Административно-правовой статус граждан в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,04 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административно-правовой статус граждан в РФ

Содержание

Введение

Понятие и структура административной правосубъектности индивидуального субъекта

Виды прав (свобод, законных интересов) регулируемых нормами административного права

Обязанности граждан, закрепленные нормами административного права

Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов (понятие, особенности, виды)

Административно-правовой статус студента

Заключение

Решение задачи

Список литературы

Введение

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Административное право - важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством.

Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Правовой статус состоит из следующих элементов:

.Структура (правовые элементы статуса): включает в себя

а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) права и законные интересы граждан;

д) обязанности граждан.

. Содержание. В содержание входит комплекс прав и обязанностей, регламентированных нормами административного права, иначе говоря, содержание правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между гражданами и государством.

. Механизм регулирования. Он включает в себя принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.

Необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе предпринимались попытки раскрыть правовой статус через элементный состав и т.п. Непременным элементом структуры правового статуса являются права и обязанности граждан, сейчас в этот комплекс включают и законные интересы граждан.

Основные права и обязанностей граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о гражданстве, и в определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и свобод.

Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение граждан как субъектов административного права.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие и структуру административной правосубъектности индивидуального субъекта.
-Рассмотреть виды прав(свобод,законных интересов) регулируемых нормами административного права.

-Рассмотреть обязанности граждан, закрепленные нормами административного права.
-Рассмотреть специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов.
-Рассмотреть административно-правовой статус студента.

Понятие и структура административной правосубъектности индивидуального субъекта

Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их - это обладание ими особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью. Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К числу индивидуальных субъектов относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Их особенностью является то, что проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. Естественно, что это накладывает свой отпечаток на их правовое положение, отличая их от иных индивидуальных субъектов административного права.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта - это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти. Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность» включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью».

Административная правоспособность - это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Частично она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами. Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. В настоящее время, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, административная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

Таким образом, главные особенности административной правоспособности заключаются в следующем: 1) она регулируется нормами административного права; 2) ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти; 3) у конкретных лиц она возникает с момента рождения; 4) для разных лиц она не одинакова по объему.

Административная дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан РФ возникает позднее их правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, использовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось II лет, в специальную школу, а с 16 лет наступает административная дееспособность.

Административная правосубъектность может быть общей и специальной. Соответственно следует различать общий и специальный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специальных статусов (студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во многих случаях специальная (ролевая) правосубъектность просто дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специальный статус влияет на общий, ограничивая, видоизменяя его. Например, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор местожительства.

Административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Законодательство закрепляет обстоятельства, при наличии которых общий, и прежде всего административно-правовой, статус индивидуального субъекта может быть ограничен:

) чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

2) если это несовместимо с их общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. п.);

) если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

) совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. п.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами, касаются неопределенного числа граждан и поэтому являются групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с совершением неправомерных действий носят индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами принуждения.

Виды прав (свобод,законных интересов) регулируемых нормами административного права

Административные права граждан - это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках, требовать от органов государства и их должностных лиц определенных действий для содействия в реализации прав граждан или воздерживаться от создания препятствий для реализации этих прав.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основными из них являются:

признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц - равенство всех перед судом и законом;

равенство мужчины и женщины;

приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство <#"justify">Заключение

Исследование сущности административно-правового статуса гражданина Российской Федерации, а также механизма его реализации, позволяет сделать ряд выводов:

. Особенности административно-правового статуса гражданина обусловлены предметом отрасли административного права, спецификой общественных отношений, участником которых становится гражданин, попадая в сферу действия административно-правовых норм. Базу для формирования административно-правового статуса гражданина составляют конституционные нормы, которые закрепляют основы правового статуса личности во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере государственного управления.

. Под гражданином как субъектом административного права можно рассматривать обладающую российским гражданством личность, которую административно-правовые нормы наделили возможностью вступать в административно-правовые отношения, закрепляя за ней комплекс прав, свобод и обязанностей для реализации в сфере государственного управления.

. Административно-правовой статус, будучи, в принципе, равным для всех граждан, совпадает не полностью. С позиции теоретического исследования возможно выделение трех его видов: общего, специального и индивидуального.

Общий административно-правовой статус гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которые предоставлены и гарантированы каждому гражданину Конституцией РФ и текущим административным законодательством для реализации их в сфере государственного управления.

Специальные административно-правовые статусы отражают особенности правового положения определенных групп граждан (например, водителей транспортного средства, владельцев огнестрельного оружия, вынужденных переселенцев и др.). Граждане, обладающие такого рода статусом, наделяются специальными правами, льготами, либо на них возлагаются специальные обязанности, которые дополняют и существенно развивают содержание общего административно-правового статуса гражданина.

. В структурном плане административно-правовой статус гражданина представляет собой систему прав, свобод и обязанностей гражданина, а также административной ответственности, обеспечение реализации которых возложено на органы исполнительной власти и их должностных лиц.

Одной из особенностей административно-правового статуса гражданина является выделение в нем в качестве самостоятельного структурного элемента административной ответственности гражданина. Административная ответственность гражданина - это ретроспективная ответственность. Определяющее влияние на формирование административно-правового статуса гражданина оказывают и такие правовые явления как гражданство, административная правосубъектность и гарантии. Гражданство является необходимым условием для отграничения административно-правового статуса гражданина от административно-правового статуса других индивидуальных субъектов, находящихся на территории соответствующего государства и подпадающих под его юрисдикцию (иностранных граждан и лиц без гражданства). Административная правосубъектность служит необходимой предпосылкой, условием реализации гражданами своих прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления. Без нее невозможно определить, кто является субъектом административного права, пользуется правами, свободами и обязанностями, а также несет административную ответственность. Гарантии призваны создать благоприятные условия для реализации гражданами своих прав и свобод, а также обеспечить надежные средства защиты в случае их нарушения.

. Свое юридическое оформление административно-правовой статус гражданина находит в нормативных правовых актах, которые: 1) устанавливают круг прав, свобод и обязанностей гражданина; 2) регламентируют порядок их реализации в сфере государственного управления; 3) закрепляют способы и средства охраны и защиты, а также восстановления нарушенных прав и свобод; 4) устанавливают административную ответственность гражданина, а также порядок ее реализации.

Специфика административно-правового статуса гражданина состоит в многообразии нормативных правовых актов, на основе которых он формируется. Это обусловлено широким кругом регулируемых административно-правовыми нормами отношений, возникающих между гражданами и органами исполнительной власти (их должностными лицами). Особенности российского законодательства об административно-правовом статусе гражданина заключаются в следующем: 1) строится как на федеральном, так и на региональном уровне; 2) состоит не только из законодательных, но и подзаконных актов, издаваемых органами исполнительной власти (их должностными лицами); 3) включает материальные и процессуальные нормы. При этом, значительную роль в формировании административно-правового статуса гражданина оказывают нормы международного права.

. Реализация гражданином прав, свобод и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус, осуществляется через административно-правовые отношения. Органы исполнительной власти (их должностные лица), содействуя реализации прав, свобод и обязанностей граждан, осуществляют возложенные на них государством задачи и функции. В процессе деятельности органов исполнительной власти (их должностных лиц) права и свободы граждан становятся реальными и гарантированными, обеспечивается их охрана и защита.

.Реализация гражданами прав и свобод, выполнение возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, а также несение гражданами административной ответственности, представляют собой определенные юридические процессы, в результате которых происходит претворение предписаний административно-правовых норм в поведение граждан. Особенность данных процессов заключается в том, что в них, наряду с гражданами, активное участие принимают органы исполнительной власти (их должностные лица).

Выполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления также связано с деятельностью органов исполнительной власти (их должностных лиц). В зависимости от содержания возложенных на граждан обязанностей, деятельность органов исполнительной власти (их должностных лиц) заключается либо в содействии гражданам в исполнении их обязанностей, либо в осуществлении контроля (надзора) за надлежащим выполнением ими своих обязанностей.

Неисполнение гражданами обязанностей есть либо правонарушение, либо объективно противоправное деяние, которое влечет за собой возникновение административно-правовых отношений по пресечению неправомерных действий (бездействия) граждан, а также привлечению виновных к административной ответственности.

Процесс реализации административной ответственности гражданина включает совокупность различного рода последовательных действий уполномоченных на то органов исполнительной власти (их должностных лиц), связанных с: а) привлечением гражданина к административной ответственности; б) установлением административной ответственности гражданина; в) возложением административной ответственности на гражданина.

.Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления нуждается в надлежащем обеспечении, то есть гарантировании.

Система гарантий прав и свобод граждан представляет собой сложный механизм, который объединяет различные средства и способы, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для претворения прав и свобод граждан в жизнь.

Гарантии подразделяются на общие и специальные (юридические). Общие гарантии (экономические, политические, духовные, социальные) имеют важное значение в обеспечении административно-правового статуса гражданина. Однако они выступают лишь в качестве условий (предпосылок), способствующих эффективной реализации гражданами своих прав и свобод.

Юридические гарантии находят свое непосредственное выражение в законодательстве посредством установления и закрепления специальных средств и способов осуществления прав и свобод граждан. Реализация юридических гарантий является обязанностью государства. Это следует из статьи 45 Конституции РФ, которая гарантирует государственную защиту прав и свобод граждан. В соответствии с данным положением государство обязано создавать для этого эффективные правовые механизмы устранения любых их нарушений, в том числе допущенных органами исполнительной власти и их должностными лицами.

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод граждан в сфере государственного управления можно отнести: судебные, внесудебные и международно-правовые гарантии.

. Реализация прав и свобод, обязанностей, административной ответственности граждан, зачастую, сопровождается нарушениями, допускаемыми органами исполнительной власти (их должностными лицами). Многие из этих нарушений являются результатом несовершенства административного законодательства в данной сфере.


Решение задачи

Задача

Ефремов после окончания школы переехал жить к бабушке в другой город и поступил там в вуз. Но по настоятельной просьбе родителей, которые проживали в доме, подлежащем сносу, и опасаясь, что им предоставят меньшую квартиру, он сниматься с регистрационного, а также воинского учета по старому месту жительства не стал. Кроме того, он не сообщил в райвоенкомат о своем поступлении в институт. Спустя три месяца после отъезда Ефремова из райвоенкомата ему была направлена повестка с требованием явиться для установления учетных данных, но была возвращена почтой обратно с пометкой: «Дом снесен». Военный комиссар обратился в ОВД с поручением установить место жительства призывника.

Какие обязанности граждан по воинскому учету не выполнил Ефремов?

Федеральным законом (далее по тексту - ФЗ) от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлена обязанность граждан состоять на воинском учёте. Воинский учёт представляет собой форму учёта призывных и мобилизационных людских ресурсов. Порядок осуществления воинского учёта определяют ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. ст. 8 - 10), Положение о воинском учёте, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, иные нормативно-правовые акты. Призывники, согласно ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязаны: Состоять на воинском учёте по месту жительства в военном комиссариате. Явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания. Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Последняя из приведённых здесь обязанностей нуждается в комментарии. Если призывник меняет место жительства в пределах территории, подведомственной данному военному комиссариату, он обязан сообщить об этом в военный комиссариат.
Сняться с воинского учёта при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трёх месяцев) и встать на воинский учёт при прибытии на новое место жительства или место временного пребывания. В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, для оформления регистрации по месту пребывания. Регистрация производится в трёхдневный срок, без снятия гражданина с регистрационного учёта по месту жительства, и завершается выдачей гражданину свидетельства о регистрации по месту пребывания. является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. О регистрации по месту жительства, в отличие от регистрации по месту пребывания, делается отметка в паспорте гражданина. Граждане могут быть зарегистрированными по месту жительства только в одном жилом помещении. Термин, использованный в ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», действующим законодательством не раскрывается. Вероятно, под местом временного пребывания законодатель имел в виду место фактического нахождения гражданина. В этом случае обязанность встать на воинский учёт возникает у гражданина с момента прибытия на территорию, подведомственную военному комиссариату, отличному от того, в котором гражданин состоит на воинском учёте, независимо от регистрации гражданина по месту пребывания или по месту жительства на данной территории. В случае убытия с данной территории менее чем через 14 дней со дня прибытия ответственность за непостановку на воинский учёт не наступает.
КоАП РФ Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины. Неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев. Так же при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию. А так же несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания -

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)


Список литературы

право свобода административный

1. Административное право России: Учебник /А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - Учебник. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. -Гриф УМО

. Административное право: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - 3-е изд., пересм. и доп. - М.: НОРМА, 2007

.Административное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров /Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - Гриф УМО

.Административное право: Краткий курс лекций / Н.В.Макарейко. - 7-е изд. перераб. и доп.-М.: ИД Юрайт, 2012. -- Серия: Хочу все сдать!

.Административное право России: Курс лекций / К.С.Бельский [и др.]; Под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

.Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека // Международное публичное и частное право. 2007. № 6.

.Касаткин С.Н. Правосубъектность как конструкция / практика юридического языка // Вопросы экономики и права. 2009.

.Кодекс РФ об административных правонарушениях. Комментирующие нормативные материалы. 2012 г.

.Новиков С.А. Административное право России с учетом КоАП РФ. Конспект лекций. Приор. 2002 г.

.Конин Н.М. Административное право России: учебник. М.: Велби, 2010.

.С.А.Порхаев,И.А.Переверзева,К.А.Четверикова.Все о Конституции России(с поправками).изд.»Мартин»2012.

.А.А.Потапова. Административное право. Конспект лекций: уч. пособие. Москва: Проспект.2014.

Административное право: Учебно-методический комплекс / Авт.- сост. С.Л.

Похожие работы на - Административно-правовой статус граждан в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!