Задача
Литература
1. Перечислите основные категории особо охраняемых природных территорий и объектов и приведите примеры
Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;
земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
земли водного фонда;
земли запаса.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.
К землям населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах.
К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.
К землям природоохранного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения заповедников, национальных парков и заказников. К землям оздоровительного назначения относятся предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма. К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов.
К землям лесного фонда относятся лесные земли, а также нелесные земли, расположенные в границах лесного фонда, предоставленные для ведения лесного хозяйства.
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств.
К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.[2, ст.6]
Особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. [1, ст.1.]
Законом установлены следующие категории особо охраняемых природных территорий: заповедник; национальный парк; заказник; памятник природы.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.
Высшей формой особо охраняемых территорий являются заповедники. Землям заповедников принадлежит заглавная роль в структуре земель природоохранного назначения.
Заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов.[1, ст.18]
Для изучения таких комплексов и объектов, а также организации управления ими создаются некоммерческие организации - государственные природоохранные учреждения. Задачи их создания и деятельности состоят в обеспечении условий сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, находящихся на территории заповедника. Они не только выполняют природоохранные мероприятия, но и призваны обеспечивать соблюдение установленного режима охраны и использования заповедников. Кроме того, они занимаются учебной и научно-исследовательской работой, обеспечивают разработку проекта территориальной организации заповедника. Для координации научно-исследовательской деятельности на территории заповедника, обоснования природоохранных мероприятий и регулируемого природопользования создается научно-технический совет заповедника.
Заповедники, которые осуществляют глобальный мониторинг и включены в международную систему биосферных заповедников, имеют статус биосферных. В Республике Беларусь такой статус присвоен Березинскому заповеднику.
Составной частью земель природоохранного назначения являются земли национальных парков. В законе "Об особо охраняемых природных территориях" национальным паркам посвящена специальная глава 3 (ст. 23-28).
Первоначально термин "национальный парк" употреблялся как синоним слова "заповедник". В этом качестве заповедники (как национальные парки) функционируют в ряде государств. Позднее он получил самостоятельное значение как одна из форм заповедания и особо охраняемая территория.
Первым национальным парком в Беларуси стала Беловежская пуща. В 1991 г. Государственное заповедно-охотничье хозяйство "Беловежская пуща" было реорганизовано в Национальный парк "Беловежская пуща". В 1992 г. данный национальный парк включен в список объектов Всемирного природного наследия. Организованы и национальные парки "Браславские озера", "Нарочанский".
Национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях. [1, ст.23]
Заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов. [1, ст. 29]
Природный заказник относится к числу форм относительного заповедания, поскольку запрет на использование одних видов природных объектов в нем сочетается с ограниченным использованием других природных объектов. В Беларуси предусмотрено создание заказников республиканского и местного значения. Первые организуются решением Совета Министров, вторые - соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. В их создании участвует Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, его территориальные органы или иной (республиканский или местный) орган государственного управления в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Если заказник местного значения предполагается разместить на территории нескольких административно-территориальных единиц, то решение о его создании, преобразовании, а также прекращении деятельности принимается совместно соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
На принципах заповедания, как и заповедников, основан режим памятников природы. Он обусловливает и особенности использования данных земель.
Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.[1, ст.35]
В зависимости от своей уникальности, научной, экологической ценности памятники природы могут иметь республиканское или местное значение. Объявление памятника республиканского значения может производиться как с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей и передачей их в ведение государственного органа, в оперативное управление которого передается памятник республиканского значения, так и без такого изъятия.
Решение об объявлении, преобразовании и прекращении деятельности памятника природы республиканского значения с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей принимает Правительство Республики Беларусь. Представление об этом вносит Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иной республиканский орган государственного управления. Данные органы разрабатывают и охранные документы памятника: паспорт памятника природы и охранное обязательство. Для памятника природы республиканского значения эти документы готовятся Специализированной инспекцией государственного контроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела и утверждаются решением Минприроды. Затем они направляются лицу, принявшему на себя обязательство по охране данного памятника природы республиканского значения, а также каждому из соответствующих территориальных органов Минприроды.
В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:
ботанические (ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово-паркового искусства, участки леса с ценными породами, отдельные вековые или редких пород деревья или их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезновения и т.п.). Они предназначены для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных в экологическом, научном, культурном и хозяйственном отношении;
гидрологические (озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т.п.). Они служат целям сохранения и восстановления небольших по размерам ценных водных объектов;
геологические (обнажения ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.
2. Какие земли не подлежат передаче в частную собственность в Республике Беларусь
частный собственность природный земля
Собственность на землю, земельные участки может быть государственной и частной.
Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.
В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для:
строительства и (или) обслуживания жилого дома;
обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме;
ведения личного подсобного хозяйства;
коллективного садоводства;
дачного строительства.
Для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.[2, с. 17]
Не подлежат передаче в частную собственность:
)земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.п.);
)земли транспорта и связи;
)земли, предоставленные для нужд обороны;
)земельные участки на территориях, подвергающихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);
)земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры;
)земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
)земли лесного фонда;
)земли водного фонда;
)служебные земельные наделы;
)земли населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Перечень таких населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ утверждается Советом Министров Республики Беларусь;
)земли Государственного резерва (до 30% всех сельскохозяйственных угодий) необходимые для продажи гражданам Республики Беларусь, в том числе проживающим за ее пределами и иностранным инвесторам. [2, с. 11][3, ст. 9]
Так, например, Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» устанавливает правовые базы сотворения, функционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий и объектов, являющихся государственным достоянием народа Беларуси. При разработке (объявлении), использовании особо охраняемых природных территорий и объектов социально-экономические интересы имеют ценность перед экономическими. Законом особо охраняемые природные местности определяются как участки земли и части аква пространства, в том числе природные комплексы, имеющие особенное экологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значение и отношении которых установлен особенный режим охраны и использования. И в ст.4 Закона говорится: «Земли и остальные природные ресурсы, имущество заповедников, государственных парков, заказников и памятников природы находятся в принадлежности Республики Беларусь. Исключение могут составлять земли сельскохозяйственного назначения, земельные участки, полученные для стройки и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, на которые сохраняется право частной принадлежности, пожизненного наследственного владения или право использования. Владение, использование и распоряжение объектами и землями, находящимися в пределах особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь». [4, с.115]
3. Задача
ДРСУ государственного предприятия «Городавтодор» в течение ряда лет загрязняло водные источники, водопроводные коммуникации и рельеф местности неочищенными и необезвреженными отходами производства. Вредные вещества, просочившись через грунт, загрязнили артезианскую скважину - источник водоснабжения близлежащего садоводческого товарищества «Юбилейное». В результате погибли плодово-ягодные насаждения, повреждены до степени прекращения роста 24 березы, нанесен ущерб водопроводным коммуникациям.
Прокурор поставил вопрос о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности и предъявил иск о взыскании 53 млн руб. за ущерб, причиненный имуществу садоводов.
Решите дело.
Решение:
По части 2 статьи 272 УК РБ Загрязнение либо засорение вод, повлекшие умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере, либо умышленное загрязнение или засорение источников питьевого водоснабжения - наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. [5, ст.272]
1.Об особо охраняемых природных территориях: закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. № 3335-XІІ с изм. и доп. по состоянию на 15 июля 2010 г. № 169-З / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 2/1721.
. Законодательство Республики Беларусь о земле: Кодекс Республики Беларусь о земле. Об изъятии и предоставлении земельных участков. Инструкция по установлению, восстановлению и закреплению границ земельных участков. - Минск: Дикта, 2010. - 280 с.
. О праве собственности на землю : закон Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. №2417-XII: текст документа по состоянию на 25 октября 2008 года.
. Экологическое право. Особенная часть: учебник / Д.М.Демичев. - Минск: Выш.шк., 2007.- 494 с.
. Уголовный кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. по состоянию на 1 марта 2011 г. - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 304 с.