в конце XIX - начале XX в Германии, Швеции, Великобритании, Франции и ряде других стран первых законодательных актов социального характера о страховании, компенсации за увечья и пенсиях. В середине XIX в. по территории европейских стран прокатилась мощная революционная волна, представлявшая реальную угрозу существующим политическим режимам. Теория социального государства стала ответом немецкой консерваторской мысли. Перед государством встала дилемма-либо погибнуть под натиском революционно настроенной толпы, либо стать социальным. Представители господствующего класса, естественно, выбрали второе. Однако отвергая революционные перемены, консерваторы не отвергали перемены как таковые. Чем более очевидной была опасность революции, тем больше росла готовность политиков идти на социальные реформы. «Спасательный круг» для сохранения социальной стабильности и поддержания общества в жизнеспособном состоянии они увидели в провозглашении новой миссии государства.
Следует отметить, что первые предпосылки осуществления социальных реформ были сделаны еще в кайзеровской Германии во второй половине XIX в. Так, в имперской Конституции 1871 г. отражалась забота государства «о благе немецкого государства». В последующем, Отто фон Бисмарк инициировал формирование законодательства по социальным вопросам с целью смягчения социальных противоречий и ослабления накала социальных движений.
С начала XX в. примеру Германии последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса. Следующий период, включающий две мировых войны, характеризуется принятием во многих странах Европы и США программ социального страхования, ростом расходов на медицинскую помощь и образование, на строительство дешевого жилья. Так, в Италии (1919 г.), в Канаде (1927 г.), в США (1935 г.) было введено пенсионное страхование. Страхование по безработице было введено в Италии (1919 г.), Швеции (1934 г.), Канаде (1940 г.). Важно отметить, что именно в это время услуги по данным программам стали рассматриваться как один из элементов гражданских прав. В дальнейшем на развитие теории и практики социального государства повлияли мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая Мировая война. Политика Ф. Рузвельта под названием «Новый курс» в США законодательно закрепила права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, были узаконены общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, осуществлялись помощь фермерам, меры по ликвидации детского труда, сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Впоследствии, определение роли государства в сфере регулирования социальной поддержки и защиты населения осуществлялось работами У.Г. Бевериджа, который в 40-е гг. XX в. возглавлял комиссию, в докладе которой на тему «Государственная система социальной защиты» были фактически заложены основы современной социальной политики в Великобритании.
«План Бевериджа» предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. «План Бевериджа» был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, Швеции, Германии.
Как показывает зарубежный опыт, стартовым пунктом социального государства, выступало конституционное закрепление ценностей социального государства. Раньше других стран социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в ст. 20 Конституции ФРГ 1949 г., провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством». Одновременно началось становление основных компонентов системы социального государства: властных учреждений, служб, общественных организаций, законов, нормативных документов и др. В социальной сфере предлагаемые меры включали: ликвидацию безработицы и профессиональную переквалификацию рабочих, оптимизацию трудового процесса и участие рабочих в управлении производством через наблюдательные советы и путем включения в правление своих представителей (так называемых рабочих директоров), выпуск народных акций и наращивание жилищного строительства (половина квартир являлись социальными, т.е. продавались населению по сниженным ценам), наполнение рынка товарами и создание сети дешевых кемпингов.
В число приоритетных долгосрочных задач входило финансирование образования и науки, культуры и здравоохранения, пенсионного обеспечения и транспорта. При этом ставилась задача обеспечить каждому необходимый минимум и одновременно создать условия для того, чтобы каждый гражданин мог обеспечить себе желаемый максимум.
В дальнейшем к конституционному закреплению идеи социального государства пришли и многие другие страны Запада: Франция - в 1958 г., Швейцария - в 1972 г., Греция - в 1973 г., Швеция - в 1974 г., Испания - в 1978 г.
При этом идея социального государства, закрепленная на конституционном уровне, раскрывается в терминах «социальное государство» (Германия, Франция, Испания, Италия, Португалия и Турция) или «государство всеобщего благоденствия» (Австрия, Великобритания, Норвегия и Швейцария). В 90-е гг. ХХ в. процесс формирования социального государства затронул и восточноевропейские постсоветские страны. Идея и ценности социального государства в первой половине 1990-х гг. последнего получили признание сначала в Чехии, Словакии, Польше, Венгрии и других восточноевропейских странах, а затем и в странах СНГ (Россия, Украина и др.).
С конца 90-х гг. XX столетия на Западе «социальное государство» начинает осознаваться как механизм, как средство минимизации социальных контрастов и возникающих на их основе социальных противоречий. Идеи, заложенные в концепцию социального государства еще в XIX в. в Германии, оказались реально осуществимыми, чему можно найти множество подтверждающих примеров в современной жизни, начиная с достижений социал-демократической Швеции и заканчивая современной Германией.
Из вышеизложенного можно сделать такой вывод: идеи социального государства примерно стали развиваться в середине XX в., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран. Теория социального государства стала ответом немецкой консерваторской мысли, когда по европейским странам прокатилась революционная волна. Теория социального государства должна была стать тем «спасательным кругом», который бы сохранил социальную стабильность и поддержал общество в жизнеспособном состоянии. Стартовым пунктом социального государства, выступало конституционное закрепление ценностей социального государства. Первой к этому пришла Германия, а затем за ней подтянулись и другие европейские страны.
В 90-е гг. ХХ в. процесс формирования социального государства затронул и восточноевропейские постсоветские страны.
2.2 Развитие отечественных идей о социальном государстве
Развитие идей естественного права, концепции правового государства, а также идей социальных функций государства стали активно развиваться в России в конце XIX - начале XX вв. широким кругом исследователей. Первым, кто обратил внимание на право человека на достойное существование, был В.С. Соловьев. Кроме него, данную проблему исследовали С.А. Котляревский, Б.А. Кистяковский, П.И. Петражицкий, Б.Н. Чичерин, И.А. Ильин.
Представители старой юридической школы делали вывод о том, что восполнять недостаток средств тем, кто нуждается в помощи и поддержке, должны частная благотворительность или государственная администрация, но только не право. Если государство начнёт изменять свое право для этого, то есть вместо установления одинаковой свободы для всех обирать богатых в пользу бедных, то это будет не только нарушением справедливости, но вместе с тем нарушение коренных законов человеческого общежития.
Однако, Новгородцев П.И. находит слабое место в этой позиции - «Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы; без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом, именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности, оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование».
На основе своих исследований Новгородцев П.И. сделал вывод о том, что «…одного провозглашения общего принципа, конечно, недостаточно. Для того чтобы этот принцип не остался только нравственным пожеланием, необходимо, чтобы из него вытекали конкретные юридические следствия».
Кроме того, важным вкладом российских исследователей в развитие теории социального государства явились формулирование и обоснование права на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ на основе реализации принципа равенства. Так, государственный интерес, по утверждению И.А. Ильина слагается «из всех духовно-правовых интересов всех граждан, причем каждый духовно-правый личный интерес оказывается через эту государственную включенность общим и политическим».
П.И. Новгородцев считал, что право на достойное существование должно гарантироваться государством. По его мнению, развитие идеи правового государства превращало его, по сути, в социальное правовое государство. И социальное государство становилось следующим этапом развития либерального правового государства.
Общей закономерностью исследования социальной деятельности государства у дореволюционных авторов является нравственная основа такой деятельности, в отличие от политической основы у зарубежных авторов.
Отдельные русские мыслители при исследовании государства, его социальных функций, а также реализации концепции прав и свобод человека, утверждали, что государство самостоятельно в силу своих культурных, исторических, политических особенностей выстраивает государственный строй, систему права и устанавливает систему прав человека, в том числе и социальных.
После октябрьской революции 1917 г. на смену либеральным идеям построения государства пришло социалистическое видение этой проблемы. В СССР была законодательно закреплена система социального обеспечения, созданная на ленинских принципах. Государственная система страхования уточнила случаи, когда такое право возникает (увечье, болезнь, старость, потеря кормильца и т.д.).
В СССР проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д. Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).
В настоящее время международный и отечественный опыт свидетельствует о разнообразном понимании социальных обязательств каждого конкретного государства, специфике механизмов, обеспечивающих социальные права граждан. Особое внимание необходимо обратить на то, что на социальные доктрины оказывают определяющие воздействие общефилософские представления о естественном праве, правовом государстве, принципах субсидиарных отношений, представления о гражданском обществе, личной и коллективной ответственности.
Особенно часто в последнее время высказывается мнение, что социальным может быть только правовое государство. Ориентация государства на право - это не что иное, как ориентация на общество в целом, а не на класс, слой, социальную группу или иную общность. Такое государство можно назвать социальным, т.е. внеклассовым, внепартийным, внеидеологическим, вненациональным, внерелигиозным.
На рубеже 1980-90 гг. произошли значительные перемены во всех сферах общественной жизни России, которые предопределили изменения в системе национального права, а также в системе законодательства. С распадом в 1991 г. СССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство - это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства. Конституция РФ 1993 г. закрепила конституционные основы новой России. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.
Таким образом, развитие идей естественного права, концепции правового государства, а также идей социальных функций государства стали активно развиваться в России в конце XIX - начале XX вв. широким кругом исследователей.
Важным вкладом российских исследователей в развитие теории социального государства явились формулирование и обоснование права на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ на основе реализации принципа равенства. Причем данное право должно гарантироваться государством.
У дореволюционных исследователей, в отличие от зарубежных, общей закономерностью социальной деятельности государства является нравственная основа такой деятельности.
После октябрьской революции 1917 г. на смену либеральным идеям построения государства пришло социалистическое видение этой проблемы, в итоге советский человек был социально защищен сильнее всех в мире.
В настоящее время бытует мнение, что социальным может быть только правовое государство. Ориентация государства на право - это не что иное, как ориентация на общество в целом.
В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию социальным государством.
3. Россия как социальное государство
.1 Основные проблемы в формировании социального государства в Российской Федерации
социальный беверидж государство формирование
Положение о социальном государстве занимает в Конституции РФ особое место, поскольку характеризует внутреннюю, содержательную, ценностную сторону деятельности государства, тогда как большинство конституционных норм ориентировано на регулирование внешних, структурно-функциональных аспектов государственности. При этом содержание термина «социальное государство» в российской Конституции раскрывается через его цели: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).
Конкретное содержание принципов социального государства раскрывается в законодательстве, а реализация - в практической деятельности государства.
Одним из первых принципов, относящихся к современной концепции социального государства и включенных в конституции, стало положение о социальной функции частной собственности, которое впервые было закреплено в немецких Конституциях - Веймарской 1919 г. и ФРГ 1949 г. Вместо прежнего тезиса о «священной и неприкосновенной» частной собственности (французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.) в конституциях появились формулировки: «собственность обязывает», «частная собственность должна служить общественным интересам, общей пользе». С концепцией социальной функции частной собственности связаны и признанная теперь возможность национализации частной собственности, тарифное регулирование, меры против монополизации рынка и многие другие ограничения прав собственника со стороны государства. Такие нормы действуют и в США, о которых иногда отдельные российские авторы говорят (правда, теперь меньше) как о примере свободной рыночной экономики. Действительно, там по сравнению с Европой вмешательство государства в экономику и распоряжение частной собственностью традиционно слабее, нет в законодательстве и положений о социальной функции частной собственности, но и в США по решениям судов раздробили рокфеллеровскую сталелитейную компанию, могущественный телефонный спрут AT&T, а в последние годы создали конкуренцию Microsoft. В условиях современного мирового финансового кризиса в США в 2008 г. были осуществлены меры, равнозначные фактической национализации двух крупнейших финансовых компаний ипотечного кредита, которые имеют особое значение для экономики (часть акций перешла к государству, а руководителями компаний были назначены государственные чиновники). В Конституции РФ положений о социальной функции частной собственности нет (это результат взглядов, которые господствовали в обществе в н. 90-х гг. прошлого века, на Конституционном совещании 1993 г. иногда предлагалось даже включить в проект Конституции формулировку о «священной и неприкосновенной частной собственности»). Такой подход до сих пор оказывает определенное влияние на законодательство и мероприятия, предпринимаемые государственной властью (отношение к олигархам, недостатки законодательства о противодействии коррупции и использовании природных ресурсов и др.), хотя в принципе социальная функция частной собственности в России не отрицается.
Второй принцип, вошедший в конституции в связи с концепцией социального государства, - социальное партнерство, то есть цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития. Такая формулировка есть в некоторых конституциях, в том числе в упоминавшейся Конституции Египта 1971 г. (в ред. 1980 и 2007 гг.). Социальное партнерство распространяют, прежде всего, на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В Конституции РФ нет такого положения, но оно содержится в Трудовом кодексе РФ 2001 г.
Третий принцип социального государства - социально - экономическое равноправие и фактическое выравнивание положения индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей в России вряд ли достижимо, по крайней мере, в обозримом будущем. Однако с позиций концепции социального государства предоставления им только равных «шансов», на что иногда делается акцент, недостаточно. Разрыв в доходах между 10% самых бедных и 10% самых богатых, по официальной статистике, достигает 16,8 раз (в Москве - 34 раза), а по подсчетам некоторых экономистов - до 50 раз), разрыв между максимальным и минимальным душевым доходом в субъектах РФ около 11 раз (по другим данным - 8,4 раза). Как индивиды, так и общности (территориальные публичные коллективы субъектов РФ) находятся в весьма неравном положении. Социальное государство призвано выравнивать ситуацию в тех сферах, где это можно сделать по существу, поднимая общий уровень. Как частный (в отношениях кочевников, жителей горных территорий и др.) он назван в некоторых зарубежных конституциях. Есть и другие стороны этого конституционного индикатора, связанные, например, с пределами преимуществ, предоставляемых социальным государством индивидам или определенным группам населения, условиями временного или постоянного характера льгот и другие вопросы. Они с теоретических позиций в полной мере не исследованы, да и в Конституции РФ целесообразна обобщающая формулировка этого.
Четвертый принцип - социальная справедливость. В Конституции РФ о нем не упоминается (что также не является достоинством Основного Закона), но он назван в российских Законах об общественных объединениях, о политических партиях. Эти Законы устанавливают также, что требования социальной справедливости не являются «разжиганием социальной… розни», запрещенной ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Принцип социальной справедливости включает много составляющих, причем они неодинаковы в различных правовых системах стран мира. В большинстве стран к элементам принципа социальной справедливости относят прежде всего установление законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Другой показатель справедливости - это потребительская корзина, набор минимума товаров и услуг, необходимых для жизни человека (черта бедности), он должен быть обеспечен человеку государством (отсутствие такого минимума по независящим от лица причинам дает право на субсидию или пособие от государства, размер корзины для разных категорий лиц: инвалидов, пенсионеров, детей, работающих и т.д., неодинаков). Социальное государство также регулирует независимо от форм собственности вопросы продолжительности рабочего дня, устанавливает обязательные еженедельные выходные дни, ежегодные отпуска, ограничивает сверхурочные работы и т.д. Социальное государство проявляет заботу о развитии образования, это вложение капитала в человека, верный путь к прогрессу общества.
Социальную справедливость в России можно реализовать, если в стране создана социально ориентированная экономика. Это следующий важнейший индикатор социального государства. Положение о социально ориентированной экономике уже встречается, хотя и в сокращенной формулировке, в некоторых конституциях (в российской - отсутствует). Однако в содержании тезиса о социально ориентированной экономике остаются неясности. Степень социальной ориентированности экономики определяется, видимо, не только пропорциями в расходной части бюджета. Концепция социально ориентированной экономики имеет очень сложный и разносторонний характер, обоснование этого аспекта социального государства также требует дальнейших и комплексных исследований представителей разных отраслей знания.
Следующий принцип социального государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется, прежде всего, как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, различных ее регионов, создавать благоприятные условия жизни для своих работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д. Но социальная ответственность может и должна распространяться на все стороны, участвующие в общественных отношениях.
В конечном счете, в основе подлинной концепции социального государства находится всесторонняя забота о человеке. Согласно Конституции РФ человек является высшей ценностью. В Конституции РФ социальное государство соединено с понятием достойной жизни и свободным развитием личности. «Свободное развитие людей и их социальная защита всегда будут приоритетами государственной политики», - говорится в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. Прежнее понимание достойной жизни, связанное с концепцией государства благоденствия, в мировой науке отвергнуто, поскольку, уповая на беспредельно обслуживающую роль государства, оно ведет к хозяйственной, политической и иной пассивности личности, к ее иждивенчеству. Новые подходы требуют, чтобы государство (социальное государство) обеспечивало основные нужды человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение и др.), но человек тоже должен заботиться о себе и своей семье. Современные условия общественного развития, прогресс науки, культуры, образования, равно как и грозящие опасности, требуют формирования новой личности человека, высокопрофессионального, морально подготовленного и ответственного. Социальное государство обязано создать, и оно создает условия для этого.
Таким образом, действующая Конституция провозглашает нашу страну социальным государством (ст. 7), но в силу ряда объективных и субъективных причин данное положение во многом остается лишь идеалом. Действительно, минимальные размеры пенсий не могут удовлетворять элементарные потребности человека, а минимальный размер оплаты труда не дотягивает до прожиточного минимума; суммы пособий не всегда обоснованы экономически и психологически; социальное законодательство является нестабильным, его изменения подчас непоследовательны и имеют эффект понижения уровня социального обеспечения.
3.2 Итоги и перспективы развития социального государства в России
В современном отечественном контексте проблемы социальной политики имеют свою постсоветскую специфику, которая отчасти объясняется традиционно высокой ролью государства в различных секторах общественной жизни, а также наследием социалистических принципов управления экономикой и культурой.
К началу 1990-х годов Россия имела экономику, истощенную гонкой вооружений, плохо приспособленную к рыночным условиям существования, в ней преобладали неповоротливые промышленные предприятия-монстры, а наиболее перспективными оказались отрасли, ориентированные на вывоз сырья. К этому следует добавить такие накопившиеся проблемы, как: высокая детская смертность, снижение рождаемости, дефицит жилья, огромные различия в уровне жизни в разных регионах, сверхцентрализация управления, обширное, но довольно противоречивое в институциональном и идеологическом отношении наследие в области здравоохранения и социальной защиты населения - все это, с чем пришлось бы считаться любому реформатору, даже проводящему осторожные эволюционные перемены в условиях экономической и политической стабильности. Положение еще более усугубилось политическим кризисом, результат которого - распад союзного государства, банкротство могущественной идеологии и политических институтов, что привело к катастрофе экзистенциального порядка, имеющей глубокие последствия в мироощущении и поведении больших групп людей, в трансформации важнейших социальных институтов.
По мнению М. МакФаула, с тех пор как Россия стала независимым государством (с момента распада Советского Союза), здесь не происходило существенных реформ социальной политики. Властвующая российская элита сознательно ограничила масштабы трансформации социальной политики, для того чтобы максимально быстро осуществить шоковую терапию. В результате макроэкономические реформы были проведены за счет беднейших слоев населения, причем меры социальной защиты оказывались неэффективными. Сравнительный анализ социальных трансфертов показывает, что в конце 1990-х годов лишь 6% российской социальной помощи достигало наименее обеспеченных групп населения, по сравнению с 29% - в Польше, 36% - в Эстонии и 78% - в США.
Что же определяет нынешнюю социальную политику в России?
Прежде всего социальные проблемы признаны и становятся предметом публичного дискурса. А поскольку определение проблемы следует из того, как именно понимаются порождающие их социальные условия различными политическими силами, постольку разные определения социальных проблем становятся исходным пунктом для формулирования альтернативных стратегий действия. В связи с этим появились множественные, порой конфликтующие между собой, профессиональные дискурсы проблем и подходы к их решению: медикалистский, юридический, социальный, административный. И если какой-либо из этих подходов претендует на монополию в процессе принятия решений на единственно верное мнение, то существует риск, что проблема будет истолковываться односторонне, а эффективность метода решения окажется низкой. Поэтому важно расширять возможность обсуждения многочисленных аспектов социальной политики не только внутри отдельных профессий, но и с участием нарождающихся институтов гражданского общества. Это повышает степень прозрачности системы социальной политики, открывая поле анализа, критики и, возможно, реформирования этой системы.
Важным фактором развития социальной политики в современной России является активизация гражданского участия, что практически было невозможно в период господства ленинского принципа «демократического централизма». Сейчас люди, активно выступающие за свои гражданские права, могут реально влиять на процесс принятия решений в области социальной политики. Во второй половине 1990-х годов на повестку дня все чаще стали выноситься проблемы инвалидов, пожилых людей, женщин, детей, оказавшихся в ситуации риска, и чем более активное участие в продвижении этих важных вопросов принимают социологи и другие исследователи, тем успешнее связь исследований с политическим процессом.
Важный аспект обновления социальной политики в современной России - возникновение и развитие социальной работы как профессиональной практики, требующей подготовки в рамках высшего образования, как научной, так и учебной дисциплины. Ее становление сопровождается серьезной конкуренцией за символические и материальные ресурсы, но сам факт такой конкуренции действует положительно на укрепление профессиональной идентичности. В самой практике социальной работы - будь то в социальных службах, школах или интернатах - модель рефлексивной практики пока еще лишь начинает прокладывать себе дорогу среди моделей профессионализма. В государственных службах пока еще превалирует интуитивный способ объяснения социальных проблем и их решения. Важный фактор развития государственной социальной службы - расширение практики взаимодействия с местным сообществом, привлечение волонтеров, общественных организаций, сотрудничество и обмен опытом с неправительственными службами, участие в анализе собственной профессиональной деятельности, обсуждение новых подходов к социальным проблемам, построение партнерских отношений с клиентами. Развиваются и постепенно становятся реальностью альтернативные факторы и программы социальной политики в России.
Здесь имеется в виду и многообразие негосударственных социальных служб, групп защиты прав, организаций самопомощи, а также локализация социальной политики, усиление роли местных органов самоуправления, групп бизнеса. Муниципалитеты, получив в свое распоряжение ведомственные социальные службы - жилье, дошкольные, медицинские, образовательные учреждения, значительно расширили свое влияние на местные процессы. В негосударственных службах, особенно тех, которые имеют грантовое финансирование и разветвленную сеть контактов с аналогичными российскими и международными организациями, проблема профессионализма работников решается весьма эффективно в силу небольшого размера организации, низкой текучести кадров, успешной практики привлечения волонтеров, открытости интеллектуальным дебатам и высокой заинтересованности в повышении квалификации.
Определенно заметны тенденции гуманизации государственных сервисов. Компетенция работников этих служб постепенно расширяется не только в сфере практических методов социальной помощи и уровня юридической грамотности, но и по вопросам прав человека. Происходит реформирование социальной помощи пожилым, развивается социальное и медико-социальное обслуживание старшего поколения по месту жительства. Здесь важно задействовать механизмы, которые поощряли бы самоуправление и активность пожилых людей в развитии такого сообщества, а также социальную ответственность и социальное участие бизнеса, в частности тендеры социальных проектов, кроме того, важно возродить волонтерское участие школьников в социальной помощи. Нуждается в оптимизации не только межведомственное и межсекторное взаимодействие, но и сотрудничество даже в рамках одного ведомства.
Особенность постсоветской социальной политики в России - развитие в ряде ее направлений такой идеологии, которая основана на доминировании дисциплинарных форм и расширении социального контроля. Речь идет об ужесточении мер, направленных на выявление потребностей семей с детьми, инвалидов, бедных, мигрантов, а также на усиление репрессивного компонента в программах работы с людьми, страдающими наркозависимостью, и правонарушителями, совершившими нетяжкие преступления.
Практика и риторика социальной работы в России пока не включает аспект социальных изменений во имя социальной справедливости. В частности, классификация семей на «полные» и «неполные» выступает для ряда специалистов знаком индивидуальных эмоциональных проблем, стигматизирует женщин, воспитывающих детей без супруга, а определение семей как «благополучных» и «неблагополучных» перекладывает всю ответственность на индивидов.
Системы мероприятий, разрабатываемые в целях реализации концептуальных программных документов, создаются на основе утвержденного бюджета области, который слабо учитывает приоритеты социальной сферы, тем самым возникает зазор между риторикой и практикой воплощения социальной политики уже на уровне планирования. Репрессивный подход, который настойчиво воспроизводится в ряде направлений социальной политики (например, в аспектах профилактики наркозависимости, ВИЧ-инфекции, СПИДа) вносит вклад в криминализацию и медикализацию социальных проблем, а классификация семей на «здоровые» и «больные» способствует развитию «дисциплинарных» механизмов контроля. Ряд гуманистических начинаний, имеющих положительный опыт и экономический эффект, обречен на временный статус в силу ведомственной разобщенности и теневых интересов субъектов социальной политики.
Из вышеизложенного можно сделать такой вывод: с тех пор как Россия стала независимым государством, не происходило существенных реформ социальной политики. Социальные проблемы признаны и становятся предметом публичного дискурса в нынешней России. Важно расширять возможность обсуждения многочисленных аспектов социальной политики не только внутри отдельных профессий, но и с участием нарождающихся институтов гражданского общества, ведь это повышает степень прозрачности системы социальной политики.
Развиваются и постепенно становятся реальностью альтернативные факторы и программы социальной политики в России: многообразие негосударственных социальных служб, групп защиты прав, организаций самопомощи, локализация социальной политики, усиление роли местных органов самоуправления, групп бизнеса. Заметны тенденции гуманизации государственных сервисов (происходит реформирование социальной помощи пожилым, развивается социальное и медико-социальное обслуживание старшего поколения по месту жительства).
Но пока, к сожалению, практика и риторика социальной работы в России пока не включает аспект социальных изменений во имя социальной справедливости.
Заключение
В заключение можно сделать такие выводы:
Существует разнообразное множество определений социального государства, но все исследователи усматривают главным в нем проведение социальной политики. При этом, основополагающие признаки социального государства вытекают непосредственно из определения социального государства, как-то: социальная защита и др.
Существует несколько моделей социального государства: либеральная, корпоративная и модель, в основе которой лежит ответственность всего общества. Кроме этого, выделяют такие модели социального государства, как: позитивное государство социальной защиты, государство социальной защиты, социальное государство всеобщего благосостояния, либеральное социальное государство, консервативное социальное государство, социал-демократическое социальное государство.
Следует различать понятия «функция социального государства» и «социальная функция государства». Наиболее последовательные концепции функций социального государства - это концепции Калашникова С.В и Кочетковой Л.В.
Идеи социального государства примерно стали развиваться в середине XX в., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран. Теория социального государства стала ответом немецкой консерваторской мысли, когда по европейским странам прокатилась революционная волна. Теория социального государства должна была стать тем «спасательным кругом», который бы сохранил социальную стабильность и поддержал общество в жизнеспособном состоянии. Стартовым пунктом социального государства, выступало конституционное закрепление ценностей социального государства. Первой к этому пришла Германия, а затем за ней подтянулись и другие европейские страны.
В 90-е гг. ХХ в. процесс формирования социального государства затронул и восточноевропейские постсоветские страны.
Развитие идей естественного права, концепции правового государства, а также идей социальных функций государства стали активно развиваться в России в конце XIX - начале XX вв. широким кругом исследователей. Важным вкладом российских исследователей в развитие теории социального государства явились формулирование и обоснование права на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ на основе реализации принципа равенства. Причем данное право должно гарантироваться государством.
У дореволюционных исследователей, в отличие от зарубежных, общей закономерностью социальной деятельности государства является нравственная основа такой деятельности.
После октябрьской революции 1917 г. на смену либеральным идеям построения государства пришло социалистическое видение этой проблемы.
Советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан.
В настоящее время бытует мнение, что социальным может быть только правовое государство. Ориентация государства на право - это не что иное, как ориентация на общество в целом.
В 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила Россию социальным государством.
Но в силу ряда объективных и субъективных причин данное положение во многом остается лишь идеалом. Действительно, минимальные размеры пенсий не могут удовлетворять элементарные потребности человека, а минимальный размер оплаты труда не дотягивает до прожиточного минимума; суммы пособий не всегда обоснованы экономически и психологически; социальное законодательство является нестабильным, его изменения подчас непоследовательны и имеют эффект понижения уровня социального обеспечения.
С тех пор как Россия стала независимым государством, не происходило существенных реформ социальной политики. Социальные проблемы признаны и становятся предметом публичного дискурса в нынешней России. Важно расширять возможность обсуждения многочисленных аспектов социальной политики не только внутри отдельных профессий, но и с участием нарождающихся институтов гражданского общества, ведь это повышает степень прозрачности системы социальной политики.
Развиваются и постепенно становятся реальностью альтернативные факторы и программы социальной политики в России: многообразие негосударственных социальных служб, групп защиты прав, организаций самопомощи, локализация социальной политики, усиление роли местных органов самоуправления, групп бизнеса. Заметны тенденции гуманизации государственных сервисов (происходит реформирование социальной помощи пожилым, развивается социальное и медико-социальное обслуживание старшего поколения по месту жительства).
В заключение, необходимо отметить, что перспективы социального развития современной России не должны определяться только ситуацией, в которой она находится. Формирование модели социального государства в России должно осуществляться с учетом исторических, культурных, политических, экономических процессов и их особенностей, происходящих в государстве. В то же время, продвижение вперед немыслимо без активного государственного участия, что позволит создать необходимые предпосылки для формирования условий для становления социального государства в нашей стране, для гармонизации отношений между государством и обществом.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 2008. - 33 с. 2. Конституции государств Европы: В 3 томах. Т. 1 - 2. М.: Норма, 2003. 3. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы. / П.К. Гончаров. // Вестник РУДН. Серия «Политология». - 2000. - №2. - С. 19-22.
. Дашкевич В.В. Развитие идеи социального государства. / В.В. Дашкевич // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - №4. - С. 204-210.
. Завьялов В. Развитие социального государства в России. / В. Завьялов. // Обозреватель. - 2008. - №7. - С. 15-22.
. Затонский В.А. Социальная государственность: понятийно-правовое осмысление. / В.А. Затонский // Современное право. - 2006. - №4. - С. 18.
. Калашников С.В. Очерк теории социального государства. - М.: Экономика. - 2006. - 362 с.
. Калашников С.В. Природа социального государства и его исторический генезис. / Сборник «Социальное государство: концепция и сущность». - М.: ИЕ РАН - издательство «Огни». - 2004. - C. 22-26.
. Каргалова М.В. Социальное государство - неотъемлемая часть современной цивилизации. / Сборник «Социальное государство: концепция и сущность». - М.: ИЕ РАН - издательство «Огни». - 2004. - С. 14.
. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика./ Л.Н. Кочеткова. // Власть. - 2009. - №4. - С. 39-43.
. Кулагина Е.А. Доминантные функции социального государства. / Е.А. Кулагина. // Вестник ВГУ. Серия 4. - 2011. - №2 (20). - С. 151-157.
. Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание)./ Б.А. Кистяковский. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1990. - №3. - С. 52.
. Лепихов М.Б. Социальное государство и правовое регулирование соцзащиты населения. / М.Б. Лепихов. // Право и Жизнь. - 2000. - №31. - С. 20-41.
. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права. / Л.С. Мамут. // Государство и право. - 2001. - №7. - с. 5-14.
. Михалев И.В. Концепция социального государства: теория и методология. / И.В. Михалев. // Сервис plus. - 2009. - №3. - С. 11-16.
. Нелюбин А.А. Формирование социального государства в России:
политико-социологический аспект. / А.А. Нелюбин. // г. «Коммерсант». - 2008. - №90. - С. 5-6.
. Охохонин Е.М. Генезис идей социального государства. / Е.М. Охохонин. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2010. - №25. - С. 6-9.
. Роик В.Д. Социальная модель государства: Опыт стран Европы и выбор современной России. / В.Д. Роик. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - №10. - С. 52-60.
. Роик В., Чернышев С. Национальная модель социального страхования. // Человек и Труд. - 1997. - №9. - С. 10-16.
. Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России. / А.Ф. Храмцов. // Социологические исследования. - 2007. - №2. - С. 21-32.
. Чиркин В.Е. О некоторых правовых критериях социального государства./ Сборник материалов «Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность». // Издание Совета Федерации. - 2007. - С. 56-61.
. Чиркин В.Е Конституция и государство. / В.Е Чиркин. // Конституционный вестник. - 2008. - №1 (19). - С. 231-248.
. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность. / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. - М.: ЦСПГИ, Вариант. - 2008. - 126 с.