Участие народных заседателей в осуществлении правосудия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,88 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участие народных заседателей в осуществлении правосудия

Введение

Статья 1 Конституции Республики Беларусь, определяя сущность белорусского государства, провозглашает, что Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Признаком правового государства, наряду с другими, является реализация принципа разделения властей. В соответствии с конституционно установленной в Республике Беларусь концепцией разделения властей, государственная власть включает в себя три основных ветви: законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции Республики Беларусь). Этот принцип наиболее последовательно и четко реализуется в организации и деятельности судебной системы, поскольку судебная власть призвана обладать самой высокой степенью независимости. Так, в развитие названного принципа, в Конституции Республики Беларусь содержится глава 6 «Суд», в которой сущность судебной власти раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Исходя из положений данной главы Конституции, наука термин «судебная власть» детерминирует следующим образом.

Судебная власть - это принадлежащая судам возможность на основе права влиять на конфликтные общественные отношения в целях всесторонней и всеобъемлющей защиты субъективных прав, свобод и законных интересов.

Основополагающей функцией судебной власти является осуществление правосудия.

Правосудие - это вид государственной деятельности, который осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел в целях укрепления законности и правопорядка, охраны прав граждан и организаций.

Согласно ч. 1 ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в нашем государстве правосудие осуществляется только судом.

Значимость судебной власти в государстве определяется не только тем, в каких взаимосвязях она находится с законодательной и исполнительной властями, но и отношением народа к ее институтам, доверие которого формируется и базируется на упорядоченном контроле с его стороны. Формы этого контроля разнообразны и зависят от особенностей государства, традиций народа.

В древности, на ранних этапах развития государственности суд вершился самим народом или его организационными формами. В более поздний период, когда укрепляется монархическая власть, значительную роль играют правительственные, т.е. коронные (профессиональные) судьи. Но они стали осуществлять судебную власть, как правило, вместе с представителями народа: присяжными заседателями либо народными заседателями (шеффенами).

Шеффены - это лица, избранные народом на определенный период времени для совместного с профессиональными судьями разрешения всех вопросов, возникающих при разбирательстве дела и обязанных мотивировать свои решения относительно вины лица, а также его наказания. В то время как в суде присяжных приговор - это результат деятельности двух коллегий (присяжных заседателей и профессиональных судей), в суде шеффенов существует лишь одна коллегия, нераздельно и совместно разрешающая все вопросы как фактические, так и юридические.

В данном контексте участие народных заседателей в осуществлении правосудия - это форма привлечения общественности к участию в деятельности суда. В настоящее время принцип участия общественности в осуществлении правосудия нашел свое отражение в ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, согласно которой граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Поскольку судебная власть - одна из ветвей государственной власти, наличие подобной нормы в законодательстве означает не что иное, как реализацию конституционного права граждан на участие в управлении государством.

.Народные заседатели. Их правовой статус

Как уже говорилось выше, участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей является одним из демократических принципов отечественного судоустройства. Тем самым, обеспечивается тесная связь судебной власти с народом, общественный контроль за судебной деятельностью, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений, нравственно-правовое влияние судебного процесса.

Исторически старейшей формой участия граждан в судебном рассмотрении дел являются присяжные заседатели. Она была введена судебными Уставами 1864 г. в ходе судебной реформы 1864 г. и предназначался для рассмотрения уголовных дел в окружном суде.

Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. все существующие на тот момент в России Судебные установления упразднил, предусмотрев иную судебную систему. Совет Народных Комиссаров отдал предпочтение не суду присяжных, а форме суда в виде участия в местном суде двух очередных народных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей.

Декрет № 2 о суде от 7 марта 1918 г., предусмотрел образование окружных народных судов. В этих судах решения по гражданским делам принималось в составе трех постоянных членов окружного народного суда и четырех народных заседателей. Решение по уголовным делам принималось в составе двенадцати очередных заседателей и двух запасных под председательством одного из постоянных членов суда. Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, на основании списков кандидатов, представляемых местными работниками и волостными Советами. Очередные списки каждой сессии составлялись путем жеребьевки исполнительными комитетами Советов.

В последующем было установлено, что уголовные и гражданские дела суд первой инстанции должен рассматривать в составе судьи и двух народных заседателей, а проверку законности и обоснованности судебных приговоров осуществлять только профессиональными судьями.

Институт народных заседателей в судебной системе Республики Беларусь сохранился и до настоящего времени.

Правовое положение народных заседателей в Республике Беларусь определяется главой 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Анализ соответствующих норм Конституции и Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей позволяет выделить следующие принципы статуса народных заседателей:

-единство статуса;

-независимость;

-несменяемость;

-неприкосновенность;

-государственная защита судей и народных заседателей. Надлежащее материальное и социальное обеспечение.

В соответствии со ст.133 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Действующим законодательством Республики Беларусь участие народных заседателей в осуществлении правосудия предусмотрено только в ходе уголовного судопроизводства. Так, ст.32 УПК гласит, что уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей. При этом коллегия в таком составе рассматривает уголовные дела ограниченной категории, а именно: о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь, а также о преступлениях несовершеннолетних.

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу рассмотрение гражданских дел осуществляется единолично судьей или коллегией профессиональных судей. Народные заседатели в рассмотрении дела не участвуют. В рассмотрении дел хозяйственными судами и Конституционным Судом представители народа также не участвуют.

Народные заседатели - временные, непрофессиональные судьи. Однако в целях реализации возложенных на них функций при осуществлении правосудия им предоставлены права и на них возлагаются обязанности судьи, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. В ст.6 УПК прямо указано, что судьей в уголовном процессе в равной степени является как профессиональный судья, так и народный заседатель. Таким образом, компетенция народных заседателей и профессиональных судей при осуществлении правосудия одинакова. Они совместно рассматривают все вопросы, включая и те, которые касаются виновности и наказуемости лица, и выносят простым большинством голосов свое решение.

Вместе с тем следует учитывать, что народные заседатели наделяются правами судьи лишь тогда, когда они на определенный срок привлекаются к рассмотрению конкретного уголовного дела, на что и было обращено внимание в решении Конституционного суда Республики Беларусь от 17 апреля 2001 г. № Р-114/2001 «О порядке формирования состава народных заседателей».

Равенство статуса народного заседателя и судьи при рассмотрении уголовных дел наглядно иллюстрируют положения ст.354 УПК, согласно которым при разрешении каждого вопроса в процессе вынесения приговора никто из судей не вправе воздержаться от голосования, все вопросы разрешаются большинством голосов. Председательствующий подает свой голос последним. Судье, голосовавшему за оправдание обвиняемого и оставшемуся в меньшинстве, предоставляется право воздержаться от голосования по вопросам применения уголовного закона. Если другие судьи разошлись во мнениях о квалификации преступления или о мере наказания, то голос, поданный за оправдание, присоединяется к голосу, поданному за квалификацию по закону, предусматривающему менее тяжкое преступление, и за назначение менее строгого наказания. Судья, оставшийся в меньшинстве, вправе изложить свое особое мнение в совещательной комнате в письменной форме. Если на приговор суда, по которому один из судей остался при особом мнении, не поступят кассационные жалоба или протест, суд, рассматривавший уголовное дело, по вступлении приговора в законную силу направляет данное дело председателю вышестоящего суда для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора.

Согласно ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей народные заседатели обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом и иными законодательными актами.

При осуществлении правосудия народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Народный заседатель не должен высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами. Лица, отобранные судом для участия в рассмотрение дела в качестве народных заседателей, обязаны являться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим соответствующее дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, - на срок рассмотрения этого дела. Данная норма является проявлением положения о неизменности состава суда при разбирательстве уголовного дела (ст. 288 УПК). Этим положением определяется также, что дело, начатое с участием народных заседателей, должно быть окончено с их участием и по истечении срока их полномочий.

2. Подбор народных заседателей. Выплаты за выполнение ими обязанностей в суде

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами и несут обязанности судьи. Поэтому, исходя из их высокого правового статуса, связанного с осуществлением публично-правовых задач судебной власти, для обеспечения конституционных принципов правосудия вопрос о правовой основе формирования состава народных заседателей имеет определяющее значение.

В соответствии со ст. 133 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет, владеющие белорусским и русским языками.

Законодательство содержит также перечень ограничений, препятствующих возможности стать народным заседателем в суде.

Так, народными заседателями не могут быть:

-лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда;

-лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в установленном законом порядке;

-лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

-депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники республиканских органов государственного управления и других государственных органов, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, финансовых расследований и государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

-священнослужители. народный заседатель суд полномочие

Данные ограничения различны по своему характеру. Если признание недееспособным либо пребывание на учете в наркологическом диспансере связано с психофизиологическими особенностями индивида, то наличие вступившего в законную силу приговора суда означает неблагоприятное с точки зрения закона предшествующее поведение. Установление ограничений для депутатов, руководящих работников и других должностных лиц, прежде всего, продиктовано той должностью, в том числе выборной, которую занимает гражданин, и связано с необходимостью воспрепятствовать нарушению принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Запрет, касающийся священнослужителей, обусловлен тайной исповеди и невозможностью ее разглашения.

Подбор кандидатов для включения в корпус народных заседателей осуществляется соответствующими районными (городскими), областными, Минским городским исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутатов. Подобный порядок формирования списков народных заседателей означает также, что, кроме рассмотренных выше категорий граждан, не имеют также возможности стать народными заседателями лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, то есть находящиеся в следственных изоляторах до вынесения приговора суда. Указанные лица наряду с недееспособными и находящимися в местах лишения свободы не обладают избирательным правом, а значит, не включаются в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутатов.

Списки народных заседателей утверждаются:

-районных (городских), межгарнизонных военных, специализированных, областных (Минского городского) судов - соответствующими областными (Минским городским) Советами депутатов;

-Белорусского военного суда, Верховного Суда Республики Беларусь - Президентом Республики Беларусь.

Включение граждан Республики Беларусь в списки народных заседателей производится с их согласия. В случае, если более половины народных заседателей соответствующего списка досрочно прекращают свои полномочия, в общем порядке формируется новый список народных заседателей.

Количество народных заседателей на одного судью установлено в следующем соотношении:

-для районных (городских), межгарнизонных военных судов - 35 народных заседателей;

-для областных (Минского городского), Белорусского военного судов - 25 народных заседателей;

-для Верховного Суда Республики Беларусь - 10 народных заседателей.

Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги, содержание которой закреплено в ст. 135 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Присяга приносится народными заседателями: районного (городского), областного (Минского городского) судов на общем собрании народных заседателей соответствующего суда в присутствии председателя и судей этого суда, а также представителей управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета; военных судов - на общем собрании народных заседателей в присутствии председателя и судей этого суда, Председателя Белорусского военного суда; Верховного Суда - на общем собрании народных заседателей Верховного Суда в присутствии Председателя и судей Верховного Суда, а также Министра юстиции. Акт о принесении присяги подписывается народным заседателем и хранится в его личном деле.

Согласно ст.138 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей работающим народным заседателям за время исполнения обязанностей в суде производятся выплаты в размере среднего заработка (дохода) по месту основной работы. Неработающим народным заседателям, пенсионерам исполнение обязанностей в суде оплачивается в размере среднего заработка для местности (района, города) по месту нахождения суда. В случае выезда народных заседателей для исполнения обязанностей в суде за пределы постоянного места жительства им выплачивается помимо указанных выплат командировочные расходы в размере, установленном законодательством. Исполнение народными заседателями обязанностей в суде, а также получаемые ими за этот период выплаты приравниваются соответственно к исполнению ими обязанностей по месту основной работы, получаемой заработной плате и учитываются при начислении по месту основной работы премий и иных выплат. Предусмотренные народным заседателям выплаты производятся судом за счет средств, выделяемых на эти цели из республиканского бюджета.

3. Гарантии, связанные с исполнением обязанностей народных заседателей. Досрочное прекращение и приостановление полномочий народных заседателей

Современное общество в рамках процесса обеспечения демократического устройства судебной системы выработало определенные принципы, способные исключить или свести к минимуму какое бы то ни было давление на судебную власть.

Согласно ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Так, согласно ст. 24.2 КоАП воспрепятствование нанимателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин. Причем воспрепятствование явки в суд народного заседателя может быть обусловлено нарушениями должностными лицами по месту основной работы народного заседателя условий материального обеспечения его деятельности. К подобным нарушениям, в частности, относятся:

-несвоевременное возмещение командировочных, транспортных расходов;

-лишение народного заседателя во время исполнения его обязанностей в суде гарантий и льгот, предусмотренных для работников данных предприятий, учреждений, организаций;

-увольнение народного заседателя, перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации.

Законодательством также предусмотрена уголовная ответственность за угрозу убийством, насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении народного заседателя или его близких либо угроза распространением клеветнических или оглашением иных сведений, которые эти лица желают сохранить в тайне, совершенная в связи с осуществлением судьей или народным заседателем правосудия (ст.389 УК). Подобные деяния наказываются арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Вмешательство должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность народного заседателя с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела либо с целью добиться вынесения незаконного судебного приговора, решения, иного судебного акта наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст.390 УК).

Одной из гарантий, связанных с исполнением обязанностей народного заседателя, является и особый порядок прекращения трудовых отношений.

Согласно ст.139 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей увольнение народных заседателей с основной работы по инициативе нанимателя допускается только с согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей, за исключением случаев совершения народным заседателем виновных действий (бездействия).

В соответствии со ст.87 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей народный заседатель не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

Законодательством Республики Беларусь на лиц, осуществляющих функции народного заседателя, распространяется особый порядок привлечения к уголовной и административной ответственности, а также порядок производства по таким делам.

Например, решение о возбуждении уголовного дела в отношении народного заседателя либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, может быть принято лишь прокурором, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, с предварительного согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей (ст.468-2 УПК).

Народный заседатель не может быть задержан и иным образом лишен личной свободы без предварительного согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей, за исключением случаев совершения измены государству, иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления (ст.468-3 УПК).

В соответствии со ст.8.2 ПИКоАП в отношении народного заседателя не допускается административное задержание. Задержанный за совершение административного правонарушения народный заседатель должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности.

Независимое исполнение народными заседателями своих обязанностей гарантирует и их государственная защита, которая осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органа государственной охраны», который предусматривает комплекс мер по обеспечению государственной защиты народных заседателей, их близких при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество с целью воспрепятствовать законной деятельности народных заседателей либо принудить их к изменению ее характера или из мести за осуществление ими правосудия.

При этом защищаемым лицам обеспечивается применение:

-мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности их имущества: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений, временное помещение в безопасное место, перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы, переселение на другое место жительства, изменение данных документа, удостоверяющего личность, и замена документов, изменение внешности;

-применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

-осуществление мер социальной защиты, в том числе обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет средств республиканского бюджета, возмещение в полном объеме ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, в связи со служебной деятельностью защищаемых лиц.

Прекращение полномочий народного заседателя, согласно ст.140 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, осуществляется по истечении срока, на который был утвержден список заседателей. В то же время, дело, начатое с участием народного заседателя, должно быть окончено с его участием и по истечении срока его полномочий.

Досрочное прекращение полномочий народного заседателя осуществляется органом (должностным лицом), утвердившим список народных заседателей, в случае умышленного нарушения народным заседателем законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с его высоким званием, а также при возникновении (выявлении) обстоятельств, предусмотренных ч.3 ст.133 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, препятствующих включению его в списки народных заседателей.

Согласно ст. 137 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу на основании письменного заявления народного заседателя, если он достиг 70-летнего возраста; находится в социальном отпуске; в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; имеет иные уважительные причины.

В соответствии со ст.87 Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей осуществление народным заседателем своих полномочий приостанавливается в случае дачи в установленном уголовно-процессуальном законодательстве порядке согласия на возбуждение в отношении его уголовного дела, привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

Заключение

На протяжении своего существования деятельность народных заседателей подвергалась критической оценке и вносились предложения по совершенствованию их работы. Некоторые юристы пришли к выводу, что институт народных заседателей не оправдал своего предназначения и с середины 80-х годов активно начал обсуждаться вопрос о возможности учреждения суда присяжных.

Закон О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 13 января 1995 г. предусмотрел организацию суда присяжных. Однако в этой части Закон оказался не реализованным. В Республике Беларусь продолжают функционировать народные заседатели.

В соответствии со

статьей 10 <#"justify">Литература

1.Судоустройство: учебное пособие / Т. П. Афонченко, И. Н. Цыкунова, Е. И. Парменова, Ж. Ч. Коновалова; Под общ. ред. Ж. Ч. Коноваловой. - Мн.: , 2007. - с.

2.Головистиков А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: ЭКСМО. - 649 с.

.Емельянов С.А. Право: определение понятия. - М. 1992.- 128с.

.Карельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА - М - Норма, 1997. - 570с.

.Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. - 312с.

.Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. - М. Юрист, 1996 - 472 с.

.Манов Г.Н. Теория права и государства: Учебник для вузов. - М. БЕК, 1996- 336с.

.Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах. - М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с.

.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 640с.

.Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 538с.

.Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. - М., 1992. - 600с.

Похожие работы на - Участие народных заседателей в осуществлении правосудия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!