Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. 'Хозяюшкин мир')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    59,12 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. 'Хозяюшкин мир')

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты товарооборота предприятия

1.1 Социально-экономическая сущность товарооборота, его классификация

1.2 Значение, цель, задачи, информационное обеспечение и проблемы анализа товарооборота

1.3 Методика анализа товарооборота предприятия

2. Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир")

2.1 Организационно-экономическая характеристика предпринимателя

2.2 Показатели динамики, тенденций изменения розничного товарооборота предпринимателя

2.3 Корреляционно-регрессионый анализ розничного товарооборота

3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота предпринимателя

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Торговля - одна из основных отраслей народного хозяйства страны. Товарооборот отражает процесс распределения созданного совокупного общественного продукта, национального дохода, изменение объема и структуры потребления товаров, состояние денежного обращения.

Тотальное планирование объемов товарооборота изменилось экономическим регулированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней среды на объем и структуру товарооборота.

Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности персонала предприятия, в начале - для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др., что и определяет актуальность выбранной темы исследования.

Анализ товарооборота и объема продаж рассматривается в работах ряда отечественных аналитиков, таких, как Н.С. Пласкова, А.Д. Шеремет, В.В. Ковалев и др. Наиболее развернуто концепция анализа оптового и розничного товарооборота представлена экономистами Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой, Л.Т. Гиляровской и Г.В. Савицкой. В работах этих авторов формируются основные проблемы анализа реализации товаров.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению товарооборота предприятия.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходим решит следующие задачи:

-   Определение экономической сущности товарооборота, рассмотрение форм и видов товарооборота;

-   Изучение методики анализа товарооборота;

-   Проведение анализа товарооборота предприятия.

Объектом исследования выступает ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир", основной вид деятельности которой розничная торговля бытовой химией.

Предметом исследования выступает розничный товарооборот предприятия.

Теоретической и методологической основной исследования послужили классические и современные методы анализа финансовой деятельности организации, таких авторов, как Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Чернышева Ю.Г., Ковалев В.В., Кравченко Л. И.

Информационной базой исследования и практическим материалом для анализа, обобщений и выводов деятельности организации послужили учредительные документы, регистры бухгалтерского учета предприятия за 2011 гг.

товарооборот экономический статистический анализ

1. Теоретические аспекты товарооборота предприятия


1.1 Социально-экономическая сущность товарооборота, его классификация


Основная цель анализа деятельности торговой фирмы - поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности [16, с. 190].

Важнейшими показателем объема продукции в торговле является товарооборот. [8, с.3]

В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям - для дальнейшей переработки или продажи.

Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия (рисунок 1.)

На государственном уровне значение показателя "объем и структура товарооборота" состоит в следующем:

.        розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

2.      Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.

.        Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного населения страны.


Объем и структура товарооборота










На уровне государства


На уровне предприятия













Показатель социально-экономического развития страны (региона)


Экономические предпосылки получения необходимого объема дохода и прибыли













Показатель объема деятельности предприятия и материализации покупных фондов населения


Фактор формирования ресурсного потенциала предприятия













Индикатор уровня жизни населения















Показатель состояния денежного оборота









Рисунок 1 - Значение показателя товарооборота на уровне государства и отдельного торгового предприятия

Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.

.        Розничный товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты.

Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности что касается займа покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получение определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах.

В зависимости от специфики операции купли - продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды.

.        Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи непосредственно населению потребительских товаров для собственного использования.

2.      Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от продажи потребительских товаров, которые прошли определенную техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка и др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации конечным потребителям.

Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах:

-   Оптовый региональный товарооборот - продажа товаров оптовым покупателям своего региона.

-   Межрегиональный товарооборот - реализация товара оптовым покупателям других регионов.

-   Внешнеторговый товарооборот - продажа товаров оптовым покупателям других стран.

-   Торгово-посреднический товарооборот, который определяется объемом посреднических операций купли - продажи потребительских товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом предприятие розничными или оптовыми покупателями.

В составе торгово-посреднического оборота выделяют:

-   Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли - продажи товаров на различных товарных специализированных или универсальных биржах через образованные брокерские конторы или брокерские места.

-   Оборот на внебиржевом рынке, в состав которого включают объем посреднических сделок, которые были составлены вне товарных бирж с отечественными или зарубежными участниками.

Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах розничного товарооборота:

.        В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров подразделяется на:

.1 Товарооборот торговой сети в составе которой выделяется:

-   Товарооборот розничной торговли, который осуществляется через специально организованную торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки, АЗС и т.д.).

-   Товарооборот предприятий общественного питания (столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).

1.2 Продажи вне торговой сети населения товаров собственного производства, закупленных "на стороне" или полученных по бартеру.

.        В зависимости от состава конечных потребителей выделяют такие формы розничного товарооборота как:

-   Продажи непосредственно населению.

-   Продажа товаров со специализированной торговой сети отдельным категориям организаций и предприятий в порядке мелкого опта.

3.      В зависимости от формы денежных расчетов выделяют:

-   Реализация товара за наличку: деньги, полученные непосредственно от покупателя или перечисленные из специальных расчетов вкладчиков (физических особ) по их поручению;

-   Расчетные чеки учреждений, банков;

-   Продажу товаров по безналичному расчету.

4.      В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют:

-   Продажа товаров с немедленной оплатой;

-   Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на установленный термин или путем осуществления согласованных периодических платежей.

Независимо от времени оплаты денег розничный товарооборот определяется в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.

.        В зависимости от характера реализованных товаров в составе товарооборота выделяют:

-   Продажа новых товаров;

-   Продажа товаров, которые были в использовании - скупленных у населения, принятых торговыми предприятиями от населения на комиссию.

При осуществлении скупки товаров у населения предприятия оплачивают их стоимость по согласованным ценам на момент передачи товаров или в согласованный термин. Товар, который скупается, переходит в собственность предприятия и реализуется предприятием от своего имени.

При принятии товаров на комиссию торговое предприятие исполняет услуги, относящиеся к их реализации за комиссионное вознаграждение (в процентах от цены товаров). В случае не реализации на протяжении 30 дней комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению комитету с отчислениями торговому предприятию затрат за хранение непроданных товаров.

Состав отдельных форм и видов розничного товарооборота регламентируется инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных запасов.

 

1.2 Значение, цель, задачи, информационное обеспечение и проблемы анализа товарооборота


Анализ деятельности предприятия начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации.

Цели управления реализацией продукции связаны с решением таких основных вопросов, как:

-   определение видов товарной продукции, наиболее перспективной для предприятия, организация продвижения товара на рынке и рекламы;

-   формирование портфеля заказов и обоснование планов по объему продаж;

-   поиск рынков сбыта и способов распространения продукции;

-   оценка безубыточности объема продаж;

-   принятие решения о мерах повышения качества и конкурентоспособности товара;

-   выбор ценовой политики предприятия.

Анализ призван обеспечить решение этих вопросов на основе обработанной и систематизированной информации.

Главный блок фактической информации - это данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры учета продукции: приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т.д.

Важными исходными документами для анализа являются хозяйственные договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставке, сроках договора, санкциях за нарушение условий.

На основании договоров предприятие формирует портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планирует объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям.

В качестве источников внешней информации, отражающей состояние внешней среды предприятия, могут быть использованы: средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, журналы); специальные узкопрофильные издания, например специализированные журналы и газеты; статистические сборники; законодательные и нормативные акты; публикуемые отчеты о финансовом положении субъектов хозяйствования; рекламная продукция; специальные выставки и ярмарки; коммерческие базы данных; материалы консалтинговых фирм и др.

Цели анализа могут быть следующими:

Оценка результатов производственно - хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования;

Основными задачами анализа являются:

–       оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации товаров, изменений в ее структуре;

–       выявление и определение влияния факторов на изменение показателей;

–       изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупателей и клиентов

–       увеличение объемов продаж товаров;

–       максимально использовать производственные мощности предприятия;

–       максимально использовать материальные и трудовые ресурсы;

–       повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

В процессе анализа продаж производится оценка степени выполнения и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявления внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их освоению.

Объем реализованной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема продаж продукции оцениваются в стоимостных показателях.

В практической деятельности анализ продаж продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. Фактические данные сравниваются с плановыми и предшествующими периодами. Рассчитываются: процент выполнения плана; абсолютные отклонения от плана; темпы роста и прироста (уменьшения) за анализируемый период, абсолютное значение одного процента прироста (уменьшения) объема продаж. В процессе анализа определяется выполнения плана поставок продукции в целом по предприятию, в разрезе отдельных покупателей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка выполнения договорных обязательств.

Особое внимание при анализе продаж должно уделяться выполнению обязательств по кооперативным поставкам и экспорту продукции. Необходимо изучить причины увеличения остатков готовой продукции на складах предприятия, а также неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Особое внимание должно быть уделено анализу причин отказа покупателей от поставки продукции по заключенным договорам. Эти причины следует классифицировать на внешние, не зависящие от предприятия, например неплатежеспособность покупателей, и внутренние, связанные с особенностью продукции и условиями ее поставки, например качество и цена продукции, не устраивающие покупателя.

Следует также выявить экономические последствия изменения условий договоров, произошедшие в анализируемом периоде (объемов и сроков поставки, цен). Такая задача может быть решена с помощью факторного анализа объемов реализованной продукции в разрезе отдельных договоров на поставку. В процессе факторного анализа по каждому отдельному договору выявляется влияние на сумму прибыли уровня издержек, цен на продукцию, объема и сроков поступления платежей и т.п.

Объем продаж во многом зависит от внутренних возможностей предприятия. Степень обеспеченности план продаж товарной массой анализируется на основе баланса товарной продукции, составляемого в отпускных ценах и по себестоимости изготовления продукции. Структура баланса зависит от метода определения выручки от реализации (по отгрузке и по оплате отгруженной продукции). Баланс товарной продукции отражает взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной продукции.

При анализе объема продаж важно не только установить количественное значение рассмотренных показателей, но и выявить причинно - следственные связи, позволяющие оценить меру влияния различных факторов на эффективность продаж. С этой целью все факторы, определяющие эффективность продаж, целесообразно свести в следующие группы:

-   качество и научно-технический уровень продукции (соответствие продукции мировым стандартам, объем брака, количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции, количество сертифицированной продукции, качество использованных сырья и материалов, квалификация работников, нарушение условий хранения, перевозки и погрузки, техническое состояние оборудования);

-   ценовая стратегия (соответствие цены качеству продукции, ценовые преимущества по сравнению с товарами конкурентов, уровень издержек, уровень текущего спроса на продукцию, ценовые скидки);

-   каналы сбыта (способы транспортировки продукции, методы сбыта, профессионализм и специализация посредников, система стимулирования сбыта, эффективность связи с посредниками);

-   коммуникационная стратегия (эффективность рекламы, пропаганда имиджа, стимулирование спроса);

-   потребители продукции (количество и концентрация, средняя величина разовой покупки, уровень доходов, мотивы покупок, способы потребления продукции).

Анализ указанных факторов позволяет выявить проблемы на рынках сбыта продукции. В зависимости от масштабов все проблемы можно сгруппировать на общие и частные.

Общие проблемы порождаются нарушением баланса между спросом на продукцию и ее предложением в пределах всей территории, на которой предприятие осуществляет сбытовую деятельность.

Как правило, общие проблемы обуславливаются несоответствием между товарным предложением и совокупным платежеспособным спросом населения, нарушением народнохозяйственных пропорций, инфляционными процессами, снижением уровня жизни и миграцией населения, дифференциацией населения в зависимости от уровня доходов и другими макроэкономическими факторами. К сожалению, возможности предприятия влиять на разрешение общих проблем весьма ограничены. Тем не менее их анализ позволяет предприятию наметить пути выхода из затруднительной ситуации посредством изменения стратегии, например путем перехода на другие рынки сбыта.

Частные проблемы характеризуются возникновением несоответствия между спросом и предложением отдельных видов товаров. В основе этих проблем находится несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров и услуг структуре платежеспособного спроса населения на отдельных рынках. Следует иметь ввиду, что возникающие на товарных рынках проблемы, как правило, носят комплексный характер, выражающийся во взаимозависимости факторов, определяющих рыночную ситуацию. Это обстоятельство предполагает необходимость всестороннего изучения факторов в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

В зависимости от цели анализа и круга вопросов, подлежащих изучению, определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателе оптового товарооборота.

В процессе анализа товарооборота используются:

         Прогнозные и нормативные данные;

-        Бухгалтерская финансовая отчетность и статистическая отчетность (форма №2 "Отчет о прибылях и убытках", форма №П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" и другое).

Кроме того, при анализе используются материалы финансового и управленческого учета; внеучетные источники информации; материалы личных наблюдений, хронометража и другое.

Для анализа товарооборота используются:

         книга оперативного учета продажи товаров, в которой отражается товарооборот в целом по организации и по каждому торговому подразделению (филиалу, секции, отделу) ежедневно и нарастающим итогом за месяц,

-        первичные документы,

         учетные регистры, отражающие движение товаров, их реализацию;

         инвентаризационные (сличительные) описи; акты документальных ревизий, аудиторские материалы;

         информации и материалы по изучению спроса на данные виды товара;

         данные отдела кадров о численности работников и многое другое.

Основным недостатками существующей бухгалтерской и статистической отчетности является недостаточная оперативность данных о товарообороте в ассортиментном разрезе. [10, с.284]

В процессе анализа товарооборота предприятия изучают следующие показатели:

         динамику общего объёма по видам и товарным группам товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;

-        долю товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона;

         долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;

         заявки покупателей и структуру товарооборота;

         отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом).

Для более обоснованного исследования дел в торговле предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности [7, с.87].

 

1.3 Методика анализа товарооборота предприятия


Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Проведение экономического анализа разрешает:

-   Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;

-   Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;

-   Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;

-   Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.

Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рисунок 2).

Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов



Анализ динамики общего объема товарооборота



Анализ товарно-групповой структуры товарооборота



Анализ состава товарооборота по его определенным видам



Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров



Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота



Анализ запаса финансовой прочности предприятия

Рисунок 2 - Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия

1 этап - определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.

Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего - с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.

2 этап - анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).

Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров.

Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тс. ц., проводится по следующим формулам:

 (1)

где Тфi - фактический товарооборот за i-тый период;

Iцi - средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.

Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота определенного торгового предприятия.

На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.

Важное значение для планирования и управления имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

 (2)

где  - среднегеометрический темп роста;

 - конечный показатель динамического ряда;

 - начальный показатель динамического ряда

n - количество показателей в динамическом ряду.

3 этап - анализ товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в коньюктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

4 этап - анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.

Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота - реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.

5 этап - анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота () и коэффициент вариации (v):

 (3)

 (4)

где хi - товарооборота за i-тый период;

 - средний объем товарооборотов за n периодов;

n - количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

6 этапом - анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.) Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия. Завершается анализ товарооборота предприятия - 7 этап - исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы "точки безубыточности деятельности". Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:

ПБто= Тф - Тб/з (5),  (6)

где Тф - фактический объем товарооборота предприятием;

Тб/з - объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании [3, с.29].

2. Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир")


2.1 Организационно-экономическая характеристика предпринимателя


Григорьев Д.В. зарегистрирован в ИФНС по г. Сыктывкару в декабре 2010 года как индивидуальны предприниматель без образования юридического лица.

Предприниматель имеет расчетный и другие счета в учреждениях банков.

Целью деятельности ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

Основным видом деятельности предпринимателя является: розничная торговля бытовой химией.

Организационная структура предпринимателя представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Организационная структура ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир"

Единоличным исполнительным органом является директор, который осуществляет общее руководство Обществом. Срок полномочий директора составляет пять лет. Директор руководит текущей деятельностью Общества.

Предприятие имеет магазин общей площадью 16 кв. м. в с. Выльгорт и применяет особый режим налогообложения - Единый налог на вмененный доход, исчисляемый с площади торгового зала.

Основные показатели размера предпринимателя представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели размера ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" за 2011 г.

Показатели

1 полугодие 2011 г.

2 полугодие 2011 г.

2 пол. в % к 1 пол.

Выручка от продажи товаров, руб.

89548

106782

119,25

Среднесписочная численность, чел.

3

4

133,33

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

105

103

98,10

Средние остатки оборотных средств, руб.

142

161

113,38

Прибыль от продаж, руб.

35703

44699

125, 20


Из данных таблицы 1 видно, что предприятие начало осуществлять свою деятельность только в январе 2011 года, при этом розничный товарооборот предпринимателя возрос уже во втором полугодии на 19,25% (119,25% -100%) и составил более 106 руб., численность работников составляет 4 человека, при этом на предприятии есть бухгалтер, работающий по совместительству и два продавца.

Рисунок 4 - Средние остатки оборотных средств ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" за 2011 год, руб.

Основные средства у предпринимателя состоят только из торгового оборудования и кассового узла, при этом помещение в 16 кв. м. находится у ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" в аренде. Средние остатки оборотных средств, а именно запасов и денежных средств представлены на рисунке 4.

Что касается прибыль предпринимателя, то ее увеличение во втором полугодии составило 25,2 (125, 20% - 100%), что является положительной тенденцией в деятельности предпринимателя.

Для характеристики ресурсного потенциала составлена таблица 2.

Таблица 2 - Обеспеченность и эффективность использования ресурсов ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" за 2011 год

 Показатели

1 полугодие 2011 г.

2 полугодие 2011 г.

2 пол. в % к 1 пол.

Выручка от продажи товаров, руб.

89548

106782

119,25

Среднесписочная численность, чел.

3

4

133,33

Приходится на одного работник, тыс. руб.:

 

 

 

выручки от продажи

29849,3

26695,5

89,43

затрат на оплату труда

18

19,5

108,33

Фондовооруженность, руб.

35,00

25,75

73,57

Фондоотдача., руб.

852,84

1036,72

121,56

Фондоемкость, руб.

0,00

0,00

82,26

 

Таким образом, данные таблицы показывают, что эффективность использования трудовых ресурсов снижается на 10,57% (100% -89,43%), что связано с увеличением численности работников в конце 2011 года на 1 продавца.

Эффективность же использования основных производственных фондов повышается, что связано с увеличением розничного товарооборота.

Финансовые результаты деятельности предпринимателя представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Финансовые результаты деятельности ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" за 2011 год

Показатели

1 полугодие 2011 г.

2 полугодие 2011 г.

2 пол. в % к 1 пол.

Полная себестоимость товаров, руб.

53845

62083

115,30

Выручка от продаж,руб.

89548

106782

119,25

Прибыль от продаж, руб.

35703

44699

125, 20

Окупаемость затрат, руб.

1,66

1,72

103,42

Рентабельность продаж, %

39,87

41,86

 -


Из данных таблицы 3 видно, что выручка от продаж возросла во втором полугодии на 19,25%, тогда как себестоимость на 15,30%, что привело к увеличению прибыли от продаж на 25, 20% и окупаемости затрат на 72%, (1,72*100% -100%).

Таким образом, за год деятельности предприятие наращивает свой розничный товарооборот, что приводит к увеличению прибыли и эффективности использования ресурсов.

 

2.2 Показатели динамики, тенденций изменения розничного товарооборота предпринимателя


Коммерческая деятельность ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" на рынке товаров и услуг развивается во времени. Изучение происходящих при этом изменений является одним из необходимых условий познания закономерностей их динамики.

Динамика розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Динамика поквартального розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" за 2011 год, тыс. руб.

Из данных рисунка 5 видно, что розничный товарооборот начинает расти во 2-м квартале и достигает своего пика в 4-м квартале, в первом и третьем квартале наблюдается спад объема продаж. Следовательно предприятию необходимо увеличивать закуп товара и расширять свой ассортимент к весне и к зиме, а летом оптимизировать товарную массу до необходимого уровня чтобы избежать затоваривания.

Динамика - процесс развития, движения социально-экономических явлений во времени.

Ряды динамики - последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления

Коэффициент роста (темп роста) - это отношение двух сравниваемых уровней, которое показывает, во сколько раз данный уровень превышает уровень базисного периода. Отражает интенсивность изменения уровней ряда динамики и показывает, во сколько раз увеличился уровень по сравнению с базисным, а в случае уменьшения - какую часть базисного уровня составляет сравниваемый уровень.

Формула расчета коэффициента роста: при сравнении с постоянной базой: Ki. =yi /y0, при сравнении с переменной базой: Ki. =yi /yi-1.

Темп роста - это коэффициент роста, выраженный в процентах:

р = К 100 %.

Темпы роста для любых рядов динамики являются интервальными показателями, т.е. характеризуют тот или иной промежуток (интервал) времени.

Темп прироста - относительная величина прироста, т.е. отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню. Характеризует, на сколько процентов уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня.

Темп прироста - отношение абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения:

 или

Темп прироста - разность между темпом роста (в процентах) и 100,Тпр=Тр - 100 %.

Особенности расчетов:

) при анализе относительных показателей динамики (темпов роста и темпов прироста) не следует рассматривать их изолированно от абсолютных показателей (уровней ряда и абсолютных приростов);

) сравнение абсолютного прироста и темпа прироста за одни и те же периоды времени показывает, что замедление темпов прироста не всегда сопровождается уменьшением абсолютных приростов;

) темп прироста рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста.

Абсолютное значение (содержание) 1% (одного процента) прироста - результат деления абсолютного прироста на соответствующий темп прироста:


Эта величина показывает, сколько в абсолютном выражении дает каждый процент прироста.

Все относительные показатели динамики характеризуют интенсивность процесса роста (снижения) уровня.

В таблице 4 представлены показатели динамики розничного товарооборота предпринимателя.

Таблица 4 - Показатели динамики розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" за 2011 год

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Выручка от продаж, руб.

31782

57766

40509

66273

Абсолютный прирост, руб., в том числе:

 

 

 

 

базисный

25984

8727

34491

цепной

 -

25984

-17257

25764

Темп роста, %, в том числе

 

 

 

 

цепной

 -

181,76

70,13

163,60

Темп прироста, %, в том числе:

 

 

 

 

базисный

 -

81,76

-29,87

63,60

цепной

 -

81,76

-29,87

63,60

Абсолютное значение 1% прироста, руб.

 -

317,82

577,66

405,09


Из данных таблицы 4 видно, что целом за исследуемый 2011 год. наблюдается рост уровня товарооборота. Видимый рост товарооборота нельзя назвать устойчивым. В отдельные года очевиден спад уровня, т. е темпы прироста имеют отрицательные значения, а показатель роста имеет значения меньше единицы. Из всех анализируемых периодов, наиболее не благоприятным, по полученным результатам является 3 квартал 2011 года. В 3 квартал 2011 года хотя и наблюдается спад по сравнению с предшествующим периодом 2 кварталом 2011 года, но во - первых этот спад не столь значителен по величине, а во вторых в целом по сравнению с базисным 1 кварталом все равно происходит рост показателя уровня товарооборота.

Проанализируем розничный товарооборот за 2011 год по месяцам в таблице 5.

Таблица 5 - Выявление основной тенденции розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" за 2011 год методом укрупнения периодов

Месяц

Розничный товарооборот, руб.

Сумма за 3 месяца, руб.

Среднее значение за 3 месяца, руб.

январь

7223

31782

10594

февраль

9946



март

14613



апрель

20441

57766

19255

май

17223



июнь

20102



июль

17824

40509

13503

август

12615



сентябрь

10070



октябрь

18760

66273

22091

ноябрь

16929



декабрь

30584




Таким образом, проанализировав среднее значение по укрупненным периодам, можно сделать вывод, что тенденция в развитии розничного товарооборота магазина положительная: его значение в течение года увеличивается.

Скользящая средняя - это такая динамическая средняя, которая последовательно рассчитывается при передвижении на один интервал при заданной продолжительности периода. Если, предположим, продолжительность периода равна 3, то скользящие средние рассчитываются следующим образом:

  

При четных периодах скользящей средней можно центрировать данные, т.е. определять среднюю из найденных средних. К примеру, если скользящая исчисляется с продолжительностью периода, равной 2, то центрированные средние можно определить так:

  

Первую рассчитанную центрированную относят ко второму периоду, вторую - к третьему, третью - к четвертому и т.д. По сравнению с фактическим сглаженный ряд становится короче на (m - 1) /2, где m - число уровней интервала.

В таблице 6 представлен анализ выявление основных тенденций розничного товарооборота способом скользящей средней за 2011 год

Таблица 6 - Выявление основной тенденции розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" за 2011 год способом скользящей средней

Месяц

Розничный товарооборот, руб.

Сумма за 3 месяца, руб.

Среднее значение за 3 месяца, руб.

январь

7223

31782

10594

февраль

9946

45000

15000

март

14613

52277

17426

апрель

20441

57766

19255

май

17223

55149

18383

июнь

20102

50541

16847

июль

17824

40509

13503

август

12615

41445

13815

сентябрь

10070

45759

15253

октябрь

18760

66273

22091

ноябрь

16929

47513

23757

декабрь

30584

 

 


Метод скользящей средней подтвердил сделанный ранее вывод: наблюдается тенденция увеличения розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" в 2011 году.

 

2.3 Корреляционно-регрессионый анализ розничного товарооборота


Корреляционный анализ, разработанный К. Пирсоном и Дж. Юлом, является одним из методов статистического анализа взаимозависимости нескольких признаков - компонент случайного вектора x. Он применятся тогда, когда данные наблюдений можно считать случайными и выбранными из генеральной совокупности, распределенной по многомерному нормальному закону. Основная задача корреляционного анализа состоит в оценке корреляционной матрицы генеральной совокупности по выборке и определении на ее основе оценок частных и множественных коэффициентов корреляции и детерминации.

Парный (частный) коэффициент корреляции характеризует тесноту линейной зависимости между двумя переменными соответственно на фоне действия (при исключении влияния) всех остальных показателей, входящих в модель. Они изменяются в пределах от - 1 до +1, причем чем ближе коэффициент корреляции к +1, тем сильнее зависимость между переменными. Если коэффициент корреляции больше 0, то связь положительная, а если меньше нуля - отрицательная.

Множественный коэффициент корреляции характеризует тесноту линейной связи между одной переменной (результативной) и остальными, входящими в модель; изменяется в пределах от 0 до 1. Квадрат множественного коэффициент корреляции называется множественным коэффициентом детерминации. Он характеризует долю дисперсии одной переменной (результативной), обусловленной влиянием всех остальных (аргументов), входящих в модель.

Коэффициент корреляции находится по следующей формуле:

 

где r [x, y] - коэффициент корреляции;

х - доходы;

у - затраты на оказание услуг.

Составим таблицу расчета коэффициента корреляции (таблица 7)

Таблица 7 - Значения факторного и результирующего признаков в 2011 году, рублей

i

xi

yi

xi-xср.

yi-yср.

 (xi-xср.) 2

 (yi-yср.) 2

 (xi-xср.) (yi-yср.)

1

2

3

4

5

6

7

8

январь

7223

4 334

5102,33

3202,05

26033771,43

10253124,2

16337915,78

февраль

9946

6 167

7825,33

5034,77

61235789,61

25348908,95

39398736,72

март

14613

8 037

12492,33

6905,40

156058308,8

47684549,16

86264535,58

апрель

20441

11 651

18320,33

10519,62

335634491,3

110662404,9

192722909,9

май

17223

10 661

15102,33

9529,29

228080371,4

90807310,73

143914436,9

июнь

20102

13 167

17981,33

12035,06

323328228,6

144842669,2

216406385,4

июль

17824

11 229

15703,33

10097,37

246594573,1

101956880,9

158562333,2

август

12615

6 560

10494,33

5428,05

110130962,1

29463726,8

56963747,96

сентябрь

10070

6 546

7949,33

5413,75

63191847,45

29308689,06

43035685,29

октябрь

18760

9 005

16639,33

7873,05

276867302,8

61984916,3

131002277,1

ноябрь

16929

12 680

14808,33

11548,07

219286637,4

133357943,8

171007646,2

декабрь

30584

15 904

28463,33

14771,93

810161154,7

218209915,9

420458318,3

Итого

25448

13581

 

 

2856603439

1003881040

1676074928

сред.

16360,83

9661,62

 

 

357075429,8

125485130

209509366,1



r [x, y] = 0,989754139

По данным таблицы 7 построим график зависимости объема продаж от средств, поступивших от покупателей (рисунок 6).

Рисунок 6 - зависимость розничного товарооборота от себестоимости товаров

Данный коэффициент корреляции свидетельствует о сильной зависимости между товарооборотом и себестоимостью ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир". Таким образом, чем выше товарооборот, тем выше себестоимость товаров.

3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота предпринимателя


В целях повышения розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" предлагаются следующие мероприятия:

. Увеличению розничного товарооборота может способствовать перепланировка торгового зала.

Перепланировка помещения подразумевает собой перенос центрального входа магазина ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир".

В результате переноса центрального входа магазина увеличится площадь демонстрационного зала на 3,9 кв. м. На освободившуюся площадь рекомендуется установить дополнительную торговую мебель.

Дополнительный узел расчета обеспечит увеличение пропускной способности магазина и принесет увеличение товарооборота в среднем на 10 тыс. руб. в день.

2. Повышению эффективности экономической деятельности предпринимателя несомненно будет способствовать внедрение креативных технологий розничных продаж, что подразумевает под собой:

–       Магазин как достопримечательность. Оформление торгового пространства как метод привлечения покупателей. Интерактивные элементы оформления, взаимодействия с покупателями.

–       Магазин как место интересного времяпровождения. Интерактивные методы работы с покупателями. Товар как "игрушка" в руках покупателя.

–       Магазин как место действия. Покупатель как участник процесса торговли.

–       Магазин как место получения удовольствия. Уникальные дополнительные услуги - путь к победе над конкурентами.

–       Магазин как площадка для добрых дел. Социально ориентированный маркетинг (Cause Related Marketing): последний удар по потребительской мотивации.

Покупатели все больше относятся к процессу покупки как к развлечению, хотят получать от этого процесса удовольствие. Две ведущих тенденции торговли 21-го века - игра и развлечение - принесут вам рост прибыли и удовольствие от работы. "Развлекупки" - это концепция, которая позволяет увеличить посещаемость и прибыль торгового предпринимателя, независимо от перечисленных выше факторов.

.        Внедрение обслуживания покупателей по пластиковым карточкам с бонусными и накопительными скидками.

. Проведение маркетинговых исследований, опросов и анкетирования покупателей позволит оптимизировать ассортимент товаров, выявить спрос на них, отрегулировать периодичность поставок. Маркетинговые исследования в форме анкетирования потребуют небольших финансовых затрат, дадут информацию для анализа потребностей.

Заключение


В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям - для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

В зависимости от специфики операции купли - продажи товаров в составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды: розничный товарооборот и оптовый товарооборот.

Анализ основных показателей деятельности показал, что основным видом деятельности предпринимателя является: розничная торговля бытовой химией. Предприятие начало осуществлять свою деятельность только в январе 2011 года, при этом розничный товарооборот предпринимателя возрос уже во втором полугодии на 19,25% (119,25% -100%) и составил более 106 руб., численность работников составляет 4 человека, при этом на предприятии есть бухгалтер, работающий по совместительству и два продавца. Основные средства у предпринимателя состоят только из торгового оборудования и кассового узла, при этом помещение в 16 кв. м. находится у ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" в аренде. Что касается прибыль предпринимателя, то ее увеличение во втором полугодии составило 25,2 (125, 20% - 100%), что является положительной тенденцией в деятельности предпринимателя. Таким образом, за год деятельности предприятие наращивает свой розничный товарооборот, что приводит к увеличению прибыли и эффективности использования ресурсов.

Исследование розничного товарооборота показало, что розничный товарооборот начинает расти во 2-м квартале и достигает своего пика в 4-м квартале, в первом и третьем квартале наблюдается спад объема продаж. Следовательно предприятию необходимо увеличивать закуп товара и расширять свой ассортимент к весне и к зиме, а летом оптимизировать товарную массу до необходимого уровня чтобы избежать затоваривания.

В целом за исследуемый 2011 год. наблюдается рост уровня товарооборота. Видимый рост товарооборота нельзя назвать устойчивым. В отдельные года очевиден спад уровня, т. е темпы прироста имеют отрицательные значения, а показатель роста имеет значения меньше единицы. Из всех анализируемых периодов, наиболее не благоприятным, по полученным результатам является 3 квартал 2011 года. В 3 квартал 2011 года хотя и наблюдается спад по сравнению с предшествующим периодом 2 кварталом 2011 года, но во - первых этот спад не столь значителен по величине, а во вторых в целом по сравнению с базисным 1 кварталом все равно происходит рост показателя уровня товарооборота.

Таким образом, проанализировав среднее значение по укрупненным периодам, можно сделать вывод, что тенденция в развитии розничного товарооборота магазина положительная: его значение в течение года увеличивается.

Метод скользящей средней подтвердил сделанный ранее вывод: наблюдается тенденция увеличения розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" в 2011 году.

Данный коэффициент корреляции свидетельствует о сильной зависимости между товарооборотом и себестоимостью ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир". Таким образом, чем выше товарооборот, тем выше себестоимость товаров.

В целях повышения розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир" предлагается перепланировка торгового зала. Перепланировка помещения подразумевает собой перенос центрального входа магазина ИП Григорьев Д.В. "Хозяюшкин мир". В результате переноса центрального входа магазина увеличится площадь демонстрационного зала на 3,9 кв. м. На освободившуюся площадь рекомендуется установить дополнительную торговую мебель.

Дополнительный узел расчета обеспечит увеличение пропускной способности магазина и принесет увеличение товарооборота в среднем на 10 тыс. руб. в день.

Список использованной литературы


1.       Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. - 8-еизд., испр. И доп. - М.: Новое знание, 2009. - 512 с.

2.      Маркарьян, Э.А., Герасименко, Г.П., Маркарьян, С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. Ростов н/Д. ФЕНИКС, 2005. - 560 с.

.        Раицкий, К.А. Экономика организации: учебник для вузов. - 3 изд. перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2008. - 1012 с.

.        Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации: Учебное пособие / под ред. Г.В. Савицкая.М. Инфра-М, 2011. - 425 с.

.        Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. - 628 с.

.        Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С., Негашев, Е.В. Методика финансового анализа. М. 2010. - 208 с.

.        Экономический анализ в торговле: учебное пособие / под ред.М.И. Баканова. - М: Финансы и статистика, 2007. - 400 с.

.        Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; под. ред. проф. С.Д. Ильенковой. М. 2008. - 288 с.

Похожие работы на - Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. 'Хозяюшкин мир')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!