Анализ состояния безработицы населения (на примере Иркутской области)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    240,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ состояния безработицы населения (на примере Иркутской области)

Оглавление

Введение    3

Глава 1. Безработица сущность, понятие, виды         6

.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению     6

.2 Причины и формы безработицы          9

.3 Социальные последствия безработицы         14

Глава 2.. Анализ состояния безработицы населения (на примере Иркутской области)    18

.1 Анализ занятости населения       18

.2 Анализ начисления заработной платы по Иркутской области 23

Глава 3. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы на примере Иркутской области   31

.1 Государственная политика борьбы с безработицей в России   31

.2 Сокращение безработицы в Иркутской области    34

Заключение         43

Список нормативно-правовых актов и литературы   46

безработица занятость государственный

Введение

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Актуальность данной темы заключается в том, что некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение  межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.  

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссии.

Цель данной работы - изучить безработицу: сущность, понятие, виды. Сокращение безработицы в России и Иркутской области

Задачи работы:

изучить виды и фирмы безработицы;

провести анализ состояния безработицы в Иркутской области;

раскрыть проблемы безработицы и пути их решения.

Предмет исследования - безработица. Объект исследования - Иркутская область.

Глава 1. Безработица сущность, понятие, виды

1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению 

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Безработный - это тот человек, который при существующих в настоящий момент условиях труда и заработной плате не имеет работу, может работать и ищет работу. То есть Безработица - это такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (определяется законодательством), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Безработица - это сложное многоаспектное экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия (абсолютной или относительной нехватки) подходящих рабочих мест, вследствие чего лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Масштабы безработицы (численность безработных) в каждой определенный период развития экономики зависят от фазы делового цикла, темпов экономического роста и производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации, государственной       политики занятости. Безработица усиливается в период экономических кризисов и последующих депрессий. Уже в августе 2008 года начался нехарактерный для летнего времени рост безработицы, что эксперты объясняют влиянием начавшегося финансового кризиса.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы  и  Россия - не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника [7, с. 35].

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

Во-первых, человек - экономический ресурс особого типа. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.

Во-вторых, даже если человек не работает он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти.  Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему расту благосостояния всех граждан страны.

В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.

В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.

Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами [6, с. 44].

Сегодня экономисты предпочитают говорить не  о безработице вообще,  а выделять ее специфические виды:

фрикционная

структурная

циклическая

сезонная

добровольная

Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что  работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти  новое  рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу.

Одни люди чувствуют себя способными выполнять более сложную и высокооплачиваемую работу и ищут ее, другие убеждаются, что не соответствуют требованиям на своем рабочем месте и должны поискать работу с оплатой пониже. В свободном рыночном обществе всегда есть определенное количество людей, которые по разным причинам ищут для себя более подходящую работу

Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие люди также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы [6, с. 52].

Эти процессы способствуют повышению эффективности использования трудовых ресурсов, более рациональному их распределению.

Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги. Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике.

1.2 Причины и формы безработицы

По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции [9, с. 62].

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Рассмотрим их.

Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости [5, с. 45].

Большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям. Классификация форм приведена (см. таблице 1.1).

Таблица 1.1

Классификация форм безработицы

Критерии классификации

Форма безработицы

Характеристика

Причины возникновения безработицы

Фрикционная

Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр.


Институциональная


Добровольная

Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать


Структурная

Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства


Технологическая

Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования


Конверсионная

Разновидность структурной безработицы связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии


Циклическая

Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом


Региональная

Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств


Экономическая

Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе


Сезонная

Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях


Маргинальная

Безработица среди слабо защищенных слоев населения

Продолжительность безработицы

Краткосрочная

До 4 месяцев


Продолжительная

4-8 месяцев


Длительная

8-18 месяцев


Застойная

Более 18 месяцев

Внешняя форма проявления безработицы

Открытая

Включает всех незанятых граждан, ищущих работу


Скрытая

Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними»


Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения.

Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социальным признакам:

по полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных - женщин;

по возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста;

по социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);

по уровню образования;

по профессиональным и стажевым группам;

по уровню доходов и обеспеченности;

по причинам увольнения;

по ментальным группам.

При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства.

Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивают в 7%.

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена (Okun's law): превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального;

значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;

снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: помимо экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами.

.3 Социальные последствия безработицы

Безработица, как и любое другое социально-экономическое явление, связано с рядом определенных последствий, которые позитивно или негативно, в той или иной мере оказывают влияние на отдельного человека, группу лиц, общество в целом, а также на экономические показатели отдельного предприятия, отрасли, города, региона и всей страны. Учитывая эти особенности, а также с точки зрения теории и практического регулирования рынка труда нам представляется необходимым рассмотрение последствий безработицы с позиций их классификации по целому ряду критериев, таких как область влияния, уровень проявления, характер влияния. [20, с. 36]. [

С точки зрения области влияния последствия безработицы, можно разделить на экономические и социальные, по уровню проявления - на последствия национального, регионального, внутрифирменного (уровень предприятия) уровней и последствия для отдельного человека, по характеру влияния возможно классифицировать на положительные и отрицательные.

Наиболее очевидным экономическим последствием безработицы на национальном и региональном уровнях, по А. Оукену , является уменьшение объемов валового национального продукта (ВНП) и валового регионального продукта (ВРП). Наличие циклической безработицы свидетельствует о неполном использовании производственных ресурсов. В этом случае фактический объем национального и регионального производств при наличии циклической безработицы ниже потенциального при полной занятости и данной технике. Следовательно, чем ниже фактические ВНП и ВРП по сравнению с потенциальными, тем больше циклическая безработица. При этом, поскольку не все экономически активное население участвует в общественном производстве, это приводит к уменьшению получаемых доходов, а, следовательно, к уменьшению налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в бюджеты. Вследствие сокращения фискальной «корзины» национального и регионального уровней происходит уменьшение доли других участников распределения ВНП и ВРП, что усугубляется увеличением расходов государства и региона из-за роста уровня безработицы на содержание региональных Управлений по труду и занятости населения (УТЗН), выплату пособий по безработице, финансирование мероприятий по сокращению безработицы. Уменьшение доли, а значит и уровня производства, доходов и потребления других участников распределения ВНП и ВРП приведет к еще большему снижению объемов последних.

Однако только этим роль безработицы как фактора дестабилизации не исчерпывается. Помимо влияния на экономические показатели национального и регионального уровней в целом, безработица носит локальный характер на уровне отдельных отраслей, где ее влияние ощущается более значительно. В первую очередь, это касается наукоемких и высокотехнологичных отраслей и предприятий. Безработица в них сопровождается массовыми миграциями, если изменение конъюнктуры рынка затронуло лишь географические (региональный, локальные) рынки страны, и эмиграцией, что приводит к «утечке умов», как на региональном, так и на национальном уровнях, что, в свою очередь, ведет к потере денежных средств, ранее вложенных в человеческий капитал [2, с. 52].

Однако, когда наступит фаза оживления и подъема экономики, спрос на утраченные профессии возрастет. Своевременно удовлетворить его окажется невозможным, так как накопление человеческого капитала - длительный процесс (периоды получения образования и приобретения опыта), что приведет к задержке экономического развития страны и региона.

Начало кризиса экономической системы страны и региона, порожденное первым циклом, приводит к увеличению миграционных и эмиграционных трудовых потоков, что создаст, новый замкнутый процесс - «снижение доходов населения» - результатом которого станет еще большая потеря человеческого капитала и денежных средств, ранее вложенных в него, и усугубление дестабилизации экономики стран и региона. В итоге последнее станет причиной низкого уровня заработной платы и нерегулярности ее выплат, что, в свою очередь, усилит эмиграционные и миграционные процессы, а также снижения всех расходов государства и региона, в том числе и на содержание УТЗН, выплату пособий по безработице, финансирование мероприятий по сокращению безработицы. Данный шаг правительств может иметь и позитивный характер, в том случае, если это приведет к увеличению других расходных статей бюджетов, а в последствии и к увеличению поступлений в них, что снова позволит увеличить расходы на содержание УТЗН, выплату пособий по безработице, финансирование мероприятий по сокращению безработицы и повлиять на экономику в целом.

Негативный эффект трудовых миграционных процессов имеет место при потере человеческого капитала и вложенных в него средств для того региона, из которого происходит «утечка умов». Но если сформированный из числа безработных резерв рабочей силы поддержать эффективным перераспределением кадров в соответствии со спросом на национальном рынке труда, то можно констатировать повышение эффективности использования трудовых ресурсов, что приведет к уменьшению расходов на содержание УТЗН, выплату пособий по безработице, финансирование мероприятий по сокращению безработицы и повышению эффективности деятельности принимающего предприятия. Хотя стоит отметить, что при включении в производственный процесс работник выходит на нормальную устойчивую высоту производительности труда примерно за полугодовой срок. Весь период адаптации работник отстает в результатах своего труда по сравнению с постоянными рабочими кадрами этой квалификации при прочих равных условиях [13, с. 90].

Повышение эффективности деятельности принимающего предприятия позволит увеличить объемы ВНП и ВРП принимающего региона, налогооблагаемую базу, налоговые поступления в бюджеты, а значит, и долю других участников их распределения, что через возрастающие доходы и потребление послужит причиной увеличения ВВП и ВРП. Эта доля еще более увеличится за счет уменьшения расходов на содержание УТЗН, выплату пособий по безработице, финансирование мероприятий по сокращению безработицы.

Глава 2. Анализ состояния безработицы населения (на примере Иркутской области)

.1 Анализ занятости населения

Региональный уровень регулирования рынка труда в отличие от государственного устанавливает местные специфические особенности. Несмотря на различное социально-экономическое положение и состояние региональных рынков труда сохраняется множество проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:

существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;

ощущается острая нехватка рабочих и специалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;

значительная доля рабочей силы занята в сфере материального производства; медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;

недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;

система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;

недостаточен контроль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;

трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;

высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;

страна обособлена от мирового рынка рабочей силы.

На рынке труда определяются условия найма рабочей силы, труда, гарантии занятости, отражаются основные тенденции в динамике занятости и получает оценку стоимость рабочей силы.

Как известно, экономическая система решает несколько проблем. Основные из них - что, как и для кого производить? Для рынка труда система основных ценностей трансформируется следующим образом: кто должен предоставлять работу, кому должна предоставляться работа и как происходит взаимодействие работодателей и работников.

В смешанной экономике наряду с государством работодателями являются и другие субъекты экономических отношений (муниципальные, частные, акционерные, совместные и другие виды предприятий), которые объединяются под понятием «работодатели». Естественно, что в подобных условиях возникает более сложная система взаимоотношений работодателей и работников, в которых регулирующую функцию должно играть государство.

Второй основной вопрос, который требует разрешения, - кому предоставляется работа. В принципе в любой экономической системе работа должна предоставляться тем гражданам, которые хотят и способны трудиться. В условиях смешанной экономики каждый гражданин свободен в своём выборе. Но если этот выбор есть.

В январе-декабре 2011 года в Иркутской области <#"719876.files/image001.gif">

Рис. 2.1. Распределение численности безработных по возрастным группам

Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране (см. рисунок 2.2).

Рис. 2.2. Распределение численности безработных по уровню образования

Одной из глубинных причин роста безработицы в России становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.

2.2 Анализ начисления заработной платы по Иркутской области

Объем денежных доходов населения в январе-июне 2013 г., по предварительной оценке, составил 15919 млрд. рублей с ростом к соответствующему периоду прошлого года на 8,3 процента. Денежные расходы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 9,8% и составили 15971,3 млрд. рублей.

За I полугодие текущего года денежные расходы населения превысили его доходы на 52,3 млрд. рублей, в то время как в прошлом году доходы превысили расходы на 155 млрд. рублей. При этом, помимо превышения расходов над доходами в январе, которое объясняется сезонным фактором, в марте и в мае текущего года население также потратило денежных средств больше, чем получило доходов за эти периоды. По всей видимости это связано с тем, что в условиях сокращающихся реальных располагаемых доходов (на 1,4% в I полугодии 2013 г. относительно соответствующего периода 2012 г.), население еще не успело скорректировать свое потребление, которое было также поддержано растущим потребительским кредитованием.

В результате, за январь-июнь 2013 г. население использовало на потребление 76,2% своих денежных доходов. При этом, за аналогичный период прошлого года на эти цели населением было потрачено 70,6% денежных доходов. Кроме того, в июне текущего года значительно выросли расходы на покупку недвижимости: относительно аналогичного периода прошлого года темпы прироста составили 43,8%, что свидетельствует о восстановлении рынка жилья, как вторичного, так и новостроек.

В целом за I полугодие текущего года, по оценке Росстата, номинальная начисленная заработная плата составила 22353 рубля (прирост относительно прошлого года - 12,2 процента).

Несмотря на то, что номинальный рост заработной платы в I полугодии текущего года несколько выше, чем в I полугодии прошлого года, под влиянием инфляционного фактора реальные темпы роста заработной платы в текущем году ниже, чем в прошлом году. За июнь текущего года относительно июня 2012 года реальная заработная плата составила 4,2 процента, за I полугодие - 2,4 процента.

В I полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост заработной платы практически во всех наблюдаемых видах экономической деятельности.

В отличие от апреля, когда наибольший рост заработной платы демонстрировали виды деятельности, связанные с производством и продажей автотранспортных средств, наиболее высокие темпы роста заработной платы в мае текущего года отмечались в подвидах промышленной деятельности. Так, заработная плата в производстве, передаче и распределении электроэнергии в мае 2013 года относительно аналогичного периода прошлого года выросла на 21,5%, в добыче металлических руд - на 19,1 процента.

В видах деятельности со значительным уровнем государственного участия темпы роста заработной платы продолжают оставаться на уровне ниже среднероссийских. Так, в государственном управлении номинальная заработная плата в мае 2013 года относительно соответствующего периода прошлого года выросла на 9,1%, в здравоохранении - на 6,9%, образовании - на 6,8 процента.

Как результат, продолжает увеличиваться разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. По последним данным, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг за январь-май 2013 г. составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 79%, работников образования - 70% (за январь-май 2012 г. - соответственно 85% и 76 процентов).

Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности в текущем году не претерпела значительных структурных изменений и остается высокой. Лидерами по уровню заработной платы продолжают оставаться финансовая деятельность и отрасли топливно-энергетического комплекса. Среднемесячная заработная плата в этих видах деятельности превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2-2,5 раза. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве - 50% и 47% от среднемесячной заработной платы в целом по экономике соответственно.

Несмотря на то, что в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по экономике отмечался рост численности работников на 0,2%, в отдельных видах деятельности продолжается сокращение численности работников. Так, в сельском хозяйстве численность работников за указанный период сократилась на 4,4%. Также сократилась на 3% численность в государственном управлении. За 2011-2013 годы численность федеральных государственных служащих должна сократиться на 20 процентов.

В то же время, в оптовой и розничной торговле численность работников в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6,4%, в финансовой деятельности - на 4,1 процента.

По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 июля 2011 г. составила 2,43 млрд. рублей и снизилась по сравнению с 1 июня текущего года на 7,7 процента.

Отдельно следует отметить, что за июнь текущего года задолженность по заработной плате в обрабатывающих производствах снизилась на 112,6 млн. рублей.

Основная часть задолженности, по-прежнему, приходится на задолженность из-за отсутствия собственных средств, которая на 1 июля 2011 г. составила 2,42 млрд. рублей (99,6% от общей суммы задолженности) и снизилась за май 2011 г. на 7,1 процента.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 48% приходится на обрабатывающие производства, 21% - на строительство, 9% - на сельское хозяйство, 8% - на транспорт, 5% - на производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 июля 2011 г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров с 1 февраля 2011 года трудовые пенсии увеличены на 8,8%, социальная пенсия с 1 апреля 2011 года проиндексирована на 10,27 процента.

В результате реализации данной меры средний размер назначенных пенсий в июне 2011 года, по данным Росстата, составил 8252 рубля и увеличился по сравнению с тем же периодом 2010 года на 8,8 процента.

В целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации с 2010 года устанавливаются федеральные и региональные социальные доплаты к пенсии. В результате в 67 субъектах Российской Федерации 2749,8 тыс. человек установлена и выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии, в 17 субъектах Российской Федерации 2428,1 тыс. человек - региональная социальная доплата к пенсии.

Величина прожиточного минимума на душу населения во II квартале 2011 г. оценивается на уровне 6505 рублей с ростом ко II кварталу 2010 г. на 15,6 процента. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения во II квартале 2011 г. оценивается на уровне 7023 рубля, пенсионеров - 5141 рубль и детей - 6294 рубля.

Стоимость продуктов питания в потребительской корзине по сравнению со II кварталом 2010 г. увеличилась на 20%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 9,4% и 13,4% соответственно.

В I полугодии 2011 г. коэффициент фондов (соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) несколько снизился и составил 14,8 раз против 15,4 в I полугодии 2010 года. Это связано с проводимыми в текущем году мероприятиями по повышению пенсий, пособий, социальной поддержке отдельных групп населения. Доходно-имущественное расслоение граждан также несколько снизилось. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в I полугодии 2011 г. приходилось 29,8 общего объема денежных доходов населения (30,2% - в I полугодии 2010 г.), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,0% (2,0% в I полугодии 2010 года).

В 1995 - 2012 гг. сформировалась новая структура денежных доходов населения России вследствие уменьшения удельного веса оплаты труда, увеличения доли пенсий и социальных выплат, а также других поступлений в денежных доходах. Согласно данным баланса денежных доходов и расходов в России в 1999 - 2012 гг. имела место тенденция к уменьшению удельного веса оплаты труда в денежных доходах населения. Если оплата труда всех занятых в 1999 г. составляла в них примерно 71%, в 2008 г. - 56,6 %, то ее доля в 2009 - 2012 гг. после повышения в 2009 г. до 63% в течение последних лет уменьшилась и в 2012 г. равнялась 51,1 % (достигла наименьшего значения) в структуре денежных доходов. Надо отметить, что доля оплаты труда в денежных доходах населения раньше была еще выше: в 1970 г. она равнялась 81%, в 1980 г. -  76%. Теперь в структуре денежных доходов доля заработной платы рабочих и служащих уменьшилась с 63% в 1999 г. до 50,4% в 2012 г., катастрофически упала доля выплат работникам коллективных сельскохозяйственных предприятий - с 7,6 % в 1999г. до 1,4 % в 2010 г. и до 0,2 % в 2012 г. Доля доходов физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, получающих смешанные доходы, остается также весьма низкой: всего 0,3 - 0,5% в 2010 - 2012 гг. Это свидетельствует о том, что значительная часть их доходов находится вне системы статистического учета и не декларирована (см. таблицу 2.3).

Таблица 2.3

Структура денежных доходов населения в 2005 - 2012 гг. (%)

Показатели

Годы


2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего денежных доходов

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:









оплата труда

70,7

66,5

69,6

56,6

62,7

59,0

58,9

51.1









заработная плата рабочих и служащих

63,1

62,0

64,4

52,7

57,9

57,3

57,7

50,4

доходы от предпринимательской деятельности

-

-

-

-

-

0,3

0,4

0,5

денежные доходы от с/х-ых предприятий

7,6

6,3

5,2

3,9

4,8

1,4

0,7

0,2

поступления от продажи продукции сельского хоз-ва

5,4

5,8

3,1

4,0

2,5

2,5

2,7

3,0

пенсии, пособия, стипендии

15,8

17,9

17,6

22,3

19,8

19,5

24,5

25,0

другие поступления

8,1

9,8

9,7

17,1

15,0

16,0

7,3

8,5

доходы от продажи валюты

-

-

-

-

-

3,0

6,7

12.4

Кроме того, вклады населения на конец года в % к денежным доходам

77,3

57,0

10,7

4,9

4,0

2,1

3.2


В этот период заметно увеличивалась доля пенсий и социальных пособий: с 15,8 % в 1999 г. до 25 % в 2012 г. Возросли другие поступления и доходы населения - от продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ), продажи валюты.

В Иркутской области сложилась тоже непростая ситуация с доходами населения. Денежные доходы населения за 1 квартал 2010 года  составили 345 461 тыс.руб., за аналогичный период прошлого года - 412 589 тыс.руб., т.е. снизились на 16,3%.

Такие изменения в структуре доходов в Иркутской области определили специфическое поведение трудоспособного населения на рынке труда: оплата труда стала ориентироваться на удовлетворение минимально необходимых потребностей, снизилась положительная мотивация занятых к производительному и качественному труду, особенно в государственном секторе, трудоспособное население стало целенаправленно искать пути получения доходов (см. таблицу 2.4)

Таблица 2.4

Сравнение структуры доходов населения Иркутской области за 1 кв. 2011 и 1 кв. 2012 г.

Доходы

1 кв.2012 тыс.руб.

в % к итогу

1 кв. 2011 тыс.руб.

в % к итогу

1 кв. 2012 к 1кв. 2011 в %

Денежные доходы

345 461

100,0

412 589

100,

83,7

в том числе:






  -оплата труда

195 199

56,5

215 148

52,1

90,7

  - поступление выручки от продажи продуктов с/х-ва

7 521

2,2

10 658

2,6

70,6

  -пенсии и пособия

104 450

30,2

103 149

25,0

101,3

  -стипендии

1 594

0,5

2 066

0,5

77,2

  -доходы от продажи иностр. валюты

24 871

7,2

61 419

14,9

40,5

  -прочие доходы

11 826

3,4

20 149

4,9

58,7


Следует отметить, что такого рода структурное перераспределение доходов объясняется не только растущей привлекательностью сокрытия доходов, но и обусловлено отчасти недавно произошедшими изменениями в методологии статистического учета личных доходов на макроуровне.

В частном секторе существуют весьма мощные стимулы к тому, чтобы не платить взносы в различные внебюджетные фонды и дополнительные налоги. Сумма соответствующих платежей в среднем может превысить 40% фонда оплаты труда. По этой причине заработная плата выплачивается на многих предприятиях частного сектора за счет неучтенной наличности, и практика ухода от налогообложения стала в этом секторе типичной чертой экономического поведения фирмы. В результате, основная часть доходов от самостоятельной занятости и заработной платы в частном секторе экономики классифицируется как прочие доходы, а доля оплаты труда в суммарном доходе оказывается очень низкой - 51% в России против 65-75% в развитых странах.

Глава 3. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы на примере Иркутской области

.1 Государственная политика борьбы с безработицей в России

Общая численность безработных граждан России в 2013 году составит 6,3 млн человек или 8,6% экономически активного населения. Между тем, согласно данным Росстата за ноябрь 2012 года, уровень безработицы составил 8,1%, а число безработных достигло 6,1 млн человек. Быстрого решения проблемы безработицы ожидать не стоит - аналитики прогнозируют уровень безработицы в диапазоне 8-9% на протяжении следующего года.

Общая безработица в России достигнет 6,3 млн человек, что составит 8,6% от экономически активного населения. Такими прогнозами на 2013 год поделился сегодня вице-премьер РФ Александр Жуков, выступая на правительственном часе в Совете Федерации.  При этом число официально зарегистрированных безработных будет 2,2 млн человек или 3% экономически активного населения.

По данным Росстата, уровень безработицы в России (отношение числа безработных к экономически активному населению) по итогам ноября 2012 года составил 8,1%, а количество безработных достигло 6,1 млн. человек (см. диаграмму). Месяцем ранее уровень безработицы в России был ниже - 7,7%. За ноябрь число безработных выросло еще на 0,3 млн человек (или на 5%), а по сравнению с ноябрем прошлого года численность безработных выросла на 0,8 млн человек (или на 15,9%).

Впрочем, снижение занятости населения в ноябре по сравнению с октябрем связано с фактором  сезонности, отмечают эксперты. Однако, перспективы по снижению темпов роста безработицы остаются неутешительными. Например, Роструд прогнозирует рост безработицы в РФ в 2013 году на еще большем уровне - 10%.

Рост безработицы, продолжающийся несмотря на небольшую положительную динамику в производстве,  вызывает большое беспокойство у властей, экономистов и социологов. Вчера подводя итоги уходящего года. Президент России Дмитрий Медведев назвал безработицу в числе основных "узких мест", справиться с которыми не получилось <http://www.rb.ru/topstory/politics/2009/12/24/183504.html>. По его словам, для решения "этой очень серьезной и сложной" проблемы "была разработана целая программа, которая в принципе сдержала рост безработицы, уменьшила количество незанятых людей". "Но с этой проблемой в полной мере нам справиться не удалось, эта работа будет продолжена", - пообещал президент страны.

В 2013 году на реализацию программ по снижению напряженности на рынке труда будет выделено 36,3 млрд рублей, сообщил в пятницу Александр Жуков. Будут продолжены те программы, которые уже были начаты. В частности Жуков напомнил, что 14 декабря  было принято постановление правительства о выделении субсидий субъектам РФ для финансирования региональных программ занятости.

Среди направлений по борьбе с безработицей Александр Жуков особо выделил помощь гражданам в открытии малого бизнеса, поскольку открытие нового бизнеса автоматически означает создание новых рабочих мест (что схоже с инициативами президента США Барака Обамы по борьбе с безработицей, которая в Соединенных штатах достигла 10%) "В 2012 году наша задача была не допустить массового увольнения людей. Сейчас задача заключается в том, чтобы создавать постоянные рабочие места", подчеркнул вице-премьер.

Еще одним важным направлением Александр Жуков считает организацию стажировок для выпускников вузов. В 2013 году такие стажировки пройдут более 70% выпускников. Также в 2013 году работодателям будут возмещаться затраты по созданию рабочих мест для инвалидов. За каждое рабочее место работодателю выплатят 30 тыс. рублей.

Если сейчас закон о занятости  разделяет права граждан на получение пособия по безработице и стипендии в зависимости от того, является ли работодатель юридическим или физическим лицом, то с нового года это разделение будет снято. Соответствующий законопроект сегодня одобрил Совет Федерации. Это означает, что граждане, уволенные индивидуальными предпринимателями, ранее получавшие минимальное пособие по безработице (850 рублей в месяц), теперь будут получать наравне с уволенными из организаций сотрудниками суммы, рассчитанные в зависимости от среднего заработка (но не выше максимальной величины пособия по безработице в 4900 рублей). Из федерального бюджета в 2013 года на эти меры будут выделены 1,49 млрд рублей.

То, что безработица остается на таком высоком уровне - очень негативный фактор, но, к сожалению, в следующем году существенных изменений в этой сфере не будет, говорят аналитики. Как ранее заявлял RB.ru <http://www.rb.ru/> главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик, ситуация с безработицей начнется меняться только где-то через год - во втором квартале 2013 года. "В краткосрочной перспективе уровень безработицы не будет значительно выше 8% экономически активного населения", - сказал эксперт.

"По моим ощущениям, безработица будет оставаться на уровне от 8% до 9%", отметила в беседе с RB.ru <http://www.rb.ru/> главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова. По ее словам, пока нет источников для роста уровня занятости. Те отрасли экономики, где сейчас наблюдается рост, это пока в основном ориентированные на экспорт сектора, в которых какого-то роста занятости не предвидится. "Надо понимать также, что предпринимаемые меры по повышению уровня конкуренции в экономике, в частности поддержка малого бизнеса, быстрого результата принести не могут, - подчеркивает Орлова. - Даже если все будет сделано правильно, эффект от них будет понятен  лишь в 2013 году".


Основанием для разработки областной государственной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области" на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) является Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Еще одним важным направлением Александр Жуков считает организацию стажировок для выпускников вузов. В 2014 году такие стажировки пройдут более 70% выпускников. Также в 2014 году работодателям будут возмещаться затраты по созданию рабочих мест для инвалидов. За каждое рабочее место работодателю выплатят 30 тыс. рублей.

Если сейчас закон о занятости  разделяет права граждан на получение пособия по безработице и стипендии в зависимости от того, является ли работодатель юридическим или физическим лицом, то с нового года это разделение будет снято. Соответствующий законопроект сегодня одобрил Совет Федерации. Это означает, что граждане, уволенные индивидуальными предпринимателями, ранее получавшие минимальное пособие по безработице (850 рублей в месяц), теперь будут получать наравне с уволенными из организаций сотрудниками суммы, рассчитанные в зависимости от среднего заработка (но не выше максимальной величины пособия по безработице в 4900 рублей). Из федерального бюджета в 2014 года на эти меры будут выделены 1,49 млрд рублей.

То, что безработица остается на таком высоком уровне - очень негативный фактор, но, к сожалению, в следующем году существенных изменений в этой сфере не будет, говорят аналитики. Как ранее заявлял RB.ru <http://www.rb.ru/> главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик, ситуация с безработицей начнется меняться только где-то через год - во втором квартале 2014 года. "В краткосрочной перспективе уровень безработицы не будет значительно выше 8% экономически активного населения", - сказал эксперт.

"По моим ощущениям, безработица будет оставаться на уровне от 8% до 9%", отметила в беседе с RB.ru <http://www.rb.ru/> главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова. По ее словам, пока нет источников для роста уровня занятости. Те отрасли экономики, где сейчас наблюдается рост, это пока в основном ориентированные на экспорт сектора, в которых какого-то роста занятости не предвидится. "Надо понимать также, что предпринимаемые меры по повышению уровня конкуренции в экономике, в частности поддержка малого бизнеса, быстрого результата принести не могут, - подчеркивает Орлова. - Даже если все будет сделано правильно, эффект от них будет понятен  лишь в 2014 году".

В целом за 2011-2014 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,8 раза. При этом прожиточный минимум за этот период возрастет на 37,5%.

Таким образом, были проанализированы основные прогнозные сценарии развития ситуации на рынке труда РФ в соответствии с общими сценариями развития экономики в целом. Очевидно, что все сценарии в той или иной степени предусматривают снижение социальной напряженности на рынке труда и улучшение ситуации с занятостью, что можно объяснить действием реализуемых Правительством РФ антикризисных мер, а также общей стабилизацией экономики и постепенным ее выходом из кризиса.

Перечень <consultantplus://offline/main?base=RLAW411;n=50968;fld=134;dst=100167> мероприятий Программы (приложение 2) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по финансовым ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.

Программа предусматривает следующие мероприятия:

Для достижения задачи по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области реализуются следующие мероприятия:

) информирование о положении на рынке труда в Иркутской области. Данное мероприятие направлено на информирование граждан об услугах, предоставляемых органами службы занятости населения, в том числе о возможности профессионального обучения, профессиях (специальностях), пользующихся спросом на рынке труда, имеющихся свободных рабочих местах и вакантных должностях с целью трудоустройства, и подбора работодателям необходимых работников;

) организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе для граждан предпенсионного и пенсионного возраста. Эффективным направлением работы службы занятости с населением и работодателями является проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, которые дают возможность безработным и ищущим работу гражданам, в том числе предпенсионного и пенсионного возраста:

решить вопрос трудоустройства при непосредственной встрече с руководителями кадровых служб, получить информацию, помещенную в банк вакансий;

получить информацию о возможности профессионального обучения по новой специальности, а также консультацию юриста и психолога;

определиться в выборе новой профессии, сфере деятельности, наиболее рациональном применении своих способностей и возможностей.

Работодателям участие в ярмарке вакансий позволяет многократно увеличить возможности отбора претендентов на свободные рабочие места и удовлетворить спрос на рабочую силу.

) организация проведения оплачиваемых общественных работ. Мероприятия по организации проведения оплачиваемых общественных работ направлены на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребности граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных граждан, в работе и заработке;

) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Содействие созданию временных рабочих мест для организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в целях приобщения подростков к труду. Трудоустройство несовершеннолетних граждан на временные рабочие места и получение заработка (дохода) учащихся в свободное от учебы время способствует снижению уровня безнадзорности и беспризорности подростков, предотвращению наркомании и употребления алкогольной продукции, позволяет приобрести опыт работы и овладеть навыками профессиональной деятельности;

) организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К этой категории граждан относятся: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане подвергшиеся воздействию радиации в следствии чернобыльской аварии и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Государственная услуга по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребностей граждан, признанных в установленном порядке безработными, испытывающих трудности в поиске работы, в работе и заработке, сохранении мотивации к труду, приобретении или сохранении профессиональных навыков, получении дополнительной материальной поддержки. Работа по организации временного трудоустройства этой категории граждан, имеет особую значимость, способствует смягчению социальной напряженности на регистрируемом рынке труда, помогает решать одну из основных задач - максимально приблизить потенциал трудоустройства безработных граждан, к уровню тех, кто успешен на рынке труда.

) организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. Временное трудоустройство выпускников направлено на расширение возможностей трудоустройства выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, что способствует адаптации молодежи в рабочих коллективах, приобретению профессиональных навыков и опыта работы по специальности, трудоустройству на постоянное место работы;

) содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. Одним из эффективных средств снижения численности безработных граждан является вовлечение их в экономическую деятельность через самозанятость и создание индивидуальных рабочих мест. Содействие самозанятости направлено на расширение сферы приложения труда и включает предоставление безработным гражданам комплекса организационно-консультационных мероприятий, оказание финансовой помощи для организации предпринимательской деятельности;

) содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) по направлению органов службы занятости.

) содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) по направлению органов службы занятости.

Для достижения задачи по повышению конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда реализуются следующие мероприятия:

) организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения. Профориентационные мероприятия организуются, в том числе для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, в целях выбора сферы деятельности, профессии (специальности), профессионального обучения, трудоустройства, призваны способствовать: эффективной занятости населения, формированию правовых, социально-психологических, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения получателей государственных услуг, достижению сбалансированности между профессиональными интересами человека и возможностями рынка труда; прогнозированию профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности, содействию непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния;

) психологическая поддержка безработных граждан. Психологическая поддержка граждан, в том числе предпенсионного возраста, направлена на повышение мотивации безработного гражданина к труду; активизацию позиции по поиску работы и трудоустройства; сокращение сроков поиска работы и трудоустройства; полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышение адаптации к существующим условиям; реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния;

) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности. Мероприятие направлено на повышение профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан, в том числе предпенсионного возраста, на рынке труда посредством их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности заключается:

в формировании содержания программ обучения, адекватных требованиям рынка труда;

в формировании подхода к профобучению безработных граждан как к интегральному процессу, включающему профориентационное сопровождение;

в приоритетности профессионального обучения безработных граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы (молодежь, инвалиды, граждане предпенсионного возраста, женщины, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие детей дошкольного возраста, дети-инвалиды);

в обучении основам предпринимательства с целью содействия самозанятости и предпринимательской инициативе безработных граждан;

в повышении квалификации безработных выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования по профессиям приоритетных отраслей экономики края (промышленность, строительство, энергетика, транспорт, рыбная, судоремонтная, горнодобывающая отрасли);

в содействии безработной молодежи, не имеющей профессии (специальности), в получении профессионального образования, в том числе в учебных заведениях начального профессионального образования;

в организации повышения квалификации с целью повышения конкурентоспособности выпускников начального и среднего профессионального образования из числа безработных по профессиям, востребованным на рынке труда;

в организации обучения и повышения квалификации безработных граждан с целью замещения местными трудовыми ресурсами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников, и оптимизации привлечения на территорию Иркутской области иностранной рабочей силы;

) социальная адаптация безработных граждан на рынке труда. Мероприятия социальной адаптации направлены на удовлетворение потребности граждан, в том числе предпенсионного возраста, признанных в установленном порядке безработными: в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, сокращения периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.

Социальная адаптация оказывается с учетом категорий участников (молодежь, женщины, инвалиды, лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказание и другие);

) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин проводится по профессиям и специальностям, позволяющим восстановить профессиональную мобильность и конкурентоспособность женщин путем предоставления им возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию. При направлении женщин на обучение в другую местность им может быть оказана финансовая поддержка в соответствии с Положением о предоставлении финансовой поддержки безработным гражданам, а также женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленным органами службы занятости населения Иркутской области на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность), утвержденным Приказом службы занятости населения.

Заключение

Важнейшим показателем - индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.  Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о  наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;

регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия.

Список нормативно-правовых актов и литературы

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 5 апреля 2013 г.) // СЗ РФ. - 2002. - №1. - Ст. 3.

Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист.-2012.-№1.

Бондаренко Л. Состояние социально-трудовой сферы села. // Вопросы экономики, 2011, №6, с.67-75.

Бестужев И.В. Безработица? Не может быть // Вопросы экономики. 2012. № 3.

Братищев И., Крашенников С. Государственное регулирование безработицы: механизм реализации // Экономист.-2012.-№3.

Бузгалин А.В. Переходная экономика.  М. Инфра - М. 2010.

Введение в рыночную экономику: Учеб. Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина.-М., 2011.

Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2010, №4, с.21-35.

Долан Э, Линдсей Д Макроэкономика.-СПб, 2012.

Денежно-кредитная политика: прогноз на 2012 год. // Деньги и кредит.-2012.-№ 8.

Дикаpева А.А. Социология труда // Экономист. 2011. № 5.

Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2012, №2, с.76-91.

Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2012, №2, с.90-106

Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2011, №8, с. 62-70.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 2010г.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. 11-го изд. К., Хагар-Демос, 2010.

Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. // Вопросы экономики. 2011. № 10.

Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2010, №3, с.47-52.

Основы экономической теории. под ред проф. А.К. Шуркалина Москва 2011г

Павленков В.А. Рынок труда. М., 2010.

Российский статистический ежегодник. М., Госкомстат, 2012, с.16, 47, 173, 216, 238.

Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. М. Экономист. 2011. № 6.

Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2012, №3, с.85-93.

Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2012, №11-12, с.50-59.

Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2011, №2, с.102-113.

Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2012, №2 с. 122-126.

Похожие работы на - Анализ состояния безработицы населения (на примере Иркутской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!