. Неотъемлемой частью рыночной экономики является банковская сфера.
Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы Республики Казахстан пережило несколько этапов. При этом роль банков как главного звена в этой системе, велика. Банки, осуществляющие коммерческую деятельность, относятся к особой категории предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и представляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале.
Одна из главных проблем в нынешних условиях - обеспечение стабильного функционирования денежной системы, составной частью которой является денежно-кредитная политика. В настоящее время отношения с участием банков переживают новый этап своего существования в рыночной среде.
Учитывая глобальность и важность роли банков в экономической жизни государства, необходимо признать важность отработанного механизма правового регулирования данного сектора экономики. Именно от грамотного обоснования тех или иных банковских отношений зависит построение всей банковской системы страны.
Основная тенденция мирового развития - процесс интернационализации экономической деятельности стран, установление взаимовыгодного экономического сотрудничества - объективно обуславливает необходимость интеграции Казахстана в мировую экономику. Предпосылкой успешного включения нашей республики в мировые хозяйственные связи является осуществляемый Казахстаном поворот к активной внешнеэкономической политике, процесс либерализации внешнеэкономической деятельности. Отказавшись от монополии государства в сфере международного экономического сотрудничества, Казахстан последовательно проводит политику координации внутрихозяйственной и внешнеэкономической деятельности, сближения национального законодательства с признанными нормами международного права, международных договоров и законодательства зарубежных государств. Одним из основных направлений интернационализации хозяйственной жизни является
Для успешного участия Казахстана в интеграционных процессах мировой экономики, развития экономических преобразований в республике необходимо создание условий для либерализации внешнеэкономической банковской деятельности, непосредственными участниками которой являются иностранные банки.
В законодательстве РК нет понятия «иностранный банк», в нашем законодательстве используется термин «банк с иностранным участием». Вместе с тем, в литературе понятие «иностранный банк» применяется для обозначения иностранного юридического лица, т.е. иностранного субъекта права, зарегистрированного в стране отличной, от страны, где он осуществляет свою деятельность. Так, например, иностранными банками будут считаться представительства иностранных банков, осуществляющие свою внешнеэкономическую деятельность на территории РК. В то же время, филиалы и представительства банков РК (национальных юридических лиц по законодательству РК) будут признаваться иностранными банками по законодательству той страны, где они осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, понятия «иностранный банк» и «внешнеэкономическая деятельность» тесно связаны.
В связи с этим в своей работе мы бы хотели рассмотреть вопросы гражданско-правового регулирования деятельности иностранных банков в РК через призму внешнеэкономической банковской деятельности как банковской деятельности, осложненной иностранным элементом.
В настоящее время вопросы правового регулирования деятельности иностранных банков в Республике Казахстан и казахстанских банков за рубежом не получили должного освещения. Кроме того, действующая законодательная база, призванная регулировать отношения, возникающие в сфере внешнеэкономической банковской деятельности, несовершенна, что отрицательно сказывается на договорной и судебной практике с участием иностранных банков.
В связи с вышеизложенным, назрела необходимость проведения теоретического анализа гражданско-правового регулирования внешнеэкономической банковской деятельности в Республике Казахстан с целью выработки предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, регулирующего внешнеэкономическую банковскую деятельность.
Степень разработанности темы исследования. Изучением правовых вопросов, связанных с деятельностью банков занимались многие ученые, например, М.М. Агарков, И.С. Гуревич, О.С. Иоффе, Л.А. Лунц, Е.А. Флейшиц, З.И. Шкундин и другие. Научные разработки этих авторов по праву стали достоянием цивилистической науки.
Наиболее важные и актуальные проблемы правового регулирования банковской деятельности на высоком теоретическом и практическом уровнях поднимались в работах таких казахстанских ученых как: Ю.Г. Басин, А.Г. Диденко, И.У. Жанайдаров, К.М. Ильясова, Ф.С. Карагусов, Р.А. Маметова, С.П. Мороз, М.К. Сулейменов, Е.Б. Осипов, А.С. Тулеуов и другие.
Целью данной работы является проведение исследования основ гражданско-правового обеспечения внешнеэкономической банковской деятельности и выработка предложений по совершенствованию механизма правового регулирования деятельности иностранных банков в Республике Казахстан и казахстанских банков за рубежом.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть вопросы гражданско-правового регулирования деятельности иностранных банков в РК через призму внешнеэкономической банковской деятельности как банковской деятельности, осложненной иностранным элементом;
провести разграничение между иностранным банком как иностранным юридическим лицом, не зарегистрированным в РК, и банком с иностранным участием, т.е. иностранным банком, зарегистрированным по законодательству РК;
рассмотреть возможность применения такого критерия как участие иностранного субъекта в качестве учредителей банка как юридического лица с иностранным участием для определения деятельности такого субъекта в качестве внешнеэкономической;
провести квалификацию деятельности иностранных банков в зависимости от территориальных границ ее осуществления (РК, иностранные государства);
рассмотреть правовой режим осуществления деятельности иностранных банков в РК;
- определить правовую природу внешнеэкономических банковских сделок, выявить их виды;
- проанализировать опыт стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, который может способствовать в процессе совершенствования правового регулирования деятельности иностранных банков на территории РК и выработать рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Казахстан.
Научная новизна определяется тем, что в настоящем исследовании предпринят авторский подход к осмыслению основ гражданско-правового обеспечения деятельности иностранных банков в Республике Казахстан.
Теоретическое и практическое значение работы. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выводы и зарубежный опыт могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства Республики Казахстан, а также в банковской практике.
Научное исследование может служить основой для дальнейших разработок вопросов правового регулирования международной банковской деятельности. Результаты работы могут быть использованы в преподавании гражданского права, международного частного права.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух разделов, объединяющих пять подразделов, выводов и списка использованной литературы. Объем работы составил страницы.
1. Понятие и особенности внешнеэкономической банковской деятельности
1.1 Определение понятия «внешнеэкономическая банковская деятельность»
В своей работе мы бы хотели рассмотреть вопросы гражданско-правового регулирования деятельности иностранных банков в РК исходя из признания того, что внешнеэкономическая банковская деятельность есть банковская деятельность, осложненная иностранным элементом. Наиболее важным вопросом, на который мы бы хотели ответить, является вопрос о том, может ли всякая деятельность иностранных банков отнесена к внешнеэкономической банковской деятельности с учетом того, что оба понятия определяются через термин «иностранный».
Кроме того, необходимость определения понятия внешнеэкономической банковской деятельности объясняется и другими соображениями. В теоретическом аспекте важное значение имеют характер регулируемых отношений и метод регулирования, с точки зрения практики - уровень развития данного вида отношений и потребность в их международной унификации.
Прежде чем приступить к анализу данного понятия, укажем, что пары словосочетаний «внешнеэкономическая банковская деятельность» и «международная банковская деятельность», а также «право внешнеэкономической банковской деятельности» и «международное банковское право» мы будем употреблять как синонимы.
В процессе определения понятия «внешнеэкономическая банковская деятельность» необходимо выяснить значение таких понятий как «внешнеэкономическая деятельность» и «банковская деятельность». Отметим, что юридической литературе трактовка указанных выше понятий неоднозначная.
Во-первых, необходимо разобраться с понятием «внешнеэкономическая деятельность».
Под внешнеэкономической понимается деятельность, связанная с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности.
Такая деятельность может носить коммерческий характер (когда она направлена на систематическое получение прибыли) или некоммерческий характер (выражаясь, например, в актах благотворительности или гуманитарной помощи). Разновидность внешнеэкономической деятельности, строящаяся на коммерческих началах, именуется внешнеторговой деятельностью [2].
Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры. Внешнеэкономическая деятельность может также рассматриваться как предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государства. Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора [3].
В юридической литературе отмечается, что межгосударственное сотрудничество в области внешнеэкономической деятельности является предметом изучения международного публичного и частного права, а предметом изучения хозяйственного права являются отношения хозяйствующих субъектов, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, капитала, оказанием услуг и выполнением работ на территории иностранных государств [4].
А. Бейшембиев считает, что внешнеэкономическая деятельность - это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения их участников (государств, юридических и физических лиц) в области данной деятельности на основе их полного равноправия и взаимной выгоды [5].
Внешнеэкономическая деятельность Казахстана, по мнению М.К. Сулейменова, определяется как деятельность субъектов по экспорту, импорту товаров (услуг), по вопросам иностранных инвестиций, страхования, совместного предпринимательства в области материального и иного производства с целью формирования и становления рыночной экономики республики, вхождения ее в мировую экономику, и, самое главное, удовлетворения потребностей населения республики [6].
В законодательстве России используется понятие «внешнеторговая деятельность», которое определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них [7].
Из этого определения выводится три признака внешнеторговой деятельности:
- это вид предпринимательской деятельности;
- осуществляется в сфере международного обмена товарами, работами и т.д., т.е. обмена в отношениях между лицами, принадлежащих к различным государствам;
- вывоз объекта соответствующей сделки за пределы таможенной территории (при экспорте) и, соответственно, его ввоз на эту территорию (при импорте). Но в некоторых случаях этот признак может отсутствовать, например, при закупке иностранным лицом товара у российского лица к передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза перерабатывающего товара за границу [2].
Кроме того, в литературе указывается на необходимость различать межправительственные внешнеэкономические связи (ВЭС) и внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) на уровне предприятий. Смысл ВЭС состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений. ВЭД в отличие от ВЭС осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объеме и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности, как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом, ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций. В качестве видов ВЭД Покровская В.В. называет внешнеторговую деятельность, производственную кооперацию, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово - кредитные операции [8].
Как видно, понятие внешнеэкономической деятельности определяется по-разному, и каждое определение имеет право на существование, исходя из цели исследования.
На наш взгляд, наиболее верным является подход к определению понятия внешнеэкономической деятельности, используемый М.К. Сулейменовым, в соответствии с которым понятие ВЭД будет различным в случаях, когда субъектами выступают государства, и когда субъектами выступают юридические и физические лица.
Следовательно, исходя из концепции, предложенной М.К. Сулейменовым, надо выделить два аспекта определения ВЭД:
) ВЭД государства, представляющую собой деятельность государства по установлению отношений с другими государствами в сфере экономики. Эти отношения оформляются международными договорами, а их правовое регулирование по объему совпадает с международным экономическим правом;
) ВЭД юридических и физических лиц, то есть предпринимательская деятельность в отношениях, в которых присутствует иностранный элемент. Круг этих отношений определяют по-разному, но обычно в него включают внешнеторговую деятельность, иностранные инвестиции, производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, то есть те отношения, которые регулируются международным частным правом [3].
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность осуществляется в сфере международных экономических отношений - системе хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, группами стран и субъектами хозяйствования. В широком смысле слова внешнеэкономическая деятельность представляет собой деятельность государства, физических и юридических лиц, связанную с торговлей товарами, работами, услугами, а также деятельность, связанную с движением финансовых средств, капиталов, рабочей силы, технологий; деятельность, связанную с оказанием экономической помощи, осуществлением промышленного, экологического и иного сотрудничества, обменом интеллектуальной собственностью. Весь этот блок отношений можно разделить на межгосударственную внешнеэкономическую деятельность, субъектами которой выступают государства, международные межправительственные организации, и частноправовую внешнеэкономическую деятельность, субъектами которой являются юридические и физические лица различной государственной принадлежности.
В регулировании межгосударственной внешнеэкономической деятельности преобладают нормы международного публичного права. В регулировании внешнеэкономической деятельности физических и юридических лиц - нормы международного частного права.
В.М. Шумилов полагает, что регулирование международных экономических отношений осуществляется как международным экономическим правом, так и международным частным правом [9].
Таким образом, в понятии ВЭД надо выделять:
) ВЭД государства, то есть деятельность государства в экономических отношениях с другими государствами;
) ВЭД юридических и физических лиц, то есть предпринимательскую деятельность в отношениях с участием иностранного элемента.
С точки зрения М.К. Сулейменова правовое регулирование ВЭД охватывает три крупных блока права:
1) международное публичное право;
) международное частное право;
) внутреннее законодательство отдельного государства (Казахстана) - государственное, административное, финансовое, земельное, трудовое, процессуальное и иные отрасли права, связанные с ВЭД (государственное регулирование ВЭД, таможенная деятельность, финансовое обеспечение ВЭД, инфраструктура ВЭД, трудовые отношения в сфере ВЭД и т.п.) [3].
Далее необходимо определиться с понятием «банковская деятельность».
Банковская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности - деятельности, основной целью которой, является извлечение чистого дохода. Банковская деятельность направлена на удовлетворение потребностей определенных услуг в финансовом секторе экономики, и связана с использованием денег. В соответствии со ст. 30 Закона РК «О банках и банковской деятельности в РК» от 31 августа 1995 г. [10] (далее - Закон о банках), банковская деятельность определяется как деятельность по осуществлению банковских операций, а также проведение иных операций банками, разрешенных к осуществлению банками. При этом в п. 2 ст. 30 Закона о банках дается перечень банковских операций, а в пунктах 3 и 4 этой же статьи - операций, которые хотя и не являются банковскими, но которыми банк вправе заниматься при наличии специальной лицензии на их осуществление. В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о банках предусмотрен определенный перечень банковских операций, основная часть которых как раз и представляет собой услуги по посредничеству в предоставлении денежного кредита и осуществлении денежных расчетов.
Так, к банковским операциям относятся: прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц; открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; открытие и ведение металлических счетов физических и юридических лиц, на которых отражается физическое количество аффинированных драгоценных металлов, принадлежащих данному лицу; кассовые операции: прием, выдача, пересчет, размен, обмен, сортировка, упаковка и хранение банкнот и монет; переводные операции: выполнение поручений юридических и физических лиц по переводу денег; учетные операции: учет (дисконт) векселей и иных долговых обязательств юридических и физических лиц; заемные операции: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; доверительные (трастовые) операции: управление деньгами, аффинированными драгоценными металлами и ценными бумагами в интересах и по поручению доверителя; клиринговые операции: сбор, сверка, сортировка и подтверждение платежей, а также проведение их взаимозачета и определение чистых позиций участников клиринга; сейфовые операции: услуги по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений; ломбардные операции: предоставление краткосрочных кредитов под залог депонируемых легко реализуемых ценных бумаг и движимого имущества; выпуск платежных карточек; инкассация и пересылка банкнот, монет и ценностей; организация обменных операций с иностранной валютой; прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей); выпуск чековых книжек; клиринговая деятельность на рынке ценных бумаг; открытие (выставление) и подтверждение аккредитива и исполнение обязательств по нему; выдача банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме; выдача банковских поручительств и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме.
Формулировки ст. 30 указанного закона согласуются с перечнем банковских операций, содержащийся в Приложении № 1 к Европейскому банковскому кодексу. В этот перечень включаются следующие виды банковских операций:
) прием депозитов (вкладов) и других средств на возвратной основе от публики;
) выдача кредитов, включая: потребительский кредит; кредит под залог недвижимости; финансирование торговых сделок (включая форфейтинг);
) финансовый лизинг;
) перевод денежных средств;
) выпуск и оплата платежных документов (например, кредитных карт, дорожных чеков и платежных поручений);
) выдача гарантий и поручительств;
) операции, совершаемые за свой счет или за счет клиента:
а) с инструментами валютного рынка (чеками, векселями, депозитными сертификатами и т.д.);
б) по купле-продаже иностранной валюты;
с) с финансовыми фьючерсами и опционами;
д) с процентными ставками и валютообменными курсами;
е) с оборотными ценными бумагами;
) эмиссия акций и меры по ее обеспечению;
) оказание консультационных услуг предприятиям по структуре капитала, промышленной стратегии, слиянию и приобретению новых предприятий;
) брокерские услуги на валютных рынках;
) управление портфелем ценных бумаг;
) депозитарные услуги и проведение операций с ценными бумагами;
) оценка платежей и кредитоспособности клиентов;
) предоставление в аренду сейфов для хранения ценностей и документов [11].
В целом перечень банковских операций в казахстанском законодательстве соответствует положениям Приложения № 1 к Европейскому банковскому кодексу, что позволяет сделать вывод о следовании отечественных банков принципу «универсального банка», сочетающего классические банковские операции (депозитные, кредитные, расчетные и т.д.) с операциями на фондовом рынке (торговля ценными бумагами, депозитарные услуги и т.д.). Однако следует отметить одно существенное ограничение: Закон о банках и банковской деятельности запрещает любой кредитной организации заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (однако из этого правила есть исключение - в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о банках - банки вправе принимать участие в уставных капиталах в страховых компаниях, при условии что такое участие не должно превышать 10 % от собственного капитала банка).
В научной литературе отмечается, что банки по определению являются организациями, ориентированными на универсальность, или комплексность, деятельности в своей сфере. Авторы считают, что результатом приспособления современной банковской системы к изменившимся условиям развития экономики стала универсализация деятельности коммерческих банков с сохранением определенной специализации. По мнению Е.С. Ширинской, современный банк представляет собой универсальный многофункциональный кредитно-финансовый комплекс с диапазоном операций и услуг более двухсот наименований [12]. Я.М. Миркин полагает, что универсальное банковское дело подразумевает комбинацию коммерческого банковского дела (привлечение депозитов и предоставление кредитов) и инвестиционного банковского дела (выпуск ценных бумаг, андеррайтинг, размещение ценных бумаг компаний и торговля ими). Совмещение в кредитной организации банковских операций и деятельности на рынке пенных бумаг автор называет европейской моделью универсального коммерческого банка [13].
Банковскую деятельность можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле банковская деятельность означает любую деятельность банков и включает в себя любые операции, осуществляемые ими. Но при этом законодательными актами установлен разрешительный порядок осуществления банковской деятельности и предусмотрено ограничение для банков на занятие другой деятельностью, не относящейся к банковской или прямо не разрешенной законодательством для их осуществления банками. При этом в Законе о банках уже проводится разграничение банковских операций, являющихся основным видом деятельности банков, и иных операций, которые в исключительном порядке разрешается осуществлять банкам. Поэтому, Е.Б. Осипов считает, что в узком смысле банковская деятельность означает определенные операции, которые являются исключительно банковскими, так как нельзя отнести к банковским операции, которые таковыми законодательством не признаются, а лишь разрешаются в порядке исключения для осуществления банками [14].
Таким образом, в узком смысле банковская деятельность представляет собой совокупность банковских операций, которые есть не что иное, как форма реализации функций банков. В широком смысле, с точки зрения Н.В. Сапожникова, банковская деятельность включает не только комплекс банковских операций, но и порядок организации и функционирования банков, т.е. «отношения по поводу функционирования банковской системы, возникновения и развития ее элементов» [15].
Следует отметить, что независимо от узкого или широкого толкования термина «банковская деятельность» ее ключевым звеном будет выступать понятие «банк», на анализе которого мы остановимся в следующем разделе работы.
Традиционно в законодательстве многих стран и во многих научных исследованиях кредитно-расчетная деятельность, то есть деятельность по посредничеству в денежном кредите и денежном расчете, именуется и рассматривается как банковская деятельность, хотя по содержанию банковская и кредитно-расчетная деятельность далеко не тождественны.
Как указывается Е.Б. Осиповым, в казахстанском законодательстве легального определения кредитно-расчетной деятельности не существует. Кредитно-расчетная деятельность как посредничество в денежном кредите и денежном расчете охватывается таким понятием, как «совершение банковских операций». При анализе содержания указанных операций можно отметить, что открытие и ведение металлических счетов, сейфовые операции, выдачу банковских гарантий и банковских поручительств нельзя отнести в настоящее время к кредитно-расчетной деятельности. Поэтому Е.Б. Осипов считает, что предусмотренные в п. 3 ст. 30 Закона о банках и банковской деятельности операции не могут быть отнесены к кредитно-расчетной деятельности, так как, по сути, они являются определенными видами предпринимательской деятельности, не связанной с посредничеством в кредите и расчетах, которыми банки вправе заниматься, но при наличии специальной лицензии [16]. Полагаем, что отсутствие законодательного термина «кредитная организация» не означает, что в нашей стране нет таких организаций, поэтому можно использовать термин «кредитная организация» как обобщающее родовое понятие, охватывающее банки и другие организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций (тем более что в законодательстве ряда стран данный термин успешно применяется, в частности в Российской Федерации).
На наш взгляд, банковская деятельность как деятельность, участниками которой являются банки, носит комплексный характер, так как данная деятельность осуществляется как в рамках вертикальных отношений (создание, реорганизация, ликвидация банков, лицензирование и т д.), так и в рамках горизонтальных отношений (отношения в цепи банк-клиент, оформляемые гражданско-правовыми договорами). Вертикальные отношения с участием банков регулируются нормами публичных отраслей права (административного, финансового и др.). Горизонтальные отношения - нормами частного права (гражданского, международного частного права).
По нашему мнению, необходимо четко разграничивать в какого рода отношения вступает банк: вертикальные или горизонтальные, и соответственно, применять нормы соответствующей отрасли права. Наша позиция базируется на положении, закрепленном в п. 3 ст. 3 ГК РК.
Основной правовой формой отношений, возникающих в процессе осуществления банковской деятельности, являются определенные гражданско-правовые сделки (договоры), именуемые банковскими. Поэтому банковские правоотношения, возникающие в силу заключения банковских сделок, однозначно можно отнести к разновидности гражданского правоотношения.
Е.Б. Осипов полагает, что вне зависимости от сферы предпринимательства, будь-то торговля или услуги по перевозке, юридические, охранные или кредитно-расчетные услуги, в соответствии с присутствием в отношениях по предпринимательству делового начала по достижению прибыли и равноправия предпринимателя и его контрагента, потребителя предоставляемых услуг, эти отношения объективно подпадают под регулирование гражданским правом и относятся к разновидностям гражданского правоотношения [16]. Не вдаваясь в дальнейшие дискуссии относительно правовой природы банковских правоотношений, укажем, что они представляют собой яркий пример сочетания частно-правовых и публично-правовых отношений в силу чего, их следует признать комплексными правоотношениями.
Банковские системы различных государств не функционируют в изоляции друг от друга, напротив, они находятся в постоянной взаимозависимости, взаимовлиянии и взаимодействии. Развитие мировой экономики и международных экономических отношений с неизбежностью приводит к появлению «иностранного элемента» в национальных банковских системах в форме проникновения иностранного капитала в банковский сектор экономики того или иного государства, развития международного и регионального сотрудничества по формулированию общих стандартов банковского регулирования, формирования трансграничного рынка банковских услуг и т.д.
При определении понятия «внешнеэкономическая банковская деятельность» решающим, сущностным моментом будет определение понятия «банковская деятельность», а внешнеэкономическая банковская деятельность представляет собой банковскую деятельность, осложненную иностранным элементом. Термины «внешнеэкономическая» или «международная», употребляемые в данном контексте, означают, что банковская деятельность включает «иностранный элемент», т.е. выходит за рамки одного государства и либо осуществляется на территории двух и более государств в той или иной форме (например, оказание трансграничных банковских услуг, открытие филиала иностранного банка), либо выступает как результат взаимодействия субъектов международно-правового характера (например, создание международной валютной системы, формирование международной валютно-финансовой организации). Таким образом, для квалификации банковской деятельности в качестве внешнеэкономической целесообразно использовать такой критерий как международный характер деятельности банка.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что внешнеэкономические банковские правоотношения неоднородны по своему характеру. Ими могут быть как внутригосударственные отношения, включающие иностранный элемент в том или ином виде (например, создание международной платежной системы SWIFT), так и истинно межгосударственные отношения властного характера (например, создание международной универсальной валютной системы в рамках Международного валютного фонда - МВФ).
Такая неоднородность банковских правоотношений определяется, прежде всего, спецификой участвующих в них субъектов. Субъекты международного банковского права имеют различную юридическую природу, т.е. являются субъектами как международного права (государства, международные межправительственные организации), так и национального права (юридические и физические лица). Один и тот же субъект может стать участником и международно-правовых, и национально-правовых отношений. В частности, государство, являясь членом международной валютно-финансовой организации (например, Международного банка реконструкции и развития - МБРР), имеет право получать от нее кредиты для достижения взаимосогласованных целей. В этом случае отношения между МБРР и государством-членом неизбежно принимают межгосударственную форму. В то же время, как подчеркивает Н.Ю. Ерпылева, если это государство заключит соглашение о предоставлении займа с синдикатом банков, то такие правоотношения будут носить гражданско-правовой характер и будут регулироваться соответствующим национальным правом [17].
В рамках нашей работы, мы бы хотели выяснить, можно ли использовать такой критерий как участие иностранного субъекта в уставном капитале юридического лица, в частности, участие иностранного субъекта в качестве учредителя банка на территории РК. т.е. банка РК с иностранным участием для отнесения любой деятельности такого банка к внешнеэкономической, в частности, деятельности, осуществляемой на территории РК.
На наш взгляд, при определении понятия внешнеэкономической банковской деятельности целесообразно использовать объективный критерий. Объективный критерий оценки исходит из признания внешнеэкономического характера совершаемой банками деятельности. Так, к внешнеэкономической банковской деятельности могут быть отнесены все совершаемые банками юридически значимые за пределами государства места регистрации банка, то есть все действия, совершаемые иностранными банками. В этом случае создание филиальной сети за рубежом также следует рассматривать как осуществление внешнеэкономической банковской деятельности.
Что касается такого критерия как участие иностранного субъекта в уставном капитале национального юридического лица (например, банка с иностранным участием) то, присутствие иностранного капитала не позволяет относить любую деятельность банка к внешнеэкономической, если банковские операции осуществляются только на территории РК.
Таким образом, для квалификации банковской деятельности в качестве внешнеэкономической целесообразно использовать объективный критерий, что позволит рассматривать те или иные юридически значимые действия банка в качестве внешнеэкономических, если их содержание имеет внешнеэкономический, международный характер.
В основном международная банковская деятельность осуществляется путем заключения внешнеэкономических банковских сделок, соответственно, международная банковская деятельность будет нами рассмотрена в аспекте совершения международных банковских сделок, т.е. только с точки зрения ее гражданско-правового содержания, как наиболее экономически и юридически важного для деятельности банков.
В сфере внешнеэкономической банковской деятельности сложилась и продолжает складываться целая система частноправовых (гражданско-правовых) институтов, частично унифицированных нормами международных соглашений, типовых законов или сводами международных соглашений, а также гармонизированные на региональном уровне (например, в европейском праве).
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в основе механизма правового регулирования внешнеэкономической банковской деятельности лежат нормы национального гражданского и банковского законодательств, а также нормы международных соглашений и банковских обычаев. Обязательным участником данных правоотношений является банк. Содержание внешнеэкономической банковской деятельности в большей части связано с исполнением денежных обязательств. В правовом регулировании внешнеэкономической банковской деятельности необходимо учитывать два аспекта: национальный и международный.
Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера международной банковской деятельности выступает наличие разных по своей природе источников права. Среди основных источников правового регулирования международных банковских сделок, совершаемых в процессе внешнеэкономической банковской деятельности, следует выделить документы, разработанные Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в частности Нью-Йоркскую конвенцию о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г., Нью-Йоркскую конвенцию о независимых гарантиях и резервных аккредитивах 1995 г., Типовой закон о международных кредитовых переводах и другие.
Источники правового регулирования внешнеэкономической банковской деятельности могут быть подразделены на международные и внутренние. Например, Законы США о международной банковской деятельности 1978 г. и о контроле за международным кредитованием 1983 г., Банковский кодекс Республики Беларусь 2000 г. 1992 г., Правовое руководство по электронному переводу средств 1987 г., а также документы, разработанные Международной торговой палатой, в частности Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г., Унифицированные правила по гарантиям с платежом по требованию 1993 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 г., Унифицированные правила по инкассо 1995 г., Международная практика по резервным аккредитивам 1998 г. (совместно с Институтом международного банковского права и практики), Дополнение по электронному представлению к Унифицированным правилам для документарных аккредитивов 2001 г. и документы, разработанные Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), - Оттавские конвенции 1988 г. о международном лизинге и международном факторинге.
Международные источники правового регулирования внешнеэкономической банковской деятельности могут быть условно подразделены на две группы:
) международные соглашения;
) международные банковские обычаи.
Решающую роль в регулировании внешнеэкономической банковской деятельности играют международные договоры. Они позволяют сформировать унифицированные нормы не только коллизионно-правового, но и материально-правового характера. Тем самым создаются предпосылки для единообразия правоприменительной практики, а следовательно, широкого развития банковских и финансовых отношений между субъектами различных государств. Объективно существующие различия в регулировании таких отношений в каждом государстве, выступающие как барьеры на пути развития международного финансового оборота, могут быть устранены именно с помощью межгосударственной унификации норм.
Процесс создания унифицированных норм невозможно себе представить без международных органов и организаций. Важнейшими из них являются Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Международная торговая палата (МТП).
Сборники унифицированных обычаев, правил и обыкновений занимают важное место среди документов, разработанных МТП. К ним относятся: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г. (публикация МТП № 500), Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г. (публикация МТП № 522), Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г. (публикация МТП № 325), Унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г. (публикация МТП № 458) и ряд других.
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. предусматривает, что международные договоры РК являются составной частью ее правовой системы. Согласно п. 3 ст. 4 Конституции РК, международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона [18]. Все вопросы, связанные с международными договорами Республики, регулируются Указом Президента РК, имеющего силу Закона, «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан» от 12 декабря 1995 г. [19]. Практически это означает, что международные договоры РК являются на ее территории документами прямого действия, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Международный договор РК - это соглашение, заключенное РК с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного содержания. В комментарии к Конституции РК указываются следующие виды международных договоров РК: межгосударственные договоры, межправительственные и межведомственные [20].
Как известно, ратификации подлежат те международные договоры, которые имеют наиболее важное значение для государства, поэтому до ратификации международные договоры рассматриваются на соответствие их Конституции РК. Кроме того, в международных договорах может быть оговорено, что для применения содержащихся в них нормативных положений необходимо издание закона.
Гражданский кодекс РК в п. 4 ст. 3 устанавливает, что гражданские отношения (к числу которых относятся и горизонтальные отношения с участием банков) могут регулироваться обычаями, в том числе обычаями делового оборота, если они не противоречат гражданскому законодательству, действующему на территории Республики Казахстан.
Что касается применения некоторых международно-правовых норм по регулированию банковской деятельности в Республике Казахстан, то можно отметить следующее. Базельский Комитет по Банковскому Надзору (далее-Базельский комитет)) был создан на основе распространенного 12 февраля 1975 г. пресс-коммюнике руководителей центральных банков (организаций, осуществляющих функции центрального банка) группы десяти - G-10 (Группа десяти (G-10) была создана при поддержке Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Банка международных расчетов и включает министров финансов Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции, Великобритании и США), распространенному через Банк международных расчетов (Базель, Швейцария). В настоящее время Базельский комитет включает представителей центральных банков группы десяти, а также Люксембурга и Швейцарии. По мнению американского профессора Дж. Нортона, с самого начала своего существования как неформальный форум международного сотрудничества Базельский комитет поставил цель сформулировать единообразные подходы к существенным вопросам банковского регулирования посредством выработки рекомендаций и обмена информацией между органами банковского надзора государств, представленных в нем [21].
Одним из первых документов, выработанных Базельским комитетом, был доклад по надзору за иностранными учреждениями банков (Конкордат 1975 г.), изложивший принципы разграничения полномочий национальных органов банковского контроля в отношении регулирования деятельности банков, функционирующих на территории нескольких государств, посредством создания в них филиалов, дочерних и совместных банков.
Конкордат 1975 г. представляет собой документ рекомендательного характера и базируется на пяти ключевых принципах:
) надзор за деятельностью иностранного банковского учреждения находится в совместной компетенции органов государства происхождения и государства пребывания;
) ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора;
) надзор за ликвидностью находится в компетенции органов государства пребывания;
) надзор за платежеспособностью находится в компетенции органов государства происхождения, если речь идет об иностранном филиале, и в компетенции органов государства пребывания, если речь идет о дочернем банке.
Развитие дальнейшего сотрудничества в рамках Базельского комитета привело к дальнейшему пересмотру Конкордата 1975 г. Новая редакция Конкордата 1975 г., получившее название «Принципы по надзору за иностранными банковскими учреждениями», была одобрена Базельским комитетом в 1983 г. Принятие новой редакции было продиктовано вторым международным банковским кризисом, вызванным крахом итальянского банка «Банко Амброзиано» в 1972 г. Учитывая выявленные крахом «Банко Амброзиано» недостатки банковского надзора, в основу указанного документа были заложены два принципа: 1) ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора; 2) надзор должен быть адекватным [3].
Е.Б. Осипов подчеркивает в связи с этим, что ключевым элементом правового регулирования банковской деятельности выступает консолидированный надзор [3]. Сущность принципа консолидированного надзора основного принципа Конкордата 1983 г. заключается в том, что органы государства происхождения банковского учреждения осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов в банковской деятельности и главным образом достаточности капитала, принимая во внимание всю структуру банковской деятельности, в которую входит данное банковское учреждение.
Консолидированный надзор для Казахстана является принципиально новым направлением дальнейшего развития системы банковского надзора. Понятие консолидированного надзора закреплено в 25 Основных принципах эффективного банковского надзора, разработанных Базельским Комитетом, а его применение является широко распространенной международной практикой.
Необходимость усиления надзора за банками является первоочередной задачей, поскольку общеизвестно, что слабости банковских систем были главной причиной появления финансовых кризисов во многих странах в последнее десятилетие. Поскольку возникающие банковские кризисы отрицательно сказываются на экономике многих развитых и развивающихся странах, тщательный мониторинг банковских систем становится все более значимым и обязывающим для надзорных органов. Поэтому в целях предотвращения негативного влияния кризисов как развитым, так и развивающимся странам настоятельно рекомендуется принять и внедрять Основные принципы эффективного банковского надзора.
И хотя Основные принципы не являются законодательным актом, их соблюдение свидетельствует об эффективности банковского надзора и стабильности банковской системы страны, что в свою очередь обеспечит ее признание мировым сообществом, результатом которого является возможность осуществления казахстанскими банками международной банковской деятельности и привлекательность отечественных финансовых институтов для иностранных инвесторов.
Проведение финансовых реформ и улучшение системы банковского надзора требуют приложения широкомасштабных и интенсивных усилий в течение длительного периода времени. Тем не менее, по мнению Базельского Комитета в качестве безотлагательных мер национальные органы банковского надзора должны убеждать официальные органы оказывать полную поддержку всем необходимым мерам по укреплению устойчивости финансового сектора, включая внедрение Основных принципов.
Национальный Банк, являясь уполномоченным органом, осуществляющим надзор за деятельностью банков на территории Республики Казахстан, входит в состав Региональной Группы Государств Закавказья и Центральной Азии Базельского Комитета по Банковскому Надзору, созданной 25 октября 1995 г., и, соответственно, принимает обязательства по соблюдению Основных принципов и норм эффективного банковского надзора.
Несмотря на то, что Базельский комитет представляет собой неформальное объединение, выработанные им документы имеют определенную юридическую силу. С позиции Е.Б. Осипова, их юридическая сила заключается в том, что, не являясь формально юридическими актами, документы Базельского комитета содержат в себе элемент юридической обязательности: государства юридически не обязаны следовать положениям этих документов, тем не менее, стараются, как можно полнее использовать их при создании своего внутригосударственного механизмы правового регулирования банковской деятельности [3]. Именно стремление государств инкорпорировать выработанные Базельским комитетом принципы в свое национальное законодательство, по мнению Н.Ю. Ерпылевой, придает этим документам элемент юридической значимости [21]. Юридическая значимость выражается в способности генерировать правовые нормы, затрагивать частные и публичные операции и влиять на процесс принятия решения компетентными органами.
Именно Базельские принципы были положены в основу изменений и дополнений, внесенных в банковское законодательство Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» от 2 марта 2001 г. [22].
Предусмотренные законом изменения и дополнения в действующее законодательство необходимы, прежде всего, для эффективного выполнения Национальным Банком функций по защите интересов кредиторов и вкладчиков банков и обеспечению стабильности банковской системы, а также возможности выявления нарушений банками второго уровня требований действующего законодательства.
Внутригосударственное законодательство действует в пределах каждого отдельного государства, и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов. Внутригосударственное законодательство играет существенную роль в формировании норм международного банковского права.
Очевидно, было бы целесообразным принять единый закон о регулировании внешнеэкономической банковской деятельности в Республике Казахстан вместо большого числа разрозненных нормативно-правовых актов. С одной стороны, это создало бы прочную и, главное, стабильную основу правового регулирования проблем функционирования иностранных банков, включая вопросы их организационно-правовой формы, государственной регистрации, лицензирования, пруденциальных стандартов деятельности. С другой стороны, с помощью закона можно сформулировать требования к порядку участия отечественных банков в банковской деятельности за рубежом, в том числе по вопросам создания ими иностранных филиалов и дочерних банков, проведения трансграничных банковских операций на территории иностранных государств. Наконец, в законе можно зафиксировать основные параметры участия государства в международных банках и иных кредитно-финансовых организациях, а также определить основные принципы взаимоотношений Казахстана с другими субъектами международного банковского права по поводу заключения кредитных соглашений и проведения других видов сделок и операций.
Таким образом, внешнеэкономическая банковская деятельность представляет собой один из наиболее сложных и быстро развивающихся видов деятельности, что объясняется возрастающими потребностями международной торговли и клиентов, ведущих свою деятельность в международном масштабе. Особое значение имеет участие банков, в частности иностранных банков, как посредников, обеспечивающих международные переводы денег, предоставляющих кредиты, участвующих в привлечении денег по поручению своих клиентов и совершающих иные сделки.
1.2 Внешнеэкономические банковские сделки: понятие, виды и правовая природа
Согласно ст. 147 Гражданского кодекса Республики Казахстан [23] сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть целенаправленные действия субъектов. Их цель заключается в установлении гражданских прав или обязанностей, либо их прекращении. Совокупность правовых норм, регулирующих порядок совершения, исполнения и признания сделок недействительными представляет собой один из важнейших институтов гражданского права.
Как юридические факты сделки представляют собой наиболее распространенную группу правомерных действий, т.е. действий, отвечающих требованиям закона и других актов. Этим сделки отличаются от неправомерных действий-деликтов, а также неосновательного обогащения, если такое обогащение возникает в силу действий субъекта гражданского права. Несоответствие сделки предписанным законодательством требованиям влечет ее недействительность, последствия которой применительно к отдельным видам таких сделок различны.
Сделки - один из наиболее распространенных юридических фактов. В отличие от других юридических фактов сделками признаются только действия, а не события, происходящие независимо от воли субъектов.
Сделка - это действие, направленное на достижение определенного правового результата. Направленность воли субъекта, совершающего сделку, отличает ее от юридического поступка. При совершении такого поступка правовые последствия наступают только в силу достижения указанного в законе результата независимо от того, на что были направлены действия лица.
Целенаправленностью на юридические последствия сделки отличаются от других актов поведения - поступков, которые непосредственно направлены на достижение иного, не юридического результата, однако, в силу предписания закона также ведут к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей. Ю.Г. Басин указывал, что сделки порождают гражданские права и обязанности у того, кто их совершил: по этому признаку они отличаются от административных актов компетентных органов власти и управления, которые могут порождать гражданские права и обязанности для лиц, подчиненным этим органам [24].
Цель или основание сделки представляет собой желаемый результат, для достижения которого субъекты гражданского оборота и решили заключить сделку. Социально-экономические цели сделки могут быть различными: проезд в автотранспорте, покупка товара, сдача в найм недвижимости и т.д. От цели сделки необходимо отличать мотив сделки. Мотив - это лишь основание возникновения цели сделки, он побуждает субъекта совершить сделку, но не имеет правового последствия.
Сделки всегда представляют собой волевые акты. Они совершаются по воле участников гражданского оборота.
С точки зрения Ю.Г. Басина, следует различать внутреннее содержание воли лица, совершающего сделку (его истинные намерения), и внешнее выражение воли (слова, произнесенные либо изложенные на бумаге, жесты, более сложные действия) [25]. Способ проявления воли во вне (способ волеизъявления) называют формой сделки. Различают устную письменную (простую, нотариальную) и конклюдентную формы сделок. Проявить волю во вне можно путем использования того или иного действия: подписание договора, выдача доверенности, устное соглашение и т.д.
Таким образом, юридическая сделка составляет один из наиболее важных юридических фактов и характеризуется следующими чертами. Юридическая сделка есть: волеизъявление лица или лиц; волеизъявление дозволенное, т.е. согласное с объективным правом, и 3) направленное на какие-либо юридические последствия (возникновение, изменение и прекращение юридических отношений). Юридическая сделка есть дозволенное волеизъявление лица или лиц, которое влечет за собой наступление определенных правопорядком юридических последствий.
В системе гражданско-правовых институтов сделки занимают ведущее место, так как часто применяются и влекут важные правовые последствия. Заключение и исполнение договора - последовательная цепь совершаемых организациями и гражданами гражданско-правовых сделок: вступление в договор, его исполнение, уточнение его условий, прекращение или пролонгация на будущее. Распространены и односторонние сделки: объявление конкурса, составление доверенности, завещания и др. Гражданско-правовые сделки становятся главным основанием возникновения имущественных правоотношений.
Гражданско-правовые сделки разнообразны и могут быть подразделены на ряд видов. Классификация сделок позволяет выделить их правовые особенности и лучше понять правовую специфику отдельных категорий сделок, их значение и сферу применения.
В зависимости от числа лиц, волеизъявление которых необходимо для совершения сделки, сделки могут быть односторонними или двух- или многосторонними (ст. 148 ГК РК). Двухсторонние сделки именуются договорами (ст. 378-405 ГК РК). Для совершения односторонней сделки необходимо и достаточно выражение воли одной стороны, например, выдача доверенности, отказ от наследства, составление завещания, публичное объявление конкурса и др. Обычно односторонняя сделка создает обязанность лишь для лица, совершающего ее. Обязанности для других лиц она может создавать лишь в случаях, установленных законом или соглашением с этими лицами (ст. 149 ГК РК).
Однако наиболее распространенными являются двух- и многосторонние сделки (договоры) - купля-продажа, аренда, страхование, подряд, совместная деятельность и т.п. Для совершения таких сделок необходимо согласование воли двух или более сторон.
В зависимости от наличия или отсутствия в сделке указания на срок исполнения, либо возможности его определения из ее содержания, сделки подразделяются на определенно-срочные и неопределенно-срочные.
В определенно-срочной сделке срок исполнения обязательств по ней указан, либо может быть определен из ее содержания.
Обязательство по неопределенно-срочной сделке должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства (ст. 277 ГК РК). Он определяется с учетом существа обязательства и других обстоятельств, могущих повлиять на его исполнение. Обязательство, неисполненное в разумный срок, а также обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должно быть исполнено должником в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из законодательства, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
В зависимости от момента заключения сделки делятся на консенсуальные и реальные. Консенсуальными сделками считаются те, для заключения которых достаточно соглашения сторон. Реальная сделка считается заключенной с момента передачи вещи, т.е. для ее заключения одного соглашения недостаточно, необходимо реально передать вещь, например, договор хранения.
Практическое значение имеет различие сделок на основные и дополнительные (акцессорные). Акцессорные сделки дополняют, обеспечивают, уточняют основную. Судьба такой сделки зависит, как правило, от судьбы основной. Дополнительными, например, являются сделки о залоге, гарантия, поручительство и другие способы обеспечения исполнения основных сделок.
Существенными правовыми особенностями обладают встречающиеся на практике условные сделки. Это сделки, при совершении которых возникновение прав и особенностей ставится в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Подобное обстоятельство именуется условием, им может быть как природное, так иное событие, например получение высокого урожая, приобретение определенного имущества, достижение оборудованием согласованных показателей и т.д.
Условные сделки подразделяются на совершенные под отлагательным или отменительным условиям (ст. 150 ГК РК).
Сделка считается совершенной под отлагательным условиям, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит (например, квартира будет сдана в аренду с определенного срока, если дом, в котором она находится, будет к этому сроку принят в эксплуатацию). Такая сделка порождает права и обязанности только с момента поступления отлагательного условия.
Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительного которого неизвестно, наступит оно или нет (например, договор аренды прекращается, если на постоянное жительство приедет сын
Такая сделка сразу же порождает правовые последствия, но при наступлении отменительного условия их действие прекращается на будущее время.
В целях охраны прав участников условий сделки ст. 150 ГК предусматривает, что если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно, то условие признается наступившим, а если наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно, то условие признается не наступившим.
Условие и срок имеют то общее, что они наступают в будущем и их наступление влечен за собой правовые последствия. Однако условие может и не осуществляться, в то время как наступление срока неизбежно. Кроме того, сами правовые последствия наступления срока и условия различны: отменительное условие прекращает действие сделки.
В настоящее время в гражданском праве принято выделять особую группу договоров - предпринимательские договоры, то есть договоры, в которых обе стороны либо одна из них являются субъектами предпринимательской деятельности, и которые заключаются обязательно в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребность в таком делении вызвана, прежде всего, тем, что ГК РК регулирует как общегражданские, так и предпринимательские отношения, в отличие от других стран, таких как Германия, Франция, где существует дуализм частного права, и предпринимательские отношения регулируются специальными кодифицированными актами - Торговыми кодексами. Поэтому выясним, относится ли договор банковского обслуживания к предпринимательским договорам.
Специалисты в области предпринимательского права, например, И.В. Романкова, в основу деления договоров на предпринимательские и гражданско-правовые выдвигают следующие критерии. Во-первых, одной из сторон предпринимательских договоров может быть только предприниматель, во-вторых, указанные договоры должны заключаться в связи с осуществлением предпринимательской деятельности [26].
С.В. Сарбаш считает, что деление договоров по данному основанию должно быть трехчленным: 1) договоры, которые могут заключаться как в торговом, так и в гражданском обороте; 2) договоры, одной из сторон которых всегда должен быть предприниматель; 3) договоры, которые могут заключаться только между предпринимателями [27].
Признание того или иного договора предпринимательским имеет принципиальное правовое значение не только в связи с особым режимом регулирования таких договоров, но и в связи с особым порядком рассмотрения споров, возникающих при заключении, исполнении и расторжении договоров (в экономическом или третейском суде) и с особыми правилами налогообложения предпринимательской деятельности. Характерным признаком договоров в сфере предпринимательства является и их возмездный характер [2].
В литературе можно встретить и классификацию предпринимательских сделок. Так, С.О. Куанышбаева предлагает в общем понятии «предпринимательской сделки» две ее разновидности: сделку, заключенную предпринимателем с предпринимателем, и сделку, заключенную предпринимателем с потребителем. Кроме того, предлагается разделить предпринимательские сделки по объектному составу, по форме, по основанию заключения [28].
В юридической литературе в особую группу выделяются банковские сделки, совершение которых составляет непосредственный предмет деятельности банков (прием вкладов, расчетные операции, кредитование, учет векселей и т.д.). Банковские сделки также являются разновидностью предпринимательских сделок.
Не вдаваясь в рассмотрение проблемы о правильности выбранных критериев деления договоров на предпринимательские и гражданско-правовые, мы склонны разделить позицию об отнесении договора банковского обслуживания к числу предпринимательских договоров по следующим основаниям. Во-первых, в качестве одной сторон этого договора всегда выступает специальный субъект - коммерческий банк (либо иная организация, осуществляющая отдельные банковские операции), занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере оказания банковских услуг, то есть безусловный предприниматель, во-вторых, коммерческие банки заключают договоры банковского счета непосредственно в связи и в процессе своей предпринимательской деятельности.
Что касается клиентов банка, то они, как правило, являются предпринимателями и необходимость в заключении банковского договора на расчетно-кассовое обслуживание возникает в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Но клиентами банка могут быть и потребители - владельцы платежных карточек и другие.
М.М. Агарков указывал на три особенности банковских операций, отличающих их от других сделок: 1) распространение на банковские операции действия банковской тайны; 2) наличие специального источника права; 3) специальные процессуальные правила [29]. В настоящее время не все, из указанных особенностей сохранили свое значение. Так, например, действующее процессуальное законодательство не содержит специальных правил рассмотрения споров с участием банков.
На наш взгляд, в настоящее время следует указать на следующие наиболее важные особенности банковских сделок, позволяющих выделить и в самостоятельную группу среди иных предпринимательских сделок: 1) специальный субъектный состав; 2) осуществление сделок должно составлять непосредственный предмет банковской деятельности как специфической сферы предпринимательской деятельности.
Указанные особенности налагают определенный отпечаток на порядок правового регулирования данных отношений, что, в целом, позволяет говорить о наличии специального правового режима банковских сделок, который проявляется в наличии специальных требований, предъявляемых к участникам банковской сделки, а также в наличии большого количества специальных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные виды банковских операций. Банковские сделки подчинены как общим нормам гражданского права, так и специальным нормам, действующим в сфере банковской деятельности (речь идет о различного рода подзаконных нормативных правовых актах, принимаемых Нацбанком РК). Так, банки, осуществляя свою деятельность в сфере финансов, обязаны соблюдать установленные Нацбанком РК специальные нормативы, которые являются условием для осуществления предпринимательской деятельности в этой сфере экономики.
Одной из особенностей банковских сделок является участие в них банка. О наличии данного признака не раз говорилось в литературе. Так, например, Е.Б. Осипов считает, что классифицирующим признаком таких банковских договоров выступает субъектный состав [30].
Таким образом, обязательным участником данной группы договоров выступает банк.
Выделение отдельного обязательства на основе субъектного состава, безусловно, не свойственно общим принципам Особенной части ГК. Выделение договора банковского обслуживания производится вне связи с предметом договора, условно обозначенным безликим и бессодержательным собирательным понятием «банковская услуга», а исключительно только на основе субъектного состава - участия банка и клиента, где обозначение «банк» дается как определение субъекта, осуществляющего определенный вид деятельности. С позиции Е.Б. Осипова, данный парадокс конструирования отдельного вида гражданско-правового обязательства по субъектному составу объясняется только лишь историей возникновения в Особенной части ГК такого обязательства, как договор банковского обслуживания, который появился в ГК только по настоянию Национального банка и который стал компромиссом для закрепления в ГК отдельных видов обязательств, связанных с банковской деятельностью [31].
На наш взгляд, использование только одного субъектного критерия для выделения банковских сделок недостаточно, так как в процессе своей деятельности банки совершают не только сделки, составляющие предмет банковской деятельности, но и другие сделки, являющиеся вспомогательными. Перечень банковских операций, составляющих непосредственный предмет банковской деятельности содержится в ст. 30 Закона о банках.
Предметом большинства банковских операций являются финансовые активы: деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и другие валютные ценности. Указанное обстоятельство объясняется природой кредитной организации, которая представляет собой профессионального финансового посредника на рынке капитала.
Здесь же необходимо разобраться с соотношением понятий «банковская сделка» и «банковская операция». Е.Б. Осипов полагает, что понятие «банковская операция» имеет экономическое содержание, а договор служит для правового оформления банковских и иных операций, регулирования прав и обязанностей участников этих операций [30].
Совершение определенных операций банками не превращают договоры, лежащие в основе банковских операций, в особую группу, отличную от гражданско-правовых договоров. В любой сфере имеются экономические операции, на которых специализируются определенные субъекты. Например, магазины специализируются в сфере осуществления торговых операций, автотранспортные организации - в сфере осуществления транспортных операций и так далее. Однако правовое оформление совершаемых указанными субъектами отдельных экономических операций производится посредством гражданско-правовых договоров.
Следовательно, гражданско-правовая сделка является родовым понятием по отношению к предпринимательской сделке, разновидностью которой выступает банковская сделка. Кратко, это соотношение выглядит следующим образом: род (гражданско-правовая сделка), вид (предпринимательская сделка), подвид (банковская сделка).
Таким образом, для выделения банковских сделок из числа других предпринимательских сделок необходимо использовать два критерия: субъективный и объективный, то есть специальный субъектный состав и совершение сделок в процессе осуществления предпринимательской деятельности банками.
Говоря о природе банковских договоров, нужно особо заметить, что споры о юридической природе договоров с участием банка возникли в советский период, когда в связи с проведением кредитной реформы в 1930-1932 г.г., сложились условия для признания таких договоров в качестве самостоятельных договоров, не подпадающих под гражданско-правовое регулирование. И тому было свое объяснение. В то время все банки страны были государственными во главе с Госбанком СССР, регулирование банковской деятельности, как правило, осуществлялось административно-командными методами, нормы, регулирующие данную сферу экономики страны, содержались, в основном, в ведомственных нормативных актах.
В настоящее время, в связи с переориентацией экономики на рыночные условия хозяйствования, можно выделить две различные точки зрения на природу банковских договоров. Сторонники самостоятельности банковского права, например, О.М. Олейник, говорят, помимо других причин, и о самостоятельности банковских сделок [32]. Другие авторы, в частности, Е.Б. Осипов, считают банковские договоры гражданско-правовыми, так как им присущи все признаки таковых [30]. Считаем более правомерной вторую позицию по следующим моментам.
Во-первых, взаимоотношения между банком второго уровня и клиентом строятся на началах юридического равенства сторон, о чем свидетельствует договорное оформление взаимоотношений, наличие в законодательстве различных санкций в отношении банков за нарушение порядка и сроков расчетов и другое. Банки второго уровня являются такими же субъектами гражданского оборота, как и другие его участники.
Спецификой правового положения банков второго уровня является наличие специального разрешения (лицензии) на занятие предпринимательской деятельностью в этой сфере. Подобное правовое положение занимают и другие специализированные организации, например, страховые организации, получающие лицензию на осуществление страховой деятельности. Однако лицензирование банковской деятельности не может повлиять на гражданско-правовую сущность сделок, заключаемых банками с участниками гражданского оборота. Во-вторых, некоторые стороны деятельности банков второго уровня, как и любого другого участника гражданского оборота, могут регулироваться нормами различных отраслей права, в частности финансового. Так, например, отношения по уплате налогов регулируются нормами финансового права, отношения по найму работников - трудовым правом и так далее. Но регулирование отдельных сторон хозяйственной деятельности участников гражданского оборота, в том числе коммерческих банков, нормами различных отраслей права не влияет на гражданско-правовую природу заключаемых ими договоров в процессе своей предпринимательской деятельности. В-третьих, в силу специфики правового регулирования банковской деятельности осуществление финансовых функций присуще всем банкам. Так, на банки в соответствии с требованиями Закона РК «О валютном регулировании» от 24 декабря 1996 г. (далее - Закон о валютном регулировании) [33] возлагается обязанность проверять законность платежа при осуществлении международных расчетов или расчетов в иностранной валюте. Но, несмотря на это их деятельность является, прежде всего, предпринимательской, имеющей главную цель - получение прибыли и распределение ее между участниками. Поэтому, как полагает Е.Б. Осипов, данное обстоятельство также не влияет на гражданско-правовой характер договоров, заключаемых банками с клиентами [30].
В-четвертых, необоснованным является довод о совершении банками банковских операций, а не гражданско-правовых сделок.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о гражданско-правовой природе совершаемых банками сделок в процессе своей предпринимательской деятельности, а значит, и о подчиненности банковского законодательства общегражданскому законодательству. В банковской сфере наблюдается приоритет общих гражданско-правовых принципов, несмотря на ряд особенностей, присущих банковской предпринимательской деятельности, к числу которых можно отнести наличие государственного регулирования предпринимательской деятельности банков, целевое применение норм финансового права для защиты денежной единицы, контроля и поддержания ее стабильности.
Указанные особенности банковской деятельности особенно ярко проявляются в правоотношениях, возникающих между Нацбанком РК - специально уполномоченным государственным органом и другими участниками гражданского оборота. В силу чего в п.3 ст. 3 ГК РК закреплено, что отношения, связанные с созданием, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, контролем за банковской деятельностью и ее аудиторской проверкой, лицензированием отдельных видов банковских операций регулируются гражданским законодательством в части, не противоречащей банковскому законодательству.
Нельзя не отметить, что в законодательстве стран СНГ и других зарубежных стран с развитой рыночной экономикой не устанавливается приоритет банковского законодательства, оно является составной частью общегражданского законодательства.
Так, например, в экономически развитых странах, как отмечает Е.Б. Осипов, источниками банковского права являются торговые и гражданские кодексы, а также законы, устанавливающие полномочия центральных банков по изданию обязательных предписаний административного или финансового характера (порядок лицензирования, валютное регулирование, отчетность, бухгалтерский учет и порядок контроля и надзора за банковской деятельностью) [30].
Кроме того, в экономически развитых странах на законодательном уровне осуществляется регулирование совершения банковских операций. Яркий пример тому - США, где порядок совершения наибольшего объема банковских сделок урегулирован Единообразным торговым кодексом США [48], значительная часть статей которого посвящена регулированию банковских договоров.
Таким образом, банковские договоры являются гражданско-правовыми договорами. В ГК РК используется понятие «договор банковского обслуживания» в качестве собирательного обозначения всех договоров с участием банков.
В соответствии с параграфом 1 главы 39 ГК, а именно - ст. 739 ГК, понятие договора банковского обслуживания дается как обозначение всех видов банковских договоров - договоров с участием банков, в соответствии с которыми оказываются банковские услуги. Договором банковского обслуживания предполагается оказание банком клиенту банковских услуг, а также оплату клиентом этих услуг, если только договором не предусмотрено иное (например, договором может быть предусмотрена безвозмездность банковской услуги либо даже оплата банком клиенту вознаграждения за пользование банковской услугой). И в этом плане понятие «договор банковского обслуживания» выступает родовым понятием по отношению ко всем видам банковских договоров, которые перечислены в подпунктах 1)-3) п. 2 ст. 739 ГК - договору банковского счета, договору перевода денег, договору банковского вклада, так и в соответствии с оговоркой, содержащейся в подпункте 4) п. 2 ст. 739 ГК, ко всем иным видам банковских договоров, содержащимся (например, договор банковского займа, договор финансирования под уступку денежного требования, договор хранения ценностей в банке, договор купли-продажи валютных ценностей) или не содержащимся в ГК [34].
Проведение классификации договоров с участием банков - банковских договоров возможно по различным основаниям. При этом понятие «банковский договор» более широкое, чем понятие «договор банковского обслуживания». Этот вывод основан на том, что банки в процессе своей деятельности заключают как договоры, осуществляемые в процессе предпринимательской деятельности (договоры банковского обслуживания), так и договоры, не относящиеся к банковской предпринимательской деятельности, например, договоры аренды помещения, договоры купли-продажи оборудования и так далее. Подобные договоры являются вспомогательными и не являются предметом предпринимательской деятельности банков, но, тем не менее, также входят в группу банковских договоров, в силу того, что одной из сторон таких договоров выступает банк.
Таким образом, банковскими договорами в широком смысле называются все договоры с участием банка. Все эти договоры подлежат и дальнейшему разделению в зависимости от различных оснований.
Так, например, в зависимости от значения, которое играют заключаемые договоры в деятельности банков, можно выделить договоры банковского обслуживания - банковские договоры, которые составляют предмет банковской предпринимательской деятельности, и вспомогательные договоры, служащие для обеспечения организационных и материальных предпосылок работы банка.
Далее, в зависимости от участия третьих лиц, можно выделить договоры без участия третьих лиц, например, договор банковского счета, договор банковского займа. Среди договоров с участием третьих лиц, хотелось бы выделить группу банковских в пользу третьих лиц. К ним можно отнести договор расчетов чеками, договор банковской гарантии, договор банковского вклада, договор на управление деньгами и ценными бумагами и другие.
Можно классифицировать банковские договоры по содержанию, по наличию или отсутствию в них тех или иных элементов гражданско-правовых договоров.
Наиболее подходящим основанием для классификации банковских договоров с позиции Е.Б. Осипова [30], является основание, применяемое для классификации отдельных видов предпринимательской деятельности - банковских операций. По этому основанию банковские договоры можно разделить на четыре группы:
) договоры по привлечению денежных средств;
) договоры по размещению денежных средств;
) договоры по содействию платежному обороту;
) договоры по оказанию услуг, не являющихся банковскими, но разрешенных банкам для их осуществления.
При этом банковские операции следует рассматривать как отдельные виды предпринимательской деятельности банков. Из анализа ст. 30 Закона РК о банках, как нами уже отмечалось, следует, что банковская деятельность в Республике Казахстан состоит из:
) банковских операций (например, прием депозитов, открытие и ведение корреспондентских счетов, выполнение поручений по переводу денег и т.д.);
) иных операций, которыми банкам разрешено заниматься при наличии лицензии Нацбанка РК (покупка, прием на хранение драгоценных металлов, лизинг, форфейтинговые операции, факторинговые операции и т.д.);
) посреднических операций на рынке ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства РК.
Такое разграничение банковских операций на исключительно банковские и иные операции, разрешенные банкам при наличии лицензии, имеет важное практическое значение для нормального осуществления банками своей деятельности и для преодоления необоснованного ограничения предпринимательской деятельности иных коммерческих организаций.
М.М. Агарков предлагал банковские операции разделять в соответствии с функциями банка, которыми, по его мнению, являются: образование средств, предоставление кредита и содействие платежному обороту [29].
О.М. Олейник полагает, что для краткости в теории банковского права первую группу называют пассивными операциями, вторую - активными операциями банка [32]. Операции третьей группы образуют выполняемые банками различные платежи. Четвертую группу составляют прочие операции банка: покупка и продажа валютных ценностей, содействие по размещению акций и облигаций и т.д. Операциями четвертой группы могут заниматься и другие хозяйствующие субъекты помимо банков.
С нашей точки зрения, наиболее полная классификация банковских договоров выглядит следующим образом.
Первую группу договоров составляют договоры по привлечению денежных средств. К ним относятся: договоры банковского вклада, договоры купли-продажи банковских сертификатов и иных ценных бумаг.
Ко второй группе относятся договоры по размещению денежных средств: договоры ссуды, договоры банковского займа, инвестиционные договоры.
Третью группу договоров составляют договоры банковского счета, договоры перевода денег и другие.
К четвертой группе относятся договоры хранения ценностей, договоры по управлению ценностями.
Такая классификация банковских договоров является наиболее обоснованной, так как в качестве основания используются присущие банкам функции. Кроме того, выдача генеральных лицензий на осуществление банковской деятельности в соответствии с определенной функцией предопределила бы конкретные направления специализации банков, способствовала бы повышению уровня предоставляемых банком услуг, преодолению необоснованного вмешательства и излишнего контроля со стороны органов государства, а также развитию всей банковской системы. Жизнеспособность также обуславливается возможностью внедрения в деятельность банков новых видов услуг, договоров и других гражданско-правовых обязательств, мало знакомых нашему законодательству и появление которых неизбежно в связи с реформированием экономики, развитием предпринимательской деятельности и совершенствованием правовой базы рынка. При этом такое внедрение этих услуг будет возможно без существенного изменения банковского законодательства, а банки смогут оперативно расширять круг предоставляемых услуг в случае, если новые договоры и операции отвечают функциональному назначению данной финансовой организации.
Комментируя содержание ст. 746 ГК, Е.Б. Осипов указывает, что она посвящена вопросам правового регулирования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение банковских договоров (договора банковского обслуживания) [35]. Ранее редакция ст. 746 ГК содержала условие о законной неустойке и ее размере. В настоящее время определенные меры ответственности банков за нарушение некоторых видов банковских договоров предусмотрены ст. 74-7 Закона о банках и банковской деятельности, в соответствии с которой предусматриваются размеры законной неустойки и ее размеры за несвоевременное или неправильное исполнение указаний клиента о перечислении денег третьим лицам, о получении наличных денег, за несвоевременное зачисление на счет клиента денег, поступивших от третьих лиц, за утерю платежных документов и т.д.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по договору банковского счета банк и его клиент могут быть привлечены к ответственности, причем как на банк, так и на клиента распространяются общие принципы ответственности за неисполнение гражданско-правовых обязательств.
Ответственность банков во всех случаях наступает независимо от вины, так как он отвечает за соответствующие правонарушения в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности. Что касается ответственности клиента, то здесь определяющим моментом будет то, нарушил ли клиент свои обязательства по договору в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности или нет. Так, гражданин - непредприниматель в случае неисполнения обязательств по договору банковского счета отвечает лишь при наличии вины.
Ответственность сторон, как правило, может наступать в форме возмещения убытков и уплаты неустойки. Вид и размер ответственности могут устанавливаться в законодательстве или в соответствующем банковском договоре.
В случае несвоевременного зачисления денежных средств на счет по вине банка получателя, клиент вправе требовать уплаты процентов за пользование чужими средствами за период после их списания со счета плательщика до поступления на счет получателя.
Следовательно, к банку могут быть применены нормы статьи 353 ГК РК наряду с применением к банку мер ответственности согласно статье 746 ГК РК.
В.В. Витрянский данную ответственность банка справедливо относит к законной неустойке. Отметим, что проценты, установленные статьей 353 ГК РК представляют собой именно законную неустойку, так как ее размер не может быть уменьшен, а только может быть увеличен соглашением сторон. По характеру соотношения неустойки с убытками, неустойка в данном случае является зачетной (п. 3 ст. 353 ГК РК).
Отметим, что по поводу юридической природы ответственности за неправомерное пользование чужими деньгами в юридической литературе были высказаны и другие точки зрения. Так, некоторые авторы ответственность в виде процентов за пользование чужими денежными средствами не признают законной неустойкой, указывая, что в целях ограничения ответственности банка следует предусматривать в договорах с клиентами специальные условия об ответственности в виде уменьшения процентной ставки и более короткого срока их начисления.
Для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не имеет значения, пользовался ли фактически или нет этими средствами должник. Установление размера процентов за пользование чужими денежными средствами за неисполнение денежного обязательства, выраженного в тенге, как правило, не вызывает трудностей. Так как согласно ст. 353 ГК РК размер процентов исчисляется, исходя из официальной ставки рефинансирования Нацбанка РК на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из официальной ставки рефинансирования Нацбанка РК на день предъявления иска или на день фактического платежа. Эти правила применяются, если иной размер неустойки не установлен законодательными актами или договором. Неустойка за пользование чужими деньгами взимается по день уплаты суммы этих денег кредитору, если законодательством или договором не установлен иной порядок исчисления суммы неустойки.
Следует отметить, что в литературе существует мнение, согласно которому неправомерное или несвоевременное зачисление и списание денежных средств клиента не является основанием ответственности банка, так как такие действия представляют собой не нарушение обязательства банка по договору банковского счета, а являются следствием ошибочной передачи этих средств на сет другой организации. Эта ошибка исправляется самим банком.
На наш взгляд исправление ошибочных записей по счетам может выступать простым, удобным и безболезненным способом возмещения причиненных убытков для банка, но не для его клиентов. Так, при заключении договора банковского счета банк берет на себя определенные обязанности, в частности, обоснованно и своевременно зачислять и списывать денежные средства со счета клиента. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения этой обязанности банк должен быть привлечен к ответственности в форме возмещения убытков и уплаты неустойки в пользу клиента.
Кроме того, подчеркнем, что имущественная ответственность банка за отдельные правонарушения либо не предусмотрена в законодательстве, либо настолько ограничена, что не может даже в небольшой части возместить убытки, причиненные банками в результате нарушения ими расчетных операций.
Что касается договорных санкций за нарушение по договору банковского счета, то банки, разрабатывая проекты договоров, не уделяют этому вопросу достаточного внимания. Часто банки в договоре устанавливают размер ответственности для клиента гораздо выше, чем в отношении себя, либо вообще не предусматривают никакой ответственности для банка.
Значительные особенности имеют внешнеэкономические сделки, упоминаемые в ГК (п. 3 ст. 153 ГК РК). Они содержат специфические условия, отражающие международную практику, и к ним применены нормы иностранного права. Вопрос о правовой природе «внешнеэкономических сделок» и «внешнеторговых сделок» относится к числу наиболее изученных и вместе с тем дискуссионных в юридической литературе. Поэтому отметим лишь, что традиционной считается точка зрения, которую в различных вариациях высказали Л.А. Лунц, М.М. Богуславский, О.Н. Садиков и др., согласно которой для «внешнеторговых сделок» характерно наличие двух признаков: 1) обязательное участие иностранного гражданина или иностранного юридического лица (по меньшей мере, в качестве одной из сторон); 2) содержание составляют операции по ввозу товаров из-за границы или вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом товаров [36