Государственные пособия гражданам, имеющим детей

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

СОДЕРЖАНИЕ

пособие периодический социальный демографический

Введение

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

1.1Понятие пособий гражданам, имеющим детей и основания его возникновения

1.2Круг лиц, имеющих право на пособие

Глава 2. ВИДЫ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ ПО СРОКАМ ВЫПЛАТЫ

2.1 По сроку выплаты - единовременные пособия

2.2 По сроку выплаты - периодические пособия

.3 По сроку выплаты - ежемесячные пособия

Глава 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В РФ

3.1 Проблемы и недостатки демографической политики РФ

3.2 Пути решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

В настоящее время Президент РФ и Правительство РФ значительно больше внимания уделяют государственной поддержке семьи и детства, разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления и методы социально-правовой защиты семьи, имеющей детей. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации, в частности, статьей 38 Основного закона установлено, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

В реализации мер государственной поддержки семьи необходимо взаимодействие федеральной и региональных властей. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семьи.

Начиная с 1991 г. в нашей стране ведется активная работа по формированию системы учреждений социального обслуживания семьи. Такие учреждения предназначены для оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, для оказания материальной, консультативной и иных форм социальной поддержки нуждающихся семей. Сложившаяся система социального обслуживания семей включает в себя: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и др. Семья и детство находятся под защитой государства. Федеральным законом от 19.05.96 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), установлена единая система государственных пособия гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

За последние два-три года в нашей стране сделано очень многое в системе социального обеспечения граждан, в том числе и семьи. Увеличены все виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Введены новые виды пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному, культурно-историческому институту, чтобы ее сохранить. Необходима особая забота, внимание и помощь материнству, отцовству, детству и семье. Но если материнство, детство и семья всегда были под защитой государства, то говорить о социальной поддержке отцовства стало возможным сравнительно недавно. В нашем государстве только-только пришли к правовому определению понятия "отец-одиночка" и приравняли его к правам одинокой матери. Также недостаточны меры государственной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида. Качество социально-правовой защиты семьи во многом определяется уровнем развития законодательства, которое уже на сегодняшний день дает больше возможностей российской семье, будет продолжать совершенствоваться и в будущем.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.охарактеризовать пособия гражданам, имеющим детей;

2.описать виды пособий гражданам, имеющим детей;

.раскрыть дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ.

Для более глубокого изучения рассмотрим в практической части выпускной квалификационной работы основы социального обеспечения женщин.

Методологической базой выпускной квалификационной работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез; сравнение и обобщение; индукция и дедукция, моделирование, исторический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, формально-юридический характер

Теоретической основой исследования составили работы отечественных ученых, посвященных социальному обеспечению граждан, имеющих детей: Шершеневича Г.Ф., Вавилина Е.В., Абдулаев М.И., Матузова Н.И., Мачульская Е.Е. и других. Они в своих исследованиях подробно раскрывали роль социального обеспечения в регулировании общественных отношений, но, к сожалению, они не исследовали многие проблемы, а именно по назначению и определению размера пособий для отдельных категорий граждан имеющих детей

Объектом исследования выступают государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

.1 Понятие пособий гражданам, имеющим детей и основания его возникновения

Социальное обеспечение есть одно из главнейших мест в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения. Содержание соцобеспечения, его типы, размер все время изменяются и формируются по ходу развития самой системы соцобеспечения (социальных гарантий) в стране.

Среди всех функций соцобеспечения выделяется демографическая, которая, в свою очередь, способствует стимулированию роста количества населения государства, воспроизводству здорового поколения, увеличению продолжительности жизни людей и другое.

Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" и Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007г. №375 "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.10.2009 № 839, от 01.03.2011 № 120, от 20.02.2013 № 145, от 25.03.2013 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 09.02.2011 N ГКПИ10-1462)

Федеральным законом № 81-ФЗ " О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусмотрены следующие виды пособий :

-пособие по беременности и родам;

-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в

медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

-единовременное пособие при рождении ребенка;

-ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

-ежемесячное пособие на ребенка;

Вступил в силу Федеральный закон от 25 февраля 2011 № 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие.

Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Пособия - важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е. Е. Мачульская определяет социальный риск как "вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства".

Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.

В частности, до этого времени социальное обеспечение в стране предоставлялось как денежные выплаты (например, пенсии, пособия) или услуг в натуральном виде (протезирование), а сам "материнский капитал" невозможно получить деньгами, хотя он выражен в рублях. Если рассматривать государственное пособие сквозь призму отрасли права социального обеспечения, то следует определить, прежде всего, его основное место в системе типов соцобеспечения, то, как он вписывается в сложенную систему социального обеспечения.

При этом нужно исходить из того, что любая отрасль права в основании имеет основополагающие начала, определяющие структуру всей отрасли и содержание ее норм. Регулирование же отношений по соцобеспечению выполняется на основе таких принципов, как всеобщность социального обеспечения; дифференциация типов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

В Российском государстве пособие гражданам, имеющим детей было введено в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка по причине прекращения женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход в первые месяцы после рождения ребенка. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, оплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на общегосударственном уровне и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных российских основах по охране здоровья населения, в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в Кодексе законов о труде. Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены.

С принятием Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в народе называемом законом о монетизации льгот) основные виды деятельности, ответственность и финансирование социальной поддержки семей имеющих детей были переданы регионам, что кардинально изменило подходы к порядку назначения, выплаты и размерам ежемесячного пособия на ребенка. С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных.

Одно из принципиальных положений - это перенесение бремени финансовой ответственности за гарантированность социальной поддержки семей, имеющих детей, в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка на уровень субъекта Российской Федерации. Согласно нормативным положениям статьи 3 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", данное пособие отнесено к расходным обязательствам субъекта.

Таким образом, пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Основания возникновения выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Согласно п. 12 Постановления № 865 основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам являются:

-листок нетрудоспособности для женщин, подлежащих обязательному

социальному страхованию;

-медицинская справка установленной формы для женщин,

обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.

Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (п. 15 Постановления N 865). Для назначения и выплаты такого пособия они представляют в учреждение справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие при рождении ребенка получить имеет право один из родителей либо лицо, его заменяющее (если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка), на каждого родившегося ребенка (в случае рождения двух или более детей). Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются следующие документы:

-заявление о назначении пособия;

-справка о рождении ребенка, выданная органами загса.

В случае если оба родителя работают (учатся), дополнительно представляется справка с места работы (учебы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось и не выплачивалось. Однако следует сказать, что если при рождении ребенок умирает, то данное пособие не выплачивается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается не позднее десяти дней со дня представления всех необходимых документов.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, на назначение и выплату этого пособия могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком, ей предоставляется право выбора одного из этих двух видов пособий, выплачиваемых в данном периоде. Лица, имеющие право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, могут выбрать одно из них.

-заявление о назначении пособия;

-копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым

осуществляется уход;

-копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти)

предыдущего ребенка (детей) (если таковые имеются);

-справка с места работы (учебы, службы) матери (отца) ребенка о том,

что она (он) не использует указанный отпуск и не получает пособие. Если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), необходимо наличие справки из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка, подтверждающей, что она (он) не получает это пособие.

Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям (отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию), а также лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования, является решение учреждения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

.2 Круг лиц, имеющих право на пособие

В настоящее время право на пособие имеют (Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6):

-граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

-граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

-постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

-временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6) не распространяется на:

-граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без

гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

-граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без

гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

-граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место

жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ ПО СРОКАМ ВЫПЛАТЫ

.1 По сроку выплаты - единовременные пособия

К единовременным пособиям, выплачиваемым гражданам, имеющим детей, относятся следующие виды пособий:

-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

-единовременное пособие при рождении ребенка;

-единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

-единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в сроки беременности до двенадцати недель.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности с 1 января 2014 года составляет 515 рублей 33 копейки.

После рождения ребенка, каждой молодой семье, а именно одному из родителей или маме ребенка, или папе, или лицу, официально заменяющему родителя, то есть опекуну, полагается первая выплата - единовременное пособие при рождении ребенка.

В 2012 г. сумма пособия составляла - 12 405, 32 руб., в 2013 г. - 13 087, 61 руб., с наступлением 2014 года сумма выплаты составляет 13 741,99 руб. (рис. 1). В 2015 году пособия на детей, в том числе и единовременная выплата по рождению ребенка будут проиндексированы и размеры пособий повышены.

Это пособие обычно выплачивается по текущему месту работы. Если претендующий на пособие родитель обучается или находится на военной службе, то по месту учебы и, соответственно, службы. В том случае, если ни отец ребенка, ни мать не работали, нужно будет обратиться к специалисту ОСЗН (органа соцзащиты) по месту постоянного проживания.

Право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из родителей или опекунов (приемных родителей). На 2014 год размер пособия составляет 13741 рубль (13 087 рублей в 2013 году, 12 405 рублей в 2012 году, 11 703 рубля в 2011 году, 10 988,85 рублей в 2010 году). Выплата пособия производится по месту работы (учебы) одного из родителей ребенка либо в РУСЗН, если оба родителя безработные. Обращаться за получением пособия нужно в течение 6 месяцев после рождения ребенка. Для получения выплаты по месту работы вам нужно предоставить следующие документы: паспорта родителей свидетельство о рождении ребенка справка из ЗАГС, выданная при получении свидетельства о рождении ребенка справка с места работы другого родителя о том, что он не получал единовременного пособия при рождении ребенка.

В 2008 году появилось сразу новое пособие - это единовременное пособие беременной жене военнослужащего по призыву.

Если срок Вашей беременности не менее 180 дней, а мужа призвали в армию, то Вы имеете право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Причем, выплачивается это пособие независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В 2012 года размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, был равен 19645,12 руб., в 2013 г. - 20 725, 6 руб., с 2014 г. сумма пособия составляет 21 761,25 руб.

Женам курсантов военных образовательных учреждений данное пособие не выплачивается.

Далее сведем все данные по единовременным пособиям в таблицу 1 и проанализируем их тенденцию.

Табл. 1. Единовременная выплата по рождению ребенка на 2012 - 2014 гг.

Вид пособия201220132014единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности465,2 руб.490,79 руб.515,13 руб.единовременное пособие при рождении ребенка12405,32 руб.13087,61 руб.13741,99 руб.единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью12405,32 руб.13087,61 руб.13741,99 руб.единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву19645,12 руб.20725,6 руб.21761,25 руб.

По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, суммы пособий имеют положительную тенденцию к увеличению, так ежегодно государства проводит индексацию.

2.2 По сроку выплаты - периодические пособия

К периодическому пособию, выплачиваемому гражданам, имеющим детей, относят пособие по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам было введено в Российском государстве в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка в связи с прекращением женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, выплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на уровне общегосударственном и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных основах Российской Федерации об охране здоровья граждан, в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в Кодексе законов о труде. Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены.

Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности в соответствии со ст. 255 ТК РФ должен был предоставлен отпуск по беременности и родам по государственному социальному страхованию с выплатой пособия в размере установленном федеральными законами.

В настоящее время право на пособие по беременности и родам имеют по (ст. 6 Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.):

-женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособности и с материнством, сюда входят женщины из числа персонала (гражданских) воинских формирований Российской Федерации, которые находятся на территориях зарубежных стран по условиям предусмотренных пунктами международных договоров Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с прекращением деятельности предприятий, прекращением деятельности физическими лицами как индивидуальные предприниматели, прекращением нотариусами полномочий, занимающимися частной практикой, и прекращением адвокатского статуса, а также в связи с прекращением иными физическими лицами деятельности, чья трудовая деятельность по федеральному закону подлежит обязательной государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню решения о признании их в установленном порядке безработными;

-женщины, которые проходят обучение в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и профессионального высшего образования и учреждениях послевузовского профессионального образования на очной форме обучения;

-женщины, служащие по военному контракту, проходящие службу в качестве лиц состава рядового и начальствующего в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, в органах, контролирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

-категории женщин, которые установлены настоящей статьей, в случае усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие подлежит выплате до срока достижения ребенком полутора лет.

Если лицо, которое находится в отпуске по уходу за ребенком, осуществляет трудовую деятельность на условиях неполного рабочего дня или же на дому, а также в случае продолжения процесса обучения право на данное пособие сохраняется все равно.

Для тех, кто одновременно является правопреемником ежемесячного пособия по уходу за ребенком и пособия по безработице, следует выбрать лишь одно.

В случае если женщина опять забеременеет в период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком, то ей снова необходимо сделать выбор между пособиями.

Выплата пособия по беременности и родам происходит за период декретного отпуска продолжительность, которого составляет семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов.

Рассмотрим динамику пособий по беременности и родам в таблице 2.

Табл. 2. Размер пособия по беременности и родам на 2012-2014гг.

Год ухода в декретПродолжительность больничногоМинимальный размер пособия по беременности и родамМаксимальный размер пособия по беременности и родам2014140 дней 156 дней 194 дня25578 рублей 28501 рубль 34553 рубля206840 рублей 230479 рублей 286621 рубль2013140 дней 156 дней 194 дня23970 рублей 26710 рублей 33216 рублей186730 рублей 208071 рубль 258755 рублей2012140 дней 156 дней 194 дня21235 рублей 23662 рубля 29425 рублей168383 рубля 187627 рублей 233332 рубля

Доход, учитываемый за каждый год, не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС. Доход, учитываемый за 2012 год, ограничен сверху 512000 рублей, а учитываемый доход за 2013 год ограничен сверху 568000 рублей.

Таким образом, для женщин, уходящих в декрет в 2014 году, размер пособия по беременности и родам за 140 дней не может быть больше 206840 рублей, за 156 дней при осложненных родах - не больше 230479 рублей и за 194 дня больничного по беременности и родам при рождении двойни или тройни - не больше 286621 рубля.

Табл.3. Продолжительности выплаты пособий в особых случаях.

Виды родовПродолжительность больничногоРоды с осложнением86 календарных днейПри рождении двух или более детей110 календарных днейМногоплодная беременность 84 календарных дней

Отпуск по беременности и родам вне зависимости от количества дней, фактически использованных до родов начисляется суммарно и предоставляется женщине в полном размере.

Как показывает практика, возникают проблемы с компенсацией пособий например, если незадолго до выхода работницы в отпуск по беременности и родам ее перевели на более высокооплачиваемую должность, в конечном итоге сумма пособия была больше, нежели та, что была бы рассчитана исходя из старого оклада. К таким обстоятельствам сотрудники фонда относятся более чем подозрительно и нередко отказывают в зачете данных выплат, мотивируя тем, что действия работодателя были направлены на неправомерное возмещение сумм пособий за счет средств ФСС.

Судебная практика рассматривала такую ситуацию, при которой были

удовлетворены исковые требования прокурора в интересах гражданки Д., обратившейся с иском о взыскании с ООО "О" в пользу Д. задолженности по пособию по уходу за ребенком (см. - Приложение).

Таким образом, пособие по беременности и родам является одной из видов социальных выплат по временной нетрудоспособности. Право на пособие по беременности и родам прописано в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и в Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".


.3 По сроку выплаты - ежемесячные пособия

Гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды ежемесячных пособий:

-ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

-ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего

военную службу по призыву.

Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет начисляется на следующий день после окончания больничного листа по беременности и родам. Начало отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет отсчитывается с момента окончания отпуска по беременности и родам.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" получать пособие может один из родителей ребенка, опекун или родственник, фактически осуществляющий уход за ребенком.

Если работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, то пособие выплачивается ему в обычном порядке.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Например, если работница находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и в этот период у нее начинается отпуск по беременности и родам, то она может получить только одно пособие по ее выбору.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет.

При увольнении из одной организации (в том числе, в порядке перевода в другую организации) и устройстве на работу в другую организации - к новому работодателю, либо в это же юридическое лицо (новый трудовой договор) заработок, полученный у предыдущего работодателя (до увольнения), при исчислении пособия не учитывается. Пособие в данном случае исчисляется из фактического заработка, начисленного новым работодателем по новому месту работы, то есть за период работы по новому трудовому договору, заключенному после увольнения.

Обратиться за пособием нужно не позднее шести месяцев со дня, когда ребенку исполнится 1,5 года. То есть до момента, когда ребенку исполнится два года. Если человек пропустил этот срок, то пособие ему не выплачивается. (ст. 17.2 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и пункт 55 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865).

Неработающим гражданам ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет, при условии, что они не получают пособие по безработице.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

Отпуск по уходу за ребенком может быть использован женщиной полностью или по частям. Если женщина прервет отпуск и выйдет на работу, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком ей выплачиваться не будет. Если женщина уже частично использовала отпуск по уходу за ребенком, после чего вышла на какое-то время на работу и вновь желает воспользоваться таким отпуском, то на основании заявления издается приказ на оформление оставшейся части отпуска.

Женщина имеет право работать на условиях неполного рабочего времени как по месту основной работы, так и в другой организации или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Женщина, работающая на условиях неполного рабочего времени, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 93 ТК РФ).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае продолжения обучения. (п. 43 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012н).

Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается ежемесячно в день выдачи зарплаты.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается работающим гражданам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком) в размере 40% от среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по месту работы за последние 12 календарных месяцев до наступления отпуска по уходу за ребенком. (Средний заработок рассчитывается только за месяцы работы у последнего работодателя, который назначает данное пособие).

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 дет в 2014 году ребенка составляет 2577 рублей на первого ребёнка и 5153 рубля на последующих детей (данные в сравнении с 2013 годом приведены в таблице.

Районный коэффициент применяется только к минимальным размерам пособий по уходу за ребенком.

Табл.4. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет.

Год выхода в отпуск по уходу за ребенком до 1,5летКоличество детейМинимальный размер пособияМаксимальный размер пособия2014первый ребёнок: второй ребёнок:2576,63 руб. 5153,25 руб.17965,52 руб.2013первый ребёнок: второй ребёнок:2453,93 руб. 4907,85 руб.16218,88 руб.

Право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:

-мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по

призыву;

-опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу

по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, или отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.

В том случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляют одновременно несколько лиц, право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, предоставляется одному из указанных лиц. Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву с учетом индексации в 2014 году составляет 9326 руб. 52 коп. на каждого ребенка (в 2013 году - 8882 руб.).

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

ГЛАВА 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В РФ

.1 Проблемы и недостатки демографической политики РФ

Российские социологи и демографы в течение последних десятилетий отмечают необходимость принятия эффективных мер в сфере семейно-демографической политики для выхода из демографического коллапса. В настоящее время это признано и руководством страны.

Основные демографические проблемы страны общеизвестны: прежде всего, это депопуляция населения, обусловленная высокой смертностью, в том числе от устранимых причин, низкой, по сравнению с развитыми странами, продолжительностью жизни. Добавляет демографических проблем, снижая репродуктивные показатели, высокий уровень разводов на фоне все более поздних браков. Наконец, наблюдается исчерпание миграционного потенциала республик бывшего СССР. Легальная миграция на сегодня компенсирует убыли населения.

Другая, вызывающая особое беспокойство, проблема - старение населения. По критериям, принятым ООН, население страны считается старым, если доля лиц в возрасте старше 65 лет превышает 7 %. За последние полвека в мире доля людей старше 60 лет выросла с 8 % до 10 %, и достигла 600 млн. чел.

Главным ресурсом любого государства являются его граждане. Это возобновляемый ресурс, в равной мере природный и социальный, количество и качество которого зависят изначально от деятельности семьи. Рождение, физическое и духовно-нравственное вскармливание детей и их воспитание - это деятельность, самая главная, ответственная, творческая и тяжелая из всех ныне известных, в связи с чем необходимо признать, что проблема объективного и критического анализа истинного положения, перспектив развития и оздоровления семьи стоит со всей остротой.

Основным принципом социальной политики государства в отношении детей должно быть наилучшее обеспечение их интересов в ходе проводимых социально-экономических реформ. Но отсутствие целенаправленной государственной политики в отношении института семьи сделало его безоружным перед натиском деструктивных процессов, вызванных социально-экономическими и политическими реформами.

Выделим основные проблемы и недостатки семейной и демографической политики.

1.Следствием кризисного состояния семьи в свою очередь стало возрастание числа неблагополучных, в том числе асоциальных семей, часто полное устранение родителей от воспитания своих детей, рост агрессии семьи по отношению к детям: их физическое, психологическое и сексуальное насилие, экономическая эксплуатация. Нарушенная система отношений в этих семьях породила такие проблемы, как социальная и школьная дезадаптация, детский суицид, детская проституция, наркомания, алкоголизм, распространение таких негативных социальных явлений, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство.

2.Неблагоприятные современные социально-политические и социокультурные условия резко усугубили противоречия между традиционными семейными и внесемейными отношениями, что позволяет, говорить о кризисном состоянии духовно-ценностного потенциала семьи. Еще одной из основных причин нарушения детско-родительских отношений, деформации или утраты семьей социализирующей и воспитательной функций способствовала государственная политика в отношении семьи и детей в России, начиная с послереволюционных лет и до недавнего времени. Она нацеливала семью на коллективистское воспитание детей как на наилучшее, отлучала детей от семьи, а их воспитание доверялось государству. Идеологическая установка на "огосударствление" семьи во многом определила проводимую в стране социальную политику, существенно ускорила процессы разрушения патриархальной семьи, ее переориентацию на внесемейные ценности, передачу государственным институтам (образования, досуга, культуры) многих традиционных семейных функций. Это постепенно обесценивало институт семьи, что не замедлило сказаться на качестве социализации и воспитания подрастающего поколения.

Дезорганизация семейного воспитания наблюдается сегодня во взаимной отчужденности детей и родителей, "нежелании посвящать лучшие годы жизни заботе о детях", что часто сопровождается насилием родителей над детьми, побегами последних из семьи, асоциальным поведением детей и подростков.

Сегодня стало ясно, что государственная система воспитания не смогла сформировать нравственно устойчивого человека. И если раньше вина за неадекватную социализацию возлагалась на школу, производственный коллектив, то теперь главный источник нерешенных проблем образования и воспитания стал усматриваться в семье.

Следует признать, что нарастание социальных рисков превосходит адаптационные возможности большинства семей. Вследствие очевидного противоречия между реальными возможностями семьи, обусловленными ее современным положением и социально-экономической ситуацией в обществе - с одной стороны и возлагаемыми на нее обязанностями, возникшими из-за отказа государства выполнять ранее взятые в отношении ее обязательства - с другой стороны, семья не справляется со своими функциями.

3.Сегодня единая правовая база государственной семейной политики в стране отсутствует, ее функции системно не включены в деятельность органов государственной власти.

Функции семейной политики чётко не определены и крайне недостаточно включены в практическую деятельность органов власти. При решении экономических, политических, других государственных проблем права и интересы семьи целенаправленно не прорабатываются и не учитываются в необходимом объёме. Не решены в интересах семьи многие проблемы, возникшие в переходный к рыночным отношениям период (приватизация, налогообложение, семейное предпринимательство, кредитование и др.). В новых условиях не переосмыслен накопленный в прошлые годы опыт поддержки семьи. Происходит недооценка правоспособности семьи (иметь права и выполнять обязанности), необходимости наделения семьи полноценным социальным статусом, обеспечения правового регулирования отношений семьи с государством и его институтами.

В деятельности органов власти не получили отражения важнейшие вопросы, связанные с жизнедеятельностью немаргинальных семей, оказанием им содействия в реализации основных функций, развитием семейной экономики, культуры, образования. Недооцениваются задачи проведения социальной экспертизы принимаемых в регионах решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи. Программы часто не соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Их комплексность зачастую выражается лишь в объединении мероприятий, относящихся к разным сферам социальной политики. Нередко в программах не представлены концепции, механизмы реализации намеченных мер.

Принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и слабо учитывают интересы семьи как социального института. Вместе с тем при формировании семейной политики необходимо принимать во внимание, что семья - сложно устроенная система, а не просто проживание в одном месте взрослых и детей. Защищая и обеспечивая интересы одного из членов этой системы (семьи), важно понимать актуальность сохранения целостности этой системы для каждого из ее членов, а для ребенка - в первую очередь. Реализуя право ребенка на защиту государства в случае неисполнения или исполнения не в полной мере семьей обязанностей в отношении него, важно помнить, что биологическая семья - это прежде всего среда, естественная для ребенка. Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст. ст. 7, 38, 39 Конституции РФ. Обеспечение прав и защита интересов ребенка, безусловно, приоритетны.

Другой проблемой работы органов социальной защиты является недостаточное финансирование социальной сферы, поскольку без достаточного финансового обеспечения социальной сферы "социальная политика как бы повисает в воздухе остается нереализованной". Необходимость увеличения государственных ассигнований столь же настоятельно требует их более рационального использования.

. Положение многих российских семей, имеющих детей, в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня многодетные семьи, одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по размеру реальных доходов, принадлежат к беднейшим слоям общества. Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов остается заработная плата. Между тем за 90-е годы ее реальная покупательная способность снизилась почти в 2 раза, обесценились фактически до нуля денежные сбережения семей.

Значительный вес в доходах многодетных семей (а во многих - и основную) занимают детские пособия. Во многом уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает положительных качественных изменений именно потому, что такие пособия индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении. Так, размер ежемесячного пособия на ребенка, которое сегодня получают более 70% детей, составляет всего 3,3% от стоимости прожиточного минимума ребенка. Поэтому ничего нет удивительного в том, что именно дети представляют самую многочисленную группу в общей численности малоимущего населения; кроме того, именно в этой возрастной группе наблюдается самый высокий уровень бедности (доля населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума) - 17,4%, против 13,3% для молодежи в возрасте 16-30 лет, 13,7% - для населения 31-59 лет и 9,2% для лиц старше трудоспособного возраста.

О низком уровне жизни семей, имеющих детей, свидетельствуют также официальные данные балансов доходов и расходов домашних хозяйств. Примечательной в этом плане является структура потребительских расходов домохозяйств с детьми, в которой доля расходов на питание занимает от трети до почти половины всех расходов, свидетельствуя о невысоком уровне жизни таких семей, причем данный показатель растет с увеличением числа детей. Для многодетных семей также характерен заметно более низкий уровень потребления непродовольственных товаров, в особенности товаров длительного пользования.

Так по данным результатов опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) среди 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России в 2013 г.: "низкий уровень жизни, высокие цены и маленькие детские пособия остаются основными проблемами материнства и детства, во многом препятствующими росту рождаемости в России". Среди ответом, каковы основные проблемы материнства и детства в современной России, наиболее часто встречались низкий уровень жизни и высокие цены. Такого мнения, по данным социологов, придерживаются 20% опрошенных. Еще 19% респондентов назвали маленькие детские пособия. 17% россиян, свидетельствуют исследователи, жалуются на недостаточное число детских воспитательных учреждений, 13% - на плохое медицинское обслуживание. 8% считают значительной проблемой жилье, по 7% - платную медицину, образование, дорогие детские сады, лечение, детское питание. Реже россияне указывают безработицу и недостаток внимания со стороны государства (по 4%), проблему беспризорности (3%). Замыкают перечень проблем материнства и детства алкоголизм (1%) и бюрократия (0,4%). Между тем 27% затруднились ответить на поставленный вопрос.

Довольно единодушны россияне во мнении относительно того, какие конкретные меры должно предпринять государство для поддержки матерей. В общей сложности 45% указывают на необходимость роста материального благополучия российских семей. Так, 22% респондентов просят увеличить размер детских пособий, 12% - обеспечить "материальную поддержку матерей", 11% требуют в принципе повысить благосостояние населения, уровень заработной платы в стране. Далее в перечне необходимых мер следуют увеличение числа детских воспитательных учреждений (8%), обеспечение доступным жильем (7%), гарантия трудоустройства матерей (5%). По 4% россиян указывают на необходимость бесплатного образования и медицины, повышение качества медицинского обслуживания, наличие бесплатных, доступных детских садов, кружков и т.д. 3% считают важным существование льгот для семей с детьми, 2% - бесплатного детского питания. Реже указывают такие меры, как помощь матерям-одиночкам, улучшение обслуживания матерей в родильных домах, изменение отношения к матерям (по 1%).

Несмотря на констатируемые трудности, большинство россиян - 40% - все же считают, что за последние два-три года положение матерей в России улучшилось. В то же время 35% не заметили изменений в их положении. И только 13% отмечают его ухудшение. 12% затруднились ответить.

Таким образом, с учетом выявленных проблем в современной демографической ситуации в стране необходимо разработать эффективные направления государственной семейно-демографической политики в целях стабилизации численности населения.

3.2Пути решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей

Для решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей в России необходимо разработать ряд рекомендаций по совершенствованию системы социальной защиты семьи:

. Основным направлением в борьбе с безнадзорностью и беспризорностью должна стать профилактика семейного неблагополучия, предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного содержания со стороны родителей или законных представителей.

К несовершеннолетним, в отношении которых организуется система ранней профилактики беспризорности с оказанием социально-психиатрической помощи, относятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

К безнадзорным детям, в отношении которых должна проводиться активная профилактическая работа, следует также отнести следующие категории:

дети, родители которых признаны недееспособными;

дети с проявлением педагогической запущенности;

дети, у которых не сформированы необходимые социальные навыки;

дети с признаками телесных истязаний; признаками острого или хронического дистресса;

- дети с задержками и искажениями психического, личностного развития;

- дети из неполных, многодетных и неблагополучных семей.

Ранняя профилактика безнадзорности несовершеннолетних должна включать:

подростков, лишившихся родительского попечения, из экстремальной ситуации;

-долгосрочные меры, направленные на оздоровление угрожающей

здоровью и психофизическому благополучию ребенка обстановки;

-долгосрочные реабилитационные и коррекционные мероприятия,

направленные на восстановление соматического и психического здоровья пострадавших детей, оставшихся без попечения родителей.

Ранняя профилактика безнадзорности в связи с этим должна быть комплексной и кроме мер социальной и правовой защиты включать меры психологической, социально-психиатрической помощи и реабилитации. На сегодняшний день такая комплексная профилактическая деятельность в рамках действующего законодательства разрабатывается. Она организуется и осуществляется в первую очередь органами опеки и попечительства, а остальные службы по оказанию психологической, медицинской, специализированной социально-психиатрической помощи используются как вспомогательные, рабочие службы, находящиеся под контролем органов опеки.

Актуальными остаются и вопросы совершенствования ряда нормативных и законодательных актов по профилактике детской безнадзорности и беспризорности и прежде всего Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Требует решения вопрос правового обеспечения организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Следовательно, можно констатировать, что ситуация с решением проблем беспризорности и безнадзорности далека от завершения. Для того чтобы справиться с этой сложной проблемой, необходимо, чтобы каждый из нас не оставался равнодушным при виде безнадзорного ребенка, помогал вернуть его в школу, оказывал содействие неблагополучной соседской семье в решении ее проблем, активно вмешивался, если видел, что ребенку плохо.

Личностные структуры безнадзорных детей и подростков поражены лишь частично: у них еще долго сохраняется возможность расширять и углублять позитивные стороны своей личности, менять свои убеждения. Здесь важно не опоздать воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни дезадаптанта целиком и полностью не превратилась бы в суть его образа жизни и мыслей, не стала бы отвечать его искаженным индивидуальным потребностям.

Своевременная помощь со стороны взрослых может стать залогом преодоления тенденций личностной деструктивности и обеспечения действенного решения проблем беспризорности и безнадзорности.

.Современная политика в отношении семьи и детей должна ориентироваться в первую очередь на создание условий для реализации семьями свойственных им функций. Все более значимым становится ее социокультурная направленность на сохранение и повышение ценности духовно-нравственного и воспитательного потенциала семьи в интересах устойчивого развития общества и безопасного существования человека. В духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка, заинтересовано любое общество. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения - это и здоровье нации в целом.

Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества.

Учитывая то, что семья как социальный институт выступает посредником между человеком, обществом, государством и другими социальными институтами, воздействует на характер их взаимоотношений и течение общественных процессов, необходимо выделить в различных областях общественной жизни "семейный аспект", составляющий специфическое содержание семейной политики.

С этой целью на федеральном и региональном уровнях необходимы разработка и введение в действие механизмов, обеспечивающих развитие социально-экономического, воспитательного и духовно-нравственного потенциала семей. Это позволит улучшить социальные характеристики российского общества, будет способствовать его стабилизации, последовательному продвижению по пути к правовому государству и гражданскому обществу в России.

. Для совершенствования семейного законодательства Российской Федерации, устранения возникших в законодательстве пробелов и устранения противоречий между нормами семейного законодательства и иными нормами, регулирующими семейные отношения напрямую или косвенно, пересекающихся с нормами семейного законодательства требуется серьезная модернизация семейного законодательства. Семейный кодекс регулирует только внутрисемейные отношения; требуется разработка второй части кодекса, в которой будут оформлены отношения между семьей и государством, семьей и государственными институтами, семьей и системами здравоохранения, образования и др. Необходимо также создать концепцию семейной политики, системы государственных документов и формирования органов власти по работе с семьями. При этом нужно отчетливо разграничивать две основные цели:

-защищать от жесткого воздействия рынка социально уязвимые

слои населения, которым не обойтись без социальной поддержки государства;

-способствовать средствами социальной политики экономической

активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку; реализовать те преимущества, которые формируются новыми социально-экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и дохода.

. Для повышения уровня материального положения семей необходимо провести изменения приоритетов прежде всего в макроэкономической политике в сторону поддержки реального сектора, стимулирования научно-технического прогресса, образования всех уровней.

Следует привести в равновесие такие индикаторы экономической безопасности, как:

- наращивание долгосрочного среднегодового прироста реального ВВП на душу населения (3-4 %);

- обеспечение полной занятости и поддержание естественной безработицы на уровне 4-5 % и не выше 15 %;

создание системы гарантированности стабильного уровня и динамики цен;

сбалансированность равенства минимальной заработной платы и реального прожиточного минимума;

выравнивание черты бедности и структуры минимального потребительского бюджета.

Таким образом, необходимо решение следующих актуальных задач в области семейной политики:

- поддержка самообеспечения, а не иждивенчества семьи. Семья не должна зависеть от государства. Для этого нужно создать условия, в которых семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей (это предполагает совершенствование оплаты труда, занятости и подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.);

- поддержка семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.);

совершенствование системы семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг;

содействие семье в реализации воспитательных функций (льготные режимы занятости для родителей, сохранение и развитие системы дошкольного воспитания, не подменяющей семью, а помогающей ей воспитывать детей, педагогическое просвещение родителей и т.п.;

- сохранение семейной среды и воссоздание ее для детей, лишившихся родительского попечения (профилактика распада семьи, работа с семьями групп риска, профилактика отказа от родившихся детей, правовая и экономическая поддержка опеки и усыновления и т.п.).

Главным критерием развития государства должен быть уровень жизни и защищенность семьи, материнства и детства. Выполнение этой программы - забота не только Президента и Правительства, но и каждого гражданина страны. Лишь при объединении всех социально-политических сил можно достичь поэтапного выполнения вышеуказанных целей семейной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".

К единовременным пособиям, выплачиваемым гражданам, имеющим детей, относятся следующие виды пособий: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в сроки беременности до двенадцати недель. К периодическому пособию, выплачиваемому гражданам, имеющим детей, относят пособие по беременности и родам.

Гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды ежемесячных пособий: ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

По результатам проведенного анализа государственных пособий гражданам, имеющим детей, мы пришли к следующим выводам:

Существует ряд проблем, связанных назначением и

выплатой ежемесячного пособия на детей, что порождает, в свою очередь, трудности на практике:

1) не предусмотрено повышение размера пособия с учетом взросления ребенка, так как с его ростом семья несет повышенные расходы на его содержание, то есть не дифференцируется величина пособия в зависимости от возраста ребенка;

2) проблема не получении социальных пособий обусловлена

тем, что молодые семьи часто распадаются, и, не имея возможности предоставить при этом в отдел пособий и социальных выплат решений суда о взыскании алиментов, соглашение об оплате алиментов, справки о заработной плате супруга, по причине неведенья, где находятся нерадивые родитель, в связи с угрозой бывших супругов расправы, если супруга подаст на алименты и часто бывший супруг попросту не имеет заработка, чтоб оплачивать алименты.

3) размер пособия не велик. В 2012 году составил в сумме 465,2

рублей с проведением индексации в 01.01.2013 году размер пособия составило 490,79 рублей, а в 2014 - 515,13 рублей, что не смогло изменить ситуацию в обществе и не создает особой помощи малообеспеченной семье.

- Следствием кризисного состояния семьи в свою очередь стало возрастание числа неблагополучных, в том числе асоциальных семей, часто полное устранение родителей от воспитания своих детей, рост агрессии семьи по отношению к детям: их физическое, психологическое и сексуальное насилие, экономическая эксплуатация.

- Сегодня единая правовая база государственной семейной политики в стране отсутствует, ее функции системно не включены в деятельность органов государственной власти.

- Положение многих российских семей, имеющих детей, в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня многодетные семьи, одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по размеру реальных доходов, принадлежат к беднейшим слоям общества. Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов остается пособие.

Для решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей в России необходимо разработать ряд рекомендаций по совершенствованию системы социальной защиты семьи:

. Основным направлением в борьбе с безнадзорностью и беспризорностью должна стать профилактика семейного неблагополучия, предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного содержания со стороны родителей или законных представителей; обеспечение необходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение пособий на детей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля за медицинскими учреждениями).

. Современная политика в отношении семьи и детей должна

ориентироваться в первую очередь на создание условий для реализации семьями свойственных им функций. Все более значимым становится ее социокультурная направленность на сохранение и повышение ценности духовно-нравственного и воспитательного потенциала семьи; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (развитие детских клубов, спортивных секций, кружков, проведение организации экскурсий в другие города).

. Для совершенствования семейного законодательства Российской Федерации, устранения возникших в законодательстве пробелов и устранения противоречий между нормами семейного законодательства и иными нормами, регулирующими семейные отношения напрямую или косвенно, пересекающихся с нормами семейного законодательства требуется серьезная модернизация семейного законодательства.

. Для повышения уровня материального положения семей необходимо провести изменения приоритетов прежде всего в макроэкономической политике в сторону поддержки реального сектора, стимулирования научно-технического прогресса, образования всех уровней.

В целях улучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка:

- обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации

и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

расширение государственной поддержки и развития новых форм

семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи).

Данные предложения и рекомендации помогут решить

многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I.Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. - № 197. - 25.12.1993 (с изм. от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. - № 7. - 21.01.2009).

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 01.09.2013) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.

3.Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят 26 апреля 1995 г.) // Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 21. Ст. 1929.

4.Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год" от 3.12.2012 № 219-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2010.- № 52 (1 ч.).-Ст. 5500.

5.Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 30.12.2006 № 865.

II.Специальная литература:

7.Бескоровайная С.А. Журнальная статья "Об уточнениях порядка исчисления пособий гражданам, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2011. - № 5. - С. 18-23.

.Васильева В.Н., Камилова Т.Н. Беспризорность и безнадзорность: анализ причин, последствий и эффективности решений проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 1. - С. 23-30.

.Васильева Ю.А. Положительные и отрицательные стороны "нового" порядка расчеты пособий по материнству // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 1. - С. 55-57.

.Васильева Ю.А. Совершенствование системы социальной защиты женщин в РФ // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2012. - № 3. - С. 6.

.Говорухина Е. Ю. Применение норм права социального обеспечения: вопросы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2011. - С. 72-73.

.Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. - 2010. - № 6. - С. 146-151.

.Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. - М.: ПБОЮЛ, Проспект, 2011. - 328 с.

.Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт, 2012. - 187 с.

15.Захаров М.Л., Тучкова В.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2010. - 560 с.

.Ершов О.Г. Правовое регулирование отношений связанных с выплатой пособия по беременности и родам // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 3. - С. 17-21.

17.Карданова И.В. К вопросу о государственных пособиях и их роли в повышении рождаемости в 2000-2013 гг. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - № 2. - С. 87-92.

.Козицын Д.А. Журнальная статья "О некоторых правовых вопросах деятельности работодателей по обеспечению работников денежными пособиями в соответствии с федеральным нормативными правовыми актами" // Российский юридический журнал. - 2009. - № 5. - С. 251-255.

.Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Актуализация семейной политики в современном социуме // Социальная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 21-24.

.Малышев М.Л., Варламова С.Н. Демографический коллапс в России и семейная политика // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - № 2. - С. 8-19.

.Сам себе адвокат: Учебное пособие / Под ред. Ф.Н.Филина, И.А.Толмачев, А.В.Сутягин. - М.: ГроссМедиа, 2008. - 257 с.

.Свинцов И.Н. Отдельные аспекты молодежной семейной политики в контексте государственного УПРАВЛЕНИЯ // Омский научный вестник. - 2011. - № 3-55. - С. 64-67.

.Соколова А.Л. Новое в методике расчеты пособия по беременности и родам в 2011 году // Бухгалтер и закон. - 2011. - № 7. - С. 27-31.

.Учебник "Экономика общественного сектора" / Под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. - М.: Высшее образование, 2010. - 763 с.

.Шабанов Я.В. Поддержка семьи как направление социальной политики российского государства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - № 4. - С. 145-149..Материалы судебной практики:

26.Решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 14.10.2010 г. дело № 2-394/12 // СПС Консультант Плюс.

IV.Интернет-ресурсы

27.Низкий уровень жизни, высокие цены и маленькие детские пособия - основные проблемы материнства в России // Результаты опроса ВЦИОМ 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">28."Индексация пособий гражданам, имеющим детей" (Согласно ФЗ от

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

июня 2009 года город Октябрьский

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Свистун Т.К., при секретаре З., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора г.Октябрьский в интересах Д. к ООО "О" о взыскании задолженности по выплате пособия.

установил:

Прокурор г.Октябрьский в интересах Д. обратился в суд с иском к ООО "Октябрьский завод низковольтной электроаппаратуры" о взыскании задолженности по выплате пособия по уходу за ребенком указывая, что Д. приказом директора от 01.11.2007 года №88 принята на работу в ООО "О". С 2008 года Д. находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, однако в нарушение требований закона Д. с октября 2008 года по май 2009 года не выплачено пособие по уходу за ребенком в размере 22212 рублей 44 копеек. Истец просит взыскать с ответчика в пользу Д. указанную сумму.

В судебном заседании помощник прокурора М. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в нем доводам.

Д. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указывает, что задолженность по пособию предприятием не погашена, просит рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика ООО "О" извещенный судебной повесткой в судебное заседание не явился.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст 256 ТК РФ женщинам по их заявлению при рождении ребенка предоставляются отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

Согласно ст.13 Федерального закона от 19.05.1995 года №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет имеют матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие государственному социальному страхованию.

П.44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №865 установлено, что ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается матерям, либо отцам, либо другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащие государственному социальному страхованию и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, в размере 40 % среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3000 рублей в период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В соответствии с п.47 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы, выдачи денежного довольствия, стипендии.

Из представленной суду справки ООО "О" следует, что в ООО "О" с октября 2008 года числится задолженность Д. по пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 22212 рублей 44 копейки.

На основании изложенного, суд взыскивает с ООО "О" в пользу Д. задолженность по пособию по уходу за ребенком в размере 22212 рублей 44 копеек.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ООО "О" государственную пошлину в доход государства в размере 736 рублей 38 копеек.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора г.Октябрьский в интересах Д. взыскать ООО "О" в пользу Д. задолженность по пособию по уходу за ребенком в размере 22212 рублей 44 копеек.

Взыскать с ООО "О" государственную пошлину в доход государства в размере 736 рублей 38 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Похожие работы на - Государственные пособия гражданам, имеющим детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!