Проблема защиты детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема защиты детей

1. Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность

.1 Понятие личных неимущественных прав ребёнка и социальная потребность в их регламентации

В гражданском и семейном праве права принято делить на имущественные и личные неимущественные.

Личные права неразрывно связаны с такими понятиями, как равенство, свобода, неприкосновенность личности. И это естественно, так как идеи равенства, свободы, личной неприкосновенности на протяжении всей истории цивилизации использовались в борьбе нового со старым, прогрессивного с консервативным, отжившим свой век.

Безусловно, в разные эпохи в данные понятия вкладывалось различное содержание, однако сами эти идеи всегда были и остаются притягательными для любого человека. Социальная ценность личных прав состоит, главным образом, в том, что они сами по себе, а также гарантии их реального осуществления определяют положение человека в обществе, а следовательно, и уровень развития самого общества. Таким образом, меру свободы личности в обществе необходимо прямо проецировать на меру справедливости и свободы самого общества. Признанием этого явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. и вступившего в действие для СССР и для России в 1976 г.

Следует иметь в виду, что целостная правовая регламентация государством личных прав обусловлена не только соображениями гуманитарного или политического характера, но и экономическими причинами. Переход к экономике рыночного типа и связанная с ним свобода предпринимательской деятельности создают основу экономической свободы личности. Экономическая же свобода неизбежно порождает объективную потребность в свободе личной, духовной.

Личные неимущественные права в объективном смысле представляют собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права.

Основу правового регулирования этих прав составляют нормы конституционного права, которые закрепляют в целом систему личных прав граждан, а также устанавливают правовые гарантии их реального осуществления. В соответствии с главой 2 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом прямо запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, половой, языковой или религиозной принадлежности.

Нормы уголовного права направлены на борьбу с общественно опасными посягательствами на важнейшие личные права граждан, такие как право на жизнь, здоровье и телесную неприкосновенность, право на честь, достоинство и деловую репутацию.

Нормы административного, семейного и других отраслей права, жилищного, экологического и иных отраслей законодательства определяют компетенцию государственных органов по регулированию личных прав, устанавливают границы вмешательства в личную сферу, что во многом позволяет определить пределы осуществления личных прав.

Особую роль в правовом регулировании и охране личных неимущественных прав призваны сыграть нормы гражданского права. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, регулирование личных прав нормами гражданского права непосредственно связано с охраной частной (личной) сферы отдельных лиц.

Что касается личных неимущественных прав детей, то следует отметить, что ранее действующее семейное законодательство их не регламентировало. Впервые они были сформулированы в гл. 11 СК РФ, посвященной правам несовершеннолетних. Следует отметить главенствующую роль личных неимущественных прав в данной главе - 6 статей посвящены именно личным неимущественным правам и лишь одна статья (ст. 60) - имущественным правам.

Достаточно подробно личные неимущественные права регламентируются нормами международного права. Наиболее важным моментом является признание детей самостоятельными субъектами права, при этом признается, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека является «не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним.

Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка».

Все международные органы по правам человека, участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне, в рамках ООН.

Универсальные органы в зависимости от их юридической природы можно разделить на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. Кроме того, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

Внедоговорные механизмы - это органы ООН. Устав ООН 1945 г. непосредственно не посвящен правам человека. Но, выполняя роль Конституции ООН, он лежит в основе международного правопорядка. В соответствии со статьей 55 (c) Устава Организация Объединенных Наций призвана содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

В целях реализации этой задачи статья 57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН.

Комитет ООН по правам человека является одним из наиболее авторитетных международных органов в области прав человека, создан с целью помочь осуществлению требований Международного пакта о гражданских и политических правах, результаты его деятельности дают достаточно полную картину международного контроля в области прав человека на универсальном уровне. Комитет состоит из 18 экспертов, которые выступают в личном качестве, а не как представители государств. Комитет накопил значительный опыт, изучение которого представляет не только огромный теоретический, но и практический интерес.

Комитет по правам ребенка учрежден в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со статьей 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства - участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае - июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989 г.

Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности. Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен соответствующим государством-участником не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции и далее каждые пять лет.

В докладах должны указываться факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции.

Кроме того, должны быть представлены сведения, показывающие, как Конвенция выполняется соответствующей страной. Статья 44 закрепляет, что государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в собственных странах.

Для отслеживания произошедших изменений периодические доклады должны содержать информацию о рассмотрении замечаний Комитета по предыдущему докладу.

К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования. Таким образом, пересмотр всего внутреннего законодательства и соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.

При обсуждении доклада Комитет обсуждает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей в отдельных аспектах прав ребенка.

На региональном уровне для европейского региона наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека и детей, в том числе, является Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.

Возможность обращения в Европейский суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Конвенция разрешает детям подавать жалобы в Европейский суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей. Европейский суд по правам человека, действующий на основании Конвенции 1950 г., имеет право интерпретировать ее в свете отдельных положений Конвенции ООН по правам ребенка.

В Европейской конвенции о защите прав и основных свобод положений, непосредственно касающихся прав детей, не так уж и много. Однако к ребенку, как и к любому другому субъекту прав, могут быть применены все положения Конвенции. И сама Конвенция, и прецеденты Суда говорят о том, что заявителем может выступить любой человек, подлежащий юрисдикции Суда, в том числе и несовершеннолетний.

Среди основных проблемных сфер, в которых Страсбургские органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие:

1)ювенальная юстиция и арест (ст. ст. 5 и 6 Европейской конвенции о правах человека);

2)образование (ст. 2 Протокола №1 к Конвенции);

)свобода совести, право свободного выражения мнений и свобода ассоциаций (ст. ст. 9, 10, 11 Европейской конвенции, ст. ст. 13, 14, 15 Конвенции ООН о правах ребенка);

)жестокое обращение и безнадзорность (ст. ст. 3 и 8 Европейской конвенции);

)дети - иммигранты и беженцы (ст. ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции).

Помимо Европейского суда по правам человека, действует еще Суд Европейского союза (Люксембург), который принимает только иски граждан государств - членов Союза и также может рассматривать дела в отношении детей.

Также на региональном уровне (на территории республик бывшего Советского Союза) действует еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка. В 1995 г. была подписана Конвенция СНГ о правах и свободах человека, которая была ратифицирована Российской Федерацией. Конвенция нацелена на соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами - участниками СНГ.

Основной проблемой при этом являются рекомендательный характер большинства принимаемых решений и отдаленность деятельности многих органов от реальной жизни. В настоящее время внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности возрастает, и это, несомненно, может повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

1.2 Права несовершеннолетних и их классификация по Семейному кодексу

Ратификация Союзом ССР Конвенции о правах ребенка вызвала необходимость внесения соответствующих корректив в национальное законодательство.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., на уровне основ конституционного строя закрепила принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7).

Особого внимания заслуживают и положения ст. 38, где сказано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Таким образом, можно говорить о том, что конституционно-правовые нормы возлагают обязанность по обеспечению прав и интересов детей (что выражается в «защите» и «заботе») на двух субъектов: государство и родителей ребенка.

В свою очередь это позволяет утверждать о сочетании в данной обязанности частноправового и публично-правового элементов, что, безусловно, усиливает гарантии обеспечения прав и интересов детей.

Н.Е. Борисова предлагает классифицировать конституционные нормы, определяющие правовое положение ребенка, на три группы.

Первую группу таких норм составляют два положения Конституции РФ, прямо относящихся к защите прав и интересов несовершеннолетних. Во-первых, Конституция провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2), причем государства социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7). Во-вторых, Конституция РФ раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7).

Вторую группу конституционных норм составляют статьи Конституции, в которых говорится о детях (детстве) непосредственно. Речь идет о положениях, устанавливающих, что детство (как материнство и семья) находится под защитой государства (п. 1 ст. 38) и что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (п. 2 ст. 38).

Как видно, в этих принципиальных конституционных положениях ребенок (дети) рассматривается только вкупе с материнством, семьей, родителями. Тем не менее можно утверждать, что Конституция уже считает ребенка самостоятельным носителем прав.

И, наконец, третью группу конституционных норм, имеющих непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, составляют нормы Конституции РФ, регламентирующие права и свободы человека и гражданина.

Используя формулу «каждый», они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних. Зафиксированные в гл. 2 Конституции РФ права и обязанности человека и гражданина, признаваемые и гарантируемые на территории РФ, суть не что иное, как формализованный в российском законодательстве конституционно-правовой статус личности, выражающий «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений».

Это положение объективно порождает необходимость выяснения вопроса соответствия норм семейного и иного отраслевого законодательства РФ о правах детей международным договорам РФ, и прежде всего Конвенции о правах ребенка.

Основным кодифицированным законом, определяющим права и интересы ребенка в семье, является Семейный кодекс РФ. Статья 1 СК РФ, закрепляя основные начала семейного законодательства, относит к их числу обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Заметим, законодатель делает акцент не на «наилучшем», как это предусмотрено Конвенцией, а на приоритетном, т.е. преимущественном характере интересов детей, что имеет совершенно другую смысловую нагрузку. Вряд ли справедливо в связи с этим говорить о соответствии концептуальной идеи Конвенции о правах ребенка тем направлениям, которые определены в Семейном кодексе РФ.

Более того, в других законодательных актах, регламентирующих отношения с участием детей, понятие «наилучшие интересы» ребенка вообще не используется. Хотя определенного рода попытка его введения в правоприменительную практику была.

Имеется в виду Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Один из принципов государственной политики в интересах детей, закрепленных в п. 2 ст. 4 рассматриваемого закона, провозглашался как «установление и соблюдение государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей». Согласно ст. 8 (полностью утратившей свою силу) данные стандарты включали в себя установленный минимальный объем социальных услуг по образованию, бесплатному медицинскому обслуживанию детей, трудоустройству, социальному обслуживанию, обеспечению права на жилище, организации оздоровления и отдыха детей, оказанию квалифицированной юридической помощи.

Представляется, что наилучшие интересы ребенка как раз и могли быть обеспечены при установлении и соблюдении такого рода стандартов, имеющих статус государственных.

Весьма показательным является, по нашему мнению, следующий факт. Государство не только признало ребенка самостоятельным субъектом, закрепив его права в специальной главе 11 СК РФ «Права несовершеннолетних детей», но и придало весомую значимость интересам ребенка.

Высокая степень частоты использования понятия «права ребенка» и «интересы ребенка», к сожалению, должным образом не отражается ни в комментариях к Семейному кодексу РФ, ни в доктринальных комментариях соответствующих статей.

Представляется, что семейно-правовые нормы могут быть классифицированы на несколько групп в зависимости от того, какую роль выполняют права и интересы ребенка в регулировании семейных правоотношений.

Первую группу составляют нормы, определяющие необходимость учета интересов ребенка при реализации им в семье личных прав. Так, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение своих интересов (п. 2 ст. 54), на защиту своих прав и законных интересов (п. 1 ст. 56). Согласно ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение в семье при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Важное значение интересы ребенка имеют и при решении вопроса об изменении его фамилии и (или) имени (ст. 59).

Отдельные статьи СК РФ содержат нормы, ограничивающие возможность реализации ребенком прав, если будет установлено, что это противоречит его интересам.

В частности, «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам» (п. 2 ст. 54).

Подобное ограничение установлено и в отношении права ребенка выражать свое мнение: «Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам» (ст. 57).

Во вторую группу можно объединить нормы, устанавливающие порядок реализации родителями прав и обязанностей.

Прежде всего, необходимо указать на императивный характер ст. 65: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей».

2. Характеристика личных прав несовершеннолетнего

.1 Право ребенка жить и воспитываться в семье

Родительское правоотношение является сложным по своему содержанию и включает в себя:

1)отношения по материальному содержанию детей;

2)отношения, связанные с воспитанием детей;

)отношения, связанные с образованием детей;

)иные отношения, возникающие при реализации личных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей.

Субъекты этих правоотношений приобретают сразу всю совокупность прав и обязанностей, входящих в это правоотношение. «Возникновение прав и обязанностей не зависит от воли субъектов. Права и обязанности для субъектов родительского правоотношения возникают с момента рождения ребенка. Нельзя «отложить» их наступление, отсрочить, перенести на другое время и т.д. Все эти права и обязанности характеризуются как первоначальные».

Специфика детско-родительских отношений заключается в том, что они существуют на основе нравственных норм, при этом и родители, и дети должны руководствоваться правилами, закрепленными в правовых нормах. Семейное законодательство содержит большое число норм, регламентирующих отношения между родителями и детьми, значительное их количество связано с воспитанием последних.

Отношения между родителями и детьми «основываются преимущественно на любви родителей к детям - любви невольной, бессознательной, чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка… Если мать радуется улыбке своего ребенка, то потому, что любит его, а не потому, что улыбка младенца содержала какое-либо объективное основание для счастья: не радует же ее улыбка чужого ребенка… Но так как отношения между родителями и детьми представляют и внешнюю сторону, а все внешние отношения поддаются юридическим определениям, то законодательство считает своей обязанностью регламентировать их, тем более что хотя и редко, но встречаются случаи, когда законы физиологии и законы нравственности не обеспечивают достаточно надлежащие отношения между родителями и детьми».

Регламентация семейных отношений направлена на упорядочение отношений по воспитанию, надлежащее воспитание подрастающего поколения, удовлетворение потребностей родителей в личном общении со своими детьми и потребности ребенка иметь условия для духовного и физического развития, обеспечение принципа равенства мужчины и женщины в семейных отношениях, формирование чувства ответственности за семью и за воспитание ребенка.

Права и обязанности в отношении детей в равной степени возложены на отца и на мать ребенка, то есть семейное законодательство устанавливает равенство родительских прав (ст. 61 СК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 31 СК РФ вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Необходимо различать понятия «равенство супругов» и «равенство родителей» в решении вопросов, связанных с воспитанием детей. Супруги не всегда являются родителями воспитываемого ребенка. Так, женщина - мать ребенка вступает в брак, супруг при этом не усыновляет последнего. Родители ребенка могут вообще не состоять в браке между собой или же состоять в разных браках, то есть не между собой. Ребенок может быть усыновлен одним из супругов, в этом случае второй супруг не обладает какими-либо правами в отношении ребенка.

Таким образом, можно говорить о следующих вариантах соотношения брачного и родительского правоотношений:

1)мужчина и женщина могут быть супругами, но не иметь детей, и, следовательно, не состоять в родительском правоотношении;

2)в родительском правоотношении может состоять один из супругов как субъект брачного правоотношения;

)лица могут состоять между собой в брачном правоотношении, но одновременно являться субъектами различных родительских правоотношений;

)лица могут состоять в различных брачных отношениях либо не состоять вовсе, при этом являться родителями одного ребенка, то есть состоять в родительском правоотношении;

)супруги являются одновременно родителями ребенка, то есть усматривается наличие и брачных, и родительских правоотношений.

Реализация принципа равенства супругов в решении вопросов воспитания и образования детей будет правомерной лишь в последнем случае.

Отметим, что наличие или отсутствие зарегистрированного брака родителей не влияет на правовое положение ребенка. Согласно статье 53 СК РФ при установлении отцовства в порядке, предусмотренном статьями 48 - 50 СК РФ, дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой.

Практическую значимость имеет вопрос осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно. «Под каким бы углом зрения не рассматривалось осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от своего ребенка, всякий раз приходится иметь дело с защитой прав несовершеннолетнего на общение с родителями, родственниками, что специально предусмотрено статьей 55 СК РФ, которая значительно шире по своему содержанию, так как предусматривает разные варианты «разлучения» детей не только с одним, но и обоими родителями».

Нормы Семейного кодекса РФ о праве ребенка на семейное воспитание согласуются с правилом, установленным в пункте 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, где место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, определяется как место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Таким же образом осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания.

Установление формального возрастного предела ребенка, при котором суд смог бы принимать во внимание мнение детей, вряд ли обеспечит правильное разрешение споров о воспитании детей в соответствии с их интересами, так как передача детей одному из родителей вопреки их желанию может травмировать ребенка и в более раннем возрасте, чем десять лет. Кроме того, в силу своего сознания и отсутствия жизненного опыта ребенок и в десять лет не всегда сможет сам определить свои подлинные интересы и выбрать более достойного воспитателя.

Существенным фактором при решении подобных споров является привязанность ребенка к одному из родителей, которая может быть как ярко выраженной, так и скрытой. При оценке отношения ребенка к родителям следует учитывать, что оно может быть вынужденным или внушенным. Необходимо уточнять, чем обусловлена симпатия или неприязнь к одному из родителей.

Суд, учитывая привязанность ребенка и его желание воспитываться у одного из родителей, не может руководствоваться при принятии решения только лишь ими, ведь выбор ребенка может и не отвечать его интересам. Важно определить, что понимается под согласием, желанием ребенка оставаться с той или другой спорящей стороной, каков метод, способ установления воли, желания ребенка. Привязанность и желание ребенка проживать с одним из родителей при прочих равных условиях воспитания у них приобретают особое значение и рассматриваются судом как дополнительный фактор, обеспечивающий лучшее воспитание ребенка.

Конфликты между родителями, развод не способствуют родительскому воспитанию, но и в этом случае возможно определить наиболее приемлемые формы и способы, с помощью которых отец или мать, проживающие отдельно от ребенка, будут принимать участие в его воспитании. Данное соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, может быть заключено в письменной форме.

Передача ребенка одному из родителей не означает, что другой должен быть отстранен от воспитания. Права и обязанности отдельно проживающего родителя по воспитанию ребенка не уменьшаются. Несомненно, родитель, с которым проживает ребенок и постоянно общается, имеет больше возможностей для его воспитания. Права же у обоих родителей одинаковы независимо от того, с кем из них проживает ребенок.

Зачастую в родительских правоотношениях, где ребенок проживает только с одним из родителей, происходит злоупотребление последним своим положением. Как правило, накопив множество обид после продолжительного и мучительного развода и «дележа» ребенка, мать (отец) пытается настроить ребенка против родителя, проживающего отдельно, чинить различные препятствия. В таком случае необходимо руководствоваться правилами пункта 3 статьи 66 СК РФ, согласно которым при невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Родителям необходимо всегда помнить, что в детско-родительских отношениях нужно руководствоваться не собственными интересами, а интересами ребенка. Именно этим интересам соответствует установленное Семейным кодексом РФ правило об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей.

Конечно, такое участие может не соответствовать интересам ребенка. Так как право на общение с ребенком связано с обязанностью отдельно проживающего родителя по его воспитанию, то он наравне с тем родителем, у которого проживает ребенок, несет ответственность за его поведение.

Многие ограничения в осуществлении родительских прав лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, были сняты после внесения в 2004 г. поправок в уголовно-исполнительное законодательство. Так, женщина может получить разрешение жить за пределами исправительной колонии в том случае, если ее семья переедет жить в поселок, где расположена колония. При этом женщина должна иметь возможность содержать себя и детей. Но не у каждой осужденной матери есть средства на то, чтобы жить со своим ребенком.

По закону женщина имеет право содержать своего ребенка в детском доме при колонии до достижения им возраста трех лет. Затем ребенок подлежит передаче либо родственникам, либо в специальное детское учреждение, что может стать серьезной травмой и для ребенка, и для матери. В соответствии с законом мать может выехать из колонии на две недели и лично передать ребенка в семью либо в детский дом, причем такое право предоставляется независимо от того, куда и кому передается ребенок.

Законодатель руководствуется прежде всего интересами ребенка в данной норме, но механизм реализации предоставленного осужденной матери права перемещения своего ребенка отсутствует.

Женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов, предоставляется дополнительный двухнедельный отпуск. Дети-инвалиды не могут приехать вместе с родственниками на свидание к матери. Новые правила разрешают матери выезжать из колонии раз в год для свидания с такими детьми сроком на пятнадцать суток, не считая времени проезда.

Все изменения законодательства коснулись только осужденных женщин, на отцов данные привилегии не распространяются, что можно рассматривать как нарушение принципа равенства родительских прав и обязанностей.

Таким образом, родительское правоотношение не всегда имеет «стандартную форму», где совместно проживают папа, мама и ребенок, где присутствует взаимная любовь, забота и родительская ответственность.

Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка:

1)право знать своих родителей;

2)право на заботу родителей;

)право на воспитание своими родителями;

)право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;

)право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать своих родителей, насколько это возможно, и право на их заботу следует из требований статьи 7 Конвенции о правах ребенка и связано с тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Данное право неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для их надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, в обеспечении его разнообразных интересов.

2.2 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

С правом детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в СК РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, непосредственно указанных в данной статье, но и родственников более отдаленных степеней родства.

Родственники - лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадедушка (прабабушка), дядя (тетя) и т.д.

В реальной жизни вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с местными и национальными традициями. При решении данного вопроса необходимо руководствоваться прежде всего интересами самого ребенка. Формы общения могут быть самыми разнообразными: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т.п., они зависят от возраста ребенка, места жительства его и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других обстоятельств.

Семейный кодекс особо оговаривает, что право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях:

1)расторжения брака родителей;

2)признания брака родителей недействительным;

)раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах.

Ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых случаев, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. И ребенок, и его родители для этих целей вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее в соответствии со статьей 10 Конвенции о правах ребенка. Иногда в нарушение прав ребенка родитель - гражданин иностранного государства без предварительного согласования с другим родителем - гражданином РФ увозит ребенка в другое государство и не дает ему фактически возможности общаться с родителем - гражданином РФ. Решение вопроса о порядке общения ребенка с оставшимся в России родителем приобретает затяжной и довольно сложный характер из-за отсутствия договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с большинством зарубежных государств.

Судебная практика показывает, что в жизни нередки случаи, когда родитель, с которым остался проживать ребенок, создает условия, фактически лишающие другого родителя возможности общаться с ребенком и участвовать в его воспитании. В результате ущемляются законные права и интересы как одного из родителей, так и ребенка. В этой связи в п. 1 ст. 66 СК РФ установлено, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Разъяснение сторонам данного требования закона, в частности, является обязанностью суда при расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, независимо от того, возбужден ли спор о детях. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка (ч. 3 ст. 66 СК РФ).

В тоже время судебная практика показывает, что данная норма практически не применяется и следовательно никакой ответственности такой родитель не несет. В связи с изложенным автор работы предлагает установить административное или уголовное наказание за данное правонарушение.

Лишение родителей права на общение с ребенком предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке - при лишении или ограничении родительских прав (ст. ст. 71, 74 СК РФ), в административном порядке - при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства из-за непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) отдельно регламентируется в Кодексе, что согласуется с нормами международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).

Закон не дает понятие экстремальной ситуации. Под ней могут пониматься различные случаи, создающие реальные предпосылки для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровью, личной неприкосновенности и т.д. В качестве примеров подобной ситуации закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечебном учреждении.

Для определения иных разновидностей экстремальной ситуации возможно использование понятия трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, природные и техногенные катастрофы и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. При привлечении ребенка к административной или уголовной ответственности его общение с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него. Оно осуществляется в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством. Так, законом предусмотрено, что родители как законные представители осуществляют защиту прав и законных интересов своего несовершеннолетнего ребенка, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Они обязательно должны быть уведомлены об административном задержании несовершеннолетнего. При рассмотрении же дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие родителя в соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 25.3, пунктом 4 статьи 27.3 КоАП.

Согласно статье 48, пункту 3 статьи 423, пункту 1 статьи 426 УПК РФ родители привлекаются на основании постановления следователя, прокурора, дознавателя к участию в качестве законных представителей по уголовным делам в отношении своих несовершеннолетних детей с момента их первого допроса в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также незамедлительно извещаются об их задержании или заключении под стражу. Родители вправе:

1)знать, в чем подозревается или обвиняется их ребенок;

2)присутствовать при предъявлении ребенку обвинения;

)участвовать в допросе ребенка в качестве подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

)знакомиться с протоколами следственных действий, в которых ребенок принимал участие, и делать письменные замечания о правильности, полноте сделанных им записей;

)заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решение дознавателя, следователя, прокурора;

)представлять доказательства;

)по окончании предварительного следствия знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

По определению суда или постановлению судьи один из близких родственников несовершеннолетнего обвиняемого может быть допущен в качестве защитника по уголовному делу (п. 2 ст. 49 УПК РФ).

3. Защита личных прав несовершеннолетнего

.1 Общая характеристика видов и способов защиты личных прав несовершеннолетнего

Право на защиту прав и законных интересов является одним из важнейших субъективных прав ребенка, которое может осуществляться как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Основные направления обеспечения прав ребенка в нашей стране и конкретные меры по их защите определены Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; особое внимание в этом Законе уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (к ним относятся дети-инвалиды, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, и др.).

Родители должны защищать именно права и интересы детей, а не свои права и интересы.

Такими же полномочиями по защите прав детей в соответствии с СК РФ наделены органы опеки и попечительства, прокурор, суд.

Защищая права и законные интересы ребенка, прокурор, во-первых, осуществляет надзор за тем, как они соблюдаются уполномоченными органами, а во-вторых, принимает непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Гарантией осуществления защиты прав несовершеннолетних является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из своих интересов и потребностей. Более того, обеспечение этих прав ребенка - задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержат специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Статья 6 указанного Закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь, глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав, вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний) или нет.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

1)произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;

2)всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

)экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

)незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

)всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

)бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

)всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. ст. 16, 19, 32 - 34, 37 Конвенции о правах ребенка).

Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

3.2 Особенности защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются целями подпрограммы «Дети и семья» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. №172. В связи со спецификой проблем различных категорий детей в рамках подпрограммы предусмотрены 3 направления: 1) «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 2) «Семья с детьми-инвалидами»; 3) «Дети-сироты».

В рамках направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривается решение таких задач, как развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Порядок защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регулирует статья 15 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон устанавливает, что защита прав таких детей осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г., государства-члены должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая в тот период жизни, когда она или он наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений.

Следует уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом.

Правосудие в отношении несовершеннолетних согласно Пекинским правилам должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе. Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Согласно нормам, действовавшим до 1 января 2005 г., в целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создавались соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывали индивидуальную программу реабилитации ребенка. Данная программа включала в себя оценку - экспертизу состояния ребенка, проведенную учреждениями здравоохранения, оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка.

Эти меры осуществлялись социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями. Если судом устанавливалась вина родителей или иных законных представителей в нарушении прав и законных интересов детей, компенсация вреда, нанесенного детям, определялась судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.

Действующее законодательство устанавливает гарантии несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых на досудебной стадии и в процессе рассмотрения дела.

При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи; законодательством РФ.

Обязательными при этом являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, а также учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

Пекинские правила устанавливают минимальный возраст уголовной ответственности. В правовых системах, где признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.

Заключение

Проведенное в работе исследование позволяет сделать вывод, что право на защиту прав и законных интересов является одним из важнейших субъективных прав ребенка, которое может осуществляться как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Основные направления обеспечения прав ребенка в нашей стране и конкретные меры по их защите определены Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Целью данного Закона является создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Список источников

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2.Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция. 1991. NN 12-14.

3.Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17 (1831).

4.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. №3.

.Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР. выпуск XLVI. М., 1993.

.Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) // СПС «Гарант».

.Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) Бюллетене международных договоров. 1999. №6.

.Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // СПС «Гарант».

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №32. ст. 3301; Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. ст. 410; Часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №49. ст. 4552; Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №52 (часть I). ст. 5496.

.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №1 (часть I). ст. 14.

.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №46. ст. 4532.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1. ст. 1.

.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №52 (Часть I). ст. 4921.

14.Антокольская М.В. Семейное право. М., 2010.

15.Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права. 2006. №6.

.Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России. М., 2004.

.Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972.

.Гарина Н.В. Деятельность Комитета по правам ребенка // Международное публичное и частное право. 2003. №2.

.Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А., Спектор А.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2008.

.Гомола А.И., Гомола И.А., Саломатов Е.Н. Семейное право. М., 2008.

.Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних // Адвокат. 2005. №8.

.Додонов В.Н., Румянцев О.Г. Энциклопедический юридический словарь. М., 2006.

.Дубровская И.А. Права ребенка. М., 2008.

.Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М., 2006.

защита право ребенок родитель

Похожие работы на - Проблема защиты детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!