Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

Кафедра мировой экономики и финансов








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему

Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов

Студент факультета МЭО и М

Ивашин С.А

Руководитель

И.В. Задружная



МИНСК 2013г.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Предпринимательство как экономическая категория

.1 Предпринимательство: сущность, функции, задачи

.2 Формы и виды предпринимательства

.3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности

ГЛАВА 2. развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

.1 Поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

.2 Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси

ГЛАВА 3. Направления развития предпринимательства в Беларуси

.1 Преодоление административных барьеров

.2 Сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами в области предпринимательства

Заключение

Список использованных источников

 

Введение


Переход к рыночным отношениям в значительной степени повлиял на принципы социально-экономической жизни общества, способствовал проявлению предпринимательской инициативы, становлению и развитию частной собственности. Фактически начала формироваться новая социальная среда - социальный слой представителей малого и среднего бизнеса.

Малое предпринимательство - это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности. И в этом случае, одним из важнейших направлений государственной социальной и экономической политики является: создание правовых условий для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

Цель исследования: определение основных направлений совершенствования предпринимательской деятельности в условиях социально-рыночных преобразований.

Объект исследования - предпринимательство и предпринимательская среда в Республике Беларусь.

Предмет исследования - общественно - экономические условия, факторы, механизмы становления и развития отечественного предпринимательства.

Задачи исследования:

.        определить основополагающие принципы формирования предпринимательской среды и системообразующие факторы функционирования предпринимательства;

.        раскрыть сущность государственного регулирования и поддержки предпринимательства;

.        выявить доминирующие мотивы включения в предпринимательскую деятельность.

Методология и методы данной работы базируются на классических и современных трудах отечественных и современных ученых и специалистов, конкретных исследований различных проблем малого и среднего предпринимательства.

ГлАВА 1. Предпринимательство как экономическая категория

1.1 Предпринимательство: сущность, функции, задачи

В соответствии с Законом «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретённых указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребителя.

Субъектами предпринимательства могут быть как физические, так и юридические лица. Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а так же лица с двойным гражданством. Причём иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории РБ, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного органами внутренних дел в установленном порядке [9, с. 5] .

Следует различать такие понятия, как малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.

К малым относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

1.   в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

2.      в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;

.        в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

.        в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли - до 30 человек;

.        в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

В соответствии с действующим законодательством граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Физическое лицо может получить статус индивидуального предпринимателя при наличии следующих условий:

¾      физическое лицо должно обладать полной дееспособностью;

¾      обязательна государственная регистрация (считается зарегистрированным с момента внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) [14, с. 11].

Вся история человеческого общества, так или иначе, связана с предпринимательством. История развития народного хозяйства начинается с ведения домашнего хозяйства, и с появления излишек продукции возникает потребность в их обмене. Осуществляют его различные торговцы и купцы, которые и являются первыми предпринимателями, производящими не только процесс купли-продажи, но и получающие от этого прибыль. Рядом с ними шли владельцы собственности, служащие государству и церкви. Они также занимались предпринимательством.

Следующий этап связан с появлением индустрии и техники, что позволено количественно увеличить выпуск продукции, а вместе с тем изменить промышленность, сельское хозяйство, строительство, а также структуру экономики и общества в целом.

На современном этапе происходит не только количественное изменение за счёт изменения новых технологий (космических, био-, микро-, наноэлектроники и др.), а также внедрения результатов научных исследований. Вместе с этим меняются предприниматель и предпринимательство.

Цели и задачи предпринимательства могут в каждом конкретном случае в значительной степени различаться. Это зависит от этапа функционирования организации, баланса интересов субъектов предпринимательской деятельности (собственно предпринимателей, потребителей, наёмных работников, государственных и муниципальных органов), а также условий внешней среды.

В обобщающем виде главная цель предпринимательской деятельности состоит в получении (извлечении) прибыли, представляющей разницу между ценой, которую покупатель платит за соответствующие товары (услуги), и затратами на удовлетворение предъявляемого спроса, то есть превышение выручки от реализации товаров (услуг) над расходами на их производство, поставку на рынок и продажу. Максимизация прибыли повышает вероятность успешной работы организации в условиях конкуренции, обеспечивает дополнительный доход её участникам (акционерам, вкладчикам и т.д.) и источник финансирования воспроизводства или увеличения активов хозяйствующего субъекта, является важным фактором роста привлекательности для потенциальных инвесторов. В итоге создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования производства и повышения эффективности использования ресурсов.

Вместе с тем, поскольку предприниматель, стремясь извлечь наибольшую выгоду, должен предъявлять рынку такой товар (услугу), который пользуется спросом, то цель предпринимательской деятельности двуединая - получить наибольшую прибыль в результате максимального удовлетворения определённых общественных потребностей [4, с. 10].

Цели предпринимательской деятельности реализуются путём последовательного или одновременного решения различных задач.

Основными задачами, решаемыми в начале предпринимательской деятельности, являются:

¾      выбор сферы деятельности и её масштабов;

¾      выбор местоположения предприятия и фирмы;

¾      финансирование и инвестирование;

¾      организационные вопросы (выбор правовой формы, названия, учреждения и регистрация фирмы).

После выполнения вышеперечисленных задач, главной и постоянной задачей предпринимателя является - изучение рыночной ситуации, включающее исследование спроса, а также оценку возможностей действующих и потенциальных конкурентов.

Предпринимательство выполняет следующие функции:

)        Общеэкономическая, здесь предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики, что является объективной основой проявления общеэкономической функции.

)        Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и фактов для достижения поставленных целей.

)        Ресурсная, предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании, но в тоже время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. В этом случае важное значение приобретает регулирующая роль государства, которое устанавливает формы ответственности за неправильное использование ресурсной функции.

)        Социальную, которая проявляется в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

)        Организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении деятельности предпринимательской фирмы [10, с. 30].

Предпринимательская прибыль - особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.

Желание получить прибыль заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать всё необходимое для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом для того. Чтобы улучшать качество и повышать количество производимой продукции и услуг, снижать их себестоимость, а также продавать больше конкурентов.

Предпринимательство как социально-экономическое явление имеет многовековую историю. Оно стало неотъемлемой частью не только экономического, но и всего социального порядка, то есть утвердившейся в обществе системе норм, правил и процедур взаимоотношений между людьми и социальными группами, обеспечивающей существование и развитие общества. Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависит от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства [3, с. 32].

1.2    Формы и виды предпринимательства

Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;

коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделён правами и обязанностями и несёт ответственность, установленную для предпринимателя [12, с. 17].

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь в нашей стране могут действовать предприятия, основанные на двух формах собственности - государственной и частной.

В соответствии с тем, на какой стадии оборота капитала (производство товар - деньги) выполняет свои основные функции предприниматель, различают производственную, коммерческую и финансовую предпринимательскую деятельность. Каждый вид предпринимательской деятельности имеет особые характеристики и относительно самостоятелен. В то же время все его виды тесно связаны и дополняют друг друга.

Производственное предпринимательство как форма самостоятельной и инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли, предполагает осуществление непосредственных производственных функций, то есть производство продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые в качестве товара подлежат последующей реализации конечным потребителем или посредником.

Содержание коммерческого предпринимательства - деятельность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции (услуг). Главную роль здесь играют товарно-денежные и торгово-обменные операции и сделки по купле-продаже товаров (услуг).

Консультационное предпринимательство заключается в том, что определенные лица - консультанты, являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомендации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетенции. В зарубежной практике коммерческие консультации носят название консалтинг [8, с. 21].

Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в нашей стране, являются:

1.   Повышение материального и культурного уровня трудящихся, расширяющие круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера.

2.      Развитие предпринимательства как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства.

.        Необходимость создания конкуренции производства в условиях действия антимонопольного законодательства. Она возможна только в том случае, если товар производится на нескольких предприятиях.

.        Необходимость коренным образом соединить интересы науки и производства.

.        Желание западных партнёров, капитал которых мы стремимся привлечь в страну, в большей мере иметь дело с предприятиями негосударственных форм собственности, т.е. с предпринимательскими структурами.

Если говорить о мотивах предпринимательской деятельности, то основными из них можно выделить:

·    Возможность самовыражения личности, позволяющая работнику в максимальной мере проявить своё искусство, способности и трудовые навыки для общего блага.

·        Возможность включения в производство части финансовых средств населения и дополнительные трудовые ресурсы, к которым относятся пенсионеры, лица с ограниченной трудоспособностью, домохозяйки, студенты, а также те, которые за пределами основного рабочего дня в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, организациях могут заниматься предпринимательской деятельностью.

·        Желание граждан законным путём повышать свои доходы, и тем самым обеспечить достойные, соответствующие сложившимся в обществе потребительским стандартам, условия жизни себе и своей семье. [5, с. 23].

.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:

1)      Создаёт правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.

2)      Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и её национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности.

)        Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.

)        Обеспечивает социальную защиту и выдаёт социальные гарантии наёмным работникам путём установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией.

)        Принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии.

)        Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.

)        Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.

Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными.

Негативные - это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятия мер по их установлению.

Позитивные условия - проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержании.

Методами государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются: экономические и административные методы.

Экономические методы:

§ налогообложение;

§  перераспределение доходов и ресурсов;

§  ценообразование;

§  кредитно-финансовые механизмы;

§  осуществление государственной предпринимательской деятельности.

Административные методы:

§ принятие и корректировка законодательства;

§  контроль за его соблюдением.

Государство проводит экономическую политику, которая включает:

Фискальную политику - регулирование государственным бюджетом и налогообложения. Она проводится с помощью следующих средств:

1)      в период спада производства осуществляется финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и форм;

2)      в период подъема уменьшаются размеры налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведёт к повышению платежеспособного спроса и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, и к оживлению экономики;

3)      разрабатывается гибкая система налогообложения, предусматривающая возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики; льгот малых предприятий, а также предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;

кредитно-денежную политику - целенаправленное управление со стороны государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые в свою очередь воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.

научно-техническую политику - обеспечение комплексного развития науки и техники, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем финансирования, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики, совершенствование системы оплаты труда научных работников, участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

амортизационную политику - определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования;

инвестиционную политику - регулирование темпов роста производства, ускорения НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача - освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику;

осуществление государственного предпринимательства - участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг;

индикативное прогнозирование и планирование, регулирование экономическим развитием. Оно основано на результатах анализа развития экономики исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макроэкономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и другие, а также определение способов их достижения и регулирования в случае невыполнения плана;

ценовую политику - регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных и фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности;

внешнеэкономическую и социальную политику - обеспечение условий притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов [13, с. 62].

Главной целью государственного регулирования предпринимательского сектора в странах, которых находятся в состоянии экономической трансформации, является стимулирование предпринимательской активности населения посредством благоприятной деловой среды.

Использование административного воздействия в процессе государственного регулирования призвано решать следующие важнейшие задачи:

1.   обеспечение равных условий хозяйствования и развития конкурентной среды;

2.      повышение ответственности субъектов предпринимательства за результаты хозяйственной деятельности;

.        устранения правовых, административных, экономических и организационных препятствий на пути развития предпринимательства;

.        защита потребителей от некачественных товаров и услуг.

Можно сделать вывод, что государственное регулирование присуще любой экономической системе. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, а также для предотвращения негативных социальных и экономических процессов.

ГЛАВА 2. развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

.1 Поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты инфраструктуры).

Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” и от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О поддержке малого и среднего предпринимательства”.

На 1 января 2013 г. в республике действовали 83 центра поддержки предпринимательства (далее - центры) и 15 инкубаторов малого предпринимательства (далее - инкубатор).

По состоянию на 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров и 15 инкубаторов.

На 1 января 2013 г. доля субъектов инфраструктуры (31 центр и 1 инкубатор), действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению с 2011 годом (26 центров и 1 инкубатор или 29,6%) и составила 32,6% от общего количества центров.

Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 78,6 % от общего их количества (98 субъектов инфраструктуры) являются организациями частной формы собственности, 15 % - коммунальной, 6 % - республиканской.

Осуществляют деятельность свыше 10 лет - 19 субъектов инфраструктуры или 19,3% от численности действующих субъектов инфраструктуры, свыше 5 лет - 19 субъектов инфраструктуры (19,3%), 3-5 лет - 12 субъектов инфраструктуры (12,2 %), 1-3 лет - 38 субъектов инфраструктуры (38,7%), до 1 года - 10 субъектов инфраструктуры (10,5%).

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

В 2012 году в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 102645 человек (в 2011 году - 82974 человек). По актуальной для предпринимателей тематике проведены 4985 курсов, семинаров (в 2011 году - 2696), в которых приняли участие 52501 человек (47647 человек).

Структура обратившихся в центры за услугами клиентов представлена на Диаграмме 1.

Диаграмма 1


Наиболее актуальными для субъектов предпринимательства темами в 2012 году были организация предпринимательской деятельности в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях, в том числе с учетом применение норм Декретом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“.

В Витебской области 25% клиентов центров осуществляют деятельность в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях.

В Гомельской (ЗАО ”Гомельское региональное агентство экономического развития“, ООО ”Светлогорский деловой партнер“), Минской (ОДО ”Дисконтгрупп“) и Могилевской (УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“) областях центрами совместно с райгорисполкомами проводились выездные семинары по вопросам применения льгот и преференций, предусмотренных указанным Декретом, а также оказывалось содействие субъектам предпринимательства в подготовке документов для их получения, разработаны и изданы информационные материалы о применении норм указанных декретов Президента Республики Беларусь.

С целью вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность центрами областей (г. Минска) проводились семинары, ”круглые столы“, а также конкурсы бизнес - проектов.

В сотрудничестве с ООО ”Стартап технологии“ (г. Минск) Гродненским областным учреждением финансовой поддержки предпринимателей проведены два конкурса инвестиционных бизнес - проектов ”Гродненский ИнвестУикенд“, УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“ областной конкурс бизнес - проектов ”Второй Могилевский Invest Weekend“. Аналогичные мероприятия проведены на базе ОДО ”Витебский бизнес-центр“.

ООО ”Чейнз Актив Групп“ (Минская область, Узденский район, д.Дещенка) в рамках изучения темы ”Знакомство с основами предпринимательства“ для школьников организованы и проведены экскурсии на производственные предприятия.

УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“ для студентов ВУЗов Могилевской области проведен ряд мероприятий (семинаров и ”круглых столов“) на темы ”Молодежное предпринимательство. Инвестиционный имидж Могилева“, ”Развитие молодежного предпринимательства в Могилевской области“, организовано участие студенческих команд области в деловой республиканской игре ”Железный предприниматель“ в онлайн - режиме, организован конкурс студенческих научно-практических работ ”Имидж Могилева как инструмент привлечения инвестиций“.

Центр ЧТИУП ”Бизнес - Агентство Могилев“ (г.Могилев) осуществляет деятельность по формированию инвестиционного имиджа Могилевской области, привлечению инвестиций посредством предоставления инвестиционных консалтинговых услуг инвесторам, желающим инвестировать в экономику региона. Интересен опыт реализации центром ООО ”Центр деловых услуг“ (г. Могилев) совместно с Могилевскими облисполкомом и горисполкомом инициативы ”Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства Могилевской области в экспортной деятельности путем создания постоянно действующей ”Школы экспортера“ при данном центре (проведены 5 семинаров с участием 80 человек).

Для реализации задач, предусмотренных законодательством, действующие в республике центры имеют кадровый потенциал и помещения, необходимое компьютерное и офисное оборудование.

Количество штатных сотрудников центров на 1 января 2013 г. составило 683 человека (на 1 января 2012 г. - 676 человек). Большинство сотрудников центров имеют высшее экономическое, юридическое, а также педагогическое и техническое образование.

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий [6, с. 41].

Инкубаторы действуют во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске.

Всего по состоянию на 1 января 2013 г. в республике действовало 16 инкубаторов (Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской - 2, Минской - 3, г. Минске - 7).

Специалисты инкубаторов обеспечивают возможность предоставления арендаторам коллективного пользования оргтехникой, проводят обучающие семинары по вопросам предпринимательской деятельности, оказывают консалтинговые, информационные услуги, содействуют в поиске партнеров и др. Численность работников инкубаторов в 2012 году составила 125 человека (в 2011 году - 124 человека).

Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе, согласно которых приоритетное право на размещение в инкубаторе имеют субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) внедрения новых технологий.

Общая площадь помещений инкубаторов в 2012 году составила 38522 кв.м (в 2011 году - 27266 кв.м), в том числе площади республиканской формы собственности - 11004 кв.м (12318 кв.м), коммунальной - 18496 кв.м (9566 кв.м), частной - 9022 кв.м (5382 кв.м).

Площади помещений, сдаваемых аренду в 2012 году инкубаторами субъектам малого предпринимательства составили 22931 кв.м (в 2011 году - 21037 тыс. кв.м).

Количество арендаторов в инкубаторах на 1 января 2012 г. составило 292 субъекта малого предпринимательства, на конец года - 415 субъектов малого предпринимательства.

Численность работников арендаторов на начало года составила - 2122 человека, на конец года - 2588 человек.

Таким образом, при содействии инкубаторов в течение года создано 466 новых рабочих мест (в 2011 году - 313 новых рабочих мест).

2.2 Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси

На основании статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего предпринимательства.

Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.

Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании предприятий, так и на этапе их развития.

Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства.

По мнению руководителей малых и средних предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых и средних предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию производств.

Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства. На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.

Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным. Негативное влияние на развитие предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных) [15, с. 56].

Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого и среднего предпринимательства со стороны государства.

Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности.

Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д., а также связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.

Излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате этого имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.

Административные барьеры. Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются:

1.      Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси. Регистрирующие органы по-прежнему осуществляют контроль над содержанием учредительных документов.

2. Большой перечень оснований для отказа в регистрации. Наличие обширного перечня оснований для отказа в регистрации порождает субъективизм и коррупцию в государственных органах.

. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин. Поскольку стоимость услуг нотариата достаточно высокая, а количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию.

. Большое количество требуемых для регистрации документов. Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим. Даже при наличии принципа «одного окна» это ведет к необходимости обмена данными между различными органами, что усложняет их работу.

. Принятие решения о регистрации коллегиально - заседанием исполнительного комитета [18, с. 22].

ГЛАВА 3. Направления развития предпринимательства в Беларуси

.1 Преодоление административных барьеров

Барьеры на пути развития субъектов хозяйствования появляются в экономической среде как следствие несовершенства государственного административного регулирования их деятельности путем принятия законодательных и иных нормативных актов. В связи с этим Правительство, как исполнительный орган власти, обязано прилагать значительные усилия для того, чтобы ослабить в разумных пределах административное воздействие на развитие малых и средних предприятий и инициировать такие реформы в конкретных направлениях и областях, которые будут способствовать реализации экономического потенциала нового сектора экономика.

В число основных административных барьеров входят: статистическая, оперативная, специальная отчетность; получение лицензий, сертификатов, регистрационных удостоверений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; открытие (закрытие) банковских счетов.

«Барьерный» характер государственного регулирования сферы предпринимательства имеет ряд существенных негативных последствий и для экономики в целом.

Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества - как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством ВВП, потерями государственного бюджета из-за неэффективного использования ресурсов.

Во-вторых, барьеры не решают проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования.

В-третьих, «барьерный» характер экономики благоприятствуют развитию коррупции в среде государственных чиновников. [1, с. 52].

При осуществлении мер, направленных на сокращение неэффективных бюрократических процедур, повышение за этот счет уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности с сохранением эффективных рычагов государственного регулирования экономических отношений, должны соблюдаться следующие основополагающие принципы:

§ прозрачность, последовательность и предсказуемость принятия решений органами государственного управления по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие сферу малого предпринимательства;

§  введение новых нормативных правовых актов исключительно после проведения всестороннего анализа целесообразности их принятия и изучения последствий их влияния на развитие сектора малого предпринимательства и экономики страны в целом;

§  периодический мониторинг экономической эффективности действующих нормативных правовых актов в последующей инициацией внесения изменений в акты, ухудшающие условия хозяйствования;

§  координированность деятельности государственных органов в вопросах создания благоприятных условий для развития предпринимательства;

§  установление механизма ответственности государственных органов и их должностных лиц за невыполнение либо ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, повлекшее ухудшение правовых и экономических условий хозяйствования в Республике Беларусь [16, с. 83].

Принципиальные подходы к решению задачи создания благоприятного предпринимательского климата сформулированного в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 - 2015 годы. Целями настоящей Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:

вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны, для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;

развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями предпринимателей;

увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте до 30 процентов и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;

совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса;

содействие развитию субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовая поддержка, оказание консультационных услуг, обеспечение доступа к материальным ресурсам, участие в государственных закупках товаров, работ и услуг, помощь в решении вопросов взаимодействия с государственными органами и другое);

содействие и оказание государственной поддержки кластерным инициативам и проектам;

модернизация инфраструктурных и социальных секторов экономики страны путем реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства.

Кроме того, в настоящей Программе предусматривается решение следующих задач:

развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование и развитие механизмов государственно-частного партнерства;

стимулирование деловой активности отдельных групп населения, участия субъектов предпринимательства в реализации важнейших направлений социально-экономического развития республики;

организация предпринимательской деятельности безработных граждан, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных групп населения;

совершенствование работы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

международное сотрудничество и развитие внешнеторговой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 - 2015 годы будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах. [2, с. 11].

В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов.

3.2 Сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами в области предпринимательства

На протяжении нескольких последних лет первую позицию среди экспортных партнеров республики занимает Российская Федерация. За 2 полугодие 2012 года доля экспорта в Россию составила 45,1% в общем объеме экспорта субъектов малого предпринимательства (за аналогичный период 2011 года - 48,1%). За 2 полугодие 2012 года объем экспорта в эту страну снизился на 36,3 процента и составил 238,6 млн. долларов США.

Вторую позицию занимает Латвия (26,7 процента от общего объема экспорта), третью - Нидерланды (11,5 процента). Следует отметить, что экспорт в Нидерланды вырос за 2 полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 94,3 процента.

При сохранении незначительного удельного веса в общем объеме экспорта субъектов малого предпринимательства (от 0,2 до 1 процента) значительно увеличился объем экспорта в Венесуэлу (в 11 раз), в Китай (в 4,9 раза), в Турцию (в 3,6 раза).

Из общего объема экспорта основных видов товаров субъектами малого бизнеса наибольший удельный вес во 2 полугодии 2012 года приходился на:

растворители и разбавители, сложные органические - 27,6 процента, при этом их экспорт в физическом выражении увеличился в 4,5 раза, а в стоимостном - на 65,2 процента;

нефтепродукты и сжиженный газ - 18,1 процента;

изделия из древесины (мебель, изделия столярные строительные, тара, прочие изделия) - 4,8 процента.

Во 2 полугодии 2012 года при сохранении незначительного удельного веса (1-2 процента) в 7,8 раз (в количественном выражении) вырос объем экспорта молока, сливок сгущенных и сухих, масла сливочного - в 7,8 раза, сыров и творога - в 2,5 раза. Анализ структуры экспорта указывает на наличие большой доли товаров с низкой долей добавленной стоимости и преимущественно сырьевой ориентацией.

Импорт товаров субъектами малого предпринимательства за 2 полугодие 2012 года составил 2499,1 млн. долларов США, что к уровню 2011 года за аналогичный период составило 69,1 процента.

В общем объеме импорта на долю Российской Федерации приходится 38,1 процента (952,3 млн. долларов США), к уровню аналогичного периода 2011 года импорт из Российской Федерации уменьшился на 32,7 процента. Вторую позицию занимает Германия - 9,5 процента от общего объема импорта (снижение на 22,8 процента), третью - Китай (8,9 процентов и снижение на 20,7 процента).

Основу импорта субъектов малого бизнеса составляют: нефть и нефтепродукты (8,3 процента от общего объема импорта, при этом объем импорта нефтепродуктов увеличился в 3,9 раза), трубы и трубки из черных металлов, специальные профили из нелегированной стали (4,7 процента), автомобили легковые и грузовые, запчасти к ним и тракторам (2,6 процента), лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи (2,2 процента).

Необходимо отметить, что во 2 полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизился импорт дорожной и строительной техники (в физическом выражении - на 50,7 процента), холодильников, морозильников и холодильного оборудования (в физическом выражении - на 47,3 процента), телевизоров, мониторов, проекторов (в физическом выражении - на 41,1 процента). Увеличился импорт масла подсолнечного (в физическом выражении - в 1,6 раза), цитрусовых плодов (в физическом выражении - в 1,2 раза), шин (в физическом выражении - на 16,4 процента).

Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта-импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,7 процента, импорта - 71,9 процента.

Заключение

Предпринимательство как социально-экономическое явление имеет многовековую историю. Оно стало неотъемлемой частью не только экономического, но и всего социального порядка, то есть утвердившейся в обществе системе норм, правил и процедур взаимоотношений между людьми и социальными группами, обеспечивающей существование и развитие общества. Каждый вид предпринимательской деятельности имеет особые характеристики и относительно самостоятелен. В то же время все его виды тесно связаны и дополняют друг друга.

Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависит от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

Государственное регулирование присуще любой экономической системе. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, а также для предотвращения негативных социальных и экономических процессов. Главной задачей государственного регулирования является стимулирование предпринимательской активности населения посредством благоприятной деловой среды. Но в тоже время, государство создает высокие административные барьеры, которые сдерживают развитие субъектов хозяйствования, и в первую очередь субъектов малого предпринимательства, что не может не сказаться негативно на состоянии экономики в целом, поскольку малый бизнес производит значительную часть ВВП, формирует государственный и местные бюджеты, создает рабочие места.

Предпринимательство в Республике Беларусь играет важную роль в социально-экономическом развитии, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности. Анализ инновационной деятельности хозяйствующих субъектов позволяют проследить чрезвычайно важный процесс зарождения научно-технического прогресса на уровне предприятия - главного субъекта инновационной деятельности в рыночной экономике.

Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2012 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании - 61,2%. В промышленности сосредоточено - 33,6%, в строительстве - 21,3%, в транспорте - 8,5% от общего количества малых предприятий. Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения.

В зависимости от организационно - правовых форм среди малых предприятий больше всего унитарных предприятий - 48,1%, обществ с ограниченной ответственностью - 42,9%, меньше всего акционерных обществ - 7,2%.

В общем объеме белорусского экспорта доля субъектов малого предпринимательства на протяжении последних лет остается стабильной и составляет более 18%. В общем объеме импорта их доля значительно выше и составляет около 40%.

Сделаны значительные шаги в направлениях сотрудничества Республики Беларусь с Россией и Украиной по развитию производственной и инновационной деятельности малых предприятий.

Жизнь показала, что если рядом с крупными предприятиями широко действует сеть мелких и средних предприятий, экономика развивается более успешно.

предпринимательство малый рыночный преобразование

Список использованных источников

1.  Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. - СПб.: Питер, 2010. - 368 с.

2.      Беларусь на пути устойчивого инновационного развития: проблемы теории и практики: материалы международных научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Минск, 11 мая 2007г./ ред. кол.: Сокол С.Ф.[и др.]. - Минск: БИП - С Плюс, 2007. - 309 с.

.        Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб.- 2-е изд., испр.- М.: Дело, 2009. - 640 с.

.        Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деят.: Учебник. - М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. - 740 с.

.        Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. - М.: Издательство «Консалтбанкир», 2005. - 704 с.

.        Глущенко Е.В., Капцов А.А., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. - М.: Вестник, 1996. - 336 с.

.        Дадаико С.В. Пути развития предпринимательства. Мн.: «Армита - Маркетинг, Менеджмент», 2004. - 144 с.

.        Круглик В.М., Развитие предпринимательства в Республике Беларусь/В.М. Круглик; Минский Институт управления. - Мн.: издательство МИУ, 2005. - 71 с.

.        Лях И.А., Пинигин А.В. Проблемы административных барьеров в развитии малого предпринимательства и пути их разрешения//Белорусская экономика: Анализ, прогноз, регулирование, - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2009. - 33 с.

.        Настольная книга предпринимателя/ Е.Д. Копнова, С.Н. Полбицин, Л.Г. Полбицына и др.; отв. ред. С.Н. Полбицын. - Екатеренбург: У- Фактория, 2003. - 344 с.

.        Организация предпринимательской деятельности/ С.И. Грядов, П.Е. Подгорбунских, В.А. Удалов и др.; Под ред. С.И. Грядова. - М.: Колас, 2005. - 416 с.

.        Основы предпринимательского дела: Учебник.2-е изд., перераб. И доп./Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е Смирновой. М.: Издательство БЕК, 1996. - 476 с.

.        Основы предпринимательства: Учебник/Врублевский Б.И., Врублевский В.Б., Сенько И.В.- Гомель: УУП. «Центр научно-технических услуг «Разаитие»», 2005. - 207 с.

.        Предпринимательство в Республике Беларусь/Германович Г.В., Мельников Н.К., Пятинкин С.Ф., Романовский К.Э. и др., - Мн: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2008. - 136 с.

.        Предпринимательство: Учебник/ Под ред. М.Г. Лапусты. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФА- М, 2008. - 667 с. - ( Высшее образование).

.        Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФА - М, 2001. - 448 с.

.        Предпринимательство в Республике Беларусь/Германович Г.В., Мельников Н.К., Пятинкин С.Ф., Романовский К.Э. и др.; - Мн: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2004. - 136 с.

.        Радионова Н.В. и др. Предпринимательство: Соц.-экон. Упр.: Учеб пособие для вузов - Москва: Юнити: Единство, 2002. - 383 с.

Похожие работы на - Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!