Инфраструктура рынка и её роль в экономическом развитии страны

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,84 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфраструктура рынка и её роль в экономическом развитии страны

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Факультет экономический

Кафедра экономической теории и мировой экономики







Инфраструктура рынка и её роль в экономическом развитии страны

Курсовая работа

Исполнитель:

студентка группы БУ-21 ____________ Редина Т.А.

Научный руководитель:

Старший преподаватель ____________ Гаев А.В.






Гомель 2013

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 30 с, 21 источник.

РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ, ФОНДОВАЯ БИРЖА, ЦЕННАЯ БУМАГА.

Объект исследования - рыночная инфраструктура.

Предмет исследования - особенности рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.

Цель работы - исследовать особенности развитие рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.

В процессе работы рассмотрены: понятие, сущность рыночной инфраструктуры и ее составляющие элементы, изучена сущность бирж; проведен анализ рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь на примере фондового рынка.

Содержание

Введение

Рыночная инфраструктура: понятие, элементы, функции

Биржа как элемент инфраструктуры рынка

Особенности и проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Изучение рыночной инфраструктуры привлекает широкое внимание ученых в мировой практике. Рыночная инфраструктура включает в себя банковскую систему и рынок ценных бумаг, правильное функционирование которых способствует дальнейшему развитию экономического роста и увеличению благосостояния населения.

Особую актуальность приобретает изучение данного вопроса и в Республике Беларусь, что связано с выбором Республики Беларусь социально-ориентированной модели развития. Роль и значение банковского сектора определяется содействием установления макроэкономической стабилизации в стране. Роль и значение рынка ценных бумаг в целом и фондовой биржи в частности обусловлена тем, что от его успешного функционирования зависит приток капитала для развития производства, сферы обращения. Фондовая биржа стимулирует сбережения населения и хозяйствующих субъектов, при правильной организации может служить важнейшим фактором восстановления экономического роста.

Цель работы - исследовать особенности и развитие рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.

Задачи работы:

рассмотреть сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике страны;

определить понятие биржи и ее основные элементы и функции;

провести анализ проблем и особенностей рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь;

Объект исследования - рыночная инфраструктура.

Предмет исследования - особенности рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь.

Вопросам изучения и развития рыночной инфраструктуры в экономической литературе уделяют внимание многие авторы, но остаются проблемы, требующие рассмотрения.

1. Рыночная инфраструктура: понятие, элементы, функции

Инфраструктура рынка представляет собой систему специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.

Под рыночной инфраструктурой мы понимаем совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве с целью устойчивого и эффективного развития экономики страны.

В целом основная часть приведенного определения инфраструктуры отражает взгляды большинства исследователей на сущность инфраструктуры в современных условиях ранка. Одно из основных условий функционирования рыночной системы - существование взаимосвязанной системы организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающиеся в пределах рыночной системы под воздействием рыночных стимуляторов.

Как показывает опыт развитых стран мира, общая тенденция развития конкурентных рынков заключается в их последовательном приближение к новому качеству свободного рынка. Имеется в виду не рынок ХIX в., а современный рынок, где участвуют крупные корпорации, холдинги, где существует развитая инфраструктура, применяются эффективные средства государственного регулирования, распространены современные приемы маркетинга и долгосрочного планирование.

Возникновение инфраструктуры представляет собой результат развития производственных сил общества, а ее содержание определяется внутренним экономическом единством входящих в нее отраслей, определенным функциональным назначением в системе общественного воспроизводства. Однако необходимо оговорить, что понятие «отрасль» для инфраструктуры применимо иногда условно. Исходя из того что она представляет собой материальные условия для обслуживания производства или населения, то может выступать и как отрасль, и как подотрасль, и даже как отдельный вид производства. Большинство отраслей и подотраслей, входящих в инфраструктуру, принимает непосредственное или опосредованное участие в общественном производстве, однако конечного продукта не создают. Их функционально назначение в системе общественного воспроизводства состоит в том, что в них продолжается процесс материального производства, а затрачиваемый при этом живой труд увеличивает стоимость совокупного продукта, хотя и не изменяет материально-вещественной формы потребительной стоимости.

Известно, что рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок - система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.

Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.

Рассмотрим понятие «инфраструктуры».

В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.

При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда.

Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства.

В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.

Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Термин инфраструктура произошел от лат. - infra - ниже, под; structura - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина инфраструктура существуют различные трактовки понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая призвана обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.

Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является, во-первых, то, что затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.

Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

В рамках курсовой работы уместно упомянуть о социальной инфраструктуре.

Социальная инфраструктура - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Функции социальной инфраструктуры:

. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);

. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);

. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);

. Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Функции 2 и 3 можно рассматривать применительно к производству.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.

Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями:

снижение степени риска благодаря различным видам страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам;

ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи. Одним из важных факторов, оказывающих решающее воздействие на скорость оборота средств, является быстрая и бесперебойная работа банковской системы по приему, переводу и выдаче платежей различных экономических субъектов;

развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.

содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков.

Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.

Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию.

Политическое назначение рыночной инфраструктуры заключается в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия и организации, активно участвующие в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно проводят в жизнь меры национальной экономической политики.

Социальное назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему места в системе общественного разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход.

Многие предприятия совмещают деятельность, относимую к услугам рыночной инфраструктуры, с производством товаров и оказанием массовых услуг. Поэтому к объектам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены все те предприятия, которые выполняют какую - либо функцию рыночной инфраструктуры. В условиях рынка потребность в различных услугах, обеспечивающих совершение каждой сделки, очень велика. Рыночная инфраструктура - это система, создающая условия для свободного обмена ресурсов - финансовых, трудовых, товарных, сырьевых, информационных, технологических, интеллектуальных.

Для своевременного и полноценного развития сферы инфраструктурного комплекса должна быть выработана программа действий по следующим направлениям:

создание благоприятных условий для конкуренции предприятий;

стимулирование предприятий для решения основных задач экономического роста и безусловное выполнение возложенных на них функций;

привлечение иностранных инвестиций для приоритетного развития объектов рыночной инфраструктуры;

решение проблем получения образования с учетом требований рынка, обеспечивающего право и возможности работать по специальностям, в которых нуждаются объекты рыночной инфраструктуры.

2. Биржа как элемент инфраструктуры рынка

рыночный инфраструктура биржа торг

Слово биржа происходит от греческого byrsa, означающего сумка, кошелек. Согласно наиболее распространенной версии, в городе Брюгге в XV в. проживала семья Van der Burse, на фамильном гербе которой были изображены три кожаных кошелька, Торговые собрания, проходившие на площади возле их дома, получили название Bursa. С тех пор слово вошло во многие языки мира. Во Франции биржа называется Bourse, в Италии - Borsa, в Испании, Мексике, Чили, Аргентине и многих других испано-язычных странах - Bolsa. Лишь в англоязычных странах основной термин - Exchange.

Биржа выполняет следующие функции:

. Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов, а именно:

организация биржевых торгов;

разработка правил биржевой торговли;

материально-техническое обеспечение торгов;

квалифицированный аппарат биржи.

Для организации торговли биржа, прежде всего, должна располагать хорошо оборудованным "рыночным местом" (биржевым залом), которое могло бы вмещать достаточно большое количество продавцов и покупателей, ведущих открытый биржевой торг. Использование современных электронных средств связи не требует физического присутствия торгующих в одном месте, а позволяет вести торговлю через электронные компьютерные терминалы. Но и в этом случае биржа призвана обеспечить высокоэффективную систему электронной торговли.

Организация торговли требует от биржи разработки и строгого соблюдения правил торговли, т.е. норм и правил поведения участников торга в зале [3, с.8].

Материально-техническое обеспечение торгов включает оборудование биржевого зала, рабочих мест участников торгов, компьютерное обеспечение всех процессов на бирже и т.д.

Для ведения биржевых торгов биржа должна располагать высококвалифицированным штатом сотрудников.

. Разработка биржевых контрактов, которая включает:

стандартизацию требований к качественным характеристикам биржевых товаров;

стандартизацию размеров партий товаров;

выработку единых требований к расчетам по биржевым сделкам.

Биржа устанавливает жесткие требования к тем товарам, которые допускаются к биржевым торгам. На основе этих требований разрабатываются биржевые стандарты, которые учитываются производителями и потребителями на товарных биржах, а также эмитентами и инвесторами на фондовых биржах.

Ускорению оформления заключенных сделок способствуют типовые биржевые контракты, которые разрабатываются биржами.

. Разрешение спорое по биржевым сделкам. В процессе биржевых торгов в силу самых различных причин (ошибка, попытка обмана, нечеткая работа обслуживающего персонала и т.д.) возможны случаи возникновения спорных ситуаций между участниками биржевой торговли, которые по своему характеру могут быть разрешены непосредственно только на бирже и ее соответствующим нейтральным органом. Обычно это - третейский суд или арбитраж.

. Выявление и регулирование биржевых цен. Биржа участвует в формировании и регулировании цен на все виды биржевых товаров. Концентрация спроса и предложения на бирже, заключение большого количества сделок исключают влияние нерыночных факторов на цену, делают ее максимально приближенной к реальному спросу и предложению. Биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, которая рассматривается как наиболее важная функция биржи. При этом, под котировкой понимают фиксирование цен на бирже в течение каждого дня ее работы; регистрацию курса валюты или ценных бумаг; цену биржевых товаров.

Котирование цен - это регистрация биржевых цен по биржевым правилам с их последующей публикацией. Публикация цен на биржевые товары служит ориентиром для продавцов и покупателей, помогает им выработать свою стратегию поведения на очередных биржевых торгах.

. Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебаний цен. Для этого на бирже используются специальные виды сделок и механизмы их заключения. Выполняя задачу страхования участников биржевого торга, биржа не столько организует торговлю, сколько ее обслуживает. Биржа создает условия для того, чтобы покупатели и продавцы реального (наличного) товара по своему желанию могли бы одновременно принимать участие в соответствующих биржевых торгах в качестве клиентов или участников. Это повышает доверие к бирже, привлекает к ней рыночных спекулянтов, увеличивая число торгующих как непосредственно, так и через посредников.

.Гарантирование выполнения сделок. Достигается посредством биржевых систем клиринга и расчетов. Для этого биржа использует систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств участников торгов, а также организует их исполнение.

. Информационная деятельность биржи. Важнейшей функцией биржи являются сбор и регистрация биржевых цен с последующим их обобщением и публикацией, предоставление клиентам, различным другим заинтересованным организациям, на международный рынок информации о наличии товаров по образцам и пробам обычно на основе сложившихся биржевых стандартов, ее публикация в газетах, журналах, информационных агентствах.

Для лучшего понимания особенностей работы бирж их необходимо классифицировать, т.е. объединить в определенные группы, соответственно выбранному признаку классификации. Под признаком классификации следует понимать характерные, отличительные особенности, позволяющие объединять функционирующие биржи в определенные группы. К признакам классификации бирж относятся:

вид биржевого товара;

принцип организации (роль государства в организации биржи);

правовое положение (статус биржи);

форма участия посетителей в биржевых торгах;

номенклатура товаров, являющихся объектом биржевого торга;

место и роль в мировой торговле;

сфера деятельности;

преобладающий вид биржевых сделок;

характер деятельности.

. В мировой практике в зависимости от вида биржевого товара принято выделять товарные и товарно-сырьевые, фондовые, валютные биржи и биржи труда. Согласно Закону РБ "О товарных биржах", "товарная биржа - это добровольное объединение юридических и (или) физических лиц для гласных публичных торгов товарами в определенном месте, в определенное время по заранее установленным правилам".

Создание акционерных обществ, рост выпуска предприятиями акций, использование государством ценных бумаг для долгосрочного инвестирования и финансирования государственных программ и долга приводят к появлению интенсивно расширяющегося рынка ценных бумаг и вызывают необходимость регулирования их движения со стороны государства. По мере формирования рынка ценных бумаг возникает необходимость в учреждении специальных органов, основной функцией которых являются контроль и регулирование оборота ценных бумаг, движение имущества и др. Так были созданы фондовые биржи, существование которых обусловлено мировой практикой функционирования финансовых рынков [7, с.10].

Фондовые биржи призваны заменить громоздкую, затратную и неэффективную иерархическую, вертикальную систему отраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Поэтому фондовая биржа представляет собой постоянно действующий регулируемый рынок ценных бумаг. Она создает возможности для мобилизации финансовых ресурсов и их использования при долгосрочном инвестировании государственных программ и долга.

Следует отметить, что за рубежом современные фондовые биржи превратились не только в органы, регулирующие национальные финансовые рынки стран, где они размещаются, но и в организации, определяющие формы, направления и характер развития международных хозяйственных связей.

Для организации и обслуживания рынка иностранной валюты создаются специальные валютные биржи. Валютные биржи в силу своей специфики, и роли на современном этапе наиболее жестко контролируются со стороны государства (в лице Национального банка РБ) в отличие от других видов бирж. Мировой опыт свидетельствует, что в дальнейшем торговля валютой вряд ли будет обособлена от торговли ценными бумагами.

. По принципу организации (роли государства в создании бирж) за рубежом различают два вида бирж:

публично-правовые (государственные биржи);

частно-правовые (частные биржи).

Биржи, носящие публично-правовой характер, в Беларуси контролируются государством и создаются на основе Закона РБ "О ценных бумагах и фондовых биржах". Членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района, занесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота. Лица, не являющиеся членами биржи, также допускаются к совершению операций согласно приобретаемым ими разовым билетам. Такие биржи распространены в Европе (Франция, Бельгия, Голландия).

Биржи, имеющие частно-правовой характер, работают в Англии, США. На эти биржи открыт доступ только для узкого круга лиц, входящих в биржевую корпорацию. Число членов таких бирж ограничено. Биржи это го вида являются паевыми обществами. Их уставный капитал делится на определенное количество паев (сертификатов). Каждый член биржи должен быть владельцем хотя бы одного пая (сертификата), который дает ему право заключать сделки в помещении биржи.

. Созданные биржи в основном регистрировались как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Особенно на периферии биржи учреждались как акционерные общества (например, Белорусская биржа нефтепродуктов и полимеров в Витебске), что объяснялось уровнем деловой и экономической культуры, традиции, а также отсутствием жесткой правовой основы, регламентирующей их создание и функционирование. Это предоставляло учредителям биржи большую свободу при подготовке необходимых документов, позволяло заложить такой механизм управления и распределения прибыли, который в наибольшей степени устраивал бы их. Учредителей привлекало и то, что биржи и форме акционерного общества могла быть зарегистрирована в местных органах власти.

В торгах на закрытых биржах принимают участие ее постоянные члены, выполняющие роль биржевых посредников, поэтому доступ непосредственных покупателей и продавцов в биржевой зал закрыт. Для закрытых бирж характерным признаком является наличие специализированной системы органов сбора и добиржевой обработки заказов, т.е. существование периферийных служб биржи.

Современные товарные биржи за рубежом в основном являются закрытыми, так как организация биржевой торговли требует достаточно высокого профессионализма.

В торгах на открытых биржах, кроме постоянных членов и биржевых посредников, могут принимать участие и посетители. При этом открытые биржи бывают двух типов:

чисто ("идеально") открытая биржа, на которой контрагентов не обязывают пользоваться услугами посредников. Их даже вообще может и не быть, так как на таких биржах обеспечивается свободный доступ в биржевое кольцо клиентов-продавцов и заказчиков-покупателей (клиент в таком случае олицетворяет предложение, а заказчик - спрос). Таким образом, чисто открытая биржа характеризуется прямыми связями производителей и потребителей;

открытая биржа смешанного типа, на которой непосредственно с продавцами и покупателями трудятся две группы посредников:

) брокеры, работающие от имени и за счет клиента;

) дилеры, осуществляющие операции на бирже от своего имени и за свой счет.

В соответствии с уставами, большинство товарных бирж, когда-либо существовавших в нашей стране, являлись закрытыми, хотя для увеличения биржевого оборота иногда привлекались к торгам и непосредственные клиенты (продавцы или покупатели) путем наделения их статусом разового или постоянного посетителя для заключения сделок в операционном зале.

Степень открытости биржевого собрания непосредственно связана с торговой стратегией биржи, чаще всего открытость биржи используется в рекламных целях или для оживления торгов. К тому же открытость бирж можно объяснить неразвитостью биржевого механизма, позволяющего участвовать в торгах непрофессиональным участникам биржевого рынка. Совершенствование биржевой торговли приводит к более закрытому характеру деятельности, ориентирует на рост профессионализма, формирование деловых связей на основе взаимного доверия между торгующими, для которого необходимо ограничение числа случайных посетителей и постоянная совместная работа на бирже.

Кроме того, закрытый характер биржи соответствует самой ее концепции как организации (ассоциации) торгующих (посредников), создаваемой для обеспечения торговли и удовлетворения их интересов, а не для привлечения и инвертирования капитала. Поэтому для биржи, защищающей интересы торговли, закрытый характер более предпочтителен.

. По номенклатуре товаров, являющихся объектом биржевого торга, биржи подразделяются на универсальные (общего типа) и специализированные.

На универсальных биржах ведутся торги по широкому кругу разнообразных товаров.

Специализированные биржи имеют потоварную специализацию или специализацию по группам товаров. Среди них выделяют биржи широкого профиля и узкоспециализированные.

При создании товарных бирж прослеживалась тенденция к их специализации, что было особенно характерно для бирж, создаваемых в местах наибольшей концентрации промышленного производства.

Суть специализации сводится к тому, что в акционеры (члены) биржи или ее специализированной секции привлекаются непосредственно производители той или иной товарной группы. Так достигается высока» степень концентрации соответствующего товара на бирже и увеличиваемся биржевой торговый оборот [3, с.13].

При этом специализация бирж зависит от ряда факторов.

а) места возникновения биржи;

б) учредителей и членов биржи, а также взаимосвязей между ними.

Как показывает мировая практика, преимуществами специализированных бирж являются: снижение издержек торговли, ослабление диктата монополизированных производителей, выявление цены, на которую могут ориентироваться продавцы и покупатели (производители и потребители), квалифицированная отработка биржевого стандарта, а затем фьючерсного контракта на продукт специализации биржи.

. В зависимости от места и роли бирж в мировой торговле, выполняемых функций и ориентации на рынок их принято делить на международные и национальные.

Международные биржи представляют собой особый вид постоянно действующего оптового рынка, охватывающий несколько государств, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенные биржевые товары.

Международные биржи обслуживают конкретные мировые товарные и фондовые рынки. В работе таких бирж могут участвовать представители деловых кругов разных стран. Отличительными особенностями международных бирж являются обеспечение свободного перевода прибыли, получаемой по биржевым операциям, а также заключение спекулятивных (арбитражных) сделок, которые дают возможность получения прибыли на разнице котированных цен на биржах разных стран.

Страны, где расположены международные биржи, должны соблюдать соответствующие валютный, торговый и налоговый режимы, обеспечивающие их деятельность. Международные биржи подразделяются на товарные, фондовые и валютные.

3. Особенности и проблемы формирования рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь

Реформирование экономики и появление новых субъектов хозяйствования нуждаются в надежном и эффективном механизме регулирования рынка, одну из составных частей которого должна составлять инфраструктура.

Элементный состав рыночной инфраструктуры в Республике Беларусь к настоящему времени сформирован неполно и фрагментарно. Процесс становления идет стихийно, в большинстве случаев не обеспечен необходимой нормативной правовой базой и явно отстает от потребностей времени.

Одним из важных элементов механизма организации оптовой торговли является товарная биржа. Предпосылками возникновения товарных бирж в республике послужили, с одной стороны, разрушение централизованной системы материально-технического снабжения, с другой - увеличение самостоятельности производителей, снижение госзаказа и введение договорных цен.организации и принципах работы бирж прослеживаются два подхода.

Первый характеризуется открытостью, ориентацией на все сектора экономики, обеспечением достаточно широкой стоимости брокерского места, привлечением коммерческих структур. Другой подход - создание бирж закрытого типа на основе государственных структур с целью привлечения ресурсов крупных предприятий для решения проблем снабжения.

В современной рыночной экономике большое влияние имеет фондовый рынок. Его становление в Республике Беларусь обусловлено трансформацией государственной собственности, переходом к рыночным методам регулирования экономических процессов.

Следует также отметить, что создание инфраструктуры фондового рынка в основном соответствует международным требованиям и включает системы: государственное регулирование ценных бумаг, депозитарную и расчетно- клиринговую, биржевую торговли, институционных инвесторов (инвестиционные, пенсионные и страховые фонды), а также правовое обеспечение деятельности рынка.

Главными факторами, определяющими развитие фондовых бирж на современном этапе, несомненно, являются: снижение стоимости услуг бирж, устранение границ и барьеров, препятствующих конкуренции, реформы управления биржами, новые технологии и механизмы организации торговли. К реформам управления биржами следует отнести, прежде всего, коммерциализацию фондовых бирж и создание частных торговых систем. Коммерциализация означает превращение бирж из организаций, принадлежащих членам биржи - брокерам и банкам и существующих на принципах некоммерческих организаций, в обычные акционерные общества (выплачивающие дивиденды), акции которых обращаются на свободном рынке.

Следует также отметить, что современный финансовый рынок характеризуется значительной неустойчивостью в поведении цен, обменных курсов, процентных ставок и индексов, что делает высоким риск финансовых потерь. И для снижения данных ценовых рисков наиболее привлекательным является их страхование (хеджирование) с помощью фьючерсов, опционов и других производных ценных бумаг (деривативов). Однако в Беларуси данные инструменты до сих пор не получили должного развития. В большей мере это связано с неразвитостью рыночных базовых инструментов.

Основными тенденциями функционирования коммерческих банков является увеличение объема краткосрочного кредитования, в том числе межбанковского кредита, и значительный рост процентных ставок, что отражает экономическую нестабильность в республике. Представляется, что развитие коммерческих банков должно идти в направлении расширения номенклатуры услуг, активного привлечения средств населения, внедрения доверительных (трастовых) операций, предоставления валютных кредитов и гарантий, внедрения факторинговых и лизинговых операций.

Важным фактором в подъеме экономики республики является активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков, в том числе подготовка инвестиций с привлечением иностранного капитала, совместное финансирование крупных проектов.

Глобализация финансовых рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий обостряют конкурентную борьбу, в результате которой биржи вынуждены осуществлять масштабные инвестиции в новые технологии для того, чтобы повышать конкурентоспособность, предлагая новые услуги, привлекать новые компании-эмитенты, новых членов и широкие круги инвесторов.

Индустрия фондовых бирж или, если рассматривать шире, организаторов торговли на рынке ценных бумаг претерпевает определенные изменения, которые, однако, различаются от региона к региону. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а порой и организационно-правовой формы.

Что касается рынка ценных бумаг, то после принятия в РБ в 1992 г. Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах» процесс формирования законодательной базы, инфраструктуры рынка ценных бумаг проходил неравномерно. Резкий подъем на первых этапах сменился спадом и последующим оживлением уже на новой качественной основе. Данный закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Закон устанавливает необходимость требовать к лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность по ценным бумагам, создает условия для организации в РБ структур, осуществляющих операции с ценными бумагами.

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь представлен следующими основными сегментами:

- корпоративные ценные бумаги (акции и облигации юридических лиц);

государственные ценные бумаги (ГКО, ДГО);

краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь;

муниципальные ценные бумаги (жилищные облигационные займы);

векселя юридических лиц [13, с. 21].

Следует отметить и то, что с 1 декабря 2000 г. все сделки купли- продажи ценных бумаг ОАО должны совершаться через Белорусскую валютно-фондовую биржу. Это установлено Постановлением Совета министров РБ от 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ».

Для мелких акционеров это усложнит процедуру продажи и покупки акций, и значительные препятствия возникнут для инвесторов, желающих сформировать пакеты акций, скупая акции мелких акционеров - физических лиц. Однако эта мера как раз и вводится для защиты мелких акционеров и менеджеров АО. Они теперь получают информацию о ценах продажи акций, а потенциальные инвесторы получают сведения о ценах, по которым осуществляется покупка.

В 90-е годы в республике появились различные биржи. 14.08.1991 г. была зарегистрирована Белорусская агропромышленная биржа. Биржа создана в целях повышения эффективности агропромышленного комплекса РБ, содействия ускоренному развитию рыночных отношений, проведения земельной реформы, а также осуществления торговли различными ресурсами и продукцией, технологиями, контрактами, услугами, товарами народного потребления.

В марте 1993 г. восемнадцатью банками РБ была утверждена Межбанковская валютная биржа как ЗАО. Основной целью ее создания была организация рыночного механизма котировки национальной денежной единицы. В апреле 1996 г. в соответствии с Указом Президента РБ от 09.04.96 № 139 ЗАО «МВБ» было преобразовано в государственное учреждение «МВБ» и передано в ведение Национального Банка РБ.

В соответствии с Указом Президента РБ от 20.07.98, вместо валютных и фондовых бирж в Беларуси была создана единая Белорусская валютно-фондовая биржа в форме акционерного общества открытого типа. Она получила право биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами почти всех видов. Это был "неравный брак", потому что

Международная валютная биржа в то время была активно работающей структурой, получала значительный доход, а Белорусская валютно-фондовая биржа имела только долги. В течение 1999 г. новая биржа практически полностью подготовилась к торговле акциями и другими ценными бумагами. Была создана секция фондового рынка, в которую к середине 2000 г. вошли 29 банков (включая НБ и иностранный банк "Москва-Минск") и 19 небанковских организаций.

Следует отметить, что государство практически не предпринимает меры по развитию рыночной инфраструктуры. Исключение составляет только развитие рынка государственных ценных бумаг, призванного восполнять дефицит государственного бюджета. Вместо формирования рыночной инфраструктуры принимаются меры по административному воздействию на экономику. В частности, осуществлены меры по ограничению импорта и регулированию цен.

Таким образом, попытки усилить роль государства в аккумулировании финансовых ресурсов серьезных результатов не могут дать. Перспективы усиления государственного регулирования других сторон экономической жизни в республике также не могут быть признаны удовлетворительными. Они, в конечном счете, лишь оттягивают возможность принятия реальных мер по выводу экономик из кризиса. А целенаправленное и эффективное формирование разнообразных институтов рынка требует создания законодательных и правовых основ функционирования, продуманной системы поддержки предпринимательства, последовательного проведения в жизнь экономических реформ.

Итак, положительное воздействие биржевой деятельности, на рынок товаров пока еще крайне слабо. Одной из причин этого является то, что процесс создания биржевой сети шел стихийно, без надлежащей подготовки кадров, без государственного контроля, как это принято в развитых странах.

Будущее биржевого дела в Республике Беларусь будет во многом зависеть от налоговой политики государства. Следует также снять многие ограничения на установление прочных коммерческих связей между предпринимателями нашей республики и иных стран, таможенные барьеры на границах государств СНГ.

Создание благоприятных налоговых и организационных условий для деятельности бирж позволит им активно участвовать в формировании рыночных отношений.

По мере становления биржевого рынка в любой стране создается и отлаживается система его регулирования.

Чтобы в биржевой торговле принимало участие достаточно большое число как продавцов, так и покупателей, необходим определенный механизм, позволяющий обеспечить соблюдение интересов всех ее участников. Они должны быть уверены в том, что риск, связанный с их участием, сведен к минимуму. Регулирование биржевой деятельности представляет собой определенное упорядочение работы бирж и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований.

Развитие биржевой деятельности имеет два исторически сложившихся направления:

регулирование со стороны государства (государственное регулирование);

регулирование со стороны бирж и других участников рынка (использование принципа саморегулирования биржевого рынка).

Зарубежный опыт показывает, что государственный контроль биржевой деятельности строится на соблюдении следующих принципов:

общественной полезности;

гласности и открытости биржевых торгов;

доверия;

саморегулирования;

гарантии прав участников биржевой торговли.

Следует подчеркнуть, что роль государства в регулировании биржевой деятельности довольно значительна. Опыт экономически развитых стран показывает, что государство и рыночная система тесно взаимодействует. При этом на него традиционно возложено обеспечение правовой базы, которая поддерживает эффективное функционирование рыночной экономики. Наличие такой правовой основы позволяет органам управления страны установить определенные "правила игры", обязательные для всех субъектов, участвующих в экономическом процессе, как в сфере производства, так и в сфере обращения [21].

Контроль за биржевой деятельностью со стороны государства - один из аспектов управления экономикой в целом. Государство регулирует взаимоотношения между производителем и потребителем, защищая права потребителей, поддерживает денежную систему, улучшает распределение ресурсов, ограничивает роль монополий, поощряет конкуренцию, дает возможность развиваться малым и средним предприятиям. На нем лежит также функция финансирования ряда социальных программ, а также вопросы перераспределения доходов населения. Помимо этих проблем государство обязано заниматься охраной труда и здоровья рабочих, защитой окружающей среды и прав потребителей.

Отметим, что разработка правил и норм биржевой деятельности органами управления страны необходима не столько профессиональным посредникам, сколько их клиентам, заказы которых они выполняют в ходе биржевых сделок. Особое значение она имеет для рынка ценных бумаг, так как инвесторы, как правило, не работают на бирже и непосредственно не участвуют в ее торгах, а доверяют свои права и средства профессиональным посредникам для вложения в ценные бумаги. Поэтому именно они должны быть уверены в соблюдении своих интересов.

Государственное регулирование биржевой деятельности не должно носить запретного характера, его задача состоит в том, чтобы обеспечить равные права всех членов биржевой торговли, стимулировать их участие в ней, строго контролировать соблюдение установленных правил, требований и положений, регулирующих биржевую деятельность. Поэтому регулирование биржевой деятельности со стороны государства заключается в создании единой правовой основы для функционирования бирж, контроле за их работой со стороны государственных органов, лицензировании деятельности как бирж, гак и участников биржевой торговли, установлении системы налогообложения. Государственное регулирование биржевой деятельности начинается с создания для нее единой правовой основы. Биржевая торговля в Беларуси возрождалась в отсутствие специальных законов, и в биржевой деятельности использовались преимущественно подзаконные акты. Отставание законотворчества от потребностей регулирования товарного и фондового рынков в настоящее время вполне объективный процесс, так как, во-первых, отсутствует устойчиво сложившаяся практика функционирования товарных и фондовых рынков, во-вторых, хотя становление биржевой торговли в Беларуси находится в какой-то мере под влиянием исторического опыта Англии, стран континентальной Европы и США, своеобразие состояния отечественного биржевого рынка не позволяет прямого заимствования зарубежного законодательства, а требует своеобразной адаптации.

ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ) создано в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 1719 «О Белорусской универсальной товарной бирже».

Первые торги (экспорт лесопродукции) состоялись 2 июня 2005 г. С этого же месяца началась регулярная торговля металлопродукцией. С января 2006 г. начаты торги по секции сельхозпродукции [20].

сентября 2006 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 577 «О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», во исполнение которого Правительством республики принята Программа развития ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» на 2007-2010 годы. Помимо совершенствования непосредственно биржевой деятельности, Программой предусмотрена организация на базе БУТБ Центра электронной торговли создаваемой в республике Системы электронной торговли.

Открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа» создано в 2003 г. в целях развития организованного рынка биржевых товаров, формирования благоприятной конкурентной среды для торгующих сторон, обеспечения прозрачного и объективного ценообразования путем проведения публичных торгов. Торги на бирже осуществляются в строгом соответствии с Правилами биржевой торговли и проходят согласно календарю торгов. Биржевым является товар, включенный в Перечень товаров, допущенных к биржевой торговле.

Торги на товарной бирже проходят по четырем товарным секциям:

секции металлопродукции,

секции лесопродукции,

секции сельхозпродукции,

секции промышленных и потребительских товаров.

Торги металлопродукцией по предложениям осуществляются в сотрудничестве с ГО «Белресурсы».

Торговые площадки биржи находятся в Минске, в областных центрах Республики Беларусь и функционируют одновременно, согласно календарю торгов. Подобная организация работы стала возможной благодаря специально созданной уникальной автоматизированной системе организации торгов (Торговой системе биржи), аккумулирующей в себе передовые возможности биржевой торговли.

Особым спросом пользуется биржевая торговля в режиме удаленного доступа (через Интернет). Установив на своем персональном компьютере специальное программное обеспечение, клиенты биржи могут участвовать в биржевых торгах с любого удобного места (из офиса, дома, в автомобиле и др.) как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

В своей работе биржа широко внедряет современные информационные технологии. К примеру, торги промышленными и потребительскими товарами проходят только через Интернет. При этом наши клиенты имеют возможность приехать в центральный офис биржи или филиалы и, используя наши компьютеры и выделенный канал Интернета, принять участие в торгах по любой секции непосредственно на бирже.

Таким образом, Белорусская универсальная товарная биржа предоставляет своим клиентам гибкий механизм участия в биржевых торгах: на самой бирже и ее филиалах, а также через Интернет из любой точки мира.

Цели деятельности биржи:

переход республики к организованному оптовому рынку товаров;

развитие оптового рынка страны и повышение эффективности товарооборота;

совершенствование механизма государственного регулирования в сфере внутренней и внешней оптовой торговли, повышение экономической стабильности и защищенности республики, рост ее экономического потенциала.

Основными задачами товарной биржи являются:

содействие развитию организованного рынка товаров;

повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей и устойчивости их материально-сырьевого обеспечения;

упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей товаров;

создание торгового механизма, имеющего максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам.

К основным функциям товарной биржи относятся:

создание условий для проведения биржевых торгов;

проведение биржевых торгов;

регистрация биржевых сделок;

организация экспертизы качества биржевого товара в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи;

выявление спроса и предложения товаров;

котировка цен;

изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен. [20].

Таким образом, Белорусская универсальная товарная биржа предоставляет своим клиентам гибкий механизм участия в биржевых торгах: на самой бирже и ее филиалах, а также через Интернет из любой точки мира.

По мнению ученых, на сегодняшний день национальный фондовый рынок уже достиг такого уровня развития, когда использование его возможностей может в значительной степени способствовать решению ключевых экономических проблем - таких как финансирование экономического роста и повышение инвестиционной активности предприятий.

Таким образом, государство регулирует взаимоотношения между производителем и потребителем, защищая права потребителей, поддерживает денежную систему, улучшает распределение ресурсов, ограничивает роль монополий, поощряет конкуренцию, дает возможность развиваться малым и средним предприятиям. На нем лежит также функция финансирования ряда социальных программ, а также вопросы перераспределения доходов населения. Помимо этих проблем государство обязано заниматься охраной труда и здоровья рабочих, защитой окружающей среды и прав потребителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.

Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями:

снижение степени риска благодаря различным видам страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам;

ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи;

развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.

содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков.

Биржа выполняет следующие функции:

Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов.

Разработка биржевых контрактов.

Разрешение споров по биржевым сделкам,

Выявление и регулирование биржевых цен.

Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебаний цен.

Гарантирование выполнения сделок.

Информационная деятельность биржи.

К признакам классификации бирж относятся вид биржевого товара; принцип организации (роль государства в организации биржи); правовое положение (статус биржи); форма участия посетителей в биржевых торгах; номенклатура товаров, являющихся объектом биржевого торга; место и роль в мировой торговле; сфера деятельности; преобладающий вид биржевых сделок; характер деятельности.

Главными факторами, определяющими развитие фондовых бирж на современном этапе, несомненно, являются: снижение стоимости услуг бирж, устранение границ и барьеров, препятствующих конкуренции, реформы управления биржами, новые технологии и механизмы организации торговли. Современный финансовый рынок характеризуется значительной неустойчивостью в поведении цен, обменных курсов, процентных ставок и индексов, что делает высоким риск финансовых потерь. И для снижения данных ценовых рисков наиболее привлекательным является их страхование (хеджирование) с помощью фьючерсов, опционов и других производных ценных бумаг (деривативов). Однако в Беларуси данные инструменты до сих пор не получили должного развития. В большей мере это связано с неразвитостью рыночных базовых инструментов.

С 1 декабря 2000 г. все сделки купли- продажи ценных бумаг ОАО должны совершаться через Белорусскую валютно-фондовую биржу. Это установлено Постановлением Совета министров РБ от 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ», что закрепляет основы деятельности биржи и усиливает ее роль как участника рынка ценных бумаг Беларуси.

ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано в 2003 г. в целях развития организованного рынка биржевых товаров, формирования благоприятной конкурентной среды для торгующих сторон, обеспечения прозрачного и объективного ценообразования путем проведения публичных торгов. Торги на бирже осуществляются в строгом соответствии с Правилами биржевой торговли и проходят согласно календарю торгов. Биржевым является товар, включенный в Перечень товаров, допущенных к биржевой торговле.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Абраменко А.Н. Демонополизация экономики и развитие конкуренции в Республике Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2001. N12. С.24-31.

Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002. 775с.

Биржи в системе финансового рынка Беларуси / Под общей ред. А.В.Бугаева. - Мн.: Современное слово, 2002. - 136с.

Государственное регулирование экономики: Учебник / Под общей ред. В.И.Кушлина. М.: РАГС, 2003. 832с.

Государственное регулирование экономики: Учебник / Под общей ред. В.В.Мищенко. М.: РАГС, 2003.

Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Под ред. д.э.н. А.Н. Петрова, д.э.н. М.И. Кныша. СПб.: Любавич, 1999

Калинушкин А.В. Биржи: краткий курс лекций. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 147с.

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 Т., Т2. Баку «Азербайджан», 1992. 400с.

Макроэкономика: учебник / Под общей редакцией А.В.Бондарь Мн.: БГЭУ, 2007. 415с.

Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учебник / Под общей редакцией Э.А.Лутохиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. 400с.

Камаев В.Д. Основы экономической теории. М.: «ВЛАДОС», 1994. 384с.

Концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Мн., 2005

Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 115 с.

Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: Учеб. пособие М.: Юристъ, 1996. 188с.

Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика / Общ. ред. Г.Г. Сапова. М.: Дело ЛТД. 2002. 829с.

Чирихин С.Н. Прибыль монополистов - потери для общества // ЭКО, 2000 №3. С.13-58

Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И.Базылева, 3-е издание. Мн.: БГЭУ. 2001. 752с.

Экономический бюллетень №12, 2007, С.10-14

Официальный сайт Белоруской универсальной товарной биржи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.butb.by <http://www.butb.by/>. - Дата доступа: 27.11.2012.

Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wwwHYPERLINK "http://www.economy.gov.by/".HYPERLINK "http://www.economy.gov.by/"economyHYPERLINK "http://www.economy.gov.by/".HYPERLINK "http://www.economy.gov.by/"govHYPERLINK "http://www.economy.gov.by/".HYPERLINK "http://www.economy.gov.by/"by <http://www.economy.gov.by/>. - Дата доступа: 25.11.2012.

Похожие работы на - Инфраструктура рынка и её роль в экономическом развитии страны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!