Воздействие мировых товарных цен на глобальную и российскую инфляцию

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    299,44 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воздействие мировых товарных цен на глобальную и российскую инфляцию

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономики и финансов



Курсовая работа

по «Макроэкономике»

На тему:

«Воздействие мировых товарных цен

на глобальную и российскую инфляцию»

Студентки 2-го курса

Группы 842-Б

Романовой А.В.

Научный руководитель:

Рабогошвили П.С., к.э.н., доцент



г. Петрозаводск

Содержание

Введение

Глава 1. Инфляция. Факторы, влияющие на инфляцию.

.1 Понятие и виды инфляции

.2 Условия и причины инфляции

.3 Влияние естественных монополий на инфляцию

Глава 2. Мировые товарные цены и их влияние на инфляцию

.1 Понятие мировой цены

.2 Мировой финансовый кризис

.3 Мировые товарные цены и глобальная инфляция

.4 Мировые товарные цены и российская инфляция

Заключение

Список источников

Введение

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия и формы проявления инфляционного процесса. Неизменной оставалась лишь сущность инфляции - обесценение денег.

На инфляцию влияет множество факторов, которые подразделяются на монетарные и немонетарные, первичные и вторичные. В данной курсовой работе необходимо рассмотреть, как влияют на инфляцию мировые товарные цены, в частности цены на нефть и продукты питания.

Под мировыми товарными ценами понимаются экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара.

Для изучения темы потребовались источники, дающие общее представление об «инфляции» и «мировых ценах», раскрывающие сущность этих терминов, а также выдержки из журналов и интернет - источников, показывающие актуальность изучаемой темы.

В первой главе работы дается общее понятие «инфляции», раскрывается его сущность, причины и условия возникновения инфляции. Во второй главе более подробно рассматривается инфляционный процесс, выделены основные проблемы кризиса 2008 года, а также понятие «мировой цены» и ее влияние на инфляцию. В таблицах и графиках последнего раздела наглядно представлен современный процесс формирования индекса потребительских цен и его структура.

Цель работы: изучить влияние мировых товарных цен на инфляцию в мировом масштабе и на уровне Российской Федерации.

Задачи работы: изучить понятия «инфляция» и «мировая цена», их сущность, отметить основные проблемы кризиса 2008 года, проанализировать сложившуюся ситуацию на уровне формирования индекса потребительских цен в России.

Глава 1. Инфляция. Факторы, влияющие на инфляцию

.1   Понятие и виды инфляции

 

Инфляция - многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам.

Классификация видов инфляции:

.     В зависимости от «глубины» государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики:

.1.  Явная (открытая) инфляция; проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п.;

1.2.    Подавленная (скрытая) инфляция; проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей.

2.   В зависимости от объекта исследования:

.1.  Национальная и региональная (объект анализа - динамика оптовых и розничных цен);

2.2.    Мировая (объект анализа - дефлятор ВНП в какой-либо стране на уровне объединения стран, на международном рынке).

3.   В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе, вызываемых внутренними и внешними факторами:

.1.  Импортируемая инфляция; В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции;

3.2.    Экспортируемая инфляция.

4.   В зависимости от темпов роста цен:

.1.  Умеренная (ползучая) инфляция - темп роста цен до 10% в год. Этот вид инфляции не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства;

4.2.    Галопирующая («латинская») - темп роста цен 200% в год. Наличие галопирующей инфляции свидетельствует о возникновении диспропорций в структуре экономики;

.3.      Гиперинфляция - темп роста свыше 200% в год. Гиперинфляция наступает в периоды серьезных нарушений пропорций воспроизводства, когда экономика близка к краху.

5.   В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен:

.1.  Сбалансированная инфляция; цены растут умеренно и стабильно. Все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно;

5.2.    Несбалансированная инфляция; цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

6.   В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс:

.1.  Контролируемая инфляция; государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте;

6.2.    Неуправляемая инфляция; реальные источники для корректировки уровня инфляции отсутствуют.

7.   В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике:

.1.  Истинная инфляция; наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП);

7.2.    Мнимая инфляция; по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП).

8.   В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним:

.1.  Прогнозируемая инфляция;

8.2.    Непрогнозируемая (неожиданная) инфляция.

9.   В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс:

.1.  Инфляция спроса или «инфляция покупателей»;

9.2.    Инфляция предложения (издержек) или «инфляция продавцов».

Таким образом, инфляция - это результат разбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения в обществе.

1.2 Условия и причины инфляции

Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода. Это условие формально выводится из уравнения обмена (модель И. Фишера) количественной теории денег:

MV = PY,

где M - количество денег в обращении;

V - скорость обращения денег;

P - цены товаров;

Y - реальный доход;

PY - номинальный доход.

Если записать уравнение обмена в темпах прироста:

 или  ,

то условие возникновения инфляции:


Инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства. Поэтому выявить причины инфляции можно, рассмотрев ее как многофакторный процесс, формирующийся под воздействием взаимосвязанных как денежных (монетарных), так и неденежных факторов.

Если преобладают денежные факторы, то имеет место инфляция спроса. Под воздействием неденежных факторов формируется инфляция предложения. Взаимодействие этих двух типов инфляции затрудняет ее сдерживание.

Инфляция спроса может быть вызвана:

) монетарными факторами:

рост номинального количества денег, превышающий рост производства при неизменной скорости их обращения;

возрастание скорости оборота денежной массы, вызванное инфляционными ожиданиями экономических субъектов.

) немонетарными факторами:

изменение поведения экономических субъектов (автономного реального потребления домохозяйств, плановых инвестиций фирм, государственных расходов и чистого экспорта);

структурные сдвиги в совокупном спросе.

Инфляция издержек обусловлена следующими немонетарными факторами:

повышением заработной платы, опережающим рост производительности труда;

шоками предложения - внешними событиями, не зависящими от изменения совокупного спроса (резкое повышение цен на сырье, энергию, топливо, арендную плату);

«ценовой накидкой», используемой олигополистическими предприятиями и профсоюзами, когда профсоюзы требуют сегодня завтрашней заработной платы, а фирмы добавляют свой процент к цене продукции.

В масштабе мировой экономики причины инфляционного роста цен следующие:

- неконтролируемый рост денежной массы;

увеличение скорости потребления. Общество потребляет товары и услуги с беспрецедентной скоростью под воздействием технологического прогресса и коренного изменения принципов сбережения. В основе новой системы “необязательного сбережения” - доступность разного рода кредитов;

нисходящая фаза цикла мировой экономики. В соответствии с теорией циклов, развитие мировой экономики сейчас иллюстрируется нисходящей волной или коррекционной. Хотя иногда в таких случаях инфляция падает, в нашем случае кризис ликвидности, наложенный на продовольственный кризис, дают эффект увеличения инфляции по всему миру.

1.3 Влияние естественных монополий на инфляцию

Как известно услуги естественных монополий входят в потребительскую корзину, потому естественно, что индексация тарифов на услуги естественных монополий влияет на конечный индекс потребительских цен.

В состав потребительской корзины, применяемой для расчёта индекса потребительских цен, в России входит 63 наименования товаров и услуг. Напрямую услуги естественных монополий входят в потребительскую корзину с относительно небольшими весами. Когда говорят о влиянии индексации тарифов естественных монополий, имеют в виду, мультипликативный эффект такой индексации. Например, индексация стоимости электроэнергии приводит к росту себестоимости всех товаров, в производстве которых используется электроэнергия. То есть к росту себестоимости производства практически любого товара. Аналогичным образом, рост стоимости грузовых железнодорожных перевозок тянет за собой цену любого товара, перевозимого по железным дорогам. Например, нефтепродуктов, металлов или угля. Рост внутренних цен на природный газ приводит к повышению стоимости электроэнергии, провоцируя тем самым рост себестоимости производства прочих товаров.

Подобные факторы, относимые к инфляции издержек, соседствуют с факторами абсолютно другой природы - с инфляцией спроса. В данном случае речь пойдет не о повышении себестоимости производства продукции и услуг, а о том, что в случае роста экономики и (или) в случае роста обращающейся в экономике денежной массы сами потребители начинают предъявлять повышенный спрос на продукцию, провоцируя тем самым рост цен. Себестоимость производства одной и той же продукции могла при этом и не меняться, однако, если потребители хотят и готовы заплатить больше, цены неизбежно поднимутся.

Плата за коммунальные услуги - это типичный пример инфляции издержек, когда рост цен оправдывается возросшей себестоимостью производства, а покупатели в целом не могут сократить потребление данной продукции или услуг или вообще от них отказаться. Тогда как рост цен на плодоовощную продукцию - это результат инфляции спроса, когда люди, в целом имеющие возможность сократить потребление данной категории товаров или совсем от него отказаться, тем не менее, согласны платить больше и потреблять летом полезные овощи.

Объявленная в июле 2012 года индексация тарифов естественных монополий служит целью компенсировать им рост издержек производства со времён предыдущей индексации. Однако рост издержек за 2012 год был отчасти вызван именно предпоследней индексацией тарифов в рамках описанного мультипликативного эффекта. Предпоследняя же индексация служила целью компенсировать рост издержек в течение 2011 года, который, в свою очередь, отчасти был спровоцирован ещё более ранней индексацией тарифа.

Индексация тарифов естественных монополий, проведённая в начале июля 2012 года, не могла сразу же привести к мультипликативному эффекту. Для такого эффекта необходимо время. По данным Росстата, за первые девять дней июля 2012 года индекс потребительских цен вырос на 0,8%, причём рост с 3 по 9 июля составил всего 0,3%, а остальной рост пришёлся именно на первые два дня. При этом за первую неделю коммунальные услуги возросли на величину от 0,6% (электроэнергия, водоотведение) до 1,3% (горячее водоснабжение). За тот же период цены на плодоовощную продукцию возросли в среднем на 2%, причём по отдельным категориям рост доходил до 3,5%. Это и есть такой важный фактор инфляции, как ожидания, формирующиеся под влиянием поступающей информации.

Все население привыкло, что скачок цен связан с индексацией тарифов естественных монополий. Поэтому рынок только за счёт ожиданий начинает отыгрывать индексацию сразу же, как о ней сообщают публично, а не тогда, когда начинают действовать объективные причины.

Реальный мультипликативный эффект от индексации тарифов естественных монополий начинает действовать обычно спустя два-три месяца после самой индексации. В июле 2012 года, 0,5% роста годовой инфляции за два дня и 0,8% в течение первых десяти дней, были обеспечены сочетанием трёх факторов: прямым эффектом от роста тарифов ЖКХ, инфляцией спроса на плодоовощную продукцию и эффектом ожиданий, спусковым крючком для которого послужил сам факт индексации тарифов.

Глава 2. Мировые товарные цены и их влияние на инфляцию

2.1 Понятие мировой цены

 

Мировая цена - денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке. Мировая цена служит для определения цен международных контрактов, по которым заключается большинство торговых сделок в мире.

Основные характеристики мировых цен:

·    Мировые цены формируются под влиянием соотношения мирового спроса и мирового предложения на тот или иной товар;

·        Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте, в которой, как правило, и осуществляются расчеты. При этом валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа;

·        На формирование мировой цены оказывают влияние ведущие мировые производители и поставщики, имеющие существенную долю в общем мировом объеме данной продукции и постоянно воспроизводящие (сохраняющие) свое ведущее положение на данных товарных рынках;

·        Это цены большого количества крупных, регулярных, постоянно совершающихся сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции;

·        Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство или потребление и/или торговля;

·        На уровень мировых цен оказывают влияние валюта платежа, формы и методы расчетов, характер и условия поставки, и многие другие факторы.

Мировые экспортные и импортные цены должны отвечать следующим требованиям:

·    Обслуживать крупные внешнеторговые сделки;

·        Это цены, по которым внешнеторговые операции осуществляются на регулярной основе;

·        Цены должны обслуживать внешнеторговые операции, которые носят раздельный (свободный) коммерческий характер (т.е. экспортер и импортер не «связаны» между собой какими-либо особыми отношениями);

·        Цены должны относиться к сделкам, которые осуществляются в условиях свободного торгово-политического режима;

·        Обслуживать такие внешнеторговые операции, платежи по которым осуществляются в свободно конвертируемой валюте.

В торговле тем или иным товаром сложились определенные традиции по способу определения мировой цены. На биржевые товары мировые цены формируются на ведущих мировых товарных биржах. На машины и оборудование мировые цены формируют крупнейшие производители того или иного вида машин и оборудования из Европы, США, Японии и других развитых стран. инфляция мировой товарной цена

Для получения информации о мировых ценах экспортеры и импортеры используют справочные цены (официальные цены поставщиков), аукционные, биржевые, цены торгов, предложений и фактических сделок. Сведения о них содержаться в отраслевых журналах, ежегодниках, справочниках и другой периодике, в частности в ежемесячниках ЮНКТАД «Monthly Commodity Price Bulletin» и МВФ «International Financial Statistics», в издании ВНИКИ - «Бюллетене иностранной коммерческой информации».

2.2 Мировой финансовый кризис

Нельзя обойти такой важный пример скачка индекса потребительских цен, как Мировой финансовый кризис 2008 г., который перерос в кризис экономический и привел к спаду глобального производства. По данным Всемирного банка рост мирового производства в 2009 году остановился на уровне 0,5 %, а в развитых странах произошло самое большое со времен Второй мировой войны падение ВВП - на 2%.

Такое резкое замедление мирового спроса не могло не сказаться на ценах на основные товары, торгуемые на международных биржах. С середины 2008 г. наблюдалось заметное снижение мировых цен по широкому спектру товарных позиций - энергоресурсы, сырье, металлы, продукты питания. Вместе с общим падением спроса это привело к снижению глобальной инфляции, а в развитых странах - к ожиданиям надвигающейся дефляции.

По мнению целого ряда экспертов, вторая волна кризиса неизбежна. Бывший глава Министерства Финансов РФ Алексей Кудрин в декабре 2011 года заявил, что вторая волна кризиса началась: «теперь уже очевидно, что массовое печатание денег для сохранения спроса, поддержки экономики и сокращения безработицы отодвинет проблему, но не избавит от неё».

Центробанки буквально наводнили мировую экономику долларами, иенами, фунтами, евро, но пока эти траты не привели к ускорению роста, созданию рабочих мест и увеличению инвестиций. В последние годы США, Япония, Великобритания и еврозона влили в экономику порядка 5,5 трлн долларов.

Пока деньги центробанков помогли поддержать банки и корпорации, которые благодаря им создали большие резервы ликвидности и смогли реструктурировать долги. Но при этом основная цель регуляторов - устойчивый рост ключевых развитых стран - так и не был достигнут.

Экономика еврозоны в четвертом квартале прошлого года сократилась на 0,6% по сравнению с третьим кварталом. Япония также оказалась в рецессии, ее экономика сократилась на 0,4%, а вот рост британского ВВП оказался равен нулю. Ликвидность просто перестала трансформироваться в рост. Ограничения монетарной политики становятся все заметнее, ведь каждый новый круг "количественного смягчения" имеет все меньший эффект.

Волна массовых увольнений из транснациональных корпораций <#"720510.files/image005.gif">

Рис. 1. Структура стоимости минимального набора продуктов питания

Для сравнения рассмотрим индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров (таблица 5).

Таблица 5, (%)

Непродовольственные товары

Март 2013 г. к

Январь-март 2013 г. к январю-марту 2012 г.

Справочно


Февралю 2013 г.

Декабрю 2012 г.

Марту 2012 г.


Март 2012 г.к






Февралю 2012 г.

Декабрю 2011 г.

Марту 2011 г.

Январь-март 2012 г. к январю-марту 2011 г.

Ткани

100,3

101,3

104,8

104,8

100,4

101,1

104,9

105,2

Одежда и белье

100,5

101,0

105,3

105,4

100,6

101,3

106,5

106,8

Трикотажные изделия

100,3

100,9

105,0

105,2

100,4

101,1

106,1

106,4

Обувь

100,4

100,8

104,9

104,8

100,5

100,5

105,2

105,2

Моющие, чистящие средства

100,4

101,7

105,4

106,2

101,2

103,5

110,5

110,2

Табачные изделия

103,5

107,0

124,0

123,4

102,9

105,8

120,3

120,3

Телерадиотовары

99,5

99,3

97,8

98,3

100,2

100,4

99,1

99,1

Медикаменты

100,8

102,7

107,0

106,7

100,6

102,0

105,8

106,1

Электротовары и другие бытовые приборы

100,0

100,3

101,8

102,1

100,5

100,8

102,4

102,1

Строительные материалы

100,3

100,5

104,8

104,9

100,4

100,8

107,2

107,4

Бензин автомобильный

100,5

102,1

109,7

108,9

100,0

99,3

112,3

111,3


В марте среди наблюдаемых групп непродовольственных товаров более всего подорожали табачные изделия. Прирост цен на отдельные их виды составил 2,1-3,8%. В группе медикаментов и медицинских товаров цены на бромгексин выросли на 4,5%, валидол, офтан катахром и поливитамины без минералов отечественные - на 3,1-3,4%, валокордин, корвалол, левомеколь, амброксол, нимесулид, диазолин - на 1,0-1,5%. В то же время на 0,2-0,3% снизились цены на глицин, алмагель, смекту, бисопролол, индапамид, аллохол и медицинские термометры ртутные. Среди остальных наблюдаемых видов непродовольственных товаров на 1,0-2,1% увеличились цены на отдельные виды сезонной одежды и обуви для детей и взрослых. Одновременно на 0,2-0,6% стали дешевле дизельное топливо, телефонные аппараты сотовой связи, флеш-накопители USB, фотоаппараты, переносные персональные компьютеры (ноутбуки), телевизоры, электропылесосы, плиты бытовые, отдельные виды зимней одежды и обуви.

Рассмотрим индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды услуг (таблица 6).

 

Таблица 6, (%)

Продовольственные товары

Март 2013 г. к

Январь-март 2013 г. к январю-марту 2012 г.

Справочно


Февралю 2013 г.

Декабрю 2012 г.

Марту 2012 г.


Март 2012 г.к






Февралю 2012 г.

Декабрю 2011 г.

Марту 2011 г.

Январь-март 2012 г. к январю-марту 2011 г.

Жилищно-коммунальные

100,0

100,3

109,7

109,7

100,0

100,0

101,2

101,6

жилищные

100,1

100,9

108,1

108,0

100,1

100,3

102,3

102,9

оплата жилья в домах государст-венного и муници-пального жилищ-ных фондов

100,1

100,6

110,7

110,6

100,0

100,1

100,8

101,3

содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации

100,1

100,9

108,2

108,0

100,0

100,1

101,1

101,6

услуги по организа-ции и выполнению работ по эксплуата-ции домов ЖК, ЖСК, ТСЖ

100,2

100,8

107,1

107,0

100,1

100,4

103,0

104,1

вывоз мусора

100,0

101,7

109,5

109,5

100,0

100,5

103,5

104,1

коммунальные

99,9

99,9

110,6

110,6

100,0

99,8

100,5

100,9

водоснабжение холодное и водо-отведение

100,5

99,6

111,2

110,8

100,0

99,8

99,9

100,8

водоснабжение горячее

98,8

100,1

112,3

113,2

100,0

99,7

100,1

100,6

отопление

99,9

110,6

110,5

99,9

99,5

99,8

100,3

газоснабжение

100,0

100,2

114,4

114,4

100,0

100,0

105,9

106,0

электроснабжение

100,0

100,0

105,9

105,9

100,0

100,0

100,0

100,0

Медицинские

100,9

103,0

107,5

107,8

101,1

104,0

110,0

110,1

Пассажирского транспорта

98,0

101,1

108,7

110,1

101,0

99,5

105,4

105,4

Связи

101,5

101,6

102,3

102,0

101,2

101,0

101,6

101,2

Организаций культуры

100,9

103,1

109,3

109,2

100,8

102,7

110,2

110,4

Санаторно-оздоровительные

100,8

102,4

106,5

106,1

100,3

101,8

109,5

109,2

Дошкольного воспитания

100,2

102,3

105,7

106,2

100,5

103,0

108,7

109,0

Образования

100,2

100,4

110,6

110,6

100,1

100,4

105,9

106,0

Бытовые

100,7

102,3

107,9

107,7

100,5

101,8

107,3

107,7

Зарубежного туризма

100,3

100,6

106,4

105,5

99,8

97,8

103,6

104,1

Физкультуры и спорта

100,4

101,4

107,4

107,3

100,2

101,3

106,4

106,5

Страхования

101,2

101,5

102,5

102,2

100,2

101,7

102,8

102,6


В марте среди наблюдаемых видов услуг связи наиболее существенно выросли тарифы на услуги городской телефонной связи и проводного вещания - на 5,6% и 3,9% соответственно. В то же время стоимость стартового комплекта за подключение к оператору сотовой связи снизилась на 0,2%. Из бытовых услуг на 1,0-1,2% увеличились цены на услуги бань и душевых, ремонт жилищ, холодильников, шиномонтаж колес легкового автомобиля и замену элементов питания в наручных часах. Среди остальных наблюдаемых видов услуг на 2,0% стал дороже проезд в городском коммерческом автобусе, на 1,2-1,6% - услуги страхования, путевки в дома отдыха и пансионаты на территории России, автобусные экскурсии по городам Европы, билеты в театры, а также лечебный массаж и удаление зуба под местным обезболиванием. Одновременно на 24,9-26,0% стал дешевле проезд в купейных вагонах различных видов поездов дальнего следования, на 0,2-0,4% - экскурсионные поездки в Финляндию и занятия на курсах иностранных языков.

Росстат наряду с традиционной классификацией публикует индекс потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям (международный классификатор COICOP), которая является одной из четырех функциональных классификаций СНС и используется при разработке показателей индивидуального потребления в составе ВВП. Формирование ИПЦ в группировке КИПЦ обеспечивает сопоставление динамики цен на товары и услуги, исходя из направления их использования (Рисунок 2, Таблица 7).

Рис. 2. Индексы потребительских цен в группировке КИПЦ.

Таблица 7

Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен в группировке КИПЦ в 2013г.

Наименование групп

Удельный вес, в %

Все товары и услуги

100,000

Продукты питания и безалкогольные напитки

29,189

Алкогольные напитки, табачные изделия

6,239

Одежда и обувь

10,298

Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива

11,089

Предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом

6,003

Здравоохранение

3,457

Транспорт

14,384

Связь

3,159

Организация отдыха и культурные мероприятия

6,245

Образование

1,560

Гостиницы, кафе и рестораны

2,642

Другие товары и услуги

5,735


Графически изменения индекса потребительских цен представлены на рисунках 3-6:

Рис. 3. Изменения индекса потребительских цен за текущий год в сравнении с прошлым годом.

Рис. 4. Изменения индекса потребительских цен по разным видам товаров и услуг

Рис. 5. Отклонения индекса потребительских цен от базового индекса.

Рис. 6. Влияние изменения курса на индекс потребительских цен

 

Вызванное мировым кризисом падение товарных цен по-разному сказывается на темпах инфляции в развитых странах и в странах с переходными экономиками. Если в развитых странах темпы инфляции значительно замедляются благодаря падению цен на энергоносители, то в России темпы инфляции меняются мало из-за сформировавшихся новых макроэкономических условий. Однако по мере истощения инфляционного эффекта девальвации рубля можно ожидать, что рост цен в России начнет снижаться в соответствии с глобальными тенденциями.

Вторичные эффекты; Мониторинг вторичных эффектов, связанных с долгосрочными инфляционными ожиданиями, в России пока не налажен. Поэтому здесь стоит ограничиться рассмотрением эффектов, связанных с изменением общей макроэкономической ситуации.

Вторичное влияние изменений мировых цен на продукты питания достаточно трудно оценить, так как в российской практике оно существенно меньше других факторов, формирующих макроэкономические условия и инфляционные ожидания. Поэтому при проведении анализа этим фактором можно пренебречь без серьезных потерь. Гораздо более важным фактором является динамика мировых цен на нефть.

В условиях роста мировых цен на энергоносители существенно возрастает положительное сальдо внешнеторгового баланса. Это приводит к росту денежного предложения, способствующему ускорению инфляции. Существует устойчивая статистическая связь между изменением цен на нефть и реальным ростом российской экономики. Рост цен на нефть в последние годы привел к почти полной загрузке производственных факторов, что создало дополнительное инфляционное давление по всему спектру товаров и услуг. Приток валюты в условиях роста цен на энергоносители создает основу для роста заработной платы, что формирует инфляцию издержек. Как показали последние годы, рост цен на нефть сопровождается притоком капитала, что способствует дополнительному росту денежного предложения.

Таким образом, рост мировых цен на нефть создает сильное многоканальное воздействие на внутренние потребительские цены, справиться с которым с помощью консервативных мер денежно-кредитной политики не всегда возможно.

Логично предположить, что падение мировых цен на энергоносители должно привести к зеркально противоположному эффекту, т. е. способствовать снижению инфляции. На практике этого не наблюдается. Инфляция на потребительском рынке с начала 2009 г. по 16 марта 2009 г. составила 4,7% вместо 4,2% за аналогичный период 2008 г., при том, что цены на нефть были в 2008 году в два раза выше. Другими словами, имеет место парадоксальная ситуация роста инфляции как в условиях повышения цен на нефть, так и в условиях их понижения.

Объяснить этот феномен можно тем, что российская экономика столкнулась не просто со снижением цен на нефть, а с их лавинообразным падением, сопровождаемым падением спроса на основные российские экспортные товары. Это привело к возникновению совершенно новых макроэкономических условий и вынужденной девальвации рубля практически на 50%. С учетом высокой доли импорта на потребительском рынке первичный эффект от роста рублевых цен перевесил возможные вторичные эффекты от снижения цен на нефть.

Подобный эффект наблюдался в подавляющем большинстве стран с переходными экономиками. Ухудшение внешнего спроса и бегство капитала спровоцировало девальвацию валют во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки. Практически везде этот процесс сопровождался ростом цен на потребительские товары на внутренних рынках.

Бум в нефтедобывающем секторе страны, вызванный ростом цен на экспорт нефти по законам экономической теории приводит к укреплению курса национальной валюты страны-экспортера. Рассмотрим зависимость между ценой на нефть и уровнем инфляции в России. Для этого проведем корреляционный анализ. Результаты анализа представлены в Таблице 8.

Таблица 8

Год

Уровень инфляции (%), yi

Цена на нефть Urals ($), xi

2000

20,20

26,8

-7,01

9,68

49, 20

93,79

2001

18,60

22,8

-11,01

8,08

121,32

65,36

2002

15,10

23,7

-10,11

4,58

102,31

21,02

2003

12,00

27,1

-6,71

1,48

45,09

2, 20

2004

11,70

34,2

0,39

1,18

0,15

1,40

2005

10,90

52,1

18,29

0,38

334,36

0,15

2006

9,00

61

27, 19

-1,52

739,05

2,30

2007

11,90

69,29

35,48

1,38

1258,50

1,92

2008

13,30

94,4

60,59

2,78

3670,59

7,75

2009

14

54,2

20,39

3,48

415,56

12,14


 = 33,81

 = 10,52

= 6736,12

= 208,04

 = 41,83

Степень взаимосвязи между уровнем инфляции и ценой на нефть марки Urals определим с помощью нормированного коэффициента корреляции Браве-Пирсона, используя формулу:

=  = 0,2339 -

степень связи между исследуемыми факторами очень низкая, что подтверждает форма поля корреляции (Рисунок 7).

Рисунок 7. Поле корреляции

Следовательно, в Российской Федерации нет прямой взаимосвязи между ценами на нефть и уровнем инфляции, так как ЦБ РФ принимает меры по сдерживанию инфляции. ЦБ РФ также контролирует курс национальной валюты, что видно из корреляционного анализа зависимости курса рубля от цены нефти марки Urals. В России нет прямой зависимости между этими факторами. Для подтверждения проведем корреляционный анализ (Таблица 9).

 

Таблица 9

Год

Курс национальной валюты (стоимость рубля в долларах), yi

Цена на нефть Urals ($), xi

2000

28,2689

26,8

-7,01

6,15

49, 20

37,83

2001

28,369

22,8

-11,01

6,25

121,32

39,07

2002

30,4826

23,7

-10,11

8,36

102,31

69,96

2003

31,817

27,1

-6,71

9,70

45,09

94,06

2004

28,8388

34,2

0,39

6,72

0,15

45,16

2005

28,0156

52,1

18,29

5,90

334,36

34,78

2006

28,222

61

27, 19

6,10

739,05

37,25

2007

26,5302

69,29

35,48

4,41

1258,50

19,46

2008

24,4957

94,4

60,59

2,38

3670,59

5,65

2009

32,5

54,2

20,39

10,38

415,56

107,78


 =33,81,  =22,12

=6736,12

=491

 =526,8

Степень взаимосвязи между курсом национальной валюты и ценой на нефть марки Urals определим с помощью нормированного коэффициента корреляции Браве-Пирсона, используя формулу:

=0,3923 -


a0 +456,59a1 =287,5398;

,59a0 + 26789,33 a1 =13068,71

Уравнение прямой регрессии имеет вид (Рисунок 8):

=-0,0624x + 31,658

Рисунок 8. Поле корреляции

Можно сделать вывод, что курс национальной валюты зависит от цены нефти марки Urals на 39,23%. Это является результатом деятельности ЦБ РФ, контролирующего курс рубля.

Заключение

Инфляция является одной из глобальных мировых проблем современности. Она негативно воздействует на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция поражает экономики как развитых, так и развивающихся стран.

Инфляционный рост цен - это неизбежный результат глубинных процессов в экономике, объективное следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством товаров потребления и средств производства, накоплением и потреблением.

В работе дан анализ влияния мировых товарных цен на нефть и на продукты питания на уровень российской и глобальной инфляции. Более всего на процесс инфляции в России оказывают влияние цены на продукты питания. Благодаря политике регулирования, выработанной Центральным Банком России, изменение цен на нефть прямо не влияет на процесс инфляции в Российской Федерации. На примере влияния естественных монополий на уровень инфляции в стране, был рассмотрен такой важный фактор инфляции, как «ожидание».

Государству необходимо четко регулировать процесс антиинфляционной политики. Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы проведения антиинфляционной политики: постепенное осуществление с ориентацией на длительный период, или проводить ее резко («шоковая терапия»). Выбор подхода зависит от размеров страны, состояния ее экономики, степени и условия вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановкой в стране и т.п.

В России основным инструментом проведения антиинфляционной политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита.

Список источников

1.   Болдырев, Ю.И. Проекция глобального кризиса на Россию: что делать государству и «простому человеку»? - Российский экономический журнал - 2008 - №7-8 - 3-15 с.;

2.       Вечканов, Г.С. Макроэкономика: Учебник для вузов / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - 2-е изд., СПб.: Питер, 2006. - 544 с.;

3.       Экономическая теория: Учебник для вузов / ред. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич. - 4-е изд., СПб.: Питер, 2010. - 560 с.;

4.       Журавлева, Г.П. Экономическая теория/Г.П. Журавлева, В.И. Бархатов. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 848 с.;

5.       Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000 - 861 с.;

6.       Корниенко, О.В. Экономическая теория: учеб. пособ. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 410 с.;

7.       Попов, А.И. Экономическая теория. 4-е изд./А.И. Попов. - Спб.: Питер, 2006. - 544 с.;

8.       Академик: электрон. словарь. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 09.04.2013);

9.       Административно-управленческий портал: электрон. библиотека. URL: http://www.aup.ru (дата обращения: 23.04.2013);

10.     Бизнес и финансы: электрон. газета. URL: http://www.km.ru (дата обращения: 03.04.2013);

11.     Ведомости: электрон. газета. URL: http://www.vedomosti.ru (дата обращения: 03.04.2012);

12.     Википедия - электрон. энциклопедия: [сайт]. URL: http://wikipedia.org (дата обращения: 01.04.2013 г.);

13.     Газета «Жэньминь жибао <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%8D%D0%BD%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BE>» он-лайн - электрон. газета: [сайт]. URL: http://russian.people.com.cn/31518/8089632.html (дата обращения: 01.04.2013 г.);

14.     Газета.ru - электронная газета: [сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2012/07/20/n_2445293.shtml (дата обращения: 01.04.2013 г.);

15. Институт проблем естественных монополий: [сайт]. URL: http://www.ipem.ru/index.php/2008-08-14-07-17-03/2008-08-14-07-37-58/48-2008-08-14-06-40-40/1196-2012-09-10-04-02-44.html (дата обращения: 01.04.2013 г.);

16.     Институт «Экономическая школа». Официальный сайт. URL: http://economicus.ru/library.htm (дата обращения: 01.04.2013 г.);

17.     Наумов В.В. Ценообразование - Учебный курс: [электрон. учебно-методический комплекс]. URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook098/book/index/index.html?go=part-011*page.htm (дата обращения: 16.04.2013 г.);

18. О Деньгах. Ваш финансовый консультант [сайт]. URL: http://www.odengax.ru/info/news/20111213-politics.html (дата обращения: 01.04.2013 г.);

19.     РиаНовости - национальное хост-агентство: [сайт]. URL: http://ria.ru/economy/20130109/917438846.html (дата обращения: 01.04.2013 г.);

20.     Российская газета - электронная газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/01/16/primakov.html (дата обращения: 01.04.2013 г.);

21.     Росстат [сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.04.2013 г.);

22.     РФ Федеральная служба государственной. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 07.04.2013 г.);

23.     РЦБ.РФ. Официальный сайт. URL: http://www.rcb.ru (дата обращения: 07.04.2013 г.);

24.     Современная экономическая теория. Электрон. энциклопедия. URL: http://modern-econ.ru (дата обращения: 06.05.2012);

25.     Финмаркет. Группа интерфакс - информационное агентство: [сайт]. URL: http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3229614 (дата обращения: 01.04.2013 г.);

26.     Яндекс словари. Большая советская энциклопедия: электрон. энциклопедия. URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 09.04.2013 г.);

27.     Infocrisis.ru - специальный проект: [сайт]. URL: http://www.infocrisis.ru/analytics/11852.html (дата обращения: 01.04.2013 г.);

28.     LB.ua - избранное для всех: [сайт]. URL: http://economics.lb.ua/world/2013/01/30/187524_ekonomika_ssha_sokratilas_vpervie.html (дата обращения: 01.04.2013 г.);

29.     Finance.ua: [сайт]. URL: http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2013/02/16/296647 (дата обращения: 01.04.2013 г.).

Похожие работы на - Воздействие мировых товарных цен на глобальную и российскую инфляцию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!