Культура Германии в евроконтексте ХХ века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура Германии в евроконтексте ХХ века

Введение

век был веком переломных событий, не имеющих аналога. Три глобальных конфликта - обе мировые войны, «холодная война» - и серия революционных преобразований оставили глубокие следы в жизни государств и народов. Это в особой мере относится к Германии - уже потому, что расположенная в центре Европы страна несет основную ответственность за развязывание обеих мировых войн, или потому, что она больше других была затронута такими явлениями, как «холодная война» и исчезновение биполярного миропорядка в конце 80-х годов. При крахе послевоенного миропорядка немцы оказались перед лицом принципиально новой внутри- и внешнеполитической ситуации. На этот раз они получили выгоду от политической динамики, конечным пунктом которой стал развал Советского Союза в конце 1991 г. Ведь такое развитие привело в 1990 г. к объединению двух германских государств, и таким образом немцы впервые за почти полвека снова обрели полный суверенитет.

Так получилось, что объединенная Германия практически сразу же вновь оказалась в центре мировых политических событий. Переориентация произошла успешно благодаря основным чертам германской внешней политики, сложившимся и закрепившимся с момента основания Федеративной Республики. Настрой на широкий внешнеполитический консенсус и на определенную преемственность был и является одним из ярко выраженных признаков политической культуры. Это касается начатого еще во времена Конрада Аденауэра, первого федерального канцлера, трансатлантического партнерства и процесса европейской интеграции, стремления к добрососедским отношениям, - прежде всего с Францией, ради которых германская внешняя политика прилагала усилия с начала 50-х годов - а также своевременно начатого трудного процесса примирения с Израилем. Звучит естественно, однако на фоне германской политики и способов ведения войны в первой половине XX века и перед лицом жестких конструкций «холодной войны» это был значительный вызов. С конца 60-х годов, во времена канцлера Вилли Брандта, такая ориентация на Запад была дополнена политикой примирения с Польшей и другими государствами Восточной и восточной части Центральной Европы, которая постоянно развивалась. С Россией в свою очередь Германию сегодня связывает стратегическое партнерство.

Однако фундаментом германской внешней политики, который расширяли все федеральные правительства, являлась и является широкая интеграция страны в структуры многостороннего сотрудничества. После опыта двух мировых войн это диктовалось непременным желанием соседей удержать немцев с помощью интеграции и контроля от эксцессов и «походов в одиночку»; это диктовалось также элементарными потребностями немцев в мире, безопасности, процветании и демократии, а также пониманием того, что интеграция их страны является предпосылкой для воссоединения Германии.

История признала их правоту, и потому не случайным было то, что именно немцы, когда после прекращения конфликта между Востоком и Западом речь зашла об опоре и ориентации, сконцентрировали свое внимание на тех международных организациях, которые служили опорой еще «старой» Федеративной Республике и давали ей перспективу. Это относится как к Европейскому Союзу (ЕС), так и к Североатлантическому альянсу (НATO), Организации Объединенных Наций (ООН), центральному месту для разрешения конфликтов, и к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Однако на всех этих объединениях лежал отпечаток конфликта между Востоком и Западом, т.е. уже завершившейся эпохи. В то время как организации коммунистического мира в 1991 г. были распущены, а СБСЕ превратилась в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), западные сообщества и ООН после прекращения «холодной войны» столкнулись с проблемой более и менее серьезных реформ.

Ключ к будущему Европы - это Германия. Тем или иным образом это справедливо, по крайней мере, вот уже на протяжении века. Потому ирония случайностей является очень острой. Если Гельмут Коль был первым канцлером объединенной Германии после Адольфа Гитлера, то Франсуа Олланд является первым французским президентом-социалистом со времён Франсуа Миттерана и ведь именно ему предстоит борьба с … наследием Миттерана! Валютный союз, при помощи которого Миттеран хотел иметь влияние на объединенную Германию, привел к тому, что роль Германии, напротив, сильно возросла.

Во время воссоединения Германии немецкие политики не уставали повторять, что их целью является то, что писатель Томас Манн выразил в следующем мотто: «Не немецкая Европа, но европейская Германия». Но сегодня мы наблюдаем как раз за европейской Германией в немецкой Европе. Именно Германия является примерной европейской страной: цивилизованной, демократической, гуманной, законопослушной.. Но в центре этой немецкой Европы все же находится «Берлинская республика»: по крайней мере, когда речь заходит о политэкономических вопросах, Германия без промедления призывает к оружию. (Это не относится к внешней и оборонной политике Европы, где роль Франции и Великобритании является более важной.) К такому положению Германия не стремилась - лидерство ей было навязано.

Более того, если для получения поддержки воссоединения Германии Гельмут Коль согласился на создание в крайне сжатые сроки Европейского валютного союза, пусть даже без союза политического, столь необходимого для стабильности Еврозоны, то после своего воссоединения Германия резко изменила свое мнение по поводу европейского проекта. По тем же самым связанным между собой историческим причинам, существующим вот уже больше 20 лет, потребность Германии внести свой личный вклад в будущее Европы сегодня переживает серьезный кризис: и само это идеалистическое желание, и чисто инструментальная способность Германии его воплотить находятся под большим вопросом.

Без сомнения, если бы Коль до сих пор оставался канцлером Германии, он без всяких сомнений проводил бы последовательную политику сохранения Еврозоны через политическую интеграцию ЕС. Меркель же и ее соратники отреагировали на угрозы по-разному, предпринимая минимум мер, необходимых для предотвращения коллапса. Меркель во многом является олицетворением современных европейских гражданских добродетелей новой Германии. Но в то же время она является блестящим внутриполитическим тактиком. Независимо от перемен настроения, Меркель всегда прекрасно знает и помнит, с каких сторон ей может угрожать опасность: Бундестаг, Конституционный суд Германии, Бундесбанк, остающийся все еще очень влиятельным игроком в немецкой повестке дня и, последний по счету, но точно не по значению, популярный таблоид «Bild».

Большинство немцев даже не скрывают, насколько им не нравится идея спасения греков и испанцев. Стоит также помнить, что они были против решения Гельмута Коля отказаться от немецкой марки. В немецком опросе, проведенном в мае 2012 года, не менее 49% респондентов заявили, что введение евро было ошибкой. До сих пор среди немцев не проведена разъяснительная работа о преимуществах, приобретенных ими после создания Еврозоны. Тем не менее, европейская Германия является свободной страной, открытой для диалога, и попытки его ведения все еще предпринимаются.

Целью моей работы является анализ предпосылок и современного положения Германии в Евроконтексте.

Для достижения целей можно выделить следующие задачи:

·рассмотреть историческое наследие Германии и немецкий менталитет;

·понять, что значит «быть немцем» и рассмотреть проблему миграции в Германии;

·определить роль Германии в Европе;

·рассмотреть историю взаимоотношений Германии и России.

Объектом моей работы является история взаимоотношений Германии и Европы, Германии и России, а также особенности Германии.

Предметом работы является культура и внешнеполитическая жизнь Германии в контексте европейской.

Хронологические рамки: рубеж XX - XXI столетий.

Степень изученности темы:

·Максимычев И.Ф. Падение Берлинской стены. Записки очевидца. // «Новая и новейшая история». 2000. № 4.

·Верлин Е. // «Эксперт» 16 апреля 2001 №15 стр. 66-68

·Йоханнес Гёбель, // «Made in Germany». 4/2012, стр. 20-21

·Оливер Хайльваген, Русский Берлин. // «Deutschland» , 13 ноября 2012

·Ватлин А.Ю. Германия в 2000-2010 годах / А.Ю. Ватлин // Новая и новейшая история. - 2010. - №6. - С. 18-37.: Анализируются ключевые тенденции общественно-политического развития ФРГ первого десятилетия XXI в.

·Илларионов С.А. Германские города в раннее Средневековье. // Вопросы истории. - 2010. - №1. - С. 164-168: Вопрос о том, были ли западные города в Европе преемниками римских городов, вырастая из них, или являлись созданиями франкских завоевателей - предмет более чем вековой дискуссии. Изучение процесса становления и развития средневековых городов Германии посредством комбинации письменных и археологических источников позволило выяснить основные этапы их развития - от Античности к Средневековью, происходивших как на западе, так и на востоке Германии.

Источниковая база:

·Устав ООН и учредительные акты Европейского союза;

·Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 год (СБСЕ);

·Парижская хартия для новой Европы, 1990 год (СБСЕ);

·Декларация по агрессивному национализму, 1993 год (СБСЕ);

·Хартия европейской безопасности, 1999 год (СБСЕ);

·Распоряжение Президента РФ от 30.12.2011 N 825-рп «О проведении Года Российской Федерации в Федеративной Республике Германия и Года Федеративной Республики Германия в Российской Федерации»;

·Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 1990 г.

·Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств (1992)

Глава 1. Немецкая культура

.1 Историческое наследие Германии

культура германия европейский

Как и любая другая органическая часть великой европейской культуры, ее немецкая составляющая формировалась на христианской основе с существенными вкраплениями дохристианских верований и сказаний племен, из которых впоследствии сложилась германская нация. Отличительной чертой культуры Германии нового времени стало повышенное внимание образованных слоев общества к преданиям и фольклору дохристианского периода, которое нарастало по мере того, как религиозное миросозерцание сдавало свои позиции. По ряду исторических причин в раннем германском фольклоре преобладали трагические темы и тона безысходности. Поэтому столь убедительно блестящее определение сути немецкой культуры, данное А.А. Блоком, который говорил о «сумрачном германском гении».

Немецкие националисты охотно прибегали к древнегерманской символике в её исходной субстанции и более поздних трансформациях, чтобы подчеркнуть неординарность немцев, утвердить их право на особое положение в Европе.

Философией многих немцев был и остался расплывчатый мистицизм. В стесненных жизненных условиях, при тягостном отсутствии происшествий фантазия немцев не могла отталкиваться от крупных событий, личностей и перспектив, но лишь от локальных сенсаций и легенд далекого прошлого. Другие народы жили реальной политической историей, в Германии же место истории заняли сказания, мифы, предания. Для других народов нация была ясным политическим понятием, для немцев - мистическим представлением, гигантской, безбрежно растекающейся призрачной грезой. Другие народы защищали прочно основанное государство, немцы мечтали о «рейхе», простирающемся в туманно неопределенных границах наподобие империй Каролингов и Гогенштауфенов.

Культ языческого прошлого сыграл роль «идеологического оружия» в милитаризации германского общества на протяжении последней трети XIX в. Комментируя свой тезис о «прерывистости» проявления человеческой природы «как в отдельных лицах, так и в целых народах», В.О. Ключевский писал в 1904г.: «В конце XVIII и в начале XIX в. в Европе не было народа более мирного, идиллического, философского и более пренебрегаемого соседями, чем немцы. А менее чем сто лет спустя после появления Вертера и только одно поколение от Йены этот народ едва не завоевал всей воинственной Франции, провозгласил право силы как принцип международных отношений и поставил под ружье все народы континентальной Европы».

Культ германских воинских доблестей, базировавшийся прежде всего на предании о князе херусков Германе, одержавшем в 9 году н. э. победу над римскими легионами в Тевтобургском лесу, процветал уже во времена Второго рейха. После 1933 г. поклонение вождям воинственных германских племен, благоговение перед древнегерманскими сагами и более ранними нордическими мифами и их битвами и войнами, официально провозглашенная генеалогия современных немцев, утверждавшая их происхождение от вечно воевавших первоначальных обитателей Скандинавии, господствовали во всех сферах культурной жизни нацистской Германии.

Легенда о «Германе-херуске» продолжает жить и в наши дни. Летом 2009 г. в окрестностях Детмольда, где в лесу на 26-метровом цоколе стоит гигантская статуя «освободителя германцев» в крылатом шлеме и с поднятым мечом, состоялись празднества по случаю 2000-летия битвы.

Сейчас отличия в понимании сущности культуры и восприятия германской истории между объединившимися в 1990 г. частями Германии являются одним из наиболее значимых факторов, препятствующих созданию однородной культурно - цивилизационной среды на всей территории современной ФРГ. Периодически предпринимаемые попытки найти выход из сложившегося положения на путях провозглашения «отмирания» национальных культур и возникновения «единой европейской культуры» в рамках Европейского союза не дают положительных результатов, поскольку противоречат реальностям и тенденциям развития. Мир является свидетелем не только повсеместного укрепления давно оформившихся крупных наций, упорно сопротивляющихся любым попыткам нивелировки, но и обособления мелких национальных образований, о существовании которых вчера никто не подозревал.

После 1945 г. немцы действительно стремились к максимальной интеграции вплоть до «растворения» в рамках соответствующих союзов не только по материальным соображениям, но и потому, что хотели сами забыть свое недавнее прошлое и заставить других забыть о нем. Но эти «другие», всячески приветствуя установление коллективного контроля над немцами, вовсе не горели и горят желанием жертвовать своей национальной идентичностью. Особенно четко это прослеживается в области послевоенных франко - германских и англо-германских отношений, играющих определяющую роль в Западной Европе и задающих тон всему процессу европейской интеграции. Ни французы, ни англичане не готовы стать единой нацией с немцами, хотя довольно успешно строят с ними Малую Европу.

Нельзя не видеть, что устойчивость современной немецкой цивилизации в условиях продолжающейся глобализации ослаблена по сравнению с другими крупными европейскими нациями, сталкивающимися со схожими проблемами. Факторы, вызывающие это ослабление, имеют внешний и внутренний характер. К однозначно внешним факторам относится та настороженность, с которой соседи Германии следят за всем происходящим в ней. Прошлое не забыто. Обе развязанные Германией мировые войны XX в. присутствуют в сознании европейцев и сегодня. Любые происходящие в ФРГ изменения в смыкающейся с идеологией сфере культуры немедленно привлекают к себе пристальное внимание, которое вряд ли можно квалифицировать как доброжелательное.

Склонность немцев к «самосостраданию» при воспоминании о Второй мировой войне (англо-американские бомбардировки германских городов, выселение немцев из сопредельных государств и с отошедших от рейха территорий, тяготы первой фазы оккупационного периода и т.д.) вызывает однозначно негативную реакцию заграницы. Тот факт, что в насаждении подобных настроений в Германии участвуют деятели культуры масштаба Гюнтера Грасса, только усиливает за пределами Германии критическое восприятие подобных проявлений массовой психологии немцев.

Становится все более очевидным, что внешнее благополучие отношений Германии со своими (прежде всего восточными) соседями зиждется на довольно шатком фундаменте. До возникновения «общей евросоюзной» культуры, предполагающей по меньшей мере совместимое понимание истории Европы в XX в., остается ещё необозримо долгий путь.

1.2 Немецкий менталитет и комплекс вины

Ментальности по своей природе субъективны. Для того, чтобы получить репрезентативные данные, необходимо изучить источники, формирующие модели восприятия и суждений, доминирующие в том или ином обществе. Одним из таких источников являются школьные учебники и атласы по истории. Они призваны передавать историческое знание молодым и одновременно давать интерпретацию исторической самооценки и формировать представление о мире в целом, характерное для данного общества. Таким образом, школьные учебники и атласы могут рассматриваться как своего рода "национальные автобиографии".

До 1914 г. во многих учебниках особо подчеркивались "достижения Кайзера на благо мира", утверждалось, что "в качестве надежного защитника мира" он немало преуспел в борьбе с внешней опасностью. В книге для чтения Мартенса провозглашалось, что благодаря сдержанности немецкой политики не только целое поколение живет без войны в Европе, но также ослаблены напряженность и разногласия между отдельными государствами (особенно между Германией и Францией).

В школьных учебниках акцент делался на внутриполитическом развитии; при этом превозносилась государственная социальная политика и осуждались цели, которые выдвигали социал-демократы. К тому же критическая оценка внешнеполитической ситуации могла бы посеять сомнения в правильности политического курса, определяемого императором, поскольку она была не в состоянии отвести воображаемую угрозу и достигнуть желаемых результатов. Главной оказывалась не задача передачи конкретных знаний, а прославление монарха. Однако надо отметить, что в ходе общественной дискуссии выявились различные взгляды. С другой стороны, немецкое меньшинство по ту сторону границ автоматически рассматривалось как аванпост немецкой экспансии. Имея в виду такую возможную перспективу, на этнографических картах особо были обозначены территории, куда "естественным образом" могла устремиться экспансионистская политика Германии. Журнал пояснял, что "во все известные нам периоды истории" Россия была "местом поселения немцев". Проживание немецкого меньшинства на Балтийском побережье, распространение немецкого языка в письменной и устной речи через Балтику и Скандинавию втягивало весь Балтийский регион в "сферу немецкой культуры", в которой немцы с их идеей "более высокой культуры" демонстрировали свое превосходство над славянами.

Преподавание истории во время первой мировой войны многократно критиковалось и в конечном итоге подверглось фундаментальному пересмотру. Теперь ученики должны были стараться понять, почему вчерашние соперники превратились во врагов, и за что воюет Германия. Для этой цели был по-новому сгруппирован весь учебный материал, была изменена и основополагающая ориентация уроков истории.

Авторы школьных учебников принялись за переписывание всей истории, предшествующей 1914 г., трактуя ее в качестве прелюдии последующего военного периода. Мировая война рассматривалась как результат "политики окружения", осуществляемой Англией, Францией и Россией. "Глубоко укоренившееся стремление к реваншу" со стороны французов, "пагубная склонность" русских к "завоеваниям" и "расчетливая мелочность" англичан объединились для того, чтобы уничтожить Германскую империю. Таковы были, по их мнению, причины возникновения мирового вооруженного столкновения.

В журнале Ассоциации учителей истории в 1915 г. заявлялось: «Мирный договор должен "обеспечить Германии территории, необходимые ей для защиты своих позиций как мировой державы", поскольку немецкие континентальные владения оказались в прошлом явно недостаточными».

Прежде всего, это касалось Восточной Европы, которая теперь рассматривалась в виде исконно немецкой "культурной территории", и делалась попытка представить расширение сферы немецкого влияния на Востоке с помощью картографии. С этой целью опубликовали в 1917 г. карту с включением в нее указаний на лингвистические, правовые и культурно-исторические обстоятельства: немецкий язык служил языком образования и торговли, немецкие муниципальные законы и нормы деятельности гильдий стали "основой для всего дальнейшего развития Восточной Европы на столетия", и даже распространение типа немецких домов обозначило "границу между западной и восточной культурой". Несколько линий, проведенных от Санкт-Петербурга до Черного моря, должны были служить подтверждением данного тезиса. Таким образом, предлагалось и оправдывалось проведение границы, которую спустя несколько месяцев Центральные державы навязали России в Брест-Литовске.

После 1918 г. немецкие школьные учебники придерживались тех объяснений причин и событий войны, которые возникли в ее ходе. Республиканские авторы восприняли как само собой разумеющийся факт, что они должны быть утверждены. Среди них Франц Шнабель, который заявил: "Английская политика (окружения) не была бы возможной без реваншизма и панславизма, но для того, чтобы война началась, необходимо было слияние этих трех потоков в один. Причины мировой войны уходят корнями в договоры 1904 г. и 1907 г.".

Если рассматривать Версальский мирный договор с Германией под тем углом зрения, что державы Антанты планировали и готовили войну как разрушительную, то этот договор предстает продолжением войны против Германии и подтверждением немецкого анализа ее причин. Арнольд Рейман утверждал, что целью Версальского договора было "сокрушить Германию экономически и морально". По словам Франца Шнабеля, он "ввергал всю нацию в ярмо вины и рабства". Французский "победный мир", считал он, отрицал "идеи примирения народов, равно как и всего человечества, идеи справедливости и внутренней свободы наций".

В одном школьном атласе опубликованы были три карты, озаглавленные "Окружение Германской империи до и после мировой войны". Они призваны были подтвердить, что после франко-русского пакта Германия оказалась в окружении враждебных государств. В комментарии категорически утверждалось, что "даже сегодня (1929 г.) наше Отечество находится под двойным, если не большим гнетом", оно окончательно стало "военно-политическим" заложником. С мрачным предчувствием комментарий заканчивался вопросом: "Как удастся Германии в будущем выпутаться из этого угрожающего удушением вражеского альянса?".

Немцы не хотели смириться с результатами войны. Карты внушали ученикам мысль о беззащитности Германии перед внешней угрозой и о необходимости изменения этой ситуации. Авторы школьных учебников Веймарской Германии приложили немалые дидактические усилия для укоренения этой идеи. Карта Европы, озаглавленная "военный лагерь вокруг Германии", демонстрировала послевоенную систему союзов и указывала предполагаемую силу армий европейских соседей, создавая, таким образом, впечатление окруженности Германии несметными полчищами. На другой иллюстрации европейские страны были обозначены в виде солдат в военной форме своих стран. Размер фигур соответствовал численности армий, и они были сгруппированы по блокам времен мировой войны - Антанта против Центральных держав. Смысл этой картинки был абсолютно ясным: Германии по-прежнему угрожает "вражеское окружение".

В это же время в школьных атласах появились карты, широко распространявшиеся во время мировой войны. В 1930 г. на карте "Мировая война" была показана линия фронта и особенно тот рубеж, до которого продвинулись немецкие войска на Востоке, и тут же за ней следовала карта "Немецкое население и территории культурного влияния в Центральной и Восточной Европе". Вся площадь бывшей Габсбургской монархии была покрыта двойной красной штриховкой как "территории, находившиеся под властью Германии в течение сотен лет. Чешская часть Чехословакии была обозначена как "Область немецкой культуры". Польша, Прибалтика, Румыния и Россия вплоть до линии от Ладожского озера до устья Днепра были заштрихованы красным как территория распространения германского праязыка на Восток". Эта линия в той или иной степени соотносилась с наибольшим продвижением немецких войск, показанным на карте мира ранее. Таким образом, эта вызывающе красная штриховка должна была означать, что в 1918 г. немецкая армия достигла на Востоке границ естественного немецкого влияния в Европе.

Сегодня в центр общественных дискуссий выдвигаются вопросы: «Что значит быть немцем?» и «Какой должна быть Германия?». Подчеркнуто позитивный отклик среди населения встретило выдвинутое из рядов христианских демократов требование о том, чтобы немецкий язык и немецкая культура были обязательны для всех, кто решил жить в ФРГ. В 2000 г. Фридрих Мерц, бывший тогда председателем фракции ХДС в бундестаге, сформулировал тезис о «ведущей культуре», каковой для Германии должна быть, естественно, немецкая культура. Возражения со стороны зеленых и глобалистов, утверждающих, что время национальных культур прошло и будущее за мультикультурными обществами, не встречают понимания в Германии. Идеи Мерца стали твердой составной частью современного политического дискурса в Германии.

Большинство немцев не готовы отказаться от национальной идентичности. После убийства в конце 2004 г. голландского режиссера исламским фанатиком и беспорядками в трущобных кварталах французских городов осенью 2005 г. германские политики прямо заговорили о крахе проповедующейся глобалистами концепции «мирного сосуществования» на равных правах различных культур и цивилизаций в Европе. В средствах массовой информации ФРГ все чаще публикуются материалы, отражающие рост религиозного фанатизма у молодых мусульман, живущих в Германии. Активность исламских террористов в странах Евросоюза усиливает враждебное отношение массы германского населения к иммигрантам из мусульманских стран.

В цивилизационной сфере решающим моментом являются отсутствие перекосов, устойчивость, стабильность. Возрождение национального самосознания немцев, будучи процессом естественным, неизбежным и в целом благотворительным, нарушает сложившиеся за последние полвека равновесие в Европе в условиях, когда отрыв западной части континента от его восточной части углубляется. Вопреки всем заявлениям, совместным декларациям и коммюнике сегодня граница между европейским Западом, постепенно поглощающим европейский Центр, и европейским Востоком, который представлен в основном Россией и Белоруссией, а также до определенной степени Украиной, ощущается в ряде случаев острее и, главное, болезненнее, чем это было даже в годы холодной войны. Без полнокровного равноправного участия России в делах континента не удается обеспечить условия для бесконфликтности внутреннего развития Европы. В лице России Германия располагает сразу надежным партнером, уравновешивающим противовесом и перспективной сферой приложения избыточной экономической энергии.

Взаимодействие в рамках франко - германо - российской тройки очень хорошо отразило осознание этого общеевропейского императива. Совместные усилия Франции (Запад), Германии (руководящая сила Центра) и России (Восток) носили характер «пилотного проекта» в деле строительства Большой Европы, без оформления которой континент не сможет вернуть себе хотя бы часть былого влияния в мире.

Крупнейшая западноевропейская страна - Германия, приняла в последние годы больше мигрантов, чем вся остальная Европа. Именно на Германию ложится наибольший груз идущего в основном с востока на запад потока континентальной, легальной и нелегальной, миграции.

В структуре населения этой самой крупной страны Европейского союза, достигшей после объединения страны 82млн.человек, почти каждый десятый - иностранец, не имеющий немецкого гражданства. Речь идет о легально проживающих в стране иммигрантах, основная масса которых, происходящая из стран восточной Европы, - особенно резкий прирост наблюдался с 1987г. Так, в одном только Берлине существует русскоязычная диаспора, которая насчитывает уже 300тыс. человек. 100тыс мигрантов составляет евреи.

Федеральная служба статистики ФРГ предсказывала в 2000г., что при отмеченных тенденциях численности населения Германии к 2050г. Составит лишь 64,9млн. человек, и это при условии, если сальдо миграции будет ежегодно равно 100тыс человек. Так же официальная статистика еще в конце 90-х гг. зафиксировала, что лишь 25% старых и новых иммигрантов в ФРГ происходят из стран ЕС (на первом месте итальянцы 600тыс.человек), остальные из-за рубежей. За сорок лет, с 1954-1995гг. на немецкую землю приехали 22,7млн.человек, и за те же годы покинули 16,2млн., тем самым прирост населения за счет миграции составил за те же годы 6,5млн.человек.

Среди последних, немало таких, которых относят к категории нелегалов. В стране насчитывается около 470тыс. подлежащих по закону высылке иммигрантов, половина из которых, используя существующие юридические зацепки, может оставаться в стране неограниченное число лет. Так, только в Гамбурге проживает от 15 до 20 тысяч ищущих убежища в ФРГ. Все они живут под Домокловым мечом высылки в страны их прежнего проживания, которое может случиться для беженца прямо сегодня.

Наиболее заметной добавкой к местному населению, не считая поздних переселенцев немецкой национальности, многие из них из стран бывшего СССР и восточной Европы, с превеликим трудом интегрируется в общество, являются турецкие «гастарбайтеры». Турецкая миграция самая мощная количественно. По официальной статистике еще к конце XXвв. число турок в Германии перевалило за 2млн. и в настоящее время равно 2,1млн.

Наиболее заметная среди всех иммигрантов крупная и все возрастающая турецкая диаспора «гастарбайтеров», многие из которых, прежде всего выучившиеся в немецких школах дети иммигрантов, по недавно принятому закону могут получить немецкие паспорта, но все же с трудом вписываются в европейско-немецкую культуру. Впрочем, равно, как и представители многих других диаспор, среди них растущие группы азиатского, африканского, латиноамериканского происхождения, в том числе даже выходцев из коммунистического Китая. Китайцы из КНР прибывают в составе туристических групп, а зтем стремяться правдами и неправдами обрести статус беженца и остаться в ФРГ. В начале XXIв. Эти и другие стремящиеся стать «гастрабайтерами» нежелательные мигранты доставляют все больше беспокойства. 93% беженцев - «туристов» из КНР, по оценкам властей, согласно закону подлежат немедленной высылке, но судебные разбирательства могут длиться годами, и китайские соискатели статуса беженца на все это время остаются в ФРГ.

Глава 2. Взаимоотношения Германии с другими европейскими странами

.1 Роль Германии в Европе

Перед Европой стоят две грандиозные, возвышающиеся над всеми остальными задачи. Первое: во всей Европе должны воцариться свобода, мир и процветание, чего ЕС уже добился для своей части континента. Перед ЕС стоит задача преодолеть последствия раскола, вызванного многолетним конфликтом между Востоком и Западом, и создать связующее начало. Германия внесет в это свой вклад.

Поначалу в 1952 году вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами Федеративная Республика основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); а в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Благодаря договору о слиянии в Европейские сообщества (ЕС) от 1965 г. Были созданы единые органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома. При этом преследовалась цель повысить политический вес Европейского совета и Европейской комиссии и упорядочить деятельность совместных органов ЕС.

Новый Договор о Европейском Союзе. Дальнейшим шагом на пути углубления европейской интеграции стал новый Амстердамский договор, создающий также предпосылки для будущего расширения ЕС. Германия первой из стран ЕС ратифицировала этот договор. 1 мая 1999 г. он вступил в силу.

Прогресс, достигнутый после Амстердамского договора. На сессии Европейскогосовета в Берлине (март 1999 г.) было достигнуто единство относительно "Повестки 2000" , определяющей финансовые рамки ЕС на период 2000-2006 гг. Для Германии она означает сокращение бремени взносов в ЕС на 500 млн. евро (с 2002 г.) и на 700 млн. евро (с 2004 г.). Таким образом, Германии удалось добиться важного поворота в вопросе о финансировании ЕС.

Успех переговоров по Амстердамскому договору показал: европейцы намерены открыть новую главу в своей совместной истории. От успеха усилий в этом направлении зависит то, какую роль Европа и каждая европейская страна будут играть в следующем столетии.

На базе "Новой трансатлантической повестки" Германия прилагает усилия к расширению евроатлантического партнерства в XXI веке. Основной упор при этом делается на такие сферы, как торговля и экономика, внешнеполитическое сотрудничество, решение таких глобальных проблем, как охрана окружающей среды, миграция и борьба с организованной преступностью, а также активизация сотрудничества между общественными группами в рамках так называемого диалога "people-to- people".

Совет Европы.

Германия, вступившая в СЕ в 1950 г, активно сотрудничает с ним на всех уровнях при осуществлении его программ. Наряду с Францией, Великобританией, Италией и Россией Германия является одним из пяти крупнейших доноров СЕ. Ее доля в бюджет организации составляет 12,8 % около 45 млн. марок в 2000 г. Наряду с материальным вкладом значение имеет и идейный вклад.

Главные цели СЕ - поддержка прав человека, демократии и правового государства - имеют одинаковую важность. Наряду с этим Германия особенно заинтересована в поддержке процесса преобразований в новых государствах- членах.

Поэтому постоянный представитель Германии в СЕ является также председателем "группы докладчиков по вопросам демократической стабильности", которая занимается специфическими проблемами молодых демократических государств и, в частности, готовит решения Комитета министров о помощи в форме самых различных программ. Однако на фоне стагнации финансовых средств необходимо провести интенсивный анализ соотношения расходов и пользы.

Германия использовала председательство в Комитете министров (с начала ноября 1997 г. по начало мая 1998 г.) для того, чтобы внести свои приоритеты в деятельность СЕ, в частности, провести мероприятие, ставшее продолжением Стокгольмской конференции против сексуальной эксплуатации детей.

Вехами в области защиты прав меньшинств стали Рамочное соглашение о защите национальных меньшинств и Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств, инициативы, реализации которых в свое время в значительной мере способствовала Германия. Оба документа вступили в силу в 1998 г. Федеральное правительство по-прежнему стремится к тому, чтобы повысить роль немецкого языка в повседневной деятельности СЕ (официальные языки СЕ английский и немецкий). В настоящее время наряду с заседаниями Комитета министров и конференций на уровне министров на немецкий язык - по желанию - переводятся и заседания комитетов. В 1998 г. СЕ при финансовой поддержке германского МИДа издал на трех языках (немецком, английском, французском) сборник всех своих конвенций. Долгосрочной целью остается превращение немецкого языка в третий официальный язык СЕ. Для этого, однако, требуется, чтобы две трети государств-членов согласились внести соответствующие поправки в устав организации.

Благодаря Конвенции о согласительных процедурах и третейском производстве в рамках ОБСЕ, появившейся в результате германо-французской инициативы, ОБСЕ имеет возможности для мирного урегулирования спорных вопросов. Эта конвенция была открыта для подписания в конце 1992 г., 5 декабря 1994 г. она вступила в силу. На сегодняшний день ее подписали 25 государств.

Тот факт, что в области прав человека ОБСЕ разработала далеко идущие обязательства, - которые, хотя и не носят обязательно-правовой характер, оказывают весьма сильное, политически связующее влияние, поскольку они были приняты в результате консенсуса, - отвечает интересам Федеративной Республики. С целью непрерывного наблюдения за тем, как соблюдаются нормы ОБСЕ в области прав человека, регулярно проводятся встречи, в ходе которых критически и открыто, обсуждается положение с правами человека в государствах-участниках.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств, чей пост был создан по решению Хельсинкской встречи в верхах в 1992 г. при решительной поддержке Германии, призван в максимально ранний срок обнаруживать потенциальную зону этнической напряженности и, проводя прямые консультации с заинтересованными сторонами, содействовать ее ослаблению и ликвидации.

.2 Россия и Германия: отношения стран

Россия и Германия… Кажется, трудно найти страны, которые воевали бы друг с другом так ожесточенно, - и на поле боя, и в книгах и фильмах. «Русские прусских всегда бивали», - гордо говорил генералиссимус Суворов двести с лишним лет назад. Времена менялись, и счастье далеко не всегда оказывалось на нашей стороне. Но образ как будто намертво застыл в памяти - русские и немцы могут только сражаться.

Между тем, мало с каким другим народом, с какой другой культурой у русских было столько духовной близости, как с немцами. Шиллера и Гёте, Канта и Гегеля, Бетховена и Вагнера в России знали и любили больше, чем где бы то ни было, кроме их Родны. Германская наука и система образования всегда оставались для на эталоном и примером для подражания - недаром пушкинский Ленский «из Германии туманной привез учености плоды». Русские сатирики, особенно в эпохи войн и конфликтов , немало позубоскалили над «герром профессором», но тот же Ленский - один из самых романтических персонажей русской литературы - вернулся домой «с душой прямо геттингенской», то есть восторженной, возвышенной. Геттинген был и остается одним из лучших университетов мира. Значит, между наукой и поэзией нет непреодолимой пропасти.

Россию и Германию трудно представить союзниками. На фоне многочисленных конфликтов забылись даже времена, когда наши станы связывали нормальные, добрососедские и партнерские отношения. «Золотой век» российско-германских отношений был в последней трети XIX столетия при Бисмарке и Вильгельме II, но после двух мировых войн он кажется слишком давней историей. Короткий период сотрудничества Советской России и Третьего Рейха в 1939 - 1941 годах, от пакта Молотова - Риббентропа до вторжения Вермахта на территорию СССР, до сих пор остается слишком неоднозначной и идеологически болезненной темой, чтобы с него можно было брать пример. Но позитивный опыт партнерства в XX веке у наших стран есть.

Это 1920-е годы, оставшиеся в тени как предыдущего, так и последующего десятилетий. Годы без войны всегда запоминаются хуже, чем военные. Между тем именно двадцатые годы, период становления и укрепления советской власти в СССР и неустойчивой «веймарской» демократии в Германии, показали всю выгоду сотрудничества - в области политики и экономики, науки и техники, литературы и искусства.

«Ни одна страна не стоит ближе к России, чем Германия, - писал выдающийся ученый - геополитик Карл Хаусхофер. - Только Германия способна понять русскую душу. Германия и Россия были друзьями много столетий. Их экономические структуры взаимно дополняют друг друга. Они должны идти вместе».

Стоит вспомнить и о Берлине - самом большом «русском» городе в Европе к западу от Буга, пограничной реки между Польшей и Белоруссией. В германской столице проживают около 150000 человек, для которых русский язык родной; точное число неизвестно, поскольку так называемые российские немцы и контингентные беженцы иудейского вероисповедания статистикой не охвачены.

Иммигранты из стран СНГ после турок и поляков - третья по численности группа иностранцев в Берлине. Это имеет свою традицию: в 20-е годы район Шарлоттенбург в шутку называли «Шарлоттенградом», так как здесь, по некоторым оценкам, поселились многие из 350000 россиян, покинувших родину после Октябрьской революции.

Среди них был и Владимир Набоков. Получивший позднее всемирную известность писатель с 1922 по 1937 г. жил в Берлине. Он зарабатывал себе на жизнь, обучая желающих игре в теннис, и написал здесь свои первые романы. Своего рода последователем Набокова является пишущий на немецком языке Владимир Каминер. Его книга «Русская дискотека» недавно была успешно экранизирована - с Маттиасом Швайгхёфером, звездой немецкого кино, в главной роли. Фильмы на русском языке можно регулярно смотреть в кинотеатре «Крокодил» в берлинском районе Панков; ежедневно здесь демонстрируются авторские фильмы из стран СНГ. Кассовые фильмы, показываемые там, демонстрируются уже в городском масштабе в рамках традиционной «Недели российского кино» осенью.

Популярны и другие «русские СМИ»: два издательства в Берлине выпускают еженедельные газеты и ежемесячные журналы на русском языке, распространяемые по всей стране. «Радио Русский Берлин» транслирует днем русские новости и поп-музыку, благодаря чему, по данным самой радиостанции, ее слушают 35000 человек в час. Русская культура постоянно представлена и в берлинских культурных учреждениях.

В Мартин-Гропиус-Бау, пожалуй, в самом важном в Германии культурном центре для временных выставок, каждый год устраиваются одна-две специальные экспозиции на российскую тематику. Весной 2012 г. здесь прошла выставка конструктивистского искусства и архитектуры 1915-1935 гг. под названием «Строительство революции».

Россия и Германия вот уже много лет поддерживают тесные культурные и торговые контакты. Наметившиеся экономический рост и стабилизация рынка, развитие законодательной базы, повышение платежеспособности российских потребителей обеспечивают России привлекательность для немецких кампаний. Начиная с 1990 года были заключены в большом количестве двухсторонние соглашения - в социально-трудовой области, в области молодежного сотрудничества, в области охраны окружающей среды, о взаимопомощи при крупных катастрофах и стихийных бедствиях, о культурном взаимосотрудничестве, о международном воздушном и автомобильном сообщении. Была заключена Договоренность, регламентирующая задачи, условия и порядок работы Совместной Комиссии, изучающей новейшую историю германо-российских отношений.

Подписано соглашение, облегчающее взаимные поездки граждан РФ и ФРГ. С 1998 года каждый год проходят германо-российские консультации.

К началу 21 века отношения между Германией и Россией приняли характер стратегического партнерства. Период с 2002 по 2003 ознаменовался бурным ростом торгово-экономических отношений, причиной тому были развитие новых взаимовыгодных векторов сотрудничества и улучшение политической обстановки в России. Сегодня Германия - крупнейший торговый и финансовый партнер России.

.3 Перекрестный год России и Германии

«Германия и Россия: вместе строим будущее» - девиз Года Германии в России 2012/13. В течение целого года Германия, которую связывают с Россией давние прочные отношения, была представлена в самых разных сферах в качестве креативного, ориентированного на инновации партнера.

В фокусе программы, состоящей почти из тысячи мероприятий, стоят шесть центральных тем:

·Жизнь в Германии

·Современная культура

·Город и окружающая среда

·Общество, экономика, политика

·Образование и наука

·Общая история

Год Германии представлен в пятидесяти городах России самым широким спектром событий. Если в 2012 году его основными площадками являлись Москва и Санкт-Петербург, то в первой половине 2013 года место действия переместилось в регионы России. В частности, мероприятия были запланированы в Новосибирске, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Красноярске и Калининграде.

Год Германии в России 2012/13 призван укрепить российско-германские партнерские отношения в политической, социальной, экономической и культурной сферах, упрочить существующие контакты и инициировать новые, предложить идеи для решения глобальных вопросов и проложить пути в совместное будущее России и Германии.

Обширная, ориентированная на будущее программа Года Германии охватывает большую аудиторию и различные целевые группы как в России, так и в Германии. Она также призывает к дальнейшему тесному сотрудничеству между двумя странами.

Организаторами Года Германии в России 2012/13 являются Министерство иностранных дел Германии, Гете-Институт и Восточный комитет германской экономики при поддержке Германо-российской внешнеторговой палаты.

Заключение

Объединенной Германии в 21 веке удалось почти окончательно преодолеть серьёзные трудности в отношениях с другими европейскими странами после двух мировых войн и занять одно из ведущих мест среди цивилизованных стран. Современная Германия - крупнейшее национальное государство объединенной Европы. В разных уголках мира, приминительно ко многим сферам общественной жизни о Германии говорят как о «удавшейся демократии» и образце для подражания.

Немцы гордятся этим и в то же время не забывают об особой исторической ответственности своей страны. Отказ немецкой нации от поиска «зондервега» - особого пути, противостоявшего ценностям либеральной демократии, был непростым и долгим и на Востоке, и на Западе страны. Похоже, что немцы оказались способны извлекать уроки из прошлого. В отличие от объединения Германии Бисмарком, второе объединение страны свершилось не «железом и кровью», а произошло в мире и согласии со всеми её соседями. Падение берлинской стены в ноябре 1989 г. стало материальным воплощением исчезновения «железного занавеса», разделившего европейский континент в эпоху глобальной конфронтации.

В общественном сознании современных немцев доминирует консенсус, оно возвращается к признанию позитивной роли национальных ценностей, получающих ныне современную европейскую интерпретацию. Речь идет, прежде всего, о положительной оценке «срастания» немецкой нации и об интеграции в общественно-политическую систему Западной Германии бывшей ГДР. Хотя этот процесс ещё не закончен, самый сложный отрезок пути уже преодолен. За первые 10 лет после объединения на трансформацию «новых федеральных земель» была потрачена фантастическая сумма - 1,8 триллиона марок ФРГ. Только ныне становится очевидным весь масштаб произошедших изменений: воссоединение привело не только к исчезновению ГДР с политической карты Европы, но и в значительной степени изменило саму ФРГ, ее экономический потенциал, политическую систему, общественные нравы. Не будет преувеличением сказать, что ГДР практически растворилась в западном мире, что объединенная Германия в значительной мере сдвинулась на Восток - и не только в географическом смысле.

Возвращение ФРГ к роли «глобального игрока» на мировой арене, начатое в 90-е годы XX века, было продолжено и в первом десятилетии XXI в. Участие ФРГ в миротворческих акциях на разных континентах, пятитысячный корпус бундесвера в Афганистане, германские инициативы по борьбе с глобальным потеплением на планете - лишь наиболее яркие проявления этого процесса. Германия является важным посредником при решении многих проблем, разделяющих Восток и Запад Европы.

Судьба Германии и её вековых культурных традиций, образующих один из основных истоков реально существующей общеевропейской цивилизации, очень зависит от успеха объединения политических, экономических и культурных потенций континента. Германия останется Германией в том случае, если состоится ее полное и окончательное примирение не только с Западом и Центром континента, но и с Востоком Европы, причем не только в политическом или экономическом плане, но и в культурно-цивилизационном.

Активно выступая в разных сферах международной жизни, правящая элита ФРГ постоянно подчеркивает особый характер германо-российских отношений. Наши страны связывает не только экономическая взаимосвязь и близость подходов к устранению глобальных угроз современности, но и осознание общности исторического пути, не исключая и самые трагические страницы истории XX века.

Россия и в будущем останется основным партнером Германии на постсоветском пространстве, а российско-германские связи будут во всё большей мере соотноситься с европейско-российскими отношениями. В последующие годы в рамках двусторонней кооперации придется приложить усилия для улучшений образа России в Германии и соответственно формирования положительных настроений (по отношению к нашей стране) в самых различных слоях немецкого общества.

Список источников и литературы

Источники:

1)Конституция Германии.

)Договор о Европейском Союзе. Маастрихт, 1992 г.

)Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

)Материалы Международной Интернет - конференции «Россия и Германия в новой Европе: конец XX - начало XXI вв.». Май-июнь 2012. Сост. Петелин Б.В., Шнайдер Т.

)Аналитический вестник №5 (372). Совет Федерации ФС РФ. Комиссия Совета Федерации по культуре. 01.09.2009

Литература

1)Аймермахер К., Бердюгов Г., Фольперт А.Россия и Германия в XX веке. Бурные прорывы и разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы.. Том 2. М. «АИРО-XXI». 2010.

)Аймермахер К., Бердюгов Г., Фольперт А. Россия и Германия в XX веке. Оттепель, похолодание и управляемый диалог. Русские и немцы после 1945 года. Том 3. М. «АИРО-XXI». 2010.

)Амеронген О.В. Германия: урок на будущее. Российско-германские экономические отношения в XX веке.

4)Белов В.Б. Германия. Вызовы XXI века. М. 2009.

5)Ватлин А.Ю. Германия в 2000-2010 годах. Новая и новейшая история. 2010. №6. С. 18-37.

)Верлин Е.Эксперт. 16 апреля 2001 №15 стр. 66-68.

)Власов Н.А. Германия в начале XXI века. М., 2009.

)Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Эллада. Германия. Франция. Москва. «Логос». 2011

)Долгих В.Г. Федеративная Республика Германия. М. 1997. С. 96.

)Козьмин О.Г. Германия: история и современность. М. 2006. С. 90.

)Коляда Н.А. Страноведение. Германия. Ростов н/Д. 2002. С. 318.

)Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т.I: Курс русской истории, часть I. М., 1987.

)Куманев Г.А. Советско-германский пакт о ненападении и его последствия. Журнал «Мир и Политика» №08 (59), август 2011.

)Кузьмин И.Н. Крушение ГДР. История. Последствия. М., 1996.

)Лебедев В.Б. Знакомьтесь: Германия! М. 1999. С. 287.

)Максимычев И.Ф. Падение Берлинской стены. Записки очевидца. Новая и новейшая история. 2000. № 4.

)Маркина Л.Г. Культура Германии: лингвострановедческий словарь. М. 2006. С.1181.

)Молодяков В. Россия и Германия: Дух Рапалло. М. 2009.

)Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. М. 2001. С. 367

)Павлов Н.В. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М., 2005.

)Панасюк Х.Г. Германия: страна и люди. Минск. 2004. С. 335.

)Панасюк Х.Г. Германия: праздники и обычаи. Минск. 2009. С. 224.

)Погорельская С. Боннский стиль, берлинский дух. Эксперт. 2011. № 26. С. 66-68

)Сумлённый С. Немецкая система: из чего сделана Германия и как она работает. М., 2010.

)Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. - М. 2003

)Юдина Т.В. Германия: новая политэстетика. М. 2010.

Интернет-источники

1)#"justify">Приложение

«Nation Brands Index»: Германия на втором месте. В ходе международных опросов относительно привлекательности государств Германия сохраняет свою хорошую репутацию. Согласно, например, Anholt-GfK Roper Nation Brands Index Германия вновь занимает 2-е место среди 50 стран. На первом месте стоят США, на третьем - Великобритания. Германия воспринимается как надежная, заслуживающая доверия и современная страна. Она занимает лидирующие позиции прежде всего в таких сферах, как экономика и инновации.

Германский павильон на 55-й Венецианской биеннале в 2013 г. сделает ставку на обмен между художниками со всего мира. Его куратор Сюзанне Гэнсхаймер, директор Музея современного искусства во Франкфурте - на - Майне, рассматривает павильон не как объект для национального самолюбования. Он должен быть открытым и предлагать пространство для международного диалога в сфере искусства. Поэтому Гэнсхаймер пригласила четырех именитых художников из-за рубежа: индуску Даяниту Сингх, южноафриканца Санту Мофокенга, родившегося в Германии французского кинорежиссера Ромуальда Кармакара и китайца Ай Вэйвэя, одного из самых известных в мире современных художников. Четыре художника представляют различные виды искусства - скульптуру, инсталляцию, фотографию, кино - и критически подходят к рассмотрению общественных и политических тем. «Для меня важно при этом, чтобы им удалось расширить нашу перспективу и создать нам доступ ко взгляду «других», порой и неудобным образом», - обосновала Гэнсхаймер свой выбор. Транснациональный характер германской экспозиции на биеннале должен подчеркнуть и обмен павильонами с Францией.

Похожие работы на - Культура Германии в евроконтексте ХХ века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!