Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района. Приволжская железная дорога

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    160,61 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района. Приволжская железная дорога

Петербургский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Экономика транспорта»










Курсовая работа

по экономической географии транспорта

на тему «Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района. Приволжская железная дорога»

Работу выполнила:

Студентка второго высшего экономического образования

факультета «ЭСУ»

ВВЭО-11-ЭБТ-14

Кулинич О.А.

Проверил преподаватель:

Казакова Н.А.


Санкт - Петербург

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

. Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района РФ

.1 Административно-территориальный состав экономического района и района тяготения Приволжской железной дороги

.2 Природно-ресурсный потенциал

.3 Характеристика населения и трудовые ресурсы

.4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

. Характеристика транспортной сети Поволжского экономического района (района тяготения Приволжской железной дороги)

.1 Отправление и прибытие грузов

.1 Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1. Экономическая карта Поволжского района

Приложение 2. Транспортная картосхема Приволжской железной дороги

ВВЕДЕНИЕ


У Поволжского экономического района исключительно выгодное экономико-географическое положение. Именно о нем, наряду с Волго-Вятским районом, можно сказать, что он находится в центре, так как граничит на западе - Северный Кавказ, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский районы, на востоке- Уральский район РФ и Казахстан. Хорошо разветвленная транспортная сеть создает благоприятные условия для активного хозяйственного взаимодействия с ними. На юге район выходит к Каспийскому морю, что позволяет через южные его порты осуществлять связь с Туркменией, Ираном и Азербайджаном. Главнейшими ресурсами являются нефть и газ.

Транзитное положение района определяет развитие почти всех видов транспорта. По плотности железнодорожной и автомобильной сети Поволжье значительно превышает среднероссийский уровень. Почти все железнодорожные магистрали, соединяющие западные и восточные районы страны, проходят через Поволжье

Цель курсовой работы:

1.    Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Приволжского экономического района;

2.      Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Поволжского экономического района;

.        Изучить транспортную сеть Поволжского экономического района (района тяготения Приволжской железной дороги )

1. Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района РФ

 

.1 Административно-территориальный состав экономического района и района тяготения Приволжской железной дороги


В состав поволжского экономического района входят: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики Татарстан и Калмыкия - Хальм Тангч.

В районе на площади 536,4 тыс.км(3,2% территории России) по данным на 01.01.2012 года проживает 16,87 млн.человек (11,5% всего населения России).

Территория Поволжского экономического района вытянута с севера на юг по обоим берегам Волги и имеет выход к Каспийскому морю. Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путем им. В.И.Ленина, с Белым морем - Северо-Двинской водной системой и Беломоро - Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями - Волго-Донским каналом имени В.И. Ленина, с рекой Москвой - каналом им. Москвы.

Волго-Донский судоходный канал им. В.И. Ленина соединяет Волгу у г.Волгоград с Доном у г. Калач-на-Дону. Длина 101 км, 16 шлюзов. Открыт в 1952 году. Поволжье пересекает широтные железнодорожные магистрали, обеспечивающие связи районов Центра и Украины с Уралом и Сибирью.

После распада СССР Поволжский район стал приграничным: он граничит с Казахстаном. Из российских регионов Поволжский экономический район граничит с Центральным, Волго-Вятским, Уральским, Центрально-Черноземным и Северо - Кавказским районами.

На территории Поволжья расположены шесть государственных заповедников: Волжско-Камский - в Республике Татарстан, Жигулевский - в Самарской области, Приволжская Лесостепь - в Пензенской области, Богдино-Баскунчакский и Астраханский - в Астраханской области, и Черные Земли - в Республике Калмыкия. Общая площадь заповедных территорий около 247 тыс. га. Два заповедника - Астраханский и Черные Земли - имеют статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, как сохраняющий уникальный ландшафты Волжской дельты и Прикаспийской полупустыни.

В Поволжье три национальных парков: Нижняя Кама - в Республике Татарстан, Самарская лука - в Самарской области, Хвалынский - в Саратовской области. Расположенные на живописных берегах Волги, эти парки имеют большую эстетическую и рекреационную ценность. [1]

1.2 Природно-ресурсный потенциал

административный приволжский транспортный экономический

Природно-ресурсный потенциал Поволжья отличается разнообразием. Северная часть района располагается в пределах лесной зоны, а юго-восточная - в подзоне полупустынь. Большая же часть территории расположена в степной зоне. Значительную часть занимает река Волга - крупнейшая в Европе - длина 3530км (в.т.ч. 1735 км в Поволжском экономическом районе), которая берет начало в Валдайской возвышенности, течет до Казани примерно в широтном направлении, а затем в меридиональном направлении. Впадает в Каспийское море, образуя об- ширную (19 тыс.км) дельту. В бассейне Волги, на территории Поволжского района, расположены Жигулевский и Астраханский заповедники, национальный парк Самарская Лука.

Волга оказывает огромное влияние на территориальную структуру хозяйства Поволжья и на расселение, она является важнейшей транспортной артерией и осью расселения. Почти все крупные города Поволжья - речные порты.

Водные ресурсы Поволжья очень велики, но крайне неравномерно распределены по его территории. Большая часть водных ресурсов приурочена к Волге и Каме. После зарегулирования их стока реки превратились в цепь водохранилищ озерного типа. В естественном виде Волга сохранилась только на участке от плотины Волгоградского гидроузла и до Каспийского моря, но водность ее здесь значительно уменьшилась.
Зарегулирование стока Волги и Камы существенно изменило использование этих рек. В средний по водности год гидроузлы обеспечивают выработку свыше 30 млрд.кВт/ч электрической энергии.

Реки Волжского бассейна в большинстве своем маловодны. Основной источник их питания - весенние талые воды. Эти реки - главный источник местного водоснабжения. В лесостепной полосе района речная сеть довольно густая, а в степной - редкая. Степные реки увеличивают водные ресурсы Волги только в период весеннего половодья.

Ресурсы подземных вод в Поволжье невелики. Лучше всего обеспечена подземными водами северная часть района, где для водоснабжения используются неглубоко залегающие пресные воды аллювиальных горизонтов. В степной полосе грунтовых вод мало, они часто залегают довольно глубоко и сильно минерализованы. [2]

В настоящее время стоит задача спасения Волги, вывода её из состояния экологического бедствия, возвращение Росси великой реки. Принятые решения и разработанные проекты по охране Волги от загрязнения создают основу для её оздоровления.

В размещении почвенного покрова Поволжья наблюдается отчетливо выраженная зональность. В северной лесостепи сформировались серые лесные почвы. В южной лесостепи распространены в основном выщелоченные черноземы. В степной зоне развиты обыкновенные черноземы. В направлении к югу они сменяются темно-каштановыми и каштановыми почвами сухих степей. В полупустыне часто встречаются лугокаштановые почвы. Наиболее плодородны здесь аллювиальные почвы Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги, которые хорошо увлажняются весенними паводками.

Состав растительности Поволжья определяется положением его территории в лесостепной, степной, полупустынной зонах. Северную часть лесостепной зоны в прошлом покрывали густые широколиственные леса с преобладанием дуба и липы. В южной лесостепи лесные массивы перемежались с пространствами луговых степей. Для полупустынной зоны характерна степная растительность с преобладанием полыни.

Поволжье располагает значительными ресурсами минерального сырья. Поволжский экономический район обладает всеми основными видами природных ресурсов, за исключением металлических руд. Полезные ископаемые Поволжья очень разнообразны. Это - нефть, природные и попутные газы, угли, горючие сланцы, самородная сера, фосфориты, поваренные, калийные и магнезиальные соли. Важнейшими полезными ископаемыми района являются нефть и газ. Нефтяные месторождения в Поволжье относятся к типу платформенных, основным источником пластовой энергии в них служит напор краевых пластовых вод. [2]

Богато Поволжье горючими сланцами. Горючие сланцы отличаются высоким содержанием серы, поэтому сжигать их в натуральном состоянии недопустимо. По этой причине с 1957года не потребляет сланец Саратовская ТЭЦ, с 1991 года Сызранская ТЭЦ, добыча сланца на единственной в Поволжье Кашпирской шахте приостановлена. Большое содержание серы в сланцах Поволжья позволяет рассматривать их как сырье для комплексного использования. Наиболее благоприятные условия для создания добывающих предприятий имеются на Коцебинском (Саратовская область) и Перелюб-Благодатовском (Самарская область) месторождениях. В Прикаспийской низменности в озерах Баскунчак (Астраханская область) и Эльтон (Волгоградская область) имеются ресурсы поваренной соли. Кроме того, эти озера богаты бромом, йодом, магниевыми солями. Имеются ресурсы поваренной соли в Самарской области и в Калмыкии (Можарское месторождение).

В Самарской области находятся месторождения самородной серы - Водинсоке, Сырейско-Каменодольское. Располагает район значительными ресурсами для производства различных строительных материалов. В пензенской области имеются месторождения глин, мергеля и мела (Сурское), крупнозернистых формовочных песков (Чаадаевское); в Ульяновской области песка формовочного (Ташлинское), стекольного, кварцесодержащего и цементного сырья (Кременское); в Республике Татарстан - бентонитовых глин, гравия, гипса (Камско-Устьинское), извести (Печищенское,Чапаевское, Бондюжинское); в Самарской области - гипса, битуминозных доломитов, извястников (Ширяевское); в Саратовской области- Вольское месторождение мела, опоки и глины с запасами(млн.т) мела 445, глины 91, опоки 73, разрабатываемое с 1973 г. Открытым способом для получения цемента; в Волгоградской области - цементного сырья (Себряковское); в Республике Калмыкия - глины (Бащатинское, Цаган - Аманское, Сарженское), песка (Аршанское, Цубукское, Уланхольское). Имеются в Поволжье каменный уголь в Татарстане - Камский угольный бассейн и в Калмыкии, а также фосфориты и торф (Пензенская, Саратовская, Ульяновская области). В Саратовской области найдены залежи глауконита, второе место в мире занимают, месторождения арагонита (поделочного камня), каменные и магниевые соли, потребность в которых особенно возрастает в связи с орошением Заволжья.

В Волгоградской области насчитывается 209 месторождений и 110 проявлений твёрдых полезных ископаемых, из которых 47 месторождений разрабатываются (это составляет 22,5 % от общего количества). Среди них выделяются группы агрохимического сырья (поваренная и каменная соль, магниевая соль-бишофит, фосфориты, торф); сырьё для промышленности стройматериалов (карбонатные породы для производства извести, строительного щебня и бетонов, пески различного назначения, глины и суглинки для производства керамического кирпича, черепицы и керамзитового гравия, песчаники для производства строительного щебня, бутового камня и бетонов); цементное сырье и железные руды.

Основная часть месторождений находится на правобережье р. Волги. Левобережная часть характеризуется незначительным количеством выявленных месторождений. Неравномерно распределены месторождения и проявления по административным районам. Если в Камышинском и Светлоярском районах их наибольшее количество, то в Чернышковском, Ленинском и Старополтавском - нет ни одного.

Разработка месторождений осуществляется преимущественно открытым способом. Площадь отчуждённых земель под карьеры составляет около 4000 га или 0,04 % от общей территории области.

В пределах области широко развиты натриевые (каменная или поваренная), калийные и магниевые соли, на базе которых возможно создание крупных производств по их переработке.

В 1960-е годы на территории области были разведаны Камышинское и Трёхостровское месторождения желваковых фосфоритов с суммарными запасами фосфоритовой руды 15,2 млн. тонн. Эти месторождения подготовлены к освоению и являются самыми крупными из всех известных в Поволжье.

Глауконит, как полезное ископаемое, относится к нетрадиционным видам сырья и его использование в различных отраслях хозяйства имеет пока ограниченный характер. По набору полезных свойств глауконит является сырьём многоцелевого назначения. Он может использоваться в производстве цветных эмульсионных и масляных красок, в качестве поглотителя пестицидов из почв, в составе питательных сред при культивировании микроводорослей для нужд животноводства и рыбного хозяйства, для очистки сточных вод, как стимулятор полезной микрофлоры чернозёмов и др. На территории области имеются 3 перспективные площади развития глауконитсодержащих песков, содержание глауконитв которых колеблется от 10 до 58 %. Прогнозные ресурсы категории Р2 по этим площадям составляют 40,6 млн. м³.

Крупные месторождения минеральных вод открыты вблизи Саратова (Соколова гора на берегу Волги, на глубине 228 м вскрыт мощных артезианский гори зонт минеральных сероводородных подтипа Мацесты). С 1946г. эти воды используются в лечебных целях.

1.3 Характеристика населения и трудовые ресурсы


Общая численность населения Поволжского района на 01.01.2012г. составляла 16870,0 млн. чел., в том числе городского - 11,7 млн. чел., 4,3 млн. чел. - сельского населения.

Численность населения        

Таблица 1

Субъект Федерации

Родившиеся, чел

Умершие, чел

Естественный прирост

Республика Калмыкия

4341

2980

+1361

Республика Татарстан

44350

49179

-4829

Астраханская область

14200

13660

+540

Волгоградская область

29508

37892

-8384

Пензенская область

14147

22583

-8409

Самарская область

36439

48593

-12154

Саратовская область

27492

39291

-11799

Ульяновская область

13461

20033

-6572


Расчет плотности населения по отдельным административным единицам и по району в целом приведена в таблице №2

Расчет плотности населения

Таблица № 2

Административно-территориальная единица

Территория S, тыс. км2

Население H, тыс. чел.

В том числе

Плотность населения, чел./ед. площади**




городское, тыс. чел.

в %

сельское, тыс. чел.

в %


Республика Калмыкия

76,1

286,7

127,4

44,0

159,3

56,0

3,8

Республика Татарстан

68

3787,4

2856,4

75,4

931,0

24,6

55,7

Астраханская область

44,1

1010,7

674,0

67,0

336,7

33,0

23,0

Волгоградская обл.

113,9

2608,5

1982,8

76,0

625,7

24,0

23,0

Пензенская обл.

43,2

1376,6

930,2

68,0

446,4

32,0

55,0

Самарская обл.

53,6

3215,0

2579,0

80,0

636,0

20,0

60,0

Саратовская обл.

100,2

2521,8

1891,3

75,0

630,5

25,0

25,0

Ульяновская обл.

37,3

1292,2

949,3

73,0

342,9

27,0

35,0

Итого по району:

536,4

16087,0

11752,3

73,0

4346,7

27,0

30,0

В том числе по району тяготения железной дороги:

  334,3

  6427,7

4675,5

  72,7

1752,2

  27,3

  19,2


1.4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства


В Поволжье главной отраслью народного хозяйства является промышленность. Она дает до 70% всей его совокупной продукции.

Тяжелая индустрия Поволжья характеризуется высоким уровнем развития обрабатывающих и добывающих отраслей. По объему валовой продукции первое место в тяжелой промышленности занимают машиностроение и металлообработка, второе - нефтяная и газовая промышленность, третье место принадлежит химической промышленности. Остальные отрасли тяжелой индустрии по выпуску валовой продукции находятся примерно на одном уровне. По стоимости основных фондов среди них выделяется электроэнергетическая промышленность. В производстве предметов народного потребления ведущее место принадлежит пищевой промышленности, вырабатывающей свыше ¼ всей валовой промышленной продукции района. Легкая промышленность не занимает видного места.

Структура промышленного производства в полной мере отражает особенности географического положения и природных богатств. Добывающие отрасли здесь полностью обеспечены местным сырьем и дают простор развитию многих обрабатывающих отраслей, в том числе нефтепереработке и химии.[3]

В народном хозяйстве России Поволжский экономический район занимает важное место. Удельный вес региона, %, в общероссийских показателях приведен в таблице 3.

Удельный вес Поволожского района

Таблица 3


Наиболее удельный вес по объему произведенной промышленной продукции в регионе занимает Самарская область (33%) и Республика Татарстан (28,9%), по сельскохозяйственной продукции Татарстан и Саратовская область (17,8%).

Развитие производительных сил Поволжского района традиционно опиралась на использование ресурсного потенциала.

Отраслевая структура производства промышленной продукции Поволжского района, % , представлена в таблице 4

Таблица 4.

Отраслевая структура производства промышленной продукции


На долю ведущих отраслей хозяйства - машиностроение, электроэнергетики, топливной, химической и нефтехимической приходится 76% объёма промышленного производства товарной продукции региона.
 В районе сформировался крупный нефтегазохимический комплекс. Территория Поволжского района входит в состав Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Нефть Поволжья содержит 7-11% парафина, 12-20% смол, 3-3,5% серы, значительный процент легких углеводородов. Крупные месторождения нефти и попутного газа находятся в Татарстане: Ромашинское, Ново-Елховское, Бавлинское, Шугуровское, Бондюжское, Акташское. Запасы углеводородного сырья в Саратовской области составляют, по оценкам, примерно 180 млн.т нефти и 900 млрд.м3 природного газа. Разведано лишь около 9%, поскольку территория региона очень мало изучена. Крупнейшими месторождениями газа и нефти в Саратовской области являются: Елшано-Курдюмовское, Соколовогорское, Песчано-Уметское, Горючкинское, Урицкое и Степновское. В Самарской области выявлено 130 месторождений нефти, из которых эксплуатируется 67. В Волгоградской области наиболее известно нефтегазовое месторождение - Коробковское.

Крупнейшее газоконденсатное месторождение обнаружено в Астраханской области, в 60 км на северо-восток от г. Астрахань. Это месторождение, открытоt в 1976 году, входит в Прикаспийскую нефтегазоносную провинцию. Размер залежи 100*40 км, этаж газоносности - 220 м. Газ с высоким (22-24%) содержанием HS. На базе этого месторождения формируется газопромышленный комплекс.

В недрах республики Калмыкия имеются запасы нефти и природного газа. Учтено 19 газовых и газонефтяных месторождений, 11 нефтяных и 6 месторождений конденсата. По имеющимся оценкам, прогнозные запасы республики составляют: нефти - более 10 млрд.т, газа - 520 млрд.м. Разведанные к настоящему времени запасы не превышают 160 млн.т нефти и 35 млрд.м газа.

Запасы природного газа числятся по 19 месторождениям, в том числе по 12 газовым, 4-м нефтегазовым и 3-м нефтегазоконденсантным. Промышленная добыча природного газа ведется на 4 месторождениях. Более 90% газа добывает ОАО «Калмгаз», остальное добывает ООО «Газпром добыча Краснодар» (Радыковское м-е) (газ поставляется потребителям в Ставропольский край) и ООО «Управляющая компания Калмнефть» (газ используется на нужды республики). ОАО «Калмыцкая нефтегазовая компания» к добыче газа из открытого ими газового месторождения «Хонгор» не приступило.

Но, к сожалению, в связи с пассивной позицией ОАО «Калмгаз» в обустройстве имеющихся газовых месторождений, республика не обеспечена газом, хотя все геологические возможности для этого имеются.

Республика Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря. Начальные ресурсы республики оцениваются в 2,81 млрд.т. нефти и газа. Но при этом на сегодняшний день разведана только малая её часть, всего около 3% от всех ресурсов.

Все месторождения Калмыкии находятся на 3-4 стадии разработки, т.е. 70 и более процентов выработаны и находятся на стадии падающей добычи. При этом мы имеем очень высокий процент бездействующих скважин, практически не применяются методы интенсификации притока, геолого-промысловая работа фактически не ведется. И, к сожалению, республика не имеет никаких рычагов воздействия на недропользователей. Согласно действующему законодательству, контроль над ними осуществляют только федеральные органы (Ростехнадзор, Росприроднадзор, ФНС), у региона нет возможности хоть как-то участвовать в лицензировании недр, составлении лицензионных условий и контроле за их исполнением.

Без открытий новых месторождений и прироста запасов по имеющимся данным, рост нефтедобычи весьма затруднителен.

В настоящий момент добычу нефти на территории Республики Калмыкия осуществляют 5 предприятия: ООО «Управляющая компания Калмнефть», ЗАО НК «Калмпетрол», ОАО «РИТЭК», филиал ОАО «Нижневолжскнефтегаз» - «Калмнедра», ЗАО «Ильменскнефть». Еще 2 предприятия имеют лицензии на добычу нефти (вида НЭ), но на сегодняшний день к эксплуатации своих месторождений еще не приступили, это: ООО «ПромРесурс» (Двойное месторождение), ООО «НК Альянс» (Южно-Плодовитенское месторождение). Данные по добычи нефти приведены в таблице 5.

Данные по добычи нефти

Таблица 5

Предприятия

Добыча нефти за 2010 г. ,тонн

ЗАО НК «Калмпетрол»

33768

ЗАО «Ильменскнефть»

3114

ООО «УК«Калмнефть» + ОАО «Калмнефть»

128380

ТПП «Волгограднефтегаз» ОАО «РИТЭК»

16178

филиал ОАО «Нижневолжскнефтегаз» - «Калмнедра»

33500

Итого:

214940


Наиболее известные месторождения нефти - Высоковское, Межозерное, Комсомольское, Капнышанское, газа - Промысловское, Цубукское, Ермолинсое, Межевое, Ини-Бурульское, газоконденсата - Тенчутинское, Олейниковское.

В самое последнее время состоялось открытие новой нефтяной Каспийской провинции, охватывающей как акваторию Северного Каспия, так и территорию Астраханской области. Потенциал новой провинции настолько велик, что компании работающие в этом регионе («Лукойл», «ЮКОС» и «Газпром»), планируют добыть как на суше, так и на шельфе СВЫШЕ 1,5 млрд. т нефти в течение периода эксплуатации вовлекаемых месторождений. Поиск новых промышленных ресурсов нефти, а также газа успешно ведется в степном Заволжье (Саратовской и Волгоградской обл.), а также в Пензенской и Ульяновской обл.

В 2010г. суммарная добыча нефти на территории республики Калмыкия составила около - 215 тыс. тонн, что составляет около 40% к уровню 1995г., и показывает положительную динамику с 2008 года.

Уровень добычи по Республике Калмыкия значительно меньше чем у соседних регионов (Волгоградская обл. - более 3 млн. тонн, Ставропольский край - более 1 млн. тонн, Чеченская Республика - более 2 млн. тонн, Дагестан - около 400 тыс. тонн).

В настоящее время состояние нефтегазодобывающей отрасли характеризуется:

. Падением уровня добычи нефти с 403 тыс. тонн - в 1995 г. до 156 тыс. тонн - в 2008г. и его стабилизацией в настоящее время;

. Естественным "старением" и ухудшением технического состояния скважин;

. Высоким износом технологического оборудования;

. Выработанностью разрабатываемых месторождений;

.Крайне тяжелым финансовым состоянием ряда добывающих предприятий.

По данным управления по недропользованию Саратовской области, в 1 полугодии добыча нефти и конденсата в сравнении с аналогичным периодом 2010 года выросла на 1,76%, газа - на 61,05%.

Рост добычи углеводородного сырья произошел в основном за счет деятельности таких компаний, как ООО «Диалл Альянс», ООО «Прикаспийская газовая компания», ОАО «Саратовнефтегаз», ЗАО «Богородскнефть».

В структуре хозяйства Поволжского района выделяется машиностроительный комплекс, занимающий первое место по объёму производства и доли трудовых ресурсов в нем. Прежде всего выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей -автомобилестроение.

Поволжье давно и по праву называют «автомобильным цехом» страны. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.

В Поволжье изготавливается 71% легковых и 17% грузовых автомобилей России. Среди машиностроительных центров наиболее крупными являются:

Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного оборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);

Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников и др.);

Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.);

Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа - ведущий в автомобильной промышленности страны).

Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической и нефтехимической промышленности), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ).

Крупный автомобильный комплекс «КамАЗ», расположенный в Нижнекамском районе Татарстана, включает группу заводов. Центр его - город Набережные Челны. Этот комплекс производит автомобили большой грузоподъёмностью. Автомобилестроение в России находится в сложном положении в силу сложившихся объективных и субъективных причин. Как и многие другие, производителей автомобилей были застигнуты жестким производственным кризисом. Автогигант «КамАЗ» неоднократно подходил к грани банкротства и остановки производства. В 1997 году на АО «КамАЗ» было произведено 12,7 тыс. шт. грузовых и 15 тыс. легковых автомобилей. Наращивается выпуск зарубежных моделей легковых автомобилей «Шевроле-Блейзер» на СП «ЕмАЗ-ДМ» до 5 тыс. шт. В 1998 году подписан закон «О свободной экономической зоне «Елабуга». Зона создается на территории промышленной площадки Елабужского автозавода, в ней должен быть установлен льготный режим предпринимательской деятельности. Предполагается, что создание зоны обеспечить только жителям Елабуги около 18 тыс. рабочих мест и будет способствовать привлечению инвестиций для выпуска конкурентоспособных автомобилей.

ОАО «АВТОВАЗ» - одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы, лидер легкового автомобилестроения России. В настоящее время в производственной гамме АВТОВАЗа - 15 моделей в различных комплектациях. В 2007 году в России продано 663,5 тысячи автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ», а на экспорт отгружено 106,9 тысячи автомобилей LADA. Стратегическое партнерство позволит АВТОВАЗу стать членом альянса Renault-Nissan - четвертого по объему выпуска автопроизводителя в мире. Планируется, что к 2014 году АВТОВАЗ и Renault будут выпускать в Тольятти до полутора миллионов автомобилей в год. Расширяя и обновляя модельный ряд, стороны примут меры к сохранению и развитию марки LADA в целях удержания лидирующих позиций на российском автомобильном рынке. Таким образом, Россия станет для Renault первым рынком по объему продаж.[4]

В целях повышения привлекательности, конкурентоспособности и качества продукции Волжского автозавода АВТОВАЗ и Renault намерены обменяться технологиями и ноу-хау, особенно в области производства и маркетинга. Предприятие будет использовать технологические предложения Renault в области платформ, моторов и коробок передач для обновления и расширения в кратчайшие сроки всей гаммы своей продукции.

ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль» - современное машиностроительное предприятие. Стратегия развития завода и в дальнейшем будет строиться на увеличении поставок продукции на автомобильный рынок, техническом перевооружении предприятия, освоении новых перспективных технологий, выполнении программ снижения издержек и бережливого производства. Максимально полная реализация данной стратегии позволит ОАО «БелЗАН» и в дальнейшем сохранить лидерство в производстве автомобильного крепежа.[5]

Центром автомобилестроением является также Ульяновск. На АООТ «УАЗ» в 1997 году было произведено грузовых автомобилей 20,8 тыс. шт., легковых автомобилей - 51,4 тыс.шт. и автобусов - 24,8 тыс.шт.(самое большое производство в стране).

Крупным предприятием этой отросли в Ульяновской области являются также «Волжские моторы», «Автодеталь-сервис», Дмитровградский автоагрегатный заводы. Заводы по обслуживанию автомобилестроения находятся в Самаре, Энгельсе. Завод по производству троллейбусов «Тролзе» создан в г. Энгельсе. У заказчиков муниципалитетов регионов денег нет, поэтому для сохранения производства предприятие не пренебрегает развитием параллейных производств (выпускает мотоколяски для инвалидов). Прорабатываются контракты по поставке троллейбусов в Узбекистан, Киргизию, Бразилию и другие страны.

В Республике Калмыкия в г. Каспийске работает машиностроительный завод, выпускающий автомобили со спецкузовами, и автоцистерны.

Автомобилестроение справедливо можно считать тем локомотивом, который вывезет из кризиса всю российскую промышленность, так как одно рабочее место в этой отрасли создает как минимум 8 рабочих мест смежных отраслях. Только в Саратовской области так или иначе связано с автомобилестроением более 30 предприятий. В сфере автомобилестроения велика конкуренция, закрепиться на этом рынке сложно.

Крупными центрами автостроения являются Самара, Саратов. Центры точного машиностроения - Казань, Пенза, Ульяновск, судостроения - Астрахань, Волгоград. Сельскохозяйственное машиностроение представлено крупным тракторным заводом в Волгограде.

Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызране, Каменке (Пензенская область). По разнообразию продукции маниностроения Поволжье уступает лишь Центральному району. Заводы Поволжья производят также суда, буровые станки, часы, вычислительную технику, станки, точные приборы. Поволжье крупный производитель подшипников, компрессоров, гидравлических машин, электротехнических изделий и.т.д.

Автомобильная промышленность Поволжья представлена     

Таблице 6.

Города

Производимая продукция

Тольятти Набережные Челны Нефтекамск Ульяновск Каспийский (Калмыкия) Энгельс Балашов Сердобск Балаково Димитровград Самара, Саратов Сызрань Саратов Нижнекамск Волжский Камышин

Легковые автомобили (ВАЗ), генераторы, стартеры Грузовые автомобили, двигатели Автосамосвалы (на базе КАМАЗов) Вездеходы, грузовики, автофургоны Автомагазины Троллейбусы, автобусы Автотракторные прицепы Автомобильная арматура Двигатели для грузовых автомобилей Карбюраторы, технические ткани Подшипники Пластмассы Стекло Шины Резиновые изделия Синтетические лаки


Большая часть ВПК находится в кризисном состоянии, так как они глубже других были интегрированы через государственный заказ в планово распределительную систему, а их развитие ориентировано на обеспечение армии, численно значительно превосходящую нынешний уровень. Производственные мощности предприятий загружены в среднем на 30-40%. Однако в связи с конверсией существенные перемены происходят на предприятиях военно-промышленного комплекса, где продолжает работать наиболее высококвалифицированные специалисты. Сегодня освоено производство в регионе и изготавливается продукция - уникальные образцы медицинской техники, оборудования для ТЭКа, система уп-
равления гражданскими судами и самолетами, системы спутникового телевидения, антенные комплексы и многие другие изделия промышленного и гражданского назначения .Располагая новейшими технологиями, новыми и современными разработками в ряде отраслей, ВПК может заинтересовать любых инвесторов участием в реализации ряда проектов на основе делового партнерства. Удельный вес гражданской продукции, выпускаемой конверсируемыми предприятиями оборонного комплекса Поволжья в общем объеме промышленной продукции этих предприятий, приведен в таблице 7.

Удельный вес выпускаемой гражданской продукции      

Таблица 7

Субъекты РФ

Удельный вес гражданской продукции, выпускаемой конверсируемыми предприятиями оборонного комплекса, в общем объёме промышленной продукции этих предприятий, %

Республика Калмыкия

48,6

Республика Татарстан

54,4

Астраханская область

50,7

Волгоградская область

68,7

Пензенская область

43,9

Самарская область

70,6

Саратовская область

46,9

Ульяновская область

64,6


Крупным центром по производству нефтехимической продукции являются города Волжский (Волгоградская область), Новокуйбышевск и Тольятти (Самарская область) и Тольятти (Самарская область), Нижнекамск и Казань (Татарстан) и Балаково (Саратовская область).

На этих предприятиях выпускается Каучук, полиэтилен, стирол, аммиак, химические волокна, бытовая химия, кинопленка, удобрения и другая продукция.

В Астраханской области формируется газопромышленный комплекс. Астраханский газоперерабатывающий завод (АГПЗ) является крупнейшим производителем серы в России. В промышленную эксплуатацию в 1998 году вошли две установки по производству особо чистой газовой серы и природного газа. Освоение новых мощностей позволило вдвое увеличить производство товарной продукции и довести выпуск серы до 8,5 тыс. т в сутки и до 12,3 млрд. м природного газа в год. Продукция АГПЗ пользуется большим спросом на химзаводах России, ближнего и дальнего зарубежья. Производство удобрений на предприятиями Поволжья характеризуется данными, представленными в таблице 8.

Объёмы производства удобрений

Таблица 8

Предприятия

Объём производства (натура), тыс.т

Вид удобрений

АО «Куйбышевазот»

753,8

Азотные

АО «Тольяттиазот»

664,3

Азотные

АО «Фосфор»

0,4

Фосфорные

АО «Новоменделеевский ХЗ» ст.Тихоново, Татарстан

59,5

Азотные

АО «Трансаммиак»

1,9

Азотные

АО «Иргиз», г. Балаково Саратовской области

263,3

Фосфорные

Итого:

1743,2



Отраслью рыночной специализации Поволжья стала электроэнергетика. Гидроэлектростанции, работающие в объединенной системе, имеют большую мощность. Так, Самарская - 2,3 млн. кВТ, Волгоградская - 2,5 млн. кВТ, Саратовская - 1,3 млн. кВТ, Нижнекамская - 1,1 млн. кВТ.

В районе также действуют тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ.

В Саратовской области работает Балаковская АЭС мощностью 4,0млн. кВт, на ней эксплуатируется 4 энергоблока мощностью 1 млн. кВТ каждый, Балаковс-кая АЭС является государственным предприятием, входит в состав концерна «Росэнергоатом» Министерства РФ по атомной энергии. Балаковская АЭС обеспечивает надежным электроснабжением потребителей Поволжья, Центра, Урала и Сибири. Соглашение о сотрудничестве, подписанное недавно правительством Саратовской губернии и концерном «Росэнергоатом», предусматривает возобновление строительство второй очереди станции. Ввод в строй 5-го энергоблока позволит Балаковской АЭС ещё долгие годы оставаться одной из самых современных станции, увеличивать выработку электроэнергии, которая будет востребована возрождающейся промышленностью Поволжского региона и страны в целом.

Отраслью рыночной специализации Поволжья является и производство строительных материалов, особенно цемента. Это крупнейшие месторождения известняков и мело-мергельных пород, огромные запасы гипса.

Производство цемента сосредоточено в Саратовской, Волгоградской, Ульяновской и Самарской областях. Цементная промышленность способствовала возникновению в Поволжье новых прогрессивных строительных материалов (железобетона, шифера).

Кроме того, предприятиями региона производится строительный кирпич, сборные железобетонный конструкции и изделия, шифер, мягкая кровля, плитки керамические и другие материалы.

В регионе развита стекольная промышленность. Саратовский завод технического стекла (ОАО «Саратовстекло») - один из лидеров стекольной промышленности Росси. Основной вид продукции - термически полированное листовое стекло, а также многослойное стекло - великолепный архитектурно-строительный материал м автомобильное стекло; мощность по выпуску 150 тыс. комплектов в год. В настоящее время завод поставляет автомобильного стекло на конвейеры АвтоВАЗа, ГАЗа, АЗЛК «Москвич», КАМАЗа, УАЗа для остекления самых современных моделей отечественного автомобилестроения. Десятую долю общего объема продукции составляют товары народного потребления: хрустальные изделия, светильники, мебель из стекла.

В Поволжских городах издавна сложилась лесопиление и деревообрабатывающая промышленность. Поволжье производит фанеру, бумагу, деревянную тару, мебель.

В Саратовской области создано производство по переработки древесины в ЗАО «Карат Плюс» на основе инвестиций РАО «Газпром» с целью получения прибыли и возможности дальнейшего реинвестирование, увеличение финансовых средств, а также для развития собственной производственной базы строительной индустрии и удовлетворение потребностей в долговечных изделий из древесины (окна, двери, паркет, мебель и пр.).

Проектная мощность комбината в год:

Комплекс лесопиление:

объём переработки древесины……………………..90 тыс. м

обрезные материалы…………………………………..50 тыс. м

Основное производство:

оконные и балконные блоки………………………..250 .тыс. м

дверные блоки из массива…………………………25 тыс. м.

дверные блоки фанерованные……………………...15 тыс. шт.

паркет………………………………………………………300 тыс.м

погонаж (плинтус, наличник ипр.)………………………1750 тыс.м

Металлургический комплекс района, включающий черную и цветную металлургию, производит в настоящее время 2,2% все товарной продукции промышленности района. Цветная металлургия представлена в Поволжье алюминиевой промышленностью, которая появилась здесь после пуска волжских гидроэлектростанций, обеспечивающих ее дешевой энергией. Цветная металлургия Поволжья - электроемкое производство. Дальнейшее ее развитие в данном районе не является целесообразным.

В Волгограде также работает алюминиевый и сталепроволочно-канатный завод, в Саратовской области на ОАО «Элмаш» производят прокат и проволку из вольфрама, на ЗАО 2Трубный завод» - стальные прямошовные сварные трубы, в Самарской области на заводе АО «Самеко» - алюминиевый прокат.

Развита в Поволжье легкая промышленность. В Казани размещается крупнейший меховой комбинат, в Камышине (Волгоградская область) - хлопчатобумажный комбинат, в Балашове (Саратовская область) - комбинат по выпуску плащевых тканей, в Ульяновске - кожевенно-обувной комбинат. Получила развитие во многих городах Поволжья трикотажная и швейная промышленность, в Ульяновске и Пензе - шерстяная, в Саратове - шелковая, в Астрахани - сетевязальное производство. В Пензенской области налажено производство сортовой посуды на Никольском заводе «Красный гигант».

Агропромышленный комплекс Поволжья имеет всероссийское значение. Выгодность географического расположения оказывает влияние на развитие хозяйственного комплекса района. Району принадлежит ведущее место в России по производству зерна, в том числе ценной зерновой культуры - пшеницы, а также риса, бахчевых культур, овощей , горчицы, мяса. Поволжье также является производителем подсолнечника, молока, шерсти. Возделывают здесь просо, гречиху, кукурузу и другие культуры. Сельское хозяйство характеризуется в сравнении с другими района более высокой эффективностью, что связано с весьма благоприятными природными условиями. Волго - Ахтубинская пойма с плодородными почвами и благоприятным микроклиматом дает возможность собирать большие урожаи овощей, в первую очередь томатов, арбузов, выращивать пшеницу и рис. Поволжье располагает прекрасными зимними пастбищами. Черные земли особенно необходимы для развития овцеводства. Ведущее место в АПК принадлежит земледелию. Отраслями специализации являются производство зерна, овощебахчевых культур, горчица, подсолнечник.

В Поволжье производиться свыше 12% всей сельскохозяйственной продукции России на 2009 год. По валовому сбору плодов и ягод Поволжский экономический район занимает первое место среди экономических районов, семян подсолнечника - второе место, сахарной свеклы - третье, зерна и овощей - четвертое. Здесь собирается значительная часть плодов и ягод, свыше 1/5 семян подсолнечника, а также около 13% зерна России по данным на 2009год.

В Волгоградской области, большая часть которой расположена в зоне заволжских сухих степей, имеются уникальные условия для выращивания твердых сортов пшеницы. В Волго - Ахтубинской пойме - арбузы, виноград, рис, томат.

По масштабным развитиям сельское хозяйство Саратовская область занимает первое место в Поволжском районе и четвертое в РФ после Краснодарского края, Ростовской области и Алтайского края.

В Республике Калмыкия развитие сельского хозяйства тесно связано с решением проблемы обеспечения водой. В республике построено несколько обводнительно-оросительных систем. Развитее крупное отгонно-пастбищное животноводство. Для выпаса скота используется огромные естественные кормовые угодья площадь которых составляет 84% от всех сельскохозяйственных угодий республики. В животноводстве преобладает тонкорунное овцеводство (53%), большая роль принадлежит разведению крупного рогатого скота (43,2%). В Республике Калмыкия производится ¾ крупного рогатого скота мясного направления Поволжья. В некоторых районах развито коневодство, а также верблюдоводство. Овцеводство характеризуется достаточно высоким уровнем экономической эффективности и товарности. Мериносные овцы, хорошо приспособленные к пастбищным условиям, дают тонкую и полутонкую шерсть.

В Астраханской области в животноводстве выделяют мясо - шерстное овцеводство, мясо - молочное скотоводство. В Волгоградской области развито козоводство и пчеловодство; в саратовской области - птицеводство.

Объёмы производства мяса, молоко, шерсти в Поволжском районе в 1997 г. приведены в таблице 9.

Объём производства мяса, молока и шерсти

Таблица 9


Республика Калмыкия по производству шерсти в России занимает третье место после Республики Дагестан и Ставропольского края.
Динамика структуры производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в % от хозяйств всех категории) Поволжского района приведена в таблице 10.

Структура производства

Таблица 10

Приоритетной задачей для Самарской области стал подъем сельского хозяйства, чему способствуют принятый областной закон о частной собственности на землю и создание собственных объединений сельского машиностроения по производству современной сельхозтехники. Саратовский аграрный регион даст серьезный импульс развитию сельского хозяйства на территории Поволжья и всей России.

В АПК Поволжского района выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности - мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, рыбная. Мукомольная промышленность развивается в Самаре, Саратове, Волгограде; маслобойная - в Саратове и Волгограде. Центром рыбной промышленности является Астрахань. Удельный вес рыбопромышленного комплекса Астраханской области в структуре товарной промышленности достигает 20%. Рыбохозяйственный концерн «Каспрыба» включает икорно-балычное объединение, ряд крупных рыбокомбинатов, базу морского флота, приписанный к ней рыболовный флот («Каспрыбхолодфлот»), ведущий экспедиционный лов в Каспийском море, рыборазводный завод по производству молоди осетровых рыб, сетевязальную фабрику. Рыбное хозяйство опирается на ценную ресурсную базу Волго-Каспийского бассейна. Улов рыбы и объем производства пищевой продукции (включая консервы), тыс. т, в поволжском районе за 1997 г. приведены в таблице 11.

Объём пищевой продукции  Таблица 11

Среди других отраслей, имеющих наиболее высокий уровень межрайонной товарности, необходимо выделить соляную промышленность. Озеро Баскунчак (Астраханская область) на одну четверть обеспечивает потребность России в высококачественной пищевой соли. Производство соли в 1997г. составило 1,5 млн.т.

Производство предметов народного потребления опирается в основном на местное сельскохозяйственное сырье. В составе его преобладает пищевая промышленность. В ее состав входит мукомольно-крупяная, сахарная и рыбная промышленность.

Меры федеральной политики по отношению к Поволжью будут определяться тем, по какому сценарию пойдет общероссийское развитие: с сырьевой ориентацией, с упором на развитие отраслей, ориентированных на потребительский рынок, или по сценарию постиндустриального типа. Поволжье в целом имеет все возможности (уникальные земельные, рыбные, мясные, рекреационные ресурсы, нефтегазоконденсатные ресурсы мирового значения, большой потенциал машиностроения) для использования преимущество любого из этих сценариев (правда, наибольший эффект при осуществлении различных сценариев получает разные регионы Поволжья).

2. Характеристика транспортной сети Поволжского экономического района (района тяготения Приволжской железной дороги)


Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент,, тракторы, автомобили, самолеты, станки, и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности.

Основу транспортной сети Поволжского экономического района составляют железные дороги, реки, автодороги и трубопроводы.

Вся поверхность Поволжья расчленена долинами рек, которые относятся к двум крупным бассейнам Русской долины: Волго-Каспийскому и Доно - Азовскому.

Волга - это не только транспортная магистраль, но и основной источник гидроэнергии. На ней построен каскад гидроэлектростанций, созданы огромные водохранилища. Наиболее крупными притоками Волги в пределах рассматриваемого района, кроме Камы, которая входит в Поволжье большей частью нижнего течения со своим притоком - рекой Вяткой, являются Сура и Свияга.

Волга с её притоками, водохранилищами, системой судоходных каналов служит водной транспортной артерией для 22 регионов России.

Дон в пределах Поволжского экономического района имеет широкую длину с крупными притоками: Хопер и Медведица. Волга и Дон на территории Волгоградской области соединены Волго-Донским каналом.

Озер в Поволжье мало, Почти все они находятся в Прикаспийской низменности. Выделяются своими размерами соленые и неглубокие самосадочные озера Эльтон и Баскунчак.

В 1997 году всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 20,8 млн. т. груза.

В Поволжском районе функционирует крупнейшее пароходство «Волготанкер» (дирекция находится в Самаре). В начале 1999г. совет директоров рассмотрел вопрос о реструктуризации системы пароходства. Предлагается образовать две новые зависимые судоходные компании: «Волготанкер Север» и «Волготанкер Юг».

«Волготанкер Север» займется перевозкой нефти и нефтепродуктов в северо-западные регионы России, в страны Европы. «Волготанкер Юг» будет транспортировать нефть из Каспии в Черное море через Волго-Донский канал. Вырастет спрос на суда «Волготанкера» и в несколько раз увеличится объёмы нефтепереработки на расположенных вдоль Волги нефтеперерабатывающих заводах. «Волготанкер Юг» может стать ведущим перевозчиком на юге России и обеспечивать необходимые инвестиции для постройки новых судов.

Автотранспорт осуществляет преимущественно внутрирайонные перевозки. Межрайонные связи осуществляются по федеральным автомобильным магистралям. (Москва) - Пенза - Сызрань -Самара -(Уфа), (Москва-Тамбов) - Волгоград - Астрахань, Волгоград - Морозовская - Лихая - (граница Украины), Самара - (граница с Казахстаном) и по дорогами республиканского и областного значения (Чебоксары) - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Волгоград - Элиста, Ульяновск - (Саранск), Пенза - (Тамбов), Астрахань - Элиста - (Ставрополь) и другие.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные дороги) по Поволжскому экономическому району с разбивкой по субъектам Федерации, входящим в состав, дана в таблице 12.

Протяженность автомобильных дорог

Таблица 12

Субъекты РФ

Протяженность, км

Плотность автодорог с твердым покрытием на 10 тыс.км2 территории, км

Поволжский экономичиский район - всего, в том числе: Республика Калмыкия Республика Татарстан Астраханская область Волгоградская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область

 74589  2791 17367 3412 11282 8319 10198 13898 7322

 1390,5  366,8 2554,0 773,7 990,5 1925,7 1902,6 1387,0 1963,0


Поволжье - один из немногих районов страны, где массовое применение получил трубопроводный транспорт. Магистральные нефтепроводы берут начало в Татарстане и Самарской области, связывают Поволжье с Центром, Уролам, Западной и Восточной Сибирью, уходят за пределы России в Беларусь, государства Балтии, а также страны Европы (нефтепровод «Дружба»). Продуктопроводы в направлении на запад доведены до Брянска и на восток - до Омска.

Газопроводы, по которым перекачивается 100% природного газа соединяют Поволжье с Москвой, Владимиром, Ивановом, Ярославлем, Череповцом и Нижним Новгородом. Территорию Саратовской области - пересекает сверхдальний и мощный газопровод Центральная Азия - Центр.

Все больше значение для перевозок грузов в Поволжском экономическом районе приобретает морской транспорт.

На территории Астраханской области расположены существующий морской порт Астрахань и строящийся порт Оля. Астраханская область сегодня - это портово - торговый центр юго-востока страны. Он единственный на Каспии связывает кратчайшим путем европейскую часть России со всеми страна ближнего Востока, Индией, Пакистаном и бассейна индийского океана. Портовыми мощностями Астраханской области в 1997 году было переработано около 2,5 млн. т. грузов в год, в том числе 1,5 млн. т. генеральных грузов.

Развитие водной инфраструктуры области включено в федеральную целевую программу «Возрождение торгового флота России». Первый причал «Пионерный» нового морского порта Оля, способный перерабатывать в год 300 тыс. т экспортно-импортных грузов, начал действовать летом 1997г.

В порту базируется паром «Кристина», совершающий регулярные рейсы по маршруту Оля - Туркменбаши - Энзели (Иран) - Оля, который перевозит автотрейлеры, автомобили, пакетированные грузы и контейнеры как из Росси в Туркмению, Иран, так и транзитные на Узбекистан через паромную линию Туркменистан - Баку. В перспективе после 2000г. специалисты МПС и Минтрасстроя рассчитывают завершить строительство контейнерного терминала в Оле.

Решение вопроса о развитии ифраструктуры морских портов Оля или Лагань будет зависеть в первую очередь от адресности и объёмов инвестиций. В настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности создания нового морского транспортного комплекса на Каспии в составе морского порта Лагань (Республика Калмыкия).

Кроме того, в перспективе предполагается развитие направления, соединяющего Черноморско - Азовский бассейн с каспийским морем. Направление из Черного и Азовского моря на Каспий признано перспективным и может рассматриваться как альтернативная возможность грузов транспортировки грузов между странами Черного Средиземного морей, а также Центральной Европы, с прикаспийскими странами. Привлекательность этого маршрута заключается в возможности бесперевалочной доставки грузов в судах «море-река» при плавании из европейских портов в порты прикаспийских стран и обратно. Это может быть начато только после реконструкции шлюзовых сооружений и создания на всем протяжении водного пути от Азова до Астрахани соответствующей международным требованиям инфраструктуры.

Воздушный транспорт Поволжья имеет межрайонное значение. Территорию его пересекают авиалинии, идущие из Москвы на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток и за рубежи России - в Иран, Индию и другие страны. Крупнейшими аэропортами на этих линиях являются Самара, Казань и Волгоград.

Линии электронного транспорта соединяют Поволжье с Уралом, центральными районами, Украиной и Северным Кавказом, объединяя энергетические системы этих районов в единую энергетическую систему европейской части России.

Среди наземных видов транспорта в Поволжском районе железнодорожный транспорт имеет наибольшее значение для перевозок грузов.

Поволжский район обслуживает: Куйбышевская (Пензинская, Самарская, Ульяновская области и на небольшом протяжении Республика Татарстан), Приволжская (Астраханская, Волгоградская, Саратовская области и Республика Калмыкия - отдельные участки) дороги,. Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 8,5 тыс. км (9,9% от эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. км2 территории - 159 км (средняя по РФ - 51км).

Значения этих показателей по субъектам Российской Федерации, входящим в Поволжский район и имеющим железнодорожное сообщение, приведены в таблице 13.

Плотность железнодорожных путей

Таблица 13

Субъект РФ

Эксплуатационная длина ж.д. путей, км

Плотность ж.д. путей сообщения на 10тыс. км2 территории, км

Всего по Поволжскому экономическому району,

8516

158,9

В том числе:



Республика Калмыкия

154

20,3

Астраханская область

567

128,9

Волгоградская область

1619

142,0

Саратовская область

2313

231,3


Железные дороги обеспечивают хозяйственные связи Поволжья, главным образом, с Центром, Уралом, Сибирью, а также с Украиной и Казахстаном.

 

.1 Отправление и прибытие грузов


В 1997 г. отправление грузов по Поволжскому экономическому району составило 67 млн. т (6,9% от общего отправления грузов по железнодорожной сети России); прибытие - 51,6 млн.т (5,3% сетевого прибытия). Отправление грузов превышало в 1,3 раза.

Распределение объёмов отправления и прибытия по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Поволжского района с распределением по основным родам грузов, дано в таблица 14.

Объёмы отправления и прибытия грузов

Таблица 14


В отправление на долю приведенных грузов приходится более 95%; по субъектам РФ, входящим в район, их удельный вес колеблется от 93% по Волгоградской и Саратовской областям до 100% по Астраханской и Пензенской областям.

Нефтяные грузы в общем объеме оправления составляют более 47%. В их составе: нефть добытая (налив с нефтепровода по ст.Кротовка Куйбышевской области) и различные виды нефтепродуктов; на долю грузов группы «прочие» (продукция нефтехимической промышленности и автомобилестроения, сера, соль, сахар, товары легкой и пищевой промышленности и многие другие виды продукции) приходится 23%. В составе минерально-строительных материалов перевозятся нерудные, сборные железобетонные изделия и конструкции, стеновые и формовочные материалы, значительные объёмы цемента и другие виды строительных материалов. Удельный вес их в общем отправлении Поволжского района составляет более 18%. В номенклатуре хлебных грузов отправляются зерновые и продукты перемола.

В прибытии удельный вес приведенных грузов в целом по Поволжскому району составляет 87%: по субъектам Российской Федерации, входящим в район, он колеблется от 83% по Республике Татарстан до 100% по Республике Калмыкия. В прибытии преобладают минерально- строительные материалы (40%), нефтяные (20%) и грузы группы «прочие» (19% от общего прибытия грузов по району).

К крупнейшим железнодорожным станциям, обслуживающим промышленные комплексы, в 1997 г. относились: Нижний Баскунчак (Астраханская область), Трофимовский (Волгоградская область), Новокуйбышевская, Кашпир, Кряж, Химзаводская, Кротовка (Самарская область), Князевка (Саратовская область), Биклянь (Республика Татарстан).

Кроме того, значительные объемы грузовой работы имели станции, находяйщиеся на границы России с Казахстаном (Аксарайская Астраханской области и Озинки Саратовская область), и через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

За 2008 г. объём перевозочной работы Поволжского района и структура перевозок грузов по видам сообщения характеризуются данными, помещенными в таблице 15.

Объём перевезенных грузов по видам движения

Таблица 15


На долю местного сообщения приходится 17% от общего объёма перевозок с преобладанием погрузки и выгрузки нефтяных грузов - 7,1 млн. т (31% от местного сообщения) и минерально - строительных материалов - 9,6 млн.т (42%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по нефтяным грузам - 22,5%, минерально - строительным материалам - 77%.

Как по нефтяным грузам, так и по минерально-строительным материалам в этом виде сообщения основной объём отправления - 87% каждого из названных грузов (или 6,2 млн. т нефтегрузам и 8,3 млн. т по минерально-строительным материалам) приходится на станции, расположенные в Республике Татарстан, Волгоградской, Самарской и Саратовской областях. При этом данные субъекты РФ выгружают на свои станции 65% (4млн.т) нефтегрузов и 79,5% (6,6 млн.т) минерально-строительный материалов.

Перевозки грузов Поволжского района характеризуются разветвленной системой межрайонных связей. Более 3% ( от общего объёма перевозок) произведенной продукции вывозится за пределы района и около 22% ввозится в регион. Поволжский район имеет положительный транспортный баланс. В 1997 г. вывоз превышал ввоз на 15,4 млн.т или в 1,5 раза.

Наибольший объём грузов вывозился в Северо-Кавказский (27,5% от общего объёма вывоза Поволжского района), Северо-Западный (23%) и Центральный (17,5%) районы.

Распределение объёмов вывоза Поволжского района в другие регионы России с указанием отдельных видов грузов дано в таблице 16.

Объём вывоза грузов

Таблица 16


Из района в значительных объёмах вывозится: нефтегрузы (56% от общего вывоза), главным образом, в Северо-Западный, Центральный и Северо-Кавказский районы как для покрытия потребностей этих регионов в нефтепродуктах, так и на экспорт (более 60% от ввоза нефтепродуктов в перечисленные регионы из Поволжского района) через передаточные пункты на границе России с Финляндией, Беларусью и Украиной и через морские торговые порты России в Финском заливе и Азово -Черноморского бассейна; широкая номенклатура грузов группы «прочие» (26%) - преимущественно в Северо-Западный, Центральный и Северо-Кавказский районы, в подавляющей доли на экспорт в стране ближнего и дальнего зарубежья.

Наибольший объём транспортно-экономических связей по ввозу грузов в Поволжский экономический район осуществляются с Уралом (40% от общего ввоза в район); на втором месте по величине поставок грузов стоит Северо-Кавказский регион (17%). Распределение объёмов ввоза в Поволжский район из других регионов России с указанием отдельных видов грузов представлено в таблице 17.

Объём ввоза грузов

Таблица 17


Во ввозе на долю минерально-строительных материалов приходится 39%, на грузы группы « прочие» - 20%.

Характерная особенность транспортно-экономических связей Поволжья с Уральским регионом состоит в том, что его предприятия поставляют 58% (от общего ввоза Поволжья ) нефтегрузов ( при этом на долю Башкирии приходится 60%), 34% чёрных металлов ( из них Челябинская область отгружает более 70%), 56% минерально-строительных материалов (удельный вес Челябинской и Оребургской областей в поставках составляет 81%) - это, главным образом, камень природный, балласт для железных дорог, промышленное сырьё и формовочные материалы и 23% прочих грузов (в том числе Башкирия 38%), в их составе продукции химической и нефтехимической промышленности и машиностроения, изделия из черных и цветных металлов и многое другое.

Через Поволжский район осуществляются транзитные транспортно-экономические связи в направлении восток-юго-запад и юг (в обеих направлениях). На долю сообщений с востока на юго-запад и юг приходится более 70% от общего транзита через рассматриваемый район.

Объём связей в сообщениях восток (Дальний Восток, Сибирь, Урал, Волго-Вятка) - юго-запад (Центрально-Черноземный район) и восток юг (Северо-Кавказский район) в общем транзите делятся почти поровну.

Приволжская железная дорога, обслуживающая потребность района, осуществляет перевозки внешнеторговых грузов через сухопутные передаточные пункты Аксарайская (Астраханская область) и Озинки (Саратовская область), расположенные на границе России с Казахстаном, а также через морской торговый порт Астрахань. В 1997г. объём внешнеторговых перевозок составил 9,6 млн. т (3,4% от перевозок грузов внешней торговли Росси железнодорожным транспортном), из них 3,3 млн. т экспорта (сдача) и 6,3 млн. т импорта (прием).

В таблице 18 показаны объёмы экспорта и импорта по Поволжскому району в целом с распределением по станциям и родам грузов.

Объём экспорта и импорта

Таблица 18


Примерно 40% чёрных металлов на экспорт поставляет Урал, около 50% (из 1,2 млн.т) проходят транзитом через территорию России в сообщениях Украина-Казахстан и Украина- страны дальнего зарубежья; руды всякие (0,3 млн.т глинозема) поставляются Украиной в Таджикистан транзитом через территорию России и Казахстана. Поставки хлебных грузов на экспорт через Аксарайскую и Озинки по назначениям распределяются следующим образом: примерно 50% - из Росси и около 50% -с Украины; прочие грузы - более 70% проходят транзитом через России из Беларуси, Украины и страны дальнего зарубежья и до 30% - из Росси назначением в Казахстан, Центральную Азию и страны дальнего зарубежья.

В импорте около 70% составляют нефтяные грузы - это поставки добытой нефти из Казахстана, в основном, в адрес Финляндии ( около 30% от 4,2 млн.т) и в порты Украины (примерно 60%) железнодорожным транспортом транзитом через Россию; примерно 30% приходится на грузы группы «прочие», которые, с одной стороны, транспортируются транзитом (65%) в адрес Беларусии, Украины, Балтии и стран дальнего зарубежья, с другой (примерно 30%) - ввозятся на территорию России назначением в различные регионы страны.

В состав железнодорожной сети Поволжского района входят железнодорожные линии, имеющие преимущественно широтное меридиональное направления. Широтное направление имеют линии: (Арзамас) - Зеленый Дол - Казань - Агрыз - (Дружинино), (Ряжск) - Вернадовка - Пенза - Сызрань - Самара - Кинель - (Чишмы), Аткарск - Сенная - Пугачевск - Новоперелюбская - (Красногвардеец), (Лихая)- Морозовская - Волгоград. К меридиональным линиям относятся: Агрыз-Акбаш, Урбах-Красный Кут (с ответвлением на Александров Гай)-Верхний Баскунчак - Аксарайская -Астрахань-Олейниково-(Кизляр).

С юго-востока на северо-запад проходят линии: Озинки-Урбах-Саратов-Аткарска-Ртищево-(Тамбов), Камышин -Петров Вал-Балашов-(Тамбов), Аксарайская-Верхний Баскунчак-Волгоград-Иловля-(Поворино-Грязи); с северо-востока на юго-запад (Красный Узел) - Пенза -Ртишево-Балашов-(Поворино-Лискм); Свияжск-Цильна-Ульяновск-Сызрань-Сенная-Саратов-Иловля-Волгоград, Безенчук-Пугачевск-Ершов, Волгоград-Котельниково-(Кавказская).

Загрузка отдельных участков железнодорожной сети Поволжского района в 1997 г. имела очень большой диапазон (в грузовом направление) от 0,2 млн. т до 44,1 млн.т.

На Приволжской дороге ряд железнодорожных участков и линий имели загрузку выше среднесетевой (12,7 млн.т) в 1,2 - 1,05 раза: Волгоград-Котельниково - 15,2 млн.т; Громово - Сенная - Саратов - Иловля - 14,0-13,5 млн. т; Анисовка - Саратов - 13,4 млн.т На остальных участках этой дороги в пределах Поволжского района загрузка колебалась от минимальной 0,2 млн.т (Петров Вал-Ильмен) до максимальной 10,0 млн.т (Урбах-Анисовка).

В соответствии с отраслевой научно-технической программой «Развития скоростного пассажирского движения на железных дорогах Российской Федерации на период до 2010 г.» в перспективе намечается организация движения пассажирских поездов со скоростью140 км/час на железнодорожных линиях Москва - Саратов и Москва - Самара-Уфа, что улучшит условия перевозок не только пассажиров, но и грузов в Поволжском экономическом районе. Этому будет способствовать то обстоятельство, что при формировании трансконтинентального транспортного коридора № 9 принято решение о создании его второй ветви Москва-Волгоград-Астрахань. Критский коридор №9 с выходом на Астрахань будет обеспечивать внешнеэкономические связи государств Балтийского региона и России с прикаспийскими странами, странами центральной Азии и Индией, осуществлять кратчайшие транзитные перевозки между этими странами и странами Балтийского региона и станет самой восточной составляющей Европейской транспортной сети.

 

2.2 Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения


Показатель, характеризующий густоту сети Dt как отношение ее протяженности L к площади территории района S.

Ds=L/S=8516/536*10³=15,8 км/10³км²

Показатель характеризующий густоту сети Dn как отношение ее протяженности L к численности населения N:

Dn=L/N=8516/16099*10³= 0,53 км/10³чел.

Показатель характеризующий относительную густоту сети Dsn==2,96

Административно-территор. единица

Территория, S. Тыс. км кв.

Население N тыс. чел.

Эксплуатационная длина ж. д. L, км

Густота железных дорог ,D





Ds

Dn

Dsn

Астраханская

44,1

1010,7

567

12.86

0.56

2.96

Волгоградская

113,9

2608,5

1619

14.2

0.62

3,84

Саратовская

100,2

2521,8

2313

23.0

0.92

4,6

Республика Калмыкия

76,1

286,7

154

2.0

0.54

1,04

Поволжский район

536,4

16099

8516

15.8

0.53

2,9


Заключение


Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод что, Поволжье - район развитого машиностроения, химической и нефтехимической промышленности. Природно-ресурсный потенциал Поволжья отличается разнообразием.

Огромное влияние на территориальную структуру хозяйства Поволжья и на расселение оказывает Волга, она является важнейшей транспортной артерией.

Поволжье располагает значительными ресурсами минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми района являются нефть и газ.
В структуре хозяйства экономического района Поволжья ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу. Отраслью рыночной специализации Поволжья стала электроэнергетика. Осуществляется и строительство атомных станций. Ускоренными темпами развивается в Поволжье легкая промышленность.

Агропромышленный комплекс Поволжья имеет всероссийское значение. Сельское хозяйство характеризуется в сравнении с другими районами более высокой эффективностью. Отраслями специализации являются производство зерна, овощебахчевых культур, горчицы, подсолнечника. Основной отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота.

Важным резервом развития АПК является углубление его специализации с учетом экологической обстановки. Необходимы меры по развитию орошаемого земледелия особенно на юге Поволжья, но на строго научной основе, чтобы исключить ухудшение природной среды.

Главной задачей развития производства Поволжья является комплексное использование и охрана водных ресурсов р. Волги, которая превратилась в цепочку водохранилищ. В настоящее время стоит задача спасения Волги, вывода ее из состояния экологического бедствия, возвращение России великой реки. Принятые решения и разработанные проекты по охране Волги от загрязнения создают основу для ее оздоровления.

Перспективными направлениями вложения средств являются транспорт и связь. Планируется привлечь значительные инвестиции в разработках новых месторождений полезных ископаемых. Особое значение для Поволжья имеет вложение инвестиций в развитие инновационно-внедренческого сектора. Крупномасштабным стратегическим проектом в этой сфере является строительство регионального технопарка.

Все субъекты Российской Федерации, входящие в состав Поволжского экономического района (кроме Республики Калмыкия), являются учредителями Ассоциации по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации (Ассоциация «Большая Волга»). Республика Калмыкия входит в состав Ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа (Ассоциация «Северный Кавказ»). Все территории зоны Поволжья на заседаниях Ассоциации выразили заинтересованность в усилении морских связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья через Астрахань. Кроме того, Совет Ассоциации «Большая Волга» определил основные направления сотрудничества: экология Волжского бассейна, развитие энергетики Поволжья, производство продовольствия и промышленная политика, развитие транспортной системы.

Список использованной литературы


1.Морозова М.П. и др.Экономическая география России: Учебник для вузов, - М.: ЮНИТИ, 2000-527с.

. Александрова Т.Е., Фирулина И.И. «Экономическая и социальная география Российской Федерации».- Самара, 2007, с.303

3.Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/ Под редакцией проф. Хрущева А.Т. - М.: Дрофа, 2007. - 286 с.

. Колоссальный потенциал российской промышленности не утрачен / Волга - Бизнес №03/04 (177) 2009, с.73

. Ключевые проблемы развития российского химпрома / Волга - Бизнес №03/04 (177) 2009, с.73

. Интернет источники:

w4w.tatstar.ru.gks.ru.volgastat.ru.samru.ru.statrk.ru <http://www.statrk.ru>

Похожие работы на - Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района. Приволжская железная дорога

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!