Управление развитием местных сообществ

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,07 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление развитием местных сообществ

Введение

Принятие Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» а также ратификация Россией Европейской Хартии местного самоуправления на первом этапе становления и развития демократического правового государства явились признанием де-юре того, что Россия способна возродиться благодаря развитию больших и малых городов, сел и поселков.

Процессы реформирования системы местного самоуправления в России носят двойственный характер. С одной стороны, реформы связаны с формированием принципиально новой социально-экономической среды, новых условий жизнедеятельности человека. С другой стороны, возникает необходимость адаптации людей к новым условиям, в противном случае быстро меняющаяся внешняя среда становится агрессивной по отношению к человеку. Ошибка многих проведенных и проводимых реформ местного самоуправления изначально заключается в ее направленности «сверху вниз». Тем самым «правила игры» передаются и принимаются местным самоуправлением в качестве директивы. Именно таким путем происходило становление и развитие местного самоуправления. [2, с-7]

Все многообразные потребности местных жителей сводятся к трем группам - занятость, доходы, благоустройство (или условия жизни) в конкретном месте проживания, а не в общем в стране или регионе. Основной идеей, лежащей в основе современных концепций развития местных сообществ, является их способность дать ответ на вопрос, как местное население, используя ресурсы сообщества, может удовлетворять свои потребности, а также формировать свое будущее.

1.Понятие «местное сообщество». Определение и основные признаки местного сообщества

местный правовой сообщество управление

Ключевым понятием названных концепций является местное сообщество. Начиная с ХIХ века термин «сообщество» в западной литературе означал в большей степени «надежду и желание создать более тесные, близкие и гармоничные связи между людьми». [2, с. 9]

Сегодня многие ученые признают значимость и исключительную ценность местного сообщества. Оно способствует формированию таких качеств, как солидарность, взаимное доверие и обязательства, общность интересов.

Понятия сообщество, развитие, хозяйство являются достаточно знакомыми и не требуют дополнительных пояснений. Однако если мы подставим к ним прилагательное местное, точный смысл их передать достаточно сложно. Итак, начнем с основного понятия - местное сообщество.

Во времена, когда отсутствовала развитая транспортная система, тем более коммуникационные технологии, сообщество интересов и сообщество места (рис. 1) представляли собой единое целое: люди жили и работали в одном и том же месте. Процессы индустриализации и урбанизации изменили сообщество. Границы места проживания людей и круг их интересов перестали совпадать. Любое определение границ сообщества зависит от общности интересов населения или местных общественных объединений. Однако независимо от того, какие критерии использовались для определения границ сообщества, в нем всегда найдутся группы людей, интересы которых не совпадают. []

В зарубежной литературе в рамках концепции развития местных сообществ большинство определений содержат ссылку на географическую местность, общность и социальное взаимодействие. Местное сообщество рассматривается как группа людей в природной окружающей среде, обладающая географическими политическими и социальными границами и развитым общением друг с другом. Это общение может быть не всегда активным, но оно должно быть явным. Группы взаимодействуют на определенной территории для достижения совместных целей. []

По своему содержанию местное сообщество характеризуется лишь по совокупности признаков. Характеристики местного сообщества в зависимости от избранного подхода могут быть самые разнообразные: экологические, экономические, этнографические, социологические и т.д. В то же время, несмотря на различие в трактовках, большинство ученых признают наличие четырех основных признаков сообщества:

. Население / общность людей (историческая, культурная, соседская и т.д.).

. Место (территория), иными словами, пространство в пределах определенных границ (географических, административных, экономических, информационных и т.д.).

З. Социальное взаимодействие (соседские отношения, общие правила и нормы поведения, общие властные структуры, общественные услуги, организации, взаимосвязь в производственной деятельности и т.д.).

. Чувство сообщества / психологическая идентификация с сообществом (общность ценностей, чувство принадлежности, чувство сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом и т.д.) [2.с. - 51].

Понятие местное сообщество является ключевым в объяснении проблем местного социально-экономического развития. Оно определяет, кто является главным действующим субъектом в выборе направлений развития и что вообще является критерием оценки развития. Традиционный подход, в соответствии с которым развитие местной экономики рассматривалось во взаимосвязи с производством, формирует иные представления о приоритетах и критериях развития. Они связаны с оценочными производственными показателями, а цели благоустройства местных жителей, удовлетворения потребностей - с развитием производства. Говоря о России, следует отметить, что в советский период цель (улучшение условий жизни) и средства (развитие производства) поменялись местами. Рост производства превратился в самоцель, а провозглашаемые цели - улучшение условий жизни, рост доходов, благоустройство отодвинулись на второй план. [4.113]

Термин «местное сообщество пока не получил широкого распространения в России ни в теоретических исследованиях, ни на практике. В правовых и законодательных актах, например Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» используется термин «муниципальное образование». Однако статус муниципального образования могут иметь не все местные сообщества. Например, район в составе города или хутор в составе сельского района далеко не всегда являются муниципальным образованием. Понятие местное сообщество содержит нечто большее, чем юридическое определение «муниципальное образование». [4, с. - 97]

2.Политика технического содействия развитию местных сообществ

В теории и практике развития местных сообществ выделяются три основных подхода к его организации: (самопомощь, или опора на собственные силы; техническое содействие) - касаются экономических аспектов развития.

Считается, что применение научных методов обеспечивает рациональное планирование в процессе принятия решений. Важнейшими элементами этого процесса являются сбор и анализ данных. Предполагается, что любая ситуация поддастся объективному анализу, а плохие решения - результат плохого планирования. В-третьих, смысл технического содействия заключается в передаче технического опыта, новых технологий потенциальным пользователям. В-четвертых, считается, что в качестве основных заказчиков или спонсоров программ технической помощи должны выступать государственные учреждения.

Главными задачами технической помощи являются достижение экономического роста и совершенствование материальной инфраструктуры. С точки зрения технического содействия проблемы развития потенциала местного сообщества, использования местных материальных и человеческих ресурсов не имеют принципиального значения.

Теоретики и практики развития местных сообществ придают большое значение вопросу о том, под чьим патронажем реализуется программа технического содействия, поскольку это оказывает существенное влияние на характер принимаемых решений и отношения между донором и реципиентом (получателем помощи). Патроном могут выступать: законодательный орган; орган исполнительной власти; учебные и научно-исследовательские заведения; организации сотрудничества; консалтинговые учреждения.

Другим критерием, по которому классифицируется техническая помощь, является вопрос, от кого исходит инициатива оказания такой помощи. По этому критерию различают: навязанную помощь, когда инициатива исходит извне; помощь, которая оказывается независимо от воли и желания самого получателя; помощь на основе договора, когда условия, характер, объем помощи согласуются донором и реципиентом; помощь по инициативе сообщества, когда специалисты приглашаются для решения определенной проблемы самим сообществом. [2.с. - 96]

Не всегда технич. содействие рассматривается как форма развития сообщества, часто к этому типу относят технич. помощь, кот. имеет след. хар-ки: помощь должна максимально соответствовать потребностям местного сообщества, технологии должны быть такими, чтобы их можно было внедрить в данном сообществе, помощь должна подталкивать «инициативы» со стороны местных жителей, технология должна быть совместима со сложившимися ценностями и традициями, помощь должна вести к самодостаточности, а не к ее разрушению, она должна создавать предпосылки для «задействования» местных челов. и прир. ресурсов. В концепции самопомощи стратегия управления ориентирует на непрерывность процесса изменений, в котором не может быть конечной цели, поскольку улучшение условий жизни - непрерывный процесс. Скорость их определяется реальными возможностями. Поэтому реализация политики самопомощи является процессом длительным и сложным, требует иного мышления и способа действий, освоения технологии соучастия, объединения усилий людей и властей. [5, с. - 121]

3. Практическое задание

Опишите с помощью основных признаков любое местное сообщество: вашу группу, население вашего микрорайона и.т. п. Определите границы данного местного сообщества.

Население нашего микрорайона

Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. После чего начали появляться территориально общественные сообщества (*в дальнейшем ТОС), которые заинтересованы в развитии своего района, потому как любой рост-это благо.

Население нашего микрорайона относится к типу «сообщества по месту», потому как оно объединяет людей отношениями соседства, ограниченными определенной территорией. Социальное взаимодействие данного сообщества определяется интересами. Каждый член группы заинтересован в благоустройстве района, что придает ей, на мой взгляд, психологическую целостность, заинтересованность в своей идее, а это уже определенная устойчивость в социальной среде.

Границы данного сообщества, как уже было отмечено, определяются территорией. Инициативная группа действует исключительно в своих интересах, и является независимой, в какой то степени, организацией. Граница территории, на которой осуществляется деятельность данного сообщества, не может выходить за границы городского округа. Наше ТОС (г. Москва, р-он Кузьминки) официально-зарегистрированная организация, имеющая юридическую силу, благодаря которой вся деятельность согласовывается с муниципальной властью, что дает дополнительные привилегии в действиях.

Заключение

В работе поставлена и решена задача исследования содержания понятия «местное сообщество» с позиций системно-социологического подхода, дано определение этого понятия и обозначена роль местного сообщества как социальной системы. Местное сообщество рассматривается как самостоятельная социальная общность, вовлеченная в орбиту государственно-правовых, экономических, культурных отношений. Самостоятельный статус местного сообщества как социальной системы обусловлен сущностью их природы, широкими функциями и сложной структурой.

В настоящее время институт местного самоуправления привлекает в нашей стране все более пристальное внимание не только политиков, ученых, экономистов, но и широких слоев населения. Обусловлено это тем, что становление местного самоуправления - не просто дань демократическим принципам. В связи с изменением экономической и политической ситуации, появлением множественности форм собственности, усложнением хозяйственных связей в России объективно возникла необходимость децентрализации власти и передачи ряда функций на места. Приближение органов власти к объекту управления позволяет принимать оптимальные управленческие решения в кратчайшие сроки с максимальным учетом местных особенностей и тем самым эффективно влиять на экономическую ситуацию на местах и в стране в целом.

Тем не менее, поскольку любое муниципальное образование наделено собственными ресурсами, именно местные сообщества потенциально способны решать свои проблемы с учетом конкретных условий отдельной территории в наиболее эффективных формах.

Список использованных источников

1. Бачинин В.А. Социология. Академический курс - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004 (С. - 246)

. Сорокин А.П. Система социологии, М., 1993. (С. - 362)

. Чавес, М.С. Социальная наука и социальная технологиях / М.С. Чавес, Х.В. (С. - 418)

. Кулей. // Общественная наука и современность. - 2002. (С. - 397)

Похожие работы на - Управление развитием местных сообществ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!