Амнистия и помилование в уголовном праве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,52 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Амнистия и помилование в уголовном праве

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская правовая академия министерства юстиции Российской Федерации (РПА Минюста России)

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и криминологии






Курсовая работа

Амнистия и помилование в уголовном праве


Выполнил студент 2 курса

4 группы

Шкильняк Роман Сергеевич

Научный руководитель

к.ю.н. доцент

Кондратьев Юрий Анатольевич



Москва 2013

Содержание

амнистия помилование правосудие законодательство

Введение

Глава I. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании

Глава II. Амнистия и условия ее применения

Глава III. Помилование: понятие, формы и условия его применения

Заключение

Список литературы

Введение

Подписание Советским Союзом в 1989 году Венских соглашений и принятие обязательств привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами в области прав человека во многом обусловили реформу уголовного законодательства, увенчавшуюся заменой УК РСФСР 1960 года новым УК РФ, который не только аккумулировал в себе достоинства дореволюционной и советской науки уголовного права, но и воспринял многие достижения современной уголовно-правовой доктрины. УК РФ, основанный на идеях законности, справедливости, гуманизма и других общеправовых принципах, не содержит упоминания о целесообразности. В то же время многие его положения, а особенно нормы, регламентирующие освобождение от уголовной ответственности, сформулированы таким образом, что их применение невозможно без элементов толкования, в основе которого лежат начала целесообразности. Таким образом, в системе существующих в российском законодательстве различных видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, значатся амнистия и помилование. Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, как характерный и неотъемлемый принцип российского государства и его Конституции.

Значение помилования возрастает в связи с существованием в России смертной казни de jure, что вызывает необходимость тесной координации помилования с вопросами общей уголовной политики в стране.

Недостатка внимания ученых к осмыслению проблемы амнистии и помилования не испытывалось никогда, начиная с трудов советского периода и заканчивая исследованиями новейшего времени. В российской юридической науке общетеоретические и отдельные аспекты помилования исследовались в трудах С.А. Авакьяна, Ю.М. Антоняна, Э.Ю. Аскерова, З.А. Астемирова, Е.И. Атаманенко, С.Е. Вицина, А.Я. Гришко, Ю.А.Дмитриева, С.И. Зельдова, О.С. Зельдовой, В.Е. Квашиса, С.Г. Келиной, А.Ф.Козлова, Е.И. Козловой, П.Е. Кондратова, О.Е. Кутафина, В.П. Малкова, И.Л.Марогуловой, М.П. Мелентьева и других ученых.

Являясь ярким проявлением правовой свободы личности, действенной гарантией права на жизнь и справедливое правосудие, будучи показателем демократического процесса в России, амнистия и помилование нуждаются в тщательном и всестороннем научном анализе для выявления их потенциала и перспектив развития, для совершенствования нормативно-правовой и практической основ этих институтов.

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной работы и раскрывает причины моего интереса к данным конституционно-правовым институтам.

Цель данной работы состоит в системном и развернутом анализе институтов амнистии и помилования в их теоретической, законодательной и практической составляющих.

Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

рассмотреть историю становления и развития законодательства об амнистии и помиловании в России;

рассмотреть понятие и признаки амнистии, условия ее применения;

раскрыть понятие помилования, его исторические формы и условия применения;

разграничить понятия амнистии и помилования, раскрыть их различия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании

Амнистия и помилование применялись и в Киевской Руси, и в царской России, и в советский и постсоветский периоды и исторически оправдали свое назначение. Российскому законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей - амнистии, которое появилось значительно позже.

В истории России амнистия применялась многократно. Для Руси характерно, что инициатором ходатайства перед князем о помиловании выступало духовенство, которое принимало участие в уголовном правосудии и не останавливалось перед указаниями на несправедливость княжеского суда. Следует отметить, что "печалование" (т.е. представительство духовенства перед князем, инициатива ходатайства о помиловании) являлось характерной формой возбуждения вопроса о помиловании в течение всего царского периода русской истории. Тесный союз церкви и государственной власти создал теократическую форму прощения преступников.

Законодательное упоминание о помиловании можно отнести к Судебнику 1550 года, который предписывал судьям о наиболее важных делах докладывать государю, чтобы тот мог определить степень и форму наказания.

Стоглавый собор в 1551 г. предложил ввести правило, согласно которому к Пасхе следует освобождать тех "тюремных сидельцев", которые осуждены за нетяжкие преступления. К последним не относились убийство, разбой, поджог. С этого времени на Руси становятся традиционными манифесты, издаваемые русскими царями по поводу самых разных событий: восшествия на престол, болезни царя или членов его семьи, по поводу окончания войн, годовщины царствования и т.п.

В Соборном Уложении 1649 г. право помилования закреплялось за государем, впервые была сделана попытка определить пределы помилования по политическим преступлениям: "А будет который изменник, быв в котором государстве, выедет в Московское государство и государь пожалует его, велит ему вину его отдати; и ему поместья выслуживаться вновь, а в вотчинах его государь волен, а прежних его поместий ему не отдавать". Таким образом, помилование влекло прощение совершенного преступления, но при этом предусматривало обращение в государеву собственность ("государь волен") земель и поместий помилованного лица.

При Петре I развивается не только система уголовных наказаний, но и практика освобождения от него (в виде помилования). Помилование в эпоху Петра I носило не только политический, но зачастую утилитарный, практический характер. Вплоть до XVIII века наблюдается тесный союз церкви и государственной власти в вопросах применения помилования преступников. В царствование Петра I связь помилования с религиозными основаниями прекращается, совершенно не употребляется практика помилования по поводу церковных праздников, например, праздника Пасхи и других.

Существенное значение для развития институтов амнистии и помилования играет манифест Петра I по случаю заключения мира со Швецией - "О прощении всем каторжным и колодникам, кроме смертоубийц и разбойников, вследствие милости Всевышнего в войне" от 4 ноября 1721 года. Таким образом, условия применения государевой милости (что впоследствии получит юридическое закрепление в форме помилования или амнистии), содержащиеся в Манифесте, становятся более конкретными, появляются ограничения в ее применении.

Широко применялось право поощрения в период царствования Екатерины II, издавшей несколько манифестов о милостях, помилованию подлежали, главным образом, политические преступники. Религиозный мотив в манифестах исчезает совершенно, милость характеризуется как мера разумной политики, рассчитанная на исправление преступников. В царствование Екатерины II практика помилования неограниченного числа преступников не была распространена. Помилование редко предоставлялось полностью и практически всегда касалось только осужденных лиц. Во время ее правления устанавливается ограничительный принцип толкования манифестов, само толкование Екатерина II оставляла за собой. Число оснований, препятствующих прощению, увеличивается, подчеркиваются исправительные цели таких помилований.

Впервые систематизация законов о помиловании была произведена в царствование Николая I. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало институт помилования и рассматривало амнистию как одну из форм помилования. Согласно ст. 170 и ст. 171 Уложения помилование могло исходить от верховной самодержавной власти и монаршего милосердия. Помилование было возможно в виде отмены наказания, определенного приговором суда, применения или замены наказания более мягким и возможное восстановление виновного в его правах, устранения или прекращения уголовного преследования. Прекращение уголовного преследования по акту помилования не устраняло всех последствий, возникших для виновного в связи с совершенным им преступлением. Помилование не распространялось на церковное покаяние, уже вступившим в законную силу приговором, и на иски о вознаграждении за вред и убытки. Последствия наказаний, уже понесенные виновными (конфискация и лишение прав) отменяются не тогда, когда лицу прощается наказание, а когда отмена этих последствий указана в самом акте милосердия.

Системное закрепление институт помилования получил в "Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года". В нем закреплялись основания ходатайства о помиловании, субъекты, имеющие право ходатайствовать о помиловании, к которым относились общие и мировые судьи, правила о порядке приведения в исполнение Манифеста. Вопрос о том, восстанавливаются ли помилованному имущественные права, уже понесенные виновными, оставался, как и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, т.е. зависел от того, указана ли отмена этих последствий в самом акте милосердия.

Институт помилования закреплялся и в Уголовном Уложении 1903 года, которое практически повторяло позиции Уложения 1885 года. Право помилования закреплялось за монархом. Помилование не зависело от суда, оно непосредственно исходило от верховной самодержавной власти и монаршего милосердия.

Стоит отметить, что в дореволюционном российском законодательстве вообще не существовало понятия "амнистия", в нем употреблялись термины "помилование" и "прощение". Под прощением в российском праве понималось "устранение применения карательного закона к данному случаю в силу особого о том распоряжения главы государства". Помилование и прощение применялись не только в случаях освобождения от ответственности и наказания индивидуально - определенных лиц, но и в отношении многих, персонально не установленных лиц, совершивших преступления.

Первым актом, в котором употреблен термин "амнистия", явился Указ об амнистии от 7 марта 1917 года, изданный Временным правительством. После Октябрьской революции термин "амнистия" вместо "помилование" стал постоянно использоваться в официальных документах. Так, Конституция РСФСР 1918 г. в п. "е" ст. 49 провозгласила, что ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов подлежит право амнистии - общей и частичной.

Развитие конституционного закрепления право помилования получило в 1936 году в связи с принятием новой Конституции СССР. К числу органов, обладавших этим правом, Конституция 1936 года относила Президиум Верховного Совета СССР и Верховный Совет Союзной республики, который пользовался правом помилования граждан, осужденных судебными органами Союзной республики (ст. 49). Таким образом, на конституционном уровне поддерживался установленный предыдущей союзной конституцией принцип распределения полномочий между Союзом ССР и республиками, входящими в его состав.

В начале 60-годов были приняты Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы РСФСР, что ознаменовало собой полное юридическое обособление помилования, которое стало иметь индивидуально- определенный характер. Кроме того, законодательство придерживалось широкой трактовки объема помилования, позволяющего актом помилования освободить лицо от уголовной ответственности, т.е. на стадии досудебной.

В конституциях СССР 1977 года и РСФСР 1978 вопросы помилования решались аналогично предшествовавшим им основным законам.

Серьезные структурные преобразования в институт помилования были внесены перестроечными редакциями советских конституций, содержавшими показатели правового государства. Право помилования стало принадлежностью главы государства - Президента, должность которого была учреждена сначала в СССР затем в России. Согласно редакции Конституции РСФСР от 24 марта 1990 г. Президент РСФСР был наделен правом помилования граждан, осужденных судами РСФСР. Впервые каждому осужденному в России Конституцией было предоставлено право просить о помиловании или смягчении наказания.

Глава II. Амнистия и условия ее применения

В системе видов смягчения участи виновных лиц амнистии принадлежит важное место, определяемое ее правовой природой и рядом присущих ей особенностей. Амнистия (от греч. amnestia - забвение, прощение) представляет собой акт верховного органа государственной власти, освобождающий определенную категорию лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности или наказания, смягчающий назначенное наказание либо снимающий с осужденных судимость.

В УК РФ 1996 г. впервые включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84). В соответствии с п. "о" ст. 71 федеральной Конституции амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации. Правом издания такого акта согласно ст. 103 Конституции РФ 1993 г. обладает нижняя палата российского парламента - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. И. Марогулова считает, что Конституцией несколько принижена значимость амнистии, так как решение вопросов, связанных с ее объявлением и применением, входит в обязанность только одной палаты Государственной Думы, а не двух. При нынешней социально - политической обстановке, в условиях нестабильности, непрекращающихся споров о путях государственного устройства амнистия является серьезным средством воздействия на развитие общества. Поэтому решение вопроса об амнистии следовало бы отнести к компетенции Федерального Собрания, с его предварительным раздельным обсуждением в двух палатах - Совете Федерации и Государственной Думе.

Вместе с тем, Марогулова предлагает предоставить право на издание актов об амнистии субъектам Федерации, входящим в состав Российской Федерации. С этой точкой зрения можно согласиться, так как некоторые субъекты Российской Федерации предусматривают право осуществления помилования. Так, согласно п. 13 ст. 91 Конституции Республики Дагестан Государственный Совет Республики осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Дагестан.

Согласно ч. 1 ст.84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это значит, что в постановлении об амнистии не дается указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам. Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к мужчинам старше 60 лет, к инвалидам I или II группы и т.д. При этом лица, к которым амнистия будет применена, заранее индивидуально не определены. Эта особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.

В юридической науке нет единого мнения по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии. Так, Н.Д. Дурманов причислял амнистию к государственному праву. Т.А. Синцова также относит ее к государственному праву. О.С. Зельдова утверждает, что амнистия является уголовно-правовым институтом. В.Е. Квашис считает амнистию институтом уголовно-процессуального права. Исследуя правовую природу амнистии, С.И. Комарицкий отмечает, что она не входит в какую-либо одну отрасль права, так как нормы об амнистии содержатся и в государственном, и в уголовном, и в уголовно-процессуальном, и в исправительно-трудовом законодательстве, что амнистия является межотраслевым институтом, сложившимся на основе конституционного права.

Амнистия как государственно-правовой акт носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.

Вместе с тем вопрос о правовой природе актов амнистии является дискуссионным. Так, И. Марогулова считает, что "правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов", поскольку первые не отменяют и не изменяют норм права и даже их не корректируют, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты. По ее мнению, амнистия выступает в виде "государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны". Все это привело автора к выводу о ненормативном характере актов амнистии.

Однако с таким мнением трудно согласиться. Несмотря на определенные

особенности актов амнистии, все же они содержат нормы права - обязательные для исполнения теми субъектами, которые в них указаны, правила поведения, установленные высшими органами государственной власти, рассчитанные на их применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания норм в данном случае реализуются в актах применения права: в решениях (постановлениях) специально на то уполномоченных органов (начальников колоний, следственных изоляторов, органов дознания, предварительного следствия, органов внутренних дел и др.).

Инициатива издания актов амнистии всегда исходит от государственного органа.

Акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые подпадают под амнистию.

Единственное исключение в этой ситуации могут представлять лица, не признающие себя виновными в совершении инкриминируемого им преступления и настаивающие на рассмотрение дела в судебном заседании. В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 октября 1996 г. №18-П по делу о проверке конституционности ст. 6 УПК РСФСР, решение о прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, которым устанавливается виновность обвиняемого в том смысле, как это предусмотрено ст. 49 Конституции РФ. Кроме того, в самом УПК РФ содержится прямое указание на необходимость получения согласия лица на прекращение уголовного дела в связи с актом об амнистии (ч. 2 ст. 27); отсутствие такого согласия влечет за собой продолжение производства по делу в обычном порядке.

Акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, регулирующего категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения.

Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела, определение суда о прекращении дела, обвинительный приговор суда с освобождением от наказания, постановление начальника исправительного учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по применению освобождения из мест лишения свободы и т. п.

Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это, скорее, "разовый" акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, которая, реализуя гуманистические начала уголовного права, освобождает от уголовной ответственности или наказания лиц, не представляющих большой общественной опасности или в значительной мере утративших ее к моменту издания соответствующего акта об амнистии.

Преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. По содержанию акты об амнистии являются документами комплексного характера, включающими различные виды смягчения участи виновных, среди которых выделяются: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, сокращение срока наказания, замена наказания более мягким, освобождение от дополнительных наказаний, снятие судимости (ст. 84 УК РФ). Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения. Так, резкое изменение социально-политической обстановки в стране вызвало необходимость принятия акта амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией от 7 июня 1945 г.

В советский период акты амнистии издавались в ознаменование революционных праздников. Такой, например, была амнистия в связи с 50-летием Октябрьской социалистической революции (31 октября 1967 г.). Издание "юбилейных" актов амнистии осуществляется и в настоящее время. Такой акт амнистии был принят 19 апреля 1995 г. в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В прошлом одной из причин издания актов амнистии, о которой не было принято говорить открыто, являлось перенаселение мест лишения свободы осужденными и следственных изоляторов подследственными. За последние годы в местах лишения свободы (в среднем по стране) перенаселения заключенных не было. Так, в 1996 г. лимит наполнения мест лишения свободы осужденными был равен 96,8%. Это, однако, не исключало значительного переполнения мест лишения свободы отдельных регионов. В следственных изоляторах в 1996 г. лимит наполнения был превышен на 54,2%.

февраля 1994 г. Государственная Дума РФ приняла постановление об объявлении политической и экономической амнистии. В преамбуле к акту амнистии указывалось, что она принимается "в целях национального примирения, достижения гражданского мира и согласия".

В настоящее время, как правило, амнистии объявляются в связи со знаменательными датами или событиями (например, амнистии от 19 апреля 1995 г., в связи с 50-летием, 55-летием, 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., от 19 апреля 2006 г. в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России).

Цель других амнистий заключается в стабилизации внутригосударственной обстановки (например, амнистии от 13 декабря 1999г. в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе., от 9февраля 1996 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 г."., от 12марта 1997 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике"., от 6 июня 2003 г. "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики"., от 22 сентября 2006 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа".).

Вместе с тем ряд амнистий не связан с какими-либо особыми обстоятельствами (например, амнистии от 24 декабря 1997 г., от 18 июня 1999 г.), поэтому выделить все основания издания актов об амнистии в настоящее время представляется затруднительным.

Акты об амнистии делятся на условные и безусловные. Условность актов об амнистии связывается с определенными условиями, при наличии которых допускалось ее применение. Эти условия относились к поведению виновных либо до издания акта об амнистии, либо после его издания (постановление ГД РФ от 9 февраля 1996 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 года".). Также существует ряд амнистий смешанного типа, которые содержат предписания об освобождении определенных категорий лиц как при соблюдении ряда условий, так и независимо от каких-либо обстоятельств (постановление ГД РФ от 13 декабря 1999 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе").

Действующее законодательство не предусматривает обязанности амнистированных вести определенный образ жизни после освобождения от уголовной ответственности или наказания под страхом отмены освобождения. Освобождение по амнистии - безусловное и не может быть отменено, даже если амнистированный совершит новое преступление.

Акты амнистии можно условно разделить на акты широкого применения,

относящиеся к значительному числу лиц, и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц.

К первому виду относится, например, амнистия от 24 декабря 1997 г. Она привела к освобождению 400 тыс. лиц от условного осуждения, лиц, к которым была применена отсрочка исполнения наказания, осужденных к наказаниям, несвязанным с изоляцией от общества, и т.д. Многим лицам, отбывающим лишение свободы, сроки этого наказания были сокращены, а 35 тыс. осужденных были освобождены из мест лишения свободы.

Ко второму виду можно отнести амнистию от 9 февраля 1996 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 г.".

Различают полное и частичное освобождение от наказания по амнистии. Полное подразумевает освобождение виновного как от основного, так и от дополнительного наказаний. При частичном освобождении дополнительное наказание с лица не снимается.

Виновный может освобождаться от любого вида наказания. В годы советской власти амнистировали и осужденных к высшей мере наказания. В настоящее время смертная казнь не применяется, хотя ст. 59 еще не исключена из УК РФ.

Амнистии применяются не ко всем осужденным, а к отдельным их группам, среди которых можно выделить несколько категорий. Выделяются осужденные: а) освобождаемые на общих основаниях; б) освобождаемые на льготных основаниях; в) не подпадающие под амнистию. К первой группе относятся осужденные, чье освобождение регламентируется применительно только к назначенному сроку наказания. Вторую группу составляют осужденные, обладающие определенными социально-демографическими признаками (пол, возраст, состояние здоровья и др.). В применении амнистии на льготных основаниях к некоторым категориям осужденных проявляется, с одной стороны, гуманизм законодателя, а с другой - учет реальных обстоятельств, характеризующих отдельные группы лиц, лишенных свободы. Льготные основания освобождения от наказания в связи с изданием акта об амнистии можно в свою очередь разделить на общие и специальные. Первые включаются в тексты практически всех амнистий (пол, возраст, состояние здоровья и др.). Вторые обусловлены основанием издания конкретного акта об амнистии.

В последнее годы в актах об амнистии стала упоминаться новая категория освобождаемых от наказания - лица, условно-досрочно освобожденные от оставшейся неотбытой части наказания до вступления в силу постановления, которым эта амнистия объявляется (амнистии от 30 ноября 2001 г., от 19 апреля 2006 г.).

Акты об амнистии содержат не только предписывающие, но и запрещающие нормы, устанавливающие изъятия из круга лиц, к которым они могут применяться.

Акты амнистии по многолетней традиции не применяются к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, против свободы, чести и достоинства личности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против собственности, преступления против общественной безопасности и др.

Уголовным кодексом не определен порядок применения амнистии. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии в соответствии со ст. 27 УПК РФ оформляется: на стадии возбуждения уголовного дела - постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но они не были направлены в суд - постановлением о прекращении уголовного дела; по делам, поступившим в суд, в случае если акт об амнистии вступил в силу до начала судебного разбирательства, - постановлением судьи о прекращении уголовного дела (ст. 239 УПК РФ). В случаях когда возможность применения амнистии обнаруживается в стадии судебного разбирательства, согласно ч. 6 ст. 302 УПК РФ суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.

В последние годы порядок применения амнистии предусматривается в специальных постановлениях Государственной Думы Федерального Собрания. Так, 24 декабря 1997 г. было принято постановление Государственной Думы "Об объявлении амнистии". В тот же день Государственная Дума приняла Постановление о порядке применения указанного акта об амнистии. В названном Постановлении нашел наиболее полное отражение накопленный опыт правового регулирования порядка применения актов об амнистии.

В соответствии со сложившейся практикой исполнение актов об амнистии в отношении осужденных, приговоры по делам которых вступили в законную силу, возлагается на учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы.

Применение амнистии в отношении указанных осужденных производится по утвержденному прокурором постановлению начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или начальника следственного изолятора. К постановлению о применении к осужденному акта об амнистии прилагаются личное дело осужденного, справка о поощрениях и взысканиях, другие необходимые документы.

Отбывание наказания прекращается со дня утверждения прокурором решений о применении акта об амнистии. Перед утверждением постановления прокурор обязан тщательно изучить все необходимые для принятия правильного решения материалы, характеризующие осужденных, побеседовать с каждым из них, разъяснить мотивы проявленной государством гуманности и предупредить о недопустимости неправомерного поведения в дальнейшем.

В отношении лиц, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве органов дознания и предварительного следствия, исполнение актов об амнистии возлагается на эти органы.

На суды возлагается исполнение актов об амнистии в отношении:

а) лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;

б) осужденных, исполнение приговоров по делам, которые отсрочены в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлении уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их по ведением, а в отношении осужденных военнослужащих - по представлении командира воинской части;

в) осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания.

Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Акты об амнистии в отношении лиц, отбывающих обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями.

Исполнение актов об амнистии в отношении военнослужащих, осужденных к направлению в дисциплинарный батальон или содержанию в дисциплинарной воинской части, возлагается на командиров дисциплинарных воинских частей.

Решения о применении акта об амнистии, принятые органами дознания и предварительного следствия, органами внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями, командирами дисциплинарных воинских частей, утверждаются прокурором. Со дня утверждения прокурором указанных решений отбывание наказания прекращается. Указанием генерального прокурора Российской Федерации от 6 февраля 1998 г. №9/17 "О порядке применения в органах прокуратуры постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. "Об объявлении амнистии" всем прокурорам предписывалось установить надзор за законностью отказов в возбуждении и прекращении по амнистии уголовных дел органами предварительного следствия и дознания, при утверждении постановлений этих органов глубоко изучать уголовные дела и материалы, проверять полноту и всесторонность их расследования, правильность квалификации содеянного, доказанность вины лица, в отношении которого применяется амнистия. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.

Вопрос о применении акта об амнистии к лицу, местонахождение которого неизвестно, рассматривается после установления местонахождения указанного лица или его явки в орган, на который возложено применение акта об амнистии.

Органы, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.

Как известно, отношение общества к целесообразности применения амнистии неоднозначное. В связи с этим, по мнению А.Е. Раевой, на подготовительной стадии применения амнистии следовало бы ввести в практику широкое обсуждение ее в обществе, что, с одной стороны, ослабило бы социальную напряженность, а с другой - благоприятно сказалось бы на возврате в общество амнистированных.

Важным условием правильного применения амнистии является сопровождение ее тщательно продуманной программой ресоциализации амнистируемых, включающей комплекс мер по трудовому и бытовому обустройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, их медицинскому обслуживанию, контролю за их поведением.

Глава III. Помилование: понятие, формы и условия его применения

Помилование является смешанным видом освобождения от уголовной ответственности и наказания. Однако ч.2 ст.85 УК РФ предпринимает попытку сузить круг видов освобождения, которые могут применяться актами помилования. Данная норма устанавливает: "Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость".

Вместе с тем в анализируемой статье границы акта помилования необоснованно сужаются. На практике актами помилования определялось и освобождение от уголовной ответственности, и условное освобождение от наказания. Так, в 1991 г. из общего числа лиц, к которым было применено помилование, 42,2% из них лишение свободы было заменено условным осуждением.

В литературе встречаются различные подходы к терминологическому обозначению вариантов помилования, например: "последствия помилования", "виды помилования", "виды смягчения участи осужденных в порядке помилования". Думается, что наиболее подходящим термином для наименования данных разновидностей применения помилования является термин "форма помилования". Помилование как смягчение участи осужденного лица в процессе применения приобретает одну из указанных в законе форм.

Формы помилования, применявшиеся в дореволюционный период, анализируются в работах Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, Н.Д. Сергиевского. В частности, Н.Д. Сергиевский писал, ссылаясь на Устав уголовного судопроизводства 1864 г. и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., что помилование можно разделить на два вида: 1) прекращающее уголовное преследование (п. 4 ст. 16 Устава уголовного судопроизводства) и 2) отменяющее наказание, уже назначенное судебными приговорами (ст. 165, 166, 167 Уложения). Высочайшие указы могли соединять в себе оба вида помилования.

Н.С. Таганцев указывает, что последствия помилования зависят, с одной стороны, от объема его, устанавливаемого самим актом Высочайшей воли, а с другой - процессуальным положением дела, к которому этот акт относится. Так, акт помилования может: 1) устранить возбуждение уголовного дела; 2) прекратить начатое производство; 3) повлечь освобождение от наказания; 4) устранить или видоизменить назначенное в приговоре наказание; 5) прекратить или видоизменить отбываемое наказание; 6) устранить последствия наказания.

Система видов помилования, представленная И.Я. Фойницким, основывается на таких критериях, как момент его применения и его последствия. 1. Если помилование применяется до следствия и суда, то оно называется аболицией и действие его равносильно предписанию забыть происшедшее, считать его юридически несуществовавшим. Действия, покрытые аболицией, не считаются преступными, не идут в счет при рецидиве, совокупности преступлений и т.п. 2. Помилование по постановлению приговора, но до приведения его в исполнение называется помилованием в собственном смысле. Оно может быть полным (отменяется все наказание) и частичным (смягчается его строгость). 3. Помилование, даруемое по отбытии части наказания, называется восстановлением прав на свободу, честь, гражданские и политические льготы.

С течением времени система форм помилования в уголовном законодательстве России претерпела ряд изменений. На сегодняшний день из выделенных Н.С. Таганцевым, И.Я. Фойницким, Н.Д. Сергиевским форм помилования применяются прекращение или видоизменение отбываемого наказания и аболиция (освобождение от уголовной ответственности) в виде досрочного снятия судимости.

Освобождение от уголовной ответственности как форма помилования на любой стадии уголовного процесса предусматривалось в советском законодательстве, в частности в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.

По действующему ныне законодательству освобождение от уголовной ответственности в порядке помилования невозможно, поскольку противоречит положению ст. 50 Конституции РФ, которая гласит, что "каждый осужденный за преступление имеет право…просить о помиловании или смягчении наказания". Помилование может применяться только к лицу, чья виновность доказана вступившим в силу решением суда. Несмотря на эти общеобязательные предписания Конституции РФ, ч. 5 ст. 413 УПК РФ все еще содержит положение, согласно которому уголовное дело может быть прекращено вследствие акта помилования, что, несомненно, требует корректировки.

Действующий ныне Уголовный кодекс Российской Федерации не ставит выбор той или иной формы помилования в зависимость от характера совершенного преступления, его тяжести, от вида назначенного наказания. Исключение составляет только помилование осужденного к смертной казни. В соответствии с ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Иная форма помилования к этим лицам не может быть применена.

Формально помилование может быть применено при назначении любого из видов наказания, предусмотренных в ст. 44 УК РФ. В действительности же помилование применяется в основном к осужденным к лишению свободы на определенный срок.

В уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран перечень форм помилования несколько шире, чем в УК РФ.

Так, на основании акта помилования Президентом Республики Беларусь лицо может быть полностью или частично освобождено от наказания, как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, либо такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо ему может быть снята судимость. При условном помиловании испытательным сроком считается неотбытая часть наказания. В случае совершения в это время как умышленного, так и неосторожного преступления, за которое лицо осуждается к лишению свободы, суд назначает наказание по совокупности приговоров (ст. 96 УК Республики Беларусь).

Указание на возможность освобождения от основного и дополнительного наказания также содержится в УК Республики Таджикистан (ч. 2 ст. 83), УК Украины (ст. 85).

Расширение перечня форм помилования за счет введения возможности освобождения от дополнительного наказания кажется вполне разумным и может быть шагом к совершенствованию данного института.

Что касается условного помилования, т.е. признания неотбытой части наказания условной, то за его введение высказываются ведущие ученые-юристы. Например, И.Л. Марогулова предлагает применять условное помилование при освобождении от наказания или смягчении наказания с испытательным сроком от одного года до пяти лет. В случае систематических злостных нарушений условное помилование отменяется.Аналогичной позиции придерживается А.С. Михлин, указывая на то, что акт помилования - это не только акт милости, но и акт доверия.

Идея условного помилования, несомненно, привлекательна. Это дополнительный превентивный фактор для помилованного лица. Однако, условное помилование противоречит социальной природе помилования, которая заключается в прощении. Прощение нельзя даровать под условием, если оно даруется под условием, оно превращается в своеобразный договор. Стоит ли превращать институт помилования, рассчитанный в первую очередь на нестандартные, исключительные обстоятельства, в один из условных видов досрочного освобождения.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст.84 УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

Помилование, так же как и амнистия, является внесудебным актом. В соответствии с Конституцией РФ помилование - это прерогатива Президента РФ, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу. Нет таких положений уголовного закона, которые могли бы ограничить это право Президента. Вследствие этого помилование не является реализацией уголовного закона. Включение в УК РФ ст. 85 не вводит ее в систему Общей части Уголовного кодекса.

Реализуя свои конституционные полномочия по осуществлению помилования, Президент РФ своим Указом от 28 декабря 2001 г. № 1500 в целях обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, ликвидировал Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ и образовал на территориях всех субъектов РФ комиссии по вопросам помилования. Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

Процедура помилования относится более к вопросам уголовно-исполнительного, нежели материального уголовного права. Однако рассмотрение такого вида освобождения, как помилование, без рассмотрения вопросов процедуры прохождения ходатайства о помиловании и принятии решения по ним было бы не совсем правильным.

В соответствии с Положением помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Акт помилования в отличие от акта амнистии не носит нормативный характер. Он является актом применения права в конкретном случае.

Акт помилования имеет индивидуальный характер, так как в отличие от амнистии применяется к конкретному лицу или конкретным лицам.

Акт помилования является юридическим основанием для освобождения от уголовной ответственности, наказания и т.д.

Ходатайство о помиловании всегда должно исходить от самого осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Положение ограничивает круг лиц, чьи ходатайства могут рассматриваться, только самим осужденным или лицом, имеющим судимость. Думается, что данное ограничение круга лиц, могущих подавать ходатайство о помиловании, ничем не оправдано, а в ряде случаев прямо противоречит закону. Так, согласно ст. 113 "Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы" УИК РФ в отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании. Данное ходатайство возбуждается и готовится администрацией исправительного учреждения.

Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов, следствия, дознания, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора. Обычно амнистии подлежат исполнению в течение шести месяцев.

При применении амнистии лишь в некоторой степени учитывается поведение осужденного в местах лишения свободы, например, амнистия не применяется к злостным нарушителям режима. Применение помилования полностью зависит от поведения осужденного в местах лишения свободы.

Наконец, для применения такого вида освобождения, как помилование, важное значение имеют решения Верховного Суда РФ по целому ряду уголовных дел и правовая позиция Конституционного Суда РФ, касающиеся вопросов помилования.

В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ;

Хотя уголовный закон не делает каких-либо ограничений относительно категорий преступлений или категорий осужденных, которые подлежат или не подлежат помилованию, Президент РФ своим указом такие ограничения вводит. Согласно Положению помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Ранее в теории уголовного права указывалось, что с просьбой о помиловании к Президенту могут обращаются не только сами осужденные, но и их родные, близкие, администрация учреждений, предприятий, общественные организации и т.д. Если осужденный отбывает лишение свободы, то рассмотрение ходатайства может возбуждаться и администрацией места лишения свободы. Обычно это осуществляется в отношении тех осужденных, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбывших при этом более или менее значительную часть срока наказания, совершившим какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д.

В Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации подробно излагается порядок представления ходатайств о помиловании, перечисляются прилагаемые к нему документы (копия приговора (приговоров), справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, характеристика осужденного и т.д.).

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

Положение предусматривает конкретные сроки прохождения ходатайства о помиловании по различным инстанциям:

срок его направления администрацией учреждения и органа, исполняющего наказание, в территориальный орган уголовно-исполнительной системы ( двадцать дней со дня подачи);

срок представления его территориальным органом уголовно-исполнительной системы в комиссию ( не позднее чем через семь дней со дня получения;

срок представления Федеральной службой исполнения наказаний в Администрацию Президента РФ сведений о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии ( до 15-го числа месяца, следующего за отчетным), и Администрацией Президента РФ обобщенных сведений о ходатайствах о помиловании ( не реже одного раза в квартал);

срок представления комиссией заключения высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного (не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании);

срок внесения высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) представления Президенту РФ о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость (не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии).

Гласность работы региональных комиссий обеспечивается путем предусмотренного в Положении опубликования списка лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) к помилования, в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ.

Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

В качестве примера актов о помиловании в Российской Федерации можно привести Указ Президента РФ от 09.07.2010 №873 "О Помиловании Сутягина И.В.", Указ Президента РФ от 16.08.2002 №903 "О помиловании Лукашкова Д.П.", Указ Президента РФ от 30.09.2003 №1139 "О помиловании Истанбековой Ш.К."

Подводя итоги, следует отметить, что необходимость существования помилования определяется тем, что формальное ограничение различных видов освобождения от уголовной ответственности, наказания и судимости может вступить в противоречие с потребностями жизни, с целесообразностью осуществления нестандартного подхода к личности, совершившей преступление.

С амнистией и помилованием нельзя смешивать реабилитацию. Амнистия и помилование применяются к лицам, совершившим преступления, а реабилитация провозглашает невиновность несправедливо репрессированных лиц. Реабилитация применяется как к отдельным лицам, так и к большим группам лиц.

Институт помилования в нашей стране сейчас является институтом весьма ограниченного действия. Среди рекомендованных комиссиями субъектов нет "случайных" людей, рецидивистов и даже просто лиц с криминальной направленностью. Многоступенчатая процедура помилования в том виде, в котором она существует сейчас в нашей стране, позволяет очень тщательно подходить к процедуре отбора ходатайствующих.

Заключение

В данной курсовой работе мною были рассмотрены институты амнистии и помилования. Из проведенного выше анализа можно сформулировать следующие выводы:

) помилование и амнистия с позиций системы права представляют собой институты права, состоящие из норм, регулирующих основания, содержание и механизм амнистии и помилования в России;

Политика амнистии и помилования в России характеризуется определенной тенденциозностью, свидетельствующей о ее масштабах и направленности, формулирующую общую политику государства в области амнистии и помилования, которая, как и всякая другая государственная политика, определяется главой государства, исходя из Конституции и законов.

Помилование и амнистия, как государственная деятельность, во всяком случае, не могут быть чрезмерными, должны соответствовать своей природе как крайним мерам государственного прощения.

) cуществующий механизм амнистии и помилования включает ряд последовательных процессуальных стадий, содержащих действия органов и должностных лиц. Эти действия имеют фиксированные сроки и свой состав субъектов, наделенных определенными полномочиями. Так, решению главы государства о помиловании (отклонении ходатайства о помиловании) предшествует сложная и ответственная деятельность множества субъектов, среди которых выделяются комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ, несущие основное бремя идентификации лиц, достойных помилования;

) амнистия и помилование имеют развернутую структуру, состоящую как в снятии наказания, так и в его смягчении в разнообразных формах и погашении. Причем этим формы в актах амнистии и помилования могут сочетаться, что придает амнистии и помилованию гибкое и комбинированное выражение.

) акты амнистии и помилования относятся к внесудебным правовым актам, они представляют собой конституционные действия, существующие в конституционно-правовом пространстве, форму внесудебного снятия или смягчения (погашения) наказания.

В целом в российской юридической литературе амнистия и помилование рассматриваются как гуманная, необходимая мера. Среди их положительных черт можно выделить то, что они отвечают целям экономии уголовной репрессии, способствуют корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п.

Очевидно, что осуществление амнистии и помилования в демократическом правовом государстве не может быть произвольным и беспредельным. Оно должно сообразовываться с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, непосредственно действующие, а также охранять нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, в т.ч. от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая законность, правопорядок и общественную безопасность, права и охраняемые законом интересы лиц, пострадавших от противоправных действий. Все это требует дальнейшего тщательного и системного исследования правовой природы институтов амнистии и помилования.

Список литературы

Нормативно-правовые акты и иные правовые документы

.Конституция РФ (с поправками от 30 декабря 2008 г.).

.КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в ред. от 11 апреля 2013 г.).

.УК РФ от 113 июня 1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 28 марта 2013 г.).

.УПК РФ от18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. от 28 марта 2013 г.).

.Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. №1500 (в ред. Указа Президента РФ от 16 марта 2007 г. №359).

Монографии, статьи, учебники, книги

.Амнистия: благо или зло?//Юрид. вестник. 1992. №5.

.Баранникова И.Г. Амнистия как институт конституционного права // Общество и право. 2009.

.Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 243-244.

.Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967.

.Дуюнова В.К. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. В.К. Дуюнова.

.Елисеева Н.В. Рецидив среди помилованных осужденных и деятельность органов внутренних дел по его предупреждению: Дис. канд. юрид. наук.

12.Ендольцева А. Некоторые проблемы института освобождения от уголовной ответственности // Уголовное право 2007 №2.

.Зельдова О.С. Роль амнистии в осуществлении советской уголовно - правовой политики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1987.

.Игнатов А.Н., Ю.А. Красиков Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. М.: НОРМА , 2000г.

.Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма,2008.

.Комарицкий С.И. Амнистия в советском праве и ее эффективность: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1980.

.Кузнецова Н.Ф., Тяжкова И.М. Курс уголовного права в пяти томах. Том 2. Общая часть: Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2002.

.Марогулова И.Л. Амнистия и помилование: актуальные проблемы// Уголовное право. 1997. №4.

.Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. М.: "Бизнес школа" Интел-Синтез", 1998.

.Михлин А.С. Основные концептуальные идеи по совершенствованию института помилования в законодательстве Российской Федерации // Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. №1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (теоретические и практические аспекты реализации): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (24-25 октября 2002 г. г. Брянск) / Под ред. Р.М. Цивилева, А.Я. Гришко. М.: АСТ, 2002.

.Раева А.С. За и против амнистии // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. №6.

.Ревин В.П. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. 2-е изд., испр и доп. (под редакцией В.П. Ревина, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации). - "Юстицинформ", 2010г.

.Российская газета. 1997. 27 декабря.

.Российская газета. 1997. 30 декабря.

.Савченко А., Троян В. Амнистия и ее применение // Российский судья. 2002. №1.

.Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право: Пособие к лекциям. Часть общая. СПб. 1905.

.Синцова Т.А. Амнистия и помилование в советском государственном праве. // Правоведение. 1969, №6.

.Собанин С.Н. Амнистия и помилование в уголовном законодательстве России // Государство и право. 1995. №11.

.Собников С. Амнистия в современном российском праве // Уголовное право. 2004. №2.

.Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. М.: Наука, 1994. Т. 2.

.Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М.: Городец, 2000 г.

.Яковлева Л.В. Курс российского уголовного права. Общая права: Учебное пособие / Под ред. Н.Г.Иванова, С.И. Никулина, Б.В. Яцеленко. - М., 2010 г.

Похожие работы на - Амнистия и помилование в уголовном праве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!