и банковского сообщества. К числу приоритетов Правительства РФ и Банка России относится работа по комплексному совершенствованию правовых условий деятельности кредитных организаций, включая вопросы снижения неоправданной административной нагрузки.

В результате реализации настоящей Стратегии российская банковская система по всем основным аспектам (организация деятельности, качество управления, состояние конкурентной среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина и транспарентность, регулирование и надзор) должна соответствовать международным стандартам.

Ожидаемые результаты развития банковского сектора базируются на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и учитывают необходимость совершенствования модели банковского бизнеса. При этом Правительство РФ и Банк России исходят из того, что первостепенное значение имеют качественные характеристики развития - характер и уровень предоставляемых банковских услуг, уровень конкуренции в банковском секторе, устойчивость и транспарентность кредитных организаций, предопределяющие усиление роли банков в инновационных процессах реального сектора экономики и повышении эффективности инвестиций.

Заключение

Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.

Конкуренция в сфере банковской деятельности отличается определенной спецификой. Услуги банков отличаются от других услуг предпринимательства, они появляются в результате глубокого анализа потребностей рынка, тщательно подготовлены, соответствуют перечню и технологии проведения банковских операций. Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразным, а с другой - удовлетворяющим финансовым потребностям рынка и отвечающим условиям максимальной доступности банковских услуг потребителям.

Для дальнейшего развития конкуренции в банковском секторе необходимо:

·усилить рыночную концентрацию;

·укрепить стратегический потенциал банка и его ресурсное наполнение;

·повысить качество обслуживания клиентов и надежность банков;

·снизить процентную маржу между ценой на продукцию, услуги и издержками их производства;

·укрепить доверие к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

конкуренция рынок банковский доля

Список использованной литературы

1)Банковский сектор - 2009: времена меняются, банки остаются

2)Баталов А.Г., Самойлов Г.О. Банковская конкуренция. - М.: Экзамен, 2011.

3)Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. - М.: ЮНИТИ, 2010.

)Милыков Н.В. Финансы. - М.: ИНФРА-М, 2010.

)Нещитой А.С. Финансы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

)Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М.: ИНФРА-М, 2003.

)Финансовые рынки в России // Экономическое развитие России. - 2006. Т. 13. - №12.

)Энциклопедия банковского дела. - М., 2009.

Приложение 1

Список 10 крупнейших банков России на январь 2012 года по активам и капиталу

Крупнейшие банки РоссииАктивы на январь 2012 г. /млн. руб./Занимаемая позицияКапитал на январь 2012 / млн. руб./Занимаемая позицияСбербанк РФ11 268 52411 308 9561Внешторгбанк4 327 9742626 4272Газпромбанк2 499 9433167 0493Россельхозбанк1 488 6094157 2005Банк Москвы1 349 8825162 5774ВТБ 241 224 9666101 1016Альфа-банк1 010 429789 0247ЮНИКРЕДИТ БАНК905 414887 7488Росбанк653 606987 6749Райффайзенбанк605 2121078 31610

Список 10 крупнейших банков России на январь 2012 года по вкладам физических лиц

Крупнейшие банкиВклады физ лиц на январь 2012 г./ млн. руб./Позиция по вкладамПозиция по активамСбербанк РФ5 522 84511ВТБ 24823 13326Газпромбанк253 53633Альфа-банк233 60947Райффайзенбанк204 812510Банк Москвы155 12865Россельхозбанк149 56774УРАЛСИБ136 168814Росбанк133 94499ПРОМСВЯЗЬБАНК121 8891011

Приложение 2

Рейтинг банков по количеству собственных банкоматов по России на 1 января 2012 года

№БанкОбщее количество собственных банкоматов по России на 1 января 2012 года (шт.)Общее количество собственных банкоматов по России на 1 января 2011 года (шт.)1Сбербанк34 48627 9952ВТБ 245 7575 0383Мастер-Банк3 1092 8404Уралсиб3 0222 6025Росбанк2 9452 3076Транскредитбанк2 4852 3347Альфа-Банк2 4792 2008Московский Индустриальный Банк1 9941 7219Москомприватбанк1 9411 95610Райффайзенбанк1 8751 65


Общее количество банков России с 2008 по 2012 гг.

Количество действующих банков РоссииНа 01.01.2008 г.На 01.01.2009 г.На 01.01.2010 г.На 01.01.2011 г.На 01.01.2012 г.снижение (-) / рост (+) к 01.01.2011 г.Центральный федеральный округ632621598585572-13г.Москва555543522514502-12Северо-Западный федеральный округ8179757169-2Южный федеральный округ1181151134745-2Северо-Кавказский федеральный округ---5756-1Приволжский федеральный округ134131125118111-7Уральский федеральный округ6358545145-6Сибирский федеральный округ6868625654-2Дальневосточный федеральный округ4036312726-1Всего по Российской Федерации1 1361 1081 0581 012978-34


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!