Правовые основы договора перевозки грузов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,64 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы договора перевозки грузов

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Сегодня железные дороги занимают ведущее место в транспортной системе России. Они несут главную нагрузку по транспортировке массовых грузов.

Создание конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок возможно лишь на базе различий в условиях доставки разными компаниями грузов по одним и тем же железнодорожным линиям, что, в свою очередь, повышает роль и значение договорного урегулирования грузоперевозочных отношений. Актуальность темы также обусловлена необходимостью совершенствования правовой базы, регулирующей данные правоотношения.

Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы на основе комплексного изучения правовых норм о договоре железнодорожной перевозки грузов и выявить пробелы в законодательстве.

Для достижения обозначенной цели поставлены задачи:

провести анализ российского законодательства и изучить научные разработки о понятии договора перевозки грузов, выявить специфические черты, характерные для договора перевозки грузов на железнодорожном транспорте.

определить правовую природу договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

- исследовать порядок заключения, изменения, прекращения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом и определить правовое значение его формы.

ГЛАВА I ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

1.1 Определение договора железнодорожной перевозки грузов

Исполнение обязательства заявки на перевозку грузов влечет за собой обязательство грузоотправителя предъявить груз к перевозке вместе с накладной и обязательство перевозчика принять и осуществить перевозку до определенной станции назначения, а также выдать груз грузополучателю.

Для юридического оформления отношений перевозчика с грузоотправителем, возникающих в связи с перевозкой определенного груза, необходимо заключение договора. Принятие перевозчиком от грузоотправителя накладной вместе с грузом удостоверяет заключение конкретного договора перевозки. Договорные отношения перевозчика и грузоотправителя, возникающие в связи с перевозками грузов, в подавляющем большинстве случаев имеют основанием заявку на перевозку. В этих случаях стороны выполняют обязательство, возникающее непосредственно из заявки на перевозку. Подтверждает заключение договора перевозки транспортная железнодорожная накладная, выражающая обязанность перевозки груза в соответствии с заявкой на перевозку груза.

Если по каким-то причинам грузоотправитель не может использовать выделенные ему по заявке вагоны, обязательственные отношения между сторонами непосредственно по перевозке грузов не возникают. Они возникают лишь тогда, когда грузоотправитель одновременно с предъявлением груза вручает накладную, и станция отправления принимает груз к перевозке вместе с накладной. У перевозчика возникает обязательство перевезти этот груз на станцию назначения и выдать его грузополучателю, указанному в накладной, а у грузоотправителя - обязательство уплатить перевозчику установленную провозную плату за перевозку груза. Основанием этих обязательственных отношений между перевозчиком и грузоотправителем является, таким образом, договор о перевозке груза, указанного в накладной.

Договор железнодорожной перевозки имеет большое сходство с договором подряда, так как по тому и другому договору исполнение заключается в достижении известного результата, и до тех пор, пока этот результат не достигнут, договор считается неисполненным, каковы бы ни были отдельные услуги, оказанные перевозчиком или подрядчиком. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется за свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), последняя же обязуется выдать вознаграждение за выполнение задания. Точно так же и по договору перевозки перевозчик выполняет работу по перевозке груза за свой риск и своими средствами передвижения или средствами отправителя (собственными или арендованными), за что получает вознаграждение (провозную плату и установленные дополнительные сборы).

Но в договоре железнодорожной перевозки груза к этому подрядному элементу присоединяется еще ответственность перевозчика за сохранность груза в пути, что свойственно договору хранения груза, и обязанность железной дороги передать груз получателю, что характерно для договора поручения. Кроме того, договор перевозки грузов носит публичный характер, для признания которого необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. Коммерческая организация не в праве оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности не допускается (ст. 426 ГК РФ).

Особенность договора железнодорожной перевозки груза состоит в том, что он посредством оформления транспортной железнодорожной накладной заключается между грузоотправителем и перевозчиком, но в нем указывается грузополучатель, которому груз должен быть выдан на станции назначения.

Хотя грузополучатель не участвует в заключе-нии договора, он вступает в установленные оез него договорные отношения с железной дорогой в качестве лица, имеющего право требовать выдачи ему груза или переадресовки груза и обязанного завершить окончательные расчеты и уплатить причитающиеся перевозчику платежи. В стадии исполнения договора перевозки права и обязанности, которые первоначально были установлены для грузоотправителя, переходят к получателю груза. Согласно УЖТ груз, прибывший на станцию назначения, грузополучатель обязан получить.

Договор железнодорожной перевозки груза является в большинстве случаев договором в пользу третьего лица, но в отдельных случаях грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице (например, при перемещении материалов на склад одной и той же организации, но расположенный в другой местности и т.п.).

Специфичность договора железнодорожной перевозки дает основание выделить его в особый самостоятельный вид договора, обособленный от других договоров.

Договор железнодорожной перевозки является договором реальным, так как считается заключенным только после передачи грузов перевозчику вместе с накладной и принятия его перевозчиком от отправителя для перевозки. Поэтому, например, перевозка почты в почтовом вагоне осуществляется не на основании договора железнодорожной перевозки - ведь груз, находящийся в почтовом вагоне, остается в ведении работников связи, и перевозчик несет за него ответственность лишь в случае причинения вреда по его вине, но не на условиях договора железнодорожной перевозки.

Ввиду того что железнодорожные перевозки имеют массовый характер, условия договора железнодорожной перевозки строго регламентированы УЖТ и Правилами перевозок грузов. Все основные условия договора определяются не волей сторон, не соглашением их, а принудительной регламентацией - Правилами перевозок грузов, одинаково обязательными для железной дороги и грузоотправителей (грузополучателей).

Случаи установления соглашением сторон отдельных условий перевозок и связанных с ними операций имеют исключительный характер, например, погрузка и выгрузка грузов перевозчиком в тех случаях, когда УЖТ она возложена на грузоотправителя и грузополучателя.

Нормы права, регулирующие договор железнодорожной перевозки, - императивные, т.е. эти нормы предписывают определенное поведение (действия) сторон, участвующих в договоре перевозки. Диспозитивных норм, то есть норм, которые предоставляют сторонам возможность самим устанавливать содержание своих взаимоотношений и содержат определенные предписания лишь на случай, если стороны не установили условий своих отношений, в УЖТ в отношении договора железнодорожной перевозки нет. Согласно УЖТ всякие предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями и грузополучателями, имеющие целью изменение или устранение ответственности, возложенной на них, считаются недействительными.

Заявка на перевозку является основанием обязательства перевозчика по предоставлению вагонов для перевозки и обязательства грузоотправителя по рациональному использованию подвижного состава. Когда во исполнение этой заявки грузоотправитель предъявляет к перевозке груз вместе с накладной и перевозчик его принимает к перевозке, возникают обязательства сторон по договору перевозки грузов.

Понятие договора железнодорожной перевозки дает возможность строго разграничить права, обязанности и ответственность сторон по выполнению договора, т.е. установить, какие правоотношения возникают из договора перевозки и какие - из других оснований.

1.2 Заключение договора перевозки

Договор железнодорожной перевозки принадлежит к числу двусторонних договоров, т.е. таких, из которых возникают права и обязанности для каждого из участников договора.

Для заключения договора необходимо, чтобы каждая из сторон выразила согласие на вступление в обязательственные отношения. Сторона, желающая заключить договор, делает другой стороне предложение, а другая сторона, принимая безоговорочно данное предложение, тем самым дает на него согласие. Договор считается заключенным, если имеется предложение одной стороны, принятое другой стороной.

Договор перевозки считается заключенным с момента сдачи грузоотправителем груза вместе с накладной и принятия их перевозчиком.

В случае невнесения грузоотправителем платежей при сдаче груза к перевозке, отправление груза перевозчиком может быть задержано до внесения платежей. В предусмотренных ст. 30 УЖТ случаях отправления груза без оплаты перевозных платежей станция назначения должна на основании УЖТ взыскать указанные платежи с грузополучателя, который в свою очередь может взыскать уплаченные им суммы с грузоотправителя (при цене франко - станция назначения).

Согласно Правилам приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, дата приема груза к перевозке удостоверяется наложением календарного штемпеля на накладной во всех экземплярах перевозочного документа (лист 4). Дата станционного штемпеля, являющегося знаком состоявшегося приема груза к перевозке, определяет начало срока, в течение которого груз должен быть доставлен на станцию назначения.

ГЛАВА II - ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1 Предъявление и прием груза к перевозке

Грузоотправитель обязан передать, а перевозчик имеет право требовать передачи ему груза в таком состоянии, чтобы груз мог выдержать перевозку по железной дороге и прибыть на станцию назначения в целости и сохранности. Перевозчику принадлежит право определять, требуется ли упаковка груза, предъявляемого к перевозке, и какая упаковка должна быть для данного груза. Это право основано на УЖТ и на условиях соглашения перевозки грузов в прямых международных сообщениях. Вопрос о необходимости и удовлетворительности тары, соответствующей государственным стандартам для перевозки данного груза, разрешает перевозчик, который определяет также состояние груза, предъявляемого без упаковки. Грузоотправитель обязан подчиниться решению перевозчика. Если он находит это решение неправильным, то имеет право потребовать составления акта об отказе в приеме груза. На основании этого акта грузоотправитель может обжаловать действия начальника станции в административном порядке начальнику отделения дороги или в управлении дороги.

Перевозчик при приеме груза к перевозке не имеет возможности во всех случаях производить тщательный осмотр и проверку состояния груза. Кроме того, даже при самом тщательном осмотре работники железной дороги могут не обнаружить недостатков в грузе или таре, если они не заметны по наружному виду или если для обнаружения требуются специальные знания по данному роду груза и упаковке. В особенности нельзя установить удовлетворительность внутренней упаковки, которая имеет нередко не менее важное значение для сохранности груза при перевозке, чем наружная.

Исчерпывающего критерия степени удовлетворительности упаковки и состояния груза, предъявляемого к перевозке, для всех грузов не установлено.

2.2 Обязанность доставки груза в срок

Срок доставки грузов является необходимым и существенным условием договора железнодорожной перевозки. Сроком доставки считается промежуток времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за неисполнение которого несет ответственность.

Сроки доставки грузов и правила исчисления их утверждены приказом МПС России 18.06.03 № 26 и зарегистрированы в Минюсте 23.06.03 № 4816 по согласованию с Министерством экономики РФ.

Установленные сроки доставки являются предельными (максимальными), но перевозчик имеет право исполнить договор перевозки ранее установленных сроков, а потому грузополучатель не имеет права отказаться от получения груза в случае доставки его ранее срока.

Сроки доставки груза зависят от расстояний перевозок, скорости перевозки и вида отправки (мелкая, повагонная, маршрутная).

Для определения ответственного срока доставки груза должны учитываться все регламентные сроки, необходимые для проведения отдельных операций на станциях отправления и назначения, в процессе следования груза, для дополнительных операций, связанных с сортировкой мелких отправок и контейнеров в пути следования, а также время на переадресовку, на перегрузку в вагоны для другой колеи и др.

Грузы принимаются к перевозке грузовой скоростью или большой скоростью с оплатой последней по повышенному тарифу.

При приеме груза к перевозке от грузоотправителя ранее наступления дня погрузки срок доставки исчисляется с 24ч суток, в которые этот груз должен быть погружен. Срок доставки грузов исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевозке, т.е. с полуночи, следующей за днем наложения календарного штемпеля, который обозначает дату штемпеля отправления на накладную.

Нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных перевозок и видов отправок, по которым осуществляется перевозка грузов. Срок доставки считается выполненным, если до истечения установленного срока груз выгружен на станции назначения средствами перевозчика или вагон подан под выгрузку средствами грузополучателя. При задержке подачи вагонов под выгрузку по вине грузополучателя, например, вследствие занятости фронта выгрузки, срок доставки также считается выполненным, если груз прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки. В этих случаях составляются акты общей формы с указанием причин и времени задержки.

Ответственные сроки доставки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении определяются по совокупности перевозок по железным дорогам и водным путем:

за часть водного пути - на основании Правил о сроках доставки по речным и морским путям сообщения;

на перевалку с железной дороги на воду и обратно - на основании Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

За просрочку в доставке груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении несут ответственность железные дороги, речные (морские) пароходства, виновные в просрочке.

2.3 Провозная плата и дополнительные сборы

По договору перевозки грузоотправитель вносит перевозчику провозную плату и дополнительные сборы. Дополнительные сборы взыскиваются сверх провозной платы за дополнительные непоименованные в тарифном руководстве (Прейскурант 10-01) операции и работы, производимые перевозчиком в связи с перевозкой грузов. Оплата дополнительных операций и работ не может быть включена в сумму провозной платы, потому что эти работы в понятие перевозки не входят, хотя и связаны с перевозкой грузов, и, кроме того, многие дополнительные сборы являются непостоянными и исчисляются не по каждой отправке.

Расчеты с перевозчиком как в форме провозной платы, так и дополнительных сборов ведутся не по соглашению сторон, а в соответствии с установленными тарифами. Грузовые тарифы дифференцированы по роду отправок, расстояниям и скорости перевозок, типам и принадлежности вагонов, роду грузов. Дифференциация тарифов по роду отправок произведена в соответствии с соотношением себестоимостей их перевозки, так как наличие тарифных преимуществ одного вида отправок перед другими способствовало бы нерациональному использованию вагонов.

Перевозчик обязан по общему правилу Тарифных руководств исчислять провозную плату, устанавливать ее размер и взыскивать при приеме груза к перевозке.

ответственность перевозчик плата груз

2.4 Исполнение договора перевозки

По договору перевозки перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю. Исполнение договора перевозки заключается в выдаче груза в установленном месте.

Станция назначения является пунктом завершения перевозки груза по железнодорожным путям общего пользования, но в большинстве случаев не является местом исполнения договора перевозки. В юридическом отношении местом исполнения договора перевозки является место выдачи груза и приемки его грузополучателем. Если выгрузка груза производилась в местах общего пользования средствами перевозчика, то исполнением договора будет являться момент получения груза грузополучателем на складе перевозчика; при выгрузке средствами грузополучателя - места необщего пользования или станционные пути в момент выгрузки грузов грузополучателем. Однако, независимо от места передачи груза, юридическая передача в соответствии с предусмотренными Правилами выдачи грузов условиями оформляется либо отметками и росписями в памятке приемосдатчика, либо приемосдаточным актом.

При наличии у грузополучателя железнодорожного пути необщего пользования грузоотправитель при сдаче груза к перевозке повагонной отправкой может в накладной в графе «С подачей на подъездной путь» сделать соответствующую отметку о подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования грузополучателя или другого владельца железнодорожного пути необщего пользования, в пределах которого находятся склады грузополучателя. Грузоотправитель обязан указать в накладной наименование владельца железнодорожного пути необщего пользования в случае, если станция назначения открыта только для выдачи грузов повагонными отправками на железнодорожных путях необщего пользования.

При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика вагоны учитываются на простое у владельца железнодорожного пути необщего пользования с момента подачи их к месту выгрузки, и сдача грузов производится в местах выгрузки.

Ответственность за сохранность груза и вагонов, подаваемых контрагентом ветвевладельца, несет владелец железнодорожного пути необщего пользования. При подаче вагонов под погрузку или выгрузку грузов время подачи отмечается в памятке приемосдатчика за подписями обеих сторон.

Охрана вагонов и грузов во время нахождения их в пределах железнодорожного пути необщего пользования возлагается на владельца этого железнодорожного пути необщего пользования.

При подаче вагонов локомотивом перевозчика охрана вагонов и грузов до момента поставки их к месту выгрузки осуществляется перевозчиком.

Следовательно, исполнение договора перевозки заключается не только в самой передаче груза, но и включает в себя также ряд подготовительных действий, необходимых для того, чтобы грузополучатель имел возможность принять груз. К подготовительным действиям, необходимым для исполнения договора перевозки, относятся объявления и уведомления о прибытии груза. Станция выгрузки должна обеспечить извещение грузополучателей о времени подачи вагонов с грузами не позже чем за два часа до подачи отдельных групп вагонов под выгрузку. Уведомление должно быть послано в день прибытия груза, но не позднее 12ч следующего дня.

2.5 Доказательства выдачи груза

Доставленный в пункт назначения груз перевозчик обязан выдать грузополучателю, указанному в накладной, а грузополучатель обязан принять этот груз в определенный срок. С принятием груза грузополучателем выдача груза становится двусторонним и законченным юридическим действием, посредством которого груз, принятый перевозчиком, выбывает из ведения перевозчика и передается во владение грузополучателя под его охрану.

Действия, посредством которых осуществляется передача грузов, различны в зависимости от того, производится выгрузка средствами перевозчика или грузополучателя. В первом случае груз выдается приемосдатчиком со склада перевозчика. До выдачи он находится в ведении и под охраной перевозчика.

Грузополучатель не может принять груз частично, т. е. дробить отправку, так как груз, перевозимый по одной накладной, является единым объектом. Вывоз груза со склада станции назначения может производиться и по частям, но в этом случае за оставшуюся на складе часть груза перевозчик отвечает в соответствии с УЖТ.

Поскольку все перевозки совершаются по именным накладным в адрес определенного грузополучателя, то для получения груза не требуется предъявления грузовой квитанции о перевозке.

Станция назначения должна удостовериться в том, что груз выдается уполномоченному на получение груза лицу. При получении груза, адресованного юридическому лицу (предприятию, организации), получатель должен представить сотруднику станции назначения доверенность на право получения груза. Доверенность на получение груза может быть как разовой (на получение груза по определенной накладной), так и постоянной с указанием срока ее действия.

По общему правилу грузополучатель не имеет права отказаться от приема груза, прибывшего в его адрес на станцию назначения. Отказ может иметь место лишь в том случае, если качество груза вследствие его повреждения изменилось настолько, что он не может быть полностью или частично использован соответственно своему назначению.

Моменты фактической выдачи груза и документального оформления выдачи в большинстве случаев не совпадают, так как вагоны с грузом подаются на железнодорожный путь необщего пользования ранее раскредитования документов. Поскольку выдача накладной и груза может быть произведена неодновременно, то сам по себе факт неполучения и неоформления документов на груз еще не свидетельствует о том, что груз не выдан грузополучателю. Точно так же передача накладной грузополучателю не может во всех случаях свидетельствовать о состоявшихся выдаче и приеме груза грузополучателем.

В случае, когда после оформления выдачи груза по документам фактически груз не будет выдан грузополучателю, последний может требовать от станции назначения составления коммерческого акта.

Отсюда следует, что если грузополучатель не потребовал составления коммерческого акта, то он получил груз, что удостоверяется его распиской в получении груза на дорожной ведомости. Эта расписка является единственным и достаточным доказательством, которое перевозчик должен представлять в случае оспаривания факта получения груза. Никакие последующие оговорки или претензии грузополучателя к перевозчику не могут приниматься во внимание, если грузополучатель, оформляя получение груза, не потребовал составления коммерческого акта о частичной его утрате или повреждении.

Перевозчик обязан проверить на станции назначения массу груза, прибывшего в неисправном вагоне или в вагоне с неисправными ЗПУ, а также груза, прибывшего с признаками утраты, порчи или повреждения при перевозке его на открытом подвижном составе.

За проверку массы и состояния груза по требованию грузополучателя перевозчик взыскивает сбор в размере, предусмотренном тарифом, если при перевозке не окажется недостачи массы, превышающей нормы естественной убыли.

Если при проверке массы или состояния груза на станции назначения будет обнаружена недостача, порча или повреждение груза, или если эти обстоятельства установлены коммерческим актом, составленным в пути следования, станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза и сумму, на которую понизилась его стоимость. При необходимости экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов-специалистов.

Проверка массы производится на весах станции или принятых на техническое обслуживание весах грузополучателя.

Выдача грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, на станции железной дороги производится в соответствии с УЖТ и Правилами перевозок грузов.

ГЛАВА III - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

3.1 Общие положения ответственности перевозчика по договору перевозки

Перевозчик несет полную ответственность за сохранность принятого к перевозке груза с момента принятия его к перевозке до выдачи грузополучателю или до передачи его согласно установленным правилам другому предприятию или организации.

По общим нормам гражданского права ответственность должника основана на его вине, а где нет вины - там нет и ответственности. Виной называется умысел или неосторожность должника. Умысел имеет место, если должник предвидел последствия совершения или несовершения им соответствующих действий, желал их и сознательно допускал, а неосторожность - при отсутствии у должника требуемой от него предусмотрительности. Должник является виновным в неисполнении обязательства, если он сделал это умышленно или по неосторожности. Если обязательство не выполнено, то имеется законное предположение (презумпция), что в этом виновен должник. Должник имеет возможность опровергнуть это законное предположение представлением соответствующих доказательств. Он освобождается от ответственности за неисполнение обязательства, если докажет, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельством, которого он не мог предотвратить.

Ответственность перевозчика за исполнение договора перевозки в соответствии с общими гражданско-правовыми нормами влечет за собой обязанность возместить грузовладельцу ущерб, причиненный полной или частичной утратой груза, повреждением или несоблюдением сроков его доставки. При невыполнении перевозчиком договора перевозки в какой-либо части для возникновения ответственности необходимо, чтобы невыполнением владельцу груза был причинен ущерб. Исключением является несоблюдение перевозчиком сроков доставки грузов, когда грузовладелец от просрочки мог и не понести никаких убытков, но материальная ответственность перевозчика за это не снимается.

Перевозчик несет ответственность по договору перевозки за ущерб, причиненный служебными действиями и упущениями своих служащих. Для установления ответственности в этих случаях необходимо, чтобы действия служащих перевозчика относились к их компетенции, т.е. входили в круг их обязанностей, были служебными действиями.

Ответственность за сохранность груза лежит на перевозчике, если он не докажет, что утрата, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, т.е. перевозчик отвечает за утрату, порчу или повреждение груза только при наличии его вины.

При отсутствии вины за неисполнение обязательств по договору перевозки, когда утрата, порча или повреждение груза произошли вследствие объективных причин, не зависящих от перевозчика, или когда это произошло по вине грузоотправителя, на перевозчика ответственность не возлагается.

Таким образом, ответственность перевозчика за утрату, порчу или повреждение груза определяется в соответствии с общими нормами гражданского права, т.е. обусловлена наличием вины перевозчика. Но в железнодорожном праве в отношении определения ответственности за неисполнение обязательств по договору перевозки имеются существенные особенности. В УЖТ содержится перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за неисполнение обязательства по договору перевозки. К ним, в частности, относятся: особенности естественных свойств груза, с которыми и связана высокая вероятность ущерба при перевозке (естественная убыль, следствие особых свойств груза, последствия перевозки на открытом подвижном составе); вина грузоотправителя или грузополучателя (умысел или неосторожность, неправильные погрузка и выгрузка, недостатки тары или упаковки, непринятие проводником грузоотправителя необходимых мер к сохранению груза и др.). Кроме того, УЖТ предусмотрел распределение между перевозчиком и грузополучателем (грузоотправителем) бремени доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение обязательств по договору перевозки. Эти особенности норм железнодорожного права объясняются, с одной стороны, массовым характером перевозок и определенностью места заключения договора перевозки и места его выполнения (станции отправления и назначения), а с другой стороны, спецификой договора перевозки как договора, заключаемого грузоотправителем в пользу третьего лица - грузополучателя.

Особенностью железнодорожного права по сравнению с общими нормами гражданского права является установление равной, но ограниченной ответственности участников договора перевозки. В железнодорожном праве не применяется общая норма гражданского права, обязывающая при неисполнении обязательства по вине должника возместить потерпевшему убытки в полной сумме, т.е. как «положительный ущерб, так и упущенную выгоду, возможную при обычных условиях оборота».

Специальная ответственность перевозчика начинается только после заключения договора перевозки, поэтому под понятие специальной ответственности не подпадает ответственность за хранение груза на станции отправления до принятия его к перевозке.

3.2 Основания материальной ответственности перевозчика

Ответственность перевозчика по договору перевозки начинается с момента его заключения (принятия груза к перевозке вместе с накладной) и продолжается до момента окончательного исполнения договора (до выдачи груза и приема его грузополучателем).

Согласно УЖТ, перевозчик несет ответственность за сохранность груза до выдачи его грузополучателю. Такой же принцип ответственности перевозчика проводится в соглашениях о прямых международных сообщениях, в которых участвует железнодорожный транспорт России.

Ответственность перевозчика по договору перевозки, представляющая собой один из видов гражданско-правовой ответственности, имеет назначением охрану вверенной собственности и возмещение материального ущерба, причиняемого неисправными перевозками. Вследствие специфики договора железнодорожной перевозки в правовом регулировании ответственности железных дорог имеется целый ряд особенностей.

Ответственность перевозчика за невыполнение обязательств по договору железнодорожной перевозки груза может возникнуть лишь при наличии определенных фактов (обстоятельств), являющихся основаниями ответственности. Их можно свести к четырем категориям: утрата груза, частичная утрата (недостача места или веса), повреждение (порча) груза, просрочка в доставке груза.

Утратой груза признается невозможность перевозчиком выдачи груза грузополучателю по истечении срока, определенного статьей 45 УЖТ.

Грузоотправитель или грузополучатель имеет право считать груз утраченным и требовать возмещения за его утрату, если этот груз не был выдан грузополучателю по его требованию в течение 30 дней по истечении срока доставки, а при перевозке груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. По Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении грузоотправитель (грузополучатель) может без представления доказательств о неприбытии груза считать его утраченным, если этот груз не был выдан грузополучателю или не был предоставлен в его распоряжение в течение 30 дней по истечении срока доставки.

Таким образом, для возникновения по истечении установленного срока ответственности перевозчика за утрату груза не имеет значения, утрачен ли груз фактически или еще находится в пути, или выдан неправомочному лицу. Тот факт, что перевозчик не имеет возможности выдать груз в определенный срок, в соответствии с законодательством устанавливает, что груз считается утраченным.

Неприбытие груза обычно удостоверяется путем соответствующей отметки на предъявляемой грузополучателем грузовой квитанции. Эта отметка имеет значение для грузополучателя при предъявлении претензии в случае полной утраты груза.

Если груз прибыл на станцию назначения по истечении указанных выше сроков, станция назначения должна уведомить об этом грузополучателя. В случае принятия грузополучателем этого груза, грузополучатель должен возвратить полученное им от перевозчика возмещение за утрату груза.

Если при предъявлении грузополучателем претензии по поводу утраты груза перевозчиком после розыска будет установлено, что груз фактически не утрачен, а находится в пути, надо считать его не утраченным, а несвоевременно доставленным. Если будет установлено, что груз был выдан другой организации, перевозчик должен при предъявлении претензии об утрате груза сообщить первоначальному грузополучателю о фактическом получателе груза. Чаще всего выдача груза другому адресату происходит при переадресовке груза. В этом случае следует указать заявителю претензии, где, когда, кому и по чьей просьбе переадресован груз, для производства непосредственного расчета с фактическим получателем груза или организацией, по просьбе которой была произведена переадресовка груза. В судебной практике признается неправильным взыскание с перевозчика стоимости не доставленного по назначению груза при наличии в деле данных о том, что этот груз получен другой организацией и фактически находится в ее владении.

Частичной утратой (недостачей) груза называется количественное уменьшение груза, т.е. уменьшение массы, меры, числа предметов, составляющих одну отправку. С понятием частичной недостачи груза сближается понятие повреждения (порчи) груза. В том и другом случаях грузовладельцу причиняется ущерб в виде снижения стоимости груза.

Повреждением груза называется изменение его качества, которое понижает экономическую значимость, а следовательно, и стоимость груза. Повреждение (порча) груза во время перевозки имеет место в тех случаях, когда груз поломан, разбит, загрязнен, подмочен и т. п., вследствие чего он становится непригодным для своего назначения или годен в меньшей степени, чем при сдаче его к перевозке. Груз считается поврежденным также в тех случаях, когда он станет пригодным только после переработки (очистки, просушки и т. п.).

Как при недостаче, так и при повреждении груза его количественное или качественное состояние должны быть при выдаче удостоверены коммерческим актом. В случае принятия груза без составления акта грузополучатель лишается права на удовлетворение своей претензии. Принимая груз без возражений и каких-либо оговорок, он признает, что договор перевозки исполнен надлежащим образом. Никакие последующие заявления грузополучателя о недостатках принятого им от перевозчика груза не могут иметь юридического значения.

Таким образом, факт принятия груза грузополучателем без оговорок создает законное предположение о надлежащем исполнении договора перевозки со стороны перевозчика. Это положение также является особенностью железнодорожного права.

Существенным обстоятельством, служащим основанием материальной ответственности перевозчика по договору перевозки, является просрочка в доставке груза. Понятие просрочки в доставке означает несоблюдение перевозчиком установленных Правилами перевозки грузов сроков его доставки (ст. 33 УЖТ).

Если груз не может быть доставлен в срок вследствие его утраты, основанием ответственности перевозчика в этом случае будет не просрочка в доставке груза, а утрата его. Поэтому не может быть одновременной ответственности перевозчика за убытки, причиненные просрочкой, и за ущерб, причиненный утратой груза.

Просрочка в доставке груза с его частичной утратой (недостачей) не исключает ответственности перевозчика одновременно по этим двум основаниям. Поскольку обстоятельства, являющиеся основанием материальной ответственности перевозчика в данном случае различные, грузополучатель имеет право требования возмещения ущерба и за просрочку, и за недостачу груза. Возмещение за просрочку перевозчик должен уплатить лишь за ту часть груза, которая не утрачена.

В случаях порчи груза, происшедшей вследствие нарушения сроков его доставки, если стоимость испорченного груза была возмещена заявителю претензии, перевозчик не несет ответственности за просрочку в доставке груза. Следовательно, если причиной порчи была просрочка в доставке груза, то ответственность перевозчика возникает из одного основания - порчи груза из-за несоблюдения сроков доставки.

3.3 Основания для освобождения перевозчика от ответственности за утрату и повреждение (порчу) груза

Предпосылкой ответственности перевозчика за неисполнение обязательства по договору перевозки является его вина как перевозчика, не доставившего груз в полной сохранности в пункт назначения для выдачи грузополучателю. Из двух форм вины в отношении железнодорожных перевозок неосторожность имеет большее практическое значение, чем умысел. В подавляющем большинстве случаев обязательства по договору перевозки оказываются неисполненными потому, что перевозчик или грузоотправитель хотя и не предвидели вредных последствий, но должны были их предвидеть, или хотя и стремились выполнить обязательства, но не приняли необходимых мер, чтобы груз был доставлен в полной сохранности.

В УЖТ указаны основания, освобождающие перевозчика от ответственности за неисполнение обязательств по договору перевозки, соответствующие общим нормам гражданского права. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело. Сюда относятся случайные происшествия, а также явления стихийного характера, что соответствует принятому в гражданском праве понятию «непреодолимая сила» (событие, наступление которого не могло быть предотвращено никакими возможными мерами). При этом перевозчик обязан установить, что с его стороны были соблюдены все правила перевозки, обеспечивающие сохранность груза.

Явления стихийного характера и случайные происшествия как обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности, на практике бывают крайне редко. Технические средства железнодорожного транспорта все время совершенствуются, и в большинстве случаев возможно предотвратить разрушительные процессы.

Перевозчик не отвечает за утрату, порчу или повреждение груза, если это произошло по вине грузоотправителя или грузополучателя. Он освобождается от ответственности во всех случаях, если докажет вину грузоотправителя или грузополучателя в утрате или повреждении (порче) груза. Бремя доказывания в этих случаях лежит на перевозчике. Если вина грузоотправителя будет установлена, то на него должна быть возложена ответственность за утрату или повреждение (порчу) груза. Конкретные случаи утраты или повреждения (порчи) груза по вине грузоотправителя весьма разнообразны. Например, в одном случае утрата груза произошла вследствие того, что грузоотправитель, отправляя в старой таре древесную смолу, не учел, что при высокой температуре изменяется ее плотность, а слабая конструкция старой тары не обеспечивает сохранность груза. Перевозчик при приеме груза к перевозке не имел возможности обнаружить этот недостаток.

3.4 Объем ответственности перевозчика за утрату или повреждение (порчу) груза

Неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозчиком договора перевозки груза обязывает перевозчика возместить причиненный ущерб отправителю или получателю груза.

Перевозчик не обязан возмещать стоимость доставленных им частей груза, даже если утрата его основных частей создает для грузополучателя невозможность использования по своему назначению остальной части груза. Точно так же, если перевозчик не доставил грузополучателю, например, топливо или сырье, и следствием этого был простой или невыполнение производственной программы, на перевозчика не может быть возложена обязанность возместить убытки грузополучателю сверх стоимости недоставленного груза.

Возмещение производится соразмерно утраченной части груза. В случае использования перевозчиком для своих нужд каких-либо грузов, принятых к перевозке, виновные привлекаются к ответственности, а перевозчик возмещает стоимость груза в двойном размере.

За утраченный перевозчиком подвижной состав, принадлежащий другим предприятиям или организациям, перевозчик по их требованию обязан предоставить соответствующий подвижной состав во временное бесплатное пользование, а по истечении трех месяцев - передать его взамен утраченного. При отсутствии у перевозчика соответствующего подвижного состава он обязан возместить стоимость утраченного. При повреждении перевозчиком принадлежащего другим предприятиям или организациям подвижного состава он обязан его отремонтировать.

Ущерб, причиненный при перевозке грузов, перевозчик возмещает в следующих размерах:

за утрату груза - в размере действительной стоимости утраченного груза;

за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а в случае если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости;

за повреждение груза - в размере той суммы, на которую понизилась стоимость.

Сумма, подлежащая возмещению перевозчиком за утрату, порчу или повреждение груза, исчисляется на основании счета поставщика, а в тех случаях, когда расчет за груз между грузоотправителем и грузополучателем через банк не производится - на основании другого документа, заменяющего счет.

Стоимость груза определяется исходя из оптовой, заготовительной или закупочной цены с добавлением к этой цене:

стоимости тары, если эта стоимость не входит в цену товара;

суммы дополнительных расходов грузоотправителя по доставке груза до станции отправления или до станции назначения в тех случаях, когда эти расходы не входят в цену товара.

Стоимость грузов, принадлежащих отдельным гражданам, определяется по продажным розничным ценам торговых организаций в том месте и в то время, где и когда груз подлежал выдаче.

Сумму, подлежащую возмещению перевозчиком за утрату, порчу или повреждение груза, следует исчислять в зависимости от того, какая цена указана в счете поставщика или в другом документе, заменяющем счет.

К дополнительным расходам грузоотправителя относятся расходы на погрузку и перевозку груза автотранспортом от склада предприятия до станции отправления, провозная плата и др.

В стоимость груза включается стоимость тары, если она не входит в цену товара. Требования о взыскании за утрату тары штрафов не подлежат удовлетворению.

Когда груз принят к перевозке с объявленной ценностью, то за утрату и недостачу его перевозчик обязан уплатить возмещение в следующих размерах:

в случае утраты всего груза - в размере объявленной ценности всей отправки;

в случае утраты отдельных мест - в размере объявленной их ценности;

в случае частичной утраты или хищения из отдельного места упакованных в нем предметов - по объявленной ценности их согласно описи.

При перевозках в смешанном железнодорожно-водном сообщении ответственность перевозчика железнодорожного транспорта и речных (морских) пароходств за сохранность принятого к перевозке груза определяется уставами, действующими на железнодорожном и водном транспорте. В прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении ответственность за недостачу груза распределяется соответственно между перевозчиками, если установлена виновность в недостаче перевозчиков на железнодорожном транспорте и пароходства, участвующих в перевозке.

При перевозках грузов в прямом международном железнодорожном сообщении возмещение при полной или частичной утрате груза определяется Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении. Размер возмещения исчисляется исходя из цены, указанной в счете поставщика или в выписке из этого счета, заверенной органами внешней торговли страны отправителя или страны назначения груза.

3.5 Ответственность перевозчика за просрочку в доставке груза

Ответственность за просрочку определяется в зависимости от размера провозной платы, а не от стоимости груза. Поскольку доказывать и выяснять убытки за счет просрочки в доставке груза весьма затруднительно, а иногда и совершенно невозможно без предварительных проверок и экспертиз, обременительных для перевозчика и грузоотправителей (грузополучателей), железнодорожное право отступает в этом вопросе от общих норм гражданского права. За просрочку в доставке груза перевозчик обязан уплатить грузополучателю пени, составляющие 9 % провозной платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона (контейнера), не принадлежащего перевозчику, за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более платы за перевозку. Грузополучатель не имеет права требовать от перевозчика уплаты вместо пени или помимо него возмещения каких-либо убытков. Такая же ответственность перевозчика установлена Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении за просрочку в доставке груза в прямом международном сообщении.

Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки грузов, если докажет, что просрочка произошла не по его вине, а в связи с обстоятельством, от него не зависящим (горный обвал, наводнение и др.). Бремя доказывания обстоятельств, обусловивших задержку в доставке груза и исключающих его вину, лежит на перевозчике.

Просрочка в доставке груза приобретает особое значение при перевозке скоропортящихся грузов. Такие грузы должны сдаваться к перевозке с указанием срока их транспортабельности, который определяется грузоотправителем или инспекцией по качеству.


За неправильное использование грузоотправителями и грузополучателями подвижного состава установлена материальная ответственность в виде штрафных санкций. Штраф взыскивается за задержку вагонов, поданных под погрузку и выгрузку, сверх установленных сроков (за сверхнормативный простой), за недогруз вагона и за его перегруз сверх указанной грузоподъемности.

Штраф за сверхнормативный простой вагонов является исключительной неустойкой, поскольку убытки, причиненные задержкой вагонов под погрузкой и выгрузкой, не взыскиваются. В случаях, когда вагоны задержаны на складе или железнодорожном пути необщего пользования сверх установленного срока, штраф взыскивается как за вагоны, находящиеся под погрузкой или выгрузкой, так и за вагоны, задержанные на путях станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя.

Размер штрафа за сверхнормативный простой вагонов зависит от их типа и продолжительности простоя (ст. 47, 99, 100 УЖТ). Учитывается также, кому (перевозчику или клиентуре) принадлежат простаиваемые вагоны. За основу берется размер штрафа 0,2 МРОТ, который взыскивается за простой обыкновенных вагонов в течение 1 ч. При простое универсальных вагонов размер штрафа увеличивается в 2 раза, а при простое рефрижераторных вагонов - в 3 раза. Кроме того, за задержку специальных цистерн, принадлежащих предприятиям или арендуемых ими, с грузоотправителя или грузополучателя взыскивается штраф в пользу владельца (арендатора) цистерны в соответствии с Положением об учете и использовании специальных железнодорожных цистерн.

При простое на путях перевозчика вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям или арендованных ими, плата за пользование вагонами, контейнерами взыскивается в размере 50 % платы за простой вагонов. Взыскание такой платы является санкцией собственно не за простой вагонов (поскольку они не принадлежат железной дороге), а за занятие железнодорожных путей сверх установленных сроков.

Плата за пользование вагонами, а также за простой вагонов, поданных железной дорогой в количестве, превышающем размер одновременно подаваемых вагонов, предусматривается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования на подачу и уборку вагонов.

Штраф за сверхнормативный простой вагонов взыскивается независимо от штрафа за невыполнение плана перевозок грузов.

За недогруз вагона с грузоотправителя взыскивается плата в размере, предусмотренном тарифом. В случаях, когда технические нормы не установлены, плата взыскивается за недозагруженный вагон до полной вместимости или полной грузоподъемности. При обнаружении недогруза составляется акт общей формы; плата за недогруз не взыскивается, если грузоотправитель произвел догрузку вагона. Требование о возврате неправильно взысканного штрафа за недогруз может быть предъявлено в исковом порядке в суд. Штраф за недогруз вагонов взыскивается независимо от того, кто определял массу груза - грузоотправитель или перевозчик.

За перегруз вагона сверх его грузоподъемности с учетом допускаемого излишка при погрузке средствами грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку массы груза или грузобагажа. При этом штраф начисляется в размере платы за перевозку фактической массы груза, а не той, что указал грузоотправитель в накладной.

ответственность перевозчик плата груз

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в основании проведенной работы можно сделать следующие в выводы:

Необходимо изменить подход к формированию Правил перевозок, разделив их на две группы: Стандарты перевозок железнодорожным транспортом отдельных категорий грузов, содержащих технические предписания, и Правила, соответствующие основным стадиям перевозочного процесса и содержащие юридические нормы, регулирующие как отношения перевозки грузов, так и вспомогательные транспортные отношения, такие как - Правила перевозки грузов и Правила выдачи грузов на станции назначения.

Рассмотрев правовую природу договора железнодорожной перевозки груза, можно выделить следующие моменты. Договор перевозки грузов - самостоятельный договор гражданского права, котором устанавливается транспортным законодательством и не подчинены нормам о других договорах. Договор перевозки груза квалифицируем как основной, взаимный, возмездный, обязательный, консенсуальный, публичный (так как железнодорожный транспорт является транспортом общего пользования), договор в пользу третьего лица.

Изучив порядок заключения, изменения и прекращения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, можно выделить следующие моменты. Процедура заключения договора носит сложный характер, так как при заключении отправителем и перевозчиком в основе правоотношений по перевозке грузов лежит сложный юридический состав - договор об организации перевозок, заявка грузоотправителя. Транспортная накладная в указанном составе выступает доказательством заключения договора перевозки груза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002)/СПС - Консультант плюс.

2.Гражданское право: учеб. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1997.-Ч. II.-384с.

3.Довгополов, А.А. Договор железнодорожной перевозки грузов: правовая природа, заключение и субъектный состав / А.А. Довгополов, Ю.А. Романова Транспортное право. -2007. - № 1. - СПС «Гарант» [Электронный ресурс]/ НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление: 29.04.2008.

.Душина, И.Н. Понятие и правовая природа договора железнодорожной перевозки грузов / И.Н. Душина // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление: 29.04.2008.

.Егизаров, В.А. Транспортное право: учеб. / В.А. Егизаров. -4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2007. - 552 с.

.Егоров, А.Е., О публичном характере договора железнодорожной перевозки грузов/А.Е. Егоров// Российская юстиция. -2007. - № 2. - С. 12-15.

.Изволенский, В.Н. Правовые вопросы железнодорожных перевозок / В.Н. Изволенский. -М.: Госиздат, 1951. -68 с.

.Калачев, Е.С. Документы в транспортных операциях. Договоры перевозки / Е.С. Калачев, С .А. Калачева. - М.: Юрид, лит., 1998. - 32 с.

.Калпин, А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте / А.Г. Калпин // Государство и право. -2003. - № 10 -С. 43-49.

.Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации / под ред. Т.Е. Абовой, В.Б. Ляндреса. - М.: Юридическая фирма «Контракт», 1998. - 222 с.

.Куник, Я.А. Договоры в советской государственной торговле / Я.А. Куник. - М.: Юрид. лит., 1983. - 117 с.

.Моргунова, Г.А. Правовое регулирование обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом: дис. ... канд. юрид. наук. / Г.А. Моргунова. - М.: Московский гос. ун-т, 2004. - 91 с.

.Моргунова, Г.А. Проблемы заключения договора перевозки груза в контейнерах железнодорожным транспортом / Г.А. Моргунова // Юридический консультант. - 2003. - № 1. - С. 21-27.

.Мошкович, М. ВАС вступился за грузоотправителя / М. Мошкович, Н. Завойкина, Ю. Терешко // ЭЖ-Юрист. -2007. -№ 32. -СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление' 29.04.2008.

.Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / под ред. проф. В.П. Мозолина и проф. М.Н. Малеиной. - М.: Проспект, 2004. - 798 с.

.Новиков, В.М. Основы транспортного права / В.М. Новиков, Н.М. Иваницкий. - М.: БЕК, 1995. - 189 с.

.Пугинский, Б.И. Коммерческое право России / Б.И. Пугинский. -М.: Юрайт, 2000. - С. 250-251.

.Романец, Ю.А. Система договоров в гражданском праве России / Ю.А. Романец. - М.: Юстицинформ, 2006. - 435 с.

.Сборник правил перевозок грузов железнодорожным транспортом / состав. Т.В. Богачева. - М.: Транспорт, 2003. - 375 с.

.Тарасов, М.А. Договор перевозки грузов по советскому гражданскому праву / М.А. Тарасов. - Ростовский гос. юрид. ун-т, 1954. - 130 с.

.Теплинская, Н. Железнодорожные перевозки грузов по России: взгляд юриста / Н. Теплинская // Логистик и система. - 2005. - № 5. - С. 18-20.

Похожие работы на - Правовые основы договора перевозки грузов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!