Система работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства

.1 Сущность понятия опека и попечительство

.2 Установление опеки попечительства над несовершеннолетними

.3 Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними

Выводы к главе

Глава 2. Практико-ориентированный подход в исследование системы работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними

2.1 Практический опыт работы главного специалиста по опеки и попечительству над несовершеннолетними

.2 Описание деятельности Семейного Центра города Пятигорска (Детский дом №32)

Заключение

Список литературы

Введение

Семья является важнейшим общественным институтом, играющим решающую роль, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. К сожалению не всегда и не каждая семья выполняет все необходимые функции и с должным качеством.

Можно с полной убежденностью утверждать, что оставленные без внимания дети составят угрозу общества, вливаясь впоследствии в теневую экономику, криминальный мир, составят группы социального риска.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях непрекращающихся изменений нашего общества возникает ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди родителей и детей, миграционные процессы и т.п., наблюдаются случаи безнадзорности детей.

Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Все выше изложенное и определило выбор данной темы.

Проблема: каковы формы опеки попечительства над несовершеннолетними в условиях российского законодательства.

Цель: решение данной проблемы составляет цель курсовой работы.

Объект: порядок назначения опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Предмет: опека и попечительство над несовершеннолетними.

Задачи:

. Выявить сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними.

. Определить порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

. Изучить источники правового регулирования над несовершеннолетними

. Рассмотреть практический опыт специалиста по опеки и попечительству над несовершеннолетними.

. Провести описание деятельности Семейного Центра города Пятигорска.

Методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация), практические (анализ литературы, изучение передового опыта, анализ документации).

Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства над несовершеннолетними

1.1 Сущность опеки и попечительства

Опека и попечительство представляют собой комплексный институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих правоотношений.

Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Сведения далекого прошлого дополняются ст. 99 "Русской Правды", где говорится, что дети после смерти своего отцa отдавались тому, кто им был ближе, при этом перед смертью отец мог назначить опекуном постороннее лицо. Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. При Петре 1 опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям - ее главной чертой стала сословность. В конце ХIХ - начале XX в. в России по-прежнему основу деятельности опекуна составляли правила, аналогичные разработанным во времена Екатерины П. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна.

После Октября 1917 г. форма устройства детей вместо сословного приняла общегосударственный характер. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка, общеполитические, сугубо идеологические установки значительно влияли на судьбу детей. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. На каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.

В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, а также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни.

Попечительство - это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей.

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспособности ребенка, во-вторых - своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека предcтaвляeт собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения. Что же касается правовых оснований опеки, то после появления нового Гражданского кодекса РФ (1997) и Семейного кодекса РФ (2001) их стало больше, чем прежде. Теперь значительный круг вопросов, связанных с опекой над несовершеннолетними, регулируется гражданским законодательством, той его частью, которая относится к физическим лицам. Сюда входят: общие принципиально важные положения: порядок установления опеки; критерии подбора опекуна; правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по распоряжению имуществом подопечного; условия и порядок прекращения опеки. Следовательно, значительная доля вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов. При использовании опеки как способа устройства ребенка в семью возникают специфические проблемы, которые можно (и нужно) разрешать с помощью норм семейного права, особенно когда речь идет об осуществлении прав и обязанностей опекуна и подопечного. Поэтому Семейный кодекс дает подробный перечень прав детей, находящихся под опекой, а также их опекунов (попечителей). Особое место в данном документе занимают правила опеки над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и социальных службах, а также права воспитанников.

В законодательной практике Российской Федерации существуют три формы социальной работы с совершеннолетними гражданами, частично или полностью утратившими дееспособность: опека, попечительство и патронаж.

Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели - продление пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализации потребностей клиента. Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность.

Опека - социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраст 14 лет, а также граждан, признанных судом недееспособными. По содержанию опека предполагает постоянное взаимодействие опекуна и подопечного, устанавливается на длительное время. Опекун несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, компенсирует утраченные семейные связи и обеспечивает воспитание ребенка в условиях семьи. В отношении гражданина, утратившего дееспособность, опекун обеспечивает постоянный уход и содействует предоставлению медико-социальной помощи, социальной реабилитации, способствующих улучшению состояния здоровья подопечного.

Попечительство - социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также граждан, которые ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство предполагает защиту подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц. При установлении попечительства существует автономность во взаимоотношениях попечителя и подопечного. Допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органов опеки и попечительства и при условии, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечнoгo с разрешения органов опеки и попечительства.

Таким образом, опека и попечительство существовало во все времена, только в разных формах. Постепенно вопросы, касающиеся опеки над несовершеннолетними, стали обозначаться более четко. Сейчас, большая часть вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов.

1.2 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только при наличии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чаще всего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учесть требования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.

Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского или попечительского удостоверения.

При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

Говоря об опеке над несовершеннолетними, следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право на общение с родителями, предусмотренное ст. 55 СК РФ. Данное право сохраняется и за ребенком, над которым установлены опека или попечительство. Передача на воспитание в семью опекуна (попечителя) не связана с прекращением правоотношений с родителями. Сюда бесспорно относится и возможность общаться с ними.

Возможны случаи, когда родители, несогласные с отменой или ограничением своих родительских прав, могут попытаться выкрасть ребенка из семьи опекуна (попечителя). Во избежание подобных эксцессов опекунам и попечителям предоставляется право требовать через суд возвращения ребенка от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в том числе и близких родственников. Это способствует максимальной защите интересов ребенка.

Таким образом, можно сказать, что существует различие между опекой и попечительством. При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

.3 Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются главным образом Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации [1], Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [2], Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [3], Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" [4] и т. д. Согласно пункту "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. П. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Что касается Федерального закона "Об опеке и попечительстве", то в целом необходимо отметить, что закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе не вполне целесообразно на фоне работы по кодификации федерального законодательства и перспективы создания Свода законов. Имеющиеся в данном Федеральном законе нормы семейного права фактически "вытащены" из предмета ведения Семейного кодекса РФ, что делает законодательство об опеке и попечительстве неоправданно расчлененным на автономные источники права и по этой причине менее обозримым. Законодателю с целью сохранения теоретически обоснованной правовой наукой тенденции к сокращению количества нормативных правовых актов в системе национального законодательства и обеспечению доминирования кодифицированного правового материала было необходимо, не принимая отдельного Федерального закона об опеке и попечительстве, включить соответствующие нормы права в гл. 20 Семейного кодекса РФ "Опека и попечительство над детьми" и в гл. 3 части первой Гражданского кодекса РФ "Граждане (физические лица)". Закрепление же норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе привело к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов федеральных законов в Федеральном законе "Об опеке и попечительстве и Гражданском и Семейном кодексах [5]. Так, в частности:

  • ч. 2 ст. 11ФЗ "Об опеке и попечительстве", закрепляющая необходимость согласия лица на присвоение статуса опекуна либо попечителя, дублирует положения п. 3 ст. 35 Гражданского кодекса РФ.
  • Права и обязанности опекунов и попечителей закреплены в ст. 15 ФЗ "Об опеке и попечительстве", в ст. 148 Семейного кодекса РФ, часть обязанностей опекуна и попечителя, кроме того, содержится в тексте ст. 36 Гражданского кодекса РФ.
  • Правовые основы распоряжения имуществом подопечного закреплены в ст. 19 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и в ст. 37 Гражданского кодекса РФ.
  • Доверительному управлению имуществом подопечного посвящены ст. 38 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 ФЗ "Об опеке и попечительстве".
  • Кроме дублирования нормативного материала наблюдаются и случаи его распыления. Так, например, основания прекращения опеки и попечительства не сведены в одной статье закона, а распределены между ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и ст. 40 Гражданского кодекса РФ.
  • Выделение нормативного регулирования институтов опеки и попечительства в отдельный Федеральный закон имеет и другие недостатки, одним из которых является неполнота нового специального Федерального закона, который, закрепляя правовой статус опекуна и попечителя, ничего не говорит о комплексе прав и обязанностей опекаемых и подопечных лиц. Этому вопросу посвящена ст. 148 Семейного кодекса РФ. Наличие подобного правового пробела красноречиво свидетельствует о том, что законодателю не было необходимости принимать самостоятельный нормативный правовой акт по вопросам опеки и попечительства, если он считает достаточным закрепление правового статуса основных субъектов регламентируемых таким законом правоотношений в другом нормативном правовом акте.
  • Ч. 3 ст. 3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" разрешает регулировать отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства), на уровне нормотворчества субъектов РФ. Тем самым данная статья снимает возможные споры о компетенции между уровнями государственной власти по поводу нормативной регламентации отношений в сфере опеки и попечительства, фактически делегируя законодательным органам субъектов федерации право на принятие своих законов при наличии пробелов соответствующего федерального законодательства.
  • Согласно Письму Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" [6] законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, должны предусматривать:
  • определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;
  • установление категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;
  • нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;
  • порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;
  • порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона о "Об опеке и попечительстве" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [7]. Согласно данному закону к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

Наконец, Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конкретизируя данное требование Основного закона, ч.5 ст.3 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" содержит стандартную оговорку о приоритете международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством.

Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка, общеполитические, сугубо идеологические установки значительно влияли на судьбу детей.

Попечительство - это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан. Опека - социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраст 14 лет, а также граждан, признанных судом недееспособными. Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца. социальный работа опека попечительство

C помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью.

За последнее время институт опеки и попечительства претерпел значительные изменения благодаря принятию ФЗ "Об опеке и попечительстве", в котором сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства. Закон оставляет только две формы устройства детей в семью: опеку и усыновление. Приемная семья и патронатное воспитание становятся теперь видом опеки.

Глава 2. Практико-ориентированный подход в исследование системы работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними

.1 Практический опыт работы главного специалиста по опеки и попечительству над несовершеннолетними

Цель: Повышение эффективности реализации приоритетных направлений в деятельности органа опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних. Основные задачи:

Обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Совершенствование системы семейного восприятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вопросы постоянного контроля:

Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Обеспечение временного пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до устройства в семью, либо в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Принятие конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях потери родительского попечения;

Немедленное отобрание детей у родителей, лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе их жизни и здоровью;

Обращение в суд с иском о лишении (ограничении в родительских правах) в интересах несовершеннолетних;

Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приёмных родителей;

Проведение обследования условий проживания граждан, претендующих на воспитание детей;

Выдача согласия на усыновление (удочерение) несовершеннолетних;

Осуществление подбора кандидатов в опекуны (попечители);

Разрешение разногласий между родителями по вопросам, касающихся воспитания и образования детей, исходя из интересов детей, разрешение споров об общении ребёнка с близкими родственниками, исходя из интересов детей и с учётом мнения его;

Досудебная работа по разрешению споров о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка и спорах, связанных с воспитанием детей;

Дача согласия родителям, родительские права которых ограничены судом, на контакты с ребёнком, если это не оказывает на ребёнка вредного влияния;

Выдача предварительных разрешений опекуну (попечителю) производить необходимые для содержания подопечного расходы за счёт сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода, в том числе причитающихся подопечному от управления его имуществом;

Закрепление за детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением;

Разрешение разногласий, возникающих в замещающей семье;

Освобождение и отстранение опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей и принятие необходимых мер для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности, в случаях ненадлежащего выполнения лежащих на нём обязанностей (в том числе использования опеки в корыстных целях либо оставление подопечного без надзора и присмотра; - Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства защиты прав несовершеннолетних и принятие по ним необходимых мер;

Осуществление контроля и надзора за деятельностью опекунов, попечителей, приёмных родителей, условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Работа с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих собственного жилья или закреплённого, по реализации своего права на жильё.

Совместная работа с КДН и ЗП, ОДН ОВД

1.Рейды по семьям, находящимися в социально опасном положении.по мере необходимости, согласно плана КДН и ЗП2.Организация работы по своевременному выявлению детей, не имеющих надлежащих условий для воспитания, проживания.ежемесячно3.Участие в работе районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.1 раз в месяц4.Участие в районном Совете родительской общественностипо плану комитета

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, состоящих на учёте в органах опеки и попечительства2006 год2007 год2008 год2009 год2010 год2011 год Число усыновленных (удочеренных) детей, состоящих на учёте в органах опеки и попечительства272927782925307932363272Число детей, переданных под опеку и попечительство на безвозмездной основе, состоящих на учёте в органах опеки и попечительства13040134541405112702110759030Число детей, переданных под опеку и попечительство на возмездной основе (по договору о приёмной семье), состоящих на учёте в органах опеки и попечительства74235907198036315562

2.2 Описание деятельности Семейного Центра города Пятигорска (Детский дом №32)

Семейный центр создан в рамках решения подпрограммы "Право ребёнка на семью на 2011-2013годы" краевой целевой программы "Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 годы" при содействии "Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". Семейный центр является структурным подразделением государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом (смешанный) №32".

Центр создан на основании приказа министерства образования Ставропольского края от 16.05.2011года №351-пр "О реализации грантовых мероприятий "Право ребёнка на семью" в 2011г. и приказа директора детского дома №67 от 20 мая 2011года. В своей деятельности Центр руководствуется международным, федеральным, региональным законодательством в сфере охраны прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а Положением о Семейном центре, локальными актами, приказами, распоряжениями директора детского дома.

Основными целями и задачами деятельности Центра являются:

реализация приоритетного права ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье;

восстановление в родительских правах родителей, лишенных родительских прав, возврат воспитанников в биологические семьи, либо определение воспитанников на воспитание в замещенные семьи;

психолого-педагогическая подготовка детей к помещению в замещающую семью, в том числе через повышение толерантности у воспитанников.

- подготовка кандидатов в замещающие родители, в том числе через повышение грамотности замещающих семей;

осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей;

взаимодействие с государственными, муниципальными, правоохранительными органами власти и управления, коммерческими и некоммерческими юридическими лицами, общественными организациями по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, проведения информационных компаний, направленных на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достигнутые результаты: Разработанный материал информационного характера используется для работы с кандидатами в замещающие родители, а также распространяется при содействии социальных партнёров. Разработанные раздаточные материалы пользуются спросом у кандидатов в замещающие родители, т.к. могут использоваться ими в любое время после прохождения обучения в школе приёмных родителей и содержат ответы на многие вопросы, которые могут возникнуть в будущем. Информационно-рекламная компании способствует развитию семейных форм устройства, сообщает населению о детях, нуждающихся в устройстве в замещающие семьи.

Подготовка детей к помещению в замещающую семью и самостоятельной жизни:

Психологом проведены беседы о семье "Семья для каждого ребёнка", "Хочу в семью";

разобран материал Конвенции о правах ребёнка с воспитанниками старшего возраста по правовому воспитанию "Права и обязанности детей";

проведена профилактическая беседа по правам и ответственности несовершеннолетних совместно со следователем следственного отдела прокуратуры г. Пятигорска.

Заключение

Можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, СК РФ и ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Деятельность Семейного Центра очень плодотворна. Информация о Семейном центре прозвучала 3 раза в телевизионных СМИ, статьи о центре и воспитанниках опубликованы в 2 газетах, опубликованы статьи в 3 выпусках журнала "Няня КМВ", 2 статьи в журнале "Экспертиза власти". Активное взаимодействие со средствами массовой информации различных форм позволило расширить круг проинформированного населения о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью устройства их в семьи граждан.

Воспитанники информированы о правах и обязанностях несовершеннолетних, и формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных законодательством России. Результаты, полученные в ходе обработки данных психологических диагностик, использовались при составлении характеристик детей, оставшихся без попечения родителей, а в дальнейшем для составления банка данных и индивидуальных информационных буклетов о детях. Составлены рекомендации для педагогического коллектива, работающего с каждым конкретным ребенком. Дети стали более раскрепощёнными и уверенными в себе, снизился общий уровень психологического напряжения и тревожности. Благодаря индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, был облегчён процесс их адаптации в новом коллективе, а также устранено напряжение и чувство неполноценности при общении с новыми знакомыми, сверстниками и взрослыми (представителями социальных партнёров), особенно важным это стало для воспитанников - активных участников мероприятий в детском доме и вне его, воспитанники детского дома стали лауреатами многочисленных конкурсов городского и межрегионального уровня, приобрели новых друзей и наставников в различных сферах жизни.

Список литературы

1. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. 1996.,в ред. Федерального закона от 21.04.2008 №49-ФЗ

. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства Российской Федерации, №13, 1999

. ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) // Российская газета, №9, 1996

. Постановление от 4 апреля 2002 г. N 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 210, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2005 N 123) // Собрание законодательства Российской Федерации, №11, 2002

. Чашин А.Н..Комментарий к Федеральному закону "Об опеке и попечительстве" от 21 апреля 2008 года №48-ФЗ / - М.: Дело и Сервис, 2009., С.32

. Письмо от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"

. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, №12, 1999

. Вышкина С.В. Защита прав несовершеннолетних при приватизации жилья // Законодательство, №3. 2000.

. Козырева А. На полпути от улицы к детдому // Российская газета. 22 ноября. 2007.

. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 1998.

. Пчелинцева Л.М. О семейном законодательстве субъектов Федерации // Журнал русского права, № 3. 2000.

. Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция, №8. 2007.

. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 2008.

. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 2004.

. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 2009.

. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 2005

. Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации 2007 год". М., 2002.

. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 7. 1998.

. Беспалов Ю. Причинитель вреда - несовершеннолетний // Российская юстиция, №10. 2006.

. Лозовая И.В.Опека и попечительство: главные вопросы. // Право и власть. 2008, №6.

. Гражданский кодекс РФ. М., 2000.

Похожие работы на - Система работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!