Сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития Мурманской и Нижегородской областей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    516,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития Мурманской и Нижегородской областей

Содержание

Введение

1. Общая характеристика

1.1 Географическое положение

1.2 Население и трудовые ресурсы

1.3 Отраслевая структура промышленности

2. Сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития

2.1 Анализ показателей занятости населения

2.2 Анализ валового регионального продукта

.3 Сравнение «Объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг»

2.4 Уровень экономического развития

3. Проблемы и пути решения сравниваемых регионов 

3.1 Ожидаемые результаты реализации Стратегии (видение Мурманской области к 2025 году)

.2 Цели, задачи и основные приоритеты стратегии социально-экономического развития Новгородской области

Заключение

Список использованной литературы 

Введение

Стратегия экономического развития регионов  - это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития.  Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы <#"719527.files/image001.gif">

1.1 Географическое положение, природные условий и ресурсы


Мурманская область входит в состав Северо-западного Федерального Округа, занимает Кольский полуостров. Граничит на юге с Республикой Карелией, на юго-западе и западе - с Финляндией. Омывается Баренцевым и Белым морями. Северный берег полуострова высокий, обрывистый, южный - низменный, пологий. В западной части полуострова горные массивы: Хибины (высшая точка полуострова - г.Часначорр - 1191 м). Главные реки: Поной, Варзуга, Умба, Нива, Тулома. На территории области находится большое количество озер (Имандра, Умбозеро, Ловоозеро). Областной центр - г.Мурманск. Дата образования области - 28.05.1938. Год образования - 1916. В городе 3 района: Ленинский, Октябрьский, Первомайский. Площадь области - 144,9 тыс.кв.км, протяженность с запада на восток - около 550 км, с севера на юг - 400 км. Почти вся Мурманская область находится севернее Полярного круга и расположена в двух физикогеографических зонах: тундры и тайги. Рельеф местности - горы, впадины, террасы. Горные массивы возвышаются над уровнем моря на 800-1200 метров. Встречаются и сравнительно ровные приподнятые участки - плато. К Баренцеву морю Кольский полуостров спускается почти одинаковыми ступеньками - террасами. В целом западная часть области более гористая, чем восточная. Влияние ветви теплого течения Гольфстрим сказывается на климате Мурманской области - он относительно мягкий, поэтому сплошных районов вечной мерзлоты нет. Наиболее теплый участок области - южное прибеломорье. В восточных районах климат суровее, там наблюдается наибольшее число дней со штормами.

Новгородская область расположена на северо-западе Европейской части России входит в состав Северо-западного Федерального Округа. Большая часть территории - плоская, местами заболоченная Приильменская низменность <#"719527.files/image003.gif">

На юго-востоке - холмисто-мореная Валдайская возвышенность (высота до 299,6 м), на северо-востоке её продолжение - Тихвинская гряда <#"719527.files/image004.gif">

Индексы валового регионального продукта и в Мурманской и в Новгородской областях ниже среднероссийских показателей, но при этом прослеживается положительная динамика роста показателей .

Таблица 3

Доли валовой региональный продукт (млн. руб.)


Показатели за год

Доли


2000

2005

2008

2011

2000

2005

2008

2011

РФ

5753671,6

18034385,2

33908756,7

45265221,6

1

1

1

1

Мурманская    область

55135,0

132870,2

213733,5

260264,7

0,96

0,74

0,63

0,57

Новгородская область

20965,5

63848,3

115141,3

148972,6

0,36

0,35

0,34

0,33


Из года в год, наблюдается  снижение доли ВРП Мурманской области по сравнению с РФ. При этом она, всё же, остаётся выше доли валового регионального продукта в Новгородской области.


.3 Мурманская и Новгородская области в сравнении показателей «Объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг»

Мурманская область. Производство пищевых продуктов, включая напитки, составило 115% по сравнению с прошлым годом. Такой рост обусловлен увеличением объема производства колбасных изделий (135%), мясных полуфабрикатов (166.4%), кондитерских изделий (126%), майонеза (117%). Сократилось производство мяса (82.1%), цельномолочной продукции (99.4%), муки (84.5%), хлеба и хлебобулочных изделий (96.4%). В 2013 году выпуск товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, по сравнению с предыдущим годом, возрос на 20% (на 35.9 тыс. тонн), индекс промышленного производства составил 129.8%.

Промышленность в 2013 году в добывающей промышленности отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 27.18 млрд. рублей (134.9% к уровню 2012 года в действующих ценах); в обрабатывающей промышленности - 44.99 млрд. рублей (102.4%); произведено и распределено электроэнергии, газа и воды на сумму 22.65 млрд. рублей (101.8%). Индекс промышленного производства в целом по области составил 100.5%, в том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых - 101.5%, обрабатывающие производства - 100.5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 99.2%.

В отчетном году предприятиями области произведено 9.8 млн. тонн железорудного концентрата (110.4% к 2012 году), 4.2 млн. тонн апатитового (100% P2O5) концентрата, что составило 100.2% к уровню предыдущего года. Сократилось производство нерудных строительных материалов (92.9%). Экспортные поставки железорудного концентрата составили 79.7%, стоимостной объем экспорта сократился на 8% при росте экспортной цены на 15.5%. Экспортные поставки апатитового концентрата по сравнению с предыдущим годом возросли на 5.5%. Стоимостной объем экспорта увеличился на 41.9% при росте средней экспортной цены на 34.6%.

Новгородская область. Производственно-промышленный комплекс представлен 1519 предприятиями, из них активную производственную деятельность осуществляют 1333, в том числе 187 крупных и средних предприятий. Валовый региональный продукт в последнее время увеличивается и составил в 2006 году - 74,9238 млрд рублей, в 2007 году - 87,56 млрд рублей, в 2008 году - 104,577 млрд рублей. Промышленность области производит около 40 % валового регионального продукта, формирует 88 % всей полученной прибыли, в ней занято около 21,5 % работающего населения, в основном, сосредоточена в областном центре - Великом Новгороде (30 % количества предприятий и более 50 % объёма выпуска промышленной продукции) - и городах Боровичи, Старая Русса и Чудово.

Доля области в общем объёме промышленного производства в России составляет менее 1 %.

,8 % в общем объёме производства промышленной продукции области занимают обрабатывающие производства, среди которых ведущее место занимают: химическое и металлургическое производства, деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производства, производство пищевых продуктов, машин и оборудования, включая электронное, оптическое и электрооборудование.

Таблица 4



Таблица 5


.4 Уровень экономического развития в Мурманской и Новгородской областях

географическая мурманская нижегородская экономическая

Таблица 6


3. Проблемы и пути решения

.1 Ожидаемые результаты реализации Стратегии (видение Мурманской области к 2025 году)

К 2025 году Мурманская область - стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации, финансовый и интеллектуальный регион-лидер, основной центр сервисного обеспечения морехозяйственной деятельности в АЗРФ. Мурманская область играет определяющую роль в реализации национальных интересов России в Арктике и достижении главных целей государственной арктической политики в сферах социально-экономического развития, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, науки и технологий, а также международного сотрудничества. Существенно увеличивается инновационная направленность экономики и диверсификация ее структуры: при высоком уровне промышленно-производственной специализации все больший удельный вес приобретает сектор услуг.

Освоение природных ресурсов территории области, океана и прилегающего шельфа северных морей на принципах комплексного подхода, инновационных и экологически совместимых технологий составит основу развития Мурманской области. Научная и технологическая компоненты исследований Арктики, поиска и добычи ресурсов на ее территории и в прилегающих акваториях в значительной степени локализуются в Мурманской области, создавая полноценные региональные и отраслевые кластеры, к ядрам и районам локализации которых будут приурочены территории опережающего развития.

Мурманск закрепит за собой функции главного научного, кадрового, культурного и делового центра Арктической зоны Российской Федерации, что во многом обусловлено его лидирующими позициями в реализации практически всех запланированных кластерных инициатив.

Порт Мурманск становится международным морским портом-хабом, способным обслуживать крупнотоннажные суда и обеспечивать работу национальной российской высокоширотной магистрали - Северного морского пути. Объективные конкурентные преимущества Мурманской области, связанные с выгодным географическим расположением, транспортно-транзитным потенциалом, обуславливают позиционирование ее как основного региона, обеспечивающего транспортную безопасность и логистические потребности национальной экономики.

На юге региона предполагается формирование экономического центра Апатиты - Кировск - Кандалакша. Город Апатиты выступает в качестве основного делового, научного, технологического, образовательного и культурного центра южной зоны расселения с развитой сферой услуг, что во многом будет обусловлено его вовлеченностью в формирование образовательного и инновационного кластера арктических технологий, а также локализацией здесь инновационной и научной составляющих горно-химического и металлургического кластера. Город Кировск - в роли крупного промышленного и туристического центра всего Кольского полуострова, что связано с его значительной ролью в развитии как горно-химического и металлургического, так и туристско-рекреационного кластеров. Специализация Кандалакшского муниципального района обуславливается развитием его транспортно-логистического,  рыбохозяйственного и уникального туристско-рекреационного потенциала. Район может стать вторым центром по приему туристов и организации туров по Кандалакшскому заливу и в Терский район. Портовые и промышленные мощности района также получат импульс за счет развития регионального морехозяйственного сервисного кластера.

Будут сформированы дополнительные опорные центры системы расселения - г. Ковдор (один из центров горно-химического и металлургического кластера), Ловозерский район (добыча и производство лопаритового концентрата, развитие туризма и традиционных ремесел, один из центров экспортно ориентированного продовольственного кластера) и п.г.т. Умба (один из центров туристско-рекреационного кластера, кластера северного дизайна и традиционных ремесел), обеспечивающие устойчивое развитие прилегающих территорий и усиление функциональных связей между поселениями. Основными полюсами роста малых населенных пунктов станут с. Териберка, н.п. Лиинахамари, с. Варзуга, с. Алакуртти.

Мультипликативный эффект для развития экономики Печенгского района будет обеспечен реализацией проектов в области марикультуры, что позволит включить его в качестве одного из основных звеньев в рыбохозяйственный кластер. Другим направлением новой специализации для района может стать развитие вспомогательных функций в области сервисной экономики морепользования и обеспечения реализации шельфовых проектов, которое во многом будет определяться интенсификацией двустороннего сотрудничества с Королевством Норвегия. Приграничное положение территории и упрощение визового режима станет основой для развития туризма.

Кольский муниципальный район приобретет промышленную специализацию с усилением морехозяйственной компоненты и ее сервисной составляющей, а также направлений, связанных с развитием марикультуры, глубокой и безотходной переработкой водных биоресурсов.

Основные тренды развития городов Полярные Зори, Оленегорск, Мончегорск будут увязаны с динамикой и результативностью работы наиболее значимых предприятий региона, их планами по реконструкции и модернизации действующих и вводом новых производств. Тенденции концентрации экономического потенциала в данных территориях сохранятся. Развитие закрытых административно-территориальных образований Александровск, п. Видяево, г. Заозерск, г. Островной, г. Североморск будет и в дальнейшем связано с планами Министерства обороны Российской Федерации по укреплению обороноспособности страны. 

В целом в городских и сельских поселениях будет сформирована комфортная среда проживания, обеспечивающая в том числе  полноценную жизнедеятельность маломобильных групп населения, пенсионеров и инвалидов, повышение безопасности граждан, реализацию культурной и досуговой деятельности жителей. Бюджетная сеть пройдет комплексную модернизацию, в целом будут созданы устойчивые механизмы постоянного обновления и совершенствования социальной инфраструктуры, напрямую связанной с повышением качества жизни и развитием человеческого капитала.

Природа, ландшафты и уникальные климатические ресурсы, а также культурное, историческое и этнологическое наследие региона будут включены в систему хозяйствования за счет создания и продвижения комплекса туристских продуктов, способных занять свою нишу в высокодоходном сегменте туристского бизнеса.

Характерными чертами государственного управления Мурманской области станут профессиональная и высокоэффективная исполнительная власть, сформированные элементы регионального электронного правительства, обеспечивающие прозрачность управленческих решений, активное участие гражданского общества в формировании региональной политики.

.2 Цели, задачи и основные приоритеты стратегии социально-экономического развития Новгородской области

«Стратегии - 2030» - формирование модели экономики области, ориентированной на повышение уровня и качества жизни населения в регионе.

Основные общие экономические задачи стратегического развития области до 2030 года:

) реализация положений настоящей «Стратегии - 2030» по всем направлениям экономического развития области;

) выявление источников и резервов экономического роста региона в т.ч. на основе развития инфраструктуры туризма, на основе инноваций в производстве и сельском хозяйстве;

) определение и внедрение механизмов повышения эффективности использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов;

) определение и внедрение направлений развития производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

) реализация ландшафтно-приусадебной системы расселения и создания агрогородков;

) применение механизмов активизации инвестиционной и инновационной деятельности;

) развитие системы государственного управления в области;

) определение мер по увеличению налогооблагаемой базы и роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет области;

) определение способов расширения занятости трудоспособного населения и снижения уровня безработицы;

) принятие комплекса мер для увеличения доходов населения и снижения уровня бедности, включая меры по увеличению заработной платы работников бюджетных организаций области.

Основные общие стратегические задачи развития области в социальной сфере:

) развитие человеческого потенциала и создание благоприятных условий для жизни населения;

) реализация положений настоящей «Стратегии-2030» по всем направлениям социального и культурного развития области:

а) улучшение демографической ситуации за счет увеличения рождаемости, снижения смертности, увеличения миграционного прироста населения;

б) использование потенциала органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, религиозных конфессий;

в) организация пропаганды семейных ценностей и преимуществ законного брака, общественного престижа семьи с двумя и более детьми;

г) развитие институтов гражданского общества;

д) улучшение здоровья населения;

е) модернизация и повышение качества образования, создание системы профессионального образования, отвечающей потребностям экономического роста региона;

) внедрение инновационных социальных проектов для создания современного рынка качественных и доступных услуг;

) развитие эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего потребности граждан в работе, способной реализовать их потенциал, а работодателей - квалифицированной рабочей силой;

) развитие массового спорта и физической культуры;

) проведение эффективной молодежной политики, обеспечение духовно-нравственного и культурного развития и воспитания граждан;

) повышение уровня личной безопасности граждан;

) развитие институтов гражданского общества.

Ограничения реализации «Стратегии - 2030» связаны напрямую с финансовой и иной обеспеченностью. При этом финансовая обеспеченность доходной части бюджета области напрямую зависит от качества работы субъектов всех уровней и каждого жителя области. В этой работе особая роль управления процессом принадлежит региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, для реализации задач «Стратегии - 2030» по экономическим и социальным вопросам необходимо содействие депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от области, территориальных федеральных органов государственной власти, депутатов областной Думы, депутатов органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

«Стратегии - 2030» представляет собой саморазвивающийся продукт, развитие которого должно происходить по принципу: действия - результат (мониторинг) - действия - цель - новая цель.

Основными приоритетами стратегического развития области являются:

) необходимость сохранения особой роли области, как региона исторически тесно связанного со становлением российской государственности. Это включает в себя, в частности, федеральную финансовую поддержку содержания исторических памятников, исторических изысканий;

) обеспечение устойчивого социально-экономического развития области, как достаточно типичного региона европейской части Российской Федерации и юга Северо-Западного федерального округа.

Реализация устойчивого развития возможна только при комплексном решении демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов, на основе документов территориального планирования. При этом обеспеченность жильем не менее важна, чем качество рабочего места. Существующая практика ускоренного развития промышленных городских агломераций основывается на распределении населения в регионе и других предпосылках (порт, железнодорожный узел и т.д.).

Поэтому рост агломераций возможен только на основе общего роста плотности населения, что, в свою очередь, требует ускоренного роста строительства доступного жилья, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

Сама структура агломераций будет обладать определенной спецификой, сочетая промышленные, научные, образовательные и сельскохозяйственные перерабатывающие направления. С учетом имеющейся структуры населенных пунктов предлагается шесть пунктов ускоренного развития.

Перспективная планировочная модель территории области условно делит её на три зоны:

) зона комплексного промышленного развития - Промышленный Север (Новгород, Боровичи);

) рекреационно-туристская зона - Центр (Сольцы - Старая Русса - Валдай - Демянск);

) зона временно проблемного развития - Юг (Холмский район) и Северо-Восток (Хвойнинский, Пестовский районы).

Зоны комплексного промышленного развития возникают на основе перспективного развития видов экономической деятельности, а населенные пункты, включенные в зоны, концентрирующие хозяйственные и административные функции, как правило, становятся «точками роста».

В перспективе на территории области выделяются следующие промышленные районы:

Великий Новгород - Чудово (специализация - химическая промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность);

Старая Русса (специализация - машиностроение, производство транспортных средств и оборудования, пищевая промышленность,  промышленное садоводство).

Рекреационно-туристские зоны выделяются в отдельный вид, вследствие специфики своего функционирования в соответствии с геоэкологическим районированием территории.

Эти зоны состоят из отдельных площадок рекреационного освоения, расположенных в разных районах области и наиболее благоприятных для организации отдыха, преимущественно около рек и озер, в живописных ландшафтах.

Наиболее крупные рекреационные зоны организуются в Новгородском, Валдайском, Солецком, Старорусском и Демянском районах.

Зоны временно проблемного развития - это периферийные территории - южная часть области - Холмский район и северо-восточная - Хвойнинский и Пестовский районы. Районы - сельскохозяйственные, преимущественно слабо освоенные, являются наименее заселенными в области.

        

Заключение

Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство - это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первая тенденция - падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих - является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования.

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна: былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, - катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Список использованной литературы

Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова - М.: МГУ им. Ломоносова, 2011. - 416 с.

Агафонов, В.А. Инновационнаяя стратегия региона и "точки роста" / В.А, Агафонов // Экон. наука соврем. России. - 2012. N 2. - С.66-76.

Андреев, Б.Ф. Системный курс экономической теории / Б.Ф. Андреев. - СПб.: Бизнес - пресса, 2011. - 656 с.

Балакина, Г.Ф. Особенности формирования системы устойчивого развития региона / Г.Ф. Балакина, Т.М. Ойдуп // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. N 19. - С.29-36.

Барабанов, А. Оценка конкурентоспособности региона / А. Барабанов // Пробл. теории и практики управл. - 2012. N 3. - С.69-81.

Голышев, М.А. Экономические аспекты региональной политики России / М.А. Голышев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. N 3. - С.56-63.

Казанцев, С.В. Инновационное развитие регионов России / С.В. Казанцев // ЭКО. - 2013. N 10. - С.2-19.

Кистанов, В.В. Региональная экономика России: учебник / В.В. Кистанов, Н.В.Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 584с.

Козырев, В.М. Основы современной экономики / В.М, Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 448 с.

Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М: ИНФРА-М, 2012. - 720 с.

Миндич, Д. Запустить инновацию в регион // Эксперт. - 2013. N 27. - С.58-61.

Пушкаренко, А.Б. Поддержка инновационно-активных предприятий в регионах / А.Б. Пушкаренко  // ЭКО. - 2014. N 6. - С.53-61

Региональная экономическая политика субъекта Федерации: принципы, формы и методы реализации / под ред. А.С.Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. - 519с.

Региональные проблемы научно-инновационной деятельности / под ред. А.А.Румянцева. - СПб: Питер, 2009. - 110 с.

Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2011: стат. сб. - М.: Росстат, 2013. - 662с.

Селиверстов. В.Е. Региональная политика России: выбор новой модели / В.Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. - 2014. N 4. - С.15-40.

Степанов, А.Г. Государственное регулирование экономики региона / А.Г, Степанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 239с.

Чернобылец, А. Инновационная инициатива / А. Чернобылец // Эксперт-Сибирь. - 2012. N 1-3. - С.8-11.

Ягупа Е.Г. Методы оценки инновационного развития региона // Микроэкономика. - 2013. N 6. - С.110-114.

<http://www.gks.ru> - федеральная служба государственной статистики.

<http://minec.gov-murman.ru> - Министерство экономического развития Мурманской области

http://region.adm.nov.ru - Правительство Новгородской области

Похожие работы на - Сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития Мурманской и Нижегородской областей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!