( 1 2 3 4 )
( 1 2 3 )( 4 )
( 1 2 )( 3 )( 4 )
( 1 2 )( 3 4 )
( 1 2 4 )( 3 )
( 1 4 )( 2 )( 3 )
( 1 )( 2 4 )( 3 )
( 1 )( 2 )( 3 4 )
( 1 )( 2 )( 3 )( 4 )
( 1 )( 2 3 )( 4 )
( 1 )( 2 3 4 )
( 1 4 )( 2 3 )
( 1 3 4)( 2 )
( 1 3 )( 2 4 )
( 1 3)( 2 )( 4 )
|
Табл.1.
Последовательность разбиений множества {1,2,3,4}
Опишем
теперь алгоритм решения задачи о перечислении всех понятий.
Рекурсивный алгоритм использовать нельзя, так как все решения
подзадачи меньшей размерности необходимо скомбинировать со всеми решениями
подзадачи оставшейся размерности. Поэтому, будем просто перебирать все
варианты.
Идея такова: сохраняем все разбиения меньшей размерности и
комбинируем их так, чтобы
1)
они не повторялись;
2)
количество элементов
нового разбиения не было бы больше количества элементов n.
Итак, пусть мы имеем два начальных состояния:
(*) и *. Для n=2 имеем только одно выходное понятие: (*)*. Для n=3
необходимо скомбинировать все известные ранее состояния с учётом условий 1)-2).
Условие 1) обеспечим из таких соображений:
каждому элементу присвоить порядковый номер и комбинировать понятия так, чтобы
порядковый номер следующего понятия не превосходил порядковый номер предыдущего
понятия, а также следить, чтобы выполнялось условие 2). Отсюда видно, что
повторений не будет, и мы перечислим все понятия.
Для реализации условия 2) необходимо каждому понятию присвоить
число, которое будет показывать количество элементов этого состояния.
Также необходимо иметь некоторый массив, каждый элемент
которого будет указывать на понятие, соответствующее номеру понятия в выходном
понятии. Элементы этого массива будут меняться, в соответствии с перебором
вариантов.
Язык программирования
Для реализации алгоритмов был выбран язык программирования Turbo Pascal
7.0. В этом языке есть все необходимые средства для этих алгоритмов, и сам язык
является простым для понимания. Поэтому выбор пал именно на него.
Для алгоритмов нам понадобятся понятия указателей и записей.
Запись в Pascal’е описывается так:
<имя_типа>=|<имя_переменной>:record
<список полей
и их типов>
Например,
Var point:record
x,y: integer;
color:byte
end;
Обращаются
к полям записи так:
Nx:=point.x+point.y;
Point.color:=3;
Указатели описываются так:
<имя_типа>=|<имя_переменной>:^<имя типа>
Например, k:^integer – указатель на целое. Обращение к содержимому
указателя: t:=k^, а запись значения в ячейку памяти, куда
указывает k, выглядит так: k^:=10. Но, чтобі использовать указатели, необходимо
сначала выделить память под них.
Это делается с помощью команды new:
New(k);
Чтобы освободить память, если указатель уже не будет нужен,
используют
Dispose(k);
Операторы присваивания, арифметических операций и
циклов похожи во многих языках, поэтому их описывать не стоит.
Реализация алгоритмов
Генерирование разбиений множества
В табл.1 представлены разбиения для n=4,
генерируемые следующим алгоритмом:
program
razbienie_mnozhestwa(input,output);
var
i,j,k,n:byte;wper:array[1..255]of boolean;
sled,pred,blok:array[1..255]of
byte;
procedure write_razbienie; {процедура, выписывающая
разбиение на экран}
var
i,j:byte;
begin
j:=1; {номер первого блока}
repeat
write('( ');
for i:=j to n do if blok[i]=j then write(i, ' '); {если число і из блока j,
то пишем это число}
j:=sled[j]; {следующий
по номеру блок}
write(')');
until
j=0;
WRITELN
end;
begin
write('input
n:');
readln(n); {вводим количество элементов
множества}
for i:=1
to n do begin {строим разбиение {{1, …, n}}}
blok[i]:=1;
wper[i]:=true
end;
sled[1]:=0;
write_razbienie;
{выписать разбиение}
j:=n; {активный элемент}
while j>1 do begin {задача цикла – перемещение
«активного» элемента j в соседний блок – в предыдущий или
последующий (в последнем случае может возникнуть необходимость создания нового
блока вида {j}, а затем определение активного элемента во
вновь образованном разбиении}
k:=blok[j]; {процесс переноса активного элемента;
k – номер активного блока}
if
wper[j] then begin {j движется вперёд}
if sled[k]=0 then begin {k – последний блок}
sled[k]:=j; {j
– одноэлементный блок}
pred[j]:=k;
sled[j]:=0
end;
if sled[k]>j then begin {j образует новый блок}
pred[j]:=k; {все блоки
справа от блока с номером k содержат элементы, большие j. Отсюда следует, что j образует новый одноэлементный блок}
sled[j]:=sled[k];
pred[sled[j]]:=j;
sled[k]:=j
end;
blok[j]:=sled[k] {переносим
наш элемент в активный блок с номером k}
end
else begin {j движется назад}
blok[j]:=pred[k]; {помещаем j в предыдущий блок}
if k=j then if sled[k]=0 then sled[pred[k]]:=0 else begin
sled[pred[k]]:=sled[k];
pred[sled[k]]:=pred[k]
end
end;
write_razbienie;
j:=n;
while(j>1)and
((wper[j]and(blok[j]=j))or(not wper[j]and(blok[j]=1))) do begin
dec(j)
end
end
end.
Количество всех разбиений можно посчитать используя числа Белла и
рекуррентную формулу (5).
Генерирование всех понятий
Для реализации данной задачи на Pascal’е вводим следующие типы данных и переменных:
1) тип k – указатель на запись, поля которой: s –
будет содержать понятие; p – количество элементов в понятии; next –
ссылка на следующее понятие;
2)
переменные f, pot типа k; f – указывает на первое понятие, то есть на
простое понятие *; pot – текущее понятие;
3)
массив str1
типа k – будет содержать ссылки на каждое понятие в
составном понятии;
program dyscretics_optimisation(input,output);
uses crt;
const
max=12;
r:byte=0;
type
k=^el;
El=record
S: string;
P: 1..Max-1;
Next: k
End;
Label met;
Var
Pot, f, l: k;
Str1: array[1..Max]of k;
Pow: 2..Max;
K1, i, j, ll: 1..Max;
Sum: 0..Max;
Fil: text;
Ki: string[2];
begin
Readln(POW); {вводим количество простых понятий}
Str(POW,
ki);
Assign(fil,
ki+'.mvp'); {получившиеся понятия
будем записывать в файл, содержащий в своём
имени количество элементов множества и с расширением «.mvp»}
Rewrite(fil);
New(f); {выделяем память под первое понятие}
Pot:=f;
F^. S:='*'; {и
инициализируем его}
F^. P:=1;
New(f^.next); {выделяем память под второе понятие}
Pot:=f^.next;
Pot^.s:='(*)';
{и также его инициализируем}
Pot^.p:=1;
Pot^.next:=nil;
for i:=2 to POW do begin {основной цикл программы}
For j:=1
to i do str1[j]:=f; {устанавливаем начальные указатели
понятия, размерности і,
на первое понятие}
If i=POW then str1[1]:=f^.next;
{если і равно количеству элементов множества, то
необходимо изменить указатель на первое подпонятие нашего понятия, так как уже
отмечалось выше, понятие, состоящее только из простых подпонятий выводить не
надо. Но, такие понятия оставляем для подзадач меньшей размерности, так как в
комбинации с решениями других подзадач, получим уже понятие, содержащее не
только простые понятия}
While str1[1]<>nil do begin {пока указатель первого подпонятия не достигнет конца списка
подпонятий выполнять}
New(pot^.next); { выделить память под очередное понятие}
Sum:=0; {эта переменная служит в качестве
счётчика, который после следующего цикла будет содержать количество элементов в
новом понятии}
K1:=1; {номер первого подпонятия. Первое
подпонятие имеет всегда, если можно так выразиться, «более поздний адрес», или,
точнее, все подпонятия, следующее за первым, получены раньше или одновременно с
ним. Это также касается второго подпонятие относительно третьего, четвёртого и т.
д., третьего относительно четвёртого, пятого и т.
д., и т. д.}
If i=pow then pot^.next^.s:='' else pot^.next^.s:='(';
{ если і равно количеству элементов множества, то нам
не нужны скобки в начале (их договорились опустить)}
While sum<i do begin {пока количество элементов в новом
понятии меньше размерности подзадачи, выполнить}
Pot^.next^.s:=pot^.next^.s+str1[k1]^.s; {добавить в понятие подпонятие с
номером k1}
Sum:=sum+str1[k1]^.p; {добавить размерность, добавленного
подпонятия}
Inc(k1); {увеличить k1
на 1}
End;
If(sum>i)or(k1=2) then begin {если количество элементов полученного понятия больше размерности
задачи или k1=2, то есть добавлено только одно понятие
в подпонятие, то, чтобы избежать лишних скобок и неправильных решений выполнить}
Dispose(pot^.next); {освободить память, занимаемую этим
«неправильным» понятием}
Pot^.next:=nil;{указать, что предыдущее понятие было
последним}
If k1=2 then break {если k1=2,
то выйти из основного цикла программы}
End
Else begin
If i=POW then begin {если размерность текущей подзадачи
равна размерности основной задачи, то}
Writeln(pot^.next^.s); {и вывести на экран}
Dispose(pot^.next); {освободить память, занимаемую понятием, так как понятия размерности задачи нам
більше не понадобятся}
Pot^.next:=nil
End
Else begin {иначе инициализируем понятие до конца}
Pot:=pot^.next;
Pot^.s:=pot^.s+')'; {закрываем скобку}
Pot^.next:=nil;
{указываем, что это понятие последнее в списке}
Pot^.p:=I {указываем количество элементов,
содержащихся в понятии}
End
End;
For j:=k1-1 downto 2 do begin {k1 сейчас показывает количество подпонятий
последнего понятия плюс 1. Поэтому в этом цикле, который попытается определить
следующую комбинацию понятий и используется переменная k1.
Эта часть программы рассматривает случай, когда подпонятия будут ставать не
следующими по списку подпонятиями (по крайней мере не все), а будут происходить
другие переходы. То есть этот цикл рассчитан на то, чтобы не позволить
подпонятию с большим номером по списку в понятии быть большим по абсолютному
адресу (по времени создания)}
If
(str1[j]^.next=str1[j-1]) and (str1[j+1]=str1[j]) or
((j=k1-1) and (str1[j]<>
Str1[j-1]))
then begin {если за подпонятием с номером j по списку следует подпонятие с номером j-1
и подпонятия с номером j и j+1
совпадают, или j равно количеству подпонятий и
последние два понятия совпадают (сравнение идет по абсолютным адресам
расположения понятий в памяти), то}
str1[j]:=str1[j]^.next; {подпонятие с номером j переходит на следующее за списком подпонятие}
For j:=J+1 to k1-1 do str1[j]:=f; {а все следующие подпонятия, становятся
равными первому (элементарному) подпонятию}
goto met {хотя применение оператора безусловного
перехода считается плохим стилем программирования, но здесь он оправдан, дабы
не запутывать программу новыми циклами}
End;
End;
For j:=k1-1 downto 2 do begin { новый цикл, который переключит соответствующие подпонятия. Мы выделяем это
в новый цикл, так как нужно было проверить на наличие “граничных” переходов
(см. предыдущий цикл)}
If str1[j]<>str1[j-1]then begin { если подпонятия с номерами j и (j-1)
не совпадают, то}
Str1[j]:=str1[j]^.next; {подпонятие с номером j
становится следующим по списку (времени создания подпонятием)}
For j:=j+1 to k1 do str1[j]:=f; {а все идущие за ним подпонятия в списке
подпонятий, составляющих понятие становятся элементарными}
goto met {выходим из цикла}
End
End;
Str1[1]:=str1[1]^.next;
{если не выполнились условия предыдущих двух циклов, то пора переключать
первое подпонятие}
for j:=2 to i do str1[j]:=f; {и, соответствено, следующие подпонятия сделать элементарными}
Met: end
End;
Close(fil);{закрыть файл}
Repeat {и}
Pot:=f^.next;
Dispose(f);
{освободить память, занимаемую списком всех возможных подпонятий}
F:=pot
Until f<>nil
end.
Литература
1. В. Липский, Комбинаторика для программистов, пер.
с польского, М. – Мир,1988