Нормы международного права в сфере трудовых отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормы международного права в сфере трудовых отношений

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Юридический институт

Кафедра «Гражданский процесс»




Курсовая работа

по дисциплине «Трудовое право»

на тему: «Нормы международного права в сфере трудовых отношений»


Выполнила: студентка 2 курса

группы ЗЮВ-112 заочной формы обучения

Лушникова Елена Юрьевна

Проверил: кандидат юридических наук,

доцент Земсков Владимир Александрович


Владимир 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Основы трудового законодательства в РФ

.1Понятие и сущность трудовых отношений

.2Нормы Российского права, регулирующие трудовые отношения

Глава 2. Нормы международного права, регулирующие трудовые отношения

.1 Становление и развитие международных трудовых норм

.2 Конвенции Международной организации труда (МОТ)

.3 Роль международных нормативных актов в регулировании трудовых отношений в РФ

Глава 3. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль соблюдения международных стандартов труда

.1 Взаимодействие международного регулирования труда и национального трудового законодательства

.2 Исполнение международных стандартов правового регулирования груда

Заключение

Библиографический список

Введение

В соответствии с Конституцией РФ трудовые отношения регулируются в нашей стране федеральными конституционными законами, трудовым законодательством (Трудовым Кодексом РФ), федеральными законами, законами субъектов, Постановлениями Президента, органов местного самоуправления и так далее.1 Основные принципы правового регулирования трудовых отношений установлены Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ) исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ. При этом общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.2 Из данной нормы следует, что первостепенное значение в регулировании трудовых отношений, как и любых других правовых отношений, имеют нормы международного права. Это результат влияния международных договоров РФ, конвенций, деклараций, которые наша страна ратифицировала, являясь субъектом международного права, то есть участником международных отношений.

Мир стремится к единой системе правоотношений. Глобализация, приобретающая всеобъемлющий характер, затрагивает и область трудовых отношений, в том числе и в России. Это порождает новые тенденции - трудо-правовую интеграцию государств, унификацию правовых стандартов в сфере труда, механизмов обеспечения контроля их реализации, с одной стороны, и стремление к сохранению устоявшихся в государствах особенностей правового регулирования труда, с другой.

Целью глобальной экономики является улучшение условий труда и жизни людей. Международная организация труда (МОТ), специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда, созданная в 1919 году, формулирует основные минимальные стандарты, обращенные ко всем государствам. Таким образом, международные трудовые нормы способствуют единому подходу к обеспечению уровня защиты трудовых прав работников. Данный подход не может отражаться на развитии трудового законодательства РФ в силу своей социальной направленности. Одно из основных направлений модернизации современной правовой системы - усиление взаимодействия международного и национального права.

На развитие и совершенствование российского трудового законодательства большое влияние оказывают процессы интернационализации и регионализации трудового права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Применительно к сфере труда это правило конкретизировано в статье 10 ТК РФ, как было отмечено выше.

Актуальность темы исследования. Происходящие в мире глобальные процессы приводят к усилению влияния международного права, которое выработало общепризнанные принципы и нормы, определяющие место и роль человека в сфере труда. Поэтому важно познакомиться с основными нормами международного права, влияющими на национальное трудовое законодательство.

июня 2008 г. в Женеве на 97-й сессии Международной конференции труда была принята Декларация Международной организации труда «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации». Согласно этой Декларации страны-участники Организации приняли на себя обязательства по обеспечению полной и производительной занятости, достойной работы для всех, в том числе для женщин и молодежи.1 В Декларации подчеркивается, что все эти задачи неразрывно связаны между собой, поэтому очевидна роль международных трудовых норм как эффективное средство их решения.

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 гг. ставится вопрос о необходимости разработать и реализовать меры, гарантирующих право работника на достойный труд, право на достойный уровень заработной платы. Для этого стороны приняли на себя обязательство провести консультации о целесообразности разработки программы достойного труда в рамках подхода, сформулированного Международной организацией труда.

В настоящее время процессы приобщения трудового законодательства Российской Федерации к мировому уровню приводят к расширению влияния международных организаций на обеспечение прав человека в сфере труда. Ведь как заметил генеральный директор МОТ Хуан Сомавия: «Основная цель МОТ сегодня - расширение возможностей женщин и мужчин для получения достойной и продуктивной занятости в условиях свободы, справедливости, стабильности и уважения человеческого достоинства». Важнейшим элементом в этом процессе служат международные трудовые нормы. Отсюда вывод: необходимо в комплексе изучить и проанализировать международные трудовые нормы для того, чтобы понять степень их влияния на национальное трудовое законодательство РФ, выработать предложения по развитию и совершенствованию правового регулирования трудовых отношений в России.

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения в сфере труда, регулируемые в России под влиянием международных норм.

Предмет исследования составляют международные акты, содержащие трудовые нормы (Лиги Наций, Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Совета Европы, Евразийского экономического сообщества), Конституция РФ, а также трудовое законодательство РФ.

Цель исследования заключается в определении понятия, сущности и содержания международных трудовых норм, их месте и степени влияния на российское национальное трудовое право выявлении, в частности, на трудовые отношения, соотношения и взаимодействия международных трудовых норм и трудового права России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

·выявить основы трудового законодательства РФ;

·раскрыть сущность и содержание международных трудовых норм;

·определить закономерности развития международных трудовых норм;

·определить основные направления дальнейшего совершенствования трудового законодательства РФ под влиянием международных трудовых норм;

·выявить систему контроля соблюдения международных норм в трудовом законодательстве РФ.

Теоретическую основу данной работы составили труды С.С. Алексеева, В.И. Кузнецова, О.Е. Кутафина, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, П.Е. Недбайло, И.С. Перетерского, А.С. Пиголкина, С.В. Полениной.

При подготовке курсовой работы были использованы труды ученых в области трудового права: М.И. Бару, Б.К. Бегичева, А.К. Безиной, Э.Н. Бондаренко, Л.Ю. Бугрова, И.Я. Киселева, С.И. Кобзевой, А.М. Куренного, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, С.П. Маврина, Г.С. Скачковой, А.И. Шебановой и др.

При подготовке курсовой работы при освещении вопросов международно-правового регулирования труда были использованы также работы отечественных ученых: И.В. Алениной М.В. Баглая, Д.К. Бекяшева, З.С. Богатыренко, О.А. Вострецовой, Р.Ш. Давлетгильдеева, Б.Н. Жаркова, А.И. Семешко, В.И. Усенина, Д.В. Черняевой.

Современное состояние правовых отношений в сфере труда характеризуется наличием целого ряда проблем, требующих как теоретического исследования, так и практического разрешения. Теория международных трудовых норм недостаточно проработана в науке российского трудового права. Это проявляется, в частности, в отсутствии единства подходов как к проблемам понятия, классификации международных трудовых норм, так и к их характеристике.

Методологическую основу курсовой работы составили диалектический метод научного познания, универсальные научные методы (системно-структурный, функциональный, формально-логический, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования), а также специальные юридические методы (историко-правовой, сравнительно-правовой).

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка. Глава 1. «Основы трудового законодательства в РФ» содержит определение термина трудовое право, раскрывает его принципы, цели и задачи. В разделе 1.1 «Понятие и сущность трудовых отношений в РФ» говорится об отношениях, основанных на соглашении между работниками и работодателями по поводу выполнения работниками за плату трудовой функции, подчинение работников правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателями условий труда, предусмотренных трудовым законодательством. Согласно ТК РФ эти отношения определяются как трудовые. Далее в разделе определяется основа данных взаимоотношений (трудовой договор), раскрываются права и обязанности работников и работодателей. Особое внимание в разделе уделено социальному партнерству в сфере труда, как системе взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений. Раздел 1.2 «Нормы Российского права, регулирующие трудовые отношения» определяет основные юридические нормы, посредством которых регулируются трудовые отношения в РФ. Это Трудовой Кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Глава 2. «Нормы международного права, регулирующие трудовые отношения» рассматривает понятие и значение норм международного права, влияющих на трудовые отношения. В данной главе обращается внимание на органы международного регулирования труда (ООН, МОТ). В разделе 2.1 «Становление и развитие международных трудовых норм» представлены основные этапы развития международных трудовых норм, время появления международных организаций и наиболее значимые документы, принятые ими в процессе их деятельности. В разделе 2.2 «Конвенции Международной организации труда (МОТ)» идет речь о наиболее влиятельном органе международного регулирования труда, его принципах, целях и задачах, а также основных документах, принятых им. Значение Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда велико тем, что она закрепляет основополагающие международно-правовые принципы в сфере труда, которые обязательны для государств - членов МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций. В разделе 2.3 «Роль международных нормативных актов в регулировании трудовых отношений в РФ» указаны основные международные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, а также показана их эффективная роль в регулировании отношений работников и работодателей разных государств.

Глава 3. «Системы обеспечения реализации, надзора и контроля соблюдения международных стандартов труда» определяет органы, обладающие правом осуществлять надзор за соблюдением норм трудового права; указывает на их значение в осуществлении контроля соблюдения международных стандартов труда. Это: федеральная инспекция труда, прокуратура, специализированные органы государственного контроля и надзора за безопасным осуществлением отельных видов деятельности (Росатомнадзор, Росэнергонадзор, Роспотребнадзор и др.), иные федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти. В разделе 3.1 «Взаимодействие международного регулирования труда и национального трудового законодательства» принимается во внимание механизм действия ратифицированных Деклараций при осуществлении контроля соблюдения международных принципов и стандартов в области трудовых отношений странами-участницами международных организаций. Раздел 3.2 «Исполнение международных стандартов правового регулирования груда» посвящен краткому обзору обязательств, которые приняла на себя Россия в отношении некоторых положений Европейской социальной хартии (право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола; право работников на получение информации и консультаций на предприятии, участие в консультациях по поводу предлагаемых администрацией предприятия решений, право работников на участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды на предприятии, право работников на защиту от увольнений и т.д.). затронуты некоторые проблемы в имплементации, т. е. в опосредовании международных Конвенций и Деклараций в национальном законодательстве. Если национальное право нарушает непосредственно действующие положения международных директив, оно не должно применяться. В заключении подводится итог сказанному ранее, делаются выводы.

трудовой международный право стандарт

Глава 1. Основы трудового законодательства РФ

Трудовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей1.

Трудовое законодательство ставит своей задачей создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений.

Основными принципами правового регулирования труда являются запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников и др.

Юридическое содержание норм трудового права, как и любой нормы права, составляют юридические права и обязанности. Однако норма трудового права - это не только государственно-властное предписание, так как она может исходить не только от государства, но и от работодателя, которым государство предоставляет на это право, нормы трудового права, обладая всеми характеристиками правовых норм: устанавливаются или санкционируются государством в строго определенном порядке и находятся под его защитой. Нормы трудового права принимаются в определенных формах (законах, указах, постановлениях, локальных нормативных актах и т. д.); вводятся и действие официально, вступают в силу и строго установленное время. Они носят обязательный характер; их исполнение обеспечивается органами государственного надзора и контроля, профсоюзного контроля, мерами юридической ответственности; регулируют общественные отношения путем установления прав и обязанностей их сторон и участников.

Нормы трудового права устанавливаются также и в договорном порядке с участием представителей работников и работодателей. Они подразделяются на общие и специальные; эволюционируют под влиянием международных норм; оказывают воздействие на развитие международных трудовых норм.

С учетом вышеизложенного можно считать, что нормы трудового права - это общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения между субъектами трудового права, установленные государством или в договорном порядке, выраженные в строго определенной письменной форме, находящееся под защитой государства и развивающиеся с учетом влияния международных норм.

1.1Понятие и сущность трудовых отношений в РФ

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинение работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством.

Согласно статье 16 ТК РФ основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, который заключается между работником и работодателем на основании Трудового кодекса РФ. Из вышесказанного следует, что субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - это физическое лицо, а работодателем может быть либо физическое, либо юридическое лицо (организация).

Перечень основных прав и обязанностей работника, как одной из сторон трудовых отношений, содержит в себе статья 21 ТК РФ. Согласно данной статье работник имеет право заключить, изменить или расторгнуть трудовой договор с работодателем, требовать себе рабочее место, оборудованное в соответствии с требованием государственных нормативов, получать своевременную и в полном объёме заработную плату. Также работник имеет право на отдых и защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов, право на забастовку, возмещение вреда, причинённого ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда, обязательное социальное страхование.

Трудовое законодательство, современная рыночная экономика и достаточно жёсткая конкуренция на рынке труда предъявляет высокие требования к работникам. Они обязаны добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на них трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда, соблюдать требования по охране труда, бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.

Для того чтобы процесс трудовых отношений носил действительно правовой характер, законодательство предъявляет к работодателям целый перечень требований, которые они обязаны выполнять. К этим требованиям относятся следующие:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам обустроенное рабочее место;

обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

обеспечивать работников необходимым для исполнения трудовых обязанностей оборудованием;

обеспечивать работникам достойную оплату за труд;

своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащие нормы трудового права;

осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

возмещать вред, причинённый работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На практике реальные взаимоотношения между работниками и работодателями складываются по-разному, однако наибольший эффект достигается, как правило, тогда, когда между обеими сторонами трудовых отношений выстраивается система социального партнёрства.

Сущность этой системы и характер её функционирования раскрываются в разделе II ТК РФ. Этот раздел так и называется "Социальное партнёрство в сфере труда".

Социальное партнёрство - это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

Система социального партнёрства действует на различных уровнях (федеральном, региональном, отраслевом, территориальном, а также на уровне организации). Социальное партнёрство возможно в случаях ведения переговоров по вопросам подготовки проектов коллективных договоров или соглашений; во время взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений и обеспечения гарантий, трудовых прав работников; при участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений создаются специальные комиссии.

Закон устанавливает ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, которые приняли на себя обе стороны социального партнёрства.

Правоотношения в сфере трудового права возникают потому, что нормы трудового законодательства предусматривают определенную правовую связь между участниками отношений по труду. Воздействуя (регулируя) на эти отношения, они порождают заложенную в норме трудового права юридическую связь, т.е. правоотношения в сфере трудового права.

Следует отметить, что на практике мы сталкиваемся с различными трудовыми правоотношениями, каждое из которых имеет конкретных субъектов, свое содержание, свои основания возникновения и прекращения.

Поэтому, чтобы раскрыть каждый вид правоотношения в сфере трудового права, надо уяснить эти его элементы. А.Е. Пашерстник отмечал, что нормы трудового права регулируют лишь фактические общественные отношения по труду на производстве, устанавливая юридические права и обязанности их сторон.

Различные виды правоотношений в трудовом праве возникают по добровольному согласию субъектов. Каждое из этих правоотношений отличается друг от друга субъектами, объектом, содержанием, основаниями возникновения и прекращения.

Объектом трудовых правоотношений является материальная заинтересованность в труде, а также результаты трудовой деятельности.

1.2Нормы Российского права, регулирующие трудовые отношения

Согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются:

свобода труда;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

гарантия прав каждого работника на справедливые условия труда и право на отдых;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников и т.д.

Регулирование трудовых отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами: Трудовым Кодексом РФ; федеральными законами; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В процессе трудовой деятельности происходит общение людей, а значит, нормы трудового нрава связаны с жизнью людей и их отношениями в обществе и носят социальный характер.

Социальный характер норм трудового права России выражается на различных уровнях трудового законодательства: федеральном, субъектов, местного самоуправления. Социальность трудовых норм проявляется в установлении гарантий и стандартов для работников и работодателей: работники находятся под защитой государства, а государство контролирует исполнение норм трудового права всеми его субъектами. Это отражается на всех уровнях правового регулирования трудовых отношений и является важным, так как не должно ухудшаться положение работников по сравнению с международными нормами, федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами.

Социальный аспект правовых норм отражен в ряде федеральных программ («Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса» и др.). Эти программы влияют на совершенствование трудовых отношений. A.M. Куренной отмечает, «что ценностные приоритеты, содержательное наполнение трудовых прав человеком все больше перемещаются из сферы экономической и физической безопасности (хотя она также сохраняет свою актуальность) в сферу "качества трудовой жизни"».

Основываясь на всём вышесказанном, следует отметить, что трудовые отношения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами регулируются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и т.п.).

Основными принципами правового регулирования трудовых отношений являются: свобода труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора и т.д.

Для обеспечения формирования правовых и организационных основ государственной политики в сфере труда в Российской Федерации, для приведения национального законодательства к соответствию общемировым стандартам в области трудовых отношений следует обращаться к международным трудовым нормам, ратифицировать правовые акты международных сообществ, а также создавать условия и достойную оплату труда собственных граждан.

Глава 2. Нормы международного права, регулирующие трудовые отношения

Нормами международного права, регулирующими трудовые отношения, можно назвать основополагающие принципы и правила, лежащие в основе отношений работника и работодателя. Данные нормы изложены в Декларациях, Соглашениях, Пактах, разработанных и ратифицированных международными организациями и государствами. В этом случае страны принимают на себя обязательства по выполнению международных норм, регулирующих внутригосударственные трудовые отношения.

Современные общемировые тенденции развития трудового права говорят о целесообразности сотрудничества государств на международном уровне по вопросам, касающимся сферы труда.

Нормы международного права устанавливаются взаимным волеизъявлением государств-участников. Международное право рассматривается здесь как результат межгосударственного сотрудничества. Высшая юридическая сила норм международного права подтверждается косвенно, например, в Уставе ООН. Например, одной из целей общей внешней политики в статье 2 Устава ООН обозначено осуществление международного сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.1

Международное регулирование труда осуществляется на всех уровнях межгосударственного сотрудничества: двустороннем, региональном, общемировом. К органам международного регулирования труда относятся в первую очередь ООН и МОТ.

Организация Объединённых Наций уделяет значительное внимание закреплению и обеспечению соблюдения основных прав человека. Всеобщая декларация прав человека одобрена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. К числу основных неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека отнесены следующие права в сфере труда: право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы; равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения; создание профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов; отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск.

В 1966 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Среди закрепленных в нем экономических прав трудовые права занимают значительное место. Наряду с конкретизацией закрепленных в Декларации прав Пакт предусматривает также право на одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и квалификации, а также право на забастовку. Если Декларация представляет собой программный документ, то Пакт является актом, ратифицировав который, государство принимает на себя обязательства по его исполнению. Установлена также обязанность периодического представления государствами докладов об исполнении принятых обязательств.

В Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в частности, закреплены запрет принудительного труда и свободное осуществление права на объединение, в том числе и создание профсоюзов.1 Наряду с указанными актами отдельные Конвенции ООН содержат нормы, имеющие значение для трудовых отношений.

2.1 Становление и развитие международных трудовых норм

Становление и развитие международных трудовых норм объясняется процессами глобализации. Данные трудовые нормы поставили вопрос о соотношении национального государства и международного сообщества, внутригосударственного и международного права. Процесс развития международных трудовых норм можно изложить следующим образом:

первоначальный этап (1904-1918 гг.) - это период до образования Лиги Наций и Международной организации труда. Данный временной отрезок - время зарождения международных трудовых норм, так называемого международного рабочего права.

Второй этап - период с 1919 по 1944 г. После окончания Первой мировой войны и переустройства послевоенной Европы начались процессы перемещения капитала и людских потоков. Образуется МОТ (1919). Позже появляются и другие международные организации, затрагивающие своей деятельностью международный вопрос регулирования сферы трудовых отношений. Международные трудовые нормы, принимаемые в данный период, в основном носят общий характер - это нормы о принудительном труде, пределах рабочего времени, труде женщин и его ограничениях, труде подростков, страховании по болезни, инвалидности, потере кормильца, безработице, профессиональных заболеваниях.

Третий этап - период с 1945 по 1976 г., когда МОТ приняла один из важных документов того времени - Декларацию «О целях и задачах Международной организации труда» (Филадельфия, 10 мая 1944 г.).

Четвертый этап 1977-1992 гг. В 80-е годы в новых исторических и экономических условиях МОТ принимает Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (Женева, 16 ноября 1977 г.) и другие документы.

Пятый этап (1993-2000 гг.) характеризуется развитием международного нормотворчества в сфере труда. В этот период к нормотворческой деятельности МОТ и ООН в области труда присоединяется Европейский Союз, а позже Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество. МОТ принимает Декларацию «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г.

Шестой этап - с 2001 года по настоящее время. Основными направлениями в развитии международных трудовых норм в этот период можно назвать занятость, недопущение дискриминации, решение проблем детского труда, трудовая реабилитация инвалидов, развитие социального партнерства, решение проблем работников-мигрантов и членов их семей, равенство мужчин и женщин, деятельность ТНК в сочетании с государственной политикой и международными стандартами. В этот период МОТ принимает Декларацию о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (Женева, 10 июня 2008 г.), Глобальный пакт о рабочих местах (Женева, июнь 2009 г.).

Анализируя нормы международного права в части вопросов трудового законодательства, необходимо отметить, что международное сотрудничество государств сформировалось еще в 1949 г. Первый международный договор, заключенный под эгидой Совета Европы, - это его Устав, принятый в Лондоне 5 мая 1949 г. В этом документе в качестве задачи членов Совета Европы обозначено заключение соглашений и проведение совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях для поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями государств и международных организаций, в первую очередь, применяя международные трудовые нормы. Увеличение количества различных организаций, расширение их функций можно объяснить усложнением международных отношений. Если раньше государства пытались решить интересующие их вопросы чаще всего посредством двусторонних договоренностей, то на современном этапе появляются проблемы, в решении которых заинтересованы большинство государств. Такие вопросы можно решить с помощью международных организаций.

.2 Конвенции Международной организации труда (МОТ)

Международное регулирование труда осуществляется на всех уровнях межгосударственного сотрудничества: двустороннем, региональном, общемировом. К органам международного регулирования труда относятся в первую очередь ООН и МОТ.

Международная организация труда создана в 1919 г. как учреждение Лиги наций. Устав МОТ включен в качестве ч. XIII в Версальский мирный договор. В 1944 г. в Филадельфии принята Декларация «О целях и задачах Международной организации труда», ставшая частью Устава. В Декларации подтверждались и дополнялись основные принципы МОТ. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН, а в 1969 г. была удостоена Нобелевской премии мира за содействие улучшению условий жизни трудящихся. Особенностью этой Организации является ее трехсторонняя структура.2 Наряду с представителями правительств в работе Международной организации труда участвуют представители работников и работодателей.

Высший орган МОТ - Международная конференция труда. Она созывается ежегодно. Её исполнительный орган - Административный совет, который руководит работой Организации между сессиями Международной конференции труда. Административным центром МОТ является Международное бюро труда (МБТ).

Цели МОТ: продвижение и претворение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда; расширение возможностей для обеспечения достойной занятости; увеличение доступности и эффективности социального обеспечения; укрепление социального диалога. На указанных целях МОТ основывается концепция достойного труда. Поставленные цели достигаются различными путями: разработкой международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости; подготовкой и принятием международных трудовых норм, которые служат ориентиром для национальных органов; развитием программ технического сотрудничества для реализации обшей политики; профессиональной подготовкой, исследованиями и издательской деятельностью.

В целях активизации деятельности стран-участниц в 1998 г. была принята обязательная для всех этих стран Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации. В ней определено то, что все страны-участницы в силу самого факта их членства в МОТ обязаны соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь основные принципы Декларации. Эти принципы следующие: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. В Декларации определен механизм ее реализации, а также предусмотрены ежегодные доклады стран-участниц по вопросам реализации её основных положений.

В соответствии со статьей 15 п. 4 Конституции РФ и статьей 10 ТК РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотрены трудовым законодательством, применяются правила международного договора.

Это правило подтверждается и в п. 2 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Согласно п. 3 той же статьи положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации действуют в Российской Федерации непосредственно. В практическом плане это означает необходимость для всех субъектов применять нормы международного трудового права и положения тех конвенций МОТ, которые ратифицированы нашей страной.

Однако, не стоит предполагать, что приоритет всегда остаётся за нормами международного права. Соотношение между ними и национальным законодательством о труде решается в пользу международного права и международных договоров, если ими устанавливаются более льготные для граждан нормы и правила по сравнению с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Международные договоры приобретают юридическую силу после их ратификации.

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда значительна тем, что она закрепляет основные международно-правовые принципы в сфере труда, которые обязательны для государств - участников МОТ независимо от ратификации соответствующих конвенций. Такими принципами являются: упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий и т.д.

Конвенции МОТ, которые действуют на территории Российской Федерации, Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда имеют особое значение для регулирования национальных трудовых отношений, поскольку позволяют ежегодно требовать от государств - членов МОТ представления докладов о прогрессе, достигнутом в применении указанных в них принципов.

К числу непосредственно действующих в России международно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения, относятся также Филадельфийская и Женевская декларации МОТ, которые формулируют общепризнанные принципы международного трудового права и являются основным механизмом для правового регулирования национальных трудовых отношений для всех государств-членов МОТ.

Наряду с действующими в нашей стране международно-правовыми актами, система трудового права России включает принципы и нормы международного права, которые содержатся в пактах ООН, конвенциях МОТ. Как правило, эти международно-правовые акты становятся частью правовой системы России не автоматически. В трудовое право России они имплантируются двумя способами: 1) путем ратификации пактов, конвенций и иных актов международных организаций или их органов, участником (членом) которых является Россия; 2) путем ратификации двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров, заключаемых Россией с другими государствами.

.3 Роль международных нормативных актов в регулировании трудовых отношений в РФ

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это в полной мере относится и к регулированию трудовых отношений. То есть, на отношения работодателя и работника, которые находятся на территории Российской Федерации, распространяют свое действие не только нормы отечественного законодательства, но и нормы международного права.

Международно-правовое регулирование труда можно определить как регулирование трудовых отношений на основе ратифицированных норм международных организаций и международных договоров.

Среди международных нормативных актов в первую очередь следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Наряду с другими правами во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, право на равную оплату за равный труд и другие права.

Содержание трудовых отношений объективно обусловливается уровнем развития экономики, производительных сил общества. Современным трудовым правом устанавливаются минимальные и пороговые, процедурные и процессуальные стандарты, в рамках которых субъекты трудовых отношений могут определять свои права и обязанности. Но различные стандарты, действующие в разных странах, могут значительно влиять на конкурентоспособность предпринимателей, применяющих наемный труд, на мировом рынке.

Международное регулирование труда - это система закрепленных в международных актах и соглашениях стандартов правового регулирования труда.

В актах, разработанных на основе обобщения опыта многих стран, закреплены основополагающие принципы и права субъектов трудовых отношений, универсальные трудоправовые нормы, объективный характер и эффективность которых обеспечиваются на национальном уровне.

Глава 3. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль соблюдения международных стандартов труда

В соответствии со ст.353 ТК РФ органами, которые вправе контролировать соблюдение норм трудового права, являются: прокуратура, специальные органы государственного контроля и надзора за безопасным осуществлением отдельных видов деятельности (Росатомнадзор, Росэнергонадзор, Роспотребнадзор и др.), а также иные федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти. Данные учреждения проверяют соблюдение норм трудового права работодателями. Если работодатели нарушают установленные нормы, данные органы предлагают им устранить допущенные нарушения либо принимают решения о привлечении нарушителей к административной ответственности.

В нашей стране защиту трудовых прав осуществляют суды РФ. Они рассматривают такие трудовые споры, как, например, споры о восстановлении на работе, о переводе на другую работу, об отказе в приеме на работу, о дискриминации в трудовой сфере. В судах могут быть обжалованы решения органов государственного контроля и надзора, которые приняты в отношении несоблюдения норм трудового права.

Согласно ст.2 ТК РФ целями трудового законодательства являются защита прав работников и работодателя. Поскольку работодатели выступают основой производительных сил общества, им также гарантируется право на государственную защиту их прав в трудовой сфере. Работодатель может оспорить в судебном порядке законность решения комиссии по трудовым спорам, действия органов государственного контроля и надзора, объявление работниками забастовки и т.д. Работодатель вправе обратиться в суд с иском о взыскании с работника материального ущерба, если работник нарушает условия трудового договора.

Свои права участники трудовых отношений могут отстаивать и самостоятельно, без участия государства, поскольку каждый гражданин имеет право на самозащиту. Суть данного права состоит в том, что сторона трудовых отношений может самостоятельно защитить свои права в трудовой сфере путем совершения определенных действий или бездействий.1 Принцип обеспечения права на самозащиту прямо не назван в ст. 2 ТК РФ, однако на нем основан целый ряд норм трудового законодательства, который обусловливает содержание правоотношений по защите трудовых прав и свобод. Например, работник может отказаться от выполнения работы, не указанной в трудовом договоре, а также работы, угрожающей его жизни или здоровью (ст. 379 ТК РФ); он может приостановить выполнение работы в связи с задержкой выплаты заработной платы (ст. 142 ТК РФ); работники могут объявить забастовку.

Для того чтобы международные стандарты правового регулирования труда действовали на территории отдельного государства, эффективнее было бы создать соответствующие правовые условия на национальном уровне. Адаптирование национального законодательства (имплементация (внедрение) международных актов) может осуществляться путем придания прямого действия международным актам, принятия национального нормативного правового акта или внесения изменений в действующие нормы.

Все принципы правового регулирования трудовых отношений взаимосвязаны. Они образуют определенную систему, которая является отражением системы отрасли трудового права. Например, осуществление права работников на охрану труда, обязательность исполнения сторонами своих обязательств основываются на принципе обеспечения права каждого на государственную защиту. Принцип демократизма определен гарантией свободно создавать профессиональные объединения и т.д.

Система принципов, на которых основывается регулирование отношений в сфере труда в целом, дополняется принципами отдельных институтов. Они регулируют отдельные виды трудовых отношений. Примером принципов правового института являются положения, закрепленные в ст. 24 ТК РФ и отражающие базовые начала регулирования отношений в области социального партнерства.

В рамках социального партнерства возможно применение международных трудовых стандартов. Согласно ст.10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором РФ установлены другие, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, правила, которые содержат нормы трудового права, применяются правила международного договора. Таким образом, ратификация Россией международного договора влечет включение его норм в систему национального права. Вместе с тем присоединение государства к международным договорам чаще всего требует внесения изменений в национальные правовые акты для конкретизации их содержания, определения алгоритма реализации, для согласования с уже действующими нормами. Россией в настоящее время ратифицировано 65 конвенций (55 из них действующие). Ведется дальнейшая работа по присоединению к конвенциям МОТ. В связи с вышесказанным целесообразно учитывать содержание всех актов МОТ, в том числе пока не ратифицированных Россией, при разработке проектов нормативных правовых актов и актов социального партнерства. 2

.1 Взаимодействие международного регулирования труда и национального трудового законодательства

Реализация международных стандартов правового регулирования труда обеспечивается особым контрольным механизмом. В соответствии с Уставом МОТ каждое государство-участник обязано регулярно представлять в Международное бюро труда доклады о мерах по реализации положений ратифицированных им конвенций. Комитет экспертов по применению конвенций изучает эти доклады и готовит общий отчет для Международной конференции труда. При этом он вправе обратить внимание соответствующих правительств на необходимость принятия дополнительных мер по реализации конвенций или сделать запрос о предоставлении нужной информации. Доклад Комитета экспертов рассматривается трехсторонним Комитетом по применению норм Международной конференции труда.

Устав МОТ предусматривает возможность направления объединениями работодателей или работников информации о несоблюдении государством ратифицированной им конвенции в Международное бюро труда. Административный совет может в этом случае назначить трехстороннюю комиссию, которая после изучения дела представляет заключение и рекомендации. Кроме того, в соответствии с Уставом МОТ государства-участники наделены правом подавать в Международное бюро труда жалобы на любое государство, не обеспечившее, по их данным, эффективное осуществление ратифицированной конвенции. Такой спор может быть рассмотрен Комиссией по расследованию или передан в Международный суд.

Кроме вышеуказанных организаций мирового масштаба существуют региональные международные организации, создающие и продвигающие в жизнь стандарты правового регулирования труда. Это Содружество Независимых Государств, Совет Европы, Европейский Союз (ЕС) и др.

В рамках СНГ разрабатываются и принимаются модельные акты, призванные обеспечить гармонизацию законодательства стран-участниц. В сфере регулирования межгосударственных социально-трудовых отношений основополагающей является Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г.).1 Приняты также модельные законы: «Об охране труда» от 8 июня 1997 г.; «О коллективных договорах и соглашениях» от 8 июня 1997 г.; «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 15 июня 1998 г.; «О социальном партнерстве» от 16 ноября 2006 г. и другие. Разработана Концепция модельного Трудового кодекса.

Существует региональная европейская международная организация, которая создана для защиты прав человека, развития демократии, укрепления верховенства права на территории всех входящих в нее стран. Это Совет Европы. Наиболее значимый акт этой организации - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Ее особенностью является то, что в рамках данной организации создан Европейский Суд по правам человека. Он принимает и рассматривает жалобы от физических лиц и неправительственных организаций, считающих, что их права, признанные в Конвенции или Протоколах к ней, нарушены. В 2009 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию.

.2 Исполнение международных стандартов правового регулирования труда

В сфере социально-трудовых прав Россия приняла на себя обязательства в отношении следующих положений Европейской социальной хартии:

право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола;

право работников на участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды на предприятии,

право работников на защиту от увольнений: право всех работников не быть уволенными без уважительных причин, связанных с их способностями или поведением или производственными нуждами организации; право работников, уволенных без уважительных причин, на разумную компенсацию и другую необходимую помощь;

право обжаловать увольнение в беспристрастном органе;

право работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение;

право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях.

В Хартии есть и другие нормы о социально-трудовых правах: о защите требований работников в случае банкротства работодателя и праве работников на защиту своего достоинства во время работы. Данные нормы содействуют экономическому и социальному прогрессу, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию между мужчинами и женщинами. В настоящее время международные и в том числе европейские нормативные правовые акты и судебная практика во многом определяют правовое регулирование трудовых отношений в государствах - членах ЕС.

Сообщество может принимать нормы в сфере трудового права в том случае, если задача правового регулирования по своему объему или последствиям не может быть самостоятельно и эффективно решена государствами - членами ЕС. Нормативные правовые акты ЕС в сфере трудового права принимаются органами ЕС в соответствии с установленными процедурами. В компетенцию ЕС входят такие вопросы, как улучшение производственной среды для защиты здоровья и безопасности работников; условия труда; информирование и заслушивание работников; профессиональное включение лиц, находящихся за пределами рынка труда; равноправие мужчин и женщин на рынке труда и равное обращение с ними на рабочем месте; преодоление социальной обособленности. Также это социальные гарантии и социальная защита работников; защита работников при расторжении трудового договора; представительство и коллективный учет интересов работников и работодателей, включая участие в управлении, если это не является вмешательством в компетенцию национального законодателя; условия занятости граждан третьих стран, которые правомерно находятся на территории ЕС.1

За национальным законодателем остается правовое регулирование вознаграждения за труд, забастовок, определение правового положения коалиций.

Конвенции и директивы международных сообществ нуждаются в имплементации, то есть, в опосредовании в национальном законодательстве. Директивы содержат указание стране-участнице позаботиться о том, чтобы к установленному моменту в национальном законодательстве были определенные нормы. Если национальное право нарушает непосредственно действующие положения директив, оно не должно применяться. Кроме того, толковать право следует в соответствии с директивами ЕС. В случае нарушения государством своей обязанности гражданин может предъявить к государству иск о возмещении вреда, причиненного несвоевременной или неполной имплементацией положений Директивы. Европейские акты имеют значение для гармонизации законодательства России и ЕС.

Заключение

Вхождение Российской Федерации в международный рынок труда, ратификация Деклараций и Соглашений, касающихся защиты прав работников и работодателей, улучшения условий труда женщин и запрещения любой дискриминации в трудовых отношениях, а также расширяющееся использование иностранной рабочей силы в нашей стране ставит вопросы международного правового регулирования трудовых отношений в качестве важнейших.

Международное регулирование трудовых отношений особенно проявляется тогда, когда трудовые отношения, то есть индивидуальные и коллективные общественные отношения, возникающие по поводу участия работников в совместном труде, определяются, как международные (в том числе, когда в них присутствует иностранный элемент). Трудовые отношения подлежат регулированию международными нормами права в том случае, когда и работник, и работодатель принадлежат к различным государствам, когда участники трудовых отношений могут принадлежать к одному государству, а сам труд работника, выступающего в качестве объекта отношений, может протекать за границей и т.д. При наличии «иностранного элемента» способствует включению данной группы отношений в сферу международных трудовых отношений, подлежащих регулированию нормами международного права.

Роль норм международного частного права в регулировании сферы трудовых отношений постоянно возрастает. Поэтому актуальным является совершенствование применения норм международного права в регулировании национальных трудовых отношений.

Основными принципами правового регулирования труда в Российской Федерации являются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников и др.

Регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Юридическое содержание норм трудового права, как и любой нормы права, составляют юридические права и обязанности. Однако норма трудового права - это не только государственно-властное предписание. Она может исходить не только от государства, но и от работодателя, которым государство предоставляет на это право, нормы трудового права, обладая всеми характеристиками правовых норм: устанавливаются или санкционируются государством в строго определенном порядке и находятся под его защитой.

Высшей юридической силой в правовой системе России обладает Конституция РФ, ее положения определяют смысл, содержание и применение всех остальных законов. Конституционные принципы, затрагивающие права и свободы человека, в том числе и непосредственно в сфере применения труда, служат основой для формирования отраслевой системы принципов трудового права. Правовые основы регулирования отношений в области применения труда базируются на таких значимых конституционных положениях, как признание равенства всех перед законом и судом, права каждого на судебную защиту, обеспечение безопасных условий труда, права на отдых, на вознаграждение за труд не ниже минимального размера, установленного законодательством и др.

Современные общемировые тенденции развития трудового права обусловливает целесообразность сотрудничества государств на международном уровне по вопросам, касающимся сферы труда.

Нормы международного права происходят из взаимного согласования воль государств-членов и нормотворческой деятельности институтов интеграционных структур. Следует рассматривать международное право как результат именно межгосударственного сотрудничества.

Международное регулирование труда осуществляется на всех уровнях межгосударственного сотрудничества: двустороннем, региональном, общемировом. Основными органами международного регулирования труда являются в первую очередь ООН и МОТ. Конвенции МОТ, действующие на территории Российской Федерации, а также текст Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, имеют особое значение для регулирования трудовых отношений. Данный механизм позволяет ежегодно требовать от государств - членов МОТ, не ратифицировавших основополагающие конвенции, представления докладов о прогрессе, достигнутом в применении провозглашенных в них принципов.

Исполнение международных стандартов правового регулирования груда обеспечивается особым контрольным механизмом. В соответствии с Уставом МОТ каждое государство-член обязано регулярно представлять в Международное бюро труда доклады о мерах по реализации в законодательстве и практике положений ратифицированных им конвенций. Комитет экспертов по применению конвенций изучает их и готовит общий доклад для Международной конференции труда. При этом он может обратить внимание соответствующих правительств на необходимость принятия дополнительных мер по реализации конвенций или сделать запрос о предоставлении необходимой информации.

Игнорирование международных и конституционных принципов при формировании законодательства ведет к безусловному признанию соответствующих норм не подлежащими применению. Примеров признания неконституционными тех или иных положений трудового законодательства в силу их противоречия Конституции РФ и международным стандартам, к сожалению, на сегодня немало.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями государств и международных организаций, в том числе международных трудовых норм. Увеличение количества организаций, расширение их функций можно объяснить усложнением международных отношений.

В целях большей эффективности влияния международных норм права на региональное трудовое законодательство, считается необходимым закрепить норму о возможности применения законодательства в сфере международного частного права к трудовым отношениям по аналогии. Речь идет о закреплении возможности регулирования нормами международного частного права трудовых отношений, осложненных иностранным элементом. Это обусловлено тем, что не все институты международного частного права могут быть отражены в трудовом законодательстве. Указанные пробелы должны быть восполнены за счет применения аналогии права и аналогии закона.

Библиографический список

Нормативные правовые акты

1.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС «Гарант», 2013.

.Устав ООН // un.org

.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // СПС «Гарант», 2013.

.Устав Международной Организации Труда // СПС «Гарант», 2013.

.Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации. Принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 86-й сессии, Женева, 18 июня 1998 года // СПС «Гарант», 2013.

.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // СПС «Гарант», 2013.

.Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, принята Международной конференцией труда на ее 97-й сессии, Женева, 10 июня 2008г.

."Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств" (Одобрена в г. Санкт-Петербурге 29.10.1994 на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // КонсультантПлюс 2013

.Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 2331-р Об утверждении плана мероприятий Правительства РФ по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 гг. // СПС Гарант.

.Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г. // СПС «Гарант», 2013.

.Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. // Ведомости ВС СССР. 1969. N 25. Ст. 219.

. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. // СПС «Гарант», 2013.

. Венская декларация 1993 г. // СПС «Гарант», 2013.

.Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3884.

.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ). Текст с изменениями и дополнениями на 25 ноября 2013 г. // СПС «Гарант», 2013.

.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 25 декабря 2012 г. // СПС «Гарант», 2013.

.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 06.04.2011) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448; 2011. N 15. Ст. 2038.

.Соглашение о Таможенном Союзе. Москва, 20 января 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. №6.

.Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства. Москва, 8 декабря 1999 г. // Рос. газ. 2000. 29 янв.

. Договор о Европейском Союзе в редакции Маастрихтского договора от 7 февраля 1992 г. // Действующее международное право: в 3 т. М., 1993. Т. 3. С. 212.

. Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларуссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 1997. №8. С. 3-8.

. Договор об учреждении Евразийского Экономического Сообщества от 10 октября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. №5. С. 9-15.

Монографии, учебные пособия

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007

.Бару М.И. Организация охраны трудовых прав. Харьков. 1966.

.Бегичев Б.К. К вопросу о предмете и методике трудового права. Изд-во ИГиП АН СССР. Москва 1975.

.Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции: монография. - "Проспект", 2013 г. // СПС Гарант

. Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Изд-во Казанского университета 1989.

.Бугров Л.Ю. Российское трудовое право: Учеб. пособие. Изд-во Проспект (ТК Велби), 2003 г. 160с.

. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. Учебник для вузов. - М.: Дело, 1999. - 728 с.

. Куренной А.М. Трудовое право России. М.: Юристъ, 2004г. - 493 с.

.Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Том 1. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2009. - 879 с.

.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. - 512 с.

.Жилин Г.А., Коробченко В.В., Маврин С.П. и др. Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практическое пособие (под ред. С.П. Маврина). - "Проспект", 2011 г.

.Пашерстник А.Е. Правовое регулирование труда в капиталистических странах. Учебное пособие. М.: Госюриздат. 133с.

. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. Москва. Издание ХПИ "ЭСЛАН". 2000

. Скачкова Г.С. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). 4-е изд. М.: РИОР, Инфра-М, 2010. 544 с.

.Черняева Д.В. Международные стандарты труда. Международное публичное трудовое право. КноРус, 2010 г. 232 с.

. Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.05 - Москва, 2011.- 384 с.

Научные статьи

40. Аленина И.В. Коллизии в трудовом праве: диссертация ... кандидата юридических наукригинале: Дис. ... канд. юрид. наук : Омск, 2000 206 с

. Богатыренко З.С. Новейшие тенденции защиты персональных данных работника в российском трудовом праве //"Трудовое право", 2006, № 10

.Бондаренко Э.Н. Возникновение трудового правоотношения из незавершенного сложного юридического состава. Журнал российского права. -2005.- № 1. - С. 33-36 с.

.Бугров Л.Ю. К дискуссии о понимании международного трудового права в российской и зарубежной доктринах // Вестн. Перм. ун-та. Юрид. науки. Пермь, 2007. Вып. 8(13).

.Бугров Л.Ю. О сближении российского трудового права и трудового права (права занятости) Евросоюза // Доклады и выступления: конференция, посвященная 100-летию проф. И.Г. Александрова 19-20 июня 2008 г. М., 2008.

. Вострецова О.А. Правовые последствия отказа в приеме на работу // "Трудовое право", 2009, № 4.

.Давлетгильдеев Р.Ш. Правовые проблемы формирования общего рынка труда в содружестве независимых государств // Государство и право: - 04/2004 .

.Жарков Б.Н. Новые тенденции в правовом регулировании условий труда в буржуазных странах. М.: Наука. 1980. 109 с.

.Коробченко, В.В.Трудовые правоотношения: Теоретические проблемы и современные научные подходы //Правоведение. -2002. - № 1 (240). - С. 223 -229

. Семешко А.И. Анализ регионального и международного сотрудничества по вопросам трудового права // Вестн. Перм. ун-та. Юрид. науки. Пермь, 2007. Вып. 8(13).

.Сайт Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Тиунов О.И. Защита прав человека в практике Конституционного суда РФ в условиях интернационализации российского права и роль в этом процессе международно-правовых стандартов // Междунар. публичное и частное право. 2003. №2.

Похожие работы на - Нормы международного права в сфере трудовых отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!