инвестиционные правоотношения, регулируемые в РФ ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999г. и ФЗ «Соглашение о разделе продукции» 1995 г.
Статус коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица предоставляется коммерческой организации со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора, что дает право пользоваться правовой защитой, гарантиями и льготами, установленных законодательством. Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их специальной правосубъектности и не запрещенные действующим законодательством, в том числе приобретать имущественные права.
Большую группу нормативных документов в области инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц составляют международные договоры, важнейшими из которых являются двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Национализация и экспроприация, а также любые иные меры, имеющие аналогичные последствия, которые могут быть приняты органами одного государства на своей территории в отношении капиталовложений инвесторов другого государства, должны приниматься только в общественных интересах в соответствии с действующим на этой территории законодательством. Ни в коем случае такие меры не должны носить дискриминационного характера. Государство, принимающее такие меры, обязуется выплатить инвестору или его правопреемнику без необоснованной задержки соответствующую компенсацию в свободно конвертируемой валюте. К числу важнейших многосторонних международных договоров по рассматриваемому вопросу с участием России относятся Ашхабадское соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. и Минская конвенция СНГ о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г.
) Налоговые правоотношения в отношении иностранных юридических лиц регулируются Инструкциями Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ), которые развивают и расширяют общие основы правового регулирования налогообложения, заложенные в многочисленных нормативных актах, и являются образцом специального правового регулирования и выступая документами прямого действия. Наиболее важными из них являются Инструкция ГНС РФ № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" от 16 июня 1995 г., которая предусматривает: категории плательщиков налога на прибыль и доходы иностранных юридических лиц; порядок их постановки на учет в налоговые органы; порядок ведения налогового учета;
порядок исчисления и уплаты налога на прибыль иностранных юридических лиц, полученную от деятельности в РФ; порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в РФ.
Плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства. Под постоянным представительством для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство или любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в РФ. Инструкция подробно описывает порядок исчисления налогооблагаемой базы и четко указывает перечень представляемых налоговых льгот, оговаривая при этом, что запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер. Налог на прибыль уплачивается в Федеральный бюджет РФ и в бюджеты субъектов РФ по ставкам, установленным законодательством для зачисления указанного налога в соответствующие бюджеты. Прибыль от страховой и банковской деятельности, а также от посреднических операций и сделок облагается по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов РФ по этим видам деятельности. Вопрос об избегании двойного налогообложения регулируется на основе двусторонних международных договоров России с зарубежными государствами во избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Инструкция специально предусматривает, что в случае расхождения между записанными в ней положениями и правилами международного договора применяется последний (п. 6.1). Во избежание двойного налогообложения на основании двустороннего договора государство разрешает иностранным юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность на его территории через постоянное представительство, использовать в качестве зачета против налога на прибыль и доходы такой же налог, уплаченный другому договаривающемуся государству данным юридическим лицом. Россия является участницей большого числа двусторонних договоров об избегании двойного налогообложения. Общая схема таких двусторонних договоров сложилась на протяжении многих лет их существования, но в каждом отдельном случае она наполняется конкретным содержанием с учетом специфики заключающих договор сторон.
) Правоотношения по банкротству регулируются ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г., являющимся документом прямого действия. Закон подробно регулирует процедуры банкротства (в отношении должников - юридических лиц ими выступают наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), а также устанавливает особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.
К отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. При отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
международный право юридический
Глава 3. Статус государства как субъекта международного частного права
Обычно государство участвует в двух видах общественных отношений:
а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются международным публичным правом);
б) отношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны правоотношения, а второй являются иностранные юридические лица, международные хозяйственные организации (МХО) или физические лица (регулируются международным частным правом).
Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, осложненных иностранным элементом.
Отношения такого типа возникают, в частности, в тех случаях, когда государства:
) осуществляют выпуск займов и облигаций, продаваемых иностранцам;
) заключают концессионные соглашения и торговые сделки;
) вступают в арендные отношения с иностранным участием;
) выступают в качестве наследника выморочного имущества;
) предоставляют гарантии по внешнеторговым сделкам и т. д.
Возможность участия государства в отношениях гражданско-правового характера прямо предусмотрена российским законодательством. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами». Из этой статьи следует три положения:
) государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений;
)государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений;
) к государству по аналогии применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
Согласно ст. 1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям осложненным иностранным элементом, с участием государства правила ГК РФ применяются на общих основаниях. Нормы международного частного права применяются к сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель. Государство как субъект международного частного права пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, то есть его юрисдикции, т.е. в его иммунитете.
Различается два вида юрисдикции:
Полная юрисдикция - означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение (например, нормами права, административными распоряжениями и пр.) всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний.
Ограниченная юрисдикция - означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств, для обеспечения реализации своих предписаний.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет включает в себя лишь неприменение принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений и пр.
Особенность правового положения государства как субъекта частноправовых отношений международного характера сводится к его праву на иммунитет. Государство обладает иммунитетом только в тех случаях, когда частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства (спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе или имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства и т.д.)
Понятие «государства» для целей иммунитета означает:
) Государство и его органы управления;
) учреждения и иные образования в той мере, в какой мере они правомочны действовать в осуществлении государственной власти; представители государства, действующие в этом качестве;
) составные части федеративного государства и политические подразделения унитарного государства, которые правомочны предпринимать действия в осуществлении государственной власти.
На официальных представителей государства иммунитет распространяется, если они действуют в этом качестве. Статус субъектов федерации уравнен со статусом политических подразделений унитарного государства.
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:
) Судебный иммунитет - неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношению к другому государству, т.е. не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. Такая ситуация возможна лишь при наличии явно выраженного согласия государства, сделанного его компетентным органом в форме, предусмотренной соответствующим национальным нормативным правовым актом. Заинтересованные лица могут беспрепятственно обратиться с требованиями к государству в суды и другие правоприменительные органы этого государства. Как уже говорилось, в таком случае вопрос об иммунитете не возникает. И наконец, можно обратиться к своему правительству для воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства.
) Иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска, согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как такие меры носят принудительный характер. Если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они не допустимы.
) Иммунитет от принудительного исполнения иска означает, что без согласия государства нельзя осуществить вынесенное против него решение, то есть недопустимо наложение ареста на принадлежащее государству имущество, проведение его публичной продажи и других принудительных мер, которые могут быть предусмотрены иностранным законом. Иммунитет от принудительного исполнения иска тесно связан с судебным иммунитетом государства. Поэтому даже если орган, рассматривающий спор, отвергнет судебный иммунитет или соответствующее государство само откажется от него, истец, в пользу которого будет вынесено решение, все равно столкнется с действием иммунитета от принудительного исполнения иска. Как подчеркивается, например, в п. 4 ст. 32 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. "отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ".
) Иммунитет собственности государства, т.е. режим неприкосновенности государственной собственности тесно связан с еще одной международно-правовой доктриной - доктриной «акта государства», согласно которой суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны, совершенных на ее территории. Если государство, приобрело собственность на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности собственности. Иммунитет собственности проявляется в том, что, если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта.
) Иммунитет сделок государства. (Государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и т. д. Частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности, сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права).
Отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Иммунитет государства - это его «право», вытекающее из суверенитета, но не «обязанность». Государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента. Государства достаточно часто отказываются от своего иммунитета, чтобы упростить свое сотрудничество с иностранными гражданами и юридическими лицами.
Отказ от иммунитета, чтобы быть юридически действительным, подчиняется некоторым правилам:
. Отказ должен быть явно выражен в письменной форме: соответствующим органом государства в одностороннем порядке, при заключении сделки в самом ее тексте, в международном договоре и пр.;
. Отказ не может быть подразумеваемым (если в инвестиционном соглашении с участием государства стороны договорились передавать все споры для разрешения в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, то из этого не следует вывод об отказе от иммунитета);
. Отказ от иммунитета не может толковаться расширительно. Государство свободно в своей воле: оно может отказаться от иммунитета в целом в отношении одной сделки, но это не может толковаться таким образом, что государство отказалось от иммунитета в отношении всех сделок, совершаемых на территории данного иностранного государства;
. Если государство дало согласие быть истцом в иностранном судебном процессе, то это не означает, что в отношении к нему могут быть применены принудительные меры по предварительному обеспечению иска или по принудительному исполнению решения иностранного суда и т. д.
Возможность отказа от иммунитета предусмотрена в российском Законе о соглашениях о разделе продукции 1995 г. Например, если Россия выражает согласие на подчинение ее торгпредства в Германии юрисдикции судов этой страны, то такое согласие будет касаться только правоотношений, связанных с торговыми сделками, заключенными этим органом в соответствующем государстве. Необходимо иметь в виду, что пределы согласия государства на принудительные меры в отношении его собственности ограничены некоторыми ее видами, которые не могут стать объектом санкций даже с согласия государства собственника (например, его природные ресурсы).
Российское законодательство основано на теории абсолютного иммунитета государства. Статья 401 ГПК РФ, устанавливает, что предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся на территории России, могут быть допущены лишь с согласия соответствующего иностранного государства. Согласие компетентных органов соответствующего иностранного государства требуется при рассмотрении иска в арбитражном суде (ст. 213 АПК РФ).
Таким образом, норма ст. 213 АПК РФ, предоставляя иностранному государству полный юрисдикционный иммунитет, вместе с тем предусматривает, что федеральный закон или международный договор могут установить изъятия из принципа абсолютного иммунитета. Нормы об иммунитете иностранного государства зеркально отражают позицию государства, которую оно занимает в отношении предъявления к нему исков иностранными юридическими и физическими лицами. Такая позиция, в частности, отражена в Федеральном законе от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции». Согласно этому Закону (ст. 23) в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и юридическими лицами, может быть предусмотрен (в соответствии с российским законодательством) отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета от предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и/или арбитражного решения.
Для российского законодательства выступление государства в качестве непосредственного субъекта таких внешнеторговых сделок нехарактерна и ограничена. В ст. 11 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995 года предусмотрено, что государство (РФ, ее субъекты и муниципальные образования) осуществляет внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В тех же исключительных случаях, когда внешнеторговую сделку заключило торговое представительство от имени государства, такая сделка должна рассматриваться как совершенная самим государством.
Торговое представительство - это орган, осуществляющий за границей права РФ в области внешнеэкономической деятельности, правовое положение которого за границей определяется внутренним законодательством РФ, торговыми договорами или специальными соглашениями о торговых представительствах., заключёнными Россией с иностранными государствами, а также общепризнанными нормами международного права.
Заключение
Изучение темы данной курсовой позволяет сделать следующие выводы.
Субъект международного частного права - лицо, обладающее по международному частному праву способностью осуществлять права и юридические обязанности (иностранные по отношению друг к другу физические и юридические лица, а также государство).
.) В международном частном праве Российской Федерации вопрос о право- и дееспособности возникает применительно к иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации и к российским гражданам, пребывающим за рубежом. Иностранцы пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Гражданская дееспособность определяется их личным законом. Дееспособность иностранцев будет определяться по российскому праву в случаях заключения сделок, совершаемых иностранцами на территории РФ и в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Российской Федерации, а также при решении вопросов о признании в РФ иностранцев или лиц без гражданства ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими и объявлении их умершими.
.) Бурное развитие внешнеэкономической деятельности нашего государства, а также некоторые политические победы на фоне развития торговых отношений, например: вступление Россией во Всемирную торговую организацию, открывают новые возможности для таких субъектов международного частного права, как юридические лица. Но осуществление поставленных задач, таких как достойная конкуренция нашей продукции на мировом рынке, более привлекательные условия для иностранных инвестиций и т.д. требует более детального и тщательно продуманного, приведенного в соответствие с международным законодательством национального права.
Правосубъектность юридических лиц определяется по критериям:
. Критерий инкорпорации (регистрации), закрепленный в ч.1 ст.1202 ГК РФ, а также в праве Великобритании и США. У юридического лица может быть только одно место регистрации. Существенными недостатками данного критерия является возможность его использования с целью обхода закона и приобретения благоприятного режима деятельности.
. Критерий места нахождения административного органа (центра управления) или критерий оседлости, закрепленный в законодательстве Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, отвечает требованию наличия реальной связи. За основу берется закрепленное в уставных документах место нахождения юридического лица. Неудобство данного критерия проявляется в его непригодности для крупных юридических лиц с разветвленной системой управления.
. Критерий места осуществления основной деятельности, так же как и предыдущий, отражает принцип реальной связи компании и государства. Однако он еще более неудобен для крупных компаний, чья деятельность осуществляется в нескольких государствах, чем предыдущий. Используется как дополнительный и в странах англосаксонской системы права, и в странах романо-германской системы (Франция).
. Критерий контроля используется как дополнительный в тех случаях, когда юридическое лицо, созданное и действующее по национальным законам, контролируется иностранным капиталом. Недостатком является непригодность этого критерия для обществ со смешанным составом учредителей. Этот критерий позволяет государству регулировать допуск иностранного капитала и устанавливать определенный правовой режим в отношении деятельности иностранных инвесторов.
Проблема двойного налогообложения решается путем заключения международных договоров, в которых указано, что налоги, выплаченные одному государству, могут быть зачтены в качестве налогов другого государства.
Иностранные юридические лица в России и в других странах СНГ могут без особого разрешения совершать в РФ сделки по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям с российскими предприятиями, организациями Иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту своих прав. Ликвидация юридического лица за границей, влечет ликвидацию его отделений в России.
Наиболее идеальной формой юридического лица по задумке законодателей различных стран является транснациональная корпорация, которая была бы одинаково наделена правами и обязанностями на территории всех стран своего присутствия.
.) Особенность правового положения государства как субъекта частноправовых отношений международного характера сводится к его праву на иммунитет. Государство обладает иммунитетом только в тех случаях, когда частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства (спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе или имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства и т.д.). Российское законодательство основано на теории абсолютного иммунитета государства. Статья 401 ГПК РФ, устанавливает, что предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся на территории России, могут быть допущены лишь с согласия соответствующего иностранного государства.
Осуществление государством своим функций как субъектом международного частного право производится такими органами, как посольства, консульства, торговые представительства и т.д.
Функции, осуществляемые нашими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями по поддержке соотечественников, считаю недостаточными. С этой целью должны быть использованы в полной мере международные механизмы защиты прав человека, инструментарий международных договоров, включая договоры по вопросам торгово-экономического сотрудничества, гражданства, правовой помощи, трудовой деятельности, социального обеспечения, культуры и образования. Необходимо создать региональную систему защиты прав человека с более широким участием Российской Федерации в международной и европейской системах защиты прав человека, что позволит изменить к лучшему положение дел с обеспечением защиты прав наших соотечественников за рубежом.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно - правовые акты.
. Конституция РФ от 12.12.93 г. с поправками Консультант Плюс
. Гражданский Кодекс РФ от 30.11.94 г. N 51-ФЗ Консультант Плюс
. Арбитражно-процессуальный Кодекс РФ от 24.07.02 г. N 95-ФЗ Консультант Плюс
4. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» от 25.07.02 г. N 115-ФЗ Консультант Плюс
6. ФЗ «О беженцах» от 19.02.93 г. № 4528-1 Консультант Плюс
7. ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» 24.05.99 г. N 99-ФЗ Консультант Плюс
8. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99 г. №160 Консультант Плюс
. ФЗ « О соглашениях о разделе продукции» 30.12. 95 г. N 225 Консультант Плюс
. ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10. 2002 г. N 127-ФЗ Консультант Плюс
. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» Закон РФ от 19.02.93 г. № 4530-1 Консультант Плюс
12. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.61г. Консультант Плюс
2. Учебно-методический материал
. Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриева. - М.: Проспект, 2008.
. Международное частное право. Учебник / Изд. 2-е, доп. В. А. Канашевский - М.: Международные отношения, 2009
. Международное частное право. Учебник / Марышева Н.И. - 3-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2011.
. Международное частное право: Учебник / М.М. Богуславский - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2011.