Правовое регулирование отношений по обеспечению пособиями на федеральном уровне

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование отношений по обеспечению пособиями на федеральном уровне

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие, классификация и виды пособий для граждан, имеющих детей

Глава 2. Правовое регулирование отношений по обеспечению пособиями на федеральном уровне

Заключение

Библиографический список

Введение

Вопросы социальной поддержки детей решаются как мировым сообществом, так и каждым государством самостоятельно. Права детей на блага социального обеспечения закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Международно-правовые нормы нашли отражение и в законодательстве Российской Федерации.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Очевидно, что важная роль в решении материальных проблем семей с детьми принадлежит социальному обеспечению. Ясно и то, что оно не может и не должно быть основным источником средств существования семьи и воспитываемого в ней ребенка. Пособие представляет собой государственную материальную поддержку, которая лишь дополняет заработную плату родителей и другие доходы семьи, а также иные формы участия общества в воспитании подрастающего поколения. Такая позиция предопределена Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством. Широкое распространение получила практика принятия субъектами РФ дополнительных мер социальной защиты семей с детьми.

Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам имеющим детей" предусмотрена лишь часть социальных выплат, в том числе и пособий, которые в соответствии с действующим российским законодательством могут назначаться и выплачиваться на детей и на лиц, осуществляющих уход за ними. Это следует и из содержания ст. 2 названного Закона, согласно которой законодательство о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, состоит не только из данного Закона, но и из других федеральных законов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Целью курсовой работы является исследование понятия, классификаций и видов пособий семьям с детьми, их нормативное регулирование на федеральном уровне.

В качестве задачи выступает изучение актуальности данного вопроса и выявление проблем в правовом регулировании отношений по обеспечению граждан пособиями на детей.


Глава 1. Понятие, классификация и виды пособий для граждан, имеющих детей

В России установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Для того, чтобы разобраться в ней, нужно начать с понятия. Толковый словарь определяет, что пособие - это денежная помощь, оказываемая государством лицам, находящимся в тяжелом экономическом положении. Однако, нам важно понять что же такое государственное пособие. В первом приближении его можно определить как пособие, выплачиваемое за счет средств государственного бюджета или из фонда государственного социального страхования.

В действующем законодательстве государственные пособия для граждан, имеющих детей именуются по разному: «социальные пособия» в Конституции РФ или «государственные пособия» в Федеральном законе <consultantplus://offline/ref=9CC7AFFB5A13077FBBCA3F53A3FF5F60C483EE69AC53573E5192A3AEqCw9E> от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ. В связи с этим и в науке существуют различные позиции.

Обращаясь к Федеральному закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», мы не найдем там определения «государственных пособий для граждан, имеющих детей». Однако, в литературе под государственными пособиями для граждан, имеющих детей чаще всего понимают единую систему государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Данное определение встречается в работах Е.Е.Мачульской, К.Н.Гусова, М.В.Лушниковой и А.М.Лушникова.

М.В. Лушникова и А.М. Лушников отмечают, что: «Трансформация современной отрасли права социального обеспечения повлекла, с одной стороны, значительное расширение перечня понятий и терминов, применяемых в целях регулирования социально-обеспечительных отношений, с другой - их рассогласованность, многозначность, отсутствие упорядоченного отраслевого единства» .

В связи с этим, некоторые авторы говорят о «социальных пособиях» для семей с детьми. По мнению Ю.Б.Корсаненковой, это единовременные, ежемесячные, периодические денежные выплаты, сохраняющие в определенных случаях алиментарный характер, установленные законом и выплачиваемые семье с детьми с целью компенсации заработка, временно утраченного одним из родителей, дополнительных расходов семье или за вред, причиненный при социально-значимых обстоятельствах здоровью одного из родителей, назначаемые за счет средств обязательного социального страхования или государственных ассигнований в размерах, соотносимых с заработком одного из родителей, прожиточным минимумом региона или в твердо установленных денежных суммах.

С точки зрения М.Л.Захарова и Э.Г.Тучковой, все денежные выплаты в праве социального обеспечения подразделяют на пенсии и иные социальные выплаты. Это объясняется спецификой пенсий как основного источника средств к существованию и их значением в системе права социального обеспечения. В.С. Андреев писал: «В отличие от пенсий - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к оплате по труду или пенсии), либо выступают как помощь при отсутствии основных источников средств к существованию». Социальное пособие является денежной формой обеспечения и выплачивается, как правило, непродолжительное время или единовременно. Цель социального пособия - компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств - рождением ребенка, смертью члена семьи.

С учетом изложенного, можно попытаться сформулировать следующее определение социальных пособий: это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Пособия включаются в систему социальных (государственных) пособий, что свидетельствует о тождестве данных понятий.

По мнению Т.С.Гусевой, денежные выплаты, адресованные семьям, можно объединить в такую категорию, как социальные выплаты, под которыми следует понимать денежные средства, предоставляемые гражданам единовременно, ежемесячно или периодически при наступлении социальных рисков в целях полного или частичного возмещения временно утраченного заработка, компенсации отдельных видов расходов, оказания материальной поддержки в размерах, установленных в законе. В характеристике социальных выплат главное - их цель. Если целевое предназначение пенсий всегда единое - основной источник средств к существованию, служащий для удовлетворения жизненно необходимых потребностей человека, то применительно к социальным выплатам целевое назначение может быть различным, но именно оно позволяет оценить эффективность системы выплат, определяя достигнута цель или нет.

Пособия гражданам, имеющих детей не обладают специфическими признаками, отличающими их от других видов социальных пособий и иных денежных выплат, имеющих внешнее сходство с пособиями. Но это не означает, что они же самостоятельный вид пособий. Скорее всего, это разновидность социальных пособий, так как они содержат в себе родовые черты пособия как одного из важнейших видов социального обеспечения.

В юридической литературе предлагаются различные критерии для классификации социальных пособий семьям на детей.

Например, по целевому назначению пособия делятся на две группы:

) пособия, компенсирующие полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок (пособие по беременности и родам),

) пособия, предоставляемые как "помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных обстоятельств" (единовременное пособие при рождении ребенка и др.).

По продолжительности выплаты пособия подразделяются на единовременные, ежемесячные и периодические. Законодатель переносит акцент с ежемесячных выплат на единовременные, что вызывает обоснованную критику современных ученых. Согласимся с Н.Л. Смирновой, считающей, что «российская система пособий должна формироваться не за счет единовременных выплат, а за счет ежемесячных пособий, так как они более значимы в поддержании материального благополучия нуждающихся в помощи граждан».

По финансовым источникам выплаты пособий на детей можно выделить: из средств Фонда социального страхования РФ; из средств федерального бюджета; из средств бюджетов субъектов РФ.

По кругу субъектов - получателей пособий можно разбить на две группы пособий:

Пособия, получателем которых может быть любой гражданин как член общества, независимо от его участия в производстве (пособия при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью).

Пособия для работающих граждан, в том числе определенных категорий занятого населения (по беременности и родам - женщинам из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех ступеней профессионального образования и военнослужащих по контракту).

По порядку определения размера пособий, выделяются три группы пособий: пособия, размер которых соотносится с заработком родителя; пособия, выплачиваемые в денежной сумме безотносительно заработка; пособия, размер которых соизмеряется с прожиточным минимумом в регионе.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В статье 1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ устанавливается круг лиц, на которых он распространяется, а также лиц, которые не подпадают под действие этого Закона <consultantplus://offline/ref=B495D54FBFBC4761AF7C6A58CEFE5898B9130E788C56482B4B0EF4C6D2nBa7L>.

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, определены в статье 3 Федерального закона № 81-ФЗ. К ним отнесены следующие виды государственных пособий:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

ежемесячное пособие на ребенка;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, или третьего и каждого следующего ребенка, в случае, если ранее не использовались меры дополнительного обеспечения.

До 2009 г. правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, устанавливало Правительство РФ. Но с 23.12.2009 эти функции переданы Минздравсоцразвития России в части, не определенной Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=A9D58A8BF461469C3EAF7D3FC0687F812DA4571679DA23D85AFDA05FY5o8I> от 19.05.1995 N 81-ФЗ. Был установлен новый Порядок назначения пособий Приказом Минздравсоцразвития "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" N 1012н.

В частности, приказ регулирует порядок подачи документов в целях получения пособий. Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица вправе направлять заявление с необходимыми документами по почте. В этом случае направляются копии документов, достоверность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, а не подлинники. Способ отправки должен подтверждать факт и дату отправления (например, заказным письмом). Заявление и документы (сведения), необходимые для получения пособий, могут быть направлены в организации, назначающие пособия, в форме электронных документов.

Утверждены обязательные реквизиты, которые следует указывать в заявлении на получение пособия как при получении пособия самостоятельно, так и через законного представителя или доверенное лицо. Предусмотрены особенности заявления (при направлении по почте - извещение о дате получения в пятидневный срок) приема документов организациями, назначающими пособия. Так, при приеме заявления организация выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) срок. Если к заявлению не приложены необходимые документы, заявление и документы возвращаются в пятидневный срок с даты получения.

Ряд уточняющих изменений внесен в правила назначения и выплаты отдельных пособий. В частности, теперь в документе прямо не указаны размеры пособий, а лишь даны ссылки на статьи Федерального закона <consultantplus://offline/ref=A1F26B629AC10C60DF56856E69C65DF30F97CF5BBBFAAA0DD1C063F2LAr5I> от 19.05.1995 N 81-ФЗ, где они поименованы.

пособие дети федеральный государственный

Глава 2. Правовое регулирование отношений по обеспечению пособиями на федеральном уровне

Статьей 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ законодателем установлены категории лиц, имеющих право на получение пособия по беременности и родам.

Федеральный законодатель закрепляет категории лиц, имеющих право на получение пособия по беременности и родам:

женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

женщины из вышеназванных категорий при усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70, а в случае многоплодной беременности - 84 календарных дней до родов и 70, а в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110 календарных дней после родов. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей - 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей). Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Размер пособия по беременности и родам дифференцирован в зависимости от статуса женщины. Таким образом, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию пособие по беременности и родам устанавливается:

в размере среднего заработка <consultantplus://offline/ref=399FC22D03EEBCE0529831F4D0D0DFF7E69A83D8A3492EEFAD780AB2F6B20D0F3796E1146AX4aBH>,

женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций в размере 490,79 рублей,

в размере стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения,

денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту.

Пособие в зависимости от категорий получателей выплачивается

за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по беременности и родам лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в установленном порядке образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Некоторые юристы отмечают, что реализация правового механизма выплаты пособия по беременности и родам на практике создает проблемы правоприменения.

В этой связи О.Г. Ершов предлагает возложить обязанность по выплате пособия за счет Фонда социального страхования, освободив женщину от выяснения отношений с работодателем. В целях повышения гарантий эффективности защиты работающих женщин при решении вопроса о выплате пособия по беременности и родам сместить акцент на отношения "работодатель - фонд социального страхования".

Следующим видом пособия является право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, которое назначается и выплачивается в дополнение к пособию по беременности и родам. Право на выплату этого пособия имеют все категории женщин, которым может быть назначено пособие по беременности и родам, при условии, что они встали на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Временем, в течение которого женщине необходимо встать на учет для того, чтобы в будущем претендовать на получение пособия, является период с момента зачатия ребенка и до достижения 12 недель беременности. Постановку на учет осуществляют уполномоченные на то женские консультации и иные медицинские учреждения, что позволяет раньше начать медицинское наблюдение за здоровьем будущей матери и ее ребенка и обезопасить их здоровье от возможного влияния негативных факторов.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам.

Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, установлен законом в твердой денежной сумме, которая подлежит ежегодной индексации для сохранения его покупательной способности. В 2013 году размер пособия будет составлять 490,79 руб. плюс районный коэффициент.

Выплата носит разовый характер. Право на получение пособия сохраняется с момента постановки на учет и в течение 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Статья 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ устанавливает право на единовременное пособие при рождении ребенка, которое назначается и выплачивается при рождении в семье ребенка с целью помощи семье в приобретении необходимых ребенку товаров. Лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу по контракту либо службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы).

В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.

Если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае если родитель не работает (не служит).

Единовременное пособие по рождению ребенка назначается на каждого ребенка, родившегося живым, что полностью соответствует цели введения пособия - компенсации дополнительных расходов, связанных с рождением ребенка.

При рождении мертвого ребенка пособие не назначается, однако родители в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности имеют право на пособие на погребение.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка установлен законом в твердой денежной сумме и в 2013 году будет составлять 13087,61 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком предусмотрено статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют те категории лиц, которые перечислены в названной статье, и круг получателей пособия достаточно широк. Он включает в себя не только родителей ребенка, но и иных родственников, которые фактически ухаживают за ребенком.

Право пребывать в отпуске по уходу за ребенком, а следовательно, ежемесячно получать пособие по уходу имеет только один из двух супругов. Право на получение данного вида пособия, распространяется и на тех лиц, которые проходят военную службу по контракту, а также приравненную к ней службу.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

,13 руб. по уходу за первым ребенком и 4907,85 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях; уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам; не подлежащим обязательному социальному страхованию;

процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - работающим лицам и проходящим службу.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты <consultantplus://offline/ref=00EE7D8ED6FEE42E2B8909846994832C2AF1361A38B3DDB0A8CB45075A1BL5N> к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Основанием для выплаты данного пособия является приказ работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Право на получение пособия возникает сразу после окончания отпуска мамы по беременности и родам. Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно, начиная с первого дня, следующего за закончившимся отпуском по беременности и родам и до исполнения ребенку полутора лет.

Неработающим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Кроме того, матери с момента рождения ребенка имеют право заменить пособие по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком, в случае если последнее окажется больше. При этом сумма ранее выплаченных декретных будет зачтена в счет пособия по уходу за ребенком.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ ежемесячное пособие на ребенка выплачивается в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью установлено как самостоятельный вид государственного пособия с 1 января 2007 г. статьей 12.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ. Такое пособие выплачивается в случаях:

усыновления;

установления опеки (попечительства);

передачи на воспитание в приемную семью.

Получателями этого пособия могут быть: один из усыновителей или опекунов (попечителей), а также один из приемных родителей.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью возникает при следующих обстоятельствах:

родители ребенка неизвестны, умерли, объявлены умершими;

родители ребенка лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;

родители ребенка признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);

родители ребенка по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка;

родители ребенка отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

родители уклоняются от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов;

родители отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Наличия одного из обстоятельств, указанных выше, недостаточно для возникновения у лица, с которым остается проживать ребенок, права на рассматриваемый вид пособия. Опекуну, попечителю или приемному родителю необходимо юридически закрепить свой статус.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов . С учетом индексации размер пособия на 2013 год установлен в размере - 13087,61 руб.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Это пособие, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Данное пособие назначается и выплачивается по месту жительства жены военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Для назначения единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, представляются:

а) заявление о назначении пособия;

б) копия свидетельства <consultantplus://offline/ref=F8BDE6F226174E4B0A36BE58307BC1EB66297A2AB6540DF8A0EA67AF64A6A17A9260802C67C96FS7o1H> о браке;

в) справка из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившего женщину на учет;

г) справка <consultantplus://offline/ref=F8BDE6F226174E4B0A36BE58307BC1EB672D7E2EB1540DF8A0EA67AF64A6A17A9260802C67CC66S7o1H> из воинской части о прохождении мужем военной службы по призыву (с указанием срока службы); после окончания военной службы по призыву - из военного комиссариата по месту призыва.

Установленный размер пособия на 2013 год - 20775,60 руб.

Данное пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Оно выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ.

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, опекун ребенка, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды пособий. Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

За счет индексации установленная в законе сумма пособия на 2013 год составляет - 8882,40 руб.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в качестве дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, было установлено право на материнский (семейный) капитал.

Данная мера является абсолютно новым видом обеспечения, как по содержанию, так и по условиям предоставления и её можно рассматривать одной из разновидностей социального обеспечения.

А.Н. Ахмедшина называет право на материнский капитал новым видом социального обеспечения, который не входит в сложившуюся систему социального обеспечения как на основе принципов права социального обеспечения, так и по условиям предоставления этого вида социального обеспечения. Однако, по мнению Т.С.Гусевой, целевой характер использования не является основанием для рассмотрения этой денежной выплаты в качестве нового вида социального обеспечения. Именно этот признак сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии. Сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств. И если бы не желание законодателя дать звучное название вводимой мере социальной поддержки, возможно было бы для обозначения выплаты вместо понятия «материнский (семейный) капитал» использовать понятие «многоцелевая субсидия».

Названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Им определено, что государственная поддержка - это возможность улучшить жилищные условия, получить образование, а также повысить уровень пенсионного обеспечения за счет средств материнского (семейного) капитала. Законом определены категории граждан, которые могут рассчитывать на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Сертификат - это именной документ, подтверждающий право на получение господдержки. Материнский (семейный) капитал обеспечивается за счет средств федерального бюджета передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Право на господдержку возникает у следующих групп россиян независимо от места жительства:

женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;

женщина, родившая (усыновившая) третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчина, являющийся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшийся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки у указанных лиц не учитываются дети, в отношении которых эти лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Действие Закона <consultantplus://offline/ref=7B815B3D27425352EE5299F90F6271299D367346BC98632094586F59A0VDdBM> применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

Первоначально размер материнского (семейного) капитала был установлен в размере 250 000 рублей. С учетом ежегодной индексации его размер с 1 января 2013 года составляет 408 960,5 рубля.

С момента выхода Федерального закона <consultantplus://offline/ref=B038E4B59459C469D2F6A9BFD3B60E28E236E465D7CEDD85028ABAC1A6e4I2I> было разрешено использовать средства материнского капитала в трех направлениях:

) улучшение жилищных условий;

) получение образования ребенком (детьми);

) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года и женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

С 1 января 2013 года для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, указом Президента РФ установлены ежемесячные выплаты.

В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) предусматриваются выплаты в размере - 5500 рублей, а другим лицам - 1200 рублей.

Размер ежемесячных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в том числе, Гайнский, Кочевский и Косинский районы Пермского края), в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Однако, несмотря на это, законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей не способна адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию в стране вследствие наличия следующих наиболее бросающихся в глаза недостатков.

Исходя из этого следует согласиться с утверждением Ю.В. Васильевой о том, что законодательная политика в сфере права социального обеспечения не очень эффективна. Отсутствие системного подхода в формировании отраслевого законодательства, и в первую очередь низкий уровень его кодификации создает ряд проблем в применении норм по данному вопросу. В системе источников права социального обеспечения нет единого, законодательно закрепленного свода принципиальных положений, что не позволяет последовательно развивать эту отрасль законодательства и права и, напротив, создает благодатную почву для его частых изменений в силу финансовых и иных обстоятельств.

Создание кодекса социального обеспечения, по мнению Ю.В. Васильевой, позволит гарантировать обеспечение на всей территории России единого социального пространства и единых стандартов социального обеспечения, снижение возможности подзаконного (особенно ведомственного) нормотворчества.

Заключение

При написании курсовой работы потребовалось изучить законодательство как федеральное, так и региональное. Его масштаб свидетельствует о постоянном внимании государства к семьям, имеющим детей. Несомненно, что государственная поддержка семьи способствует решению демографической проблемы в Российской Федерации.

В тоже время при исследовании явно прослеживаются недостаточность размера пособий семьям, имеющим детей. Особенно это ощущают неполные семьи, а также семьи, проживающие в сельской местности, где нередко отсутствует возможность трудоустройства родителей. В результате семьи из разных регионов страны неправомерно оказываются в неравных условиях в зависимости от демографической обстановки в конкретной местности.

Наиболее массовым видом социальной поддержки семей является ежемесячное пособие на ребенка, которое назначается в соответствии с региональным законодательством и составляет незначительную часть его официально установленного прожиточного минимума. В этой связи можно предложить, что указанная выплата должна производиться всем многодетным семьям, имеющим детей указанного возраста, независимо от даты рождения и места проживания ребенка, а также без проверки нуждаемости семьи.

Сложностью при изучении вопроса является большой объём нормативно - правовой базы. Это связано с тем, что вопрос о государственных пособиях для граждан, имеющих детей регулируется федеральными законами и законами субъектов федерации, а также постановлениями Правительства РФ и иных исполнительных органов власти в субъектах, и другими. В связи с этим создание кодекса социального обеспечения позволит гарантировать обеспечение на всей территории единого социального пространства и единых стандартов социального обеспечения.

Библиографический список

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

«Конвенция о правах ребенка», одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Федеральный закон от 14.06.2011 N 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2014 годы».

Указ <consultantplus://offline/ref=27489318FEE4E92D29400CBEE74D1146C3868319BEB2AB0F9522D68BE0x4iEJ> Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Литература

Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей.// Журнал российского права. 2013. N3. С.21 - 32

Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении.//Концепция развития российского законодательства. М., 2008. - 350 с.

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.: Юрид. лит., 1987. С.272.

Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения.//Журнал российского права. 2009. N 1. С.99-107

Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения.//Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С.37-39

Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс?//Известия вузов. Правоведение. 2009. N 4. С.109 - 116

Гусева Т.С Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства. Дисс…док. юрид. наук М., 2013. С.152-154

Право социального обеспечения// под ред. К. Н. Гусова. М. 2001. С.166 - 200.

Ершов О.Г. Правовое регулирование отношений, связанных с выплатой пособия по беременности и родам.//Социальное и пенсионное право. 2010. N 3. С.17-21

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России// М.: Издательство БЕК, 2002. - С. 343-345

Корсаненкова Ю.Б. К вопросу о понятии социальных пособий на детей и их классификации.//Университетский издательский консорциум "Юридическая книга". 2009. С.459-482

Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2008. С.485.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения// М.: Книжный мир, 2001. - С.216 - 220

Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России. Дисс. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С.84.

Судебная практика

Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1549-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Борзуновой Ольги Леонидовны на нарушение ее конституционных прав положением статьи 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Официально не опубликовано. СПС «Консультант- Плюс».

Определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2011 г. № 179-О-П по жалобе гражданки Сыроегиной Н.М. на нарушение ее конституционных прав абзацем 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственных пособия гражданам, имеющим детей» // Официально не опубликовано. СПС «Консультант Плюс».

Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. № 534-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галаховой О.Б. на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Официально не опубликовано. СПС «Консультант Плюс»

Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. № 382-О по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статей 8, 15 и 17 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 1.

Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2012 N 14-АПГ12-5 «Об оставлении без изменения решения Воронежского областного суда от 14.06.2012, которым удовлетворено заявление о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 постановления правительства Воронежской области от 12.08.2011 N 700 в части, предусматривающей наличие регистрации в Воронежской области по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка» // Официально не опубликовано. СПС «Консультант-Плюс».

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010)//Бюллетень Верховного Суда РФ. N 9. Сентябрь. 2010.

Похожие работы на - Правовое регулирование отношений по обеспечению пособиями на федеральном уровне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!