Организация маркетинговой деятельности в РУП «Учхоз БГСХА»

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    111,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация маркетинговой деятельности в РУП «Учхоз БГСХА»

Содержание

Введение

3

1.

Научные основы маркетинговой деятельности  сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь

4


1.1

Сущность и основные принципы маркетинговой деятельности

4


1.2.

Маркетинговая деятельность сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь

7

2.

Организационно-экономическая характеристика РУП «Учхоз БГСХА»

9


2.1.

Общие сведения о предприятии

9


2.2.

Ресурсы предприятия

10


2.3.

Производство продукции

14


2.4.

Реализация продукции

16


2.5.

Экономические результаты деятельности предприятия

18

3.

Маркетинговые решения, принимаемые в РУП «Учхоз БГСХА»

21


3.1.

Товарная политика

21


3.2.

Ценовая политика

22


3.3.

Организация и управление маркетинговой деятельностью в РУП «Учхоз БГСХА»

23

4.

Организация маркетинговой деятельности в РУП «Учхоз БГСХА»

25


4.1.

Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности

25

Заключение

27

Список используемой литературы

29

Приложения

30

Введение

При реформировании современной российской экономики возник ряд проблем, важнейшей из которых является повышение эффективности сельскохозяйственного производства как стратегически значимой сферы деятельности.

Маркетинговый подход при решении стратегических и текущих задач позволяет предприятиям очень гибко маневрировать имеющимися материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами. Рыночные условия превращают маркетинг в фундамент организации и планирования всей производственно-сбытовой деятельности предприятий, а управление маркетингом - в важнейший элемент системы управления ими. С этой целью в предприятиях должна функционировать служба маркетинга как самостоятельное специализированное внутрихозяйственное подразделение, действующее на основе принципов маркетинга.

Организация отдела маркетинга для предприятий сельского хозяйства -проблема новая, и поэтому она слабо изучена отечественной экономической наукой. Публикаций по проблеме организации маркетинговой деятельности в сельскохозяйственных отраслях в современных сложных и неоднозначных условиях очень мало, что обусловлено явно недостаточным уровнем исследования этой проблемы. Авторы в основном освещают зарубежный опыт организации маркетинговой деятельности или делают попытку его механического переноса в систему управления сельскохозяйственными предприятиями. В этих работах проблема организации службы маркетинга исследуется главным образом в теоретическом аспекте.

Целью данной работы является изучение общей характеристики и ресурсов предприятия. Определить экономическую и маркетинговую деятельность предприятия.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты маркетинговой деятельности сельскохозяйственных организаций в Республике Беларусь.

Во второй главе описана организационно-экономическая деятельность предприятия, дана полная характеристика РУП «Учхоз БГСХА», рассмотрены такие вопросы как ресурсы предприятия, производство продукции, реализацию продукции и экономические результаты деятельности предприятия.

В третьей главе рассмотрена товарная и ценовая политика РУП «Учхоз БГСХА», проанализирована текущая маркетинговая стратегия предприятия.

В четвертой главе даются предложения по улучшению работы предприятия на основе проведенных исследований.

Для получения необходимой информации были использованы данные статистической отчетности, бухгалтерский анализ, годовые отчеты за 2008-2012гг.

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1. Сущность и основные принципы маркетинговой деятельности

 

Маркетинговая деятельность - это деятельность, в первую очередь ориентирована на перспективу, ее главное направление - изучать тенденции и возможности развития запросов потребителей и существенно влиять на их формирование. Если маркетинговая деятельность запирается на заданиях решения текущего рыночного спроса, то она теряет свои преимущества.

Маркетинговая деятельность является объективной необходимостью ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Она направлена на определение конкретных целей и путей их достижения. В современном мире производитель должен выпускать продукцию, которая найдет сбыт и принесет прибыль. Для этого необходимо изучать общественные и индивидуальные потребности, запросы рынка как условие и предпосылку производства. Концепция "производство начинается с потребления, а не из обмена" нашла свое воплощение в маркетинге.

Качественно новый подход к управлению производством, обусловленный совокупностью видов деятельности в рамках маркетинга, заключается в том, что анализ платежеспособного рыночного спроса на продукцию, потребностей потребителей становится основой для выявления возможностей производства, путей его интенсификации и повышения эффективности.

Назначение маркетинга как функции управления заключается в обеспечении деятельности предприятия, исходя из изучения и учета рыночного спроса, потребностей и требований потребителей к продукции, и в получении максимальной прибыли. Главным направлением маркетинговой деятельности в системе управления процессом производства является изучение спроса, потребностей и их учет для правильной ориентации производства.

Под изучением спроса понимают как выявление спроса на конкретные товары и услуги, так и его формирование, прогнозирование изменений его направлений в условиях скорой сменяемости продукции и сокращения сроков полного восстановления производства, рост роли наукоемкой продукции.

Под маркетингом понимают такую систему управления предприятием, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции, что отвечают определенным технико-экономическим характеристикам, в предварительно установленных объемах.

Реализация определенной ассортиментной структуры должна обеспечить предприятию получения максимальных прибылей или стабильное положение на рынке.

Основными принципами маркетинговой деятельности являются: обоснованный выбор стратегических целей деятельности и развития предприятий; эффективное сочетание производства новейшей продукции, продукции, что выпускается, и назначенной к снятию из производства; комплексный подход к согласованию целей с ресурсами и возможностями предприятия, определение путей для достижения целей (разработка программ маркетинга из продукции и в производственном отделе); достижение оптимального соединения в управлении предприятием элементов централизации и децентрализации.

В условиях научно-технического прогресса  маркетинг стал не только возможным, но и необходимым, объективно закономерным явлением.

Сущность маркетинга как управленческой деятельности заключается в том, что эта деятельность направлена на ориентацию производства, создание видов продукции, которая отображает требования рынка. Под ней понимают, в первую очередь, изучения текущего и перспективного спроса на продукцию на определенном рынке и требований потребителей к таким характеристикам товара, как качество, новизна, технико-экономические и эстетичные показатели, цена. Исходя из комплексного учета рыночного спроса, складывается программа маркетинга товара; устанавливается верхняя граница цены и рентабельности его производства. Дальше на основе программы маркетинга разрабатывается инвестиционная политика предприятия, проводится расчет полных расходов производства и определяется конечный результат хозяйственной деятельности предприятия (валовая прибыль и чистая прибыль).

Маркетинг как управленческая деятельность допускает принятие решений на базе разнообразных экономических расчетов, предусматривает создание организационных, экономических и юридических условий для эффективного развития предприятия. Поэтому так важно производить и принимать обоснованные решение во всех видах маркетинговой деятельности (целесообразность разработки, освоение и выпуск новой продукции, ориентированной на конкретный рынок или потребителя, в установленных объемах с учетом жизненного цикла продукции; целесообразность самостоятельного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок или закупок патентов и лицензий; источники обеспечения сырьем, материалами, оборудованием; основные направления кадровой политики; целесообразность проведения коммерческих операций из сбыта продукции и т.д.).

Маркетинг содержит в себе определение каналов и методов сбыта из каждого конкретного вида товара и рынка; проведение расчетов расходов на организацию сбыла, на рекламу и транспортировку изделий.

Сначала под маркетинговой деятельностью понималась деятельность, направленная на изучение рыночного спроса на уже произведенную продукцию и на организацию ее сбыта. Производитель выпускал продукцию на неизвестный рынок с одной целью - получить прибыль, а задание маркетинга заключалось в том, чтоб по завершении производственного процесса определить методы и разработать способы, что позволяют продать уже изготовленную продукцию. Постепенно проблема сбыта выдвигалась на первый план, и, следовательно, анализ потребностей индивидуального потребителя, спрос стали играть главную роль. В 60-ые годы возникает потребность в современном маркетинге, что было вызванный, в первую очередь, растущим значением научно-технического прогресса и человеческого фактора как основного условия развития производства и повышения его эффективности и качества. Кроме того, в результате насыщения рынка товарами первой необходимости, структура индивидуального потребления стала разворачиваться дальше с одновременным ростом общественных потребностей. В основе понятия "маркетинг" лежит срок "рынок" (англ.- market). В широком значении - это рыночная деятельность. Под маркетингом понимают такой вид рыночной деятельности, при котором производитель использует системный подход и программно-целевой метод решения хозяйственных проблем, а рынок является критерием эффективности деятельности. Маркетинг - это комплекс мероприятий в сфере исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, в сфере изучения всех факторов, что влияют на процесс производства и продвижения товаров, услуг от производителя к потребителю. Сущность маркетинга заключается в том, чтоб изготовлять продукцию, что найдет сбыт. Основные принципы маркетинга предусматривают:

- направленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности;

- концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности;

- применение стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потребителей с одновременным целеустремленным влиянием на них. Маркетинговая деятельность должна обеспечить: информацию о внешних условиях функционирования предприятия, то есть надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и нравах покупателей; создание товаров, которые наиболее полно удовлетворяют требования рынка; необходимое влияние на потребителя, спрос, рынок для обеспечения максимально возможного контроля над сферой реализации. Методы маркетинговой деятельности заключаются в проведении анализа внешней среды предприятия и формировании банка данных для его оценивания и возможностей, анализа реальных и потенциальных потребителей; в разработке концепции создания новых товаров и/или модернизации старых; планировании товародвижения и сбыта; в обеспечении формирования спроса и стимулирования сбыта; обеспечении ценовой политики; обеспечении безопасности использования товара и защиты окружающей среды; в управлении маркетинговой деятельностью как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы.

        

1.2. Маркетинговая деятельность сельскохозяйственных

организаций Республики Беларусь

         Сельскохозяйственный маркетинг – проявляется в самых разнообразных формах хозяйствования (крестьянское, коллективное и т.д.), деятельность которых направлена также на реализацию конечной продукции, т.е. в данном случае сельскохозяйственный работник (фермер, крестьянин) является  менеджером, оптовиком, заготовителем, перевозчиком, поставщиком своей продукцией.

         В данное время, как правило, в одной сельской местной местности существует только одно коллективное предприятие, но нужно чтоб их было множество что создаст здоровую конкуренцию, а из этого вытекают другие качества.

Для поддержания роста производительности осуществляется президентская программа по поддержке сельхоз. производителя. Осуществляя поставку сельскохозяйственной техники на лизинг  финансируя коллективные предприятия заказывая продукцию выпускаемую данным предприятием.

         Агромаркетинг отличается от промышленного, коммерческого, банковского и других видов маркетинга. Это определяется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением товара, разнообразием форм собственности, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью производства и получения продуктов, многообразием организационных форм хозяйствования и их диалектикой, внешнеэкономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей. Природные и экономические процессы в агробизнесной деятельности интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.

         В сельскохозяйственных и агропромышленных формированиях маркетинговая деятельность может быть эффективной при условии, если ею занимаются все работники аппарата управления, а содействуют ей все работники сферы производства. В скотоводческих предприятиях, например, функциональное маркетинговое воздействие осуществляется как руководителем предприятия, так и заведующим фермой. Вместе с работниками службы маркетинга (если таковые имеются) и зоотехниками ее выполняют экономисты, технологи и т.д. Одновременно со специалистами аппарата управления маркетинговые функции осуществляют и работники сферы производства: производят продукцию необходимого качества, установленного ассортимента и создают условия для современного удовлетворения спроса потребителей.

Развитие агромаркетинга в нашей  республике приведет к росту занятости населения, росту сельскохозяйственных товаров народного потребления, и в общем социально-экономическому росту по республике.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА РУП «УЧХОЗ БГСХА»

2.1. Общие сведения о предприятии

 

   История учхоза начинается с 1844 года, когда было принято решение Министерства Государственных Имуществ организовать учебную ферму при Горы-Горецком земледельческом училище. В начале своего развития ферма состояла из двух фольварков “Горки” и  “Иваново”, в которых было около 700 га земли. В 20-х годах учебно-опытному хозяйству были переданы племхоз и другие хозяйства. Огромный ущерб учхозу был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Лишь в октябре 1947 года вся земельная территория учхоза была восстановлена. В 2002 году произошло объединение РУП «Учхоз БГСХА» с УКСП «Племсовхоз им. Чкалова», а в 2005 году присоединилось СПК «Погодино». Основная цель реорганизации — создание высокоразвитого производства на основе применения последних достижений аграрной науки и совмещение производственных процессов с обучением студентов.

Административный и хозяйственный центр находится в д. Паршино, в 10 километрах от районного центра г. Горки, где расположена железнодорожная станция «Погодино», и в 65 км от областного центра.

В настоящее время РУП «Учхоз БГСХА» является одной из крупнейших сельскохозяйственных организаций Горецкого района Могилевской области.

На территории землепользования РУП «Учхоз БГСХА» расположено 22 населенных пункта. В составе организации выделено 7 ферм крупного рогатого скота, в том числе 4 молочно-товарные фермы и 1 свиноводческая ферма в д. Паршино.

По специализации сельскохозяйственная организация является многоотраслевой. Она специализируется на развитии молочно-мясного скотоводства, свиноводства, производства сортовых семян зерновых культур и племенного скотоводства.

Район, в котором находится организация, характеризуется умеренно-континентальным климатом со сравнительно теплым летом и умеренно холодной зимой. Вегетационный период, в течение которого среднесуточная температура воздуха выше 10 °С длится 135-140 дней, что соответствует требованиям к теплу основных сельскохозяйственных культур, возделываемых в организации. В целом агроклиматические условия зоны благоприятны для возделывания всех сельскохозяйственных культур, выращивания многих видов животных. Преобладающими на территории хозяйства являются дерново-подзолистые, слабо- и среднесуглинистые почвы.

В сельском хозяйстве земля — основное средство производства. При этом она выступает как предмет труда и как средство труда. От того, насколько эффективно используются земельные ресурсы, зависит эффективность работы всего предприятия.

2.2. Ресурсы предприятия

В последнее время ставится задача наиболее интенсивного использования каждого гектара земли, чему способствует изучение структуры землепользования и анализ происходящих изменений (таблица 2.1.).

Таблица 2.1. – Состав и структура земельных угодий

Наименование

земельных угодий

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

га

%

га

%

га

%

Общая земельная площадь                            

В том числе:

11939

100,0

11835

100,0

11834

100,0

99,1

Сельскохозяйственных земель

10425

87,3

10325

87,2

10435

88,2

100,1

из них:








пахотные

7092

5,4

7020

59,3

7329

68,9

103,3

луговые

3268

27,4

3239

27,4

3040

25,7

93,0

земли под постоянными культурами

65

0,5

66

0,6

66

0,6

101,5

Балл с.-х. угодий

32,6

-

32,6

-

32,6

-

100,0

Балл пашни

32,6

-

32,6

-

32,6

-

100,0


Данные таблицы 2.1. говорят о том, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом общая земельная площадь уменьшилась на 105 га, что составило 0,9 %. Уменьшение общей земельной площади  в 2012г. по сравнению с 2010г. произошло за счет уменьшения площади луговых земель  на 228 га (7,0 %) Однако, следует отметить, что по сравнению с 2010 г. произошло увеличение площади пахотных земель на 237 га, что составляет 3,3 %, и земель под постоянными культурами на 1 га (1,5 %).

Для осуществления производственной деятельности, предприятие должно располагать необходимыми трудовыми ресурсами. Достаточная обеспеченность сельскохозяйственных организаций рабочей силой, ее рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства. От обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Данные о составе и структуре рабочей силы представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. - Состав и структура рабочей силы

Группы работников

2010 г.

2011 г.

2012 г.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

ВСЕГО (включая наемный персонал)

419

100,0

399

100,0

395

100,0

В т.ч. занятых в сельскохозяйственном производстве

383

91,4

367

92,0

363

91,9

Из него:                  рабочие

319

83,3

305

76,4

301

76,2

                                служащие

64

16,7

62

15,5

62

15,7

Из них:                   руководители

22

5,7

20

5,0

20

5,1

                                специалисты

39

10,2

40

10,0

40

10,1

Неосновная деятельность

36

8,6

32

8,0

32

8,1

Из нее: мукомольная промышленность

2

5,5

2

6,3

2

6,3

           рабочие ремонтных мастерских

14

38,9

10

31,3

7

21,9

          общественное питание

4

11,1

3

9,4

3

9,4

          строительство хозяйственным                      способом

16

44,5

17

53,1

20

62,5


Данные таблицы 1.2. свидетельствуют о ежегодном сокращении численности рабочей силы с 419 человек в 2010 году до 395 человек  в 2012 году, т.е. на 24 человека (5,7 %). Сокращение численности наблюдается по всем группам работников, что связано с экономическими трудностями.

Таблица 2.3. – Обеспеченность производства рабочей силой и ее использование

Показатели

Годы

2012г. к

2010г., %

2010

2011

2012

Среднесписочная численность работников, чел.

431

414

404

93,7

Среднесписочная численность управленческого персонала, чел.

39

36

37

94,9

Среднегодовая численность работников, занятых в с.х. производстве, чел.

392

378

367

93,6






Продолжение таблицы 2.3.

Среднемесячная заработная плата, тыс.руб.

914

1514

3012

329,5

в т.ч.    работников

884

1530

2929

331,3

            специалистов

927

1385

2972

320,6

Произведено валовой продукции на одного среднегодового работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, млн.руб.

66,3

88,9

163,4

246,5


Из таблицы 1.3. мы видим, что среднесписочная численность работников уменьшилась на 6,3 %. Сокращение численности работников наблюдается как у управленческого персонала (на 5,1 %), так и у работников, занятых в с.х. производстве (6,4 %). Также необходимо отметить увеличение производства валовой продукции на одного работника за изучаемый период, что связано с ростом урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных и как следствие ростом валовой продукции.

Важным фактором, от которого зависят результаты хозяйствования, в частности качество, полнота и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, а значит, и объем производства продукции, ее себестоимость и финансовое состояние предприятия, является обеспеченность хозяйства основными средствами производства и эффективность их использования.

Рассмотрев имеющиеся производственные фонды и трудовые ресурсы РУП «Учхоз БГСХА», можно будет сделать анализ ресурсов данного предприятия.

Таблица 2.4. – Состав и структура основных средств

Показатели

2010г

2011г

2012г

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

Здания и сооружения

79519

65,2

82327

54,6

186190

64,4

Передаточные устройства

958

0,8

1462

1,0

1732

0,6

Машины и оборудования

28171

23,1

43844

29,1

67129

Транспортные средства

2180

1,8

5434

3,6

6215

2,1

Инструмент, инвентарь и принадлежности

55

0,1

65

0,1

55

0,1

Рабочий скот и животные основного стада

5916

4,9

7908

5,2

13591

4,7

Многолетние насаждения

722

0,6

1002

0,7

1323

0,5

Капитальные затраты в улучшение земель

4280

3,5

8458

5,6

12023

4,2

Другие виды основных средств

81

0,1

234

0,2

247

0,1

Итого

121882

100,0

150734

100,0

289190

100,0


На основании данных таблицы 2.4. видно, что стоимость фондов не остается постоянной. Она зависит от специализации и характера воспроизводства фондов (списания и поступления). Наибольшее увеличение в 2012 году по сравнению с 2010 годом наблюдается: по зданиям и сооружениям — на 106671 млн.руб., за счет ввода в действие новых производственных сооружений; машинам и оборудованиям – на 38958 млн.руб., за счет приобретения станков и механизмов; транспортные средства – на 4035 млн.руб., приобретение машин; рабочему скоту и животным основного стада — на 7675 млн. руб, за счет увеличения поголовья.

По нашим расчетам получились средние показатели между растениеводческими и животноводческими направлениями. Это связано с тем, что хозяйство специализируется на производстве растениеводческой продукции (производство пшеницы и т.п.) и животноводческой (производство молока, мяса).

Таблица 2.5. – Анализ использования основных производственных фондов

Показатели

Годы

2012г. в %

к 2010г.

2010

2011

2012

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн.руб.

68002

177955

251814

370,3

Фондоотдача (стоимость валовой продукции с.х. на единицу среднегодовой стоимости основных производственных фондов с.х. назначения), руб.

0,4

0,3

0,3

75,0

Фондовооруженность (среднегодовая стоимость фондов с.х. назначения на 1 среднегодового работника занятого в с.х.), руб/чел.

157,8

429,8

623,3

395,0

Фондооснащенность (среднегодовая стоимость фондов с.х. назначения на 100 га с.х. угодий), млн.руб.

652,3

1723,5

2413,2

370,0


Анализируя таблицу 2.5. можно сделать вывод, что рост уровня фондооснащенности характеризует обеспеченность предприятия основными фондами а также свидетельствует о повышении уровня интенсивности производства. Фондоотдача также увеличилась. Это говорит об увеличении эффективности использования основных производственных фондов в процессе производства валовой продукции.

2.3. Производство продукции

Вся земля, находящаяся в распоряжении хозяйства, называется земельным фондом. Изучение его структуры является важной частью в изучении деятельности любого хозяйства. Это следует из того, что по величине земельного фонда можно судить о размерах сельскохозяйственного предприятия, а по структуре о специализации в области отрасли растениеводства.

Для более тщательной оценки рассмотрим таблицу 2.6.

Таблица 2.6. – Размер и структура посевных площадей

Наименование культур

2010г.

2011г.

2012г.

га

%

га

%

га

%

Зерновые и зернобобовые

3250

54,7

3200

57,7

3200

55,1

в т.ч.: озимые зерновые

1500

46,2

2000

62,5

2000

62,5

          яровые зерновые

1750

53,8

1200

37,5

1200

37,5

Рапс

1000

16,8

870

15,7

800

13,8

Кукуруза на зерно

250

4,2

200

3,6

200

3,4

Многолетние травы (всего)

1200

20,2

1100

19,8

1289

22,2

из них на сено

200

16,7

200

18,2

300

23,3

           на семена

50

4,2

-

-

-

-

           на зел.массу

950

79,2

900

81,8

989

76,7

Однолетние травы

242

4,1

180

3,2

320

5,5

из них на зел.массу

242

100,0

180

100,0

120

37,5

            на выпас

-

-

-

-

200

62,5

Всего посевов на пашне

5942

100,0

5550

100,0

5809

100,0


Из данных таблицы 2.6. видно, что общая площадь посевных площадей за последние три года практически не изменилась. Самую большую долю из всей площади занимают зерновые и зернобобовые, почти половину из общей площади.

Одним из факторов, определяющих результаты деятельности, является урожайность сельскохозяйственных культур, проанализировать которые можно в таблице 2.7.

Таблица 2.7. – Урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га

Наименование культур

Годы

2010

2011

2012

Зерновые и зернобобовые (в весе после доработки)

46,8

52,4

51,8





Продолжение таблицы 2.7.

в т.ч.: озимые зерновые

49

59,8

51,2

          яровые зерновые

46,3

46,1

54,1

          зернобобовые

38,4

51

47,1

Рапс на семена

15,7

17,2

22,4

Кукуруза на силос

320

378

482

Кормовые корнеплоды

402

1175

-

Свекла

-

480,3

529,3


Анализируя данные таблицы 2.7. можно заметить, что урожайность всех сельскохозяйственных культур выросла. Но, следует отметить, что самым высокоурожайным за последние три года оказалась кукуруза на силос, и главной причиной этому послужили погодные условие.

В отличии от промышленных отраслей сельское хозяйство характеризуется, как правило, комбинированным производством нескольких видов. поэтому рассмотрим отрасль животноводства.

Таблица 2.8. – Состав и наличие поголовья животных, гол

Наименование групп животных

Годы

2010

2011

2012

Крупный рогатый скот (всего)

8064

8139

8247

в т.ч. коровы

2061

2162

2372

Свиньи

819

733

804

в т.ч. свиноматки основные

108

110

114


Как видно из таблицы 2.8. основная доля наличия поголовья приходится на крупный рогатый скот.

Таблица 2.9. – Основные показатели продуктивности животных

Показатели

Годы

2010

2011

2012

Среднегодовой удой молока от одной коровы, кг

6756

6656

6645

Среднесуточный прирост живой массы КРС, г

670

663

686





Продолжение таблицы 2.9.

Выход телят на 100 коров, гол.

78

67

65

Среднесуточный прирост свиней, г

593

594

595

Деловой выход поросят на 100 свиноматок, гол.

1395

1210

1423


Анализируя данные таблицы можно сказать следующее, что среднесуточный прирост живой массы КРС увеличился на 16 г., а вот среднегодовой удой молока от одной коровы и выход телят снизился, что связано с обновлением основного стада. По свиноводству все показатели выросли, так среднесуточный прирост на 0,3% а выход поросят на 2,0%, это связано с более разнообразной кормовой базой.

Таблица 2.10. Валовой объем производства продукции животноводства, т

Виды продукции

Годы

2012г. к

2010г., %

2010

2011

2012

Молоко

13539

13644

13649

100,8

КРС (в живой массе)

1411

1437

1507

106,8

Свиней (в живой массе)

110

114

129

117,3


Из таблицы 1.10.  видно, что по всем статьям наблюдается увеличение молоко на 0,8%, КРС – 6,8% и свиней – 0,2%. Это связано с хорошим обеспечением животных кормовой базой, ликвидируется дефицит концентрированных кормов, что способствует повышению продуктивности.

2.4. Реализация продукции

Используя данные годовых отчетов, проведем анализ реализации продукции на основании данных по структуре денежной выручки.

Таблица 2.11. – Состав и структура товарной продукции

Отрасли, продукция

2010г.

2011г.

2012г.

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

млн.

руб.

%

Растениеводство, всего

3382

100

9008

100

18744

100

Зерновые и зернобобовые

1989

58,8

4852

53,9

10411

55,5















Продолжение таблицы 2.11.

в т.ч.: пшеница

1058

53,2

1377

28,4

4772

45,8

          рожь

199

10,0

194

4,0

970

9,3

          тритикале

143

634

13,1

1658

15,9

          кукуруза

-

-

964

19,9

-

-

          ячмень

524

26,3

1597

32,9

2819

27,1

          овес

48

2,4

20

0,4

192

1,8

          горох и пелюшка

17

0,9

-

-

-

-

          гречиха

-

-

66

1,4

-

-

Рапса

1385

41,0

2773

30,8

4597

24,5

Сахарная свекла

-

-

1139

12,6

2270

12,1

Плоды семечковые, косточковые

-

-

54

0,6

124

0,7

Другая продукция

8

0,2

190

2,1

1342

7,2

Животноводство, всего

19139

100

34240

100

65000

100

Продано на мясо: КРС

4843

25,3

8793

25,7

20140

31,0

                             свиньи

462

2,4

760

2,2

1937

3,0

                             лошади

6

0,1

5

0,1

12

0,1

Продано на племенные цели КРС

45

0,2

1972

5,8

4575

7,0

Молоко цельное

13593

71,0

22322

65,2

37831

58,2

Продукция собственного пр-ва, реализованная в переработанном виде

187

0,9

383

1,1

502

0,8

в т.ч.:     КРС

161

86,1

330

86,2

416

82,9

               свиньи

26

13,9

53

13,8

86

17,1

Другая продукция

3

0,1

5

0,1

3

0,1

Анализируя структуру денежной выручки можно сделать вывод, что наблюдается увеличение по всем статьям в сравнении 2012г. к 2010г, так в растениеводстве на 15362 млн.руб., а в животноводстве – 45861 млн.руб. Это говорит о положительной тенденции развития хозяйства при внедрении определенных мер.

В растениеводстве это эффективное применение органических и минеральных удобрений, а также внедрение новых технологий обработки земли, что способствует эффективному ведению сельскохозяйственного производства. С другой стороны хорошая урожайность сельскохозяйственных культур способствует улучшению кормовой базы животноводства и повышению продуктивности.





Таблица 2.12. – Товарность основных видов продукции

Вид продукции

Объем

производства, т

Реализовано

продукции, т

Уровень товарности,

%

2010г

2011г

2012г

2010г

2011г

2012г

2010г

2011г

2012г

Зерновые

16893

18315

19653

5418

6127

6447

32,1

33,5

32,8

Семена рапса

1573

1496

1612

1573

1469

1612

100,0

98,2

100,0

Свекла

-

4803

8046

-

4797

7070

-

99,8

87,9

Молоко

14145

14350

13649

11357

11704

11805

80,3

81,6

86,5

КРС в живой массе

1444

1500

1507

1223

1236

1385

84,7

82,4

91,9

Свиньи в живой массе

113

117

129

99

108

125

87,6

92,3

96,9


Анализируя данные таблицы 2.12. можно сделать вывод о том, что наиболее высокой товарностью обладают все позиции кроме зерновых, это связана с тем, что они идут на корм скоту и с затруднениями его сбыта.

Назовем основные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции:

1. Зерно – Горецкий элеватор;

2. Молоко – ОАО «Молочные Горки», ОАО «Бабушкина Крынка» г. Могилев;

3. Мясо – Могилевский мясокомбинат, Горецкий райзаг;

4. Семена – г. Могилев, г. Бобруйск, г. Витебск.

2.5. Экономические результаты деятельности предприятия

Проанализируем состав и структуру затрат по их элементам и видам продукции, себестоимость единицы основных видов продукции, денежную выручку, прибыль и рентабельность производства в РУП «Учхоз БГСХА».

Таблица 2.13. – Состав и структура затрат на производство 1ц продукции растениеводства в 2012 году

Виды затрат

Зерно

Рапс

Сахарная свекла

Кукуруза

на силос

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

Оплата труда с начислениями

1020

5,7

143

3,7

122

6,6

36

0,7

Семена

1253

7,0

183

4,7

202

10,9

576

11,4










Продолжение таблицы 2.13.

Удобрения и средства защиты растений

7481

42,0

1798

46,3

1242

67,3

2579

51,0

Затраты по содержанию основных средств

1425

7,0

93

2,4

27

1,5

107

2,1

Работы и услуги

2457

13,8

947

24,4

8

0,4

632

12,5

Стоимость ГСМ на технологические цели

1616

9,1

419

10,8

102

5,5

196

3,9

Стоимость энергоресурсов (газ, электроэнер., теплоэн.) на техн. цели

1170

6,6

102

2,6

-

-

-

-

Прочие прямые затраты

115

0,6

21

0,5

69

3,7

167

3,3

Затраты по организации производства и управлению

1277

7,2

176

4,5

73

4,0

768

15,2

Всего

17814

100

3882

100

1845

100

5061

100


Проанализировав данные таблицы 2.13., мы видим, что наибольший удельный вес в структуре затрат по растениеводству приходится на удобрения и средства защиты, так как они необходимы для увеличения продуктивности сельскохозяйственных культур. Остальные затраты в рассматриваемый период постоянно изменяются, это связано как с изменением цен, так и с политикой хозяйства.

Таблица 2.14. – Состав и структура затрат на производство 1ц продукции животноводства в 2012 году

Статьи затрат

Основное стадо КРС молочного направления

КРС на выращивании и откорме

Свиноводство

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

Оплата труда с начислениями

15,6

1722

7,3

250

12,1

Корма

15584

45,1

15679

66,5

1403

67,8

Затраты по содержанию основных средств

2189

6,3

202

0,9

21

1,0

Работы и услуги

3787

11,0

3276

13,9

106

5,1

Стоимость энергоресурсов (газ, электроэнер., теплоэн.) на техн. цели

894

2,6

532

2,3

147

7,1

Стоимость нефтепродуктов

1122

3,2

865

3,7

7

0,3

Прочие прямые затраты

2904

8,4

787

3,3

71

3,4

Затраты по организации производства и управлению

2676

7,7

502

2,1

64

3,1

Всего

34553

100

23565

100

2069

100

Из таблицы 2.14. видно, что наибольший удельный вес в структуре затрат принадлежит кормам от 45% до 67%, так как от кормов непосредственно зависит качество молока и мяса.

Для анализа рентабельности рассмотрим таблицу 2.15.

Таблица 2.15. – Рентабельность основных видов продукции

Вид

продукции

Денежная

выручка,

млн.руб

Полная

себестоимость,

млн.руб.

Прибыль (+), убыток (-), млн.руб.

Рентабельность, убыточность (-),

%

2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Зерновые

1989

4852

10411

1705

4214

7433

+284

+638

+2978

16,7

15,1

40,1

Рапс

1385

2773

4597

1323

2615

4557

+62

+158

+40

4,7

6,0

0,9

КРС на мясо

4843

8804

20140

7046

9529

19789

-2203

-725

+351

-31,3

-7,6

1,8

КРС на племпродажу

45

1972

4575

23

693

2361

+22

+1279

+2214

95,7

184,6

93,8

Свиньи на мясо

462

760

1937

421

689

1784

+41

+71

+153

9,7

10,3

8,6

Лошади на мясо

6

5

12

5

6

4

+1

-1

+8

20,0

-16,7

200

Молоко

13593

22322

37831

9299

17058

29270

+4294

+5264

+8561

46,2

30,9

29,2


При анализе данной таблице видно, что сбыт товарной продукции, приносит прибыль и уровень рентабельности положительный.














ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ,

ПРИНИМАЕМЫЕ В РУП «УЧХОЗ БГСХА»

3.1. Товарная политика

         На основании данных годовых отчетов за проведем анализ основных ассортиментных групп продукции растениеводства и животноводства по количеству выпускаемой продукции в натуральном выражении (таблица 3.1., 3.2.).

Таблица 3.1. – Ассортимент продукции растениеводства

Продукция

Объем производства, т.

2008г. к 2012г., %

2008г

2009г

2010г

2011г

2012г

Пшеница

1416

3621

2577

1942

2721

192,2

Рожь

1827

1301

781

456

741

40,6

Тритикале

398

1176

550

1127

990

248,7

Ячмень

1836

606

1773

1958

1653

90,0

 Овес

174

332

180

38

181

104,0

Рапс

1453

840

1974

1469

1802

124,0


         По данным таблицы 3.1. мы видим, что за последние пять лет объем производства увеличился не по всем товарным группам. Однако при  эффективное применение органических и минеральных удобрений, а также внедрение новых технологий обработки земли можно добиться положительных результатов по продукции, в  которой наблюдается спад производства.

 

Таблица 3.2. – Ассортимент продукции животноводства

Продукция

Объем производства, т.

2008г. к 2012г., %

2008г

2009г

2010г

2011г

2012г

Продано на мясо

1173

1132

1324

1346

1511

128,8

          В т.ч. КРС

1072

1305

1223

1236

1385

129,2

          Свиньи

100

95

99

108

125

125,0

          Лошади

1

2

2

2

1

100,0

Молоко цельное

11629

11837

11357

11704

11805

101,5


         По продукции животноводства наблюдается положительная тенденция, что свидетельствует о хорошей кормовой базе.

         В общем по ассортименту товарной продукции мы наблюдаем положительную тенденцию развития предприятия.

3.2. Ценовая политика

Цена – это денежное выражение стоимости товара – продукции, т.е. количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Цены обеспечивают предприятию получение запланированной прибыли, конкурентоспособность продукции, спрос на нее.

Ценовая политика предприятия – это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях.

         Следующим шагом в проведении анализа будет анализ денежной выручки РУП «Учхоз БГСХА» (таблица 3.3.).

Таблица 3.3. – Структура денежной выручки

Виды продукции и отрасли

2010 млн.руб

2011 млн.руб

2012 млн.руб

Растениеводство, всего

3545

7331

18744

     Пшеница

1058

1377

5402

     Рожь

199

194

970

     Тритикале

143

634

2288

     Ячмень

712

2333

4663

     Овес

48

20

192

     Рапс

1385

2773

5229

Животноводство, всего

18904

31891

65000

     КРС на мясо

4843

8804

22630

     Свиньи на мясо

462

760

1937

     Лошади на мясо

6

5

12

     Молоко цельное

13593

22322

40421

ВСЕГО по зозяйству:

22449

39222

83744


         Проанализировав данные таблицы мы видим, что денежная выручка увеличилась по всем товарным группам. Для более наглядного примера построим диаграмму денежной выручки по отраслям производства (рисунок 3.1.).





Рисунок 3.1. – Структура денежной выручки, млн.руб

         По рисунку мы более наглядно видим, что выручка увеличилась по всем отраслям. Наибольший рост выручки наблюдается по продукции животноводства, что говорит о том, что наиболее перспективным развитием хозяйства является выращивание поголовья животных.

        

3.3.  Организация и управление маркетинговой деятельностью

в РУП «Учхоз БГСХА»

Цели хозяйства:

-   производить сельскохозяйственную продукцию высокого качества, соответствующую современным стандартам;

-   использование современных технологий в растениеводстве и животноводстве;

-   увеличение объемов реализации сельскохозяйственной продукции на рынке Могилевской области;

-   подбор квалифицированных кадров в области маркетинга или переподготовка имеющихся;

-   снизить издержки производства.

В соответствии с имеющимися целями важнейшими задачами РУП «Учхоз БГСХА» являются:

-   разработка маркетингового плана на ближайший год;

-   стараться максимально рационально использовать сельскохозяйственные земли;

-   закупка комбикормов и концентрированных кормов, для улучшения продуктивности животных;

-   закупка современных удобрений, позволяющих повысить урожайность сельскохозяйственных культур;

-   экономно и рационально использовать имеющиеся ресурсы хозяйства;

-   составить систему льгот и скидок, клиентам, постоянно работающим с хозяйством, а также клиентам, закупающим крупные партии продукции;

-   усовершенствовать премиальную систему для стимулирования работников хозяйства к профессиональному развитию и развитию творческого потенциала;

-   позиционировать себя как самое успешное сельскохозяйственное хозяйство  области.


ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях совершенствования маркетинговой деятельности и повышения конкурентоспособности, предприятиям необходимо регулярно осуществлять оценку эффективности маркетинга.

 На рассматриваемом предприятии никогда не осуществлялась комплексная оценка маркетинговой деятельности.

Конечно, говорить об эффективности маркетинговой деятельности очень сложно, так как на данном этапе практически в этой области ничего не предпринимается. Этому есть свои причины.

Во-первых, потому что к «маркетингу» приравнивают «сбыт», не осознавая, что это всего лишь часть комплекса маркетинга.

Во-вторых, это высокие затраты, руководители не видят перспектив инвестирования в маркетинг, тем более при и так небольших доходах сельскохозяйственных предприятий.

Однако, достижение целей любого предприятия зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии, организованной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.

Можно констатировать и тот факт, что финансово-экономические показатели хозяйства были бы значительно лучше при правильной организации маркетинга, централизации маркетинговых функций, усилении контроля за маркетинговой деятельностью и за расходованием бюджетных средств. исходя из этого, руководству РУП «Учхоз БГСХА» можно было бы рекомендовать:

1.   ввести в штатное расписание дополнительную единицу - менеджера по маркетингу, на которого возложить исполнение аналитической маркетинговой функции;

2.   ввести отчетность по планированию, организации и контроля проведения маркетинговых мероприятий. Это позволит упростить процесс оценки маркетинговой деятельности и сэкономить денежные средства на проведение неэффективных маркетинговых мероприятий;

3.   начать разработку электронной информационной базы для упрощения работы с клиентами, создать «книгу клиента», в которую заносить все нюансы работы с данным заказчиком;

4.   обязательно фиксировать причину, по которой клиент обратился именно в РУП «Учхоз БГСХА», а также – источник информации о предприятии.

Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность хозяйству поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. Были определены следующие задачи по усовершенствованию маркетинговой деятельности предприятия:

- Расширение сбытовой команды.

- Подготовка и обучение сбытового персонала.

- Приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает хозяйство.

- Изучение и анализ потенциальных рынков сбыта.

- Специалистам по маркетингу и сбыту необходимо вести учет спроса на каждый вид производимой сельскохозяйственной продукции и принимать план, опираясь на полученную статистику.

- Производство усовершенствованной сельскохозяйственной продукции с предварительным изучением нужд и потребностей потенциальных клиентов.

Исходя из вышеизложенного, было разработано положение об отделе маркетинга на предприятии (приложение 1), и разработана должностная инструкция специалиста по маркетингу (приложение 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены следующие категории: теоретические аспекты маркетинговой деятельности на сельскохозяйственных предприятиях Республики Беларусь,  организационно-экономическая характеристика хозяйства; разработка плана маркетинга и организация маркетинговой деятельности. В связи с этим сделаем несколько выводов.

От обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. В РУП «Учхоз БГСХА» происходит сокращение численности по всем группам работников, что связано с экономическими трудностями.

    Рост уровня фондооснащенности связан с увеличением среднегодовой стоимости фондов, что говорит о эффективности использования основных производственных фондов в процессе производства валовой продукции.

Самую большую долю из всей площади хозяйства занимают зерновые и зернобобовые. А вот по урожайности самыми высокоурожайными оказались кормовые корнеплоды, а также кукуруза на силос, а урожайность зерновых и зернобобовых снизилась, и главной причиной этому послужили погодные условие.

В животноводстве основная доля поголовья приходится на КРС.

В валовом объеме производства наблюдается увеличение. Это связано с хорошим обеспечением животных кормовой базой, ликвидируется дефицит концентрированных кормов, что способствует повышению продуктивности.

В растениеводстве это эффективное применение органических и минеральных удобрений, а также внедрение новых технологий обработки земли, что способствует эффективному ведению сельскохозяйственного производства.

Сбыт товарной продукции, приносит прибыль и уровень рентабельности положительный.

Можно констатировать и тот факт, что финансово-экономические показатели хозяйства были бы значительно лучше при правильной организации маркетинга, централизации маркетинговых функций, усилении контроля над маркетинговой деятельностью и за расходованием бюджетных средств. Исходя из этого, руководству РУП «Учхоз БГСХА» можно было бы рекомендовать:

1.   ввести в штатное расписание дополнительную единицу - менеджера по маркетингу, на которого возложить исполнение аналитической маркетинговой функции;

2.   ввести отчетность по планированию, организации и контроля проведения маркетинговых мероприятий. Это позволит упростить процесс оценки маркетинговой деятельности и сэкономить денежные средства на проведение неэффективных маркетинговых мероприятий;

3.   начать разработку электронной информационной базы для упрощения работы с клиентами, создать «книгу клиента», в которую заносить все нюансы работы с данным заказчиком;

4.   обязательно фиксировать причину, по которой клиент обратился именно в РУП «Учхоз БГСХА», а также – источник информации о предприятии.

Несмотря на отсутствие системности, и структурированности маркетинговой деятельности РУП «Учхоз  БГСХА» в целом заслуживает оценки «хорошо».

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Современный маркетинг, практическое пособие. – Мн.: ООО «Мисанта», 2007. – 119с.

2. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 53с.

3. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. – М.: Русская деловая литература, 2008. – 95с.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – «Финпресс», 2006.

5. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности, - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2006. – 464с.

6. Карич Д. Предпринимательский маркетинг. – М.: Прогресс, 2008.

7. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М., 2008.

8. Котлер Ф. Маркетинг, немеджмент /  Пер. с англ. Под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – Спб: Издательство «Питер», 2000. – 896с.

9. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: теория и 86 ситуаций: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 520с.

10.   Организация оплаты труда сотрудников отдела продаж / Е. Белоусова // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2008 - № 1. – с. 26-30.

11.   Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. – М., тзд-во «Республика», 2003.

12.   Экономика предприятия / Под редакцией В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2003 – с. 288.

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР РУП «УЧХОЗ БГСХА»

_________________БЛОХИН Н.Г.

«___» _____________ 201__г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ МАРКЕТИНГА

В РУП «УЧХОЗ БГСХА»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1.   . Отдел  маркетинга  является  самостоятельным  структурным подразделением предприятия и подчиняется  непосредственно директору предприятия.

    1.2. Отдел  маркетинга  возглавляется  заместителем  директора  предприятия  по маркетингу (по  коммерческим  вопросам),  начальником отдела маркетинга или директором по маркетингу.

    1.3. Структуру отдела  маркетинга  утверждает директор  предприятия,  исходя из условий и особенностей закупок,  производства, сбыта и других работ, возложенных на отдел.

2. ЗАДАЧИ

    2.1.  Разработка  и реализация  долгосрочной,  среднесрочной,  краткосрочной стратегии поведения на рынке.

    2.2. Ориентация закупок, производства и (или) сбыта на выполнение требований потребителей к предоставляемым предприятием товарам (услугам).

    2.3. Организация и менеджмент товаропроводящей и товаросопровождающей сетей.

    2.4. Планирование и  осуществление  рекламно-информационного  продвижения на рынок товаров (услуг).

    2.5. Обеспечение стимулирования покупок (на уровне конечных потребителей)  и продаж.

    2.6. Реализация ценовой политики предприятия.

    2.7.  Организация и контроль своевременной подготовки и заключения договоров на поставку товаров (оказание услуг).



3. ФУНКЦИИ

    3.1. Реализация товарной (инновационной) политики предприятия

    3.2. Реализация сбытовой политики предприятия

    3.3. Реализация рекламно-информационной политики предприятия

    3.4. Реализация ценовой политики предприятия

    3.5. Реализация общей маркетинговой политики предприятия

4. ПРАВА ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА

    Заместитель      директора   предприятия   по,  начальник  отдела маркетинга или директор по маркетингу предприятия имеет право:

    -   требовать   от  подразделений  предприятия  предоставления   информации, необходимой для осуществления работ, входящих в компетенцию службы (отдела);

    - привлекать в установленном  порядке  работников  предприятия, специалистов научно-исследовательских   учреждений   и  учебных  заведений   для   проведения маркетинговых исследований, проектирования и организации системы распространения продукции и информации о ней;

    -   устанавливать   основные  направления   деятельности   отдела маркетинга, определять круг  вопросов,  относящихся  к обязанностям сотрудников, характер  работы,  их  ответственность,  утверждать должностные  инструкции  для сотрудников службы отдела маркетинга;

    -   вносить  предложения  о  премировании  работников   в   соответствии   с действующими на предприятии системами и формами оплаты труда;

    - налагать дисциплинарные взыскания на работников отдела маркетинга

за   нарушения   производственной   дисциплины   в   соответствии   с   трудовым законодательством;

    - принимать решения о создании собственной  сбытовой  сети  или  внедрении в действующие на рынке сбытовые системы;

    -  принимать  решения  по созданию и совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций предприятия;

    - оценивать эффективность  рекламных сообщений и выбранных рекламоносителей, принимать решения по корректировке медиа-плана рекламы;

    -  организовывать  участие  сотрудников  предприятия  в  выставках-продажах, деловых встречах и конференциях.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА

    6.1.  Всю  полноту  ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных  настоящим  Положением   функций   несет   заместитель  директора предприятия по маркетингу, начальник отдела маркетинга или директор по маркетингу предприятия.

    6.2.    Степень    ответственности    других   сотрудников   устанавливается

соответствующими должностными инструкциями.

Директор РУП «Учхоз БГСХА»    ___________    ______________________

                                                                                                                       (подпись)                                    (расшифровка подписи)

Визы

С Положением ознакомлены:           ___________    ______________________

                                                                                                                       (подпись)                                    (расшифровка подписи)

                                             _______________________

                                                                                                                                                                                            (дата)

                                                          ___________    ______________________

                                                                                                                       (подпись)                                    (расшифровка подписи)

                                             _______________________

                                                                                                                                                                                            (дата)

                                                          ___________    ______________________

                                                                                                                       (подпись)                                    (расшифровка подписи)

                                             _______________________

                                                                                                                                                                                            (дата)

                                                          ___________    ______________________

                                                                                                                       (подпись)                                    (расшифровка подписи)

                                             _______________________

                                                                                                                                                                                            (дата)

Приложение 2


ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

СПЕЦИАЛИСТА ПО МАРКЕТИНГУ



наименование организации






УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР РУП «УЧХОЗ БГСХА»

_________________БЛОХИН Н.Г.

«___» _____________ 201__г.





«_____» ___________20_г.  № ___

I. Общие положения

1. На должность специалиста по маркетингу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка по маркетингу без предъявления требований к стажу работы.

2. Назначение на должность специалиста по маркетингу и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела маркетинга.

3. Специалист по маркетингу должен знать:

3.1. Законодательные акты, нормативные и методические материалы по маркетингу.

3.2. Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики.

3.3. Конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка.

3.4. Методы проведения маркетинговых исследований.

3.5. Основы менеджмента.

3.6. Направления предпринимательской деятельности, организационно-правовой статус предприятия перспективы его развития.

3.7. Опыт аналогичных отечественных и зарубежных фирм.

3.8. Этику делового общения.

3.9. Технологию производства выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг).

3.10. Методы расчета прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства.

3.11. Ценообразование и ценовую политику.

3.12. Организацию торгово-сбытовой деятельности, производства, труда и управления.

3.13. Методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала и тенденции развития.

3.14. Формы учетных документов и порядок составления отчетности.

3.15. Технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникаций.

3.16. Компьютерные технологии и операционные системы.

3.17. Организацию рекламного дела.

3.18. Гражданское, трудовое и хозяйственное право.

3.19. Правила и нормы охраны труда.

4. Специалист по маркетингу подчиняется непосредственно начальнику отдела маркетинга.

5. На время отсутствия специалиста по маркетингу - командировка, отпуск, болезнь - его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Специалист по маркетингу:

1. Осуществляет разработку мер по производству продукции (товара) и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.

2. Содействует сбалансированному развитию производства и сферы услуг, участвует в разработке маркетинговой политики, определения цен, создает условия для планомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг.

3. Изучает рынок аналогичных товаров и услуг (анализ спроса и потребления, их мотиваций и колебаний, деятельности конкурентов) и тенденций его развития.

4. Прогнозирует объем продажи и формирует потребительский спрос на товары и услуги, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта.

5. Исследует факторы, влияющие на сбыт товара и имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг.

6. Совершенствует информационное обеспечение проводимых исследований рынка.

7. Разрабатывает программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.

8. Определяет меры, подготавливает предложения и разрабатывает рекомендации по повышению качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг, перспективы освоения новых рынков сбыта, а также необходимые для этого затраты всех видов ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры.

9. Анализирует конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства, объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт.

10. Ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта (оказании услуг) и территории их распространения, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.

11. Принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.

13. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

III. Права

Специалист по маркетингу имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкций обязанностями.

3. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.

4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

5. Привлекать специалистов всех  структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководства).

6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Специалист по маркетингу несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

Директор РУП «Учхоз БГСХА»             ___________    _________________

                                                                                                                                            (подпись)                                    (расшифровка подписи)

С инструкцией ознакомлены:                    ___________    ________________

                                                                                                                                            (подпись)                                    (расшифровка подписи)

_________________

                                                                                                                                                                                                         (дата)

                                                                   ___________    ________________

                                                                                                                                              (подпись)                                    (расшифровка подписи)

_________________

                                                                                                                                                                                                          (дата)

Похожие работы на - Организация маркетинговой деятельности в РУП «Учхоз БГСХА»

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!