Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, больных олигофренией

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,98 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, больных олигофренией












Тема: Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, больных олигофренией

Содержание

Введение

1. Олигофрения - как отдельная форма психического заболевания

2. Психические расстройства при умственной отсталости

3. Лечение, профилактика, реабилитация лиц, больных олигофренией

4. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц больных олигофренией

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последнее время отмечается возрастание частоты общественно опасных действий, совершавшихся лицами с умственной отсталостью, более чем в 2 раза отмечается также увеличение доли лиц с умственной отсталостью среди повторно совершивших правонарушения. Одновременно возрастает доля лиц с умственной отсталостью среди контингента признанных невменяемыми.

Все это свидетельствует о необходимости и важности учета всех критериев экспертной оценки лиц с умственной отсталостью с применением дифференцированных показаний к изменению различных мер медицинского характера с целью компенсации дефекта психики с более или менее успешной социально-трудовой реабилитацией при своевременно начатой терапии и рациональной медико-психической коррекции.

Актуальность и сложность изучения проблемы умственной отсталости обусловлена разнообразием этиологии, клиническим полиморфизмом, кажущейся простотой диагностики, возрастанием распространенности, малой эффективностью лечения этих больных и в то же время важностью социально-правовых аспектов в этой группе.

В настоящее время все большее значение приобретают правовые, организационные и экономические аспекты оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи в связи со смещением ее акцента на внебольничное звено. Амбулаторная психиатрическая помощь имеет ряд преимуществ по сравнению со стационарным лечением, прежде всего в плане экономическом, хотя и не все авторы однозначно положительно оценивают ускоренный переход психиатрической помощи, управляемой менеджерами, в систему, подчиняющуюся законам рынка. Парадокс заключается в том, что реформы психиатрической службы, проводимые с помощью рыночных механизмов, нередко буксуют главным образом из-за рыночного же характера экономики, т.е. нередко они не окупаются. Одновременно с этим специфика амбулаторного лечения в виде отсутствия круглосуточного медицинского наблюдения за пациентом, постоянного контроля за соблюдением предписанного лечения определяет необходимость анализа клинических и социальных факторов, влияющих на эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий, в контексте действующего национального и международного законодательства. Важен для анализа и фармакоэкономический аспект - изучение соотношения клинических показателей со стоимостью и эффективностью проводимой терапии.

Наибольшую сложность представляют больные с общественно опасными формами поведения, поскольку они отличаются недостаточным комплаенсом (способностью к осознанному следованию врачебным рекомендациям), плохими показателями социальной адаптации. В современных социально-экономических условиях больные, страдающие шизофренией, являются одними из первых жертв экономического кризиса. Такие пациенты отличаются низким уровнем качества жизни: они быстро теряют социальные связи, контакты с родственниками, навыки самообслуживания (снижение и утрата способности к трудовой деятельности, организации проведения быта и досуга в повседневной жизни). Представляется бесспорным, что восприятие качества жизни больными с психическими расстройствами может отличаться от общепринятого. В частности, длительно лечившиеся имеют более высокий уровень удовлетворенности по сравнению с непродолжительно лечившимися, хронизированные больные, подолгу находящиеся в психиатрических учреждениях, по сравнению с "острыми" больными, поступающими на короткий срок.

Все это свидетельствует о необходимости и важности учета всех критериев экспертной оценки лиц с умственной отсталостью с применением дифференцированных показаний к изменению различных мер медицинского характера с целью компенсации дефекта психики с более или менее успешной социально-трудовой реабилитацией при своевременно начатой терапии и рациональной медико-психической коррекции.

1. Олигофрения - как отдельная форма психического заболевания

Умственная отсталость (mental retardation), или олигофрения, (от греч. oligos - малый, phren - ум) - патологическое состояние, обусловленное поражением мозга во время родов или на первом году жизни, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а также хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется синдром относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущий к большим затруднениям в социально-трудовой адаптации.

Для течения болезни характерны бедность, элементарность психопатологических проявлений. У многих больных в клинической структуре психоза отмечаются соматоневрологические признаки: головная боль, головокружение, расстройство сна, резкая - утомляемость и истощаемость, изменение уровней бодрствования сознания.

Общей особенностью психозов у олигофренов является их эпизодичность. По окончании психоза состояние больного, как правило, возвращается к исходному. В ряде случаев наблюдается рецидивирующее течение с четкой сменой психотических состояний полным выздоровлением. Приступ длится 1-2 недели. Светлые промежутки между психотическими приступами обычно продолжаются от 2 до, 3-4 недель. В межприступные периоды имеют место астенические проявления с головной болью, повышенной возбудимостью и раздражительностью, гипертензией. Психозы с преобладанием аффективных расстройств чаще всего представляются в форме дисфорических и депрессивных состояний. Дисфорические психозы проявляются расстройствами настроения тоскливо-злобного оттенка, раздражительностью, склонностью к агрессивным действиям. В эти периоды больные напряжены, негативистичны, нередко испытывают страх, тревогу. Отмечаются выраженная головная боль, головокружение, расстройство сна. При выраженном дисфорическом состоянии может наблюдаться кратковременное расстройство сознания по типу сумеречного с последующей амнезией этого периода.

От умственной отсталости следует отличать задержки психического развития (патологическое состояние, проявляющееся недостаточностью интеллекта и психики в целом) и искажения психического развития (проявляющиеся частичным развитием психических функций - например, инфантилизмом, акселерацией и т.п.), которые объединяют как патологию психического развития с изменением последовательности, темпа, ритма созревания психических функций (психический дизонтогенез).

Термин "олигофрен" впервые введен Э. Крепелиным.

По этиологическим факторам принято выделять три группы умственной отсталости.

Первая группа - умственная отсталость эндогенной природы (в связи с неполноценностью генеративных клеток родителей), наследственно обусловленная (болезнь Дауна, энзимопатические формы олигофрении, истинная микроцефалия и др.).

Вторая группа - умственная отсталость, возникающая в результате внутриутробного действия на зародыш и плод различных вредностей (вирусные заболевания и интоксикации, в том числе алкоголизм матери, токсоплазмоз), уродства развития головного мозга, чаще возникающие в ранние периоды эмбриогенеза, и т.д.

Третья группа - умственная отсталость, вызванная асфиксией и родовой травмой, ранними черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями. В последнее время все больше внимания уделяется умственной отсталости, обусловленной наследственным дефектом обмена веществ, например фенилкетонурией.

Умственная отсталость - широко распространенная форма патологии во всем мире (до 1-3% населения).

В настоящее время проблема умственной отсталости изучается интенсивно во многих направлениях. Исследуются ее генетические аспекты, в результате полученных данных появляется возможность уточнения этиологии и патогенеза и воздействия на генетический аппарат для предотвращения возникновения умственной отсталости.

В настоящее время выделяют несколько основных форм олигофрении, описанных ниже.

Умственная отсталость (олигофрения) эндогенной природы. Среди этих олигофрении, развивающихся в результате хромосомно-генетических нарушений, одной из самых распространенных форм является синдром Дауна. При этом синдроме происходит изменение числа хромосом (нормальное число хромосом у человека 46), выражающееся в наличии лишней 47-й хромосомы.

Интеллектуальная недостаточность при болезни Дауна в большинстве случаев выражена имбецильностью, реже достигает идиотии и еще реже - дебильности.

Внешний вид больных характерен: косой разрез глаз, с кожной складкой во внутреннем углу (третье веко, эпикант), наличие участков депигментации на периферии радужки, круглое широкое лицо с румянцем на щеках, маленький нос и маленькая верхняя челюсть. Отмечается увеличение языка и верхней губы, борозды языка углублены. Зубы редкие и мелкие. Рот небольшой, открыт, нередко слюнотечение. Голова маленькая, затылок уплощен. Пальцы кисти толстые и короткие. Имеются уродства развития внутренних органов.

Истинная микроцефалия (малоголовость) является также одной из разновидностей олигофрении эндогенной природы. В основе этой формы олигофрении лежит недоразвитие головного мозга, в первую очередь его полушарий: полушария не прикрывают мозжечка, борозды и извилины выражены плохо и не всегда выявляются. Особенно недоразвиты лобные доли. Малоумие, чаще всего выражено в стадии идиотии. Отмечается относительно удовлетворительное развитие эмоциональной сферы микроцефалов.

Следующей формой олигофрении эндогенной природы является энзимопатическая олигофрения. Заболевание обусловлено врожденными нарушениями метаболизма. В основе нарушенного обмена вещества лежит наследственная ферментативная недостаточность (энзимопатия).

Умственная отсталость (олигофрения) внутриутробного генеза (эмбриопатии и фенопатии). К этой группе относятся формы, в происхождении которых имеет значение поражение зародышевых тканей вирусами. Одной из наиболее распространенных форм вирусных эмбриопатии является рубеолярная эмбрионатия. При ней умственное недоразвитие бывает резко выражено и проявляется в идиотии (иногда в имбецильности). Эмбриопатии развиваются при заболевании матери такими вирусными инфекциями, как грипп, эпидемический паротит, гепатит, различные нейроинфекции и т.д.

К этой группе олигофрении относятся формы, обусловленные токсоплазмозом от больной матери через плаценту. В случае раннего заражения зародыш погибает, при позднем возникает олигофрения (разновидность фенопатии).

Олигофрения может возникать при гемолитической болезни новорожденных (резус-конфликт). В основе этого заболевания лежит несовместимость антигенных свойств матери и плода. Малоумие может быть выражено в различной степени - от дебильности до идиотии. Часто наблюдаются экстрапирамидные расстройства. При рождении ребенка необходимо немедленное применение обменных гемотрансфузий для снятия токсикоза.

Умственная отсталость (олигофрения), обусловленная постнатальными вредностями. Наиболее частыми и неблагоприятными причинами являются родовые травмы и асфиксия новорожденных, которые могут сочетаться.

Наиболее изученной является фенилпировиноградная олигофрения - фенилкетонурия. Основой этого заболевания является нарушение переработки фенилаланина и образование избыточных количеств полупродуктов его обмена (фенилпиро-виноградной, фенилмасляной и фенилуксусной кислот).

Назначение больным детям с первых месяцев жизни специальной диеты, не содержащей фенилаланина, предупреждает развитие интеллектуальной недостаточности. Диетотерапию проводят систематически, непрерывно в течение нескольких (не менее 3 - 4) лет.

Ранняя и кратковременная диетотерапия оказывает более благоприятное влияние, чем поздно начатая и длительная.

2. Психические расстройства при умственной отсталости

Психические расстройства при умственной отсталости, прежде всего, выражены в недоразвитии психики в целом с преимущественной недостаточностью интеллекта. Дети, страдающие умственной отсталостью, отстают в развитии, у них поздно проявляется, а иногда и вовсе отсутствует, не развиваясь, речь, они начинают ходить только с 3-5 лет и позже, а в тяжелых случаях не в состоянии приобрести даже этого двигательного акта. Движения их недостаточно координированы, мимика однообразная. Внешний вид довольно характерен и отличается неправильностью, непропорциональностью телосложения, асимметричностью лицевого скелета, мускулатуры лица, маленьким или чрезмерно большим черепом.

Мышление резко нарушено, и выраженность его расстройства зависит от вида олигофрении. У больных отсутствует способность к аналитической и особенно синтетической мыслительной деятельности. Лишь при легкой форме олигофрении может иметь место крайне ограниченная способность к аналитическому и синтетическому мышлению.

В эмоциональной сфере преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированы и неполноценны.

Волевые процессы проявляются в элементарных влечениях, в неспособности или недостаточности выполнения целенаправленной деятельности.

Психические нарушения при олигофрениях довольно стабильны и сохраняются на протяжении всей жизни.

Различают три степени психического недоразвития (по глубине и тяжести психических расстройств) - идиотию, имбецильность и дебильность. Все эти формы олигофрении объединяются глобальным характером психического недоразвития с акцентом поражения человеческих функций - мышления и относительной сохранностью более филогенетически древних инстинктивных особенностей человека.

Идиотия (греч. idioteia - невежество) - наиболее тяжелая форма олигофрении, характерной чертой которой является недостаточность реакции на окружающее (она или отсутствует, или неадекватна, недифференцированна). Речь, как правило, не развивается, речь окружающих воспринимается с крайним трудом, смысл ее остается непонятным, воспринимается лишь интонация. Страдающие идиотией нуждаются в постоянном уходе со стороны окружающих и без их помощи не могут жить. Они безучастны к окружающему, пассивны, элементарную реакцию могут проявлять на голод и холод в виде нечленораздельных звуков. Эмоции крайне скудны и связаны с самочувствием, с удовлетворением элементарных потребностей. Нередко выражены аффекты злобы и гнева, которые находят внешнее проявление в двигательном возбуждении со склонностью к ярости и с агрессией по отношению к окружающим и себе. Действия олигофренов (в стадии идиотии) - инстинктивные автоматические акты или элементарные двигательные реакции на внешние раздражители.

Эти психические особенности сочетаются с грубыми физическими дефектами (выражена диспластичность, деформация черепа и скелета), наблюдаются неврологические симптомы (параличи, парезы, судорожные пароксизмы).

Описанные проявления идиотии довольно стабильны и с трудом поддаются терапевтическому воздействию.

Имбецилыюсть (от лат. imbecillus - слабый, незначительный) - средняя степень олигофрении. Психическое развитие у имбецилов значительно выше, чем у страдающих идиотией, реакции на окружающее разнообразнее и оживленнее. Имбецилам удается овладеть речевой функцией, однако словарный запас ограничивается несколькими десятками слов, иногда они произносят даже короткие фразы, речь состоит только из существительных и глаголов, аграмматична, косноязычна. Мышление крайне конкретное, хотя имеется способность к элементарному обобщению. Отмечается ограниченная способность к механическому запоминанию, арифметическим действиям (сложение и вычитание) в пределах нескольких единиц. Суждения крайне бедны, несамостоятельны - имбецилы подражают окружающим, копируя их. Больные с имбецильностью обладают элементарными навыками самообслуживания. Иногда их удается вовлечь в простейшие трудовые процессы, и они овладевают отдельными операциями. Самостоятельно вести жизнь они не в состоянии и нуждаются в постоянной опеке и уходе.

Эмоции у имбецилов малодифференцированны, но богаче, чем при идиотии. Аффективная деятельность более разнообразна. В элементарных обстоятельствах они часто теряются, робеют и стесняются. Бывают обидчивы, злопамятны, некоторые из них отличаются злобностью и агрессивностью. Психические дефекты имбецилов сочетаются с физическими и неврологическими расстройствами.

Так, например, из истории болезни пациента: испытуемому 20 лет. Из анамнеза: наследственность отягощена по линии отца алкоголизмом. Мать здорова. Беременность матери протекала с токсикозом 1-й половины. Родился в состоянии асфиксии. С первых дней жизни отставал в развитии, ходить начал к 2 годам, первые слова начал произносить в возрасте 7 лет. Из детских инфекций перенес корь, краснуху. До 8-летнего возраста отмечался ночной энурез. Больного пытались научить читать и писать, но безуспешно. Не мог учиться даже по программе вспомогательной школы. Дома элементарно себя обслуживал, под присмотром родителей выполнял простые трудовые процессы, помогал по хозяйству. С 16-летнего возраста является инвалидом I группы. До этого времени рос спокойным, вялым, малоподвижным. С начала пубертатного периода стали отмечаться состояния резко выраженного психомоторного возбуждения, становился злобным, агрессивным, проявлял нелепое эротическое возбуждение по отношению к матери, к соседке. В связи с неправильным поведением неоднократно стационировался в психиатрические больницы, получал аминазин, неулептил. Однако после выписки из больницы дома долго не задерживался. Стационирован из милиции в связи с попыткой изнасилования соседки и нанесением ей побоев.

Соматическое состояние: среднего роста, избыточного питания. Кожа чистая, обычной окраски. Внутренние органы без особенностей.

Неврологическое состояние: зрачки равномерные, реакции их на свет сохранены, сухожильные и периостальные рефлексы оживлены, неравномерные с обеих сторон. Патологические рефлексы не определяются. В позу Ромберга больного поставить не удается.

Психическое состояние: стоит в своеобразной позе, выпятив живот; руки согнуты, постоянно совершает однообразные движения руками и пальцами рук. Инструкции выполняет с трудом, только простейшие. Не тяготится госпитализацией. Спокоен, несколько благодушен. На вопросы отвечает односложно, ответы дает в основном на элементарные вопросы. Рассказать о себе ничего не может, о ситуации перед задержанием и стационированием не рассказывает. Просьб не высказывает, жалоб не предъявляет, речь олигофазичная, мышление конкретное. Больному не удаются даже элементарные обобщения. Не умеет читать и писать, считает в пределах десяти, но с ошибками. Не знает текущей даты, не ориентирован во времени. Не может запомнить числа и месяцы. Интересы крайне ограниченны. Поведение больного в отделении носит однообразный характер, он пассивно подчиняется режиму отделения, беспомощен, кормит его медицинский персонал, так как он неправильно держит ложку. Неряшлив. В отделении держится уединенно, ни с кем из больных не общается. Интереса ни к чему не проявляет. Знает свою койку в палате. Правильно называет свои имя и фамилию, но не знает, сколько ему лет. Безразличен к посещению родных, радуется лишь только принесенным ему передачам, которые тотчас съедает. Обстановкой отделения не тяготится.

Диагноз: олигофрения в степени имбецильности. В отношении инкриминируемых ему деяний признан невменяемым.

Дебильность (от лат. debilis - слабый, хилый) - легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению.

Дебильность значительно труднее распознается, поскольку отсутствуют грубые расстройства, как при имбецильности. Дифференцирование особенно осложняется в случаях, когда больной обладает достаточным запасом слов, и еще более затрудняется, если имеется хорошая механическая память, что может затруднить выявление слабости суждения.

Дебилам под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных понятий им не удается. Словарный запас у дебилов может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще бытовых, вопросах и способны к самостоятельной жизни. Они могут закончить начальную или вспомогательную школу, устраиваются на простую работу, вступают в брак.

Эмоциональные и волевые особенности личности при де-бильности более развиты и выражены ярче, чем при имбецильности, характерологические особенности их разнообразны, но отличаются и общими чертами - недостаточной способностью к самообладанию, к подавлению влечений, повышенной внушаемостью, в связи с чем они могут попадать под влияние других. Двигательная сфера у дебилов значительно совершеннее, чем у имбецилов, но движения их все же отличаются размашистостью, неуклюжестью.

Как и при других формах олигофрении, у дебилов отмечаются аномалии физического развития, неврологические расстройства.

Наиболее легкую форму олигофрении - дебильность - необходимо отграничивать от других, еще более легких форм пограничной умственной недостаточности. Лица с пограничными формами интеллектуальной недостаточности отличаются недоразвитием личности: наивностью, недостаточной критикой, снижением познавательной деятельности, недифференцированностью эмоций. Особую группу составляют лица с нарушением прежде всего целенаправленной деятельности, построения и выполнения задач. Для них характерны двигательная расторможенность, нарушение целенаправленной деятельности, рассеянность, большая отвлекаемость и нарушение концентрации внимания, они склонны к фантазии.

Несмотря на довольно характерные отличия разных степеней олигофрении, между ними нет четких границ. Всем степеням олигофрении свойственны глобальность задержки развития и недоразвитие более "молодых" психических функций.

За последние 30 лет возникает и развивается новый подход к изучению олигофрении - динамический.

Достигнута возможность компенсации психического дефекта с некоторой социально-трудовой реабилитацией при наиболее раннем и правильном лечении и проведении медико-педагогической коррекции.

Под влияние неблагоприятных факторов (психические травмы, соматические инфекционные заболевания, половой метаморфоз, старение, алкоголизация и т.д.) могут возникать состояния декомпенсации. Клиническое проявление декомпенсации выражается как неврозоподобными и психопатоподобными расстройствами, так и картиной психозов - с аффективными и двигательными нарушениями на фоне измененного сознания в препубертатном и пубертатном периодах, с галлюцинаторными и бредовыми феноменами в более позднем возрасте. Структура психоза отличается элементарностью содержания.

Клинические проявления олигофрении довольно стабильны, поэтому достичь значительного эффекта при терапии не удается. Несмотря на это, проведение комплекса медико-педагогических мероприятий может сыграть положительную роль в адаптации больного к условиям жизни.

3. Лечение, профилактика, реабилитация лиц, больных олигофренией

В лечении больных умственной отсталостью необходим комплексный и индивидуальный подход с широким использованием медицинских и педагогических мероприятий. Применяют витаминотерапию (группы В - В, В2, В6, В12, В5, гаммалон (аминалон), глутаминовую кислоту, церебролизин), при гипертензионном синдроме - дегидратационную терапию. Широкое применение находят лекарственные средства, стимулирующие мозговую деятельность и активирующие церебральный метаболизм.

При психотической декомпенсации назначают нейролептические средства в индивидуальных дозах: седуксен, аминазин, френолон, трифтазин, галоперидол, этаперазин, финлепсин (при дисфориях, реакциях с агрессией, судорожных приступах).

Одним из основных направлений в терапии умственной отсталости является проведение комплекса лечебно-педагогических мероприятий. Чем раньше начинается по специальной программе и методике целенаправленное воспитание и обучение их, тем успешнее адаптация и трудоустройство в дальнейшем. Особое значение имеет коррекция поведения этих больных, формирование навыков самообслуживания, развитие адаптационных возможностей, хотя эта деятельность весьма ограничена устойчивостью и необратимостью интеллектуального дефекта.

Цель социальной реабилитации - приобщение к общественно полезной жизни значительного числа страдающих олигофренией с легкой ее степенью - дебильностью.

При выборе реабилитационных мероприятий наряду со степенью умственного недоразвития принимается во внимание тип дефекта, лучше поддаются реабилитации больные, эмоционально уравновешенные, имеющие адекватные социальные установки.

4. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц больных олигофренией

По данным статистики на 2013 г среди лиц, совершивших правонарушения, страдающие олигофренией достигают почти 40%. Отечественные авторы И.Н. Боброва и А.Р. Мохонько указывают на рост числа лиц с олигофренией среди проходивших судебно-психиатрическую экспертизу за последние десятилетия с 4 до 11%.

В конце XIX - начале XX в. при изучении олигофрении в судебно-экспертном аспекте основное значение придавалось степени интеллектуальной недостаточности. Исходя из этих принципов, невменяемыми признавались лица начиная с тех, у которых слабоумие в степени выраженной дебильности (В.П. Сербский, 1895; С.С. Корсаков, 1898).

Исследователи последних лет, касаясь этой проблемы, уделяют большое внимание пограничным состояниям между вменяемостью и невменяемостью, при которых решение экспертного вопроса зависит главным образом не от уровня снижения интеллекта испытуемого, а от выраженности эмоционально-волевых и психоподобных расстройств. Стали изучаться в судебно-психиатрическом аспекте психотические расстройства, а также особенности клинической динамики в зависимости от воздействия неблагоприятных внешних факторов (А.А. Чуркин, 1980; О.Г. Сыропятов, 1987; В.Д. Горинов, 1989 и др.).

Наиболее полные данные о психически больных, совершивших общественно опасные действия, представлены в монографии М.М. Мальцевой и В.П. Котова (1995), общественно опасные действия, совершенные больными олигофренией, освещены в работах А.Ю. Березанцева (1990, 1991).

В судебно-психиатрической практике нередко встречаются случаи, когда испытуемые, страдающие олигофренией, пытаются аггравировать (утяжелять) свое слабоумие, что создает определенные сложности при проведении судебно-психиатрической экспертизы и установлении истинного уровня расстройств. На это еще в 1894 г. указывал А.В. Говсеев: "Парадоксальный факт, когда действительно слабоумие при случае симулирует слабоумие". При вынесении судебно-психиатрического заключения следует иметь в виду, что чем более груба и наигранна аггравация или "симуляция", тем более глубока выраженность слабоумия.

При решении вопроса о дееспособности-недееспособности лиц с олигофренией в соответствии со ст.29 ГК РФ судебно-психиатрическая экспертиза признает недееспособными и нуждающимися в опеке всех испытуемых с диагнозом олигофрении в стадии идиотии и имбицильности. Аналогичная экспертная оценка выносится и в случаях глубокой дебильности. Испытуемые с более легкими степенями дебильности признаются, как правило, дееспособными.

Теми же признаками руководствуются при экспертизе больных олигофренией, выступающих в судебном процессе в качестве свидетелей и потерпевших.

Малоизученной является проблема агрессивного поведения у лиц с умственной отсталостью, отсутствуют убедительные данные о мерах своевременной профилактики, создании эффективных способов коррекции и контроля (Б.М. Антонян, С.В. Бородин, 1998; Р.М. Масагутов, Ениколопов С.Н. 2006) .

Тем не менее, выявлено влияние микросоциальных факторов и роль резидуально-психоорганической патологии на формирование определенных типов агрессивного поведения.

Агрессия у лиц с умственной отсталостью является неотъемлемой частью их делинквентных действий, и происхождение ее обусловлено сложным взаимодействием неблагоприятных биологических и социально-психологических процессов в онтогенезе. При этом биологические факторы (резидуально-органическая церебральная патология с дефицитом когнитивного процесса), создавая определенные закономерности нейропсихологических (дизонтогенетических) механизмов, обеспечивают возникновение агрессии.

По мнению С.Г. Бецкова "неблагоприятные психосоциальные факторы, взаимодействуя с биологическими, провоцируют и рецидируют усвоение агрессивного поведения".

судебная психиатрическая экспертиза олигофрения

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели проявление болезни у олигофренов атипично, как по клинике, так и по течению.

В работе приведён один пример из медицинской практики.

Можно сделать вывод, что основная симптоматика олигофрении достаточно ярко выявляется как в содержании психотических переживаний, так и в определенной специфичности самих психопатологических синдромов. Для неё характерны бедность, элементарность психопатологических проявлений. У многих больных в клинической структуре психоза отмечаются соматоневрологические признаки: головная боль, головокружение, расстройство сна, резкая - утомляемость и истощаемость, изменение уровней бодрствования сознания.

Мы рассмотрели несколько основных форм олигофрении - это: умственная отсталость (олигофрения) эндогенной природы; энзимопатическая олигофрения, истинная микроцефалия (малоголовость), эмбриопатия и фенопатия и фенилкетонурия.

Оказание помощи пациентами больным олигофренией должно начинаться с обследования и беседы с врачом, на основании чего специалист делает определенные выводы, и принимает решении о дальнейших методах лечения. В настоящее время при данном диагнозе больным назначаются антипсихотические средства, что уменьшает проявления заболевания. Антипсихотическая терапия длится долго, и ее длительность продолжается еще не менее трех месяцев после устранения симптомов расстройства. Иногда возникает необходимость поддерживать лечение и более длительное время. При лечении возникает необходимость в отслеживании побочных эффектов, возникающих в области двигательной сферы. Это спастические состояния, акатизия, острые дистонии, а также тремор, акинезия. Подобные явления устраняются специальными средствами.

К тому же, необходимо принять меры, создающие безопасность самого больного и его окружения. С пациентом всегда должны находиться рядом родственники или друзья. Следует всегда следить, чтобы основные потребности больного были удовлетворены, в первую очередь это касается пищи и сна. Эмоциональные раздражители и психическое напряжение должно быть сведено к минимуму. Нельзя доказывать пациенту, что он в чем-то неправ, оспаривать его психотическое мышление. Также нельзя в общении с больным допускать критических высказываний, если в этом нет необходимости.

Список использованной литературы

1. Авксентьева М.В., Воробьев П.А., Герасимов В.Б., Горохова С.Г., Кобина С.А. Экономическая оценка эффективности лекарственной терапии (фармакоэкономический анализ). М.: Ньюдиамед, 2000.80 с.

. Ангелова-Барболова Н.С. Клинико-социальная характеристика больных олигофренией // Российский психиатрический журнал. 2009. N 4. С.4 - 11.

. Березанцев А.Ю., Митрофанова О.И. Качество жизни больных шизофренией в различных группах населения (клинико-социальный и гендерный аспекты) // Российский психиатрический журнал. 2009. N 3. С.26 - 34.

. Воробьев П.А., Авксентьева М.В., Юрьев А.С., Сура М.В. Клинико-экономический анализ (оценка, выбор медицинских технологий и управление качеством медицинской помощи). М.: Ньюдиамед, 2004.404 с.

5. Горинов В.В., Пережогин Л.О. Психические расстройства, не исключающие вменяемости (расстройства личности, умственная отсталость) <http://www.twirpx.com/file/1220993/>

. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Шашкова Н.Г. Социальное функционирование и качество жизни психически больных // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. Вып.4. С.38 - 45.

. Кондратьев Ф.В. Судебно-психиатрические аспекты качества жизни психически больных // Российский психиатрический журнал. 1999. N 4. С.10 - 14.

. Мальцева М. М, В.П. Котов Общественно-опасные действия психически больных. - М.: Медицина, 1995. - C 54.

. Масагутов Р.М., Ениколопов С.Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психологический журнал. - 2006. - Т.25, № 1. - С.119-124.

. Судебная психиатрия. Учебник для ВУЗов. Изд.3-е доп. и перер.Н.М. Жариков, Г.В. Морозов, Д.Ф. Хритинин \ Под общей редакцией академика Российской академии медицинских наук Г.В. Морозова. - М.: Издательство НОРМА, 2004.

Похожие работы на - Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, больных олигофренией

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!