Трудовые ресурсы туризма Краснодарского края

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,89 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трудовые ресурсы туризма Краснодарского края

Введение

Сфера туризма, являясь довольно емкой сферой приложения общественного труда, выполняет важные социально-экономические функции. Труд в туризме имеет много общих свойств с трудом в других отраслях материального производства. Это дает основание утверждать, что к оценке эффективности труда в туризме и разработке мероприятий по рациональному использованию трудовых ресурсов могут быть применены некоторые общие подходы. Однако было бы неправомерно отождествлять труд в системе туризма с трудом в материальном производстве, а методы измерения эффективности труда в материальном производстве механически переносить на сферу услуг, в том числе туризм.

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы эффективного использования трудовых ресурсов, позволяющих повысить эффективность туристического предприятия. Это требует привлечения в туристское предприятие высококвалифицированных специалистов. Обеспечение высокого качества туристской услуги во многом зависит от исполнителя - его квалификации и умения работать с клиентами.

Индустрия туризма в Краснодарском крае является привлекательной не только для жителей нашей страны, но и для иностранных туристов. Состояние данной отрасли во многом зависит от уровня квалификации и опыта специалистов, работающих в этой сфере.

Задача успешного развития туристической деятельности в Краснодарском крае с организационной точки зрения может быть решена лишь с помощью эффективно и грамотно подготовленных сотрудников данной отрасли с учётом действующих международных норм, современных методик обслуживания и потребностей рынка указанной сферы обслуживания.

1.Трудовые ресурсы в индустрии туризма

Трудовые ресурсы туристского предприятия - совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав, то есть все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью. Трудовые ресурсы являются главным ресурсом туристского предприятия. В силу специфики труда здесь заняты работники административно-управленческого и производственного персонала. По выполняемым функциям они подразделяются на руководителей, специалистов, технических исполнителейи рабочих.

Классификация персонала осуществляется с целью организации учета труда, выработки и заработной платы, составления отчетности и контроля за фондом заработной платы и выплатами социального характера. Отнесение работников предприятия к той или иной группе определяется Общегосударственным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Профессионально-квалификационная структура кадров предприятий сферы туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Основной контингент занятых - это менеджеры, имеющие специальную экономическую подготовку, и работники, получившие гуманитарное образование.

Основой формирования кадрового потенциала туристского предприятия является экономически активное население, или рабочая сила. В соответствии с методологией Международной организации труда, это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и оказания услуг.

Туризм как вид экономической деятельности имеет ряд особенностей. Результатом производственного процесса здесь является товар, имеющий форму туристского продукта (туристской услуги), который нематериален, не подлежит складированию в отличие от товаров, например, легкой промышленности. Предварительно оплачивая туристский продукт, он покупает готовность получить услугу. Эти основные отличительные особенности туристского продукта обусловливают содержание и характер труда в туризме.

В настоящее время требования к персоналу туристской индустрии содержатся в утвержденных руководителем должностных инструкциях или иных документах, определяющих обязанности сотрудника. Основные требования подразделяются на обязательные и рекомендательные.

К обязательным требованиям относятся:

  1. знание работником своих должностных обязанностей;
  2. знание Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
  3. знание нормативных и законодательных актовРФ в области туризма;
  4. наличие стажа работы в туризме или смежных с ним областях деятельности;
  5. знание туристских формальностей;
  6. знание иностранного языка, используемого в деятельности туристской фирмы (объем знаний, а также список сотрудников, на которых распространяется указанное требование, устанавливаются руководителем).

К рекомендательным требованиям относятся:

  • наличие специального образования в сфере экономики и менеджмента туризма (для руководящего состава фирмы);
  • регулярное повышение квалификации персонала;
  • знание материалов, рекомендаций и других документов международных туристских организаций. Например, должностные обязанности руководителя туристской группы (гида) регулируются следующими документами: квалификационными характеристиками должностей служащих; должностными инструкциями; положением об оплате.

Практика предусматривает основные условия, при соблюдении которых работа может считаться подходящей для работника и работодателя:

  • Профессиональная пригодность работника - соответствующее должностным требованиям профессиональное образование, квалификация (разряд, класс, категория), стаж работы.
  • Условия деятельности с предыдущего места работы - заработок, режим работы, охрана труда.
  • Состояние здоровья работника.
  • Транспортная доступность места работы для работника. Данные экспертных опросов позволяют сделать вывод о том, что большая часть увольнений работников (35%) приходится на отсутствие перспектив профессионального роста и интереса к работе; 8-10% - увольнения по причине низких заработков.

Опыт практической деятельности в индустрии туризма показывает, что персонал, работающий там, нацелен на решение следующих задач:

  1. Обеспечение нормального (приемлемого) экономического развития фирм-туроператоров, турагентств, гостиниц и ресторанов (персонал-экономисты, менеджеры, специалисты по маркетингу).
  2. Управление отлаженной экономической структурой (административный персонал, управляющие службами, турфирмами, гостиницами и ресторанами).
  3. Обеспечение работой сервисных служб в контактной с туристами зоне (производственный персонал).
  4. Обеспечение и поддержание необходимого качества предоставляемых туристских и гостиничных услуг и безопасности пребывания туристов и экскурсантов (управленческий и производственный персонал).


2.Аналитические данные рынка труда туристического бизнеса в Краснодарском крае

трудовой туристический работник квалификационный

В настоящее время в России, как и во всем мире, наблюдается динамичное развитие туристской индустрии, рост ее инвестиционной привлекательности и как следствие - увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах для данной сферы.

По официальным данным, занятость в сфере туризма и сопутствующих отраслях в мире в 2011 г. составила 7,6% (219,8 млн. чел.) от совокупной занятости, из которых 2,7% (77,3 млн. чел.) работают непосредственно в сфере туризма. В России в отношении занятости населения число рабочих мест в туристской индустрии в 2011 г. составило 2,641 млн. чел.

Особенности климата, географического месторасположения, богатая история региона предопределяют интенсивное развитие туристического и рекреационного бизнеса. На сегодняшний день 85% от всех соискателей туристической сферы в ЮФО (кроме Ростова-на-Дону и Ростовской области) изъявляют желание работать именно в Краснодарском крае и всего 15% в остальных регионах ЮФО. В целом по России, включая ЮФО, доля соискателей, желающих работать в туристической сфере составляет 2%.

Наиболее популярной в данный момент является работа в сфере Управления гостиницами и гостиничными комплексами - более 37%. Гиды и экскурсоводы составляют 9,9%. Более 10% предпочитают сферу обслуживания посетителей ресторана. Наименьшее количество соискателей, разместивших свое резюме, ищут работу шеф-повара -1,8%.

Так, по данным Министерства курортов и туризма Краснодарского края темпы роста спроса на туристические услуги и, соответственно, его показатели обслуживания говорят положительной, растущей динамики. Соотношение работающих предприятий и заработных плат обслуживающих их работников за последние два года следующее:

.1.За 2011 год заполняемость на 01.01.2012 года на территории Краснодарского края осуществляли прием туристов 833 предприятия, общей коечной емкостью 112 тыс. койко-мест. Заполняемость предприятий санаторно-курортного и гостиничного комплекса за декабрь 2011 г. по всем территориям составила 46%. По основным курортным территориям - 59,3%.

1.За 2011 года численность обслуженных коллективными средствами размещения составила 1 401,2 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Средняя заработная плата в расчете одного работника по итогам работы за ноябрь 2011 года составила 16 018,8 рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года, темп роста среднеотраслевой заработной платы составил 109,5%.

2.За 2012 год заполняемость предприятий за август 2012 года по основным курортным территориям (Анапа, Сочи, Геленджик, Туапсинский район, Новороссийск, Темрюкский район, Ейский район) составила 74,0% (60,8% в 2011 году); по всем территориям - 66,6% (49,6% в 2011 году).

В августе 2012 г. на территории Краснодарского края функционировали 1995 предприятий санаторно-курортного комплекса общей коечной емкостью 237 411 к/м: из них 182 - санатории и пансионаты с лечением (79 521 к/м); 111 - пансионаты и дома отдыха (29 053 к/м); 108 - детские лагеря (32 203 к/м); 385 - базы отдыха (26 553 к/м); 1209 - гостиницы и другие средства размещения (70 081 к/м).

Средняя заработная плата в расчете одного работника по итогам работы за июль 2012 г. составила 18 662,5 рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2011 г., темп роста среднеотраслевой заработной платы составил 122,6%.

3.Потребность в подготовке специалистов туристско-гостиничного комплекса Краснодарского края

Процесс интеграции российского общества в мировое экономическое, научное и образовательное пространство, предстоящая зимняя Олимпиада в Сочи 2014 г. ставят вопрос о необходимости подготовки квалифицированных специалистов туристско-гостиничного комплекса, адекватных требованиям рынка труда. Для обслуживания спортсменов, гостей Олимпиады в отелях, гостиницах должны работать менеджеры, умеющие свободно говорить на иностранных языках, владеющие современными компьютерными технологиями. Для того чтобы к началу Олимпиады таких специалистов было достаточно, необходимо сегодня принять меры к их подготовке.

Высокая инвестиционная привлекательность Краснодарского края, вызвавшая приход в регион международных компаний и корпораций, установление предприятиями края связей с зарубежными партнерами уже обусловили повышенный спрос на специалистов с хорошим знанием иностранных языков, компьютерных технологий. Острый дефицит таких высококлассных специалистов наблюдается уже сейчас. Качественное владение иностранным языком становится одним из факторов конкурентоспособности молодых специалистов, и практически исчезает необходимость мотивировать его изучение. Но возникает противоречие между объективной необходимостью и реальным положением дел.

Одной из важнейших прикладных задач для вузов является организация практики, стажировки студентов на предприятиях туристско-гостиничного комплекса, туристических фирмах в летний период, позволяющая им приобрести навыки профессиональной подготовки.

Среди большого количества существующих проблем туристского образования можно выделить несколько основных, которые в значительной степени влияют на качество подготовки специалистов:

разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний;

наличие на сегодняшний день значительной потребности в квалифицированном преподавательском составе, связанной с отсутствием системы привлечения к преподаванию работников туристской индустрии;

значительная потребность учебных заведений в методическом обеспечении учебного процесса. Существующие учебные программы, учебники и учебные пособия, составляемые преподавателями, не имеющими практического опыта работы, не отвечают реальным нуждам туристского рынка;

невостребованность выпускников профильных высших учебных заведений в процессе их трудоустройства при огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии, что связано с отсутствием практических навыков и знаний у выпускников по конкретным специализациям;

значительные проблемы испытывают студенты при прохождении производственной и преддипломной практики, написании курсовых и дипломных научных работ. Это обусловлено тем, что предприятия отрасли в большинстве своем не принимают молодых специалистов и не дают им возможности в реальных условиях применять свои теоретические знания;

отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля;

большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, существующее в основном при учебных заведениях, в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер.

Естественно, что проблема качества подготовки кадров для этой отрасли приобретает особую актуальность, так как создание и продвижение туристско-рекреационного продукта на отечественном и международном рынке труда немыслимы без высококвалифицированных кадров, становления и развития специализированной системы образования.

Следует также отметить, что важной составляющей современного туристского образования является юридическая подготовка будущих специалистов сферы туризма.

Качество профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, сервиса и рекреации в вузе связано с формированием у них профессиональной компетентности, как критерия готовности к успешной профессиональной деятельности за пределами системы образования.

Таким образом, подготовка специалистов с отличным знанием иностранных языков, современных компьютерных технологий для туристско-гостиничного комплекса края позволит не только провести на высоком уровне Олимпиаду, но и будет способствовать созданию положительного имиджа и, следовательно, притоку зарубежных туристов на курорты Краснодарского края.

Заключение

Трудовые ресурсы являются основным составляющим элементом туристского предприятия. Трудовые ресурсы индустрии туризмапредставляют собой совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на туристическом предприятии и входящих в его списочный состав, то есть все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью.

Профессионально-квалификационная структура кадров предприятий сферы туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда.

В Краснодарском крае довольно хорошо развита индустрия туризма, однако учитывая задачи, в том числе международного уровня (Олимпиада-2014), которые стоят перед нашим регионом, возникают вопросы о недостаточном количестве высококвалифицированных специалистов данной отрасли.

Так, в Краснодарском крае несмотря на его популярность не только среди российских, но и международныхтуристов, довольно актуальна проблема со знанием иностранных языков у работников туристических предприятий. Кроме того недостаточно развиты коммуникативные качества персонала туристической отрасли. Высшие учебные заведения далеко не всегда подготавливают специалистов, деловые качества которых соответствуют требованиям современных предприятий индустрии туризма.

Туристские предприятия самостоятельно формируют туристические ресурсы, определяя общую численность работников, их профессиональный состав. При планировании численности они исходят, прежде всего, из стратегии предприятия, достигнутого финансового состояния, внешней экономической среды, состояния рынка туристских услуг, внутренних факторов.

Список литературы

1.Букаяков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: «Инфра-М», 2007.

2.Золотарева И.Д. О необходимости внесения изменений в программы подготовки специалистов туристско-гостиничного комплекса Краснодарского края // Туризм: право и экономика. - 2009, - №2.

.Квартальнов В.А., Зорин И.В. Туризм и отраслевые системы. - М., 2007.

4.Окладникова Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира: Учебное пособие. - М., СПб.: ИФК «Омега-Л»; Учитель и ученик, 2008.

.Писаревский Е.Л., Фефелова В.Н. Актуальные проблемы государственного регулирования подготовки кадров для сферы туризма // Туризм: право и экономика. - 2010. - №2. - С. 29 - 32.

6.Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. - 3-е издание. - М.: «Советский спорт», 2009.

7.Саратовцев Ю.И. Технология туризма: учебное пособие. - СПб., 2008.

Похожие работы на - Трудовые ресурсы туризма Краснодарского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!