рассмотреть виды ответственности за нарушение водного законодательства.
1. Понятие и сущность правовой охраны вод
Вода - кровеносная система Земли - подлинный источник земли.
Распространение растений и животных на нашей планете всегда связано с наличием пригодной для их жизни воды (поверхностной или подземной). Там, где вода в изобилии, все живое размножается быстрее, и наоборот, там, где воды мало или она загрязнена, жизнь замирает и развивается медленнее. Лишь в условиях благоприятного водного режима природная среда обеспечивает существование нормально развивающихся и жизнеспособных растительных и животных сообществ.
Важно отметить, что вода всегда оказывала существенное влияние на формирование человеческой культуры и развитие цивилизации и значительно больше, чем другие природные ресурсы. Реки, озера и часто подземные воды во всех странах мира играли важную роль в размещении производительных сил городов и других населенных пунктов. Так, любое поселение человека создается всегда на том месте, где есть питьевая вода, будь то река или выход подземных вод на поверхность в виде родников.
Как и другие предметы природы, вода также подвергается производственному воздействию людей и в следствии этого какая-то часть вещества воды, добытая из ее природных запасов выделяется из природной среды и в определенной степени изолируется от стихийно действующих сил природы путем заключения ее в сосуды, искусственно созданные емкости: баки, цистерны, резервуары, сети водопроводов.
Все воды, - в водном законодательстве, - составляют единый государственный фонд, который включает: реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, внутренние моря и другие морские воды, и территориальные воды [5].
Охрана вод представляет собой деятельность людей, направленную на сохранение, восстановление и улучшение природных запасов воды на земле. Что касается достижения этих целей, то оно обеспечивается разнообразными, причем не только правовыми, но и естественно-научными, техническими, экономическими средствами [7].
Кроме того, по своему содержанию правовая охрана вод представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, включающую в себя четыре группы:
) установление научно-обоснованных правовых требований по охране вод, регламентирующих определенные права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан;
) проведение хозяйственно-организаторской работы по выполнению этих правовых требований;
) осуществление государственного и общественного контроля за выполнением требований охраны вод;
) применение мер ответственности к лицам и организациям, виновным в нарушении законодательства об охране вод.
2. Общая характеристика права водопользования
Водопользованием признается пользование водами (водными объектами), состоящими в собственности государства [9]. При этом понятие «воды» рассматривается как совокупность природных запасов воды, выступающих в качестве самостоятельного материального блага в виде водных объектов, использование которых поддается целенаправленному регулированию.
Правовая характеристика понятия «водопользование» требует рассмотрения вопроса о том, являются ли водопользованием добыча полезных ископаемых со дна водоемов, прокладка и эксплуатация трубопроводов, линий связи, электропередач и других коммуникаций.
Очевидно, что такие действия оказывают существенное влияние на состояние водных объектов, затрагивают условия водопользования для тех или иных нужд, которое осуществляется на этих водных объектах, создавая угрозу загрязнения или истощения водоемов, а потому нуждаются в правовом регулировании с точки зрения водного законодательства. Сами действия водопользованием не являются, так как не заключаются в использовании природных запасов воды. Но водопользование часто служит для них предпосылкой или неизбежно сопутствующим фактором. Поэтому отношения, связанные с добычей полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, имеют смешанный, комбинированный характер, представляющий собой сочетание водопользования, землепользования, пользования недрами или другими водными объектами. В связи с существенным влиянием на водные объекты добычи полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, буровых, строительных, взрывных и других работ законодательством предусмотрено, что вся эта деятельность может производиться только по согласованию с органами по регулированию использования и охраны вод и другими органами в соответствии с законодательством.
Наряду с указанными видами работ на практике широко распространено пользование водными объектами как эстетическими средствами - отдых у моря. Такие действия не считаются водопользованием, так как не оказывают воздействия на состояние водных объектов и не затрагивают условий водопользования других объектов.
Однако постепенно, по мере того, как усиливается влияние тех или иных действий на состояние водоемов и условия пользования ими, эти действия в правовом отношении признаются водопользованием. Таковы купание людей в водоемах, простейший водозабор для бытовых нужд, водопой скота, плавание на лодках и т.п. Все это уже водопользование, которое, правда, не нуждается еще в подробной законодательной регламентации, но занимает определенное место среди других видов водопользования.
На основании изложенного можно сделать следующий вывод. Фактическое пользование водой лишь тогда признается водопользованием, когда оно характеризуется следующими признаками:
) использование природных запасов воды, состоящих в собственности государства;
) использование самого вещества воды, а также поверхности водоемов или водной среды для удовлетворения дозволенных законом нужд и потребностей;
) использование таким способом, при котором происходит какое-либо воздействие на состояние водных объектов, либо затрагиваются условия водопользования других объектов.
3. Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод
Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.
В целях защиты права водопользования законодательство предусматривает систему мер, направленных на пресечение правонарушений в той области и восстановление нарушенных прав водопользователей. Применение всех этих мер происходит обычно путем приведения в действие механизма юридической ответственности за нарушение водного законодательства, которая наряду с системой государственного управления и контроля, приобретает исключительно важное значение в деле защиты права водопользования [10].
Ответственность за нарушение права водопользования рассчитана на то, чтобы в необходимых случаях принуждать водопользователей к выполнению своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Вместе с тем она имеет целью принуждать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, отдельных должностных лиц и граждан к такому поведению, при котором обеспечивалась бы защита законных прав и интересов водопользователей, законность всех действий, связанных с организацией использования и охраны вод в нашей стране.
Ответственность выражается прежде всего в установлении и применении санкций к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам за их действия или бездействие, нарушающие требования об обязанностях водопользователей или гарантированные законом права водопользователей. Санкции применяются к предприятиям, учреждениям, орга низациям и лицам, виновным в нарушении права водопользования. Факт правонарушения и вина правонарушителя лежат на основе ответственности в субъективном и объективном смысле [9].
По субъекту различаются правонарушения, совершаемые самими водопользователями и совершаемые другими лицами и организациями, посторонними по отношению к водопользователю.
К первой группе правонарушений следует отнести неисполнение водопользователями своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Ко второй - нарушения субъективных прав тех или иных водопользователей со стороны государственных органов, правомочных регулировать водопользование, решать вопросы предоставление или изъятия водных объектов и т.п., а также со стороны других государственных органов, либо других водопользователей или иных посторонних субъектов.
Данная классификация видов нарушений права водопользования имеет значение для определения конкретных субъектов, ответственности и характера и применяемых к ним санкций.
Если правонарушение заключается в неисполнении обязанностей водопользователем, то последний должен нести имущественную ответственность перед государством или другими субъектами, а в установленных законом случаях он может быть лишен права пользования тем или иным водным объектом. Кроме этого в этих случаях могут быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности должностные лица, по вине которых водопользователь не исполнил лежащих на нем обязанностей. При условии, если правонарушение повлекло убытки для самого водопользователя - правонарушителя может быть поставлен вопрос о их возмещении виновными лицами в установленном порядке и в пределах допустимого по закону размера материальной ответственности этих лиц [5].
Если в результате правонарушения нарушены субъективные права водопользователей посторонними организациями и лицами, то последние должны нести материальную ответственность перед потерпевшим водопользователем, наряду с этим виновные должны привлекаться к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.
В зависимости от объектов, на которые посягают нарушители права водопользования, различаются правонарушения, связанные с нарушением права государственной собственности на воды, правонарушения, связанные с нарушением порядка рационального использования и охраны вод, а также самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование и самовольное производство гидротехнических работ.
Вторая группа правонарушений выражается непосредственно в изменении качества вод, их загрязнении, засорении, истощении: сброс сточных вод с превышением установленных норм; иные случаи загрязнения и засорения вод; ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод, в частности, мер по защите от наводнений [5].
К третей группе относятся нарушения порядка водопользования, уничтожение или повреждение водохозяйственных сооружений или устройств, строительство новых либо реконструкция существующих объектов, могущих вызвать изменения водного режима, без разрешения водохозяйственных органов.
Каждый из перечисленных видов нарушений права водопользования характеризуется присущими ему специфическими признаками, которые лежат в основе юридической квалификации правонарушений, выбора видов и мер ответственности, применяемых к правонарушителям.
3.1 Виды юридической ответственности водопользователей за нарушение законодательства об охране вод
Определение понятия юридической ответственности, применяемой в борьбе с нарушениями водного законодательства, предполагает выявление: во-первых, сущности юридической ответственности как правовой категории - привлекать лиц, виновных в нарушении водного законодательства, к административной, уголовной ответственности; во-вторых, ее роли и значения в борьбе с нарушения ми природоохранительного законодательства в обеспеченности законности в сфере водопользования - предъявлять иски к государственным объединениям, предприятиям, организациям, учреждениям, колхозам, кооперативам и общественным организациям и к гражданам о взыскании в доход государства средств в возмещение убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства об охране вод.
Также направлять материалы в органы прокуратуры или внутренних дел для привлечения лиц за нарушение законодательства об охране вод к уголовной ответственности.
Органы охраны вод могут вынести решение о прекращении права водопользования или о приостановлении производственной деятельности водопользователя. Указанные органы также должны разъяснить соответствующим предприятиям, учреждениям. Организациям и гражданам их право возбуждать ходатайство о возмещении убытков, причиненных им в результате нарушения водного законодательства [4].
3.2 Административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства
Нарушения норм и правил, утвержденных законодательством РФ, о рациональном использовании вод, а также невыполнение мер по их охране, влечет за собой административную, уголовную, гражданско-правовую ответственности. При этом, согласно главы 7 статьи 68 Водного Кодекса РФ, привлечение к какой-либо юридической ответственности не освобождает лиц, виновных в нарушении водного законодательства, от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательной базы РФ. Согласно со ст.69 Водного Кодекса РФ лица, причинившие ущерб или вред каким-либо водным объектам, обязаны в добровольном порядке или по решению суда, возместить его в полном объеме (также как и те лица, которые несут ответственность за нарушение лесного законодательства). Расчет причиненного ущерба или вреда, причиненного водному объекту, осуществляется посредством специально разработанных методик и аналитических исследований, либо по фактическим затратам, направленным на восстановление этих водных объектов [4]. Иски о возмещении вреда или ущерба, нанесенного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, вправе подавать органы охраны окружающей среды, органы управления водным фондом, органы санитарно-эпидемиологического надзора. водопользование ответственность законодательство правовой
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в частности, ответственность за нарушение экологического законодательства), эксплуатация коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных объектов с неисправными очистными сооружениями, нарушения порядка транспортировки, использования и хранения различных удобрений и препаратов, влекущие за собой загрязнение водных источников и нанесение существенного вреда животному и растительному миру, квалифицируются по статье 250 Уголовного Кодекса РФ. В соответствии с п.9 данной статьи, уголовную ответственность за нарушения водного законодательства могут нести любые лица, в том числе и должностные. Любые деяния, которые были совершены с нарушениями водного законодательства, считаются недействительными и предусматривают ответственность в соответствии с общими положениями Гражданского Законодательства РФ [4].
К административной ответственности за нарушения водного законодательства привлекают в соответствии с нормами и правилами Кодекса РФ об административных нарушениях.
Все административные проступки в данной области подразделяются на два вида:
) нарушение правил водопользования;
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей [2].
Субъектом данного правонарушения могут являться только должностные лица предприятий и организаций, осуществляющих как общее, так и специальное водопользование.
Состав административного правонарушения, выражающегося в нарушении правил охраны водных ресурсов, закрепляется в ст. 8.13 КоАП РФ.
Объективную сторону данного деяния составляют действия или бездействия, повлекшие загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающие их загрязнение, водную эрозии почв и другие вредные явления [8].
Признаки данного правонарушения во многом совпадают с признаками объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ.
Отграничение названных составов проводится в первую очередь по предмету противоправного посягательства. В ст. 250 УК наряду с водным объектом выделен дополнительный предмет преступного посягательства, к которому относятся животный либо растительный мир, рыбные запасы, лесное и сельское хозяйство, которым причинен существенный вред в результате загрязнения, засорения, истощения поверхностных или подземных вод и источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств.
Характеристика таких признаков экологического преступления и административного проступка, как загрязнение, засорение, истощение водного объекта, в обоих случаях осуществляют в соответствии со ст. 1 ВК РФ, содержащей определения названных понятий [1].
Квалифицирующие признаки преступления, состоящего в загрязнении вод, определяются в ст. 250 УК РФ посредством определения места совершения преступления [3].
Такими признаками являются совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также совершение деяния на территории заповедника или заказника.
Формальный состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.13 КоАП РФ, проявляется в совершении действий, связанных с вводом в эксплуатацию предприятий и объектов без сооружений и устройств, предотвращающих вредное воздействие на водные объекты. В отличие от составов уголовных преступлений для наступления административной ответственности по данному составу наступления последствий не требуется. Административное правонарушение считается оконченным в момент его совершения.
Данное деяние может быть осуществлено как в форме действия, так и в форме бездействия.
Действия, составляющие объективную сторону данного проступка, могут выражаться, в частности, в форме отключения очистных сооружений, разлива нефтепродуктов, неправильной эксплуатации нефтепроводов и пр.
Бездействие проявляется в неустановке водорегулирующих и водоочистных устройств при строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации производственных и иных объектов.
Превентивный характер имеют нормы, содержащиеся в ст. 8.15 КОАП РФ, предусматривающей ответственность за повреждение водохозяйственных сооружений и устройств и нарушение правил их эксплуатации, и ст. 8.16, устанавливающей ответственность за невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше, установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях [2].
Статьи 8.17-8.19 КоАП РФ имеют специальный характер и устанавливают ответственность за нарушение режима водопользования в пределах территории континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских водах и территориальном море.
В ст. 7.6-7.8 и 7.10 содержатся смежные составы водных правонарушений, непосредственным объектом которых выступает правопорядок в других сферах общественных отношений, включая отношения по поводу охраны собственности [2].
Данные статьи обеспечивают административно-правовыми средствами охрану водохозяйственных сооружений и устройств, порядок учета вредных воздействий на водные объекты, как условие рационального использования водных объектов, а также безопасность населения.
В качестве самостоятельного предмета уголовно-правовой охраны выделена морская среда.
В соответствии со ст. 250, 252 УК РФ, уголовная ответственность за нарушения водного хозяйства, наступает в следующих случаях:
за умышленное засорение, загрязнение или истощение подземных и поверхностных вод, источников питьевого водоснабжения;
за умышленное загрязнение морских вод источниками, находящимися на суше, либо вследствие нарушения правил выброса и захоронения вредных веществ и минералов [3].
В соответствии со ст. 252 УК РФ уголовная ответственность наступает в случае загрязнения морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения и сброса с транспортных средств или возведенных в море сооружений веществ, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.
Предметом данного преступления являются внутренние морские воды, территориальные морские воды, воды, покрывающие континентальный шельф, открытое море, а также живые ресурсы моря.
Охрана морской среды от загрязнения регламентируется не только внутренним законодательством РФ, но и международно-правовыми актами, которые составляют нормативно-правовую основу при квалификации деяния в соответствии со ст. 252 УК РФ [4].
Заключение
Каждый здравомыслящий человек обязан заботиться о сохранении природы на земле, ибо речь идет о сохранении жизни и человеческой цивилизации.
Увеличилось давление человека на планету из-за невиданного раньше развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта - и природа взбунтовалась. Покоряя планету, мы забыли, что человек - часть ее.
Современное состояние экологической проблемы характеризуется тремя тенденциями:
гуманизацией охраны окружающей среды, что выдвигает на первое место общечеловеческие приоритеты, прежде всего право человека на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду, нравственную и юридическую обязанность каждого члена общества в сохранении и улучшении природной среды;
экономизацией охраны окружающей среды, в результате которой на основе развития экономического стимулирования предприятия, экологическая безопасность становится непременным условием их хозяйственной деятельности;
интернационализацией охраны окружающей среды. Природа не имеет государственных границ. Она едина в масштабе нашей планеты. Это достояние всех государств и народов. Количество правонарушений в области охраны окружающей среды за последние годы возросло.
Это обусловлено несколькими взаимосвязанными причинами:
Во-первых, в условиях научно-технического прогресса и всестороннего развития общества значительно расширились масштабы антропогенного воздействия на природу. Увеличилась общая численность населения. Вырос процент городского населения. Усилилась миграция людей. И пространственно и в качественном отношении деятельность людей, связанная с воздействием на природу, стала во много раз более интенсивной. Соответственно увеличилась масса людей, непосредственно втянутая в процессы взаимодействия общества с природой и природной средой. При совокупности этих явлений, если даже относительная величина (коэффициент) экологической правонарушаемости остается неизменной или несколько снижается, абсолютное число экологических правонарушений должно закономерно возрастать.
Во-вторых, за последние годы расширилась и продолжает расширяться сфера правового регулирования в области охраны окружающей среды. Увеличились численно и ужесточились по содержанию конкретные требования, соблюдать которые обязано всевозрастающее число людей. Многие виды деятельности и поведения граждан, еще не так давно считавшиеся правомерными, сегодня на фоне новых экологических требований считаются правонарушениями. Сознание людей до некоторой степени отстает от современных требований, люди еще не привыкли всегда соблюдать новые для них экологические требования.
Есть и другие причины роста правонарушений в области природопользования - эгоистическая, хищническая направленность отдельных категорий людей на обогащение в условиях рыночной экономики, стремление руководителей различного ранга обеспечить себе хозяйственную и политическую карьеру, ошибки планирования, безразличие к общественным интересам, общая недисциплинированность некоторых должностных лиц и граждан.
Подавляющее большинство вскрытых экологических правонарушений расценивается как административные правонарушения. Для определения эффективности административной ответственности за нарушение водного законодательства представляется вопрос о реальном исполнении наложенных на правонарушителей взысканий. В настоящее время органы административной юрисдикции не придают должного значения этому вопросу, и поэтому, например, зачастую постановления о наложении штрафов и применении других административно-правовых мер не исполняются по причине истечения срока, либо по другим причинам. В то же время фактор оперативности играет очень важную роль в повышении эффективности мер административной ответственности в области охраны вод. Ведь психологическое воздействие наказания значительно усиливается, если оно следует непосредственно за установлением вины нарушителя. В противном случае факт правонарушения забывается и у общественности создается впечатление о безнаказанности нарушителя. Тем самым снижается эффективность административной ответственности за нарушение водного законодательства.
При сравнительно высоком уровне развития природоохранительного законодательства имеется много недостатков в деятельности природоохранительных и правоприменительных органов. Нужно создать в стране экологическую милицию, выставить экологические посты, чтобы в сравнительно короткий срок добиться снижения правонарушаемости в области охраны окружающей среды, необходимо систематически вести профилактику экологических правонарушений.
Список использованных источников
1.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (действующая редакция от 01.01.2014) / Электронный ресурс. Код доступа: ttp://www.consultant.ru/popular/waternew/ ©КонсультантПлюс, 1992-2014
2.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 15.02.2014) / Электронный ресурс. Код доступа: http://www.consultant.ru/popular/koap/© КонсультантПлюс, 1992-2014
.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
4.Административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства / Электронный ресурс. Код доступа: [<http://sfedu3845.mybb.ru/viewtopic.php?id=1636>]
.Водный кодекс Республики Башкортостан. - Уфа. - 1994. - 4с.
.Желваков, Э.Н. Уголовно - правовая охрана окружающей природной среды в РФ. - М. - 2002.
.Каверин, A.M. Правовая охрана вод от загрязнения / Юридическая литература. - М. - 1977. - 6с.
.Ответственность за нарушение водного законодательства / Электронный ресурс. - 2011. Код доступа: [<http://mosadvokat.org/otvetstvennost-za-narushenie-vodnogo-zakonodatelstva/>]
.Петров, В.В. Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды / Юридическая литература. - М. - 1988. - 242с.
.Раянов, Ф.М. Бесхозяйственности - правовой заслон. - Уфа. - 1990. - С.17-19.