Самой многочисленной национальностью являются русские - 430,8 тыс. человек (86,5 %). Также многочисленны корейцы (26,4 тыс. - 5,3 %), украинцы (13 тыс. - 2,6 %) и татары (5 тыс. - 1 %). Средний возраст сахалинца - 37,8 лет для мужчин и 39,9 лет для женщин.
5. Отраслевая и территориальная промышленность
Сахалинская область специализируется на добыче и переработке рыбы, производстве продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В области ведется добыча нефти, газа, угля.
Основные отрасли промышленности: пищевая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая промышленность; топливная, производство стройматериалов. Сахалинская область является монополистом в России по производству пищевого агар-агара.
Экономика области всегда носила и носит ярко выраженный индустриальный характер, в промышленности занято почти 20 % работающего населения и создаётся более 60 % валового регионального продукта. Крупнейшими промышленными центрами области являются Южно-Сахалинск, Холмск, Корсаков и Оха.
. Структура сельского хозяйства
Из-за трудных погодных условий сельское хозяйство области получило своё развитие, в основном, в южных районах. Здесь успешно выращивают овощи: картофель, кормовые культуры, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук, помидоры, огурцы. Также развито животноводство, здесь разводят крупный рогатый скот, свиней, оленей, птицу.
. Транспортная характеристика
Транспорт в Сахалинской области - одна из важнейших отраслей экономики Сахалинской области, обеспечивающая экономические связи как внутри островной области, так и с материковой частью Дальнего Востока и с другими регионами страны. Представлен автомобильным, железнодорожным, морским, авиационным, трубопроводным видами транспорта.
Железнодорожный транспорт.Железнодорожный транспорт в Сахалинской области - одна из важнейших составляющих частей транспортной системы области. По железной дороге осуществляется перевозки угля, рыбы, леса, пиломатериалов, оборудования.
Строительство железных дорог на Сахалине началось после русско-японской войны 1904-1905 годов, когда в результате заключения Портсмутского договора южная часть Сахалина отошла к Японии.
Характерной особенностью железнодорожной сети острова является ширина колеи - 1067 мм (капская колея), что обусловлено историческими причинами. Но, по решению ОАО «РЖД», с 2003 года началась перешивка колеи с ширины 1067 мм на ширину 1520 мм, работы по перешивке закончатся, по прогнозам, к 2020 году.
Из классических узкоколейных железных дорог колеи 750 мм действуют только две: узкоколейная железная дорога Шахтёрского погрузочно-транспортного управления и Южно-Сахалинская детская железная дорога. Помимо них действует ведомственная железная дорога Победино - Первомайское на колее 1067 мм.
Водный транспорт.Речное сообщение на Сахалине отсутствует.
Имеется постоянное морское сообщение с материком через порты Холмск, Невельск, Корсаков. Действует совмещённая с сетью РЖД паромная переправа Холмск-Сортировочный - Ванино.
Воздушный транспорт.Воздушный транспорт является единственным видом транспорта, круглогодично соединяющим Сахалин с материком. Действуют 6 аэропортов, один из них (в Южно-Сахалинске) международный. Имеются и внутриобластные рейсы (Южно-Сахалинск - Оха, Южно-Сахалинск - Менделеево, Южно-Сахалинск - Шахтёрск). Также с территории Сахалинской области осуществляется доставка рабочих проекта "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Туризм в Сахалинской области является развивающейся отраслью экономики и неотъемлемой частью социальной инфраструктуры Сахалинской области. Туризм развивается на самом острове Сахалин, находящимися вблизи него островами Монерон и Тюлений и Курильских островах.
Направления туризма -Сплавы по рекам, рафтинг, восхождения в горы (в частности на пик Чехова), пешеходный туризм, альпинизм, сноуборд, горные лыжи, велотуризм, спелеология, парапланеризм, виндсерфинг, круглогодичная рыбалка, морской каякинг, дайвинг, скалолазание, ледолазание, кайтсёрфинг.
Статистика туризма -В области работает более 60 туристических компаний, в основном специализирующихся на выездном туризме. 55% от общего турпотока - это выезд островитян за границу, 32% - турпоездки по стране, и 13% - въездной туризм. Вклад туризма в ВРП составляет менее 1%.
По данным статистики области основную долю составляет выездной туризм в такие страны, как Китай, Япония, Таиланд, туры по всей России - Москва, Санкт-Петербург, Приморский и Краснодарский края. Въездной туризм представлен туристскими потоками из Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, больший процент (90%) которых представлен гражданами Японии.
Японские туристы. За последние годы 85-95 % въезжающих иностранных туристов составляют граждане Японии. Японских туристов интересуют экскурсионно-познавательный, экологический, рыболовный и ностальгический туризм.
Привлечение японских туристов в страну зависит от множества различных факторов: экономических, политических, экологических и связанных с проблемой безопасности и уровнем развития сервисных услуг. Это, прежде всего, качество обслуживания иностранных туристов в гостиницах, на транспорте, туристско-экскурсионных предприятиях и культурно-развлекательных учреждениях, уровень информационного обслуживания и пр. Японские туристы требуют высокого уровня комфорта от мест размещения, транспорта, информационных служб, не уступающего японскому. Кроме того, японцы считаются весьма специфическими туристами с точки зрения особенностей питания, обычаев, весьма чувствительны к вопросам безопасности и санитарии, поэтому их прием должен быть заранее подготовлен. Как констатируют японские эксперты по туризму, в настоящее время связи в области туризма между Японией и Россией вступают в качественно новую фазу. В последнее время активизировался безвизовый обмен с Хоккайдо, что в свою очередь может поспособствовать развитию туристических связей между Японией и Сахалинской областью. Также этому способствует социально-экономическая обстановка, которая сложилась на сегодняшний момент. Японцы стали значительно меньше выезжать в США и арабские страны, в 2003 году − в Сянган и государства Юго-Восточной Азии. На фоне других стран Россия рассматривается как безопасная страна, особенно это касается Дальнего Востока. В настоящее время в Россию из Японии выезжает примерно 0,5 % от общего выездного туристского потока страны. Учитывая, что Россия является ближайшим соседом Японии, данная цифра достаточно несущественна.
. Экологическая обстановка
Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу в 2010 году сократились по сравнению с прошлым годом более чем на 20 тыс.тонн. При этом уменьшилось количество выбросов от стационарных источников загрязнения и незначительно увеличилось от передвижных источников. Транспорт остается одним из самых крупных загрязнителей окружающей среды на территории Сахалинской области. По-прежнему, вызывает беспокойство состояние атмосферного воздуха в г. Южно-Сахалинске.
Основной проблемой загрязнения поверхностных вод является отсутствие или недостаточная мощность очистных сооружений, обеспечивающих надлежащую очистку сточных вод. Практически без очистки в рыбохозяйственные водные объекты сбрасываются сточные воды городов Поронайск, Макаров, Долинск. Холмск, Невельск, Чехов, Томари, Красногорск, Углегорск, Александровск-Сахалинский, Оха. В подавляющем большинстве случаев условия отведения сточных вод не отвечают нормативным требованиям. Среди отраслей экономики лидирующее место по сбросу сточных вод принадлежит промышленности, в частности электроэнергетике.
. Перспективы развития
Сахалинская область располагает уникальными природно-климатическими и историко-этнографическими ресурсами, что позволяет ставить вопрос об организации здесь въездной специализированной туристической индустрии международного уровня и высокой экономической эффективности.
Принимая во внимание невысокий уровень природно-климатической комфортности и отсутствие традиционных туристских культурно-исторических объектов показа, рассматривать вопрос об организации в Сахалинской области традиционных рекреационно-познавательных туров типа "солнце - море - культурно-исторические объекты" нецелесообразно.
Вывод
Сахалинская область это один из самых отдаленных регионов в России.
Единственный регион, полностью расположенный на островах. Климат умеренный, муссонный. Богатый природный ресурсный потенциал. Численность населения в данном регионе постепенно снижается. Экономика области всегда носила и носит ярко выраженный индустриальный характер, в промышленности занято почти 20 % работающего населения и создаётся более 60 % валового регионального продукта. Сельское хозяйство в основном развито в южных районах региона. В области представлены все необходимые виды транспорта. В настоящее время развитию туризма уделяется большое внимание, основной поток туристов прибывает из Японии. Экологическая обстановка положительная, благодаря очистке окружающей среды. Сахалинская область обладает множеством необходимых ресурсов для социально-экономического развития, а также для развития туризма.
Список литературы:
) Береговая зона Сахалина - П.Ф. Бровко, Ю.А. Микишин, Владивосток, 2005 г.
) Сахалин, Курилы 2000 - А.В. Колесов, Ю.В. Филинов
) История Сахалинской области с древнейших времён и до наших дней - М.С. Высоков, В.А. Голубев, Т.М. Кожухова, Н. И. Колесников, А.М. Лопачёв, Л.С. Тварковский.Сахалинская областная типография, г. Южно-Сахалинск, 2005 г.
)http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8