Женский терроризм в современном политическом процессе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Женский терроризм в современном политическом процессе














КУРСОВАЯ РАБОТА

Женский терроризм в современном политическом процессе


Введение

С окончанием холодной войны мир не стал безопасней. Вместо угрозы ядерной войны появилась одна из наиболее опасных и наименее прогнозируемых угроз, приобретающая все новые формы и разрастаясь в масштабах. Одной из угроз безопасности человечества сегодня является терроризм. Ввиду кооперации легальных и нелегальных структур экстремистского толка и националистических, религиозно-сектантских и других организаций и группировок на базе взаимовыгодных условия сотрудничества происходит слияние терроризма политического и уголовного. Чтобы обеспечить защиту личности, общества и государств от террористических акций и их последствий мировому сообществу необходимо, прибегая к научным методам, выработать международные подходы и межгосударственные концепции по борьбе с терроризмом.

Актуальность темы исследования. Реалии современности свидетельствуют о том, что террористы в качестве жертв чаще всего выбирают беззащитных и невинных людей, совершая во время террористических акций покушения на их жизнь и имущество, к сожалению, часто удачные. Террористы преследуют цели спровоцировать войн между государствами, вызвать или обострить конфликты между социальными и национальными группами, которые после вмешательства террористов могут затянутся на несколько десятков лет.

Терроризм в современном политическом процессе достиг этапа, на котором крайние формы, методы и средства борьбы ряда восточных стран против западной идеологии приобрели религиозную окраску. На протяжение всей истории практики терроризма наиболее распространенными организаторами и исполнителями террористических актов являются экстремистские структуры, развивавшиеся на идеях исламского фундаментализма.

Еще одной специфической характеристикой терроризма за последние несколько десятков лет стало то, что женщины становятся активными участниками террористической деятельности. Динамика роста их активности прослеживается и в России и на Ближнем Востоке, что делает тему актуальной для изучения как в политическом, так и в социокультурном аспектах.

На своем современном этапе развития терроризм приобрел новые формы, которые представляют угрозу национальной безопасности государств. В последние несколько лет терроризм стал объектом социальных политических и психологических исследований. Гендерный аспект современного терроризма же остается недостаточно проработан, несмотря на безусловную важность полученных знаний. Изучение гендерного аспекта современного терроризма необходимо, чтобы понять и проанализировать личности женщин-террористок и определить их значимость в деятельности той или иной террористической организации или группировки. Так же, изучение психологии и поведения женщин, принимающих участие в террористической деятельности, важно для привнесения ясности в положение женщин в современной террористической деятельности, в том числе и в ее подпольной форме. Еще одной немаловажной причиной необходимости исследования феномена женщины-террористки является возможность выработки стратегии по борьбе с этим деструктивным явлением.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематику исследуемого явления затрагивают в своих трудах такие учёные как О.В. Будницкий, Э. Найт, А. Гейфман, Н.А. Троцкий, Е. Брейтбарт, Б. Николаевский, М. Одесский, Д. Фельдман и др. Анализ причин возникновения и роста терроризма представлен в работах М. Креншоу и В. Лакера.

Анализ роли женщин в террористической деятельности получил отражение в работах А. Гефман и Э. Найт. Несмотря на это, феномен женского терроризма остается практически не исследованным. Почти не существует работ в которых статус женщин-террористок в террористических организациях, методы их вербовки и психологической обработки, мотивы женщин-приверженок радикальных идей имели бы отражение. Таким образом, заявленная в курсовой работе тематика и имеет научно практическое значение.

Объектом исследования является терроризм как элемент современного политического процесса.

Предметом исследования является специфика женского участия в террористической деятельности.

Целью исследования является определение роли женского терроризма в современном политическом процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

·Раскрыть сущность терроризма в современном политическом процессе;

·Исследовать исторический аспект феномена женского терроризма;

·Выявить причины и факторы, побуждающие женщин обращаться к террористической деятельности;

·Обозначить роль женщины-террористки в современном политическом процессе.

Методологическую основу исследования составляют методы познания социально-политических явлений, прежде всего синтез исторического и компаративного анализа. Использование системного метода помогло выделить социальное политическое определение, динамику и тенденции, связанных с участием женщин в террористической деятельности. Использовались также методы теоретического обобщения, описания и другие.

1.История женского терроризма в России

женщина смертница терроризм исламистский

Для наиболее подробного исследования поставленной задачи необходимо определить трактовку терроризма. Одну из возможных дефиниций предлагают М. Одесский и Д. Фельдман. Они определяют террор как «способ управления социумом посредством превентивного устрашения». Терроризм по их мнению, является негативным общественный явлением. Методы, к которым прибегают террористы, являются насильственными и направлены на достижение поставленных целей, в основе которых лежит «принцип устрашения» и направленность повлиять на сложившуюся политическую, социально-экономическую и идеологическую обстановку. Данное определение подразумевает то, что одной из целей действий террористов является генерирование страха среди населения и дальнейшее использование этого страха для изменения различных сфер общественной жизни.

Волна террористических актов захлестнула Соединенные Штаты Америки (взрыв зданий Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке 11 сентября, 2001), Европу (серия взрывов в поездах на железнодорожных вокзалах Мадрида (Испания) 11 марта, 2004; серия взрывов на станциях метро и в городских автобусах в Лондоне (Великобритания) 7 июля, 2005), Центральную и Юго-восточную Азию (серия террористических актов в Индонезии в 2002 году) и Ближний Восток (атака террористами-смертниками квартала в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) 13 мая, 2003; захват и освобождение заложников в Хобаре (Саудовская Аравия) 30 мая, 2004). Россия так же оказалась в списке стран, испытавших на себе последствия террористической деятельности.

Для России проблема терроризма не является новой. Первоначально терроризм в России появился как теоритическая доктрина и только позднее, в середине XIX века, стал применяться как самостоятельная тактика - 4 апреля 1866 г. Д.В. Каракозов выстрелил в Александра II. Тем самым было положено начало охоте на «реформатора», который так и не решился довести до логического конца начатые либеральные преобразования в Империи.

1.1Обращение женщин к террористической деятельности в России

Одна из наиболее занимательных черт современных террористических организаций состоит в том, что немаловажную роль в них стали играть женщины. В Западной Германии, где из разыскиваемых в Августе 1977 года террористов две трети были женщины, этот феномен проявился ярче всего.

Ввиду ограниченного участия женщин в политике в большинстве стран, тот факт, что женщины имели влияние в сфере революционного насилия, и по сей день является загадкой, которую немногие ученые берутся исследовать и объяснить. Но, каким бы запутанным он не казался, это несомненно феномен современных политических процессов. Течение женщин-террористов берет свое начало в России XIX - начала XX вв. Одной из родоначальниц женского терроризма является женщина по имени Вера Засулич, которая в 1878 году напала на одного из начальников сыскной полиции Санкт-Петербурга.

Немаловажным событием в истории террористической деятельности в России является образование российской революционной террористической народнической организации «Народная воля» и в частности, террористической фракции Народной воли (народовольцы), которые использовали террор как метод политической борьбы. 10 из 31 члена исполнительного комитета «Народной воли» были женщины (Приложение 1). В восьмидесятых годах девятнадцатого века женщины «Народной воли» принимали непосредственное участие в организации террористических акций, взяв на себя ответственность наравне со своими товарищами по партии. Когда, после примерно десяти лет относительного спокойствия, в начале двадцатого века Партия социалистов-революционеров возродила террористическое движение, члены партии нашли много последователей и приверженцев их идей среди женского радикального населения России. В период с 1905 по 1908 женщинами-членами партии эсеров было совершенно 11 террористических актов.

Большинство ученых считают бессмысленным проводить параллель между современными женщинами-террористами и их предшественницами из России. В то время, как первые считаются иррациональными и почти безумными фанатиками, российские женщины в большинстве случаев идеализируются и поднимаются до уровня героинь, храбро сражавшихся с деспотичным царским режимом. Не смотря на то, что женщины в то время были вовлечены в террористические действия, им сочувствовали и их поддерживали не только либеральная прослойка их собственного общества, но и отдельные слои Западноевропейского и Американского обществ. Террористки девятнадцатого века такие как Софья Перовская и Вера Фигнер стали легендами и считается, что следующее поколение женщин террористов, о которых существует так мало упоминаний в литературе, попросту следовали их традициям

Но все же женщины-террористки (большинство которых были членами партии эсеров), которые действовали в период после 1900 в России в некоторой степени отличалась от их предшественниц. Эти различия были в большей степени связаны с изменениями в политической среде, в которой им приходилось действовать. Появилось в разы больше возможностей убедить государство в необходимости некоторых послаблений в области предоставления политических свобод, особенно после революции 1905 года.

Существовала еще одна организация радикальной направленности - Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), которая в процессе борьбы с режимом прибегала не к акциям массового устрашения, а к агитации и пропаганде. Так что, в отличие от ситуации, сложившейся в 1881 году, существовали альтернативные кровопролитиям и насилию способы влияния на режим и его изменения. Даже лидеры партии социалистов-революционеров осознали это, когда объявили о временном прекращении использования террористических методов в 1905 году.

Не смотря на это, женщины-члены партии эсеров, которые принимали участие в совершении террористических актов, зачастую не признавали такие методы альтернативными террору, возможно, из-за того, что они, как и их коллеги, руководствовались не только рациональными политическими причинами. Мемуары женщин-террористок, богатые на яркие детали происходивших событий, свидетельствуют о тесном взаимодействии эмоциональных, психологических и социальных факторов, лежащих в основе их террористической деятельности и проливают свет на особенности женской психологии, которая как нельзя лучше подходила для террориста. Становится ясно, что женщины эти являлись идейными вдохновителями кампании партии социалистов-революционеров и без них разработанная программа, вероятно, так и не была бы воплощена в жизнь.

Хотя к девяностым годам двадцатого столетия большинство женщин-радикалов было ярыми оппонентами феминизма, их мемуары и биографии свидетельствуют о том, что идеи их были довольно сильно подвержены влиянию феминистических идей. Несомненно, желание личной независимости, продуктивность и целеустремленность в вопросах карьерного роста, ломавшие стереотип жены и матери семейства, были лишь предпосылками на фоне более глубоких социальных причин.

Революционные идеи укоренялись в мозгу женщины по тем же причинам, по которым они находили убежище в мозгу мужском - и те и другие вращались в обществе студентов и взаимодействовали с массами занимаясь легальной или полулегальной культурной деятельностью - за исключением того, что женщины чувствовали неравенство и необходимость доказать свою полезность значимость обществу.

Феминистское движение достигло некоторых успехов к 1900 году, однако женщины неминуемо натыкались на довольно серьезные препятствия в их стремлении вести продуктивную жизнь вне дома. Их отчисляли из университета и, хотя образовательные программы высшего профессионального образования для женщин существовали, стандарты не были идентичны для представителей разного пола и учебных мест для женщин частенько не оставалось. Стоило женщине получить среднее, средне-специальное или высшее образование, возможности применения профессиональных навыков, полученных в процессе обучения, ограничивались сферой преподавания и здравоохранения. Проблемы существовали так же и на личном уровне. Не смотря на распространение феминистских идея, старые ценности все же превалировали и большинство родителей продолжало растить дочерей на традиционные женские роли матери и жены. Из-за этого для большинства молодых женщин принятие решения оставить родной дом и впоследствии вступить в радикальные кружки чаще всего означало разрыв с членами семьи и прошлой жизнью, отказ от всех ценностей, которые были заложены в них с раннего детства. В мемуарах некоторых женщин можно найти свидетельства о перепалках между родителями и дочерями в процессе эмансипации последних.

Еще большей проблемой это стало для еврейских женщин - которые присоединялись к движениям радикального толка все в большем количестве - потому что они воспитывались в еще более строгих семьях, нежели русские женщины. Многих еврейских родителей шокировала революционная деятельность их сыновей. По словам Генри Тобиаса, участие их дочерей в было еще большим шоком.

Очевидно, что, помимо решимости, за такими бунтарскими поступками стояла еще и приверженность революционным идеям. Стоило женщинам вырваться из семей, они вливались в террористическую деятельность с небывалым рвением. Революция становилась их жизнью, вела их к борьбе за гармонию в убеждениях и действиях. Начиная с популистского периода глубокая настроенность сохранить целостность и высочайшие этические нормы была характерной чертой женской блока революционного движения. Мужчины, конечно, тоже были воодушевлены идеей преданности, но женская обеспокоенность личными и моральными аспектами борьбы была исключительна.

2. Использование женщин в исламистском терроризме

2.1 Толкование исламистского терроризма

Чтобы полнее охватить вопрос использования женщин как террористок-самоубийц в исламистском терроризме необходимо определить трактовку данной разновидности терроризма. Исламистский терроризм можно определить, как насильственный метод, используемый для расправ с противниками. Исламистский терроризм нашел идеологическое обоснование и оправдание в трактовках мусульманского вероучения, где он считается тактикой защиты исламского мира от влияния и агрессии немусульманских стран (в том числе, стран западного мира) и идеологий. Еще одним оправданием использования данной тактики считается обязанность правоверных вести джихад, но немало правоверных ставят под сомнение трактовки данной обязанности как необходимости физических расправ.

На современном политическом пространстве исламистский терроризм является наиболее распространенной по числу проявлений формой терроризма. Чаще всего данная тактика применяется радикальными экстремистскими исламскими организациями. Наряду с исламистским терроризмом нередко используется этнонационалистический терроризм.

Термин исламский терроризм, используемый чаще всего для определения данной разновидности террористической деятельности считается неполиткорректным ввиду подразумеваемой связи деятельности радикально экстремистских организаций со всем исламом в общем, что большинство мусульман отрицают. Во избежание конфликтов по данному вопросу проводится разделение ислама как религии и радикального ислама как политической идеологии, которая обращается к религии, основывается на некоторых религиозных догмах.

Некоторые исламские философы и богословы утверждают, что такой феномен как «исламский терроризм» существовать не может, так как существование его противоречит самой религии ислама. Следовательно, термин исламский или исламистский терроризм ложен.

2.2 Современный исламистский терроризм

По мнению ЦРУ абсолютное большинство террористических организаций и группировок в мире имеют отношение к исламизму. Так, по данным ЦРУ в 2004 году из 80 международных террористических организаций 72 представляли воинствующий ислам. В том году они совершили 651 теракт, в которых погибло 1907 человек.

Согласно еще одной статистике террористических атак наиболее частыми жертвами боевиков-исламистов становятся мусульмане жители традиционно исламских стран. В Европе же большая часть терактов совершается различными радикальными группировками левого толка и сепаратистами, а не исламистами.

2.3 Использование женщин как террористок-смертниц

Начало практики использования террористок-смертниц

Относительно недавно в деятельности исламистских организаций радикального экстремистского толка в качестве террористов-самоубийц начали использоваться женщины.

Первый случай использования женщины как террористки-смертницы был зафиксирован 9 апреля 1985 г. Хайадали Сана - 16-летняя девушка, член Сирийской социалистической национальной партии - направила грузовик в израильский военный конвой. В результате теракта погибло 2 солдата. Хайадали Сана - самая молодая из террористок-смертниц, членов партии. Самой старшей Шагире Кариме Махмуд на момент смерти было 37 лет. Женщина проникла в больницу и пронесла в сумке взрывное устройстве. Жертвами взрыва стали 27 человек, из которых 7 погибли.

июня 1996 г. террористкой-смертницей стала беременная женщина Зейнаб Кынаджи, член Курдской рабочей партии. Она проникла на военную церемонию и взорвала себя. Жертвами взрыва стали 37 человек - 8 солдат турецкой армии убиты, 29 получили ранения.

Еще один теракт, в котором принимала участие беременная террористка-смертница состоялся 22 июня 2003 г. В ходе допроса выяснилось, что женщина была на четвертом месяце беременности. Террористка-смертница и два боевика ехали по направлению в Грозный. На женщине был пояс шахида. На блокпосту автомобиль остановили, после чего завязалась драка. Один из боевиков был убит. Второй боевик и женщина были ранены и отправлены в медсанбат, где скончались: мужчина - в тот же день, женщина - на следующий.

Первой российской террористкой-смертницей была Хава Бараева. 7 июня 2000 г. она и еще один боевик направили автомобиль со взрывчаткой в казарму, где находилось подразделение российских войск. Жертвами взрыва стали 8 российских военнослужащих - трое погибли, пятеро получили ранения. Хава была первой из так называемых «черных вдов» - женщин-самоубийц, совершивших теракты в России с 2000 г. Последний террористический акт приписывающийся «черной вдове» был совершен 25 мая 2013 г. в Дагестане, в Махачкале. Согласно данным Национального антитеррористического комитета 25-летняя Мадина Алиева взорвала себя у здания республиканского МВД. В результате взрыва пострадали 20 человек, 2 погибших.

Причины использования женщин как террористок-смертниц

В январе 2002 г. Шейх Ахмед Исмаил Ясин, один из основателей и духовный лидер исламистского движения «Хамас», заявил о своем категорическом отказе от использования женщин как террористок-смертниц. В марте того же года им же было сделано заявление о том, что Хамас не заинтересован во включении женщин в деятельность организации по причине их скромности. Позиция духовного лидера Хамаса коренным образом изменилась в 2004 г. Тогда 14 января первая женщина-смертница от Хамаса взорвала себя. 22-летняя Рим аль-Рейяши под предлогом получения медицинской помощи приблизилась к израильскому блок-посту и подорвала 5-килограммовое взрывное устройство, начиненное гайками и болтами. Погибло четыре, ранения получили семь израильских солдат. Смертница сознательно пошла на свершение теракта.

Ясин, после совершения теракта, заявил, что изменение это вызвано тем, что использование женщин - шаг вперед в методах ведения борьбы. Боевики сталкиваются с множеством проблем, в то время как женщины могут быстрее добраться до цели. «Женщины, - отметил он, - подобие резервной армии - когда в них есть нужда, мы их используем».

Среди причин привлечения женщин к совершению террористических атак выделяют следующие:

·Тактические преимущества:

oНезаметная атака;

oСоздание эффекта неожиданности;

oСтереотип о неопасности женщин.

·Повышение численности сражающихся;

·Освещение событий в СМИ и последующее увеличение в числе рекрутированных.

Магнус Рансторп, директор Центра Изучения Терроризма и Политического Насилия, назвал женщин альтернативным оружием. По его словам, при помощи женщин стало возможным влиться в толпу людей и затем атаковать с элементом неожиданности, который способствует генерированию страха среди невинных людей.

По словам командира, ответственного за подготовку будущих террористок-смертниц, человеческое тело стало наиболее действенным их оружием. «Когда мы искали новые способы обойти охранные предосторожности, с которыми сталкивались до этого наши боевики, мы обнаружили, что наши женщины могут стать нашим преимуществом.» Один из тренеров охарактеризовал их как «палестинские человеческие прицельные бомбы».

Каких женщин отбирают для обучения самоубийству

Один журналист в своей статье о Черных вдовах пришел к заключению, что «теорий, которые бы объяснили, почему женщины сознательно становятся террористками-смертницами, настолько много, что невозможно выделить отдельные причины».

Однако некоторым ученым все же удалось прийти к общему мнению по вопросу «Каких именно женщин отбирают в шахидки». Женщины вербуются легче чем мужчины, ввиду того, что они легче поддаются разного вида манипуляциям из-за своей уязвимости. Еще одной причиной для вербовки женщин является то, что женщины чаще всего не вызывают подозрений и им легче проникнуть на место, где запланирован теракт.

Одной из наиболее частых практик является вербовка женщин-мусульманок, которые были обвинены во внебрачных связях и которых ждет жестокое наказание (обычно - смерть от руки отца, брата или мужа). Принуждение таких женщин к совершению теракта-самоубийства дает им возможность избежать публичного позора их семей. В данном случае в мусульманской общине считают, что женщина предпочла умереть с честью нежели с позором. Еще одним методом вербования женщин является намеренное изнасилование намеченных кандидаток с тем, чтобы исключить возможность их отказа от выполнения того или иного задания пригрозив придать огласке факт обесчещения.

Еще одной немаловажной причиной успешного рекрутирования женщин в ряды террористок-смертниц является освобождение от невыносимых условий в семье, ввиду того, получить развод для них почти невозможно. Еще одним способом сбежать от нелюбимого мужа для девушек стало наказание (арест) за любого вида теракт. Наиболее частыми террористическими акциями, в которых принимают участие женщины, являются теракт-самоубийство, похищение человека (нескольких человек), нападение на мирных граждан и деятельность в качестве финансового курьера (для передачи денег террористическим группировкам). Так девушка становится недосягаемой для жениха на довольно долгий срок, по истечение которого она перестает вызывать у него интерес.

До недавнего времени не так много было известно о том, как тренируют террористок-смертниц. В феврале 2003 г. Институт международной политики по борьбе с терроризмом опубликовал статью, в которой было заявлено, что террористки-смертницы не подвергаются физической и психологической подготовке перед совершением самоубийства. Однако по словам женщин, которым или удалось сбежать или не удалось совершить теракт заявили об обратном.

По словам российских спецслужб подготовка террористок-смертниц ведется «арабскими специалистами-психологами и подрывниками в секретных учебных лагерях за рубежом». Все потенциальные смертники тщательно тренируются арабскими психологами и подрывниками-экспертами.

Самые последние данные о тренировках террористок-смертниц в Палестине были опубликованы в декабре 2003 г. Репортер Хала Ябер («Sunday Times») взяла интервью у руководителя операции по подготовке смертниц, тренеров и девятерых будущих Палестинских террористок-смертниц.

«Женщинам выдавали взрывчатые вещества и знакомили их с устройством автомата Калашникова. Девушек учили собирать и разбирать их автоматы Калашникова; после следовала практика применения оружия на двигающихся и не двигающихся мишенях, не говоря уже о многочасовых лекциях на тему «враг и его тактики». Детали каждого теракта подвергались тщательному анализу, обсуждались на дебатах. Женщины проводили в среднем более 6 часов в день изучая взрывчатые вещества. Им показывали пояса шахидов, которые разорвут их тела на кусочки, калеча и убивая людей вокруг них. В конце девушки должны были тренировать передвижение с весом пояса, прикрепленного к их телам. Иногда взрывчатые вещества прикрепляли к туловищу, иногда к ногам, спине или животу. «Расположение взрывчатого вещества зависит от телосложения женщины. Взрывчатые элементы располагаются таким образом, чтобы не перегрузить ту или иную часть женского тела и чтобы взрывчатые элементы были наиболее незаметны на теле женщины под одеждой,» - объяснил один из тренеров.»

2.4 Организации, использующие женщин в террористических актах

Среди организаций, которые в организации террористических актов используют женщин, можно упомянуть:

·Сирийская социалистическая национальная партия;

·Тигры освобождения Тамил Элама;

·Бригады мучеников Аль Акса;

·Курдская рабочая партия;

·Палестинский исламский джихад;

·Движение Хамас;

·Чеченские боевики.

По оценкам экспертов, шри-ланкийская организация Тигры освобождения Тамил Элама является самой опытной в сфере использования террористов-смертников. Террористические структуры Ближнего Востока активно изучают и анализируют опыт данной организации с целью его дальнейшего перенимания. Согласно исследованиям, на счету данной организации успешное проведение более 200 террористических акций с участием террористов-смертников из которых более 35% - были женщинами.

3.Психология террориста-смертника

Современные эксперты в области терроризма полагают, что как женщины, так мужчины, обычно попадающие в ряды террористов, помимо «идейной» основы их поведения, которой можно оправдать любые политические и иные цели, имеют множество общих психологических черт. Так, по мнению американских психологов Д. Хоргана и М. Тэйлора, террористами, как правило, становятся либо неуверенные в себе люди, либо агрессивные личности, неспособные достичь поставленной цели ненасильственным путем. После вступления в террористическую организацию они полностью отдаются идеям, штампам, стереотипам и ценностям этой организации, отстраняясь при этом от остального мира. Выйти из организаций такого типа часто не представляется возможным. Террорист-неофит нередко лишается способности рационально оценивать реальность. Кроме того, предательство, коим считается попытка ухода из организации, нередко карается убийством предателя.

Эксперт в области терроризма У. Лакер установил, что женщины-террористки на практике проявляют себя более мужественными, более преданными идеям и поставленным целям. Причиной тому могут служить особенности женской психологии и генетики. Женская агрессия трудно поддается лечению и контролю. Мужчина превосходит женщину по своей физической силе и выносливости, в то время как женщина, благодаря своим природным психологическим качествам, способна мобилизоваться и совершить поступки, которые окажутся не под силу представителю мужского пола.

Вместе с тем объяснение природы женского терроризма лишь врожденными психологическими и генетическими особенностями было бы неверно. Одним из объяснений стремления женщин к терроризму на современном политическом пространстве является женское стремление выступить против нынешней социальной ситуации, а также место и роли женщин в этой реальности. Специалисты университета штата Нью-Йорк в исследовании «Межрегиональные тенденции женского терроризма» пришли к выводу, что женщины обращаются к терроризму, ввиду того, что во многих странах и регионах современного мира женщинам не представляется возможным участие в стандартных формах политической деятельности: женщины почти не имеют влияния и роль их на современной политической арене почти незаметна.

По словам экспертов, именно эта «невзрачность» женщин в современном политическом процессе и обусловила их привлекательность для террористических организаций. Неприятие стандартной модели образа жизни женщины толкает женщину к обретению смысла жизни, к определению новой идентичности через собственное недовольство.

По словам одной из женщин-членов террористической организации, вступление в организацию помогло ей «преодолеть отчужденность и почувствовать себя частью целого, покончить с разорванностью существования, перейти к подлинной жизни».

Не смотря на преданность идеям организации, многие эксперты придерживаются мнения, что во многих случаях женщин менее всего интересуют политическими и идеологическими идеями террористической организации. За частую женщины идут на смерть не «во имя», а «против» и «за»: против низкого положения женщины в семье и обществе, против власти, которая совершила преступление против родных и близких и за любимого человека и т.д. Возвышенный любовный мотив стоит выше мотива страха быть осужденной социумом и наказанной за это. Не мало важным фактом является существование религиозных «мечтаний» о райской жизни, в которой они вновь обретут своих возлюбленных в раю, когда счастье в реальной жизни невозможно (например из-за смерти возлюбленного).

В странах, где националистические и сепаратистские настроения проявляются сильнее всего появился феномен «фамильного терроризма». Зафиксировано немало примеров семей, несколько поколений которых были замешаны в деятельности террористических организаций.

Одним из примеров таких стран может быть Северная Ирландия или Палестина, где война с Израилем давно приобрела статус доминирующей культуры. В данных регионах и в некоторых других обращение женщин к терроризму, ранее осуждаемое семьей и обществом, переходит в разряд допустимых, привычных и одобряемых обществом дел.

Маоисты, анархисты и представители других террористических организаций и групп отрицают гуманистический опыт предыдущих поколений и активно рекрутируют женщин, не способных жить в рамках, навязанных традиционными общественными институтами. Уже сегодня террористки-смертницы в таких странах считаются образцами для подражания у девочек и девушек. Исходя из этого, можно прогнозировать немалую вероятность того, что количество женщин-террористок с годами будет только возрастать.

Неслучайно за почти двухвековую историю терроризма эксперты приходят к вывода, что женщины-террористки много опаснее мужчин-террористов. Почти половина разыскиваемых Интерполом террористов - женщины, а 2 мая 2013 г. ФБР включило в список самых разыскиваемых террористов женщину, Джоан Чесимард, убившую полицейского 40 лет назад. В директиве Интерпола существует четкая инструкция - в случае захвата или нейтрализации вооруженной террористической группы - уничтожить женщин в первую очередь. Миф о врожденном женском гуманизме является всего лишь мифом, и историей никак не подтверждается.

Не смотря на это, многие политологи убеждены, что использование силовых методов и государственного насилия в отношении женщин-террористок или организаторов их деятельности не способны положить конец совершению терактов или свести количество терактов к минимуму. Чтобы снизить угрозу, которая несет в себе террористка-смертница, готовая убить себя и других невинных людей для достижения не всегда понятных ей целей, необходимы согласованные и сложенные действия в социально-экономической сфере и СМИ, сфере культуры и образования, а также в сфере формирования общественного мнения.


Заключение

В ходе работы был выполнен системный анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме женского терроризма, который позволяет утверждать, что существующие теоретические подходы к объяснению такого феномена, как участие женщин в террористической деятельности в современном политическом процессе еще не могут в полной мере объяснить данный феномен.

Терроризм в любой из форм проявления превратился в одну из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечеству приходиться столкнуться. Терроризм и экстремизм ставят под угрозу большей безопасность многих стран и их граждан, влекут за собой серьезные политические социально-экономические потери, оказывают сильное психологическое давление и уносят жизней ни в чем не повинных людей.

На современном этапе развития международных отношений под воздействием процессов глобализации терроризм приобрел глобальный, международный, интернациональный характер.

В данной работе рассматривается феномен женского терроризма, исторические и политические причины его появления, а так же отличительные особенности от других видов терроризма, которые доказывают, что женский терроризм существует как феномен.

К сожалению, гендерный аспект терроризма, разделение ролей между мужчинами и женщинами изучен еще недостаточно. Исследование этих вопросов необходимо для понимания личности террористок, уровня значимости их статусов и распределения ролей в террористической деятельности.

Изучение участия женщин в террористическом движении важно также и потому, что оно вносит вклад в исследование проблем женского участия в политической деятельности, в том числе и в совершенно особой подпольной (нелегальной) форме.

В работе исследуются причины, вследствие которых женщины становятся террористками.

Выполнены исследование биографий террористок различных исторических периодов, роли этих женщин в террористических организациях, их психологические особенности.

Были изучены террористические организации, где женщины являлись идеологами и руководителями.

В ходе работы проводится сравнительный анализ мотивационной деятельности террористок и боевиков, позволивший утверждать, что их поведение имеет как схожие, так и отличительные черты. Одним из отличий на наш взгляд является, прежде всего, придание романтичного оттенка мотивам согласия на совершение террористического акта, в частности самоподрыва. При этом сама террористка обычно не предписывает себе, какую либо идеологическую мотивацию. Террористка не придает значения сохранению своей жизни, чаще всего она и не ставит такой задачи перед собой, приходя по своей воле в зону зону «почетной» смерти, часто предпочитая ее смерти «позорной».

При характеристике женского терроризма как политического процесса необходимо учитывать, что возникновение и явление данного феномена обусловлено множеством факторов: экономическими, этническими, религиозными, историческими, социальными, политическими, психологическими. Нельзя сказать, что преобладает какая-то группа факторов, на увеличение числа женщин-террористок практически влияет вся их совокупность.

При изучении личности женщины-террористки важную роль играют данные, включающие систему взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, интересов, притязаний, потребностей, способов их удовлетворения, особенности интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств. Совокупность таких данных о личности позволяет выявить стимулы активности, побуждения, формирующие и определяющие поведение, проникнуть в мотивационную сферу.

Анализ интервью с будущими террористками-смертницами позволил выявить, что практически все женщины, которые, используются радикальными исламскими террористическими группировками становятся «самоубийцами по принуждению». Даже если они имеют проблемы с психикой или у них имеются определенные мотивы, для того чтобы покончить с собой, например нищета, любовь, проблемы в семье, в большинстве случаев их принуждают к теракту представители террористических организаций, способствующие безнаказанному склонению женщин к тяжелейшим преступлениям. Другими словами, они заканчивают жизнь самоубийством не по своей воле, а вследствие давления и психологической обработки.

Анализ структуры мотивации позволил выделить следующие типы мотивов, свойственных женщинам - террористкам: инструментальная агрессия, враждебная агрессия, защитная агрессия.

Психологи объясняют это тем, что в таких случаях проявляется совершенно особый тип женской психики, во многом несхожий с обычным. Этот тип часто приближается к невротическому строению психики и характерен тем, что в нем женщина не удовлетворяется своим полом и его особенностями, считает его чем-то малоценным, чувствует себя угнетенной им, бессознательно (или сознательно) стремится перерасти себя как женщину, «стать мужчиной». Это выражается, прежде всего, в смене доминирующих комплексов влечений. На место пассивных сексуальных эмоций, характерных для женщины, становятся эмоции властвования, господства, расширения престижа личности, характерные главным образом для мужского характера. Перестает высоко ставиться красота, изящество, грация - те моменты, которые особенно понимаются и ценятся женщинами; на первый план выступает оценка силы, твердости. В целом ряде действий, поступков женщина пытается отмежеваться от своих женских черт.

Терроризм такого рода на Ближнем Востоке давно ставил своей задачей устрашение врага, что достигалась акциями в людных местах с максимальным количеством жертв. Участие женщин в подобных террористических актах привлекает гораздо больше внимание СМИ и вызывает сильный общественный диссонанс. Экстремистам всего мира для их антигуманной деятельности понадобилось «пушечное мясо», что повлияло на привлечение женщин в качестве «живых бомб». Во-первых, женщинами легче манипулировать, во-вторых они вызывают меньше подозрений. Кроме того, женщину, которую превращают в самоубийцу, не надо обучать военному делу и методам конспирации. Фактически она выступает в роли, как ни странно об этом говорить, одноразового и дешевого оружия.

Маловероятно, что женщины сыграют ведущую роль в мусульманском экстремизме, так как, ни боевым командиром, ни даже рядовым они быть не могут, эти роли отведены мужчинам. Для мусульманских женщин самоубийство - единственный путь хоть отчасти сравняться с мужчинами, разделить с ними почет и славу, то есть эти женщины используются на низовом уровне в террористических организациях.

На наш взгляд не только религия толкает женщин совершать теракты. Еще одним фактором увеличения числа террористок как уже отмечалось, является то, что теракт, совершенный женщиной вызывает больший пропагандистский эффект, чем теракты, совершаемые мужчинами: они шире освещаются средствами массовой информации. К тому же шахидка вызывает больше сочувствия у общества, даже когда она безжалостно лишает жизни ни в чем не повинных людей.

Также надо отметить, что в мусульманском мире женщины-террористки, совершая теракт, обретают бессмертие, так как рай по законам ислама уготован только для мужчин. Все эти факторы, возможно, оказывают сильное влияние на возникновение такого явления, как «женщины-бомбы».

Список использованных источников и литературы

1.Алиев А. Дагестанский ученый о терроризме как угрозе национальной безопасности // РИА «Дагестан». 11 мая. 2007.

2.Викторов, В. Женский терроризм становится реальной угрозой [Текст] / В. Викторов // Военно-промышленный курьер. 2004. №40. С. 26

.Гейфман А. Революционный террор в России 1894-1917 гг. М.: 1997. С. 150

.Дьяконова Е.А., Дьяконова Е.М., Дьяконов А.А. Дневник Елизаветы Дьяконовой. М., Издание В.М. Саблина. 1912. С. 331; 482.

.Женщины в подполье Западной Германии // Шпигель. 1977. 8 августа. С. 22.

.Интерфакс-Религия [Электронный ресурс]. 90% международных террористических организаций - исламистского толка, считают в ЦРУ. 29 апреля. 2005.

.Каинский В. Кавказ: «перезагрузка терроризма». Историк Сергей Маркедонов. // Вечерний Новосибирск. 13 марта. 2007.

.Ким, И.А. Женское участие в терроризме // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. №3.

.Креншоу М. Терроризм, Легитимность и Власть. Миддлтаун, Коннектикут: Уэслиан Юниверсити Пресс, 1983.

.Лакер У. Непрекращающиеся провалы терроризма // Харперс. 1976. Ноябрь. С. 71.

.Лакер, У. Интерпретации терроризма - факт, фикция и политология // Interpretations of Terrorism - Fact, Fiction and Political Science // Журнал современной истории. 1977. Январь. С. 183

.Лэйн В. Создание российского революционера. Интервью с Марией Суклофф // Сервей 32. 1914. С. 257-263.

.Мануйлова Л.Я. Печали и радости моей жизни. М., Госиздат.1922. С. 63-72.

.Найт, Э. Женщины-террористки в Партии социалистов-революционеров // Рашн Ревью. 1979. №38/2 С. 144

.Об этом подробнее см.: Стайтс Р. Феминистское движение за равноправие женщин в России. Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. Принстон.: Принстон Юниверсити Пресс, 1978. С. 115-138.

.Одесский М.П., Фельдман Д.М. Поэтика террора и новая административная реальность: очерки истории формирования. М.: РГГУ. 1997. С. 8.

.Сатина С.А. Образование женщин в дореволюционной России. Нью Йорк.: публ. автором, 1966. С. 84-119.

.Статистика террористических актов в таблицах // Памятная книжка социалиста-революционера. 1914. №2. С. 8-20.

.Тобиас Г. Всеобщий еврейский рабочий союз в России (Бунд). С основания до 1905. Стэнфорд: Стэн-форд Юниверсити Пресс. 1972. С. 44

.Филиппова Л.Д. Из истории женского образования в России. // Вопросы истории. 1963. №2. С. 174-179.

.Россия. Антитеррор. Национальный портал противодействия терроризму. [Электронный ресурс] // Борьба с терроризмом: объединительная идея 21 века

Режим доступа: #"justify">.Newsru.com: Новости в мире. [Электронный ресурс] // ФБР впервые включило в список самых разыскиваемых террористов женщину. 3 мая. 2013.

Режим доступа: #"justify">.Борьба с терроризмом: объединительная идея 21 века [Электронный ресурс] // Россия. Антитеррор. Национальный портал противодействия терроризму.

Режим доступа: #"justify">.Терроризм [Электронный ресурс]: терроризм и методы борьбы с ним. Хронология террористических актов в мире. Террористические акты 2000-2010 годов. 15 февраля. 2012.

Режим доступа: #"justify">.Publishing house Education and Science s.r.o. [Электронный ресурс] // Карабанова В.А. Социальный генезис женского терроризма.

Режим доступа: #"justify">.Umma inform: Ислам в Украине и в мире [Электронный ресурс] // В Турции почтили память террористки-смертницы. 2 июля. 2011.

Режим доступа: #"justify">.LENTA.RU [Электронный ресурс] // Погибшая в Чечне террористка-смертница была на четвертом месяце беременности. 24 июня. 2003.

Режим доступа: #"justify">.Полит.ру [Электронный ресурс] // В махачкалинском теракте появился второй погибший. 26 мая. 2013.

Режим доступа: #"justify">.Седьмой канал [Электронный ресурс] // Террористка-смертница изменяла мужу. 18 января. 2004.

Режим доступа: #"justify">31.GZT.RU [Электронный ресурс] // Юршина М. Женщин, которых готовят в смертницы, специально насилуют. 25 января. 2011.

Режим доступа: #"justify">32.MIGnews.com: MEDIA INTERNATIONAL GROUP [Электронный ресурс] // Невеста-смертница - новый палестинский тренд. 18 апреля. 2007.

Режим доступа: #"justify">.Седьмой канал [Электронный ресурс] // Солдаты предотвратили очередное кровопролитие в Гуш-Эционе. 19 октября. 2011.

Режим доступа: #"justify">34.W Shington. ProFile: независимая информационная аналитика из США. [Электронный ресурс] // Женское лицо террора

Режим доступа: #"justify">.Социально-психологические аспекты участия женщин-смертниц в террористической деятельности [Электронный ресурс]

Режим доступа: #"justify">36.«Female Suicide Bombers Were Trained Abroad―Russian Security Service,» BBC Worldwide, database on-line.

37.Arnon Regular, «Mother of Two Becomes First Female Suicide Bomber for Hamas,» Haaretz, January 16, 2004.

.EUROPOL. TE-SAT 2011. EU Terrorism Situation and Trend Report. - European Police Office. 2011. pp.9-20.

39.Hala Jaber, «The Avengers,» Sunday Times (London), December 7, 2003, sec. Features, p. 1, database on-line; available

.Mark McDonald, «Chechnyas Eerie Rebels: Black Widows―the 19 Black-Clad Female Terrorists in Moscows

41.Theater Siege―Are Still Shrouded in Mystery, One Year Later,» Gazette (Montreal, Quebec), October 24, 2003, sec. A, p. 4, database on-line;

Похожие работы на - Женский терроризм в современном политическом процессе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!