Мондиалистская концепция Жака Аттали

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мондиалистская концепция Жака Аттали

Содержание

Введение

Сущность и краткая история возникновения мондиализма

Концепция мондиализма Жака Аттали

Заключение

Библиография


Введение

Геополитика - наука, изучающая связь природного пространства, которое человек осваивает в ходе своей жизнедеятельности с исторической судьбой того или иного народа, формами и содержанием его хозяйственной, политической и духовной жизни.

Такой подход позволяет выявить внутренние пружины взаимоотношения государств в мировой истории, те истинные мотивы и цели их политической практики, которые нередко скрываются за идеологической риторикой политической элиты.

С развитием человечества и соответственно прогресса в современное время в геополитике появилось много направлений и концепций. Актуальной темой современной геополитики стала проблема территориально-государственного размежевания, в частности, в связи с распадом многонациональных государств и ограничением акваторий Мирового океана и Антарктиды. Это новая тема для геополитики - в центре ее участившиеся сецессионные конфликты, связанные с желанием части территории государства выйти из его состава.

В ХХ веке на западе появляются такие направления как: континентализм, атлантизм и мондиализм. Одним из теоретиков мондиализма является Жак Аттали - французский экономист, писатель и крупный политический деятель, труды которого и рассматриваются в данной работе. Он родился в Алжире в еврейской семье. В 1963 году он закончил Политехническую школу, а позже получил диплом в Институте Политических Исследований и закончил ЭНА. Он приобрёл особую известность в 1981 году, благодаря его высокому положению в кабинете (аппарате) Президента Франции Франсуа Миттерана. Является членом Бильдербергского клуба. В апреле 1991 года стал первым главой «Европейского Банка Реконструкции и Развития». Автор десятка книг. По мнению Жака Аттали, демократия - это наилучшая политическая система, торговый строй - двигатель прогресса, всемогущество денег - самый справедливый порядок правления. Аттали - один из фигурантов по делу о незаконной продаже оружия Анголе («Анголагейт»).

Поэтому, я считаю, что тема выбранного мной реферата является актуальной на данном этапе развития геополитики.

Целью и задачами реферата являются:

дать сущность мондеализма;

раскрыть суть мондиалистской концепции Жака Аттали.

Методами исследования является поиск необходимых средств и приёмов сбора и анализа теоретического материала из различных источников.

Базой исследования выступает фундаментальные научные труды различных авторов, публикации периодической печати, вышедшие по проблеме исследования и электронные материалы всемирной паутины.

Работа состоит из введения, двух вопросов, заключения, а также списка литературы, использованной при написании реферата.

Сущность и краткая история возникновения мондиализма

Становление США сверхдержавой и выход на последний этап, предшествующий окончательной «планетарной гегемонии талассократии», заставил американских геополитиков рассматривать совершенно новую геополитическую модель, в которой участвовали не две основные силы, а только одна. Причем в принципе существовало два варианта развития событий - либо окончательный выигрыш Западом геополитической дуэли с Востоком, либо конвергенция двух идеологических лагерей в нечто иное и установление «мирового правительства» (этот проект получил название «мондиализм» - от французского monde - мир).

Так сложились три основных мондиалистских организации, о самом существовании которых общественность Запада узнала лишь относительно недавно. В отличие от официальных структур эти группы пользовались значительно большей свободой проектирования и исследований, так как они были освобождены от фиксированных и формальных процедур, регламентирующих деятельность комиссий ООН и т.д.

Первая структура - «Совет по международным отношениям» (Council on Foreign Relations, C.F.R). Ее создателем был крупнейший американских банкир Морган.

В 1954 г. была создана вторая мондиалистская структура -Бильдербергский клуб, или Бильдербергская группа. Она объединяла уже не только американских аналитиков, политиков, финансистов и интеллектуалов, но и европейских коллег. С американской стороны она была представлена исключительно членам C.F.R. и рассматривалась как ее международное продолжение.

В 1973 г. активистами Бильдербергской группы была создана третья важнейшая мондиалистская структура - «Трехсторонняя комиссия», или «Трилатераль» (Trilateral). Она возглавлялась американцами, входящими в состав C.F.R. и Бильдербергской группы, и имела помимо США, где расположена ее штаб квартира (Нью-Йорк), еще две штаб-квартиры - в Европе и Японии.

Главой важнейших мондиалистских групп - Бильдерберга и Трилатераля - является высокопоставленный член C.F.R., крупнейший банкир Дэвид Рокфеллер, владелец «Чэйз Манхэттен бэнк».

Кроме него в центре всех мондиалистских проектов стоят неизменные аналитики, геополитики и стратеги атлантизма Збигнев Бжезинский и Генри Киссинджер. Туда же входит и знаменитый Джордж Болл.

Основная линия всех мондиалистских проектов заключалась в переходе к единой мировой системе, под стратегической доминацией Запада и «прогрессивных», «гуманистических», «демократических» ценностей. Для этого вырабатывались параллельные структуры, состоящие из политиков, журналистов, интеллектуалов, финансистов, аналитиков и т.д., которые должны были подготовить почву для широкого обнародования этого мондиалистского проекта «мирового представительства». Так как без подготовки он натолкнулся бы на мощное психологическое сопротивление народов и государств, не желающих растворять свою самобытность в планетарном melting pot.

Мондиалистский проект, разрабатываемый и проводимый этими организациями, не был однороден. Существовали две его основные версии, которые, различаясь по методам, должны были теоретически привести к одной и той же цели.

Первая, наиболее пацифистская и «примиренческая» версия мондиализма, известна как теория «конвергенции» разработанная в 70-е гг. в недрах C.F.R. группой «левых» аналитиков под руководством Збигнева Бжезинского, эта теория предполагала возможность преодоления идеологического и геополитического дуализма холодной войны через создание нового культурно-идеологического типа цивилизации, который был бы промежуточным между социализмом и капитализмом, между чистым атлантизмом и чистым континентализмом.

Бжезинский развивает идею необходимости создания универсальной мировой системы под эгидой США. Советский марксизм рассматривался как преграда, которую можно преодолеть, перейдя к его умеренной, социал-демократической, ревизионистской версии - через отказ от тезисов «диктатуры пролетариата», «классовой борьбы», «национализации средств производства» и «отмены частной собственности». В свою очередь капиталистический Запад должен был бы ограничить свободу рынка, ввести частичное государственное регулирование экономики и т.д. Общность же культурной ориентации могла бы быть найдена в традициях Просвещения и гуманизма, к которым возводимы и западные демократические режимы, и социальная этика коммунизма (в его смягченных социал-демократических версиях).

«Мировое правительство», которое могло бы появиться на основе теории конвергенции, мыслилось как допущение Москвы до атлантического управления планетой совместно с Вашингтоном. В этом случае начиналась эпоха всеобщего мира, холодная война заканчивалась, народы сбрасывала тяжесть геополитического напряжения.

После распада СССР и победы Запада, атлантизма мондиалистские проекты должны были либо отмереть, либо изменить свою логику. Новой версией мондиализма в постсоветскую эпоху стала доктрина Фрэнсиса Фукуямы, опубликовавшего в начале 90-х программную статью «Конец истории». Ее можно рассматривать как идейную базу мондиализма. Фукуяма предлагает следующую версию исторического процесса. Человечество от темной эпохи «закона силы», «мракобесия» и «нерационального менеджирования социальной реальности» двигалось к наиболее разумному строю, воплотившемуся в капитализме, современной западной цивилизации, рыночной экономике и либерально-демократической идеологии. История ее развития длилась только за счет нерациональных факторов, которые мало-помалу уступали место законам разума, общего денежного эквивалента всех ценностей и т.д. Падение СССР знаменует собой падение последнего бастиона иррационализма. С этим связано окончание истории и начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком рынка и демократии, которые объединят мир в слаженную рационально функционирующую машину.

Проекту объединенной Европы противостоит мондиализм - учение о мире без границ под эгидой мирового правительства. Это направление развивается при активной финансовой поддержке США, стремящихся ограничивать политическую самостоятельность объединенной Европы. В 1982 г. в Париже, Милане и Вашингтоне был основан Международный институт геополитики, в штат которого вошли в основном специалисты НАТО, а возглавил его М.-Ф. Гаро. Институт издает журнал «Géopolitique».

Во многом всплеску мондиализма способствуют новые угрозы, возникшие в результате изменений в конфигурации европейского континента, которые связаны с распадом социалистической системы и СССР. Сдвиги в Центральной и Восточной Европе породили новые факторы опасности и неуверенности в развитии процесса европейского строительства. В нем заметно обозначилось противоборство центростремительных федералистских и центробежных сепаратистских тенденций. Демократизация Восточной Европы не сопровождалась адекватным социально-экономическим развитием, а достижения Западной Европы в политической и социально-экономической областях отнюдь не ликвидировали ее «старых демонов» - экстремизм, терроризм, национализм и расизм.

Мондиалистские идеи были свойственны чаще всего умеренным европейским и особенно английским социалистам (некоторые из них были объединены в "Фабианское общество"). О едином Мировом Государстве говорили и коммунисты. С другой стороны, аналогичные мондиалистские организации создавались начиная с конца XIX века и крупными фигурами в мировом бизнесе например, сэром Сэсилом Роудсом, организовавшим группу "Круглый Стол", члены которой должны были "способствовать установлению системы беспрепятственной торговли во всем мире и созданию единого Мирового Правительства.

"Часто социалистические мотивы переплетались с либерал-капиталистическими, и коммунисты соседствовали в этих организациях с представителями крупнейшего финансового капитала. Всех объединяла вера в утопическую идею объединения планеты.

Основная линия всех мондиалистских проектов заключалась в переходе к единой мировой системе, под стратегической доминацией Запада и "прогрессивных", "гуманистических", "демократических" ценностей. Для этого вырабатывались параллельные структуры, состоящие из политиков, журналистов, интеллектуалов, финансистов, аналитиков и т.д., которые должны были подготовить почву перед тем, как этот мондиалистский проект Мирового Правительства смог бы быть широко обнародован, так как без подготовки он натолкнулся бы на мощное психологическое сопротивление народов и государств, не желающих растворять свою самобытность в планетарном melting pot .

Мондиалистский проект, разрабатываемый и проводимый этими организациями, не был однороден. Существовало две его основные версии, которые, различаясь по методам, должны были теоретически привести к одной и той же цели.

Концепция мондиализма Жака Аттали

Геополитиком мондиалистского направления в Европе считается известный французский ученый и политический деятель Жак Аттали - бывший советник президента Франции Ф. Миттерана, а также глава Европейского банка реконструкции и развития (с 1991 г.). Его библиографический список очень обширен: «Шумы» (1977), «Три мира» (1981), «Истории Времени» (1982), «Влиятельный человек Зигмунд Г. Уорбург (1902-1982)» (1985), «В прямом и переносном смысле» (1988), "Первый день после меня" (Роман, Перевод Михаила Гребнева), Журнал «Дружба народов», №12, 1993., «На пороге нового тысячелетия» (1991), «Линии горизонта» (1992), «Карл Маркс: Мировой дух» (2005).

В работе «На пороге нового тысячелетия» Аттали прогнозирует:

Европе, вероятно, грозят большие беды. Сама логика континентальной интеграции сталкивается с давнишней, часто кровавой традицией этнических и национальных распрей, с историей проявлений шовинизма и ксенофобии. Массовая миграция из Африки вкупе с потоками переживающих большие трудности восточноевропейцев в западные и другие более процветающие государства приведет к идее возникновения новой Берлинской стены, стены, которая предотвратит поток беженцев с периферии, стремящихся найти прибежище в центрах процветающего Севера.

Он приводит два аргумента в пользу геополитического единства мира и мирового правительства.

Первый аргумент в рассуждениях Ж. Аттали о грядущем мире основан на необходимости покончить с возможным риском в будущем. Аттали предвидит грядущие катаклизмы, связанные с демографическим взрывом и увеличением веса периферийных народов, расположенных вокруг доминирующих богатых и высоко организованных пространств. Новые опасности возникнут в связи с торговлей оружием, наркотиками и экологическими катастрофами, такими, как увеличение твердых отходов, дефицит питьевой воды, выбросы вредных газов, уничтожение лесов. Для предотвращения грядущих опасностей Аттали предлагает установить жесткий политический контроль на мировом, «мондиальном» уровне, чтобы «решать проблемы «мондиально», в «мировом масштабе». Для этого нужна мондиалистская власть и создание мирового правительства.

Второй аргумент - логика развития информационных технологий и процесса глобализации, по мнению Аттали, неизбежно приведет мир к единству, а геополитические разногласия прошлого при этом отступят на задний план.

Несмотря на то, что геополитический проект будущего мира Аттали признан экспертами «оптимистической версией атлантизма», в действительности он утопичен, опровергает все гуманистические ценности человечества, утверждая культ денег и нарциссизма, что делает его деструктивным и разрушительным.

Будущий миропорядок он определяет как «строй денег». Он является высшей формой эволюции общества. Картина будущего мира нарисована достаточно абстрактно. Логика его развития задана базовыми принципами: демократия - это наилучшая политическая система, «торговый строй» - это двигатель прогресса, всемогущество денег - это самый справедливый порядок правления, а мондиализм - единственно разумный ответ на проблемы завтрашнего дня. По мнению Аттали, в основе нового миропорядка лежат свободный рынок и политическая демократия как универсальные общечеловеческие ценности, которые в итоге должны неизбежно привести человечество к размыванию национально-государственных суверенитетов и формированию «единого человечества» - одной всемирной культуры.

В этом «прекрасном новом мире» будут действовать «новые кочевники», полностью лишенные культурной идентичности, устремленные в погоню за «Его Величеством Долларом». В этом обществе «универсального рынка» человек, как и предмет, будет находиться в постоянном передвижении, без адреса или стабильной семьи. Особую роль он отводит в новом обществе средствам коммуникации, которые станут одновременно и средствами войны и контроля за пространством, а высшим истоком желания человека в новом мире будет нарциссизм.

Аттали выделил три важнейших региона, которые в будущем мире станут центрами новых геоэкономических пространств:

американское пространство, объединяющее обе Америки в единую финансово-промышленную зону;

европейское пространство, возникшее после экономического объединения Европы;

Тихоокеанский регион, имеющий несколько конкурирующих центров - Токио, Тайвань, Сингапур.

Вокруг этих центров будут структурироваться менее развитые регионы, между которыми происходит конкурентная борьба.

Центром «торгового строя», по мнению Аттали, предположительно станет Япония, хотя он не исключает возможности наложения двух доминирующих пространств - тихоокеанского (США и Япония) и европейского. Он прогнозирует в скором времени утрату США своего лидерство в рамках «торгового строя». Аттали предвидит обострение экономической конкуренции, пересечения зон экономической экспансии, и как следствие, распад блоков, рост региональных антагонизмов.

Линии горизонта (фр. Lignes d'horizon) - историософский трактат, написанный французским философом Жаком Аттали в 1992. Книга разделена на 4 главы. Ключевым понятием для Аттали является информация, которая задает определенный порядок, порождая в качестве следствий три фундаментальных явления - смысл, насилие и шумы. Далее Аттали говорит о трех типах порядка, «о трех способах организации насилия». О порядке Сакрального, о порядке Силы и о порядке Денег. Этим порядкам соответствуют три социальные формы, которым поочередно соответствуют священник, царь и финансист. Деньги и денежный строй неотделимы от рынка и капитализма. Торговый строй имел до сегодняшнего дня 8 форм (Брюгге 1300-1450; Венеция 1450-1500; Антверпен 1500-1550; Генуя 1550-1650; Амстердам 1650-1750; Лондон 1750-1880; Бостон 1880-1930; Нью-Йорк). Новая торговая форма появляется, когда возникают новые технологии, более эффективные, чем предыдущие для использования энергии и организации коммуникации. Центром этой девятой формы Торгового Строя, возможно, станет Япония. Аттали полагает, что США должны в скором времени перестать быть актуальным сердцем Торгового Строя. Революционной новой технологией он называет изобретенный в 1969 микропроцессор. К числу новых объектов относятся также: плеер, кварцевые часы, DVD, персональный компьютер, магнитная карточка, мобильный телефон, автоответчик, телефакс, микроволновые печи и т. д. Благодаря этим объектам стало возможным оторваться от пространства и перейти к «обществу кочевников». Однако грядущее общество таит в себе угрозы (увеличение твердых отходов, дефицит питьевой воды, выбросы газа, уничтожение лесов), с которыми поможет справиться жесткий политический контроль на планетарном, мировом уровне.

В книге «Линии горизонта» он также разбирает эволюцию нашего общества, взятого на мировом уровне, на будущую четверть века, а также исследует сущность его экономической, политической, социальной и идеологической организации. Этот труд привлек наше внимание хотя бы уже потому, что его автор - отнюдь не является ординарной личностью. Добавим, что Аттали является членом Бильдербергского клуба, мондиалистской организации, близкой к Трехсторонней комиссии и к "Совету по иностранным связям", руководителем которых был Поль Уорбург, двоюродный брат Зигмунда Уорбурга (ему посвящена одна из книг Аттали). По его мнению, демократия - это наилучшая политическая система, Торговый Строй - двигатель прогресса, всемогущество денег - самый справедливый порядок правления, мондиализм - единственный ответ на проблемы завтрашнего дня и абсолютная неизбежность, которая для него совпадает с высшим благом. Умозаключения Аттали представляют собой огромный интерес, приобретая еще большую значимость оттого, что их автор является одним из ярчайших представителей интеллектуальной и политической элиты современного мира. Аттали соединяет в себе и мыслителя и деятеля, а это чрезвычайно редкое сочетание.

В своей книге он выделяет основополагающие социальные, идеологические, культурные и геополитические особенности грядущего мира ближайших десятилетий. Вначале мы остановимся на его основных выводах, а затем сделаем несколько собственных замечаний. Эта книга, извещает нас об окончательном наступлении и победе антитрадиционного и антидуховного общества, являющегося пародией на сакральный идеал. Заметим, что Жак Аттали стремится придать своему анализу беспристрастный характер, хотя в целом он разделяет культурно-политические ориентации описываемого мира. Так, он предсказывает не только то, что ему хотелось бы видеть, но то, что, по его мнению, должно произойти объективно. Иногда он говорит: "Таково то, что грядет. Я не хочу этого, я предвижу это". В другом случае в отношении процессов, связанных с искусственной генетикой, он уточняет: "Каким бы долгим ни был бы путь к этому кошмару, человечество с неизбежностью будет идти именно им".

Жак Аттали предлагает свою версию будущего, которое «уже наступило». мондиализм аттали геополитический

Тотальное господство на планете единой либерально-демократической идеологии и рыночной системы вместе с развитием информационных технологий приводит к тому, что мир становится единым и однородным, геополитические реальности, доминировавшие на протяжении всей истории, в «Третьей эре» отступают на задний план. Геополитический дуализм отменяется.

Геоэкономика - это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и т.д. факторы, составляющие суть собственно геополитического подхода, но чисто экономическую реальность в ее отношении к пространству. Для геоэкономики совершенно не важно, какой народ проживает там-то и там-то, какова его история, культурные традиции и т. д. все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства. Геоэкономика подходит к политической реальности так, как если бы «Мировое Правительство» и единое планетарное государство уже существовали.



Заключение

В заключении можно сказать, что геополитика - это наука, система знаний о контроле над пространством. Она рассматривает пространство с точки зрения политики (государства) и более динамична по сравнению с политической географией. С середины ХХ в. в результате бурно протекающей научно-технической революции к новым элементам предмета геополитики добавились экономические процессы. Их влияние на политическую ситуацию в мире в конце ХХ столетия резко возросло. Общественное разделение труда, связанное во многом с НТР, добычей природных ископаемых, их переработкой, утилизацией отходов и другими факторами, привело к реальной глобализации экономических процессов. Экономические процессы, научно-техническая революция все больше влияют на окружающую географическую среду, экологическую обстановку, на самого человека, общество (размещение производства, перемещение рабочей силы, строительство новых городов и т.д.) Экономические интересы выступают на первый план при установлении всех форм международных отношений. А так как глобальные экономические процессы, протекающие на планете, отличаются высокой динамичностью, то они предопределяют нестабильность современной геополитической ситуации.

Концепция "мондиализма" возникла задолго до окончательной победы Запада в холодной войне. Смысл мондиализма сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к униформному миру One World. Истоки этой идеи можно разглядеть в некоторых утопических и хилиастических движениях, восходящих к Средневековью и, далее, к глубокой древности. В ее основе лежит представление, что в какой-то кульминационный момент истории произойдет собирание всех народов земли в едином Царстве, которое не будет более знать противоречий, трагедий, конфликтов и проблем, свойственных обычной земной истории.

И, следовательно, для изучения процессов в динамичном развитии человечества появляются различные школы, течения (направления) и концепции. Это не обошло и геополитику. В частности, как мы увидели выше, появились такие теории и школы запада как атлантизм, мондиализм и т.д.

В данной работе мы рассмотрели сущность мондиализма, и самое главное, мондиалистскую концепцию Жака Аттали в его некоторых работах.


Библиография

1. «Геополитика», учебное пособие, М., «Форум», 2003г.

. Майнекян С.И., «Мондиализм: взгляд со стороны», Ереван, «Таура», 2005г.

Похожие работы на - Мондиалистская концепция Жака Аттали

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!